Содержание



стр.

1.

Квалификационные требования, предъявляемые к профессиональным

 Бухгалтерам ………………………………………………………………………..


3

2.

Практическое задание  1…………………………….………………………...……

6

3.

Практическое задание 2 ..………………………...……………………….………..

10


Список литературы………..………………………………………………..………..

13


Квалификационные требования, предъявляемые к

профессиональным бухгалтерам

Квалификационные требования, предъявляемые к профессиональным бухгалтерам изложены в Квалификационном справочнике должностей, руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от  21  августа 1998  г. №  37.[1]

Квалификационные  характеристики,  включенные  в  указанный Справочник,  являются нормативными документами, предназначенными  для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных   требований,   а   также   принимаемых   решений  о соответствии   занимаемым   должностям   при   проведении  аттестации руководителей и специалистов.

Требования, предъявляемые к профессиональным бухгалтерам следуют их круга выполняемых обязанностей:

§  ведение  бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно  - материальных  ценностей, затрат  на производство,  реализации   продукции,   результатов   хозяйственно   -   финансовой  деятельности,  расчеты  с  поставщиками  и  заказчиками,  а  также за  предоставленные   услуги   и   т.п.); 

§  участие   в   разработке  и  осуществлении  мероприятий,  направленных  на  соблюдение  финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов;

§  осуществление  приема  и  контроля  первичной   документации  по  соответствующим   участкам  бухгалтерского  учета  и  подготавка  их  к  счетной   обработке;

§  отражение  на  счетах  бухгалтерского  учета  операций,  связанных   с  движением  основных  средств,  товарно  -  материальных  ценностей  и денежных  средств;

§  составление  отчетных  калькуляций   себестоимости продукции  (работ,  услуг),  выявление  источников образования потерь и  непроизводительных   затрат,   подготовка   предложений   по   их  предупреждению;

§  перечисление    страховых    взносов   в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в  банковские учреждения,   средств   на   финансирование   капитальных   вложений, заработной  платы  рабочих  и  служащих,  других выплат и платежей;

§  обеспечение  руководителей,  кредиторов,   инвесторов, аудиторов    и    других    пользователей   бухгалтерской  отчетности сопоставимой    и    достоверной    бухгалтерской    информацией   по соответствующим направлениям (участкам) учета.

В условиях рыночной экономики, когда бухгалтерские данные становятся, по сути, единственным достоверным источником информации, значимость аналитических процедур в работе бухгалтеров существенно усиливается.

Во-первых, происходит резкое усиление значимости, и в известном смысле, обособление в самостоятельный раздел управленческого учета.

Во-вторых, работа бухгалтера все в большей степени меняется по существу, поскольку технические, процедурные действия  перекладываются на компьютер, высвобождается время для более интеллектуальной деятельности, в частности по оптимизации управленческих решений. Не случайно в крупных западных фирмах одна из основных функций бухгалтера -  составление прогнозной отчетности, играющей многофункциональную роль. Это требует от бухгалтера множественных аналитических расчетов в режиме имитационного моделирования, когда варьируя значениями различных факторов, пытаются добиться наиболее оптимального их состояния, позволяющего достичь более высоких финансовых результатов.

В - третьих, интернационализация бизнеса и усиление роли финансовых рынков приводят к необходимости внесения существенных изменений в систему общепринятых принципов регулирования бухгалтерского учета – речь идет, прежде всего, об усилении роли международных стандартов бухгалтерского учета. Красной нитью в большинстве стандартов проходит тема раскрытия информации: данные, формируемые в системе бухгалтерского учета и представляемые в отчетных формах, должны быть максимально аналитичными и полезными для пользователей.

Кроме того, довольно очевидная ориентация последних стандартов на финансовые рынки («Прибыль на акцию», «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации», «Финансовые инструменты: признание и оценка») автоматически предполагает, что бухгалтеры должны иметь основательную подготовку в области финансового анализа[1].

В- четвертых, учет и контроль по центрам ответственности, получающий все большее признание во многих странах мира, также предусматривает достаточно большой объем аналитической работы, в том числе и от бухгалтеров.

Не случайно в программах сертификации профессиональных бухгалтеров в экономически развитых странах наряду с изучением бухгалтерской техники существенное внимание уделяется вопросам финансово-аналитической подготовки. В качестве примера можно привести одну из наиболее известных в США послеуниверситетских профессиональных программ подготовки бухгалтеров управленческого учета, предлагаемую Институтом сертифицированных бухгалтеров управленческого учета, входящим в Национальную ассоциацию бухгалтеров. Из пяти разделов этой программы четыре в той или иной мере связаны с финансовым анализом:

§  экономика и финансы;

§  организация, принципы коммуникации и профессиональные этические нормы;

§  отчетность;

§  аудирование и налоги;

§  внутренняя отчетность и анализ;

§  анализ решений, моделирование и информационные системы.

