Содержание
1. Внутренний контроль и система мер по ограничению риска хозяйственной деятельности. 3
2. Министерство по налогам и сборам РФ.. 8
Список литературы.. 15
1. Внутренний контроль и система мер по ограничению риска хозяйственной деятельности
Для успешной деятельности организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и преумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль.
Французская национальная компания бухгалтеров – ревизоров трактует внутренний контроль, как комплекс мер безопасности, определяемый руководством в целях обеспечения защиты имущества, правильности и достоверности бухгалтерских записей, согласованного и эффективного осуществления операций, соответствия принимаемых решений политике руководства.
Французская ассоциация бухгалтеров и аудиторов определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый руководством и персоналом, чтобы постоянно давать надежные подтверждения того, что финансовая информация достоверна, законы, нормативные акты и директивы соблюдаются операции выполнены, их правильность обеспечена, что позволяет организации выполнить свои основные задачи, каковыми являются защита имущества, рентабельность и эффективность деятельности.
Для того, чтобы поставленные цели были достигнуты, к числу задач внутреннего контроля, помимо указанных в определении, необходимо отнести подтверждение того, что принятые управленческие решения обоснованы и эффективны.
Главные характеристики внутреннего контроля следующие:[1]
одна из основных функций управления;
система постоянного наблюдения;
комплекс мер безопасности;
процесс, осуществляемый руководством и персоналом.
Для обеспечения эффективности контроля орган управления должен разработать и воплотить в организации адекватную систему внутреннего контроля (СВК).
Функционирование системы внутреннего финансового контроля призвано сводить к минимуму различного рода риски в деятельности организации. Таким образом, основные цели функционирования системы внутреннего контроля:
сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации;
своевременная адаптация организации к изменениям во внутренней и внешней среде;
обеспечение эффективного функционирования организации и ее устойчивости, а также максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.
В каждой организации можно по-своему рационализировать систему внутреннего контроля (СВК) исходя из внутренних и внешних условий, а также степени развития компании. Но существует ряд общих методов повышения эффективности функционирования СВК. Для достижения этих целей должны быть разработаны соответствующие контрольные процедуры, зафиксированные в учетной политике предприятия.[2]
Ничто не мешает бухгалтеру при этом применять методы проверки или отдельные контрольные процедуры, используемые налоговыми органами или аудиторскими организациями. С проверкой финансово-хозяйственной деятельности предприятия теми или иными официальными органами или аудиторскими фирмами сталкивались в своей практике большинство бухгалтеров. Но с методиками организации и проведения проверок знакомы немногие.
В то же время создание системы внутреннего контроля - сложная задача, с которой предприятие не всегда имеет возможность справиться самостоятельно. Именно поэтому в реальной практике управления предприятиями приходится говорить не о системности, а о применении отдельных контрольных процедур.
Например, контроль использования рабочего времени; контроль расходования материальных ресурсов и т.п. Выполнение этих контрольных процедур чаще всего возложено на бухгалтерию предприятий. С одной стороны, это вполне понятно - задачи организации и функционирования системы внутреннего контроля предприятия невозможно решить без надлежащего решения основных задач системы бухгалтерского учета, определенных в Законе о бухгалтерском учете.
Именно главный бухгалтер на предприятии отвечает за эффективность системы бухгалтерского учета и обеспечивает контроль за соответствием осуществляемых хозяйственных операций, за движением имущества и выполнением обязательств. С другой стороны, система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые относятся непосредственно к функциям системы бухгалтерского учета, и обеспечить ее функционирование только силами финансовых служб невозможно.
Тем не менее, эти службы могут стать ядром системы внутреннего контроля. В настоящее время внутренний (внутрихозяйственный) контроль в российских организациях приобретает характер основы, обеспечивающей оптимальный ход процесса управления на всех его стадиях (планирование, организация и регулирование, учет, анализ). Эффективная система внутреннего контроля - одно из главных условий успешной деятельности коммерческой организации.
Риск – это вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом.
Существуют различные точки зрения по поводу объективной и субъективной природы риска.
субъективная природа риска,
объективная природа риска,
субъективно-объективная природа риска.
Риск связан с выбором определенных альтернатив, расчетом вероятностей их исхода – в этом его субъективная сторона. Помимо этого она проявляется и в том, что люди неодинаково воспринимают одну и ту же величину экономического риска в силу различных психологических, нравственных, идеологических ориентаций, принципов и т.д.
Однако риск имеет и объективную сторону. Объективное существование риска обуславливает вероятностная сущность многих природных, социальных и технологических процессов, много вариантность материальных и идеологических отношений, в которые вступают субъекты социально-экономической жизни.
Объективность риска проявляется в том, что это понятие отражает реально существующие в жизни явления, процессы, стороны деятельности. Причем риск существует независимо от того, осознают ли его наличие или нет, учитывают или игнорируют его.
Субъективно - объективная природа риска отражается тем, что он порождается процессами, как субъективного характера, так и такими, существование которых, в конечном счете, не зависит от воли и сознания человека.
Существование риска непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднозначна по форме проявления и по содержанию.
