Содержание

1. Внутренний контроль и система мер по ограничению риска хозяйственной деятельности. 3

2. Министерство по налогам и сборам РФ.. 8

Список литературы.. 15


1. Внутренний контроль и система мер по ограничению риска хозяйственной деятельности

Для успешной деятельности организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и преумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль.

Французская национальная компания бухгалтеров – ревизоров трактует внутренний контроль, как комплекс мер безопасности, определяемый руководством в целях обеспечения защиты имущества, правильности и достоверности бухгалтерских записей, согласованного и эффективного осуществления операций, соответствия принимаемых решений политике руководства.

Французская ассоциация бухгалтеров и аудиторов определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый руководством и персоналом, чтобы постоянно давать надежные подтверждения того, что финансовая информация достоверна, законы, нормативные акты и директивы соблюдаются операции выполнены, их правильность обеспечена, что позволяет организации выполнить свои основные задачи, каковыми являются защита имущества, рентабельность и эффективность деятельности.

Для того, чтобы поставленные цели были достигнуты, к числу задач внутреннего контроля, помимо указанных в определении, необходимо отнести подтверждение того, что принятые управленческие решения обоснованы и эффективны.

Главные характеристики внутреннего контроля следующие:[1]

одна из основных функций управления;

система постоянного наблюдения;

комплекс мер безопасности;

процесс, осуществляемый руководством и персоналом.

Для обеспечения эффективности контроля орган управления должен разработать и воплотить в организации адекватную систему внутреннего контроля (СВК).

Функционирование системы внутреннего финансового контроля призвано сводить к минимуму различного рода риски в деятельности организации. Таким образом, основные цели функционирования системы внутреннего контроля:

сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации;

своевременная адаптация организации к изменениям во внутренней и внешней среде;

обеспечение эффективного функционирования организации и ее устойчивости, а также максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.

В каждой организации можно по-своему рационализировать систему внутреннего контроля (СВК) исходя из внутренних и внешних условий, а также степени развития компании. Но существует ряд общих методов повышения эффективности функционирования СВК. Для достижения этих целей должны быть разработаны соответствующие контрольные процедуры, зафиксированные в учетной политике предприятия.[2]

Ничто не мешает бухгалтеру при этом применять методы проверки или отдельные контрольные процедуры, используемые налоговыми органами или аудиторскими организациями. С проверкой финансово-хозяйственной деятельности предприятия теми или иными официальными органами или аудиторскими фирмами сталкивались в своей практике большинство бухгалтеров. Но с методиками организации и проведения проверок знакомы немногие.

В то же время создание системы внутреннего контроля - сложная задача, с которой предприятие не всегда имеет возможность справиться самостоятельно. Именно поэтому в реальной практике управления предприятиями приходится говорить не о системности, а о применении отдельных контрольных процедур.

Например, контроль использования рабочего времени; контроль расходования материальных ресурсов и т.п. Выполнение этих контрольных процедур чаще всего возложено на бухгалтерию предприятий. С одной стороны, это вполне понятно - задачи организации и функционирования системы внутреннего контроля предприятия невозможно решить без надлежащего решения основных задач системы бухгалтерского учета, определенных в Законе о бухгалтерском учете.

Именно главный бухгалтер на предприятии отвечает за эффективность системы бухгалтерского учета и обеспечивает контроль за соответствием осуществляемых хозяйственных операций, за движением имущества и выполнением обязательств. С другой стороны, система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые относятся непосредственно к функциям системы бухгалтерского учета, и обеспечить ее функционирование только силами финансовых служб невозможно.

Тем не менее, эти службы могут стать ядром системы внутреннего контроля. В настоящее время внутренний (внутрихозяйственный) контроль в российских организациях приобретает характер основы, обеспечивающей оптимальный ход процесса управления на всех его стадиях (планирование, организация и регулирование, учет, анализ). Эффективная система внутреннего контроля - одно из главных условий успешной деятельности коммерческой организации.

Риск – это вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом.

Существуют различные точки зрения по поводу объективной и субъективной природы риска.

субъективная природа риска,

объективная природа риска,

субъективно-объективная природа риска.

Риск связан с выбором определенных альтернатив, расчетом вероятностей их исхода – в этом его субъективная сторона. Помимо этого она проявляется и в том, что люди неодинаково воспринимают одну и ту же величину экономического риска в силу различных психологических, нравственных, идеологических ориентаций, принципов и т.д.

Однако риск имеет и объективную сторону. Объективное существование риска обуславливает вероятностная сущность многих природных, социальных и технологических процессов, много вариантность материальных и идеологических отношений, в которые вступают субъекты социально-экономической жизни.

Объективность риска проявляется в том, что это понятие отражает реально существующие в жизни явления, процессы, стороны деятельности. Причем риск существует независимо от того, осознают ли его наличие или нет, учитывают или игнорируют его.

Субъективно - объективная природа риска отражается тем, что он порождается процессами, как субъективного характера, так и такими, существование которых, в конечном счете, не зависит от воли и сознания человека.

Существование риска непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднозначна по форме проявления и по содержанию.

Риск хозяйственной деятельности – риск в коммерческой, производственной деятельности в ситуации неопределенности из-за недостатка информации, которая не гарантирует в таких условиях полного и однозначного достижения положительного результата; неотъемлемый компонент рыночной экономики.[3]

Управление риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.

Предприниматель в условиях хозяйственного риска должен уметь выбирать из набора альтернативных вариантов, оценивая их с позиции приемлемого оправданного уровня риска.

Количественная оценка уровня хозяйственного риска – обязательный элемент техническо-экономического обоснования любого проекта, идеи.