Справедливо будет отметить, что в квалификационных требованиях к российскому бухгалтеру вопросы финансово-аналитической подготовки также имеют место:

§  участие в проведении   экономического   анализа   хозяйственно   -   финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и  отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления  режима экономии  и  мероприятий  по  совершенствованию  документооборота,  в разработке и  внедрении прогрессивных  форм и  методов бухгалтерского учета  на  основе   применения  современных  средств   вычислительной техники, в  проведении инвентаризаций  денежных средств  и товарно  - материальных  ценностей.

§  подготовка данных  по  соответствующим участкам бухгалтерского учета  для составления отчетности,  контроль за сохранностью бухгалтерских документов, оформление их в соответствии  с установленным  порядком  для  передачи  в  архив.

§  выполнение работы по формированию,   ведению   и   хранению   базы   данных  бухгалтерской информации, внесение изменения  в справочную и  нормативную информацию, используемую  при  обработке   данных;

§  участие  в   формулировании экономической постановки задач либо  отдельных их этапов, решаемых  с помощью вычислительной техники, определение возможности  использования готовых    проектов,    алгоритмов,    пакетов  прикладных  программ, позволяющих  создавать  экономически  обоснованные  системы обработки экономической информации.                                           

Из указанного круга должностных обязанностей бухгалтера можно заключить необходимость получения знаний по следующему кругу:

§  законодательные  акты,  постановления,  распоряжения, приказы,  руководящие,  методические   и  нормативные  материалы   по организации    бухгалтерского    учета    имущества,  обязательств  и хозяйственных  операций  и  составлению  отчетности;  формы  и методы бухгалтерского учета на  предприятии; план и  корреспонденцию счетов;

§  организацию  документооборота  по   участкам  бухгалтерского   учета;

§  порядок    документального    оформления    и   отражения  на  счетах бухгалтерского  учета  операций,   связанных  с  движением   основных средств, товарно - материальных ценностей и денежных средств; 

§  методы  экономического  анализа   хозяйственно   -  финансовой   деятельности предприятия;

§  правила эксплуатации вычислительной техники;  экономику, организацию  труда  и  управления;  рыночные  методы  хозяйствования; законодательство о труде; правила и нормы охраны труда.             

                                                                      

Отсюда можно сформулировать квалификационные требования, предъявляемые к профессиональным бухгалтерам:                                                                   

Бухгалтер  I  категории должен иметь   высшее  профессиональное   (экономическое) образование  и  стаж  работы  в  должности бухгалтера II категории не менее  3  лет.

Бухгалтер   II  категории должен иметь  высшее   профессиональное (экономическое)  образование  без  предъявления  требований  к  стажу работы  или  среднее  профессиональное  (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет.

Бухгалтер должен иметь среднее профессиональное   (экономическое)   образование   без   предъявления требований к стажу работы или специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее 3 лет.         

                            

Задание №2

 

              Содержание задания

Задание выполняется на основании следующих материалов, определяющих его содержание:

  • Комплект документов, определяющих условия и порядок осуществления деятельности профессиональной организации:

­   Устав профессиональной организации (Приложение 5)

­   Свидетельство о государственной регистрации (Приложение 6)

­   Справка из органов статистики о присвоении кодов (Приложение 7)

­   Свидетельство о постановке на налоговый учет (Приложение 8)

  • Комплект правоустанавливающих документов, определяющих порядок взаимодействия профессиональной организации с клиентами:

­   Договор возмездного оказания услуг от 01.01.03 № 7 (Приложение 9)

­   Договор возмездного оказания услуг от 30.01.03 №б/н (Приложение 10).

Указанный комплект документов должен быть проанализирован со следующих позиций:

1.      Определить все предусмотренные регистрационными документами виды экономической деятельности профессиональной организации в соответствии с классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст):

1.1.   Указать код класса и подкласса вида экономической деятельности


Код класса 74 – Предоставление прочих видов услуг

Код подкласса 74.1 – Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием.


1.2.   Перечислить какие группы экономической деятельности, в соответствии с ОК 029-2001 относятся к тому же подклассу.


74.11 – Деятельность в области права

74.12 – Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита

74.13 – Исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения

74.14 – Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

74.15 – Деятельность по управлению финансово-промышленными группами

             и холдинг-компаниями


1.3.   Высказать мнение о том, какой классификационный признак, положен в основу выделения соответствующего подкласса

В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и т.п. Следовательно, в основе выделения подкласса лежит сфера деятельности «Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием.