Риск хозяйственной деятельности – риск в коммерческой, производственной деятельности в ситуации неопределенности из-за недостатка информации, которая не гарантирует в таких условиях полного и однозначного достижения положительного результата; неотъемлемый компонент рыночной экономики.[3]
Управление риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.
Предприниматель в условиях хозяйственного риска должен уметь выбирать из набора альтернативных вариантов, оценивая их с позиции приемлемого оправданного уровня риска.
Количественная оценка уровня хозяйственного риска – обязательный элемент техническо-экономического обоснования любого проекта, идеи.
Наряду с внутренним контролем, внутрихозяйственным расчетом, созданием мер по ограничению риска и безопасности хозяйственной деятельности фирмы, важное значение в финансовой и налоговой сфере в современной обстановке представляет ревизия - как инструмент контроля.[4]
Неплатежи, задержки заработной платы, налоговое бремя, инфляция и нестабильность экономики в стране требует со стороны государства радикальных мер, соответствующих международным стандартам: проверок финансовых результатов, правил документооборота и контроля учетной политики.
Эти функции контроля и ревизий в стране вскрывают укрытие фирм от налоговых платежей, нарушения в использовании бюджетных ассигнований. Наполняемость бюджета и внебюджетных фондов позволит своевременно выдавать заработную плату, пенсии и стипендии, пособия, улучшить социальную помощь, здравоохранение, образование, работу правоохранительных органов и выполнять другие функции государства Российского.
2. Министерство по налогам и сборам РФ
Государственный финансовый контроль (ГФК) — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:
1) ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и материальными ресурсами (капиталами), используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, а также государственными имущественными правами, влекущих прямой или косвенный финансовый и/ или материальный ущерб государству;
2) несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
3) недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций (в том числе бюджетных учреждений) и их объединений, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства;
4) угроз финансовой безопасности государства.
МНС РФ контролирует полноту и своевременность поступления платежей в соответствующий бюджет.
Основным направлением его деятельности является предупреждение, выявление, пресечение и расследование налоговых преступлений или административных правонарушений. Активное содействие этому оказывает налоговая полиция и казначейство.
В настоящее время Указом Президента от 17.05.2000 года №867 Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю упразднена, часть функций передана Министерству финансов РФ, часть – Министерству экономического развития и торговли РФ.
Налоговые органы в Российской Федерации — это МНС РФ и его подразделения в РФ. В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.[5]
Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ. Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных НК РФ и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов.
Налоговые органы имеют следующие права:[6]
1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4)вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5)приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;
6)осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России и МНС РФ);
7)определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
8)требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;
10)контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
11)требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней;
12)привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
13)вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
14)заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
15)создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ;
16)предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
ü о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
ü признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
ü ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;
ü досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
ü взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);
ü в иных случаях, предусмотренных НК РФ.
Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.
В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, МНС РФ в пределах своих полномочий утверждает формы заявлений о постановке на учет в налоговые органы, формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций и устанавливает порядок их заполнения, обязательные для налогоплательщиков.
Налоговые органы имеют следующие обязанности:[7]
1)соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2)осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3)вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
4)проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
5)осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
6)соблюдать налоговую тайну;
7)направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.
Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Помимо обязанностей налоговых органов в НК РФ установлены обязанности должностных лиц налоговых органов. Должностными лицами налоговых органов являются лица, занимающие должности в налоговых органах и имеющие следующие классные чины: главный государственный советник налоговой службы; государственные советники налоговой службы I—III рангов; советники налоговой службы I—III рангов; инспекторы налоговой службы I—III рангов.
Список литературы
1. А.Феофилактова «Время Новостей» 15.01.2002
2. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. — М.: «Маркетинг», 2000.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (ред. 05.08.2000)
4. Кудряшов Д.А. ЗАО "Такт-Аудит" 2004г. «Новости финансов» 08.04.2004г.
5. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.П. Ревизия и контроль: М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2003.
6. Менеджмент в России и за рубежом №2 / 2001
7. Менеджмент в России и за рубежом №7 / 2003
8. Н.Л. Маренков Контроль и ревизия «Феникс» Москва 2004г.
9. По информации газеты «Коммерсант» от 27.11.2001
10. Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения НГУЭиУ
11. Финансовое право: Учебник, Отв. Редактор Н.И.Химичева , 2-е изд., перераб. и доп.- М: Юристъ,2000.-600с.
[1] Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения НГУЭиУ
[2]Финансовое право: Учебник, Отв. Редактор Н.И.Химичева , 2-е изд., перераб. и доп.- М: Юристъ,2000.-37с.
[3] Финансовое право: Учебник, Отв. Редактор Н.И.Химичева , 2-е изд., перераб. и доп.- М: Юристъ,2000.-62с.
[4] Н.Л. Маренков Контроль и ревизия «Феникс» Москва 2004г.
[5] Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. — М.: «Маркетинг», 2000г. с.81-83
[6] Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.П. Ревизия и контроль: М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2003г.с.155
[7] Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. — М.: «Маркетинг», 2000г. с.85-87