Наряду с внутренним контролем, внутрихозяйствен­ным расчетом, созданием мер по ограничению риска и безопасности хозяйственной деятельности фирмы, важ­ное значение в финансовой и налоговой сфере в современ­ной обстановке представляет ревизия - как инструмент контроля.[4]

Неплатежи, задержки заработной платы, на­логовое бремя, инфляция и нестабильность экономики в стране требует со стороны государства радикальных мер, соответствующих международным стандартам: проверок финансовых результатов, правил документооборота и кон­троля учетной политики.

Эти функции контроля и реви­зий в стране вскрывают укрытие фирм от налоговых пла­тежей, нарушения в использовании бюджетных ассигно­ваний. Наполняемость бюджета и внебюджетных фондов позволит своевременно выдавать заработную плату, пен­сии и стипендии, пособия, улучшить социальную помощь, здравоохранение, образование, работу правоохранитель­ных органов и выполнять другие функции государства Российского.


2. Министерство по налогам и сборам РФ

Государственный финансовый контроль (ГФК) — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

1) ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и материальными ресурсами (капиталами), используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, а также государственными имущественными правами, влекущих прямой или косвенный финансовый и/ или материальный ущерб государству;

2) несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

3) недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций (в том числе бюджетных учреждений) и их объединений, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства;

4) угроз финансовой безопасности государства.

Классификация органов ГФК в зависимости от характера их компетенции


МНС РФ контролирует полноту и своевременность поступления платежей в соответствующий бюджет.

Основным направлением его деятельности является предупреждение, выявление, пресечение и расследование налоговых преступлений или административных правонарушений. Активное содействие этому оказывает налоговая полиция и казначейство.

В настоящее время Указом Президента от 17.05.2000 года №867 Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю упразднена, часть функций передана Министерству финансов РФ, часть – Министерству экономического развития и торговли РФ.

Налоговые органы в Российской Федерации — это МНС РФ и его подразделения в РФ. В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочи­ями налоговых органов обладают таможенные органы и органы госу­дарственных внебюджетных фондов.[5]

Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фон­дов и таможенные органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ. Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуще­ствляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных НК РФ и иными федеральными законами, определяющими порядок организа­ции и деятельности налоговых органов.

Налоговые органы имеют следующие права:[6]

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента докумен­ты по формам, установленным государственными органами и органа­ми местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевремен­ность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельству­ющих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтоже­ны, сокрыты, изменены или заменены;

4)вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5)приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;

6)осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России и МНС РФ);

7)определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8)требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9)   взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;

10)контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

11)требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней;

12)привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

13)вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

14)заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

15)создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ;

16)предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

ü о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

ü признании недействительной государственной регистрации юри­дического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

ü ликвидации организации любой организационно-правовой фор­мы по основаниям, установленным законодательством РФ;

ü досрочном расторжении договора о налоговом кредите и догово­ра об инвестиционном налоговом кредите;

ü взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствую­щим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящей­ся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обще­ствами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладаю­щих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а так­же за организациями, являющимися в соответствии с гражданским за­конодательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает вы­ручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преоблада­ющих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);

ü в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.

В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сбо­рах, МНС РФ в пределах своих полномочий утверждает формы заяв­лений о постановке на учет в налоговые органы, формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций и устанавливает порядок их заполнения, обязательные для налогоплательщиков.

Налоговые органы имеют следующие обязанности:[7]

1)соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2)осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3)вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

4)проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

5)осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;

6)соблюдать налоговую тайну;

7)направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотрен­ные НК РФ и иными федеральными законами.

Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уго­ловного дела.

Помимо обязанностей налоговых органов в НК РФ установлены обязанности должностных лиц налоговых органов. Должностными лицами налоговых органов являются лица, занимающие должности в на­логовых органах и имеющие следующие классные чины: главный го­сударственный советник налоговой службы; государственные советни­ки налоговой службы I—III рангов; советники налоговой службы I—III рангов; инспекторы налоговой службы I—III рангов.


Список литературы

1.     А.Феофилактова   «Время Новостей» 15.01.2002

2.     Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. — М.: «Маркетинг», 2000.

3.     Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (ред. 05.08.2000)

4.     Кудряшов Д.А. ЗАО "Такт-Аудит" 2004г. «Новости финансов» 08.04.2004г.

5.     Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.П. Ревизия и контроль:  М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2003.

6.     Менеджмент в России и за рубежом №2 / 2001

7.     Менеджмент в России и за рубежом №7 / 2003

8.     Н.Л. Маренков  Контроль и ревизия  «Феникс» Москва 2004г.

9.     По информации газеты «Коммерсант» от 27.11.2001

10.      Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения НГУЭиУ

11.      Финансовое право: Учебник, Отв. Редактор Н.И.Химичева , 2-е изд., перераб. и доп.- М: Юристъ,2000.-600с.



[1] Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения НГУЭиУ


[2]Финансовое право: Учебник, Отв. Редактор Н.И.Химичева , 2-е изд., перераб. и доп.- М: Юристъ,2000.-37с.


[3] Финансовое право: Учебник, Отв. Редактор Н.И.Химичева , 2-е изд., перераб. и доп.- М: Юристъ,2000.-62с.


[4] Н.Л. Маренков  Контроль и ревизия  «Феникс» Москва 2004г.


[5] Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. — М.: «Маркетинг», 2000г. с.81-83


[6] Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.П. Ревизия и контроль:  М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2003г.с.155


[7] Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. — М.: «Маркетинг», 2000г. с.85-87