2.      Определить, какие виды экономической деятельности фактически осуществляет профессиональная организация в соответствии с представленными договорами возмездного оказания услуг:


2.1.   Договор №7 от 01.01.03 г. – деятельность в области бухгалтерского учета мнения (код по ОКВЭД 74.12.1) и аудиторская деятельность мнения (код по ОКВЭД 74.12.2)

2.2.   Договор № б/н от 30.01.03. – деятельность по изучению общественного мнения (код по ОКВЭД 74.13.2) и консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления мнения (код по ОКВЭД 74.14.00)


3.      Оценить представленный комплект документов на соответствие нормам гражданского права: (конкретные критерии оценки формулируются студентом самостоятельно в процессе выполнения задания);

Пункт 2 статьи 3 Устава ООО «Главбух» не соответствует статье 3 Закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Следует написать:

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих участников.

В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Согласно статье 14 п. 1 указанного закона размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества, то есть уставный капитала должен составить 100*450 = 45 000 руб., следовательно уставный капитал 10 000 руб. не соответствует законодательству. Соответственно оплаченный на момент регистрации уставный капитал в размере 50% должен составить 22 500 руб., а не 5 000 руб.

В статье 5 Устава общества следует добавить п. 5 следующего содержания «По прекращении указанных в настоящем пункте обстоятельств общество обязано выплатить участникам общества прибыль, решение о распределении которой между участниками общества принято».


4.      Определить порядок и условия взаимодействия сторон в соответствии с условиями договора №б/н от 30.01.03 г.

4.1.   Формализовать виды учета, а также этапы и результаты учетного процесса, осуществляемого в рамках исполнения указанного договора.


Финансовый бухгалтерский учет и управленческий бухгалтерский учет. Три этапа: тестирование, оптимизация распределения обязанностей по результатам тестирования, комплект должностных инструкций.


4.2.   Высказать профессиональное суждение о достаточности степени детализации в договоре прав, обязанностей и ответственности сторон.


В договоре не детализированы носители информации по выполняемой работе: вручную, на пишущей машинке или на ПК будет готовиться пакет документов, будет ли прилагаться информация на магнитных носителях.

Не установлена дата оплаты услуг Исполнителя.


4.3.   Выявить факторы первого уровня, влияющие на возможность выполнения Исполнителем требований, предусмотренных договором. Указать способы (инструменты) снижения уровня профессионального риска Исполнителя.


Наличие бухгалтерской службы, виды учетов, применяемых в организации


5.      Осуществить экспертную          оценку степени влияния следующих факторов:

  • Система нормативного регулирования
  • Система документооборота
  • Способы накопления и обобщения информации (применимые инструменты учета);
  • Уровень квалификации персонала и организационная структура

5.1.   Качественные характеристики информации формируемой в системе бухгалтерского учета (уместность, надежность: достоверность, нейтральность, полнота; сопоставимость);

5.2.   Продолжительность учетного цикла (требование своевременности);

5.3.   Стоимость (ресурсоемкость) учетного процесса (требование рациональности).

Экспертную оценку степени влияния указанных факторов на параметры учетного процесса необходимо осуществить по 10-балльной шкале.


Факторы

Параметры учетного процесса

Качественные характеристики информации формируемой в системе бухгалтерского учета

Продолжительность учетного цикла

Стоимость (ресурсоемкость) учетного процесса

уместность

надежность (достоверность, нейтральность, полнота)

Сопоставимость

Система нормативного регулирования

8

10

9

7

6

Система документооборота

7

8

10

9

6

Способы накопления и обобщения информации (применимые инструменты учета)

7

8

10

9

6

Уровень квалификации персонала и организационная структура

9

10

6

7

8


6.      Классифицировать указанные факторы по отношению к профессиональной деятельности Исполнителя (указать какие из перечисленных факторов являются внутренними по отношению к профессиональной деятельности Исполнителя, а какие внешними). Какие положения анализируемого договора подтверждают Ваш вывод о порядке разграничения ответственности сторон?


Внутренние факторы – система документооборота, уровень квалификации персонала и организационная структура, способы накопления и обобщения информации.

Внешние факторы – система нормативного регулирования.


7.      Определить порядок и условия взаимодействия сторон в соответствии с условиями договора №б/н от 30.01.03 г.

7.1.   Формализовать объекты профессиональной деятельности и направления взаимодействия сторон в рамках исполнения указанного договора

Объектом профессиональной деятельности Исполнителя является бухгалтерский учет на предприятии, а именно упорядочение системы сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Исполнитель проводит аудит финансовой деятельности, а Заказчик представляет требуемые для этого документы.


7.2.   Высказать профессиональное суждение о достаточности степени детализации в договоре прав, обязанностей и ответственности сторон


В договоре не детализированы носители информации по выполняемой работе: вручную, на пишущей машинке или на ПК будет готовиться пакет документов, будет ли прилагаться информация на магнитных носителях.

Не установлена дата оплаты услуг Исполнителя.

Задание 3.


Вариант

Комплект правоустанавливающих документов

Порядковый номер по реестру правоустанавливающих документов в сборнике

Контрагент

Номер

Дата

Тип правоотношения

4

13

ООО «Компания Момент»

269/02

30.12.2002

хранение

7

ОАО «Сибирь телеком»

152

12.09.2002

Оказание услуг телефонной связи

20

Билитдинов Владимир Захарович

25

04.01.2003

Подряд

23

ООО «Конси» (упрощенка)

90/03

05.01.2003

Комиссия

26

ООО «Левый берег»

2

08.01.2003

Купля-продажа товаров

27

ООО «Брюно»

49/03

12.01.2003

Поставка товаров

40

ПБОЮЛ Забурдяева С.В.

272/03

31.01.2003

хранение


Задание:

1.      Оценить представленный комплект правоустанавливающих документов на соответствие нормам гражданского права

1.1.   Определить наличие всех необходимых внешних атрибутов договора

1.2.   Определить вид обязательственного правоотношения (в соответствии с нормами ГК РФ)

1.3.   Классифицировать договор:

1.3.1.      по времени возникновения правоотношения

1.3.2.      в зависимости от соотношения прав и обязанностей сторон

1.3.3.      в зависимости от типов возникающих обязательств

1.4.   Определить предмет договора, его соответствие изложенному в тексте

1.5.   Определить момент перехода (момент возникновения) права собственности

1.6.   Назвать существенные условия данного вида договора, степень их прописанности в тексте самого договора

1.7.   Выявить (по тексту договора) имеющиеся противоречия действующему законодательству

1.8.   Можно ли данный договор считать заключённым?

2.      Оценить представленный комплект правоустанавливающих документов на соответствие общей логике ведения бизнеса:

2.1.   Какие риски несёт каждая из сторон договора в случае подтверждения выявленных Вами недостатков и противоречий?

2.2.   Определить, какие иные виды гражданско-правовых договоров потенциально применимы для оформления рассматриваемой хозяйственной операции

2.3.   Какие условия договора являются управляемыми (могут быть изменены по согласованию с контрагентом)? Каковы предпочтительные, с точки зрения повышения эффективности бизнеса, параметры рассматриваемой сделки?

2.4.   Определите форму и условия расчётов с контрагентом, предусмотренные договором. Какие альтернативные варианты возможны в рассматриваемой ситуации? По каким критериям Вы можете сравнить выявленные альтернативы?

3.      Описать хронологическую последовательность событий (фактов хозяйственной жизни) исходя из условий договоров (заключение договора; исполнение договора обеими сторонами) по каждому правоустанавливающему документу.

4.      Определить комплект первичных учетных документов для каждого описанного события в соответствии с требованиями законодательства.

5.      Проанализировать фактически имеющийся комплект первичных учетных документов на предмет:

1.1.   полноты наличия всех необходимых первичных учетных документов;

1.2.   соответствия форм первичных учетных документов требованиям действующего законодательства;

1.3.   полноты заполнения всех реквизитов в каждом первичном учетном документе;

1.4.   правильности заполнения реквизитов первичных учетных документов (в том числе предварительно согласованных сторонами в договоре).

Договор

События и их последовательность

Комплект первичных учетных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства

Фактически имеющийся комплект первичных учетных документов

Выводы

ООО «Компания Момент»

Заключение договора, выполнение условий договора

Договор, счет-фактура, платежное поручение, банковская выписка

Договор

Соответствует нормам гражданского права

ОАО «Сибирь телеком»

Заключение договора, выполнение условий договора

Договор, счет-фактура, платежное поручение, банковская выписка

Договор

Соответствует нормам гражданского права

Билитдинов Владимир Захарович

Заключение договора, выполнение подрядных работ

Договор подряда, акт выполненных работ, ведомость оплаты

Договор

Соответствует нормам гражданского права

ООО «Конси» (упрощенка)

Заключение договора, выполнение условий договора

Договор, счет-фактура, платежное поручение, банковская выписка

Договор

Соответствует нормам гражданского права

ООО «Левый берег»

Заключение договора, поставка товара, прием товара

Договор, счет-фактура, накладная, платежное поручение, банковская выписка

Договор

Соответствует нормам гражданского права

ООО «Брюно»

Заключение договора, поставка товара, прием товара

Договор, счет-фактура, накладная, платежное поручение, банковская выписка

Договор

Дата в договоре не пишется прописью

ПБОЮЛ Забурдяева С.В.

Заключение договора, поставка товара, прием товара

Договор, счет-фактура, накладная, платежное поручение, банковская выписка

Договор

Дата в договоре не пишется прописью





Список литературы

 

1. Гражданский кодекс РФ

2.      Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 21.03.2002)

3.      Квалификационном справочнике должностей, руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от  21  августа 1998  г. №  37. с изменениями от 21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая 2002 г.)

4.      Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001

5.      Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002.


 


[1] Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2001, с. 46