Виды валютных операций и их нормативное регулирование


Валютными операциями считаются сделки, по операции, связанным с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе:

§  операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

§  ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

§  осуществление международных денежных переводов;

§  расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

К «текущие валютным операциям» относятся:

§  переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

§  получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

§  переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

§  переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

    К «валютным операциям, связанным с движением капитала» относятся:

§  прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

§  портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

§  переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

§  предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

§  предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

§  все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Для совершения валютных операций, связанных с движением капитала необходимо наличие лицензии Центрального банка РФ. Так, покупка и продажа валюты на территории РФ осуществляется банками и иными кредитными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию ЦБ.

Основным документом действующего в РФ валютного законодательства является Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", принятый 9 ноября 1992 г. №3615-1 (в ред. от 27.02.2003). Он устанавливает принципы проведения операций с российской и иностранной валютой на территории Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц при владении, пользовании и распоряжении валютными ценностями, ответственность за нарушение действующего законодательства.

В целях оперативного решения возникающих при осуществлении валютных операций проблем и дальнейшего совершенствования валютного законодательства Центральному банку России предоставлено право на издание о обязательных к исполнению нормативных актов: инструкции, писем, положении, телеграмм и т.п., которые уточняют и дополняют отдельные вопросы регулирования валютных отношений.

В ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" определены основные понятия, используемые в нормативных документах по валютному регулированию: валюта Российской Федерации, ценные бумаги в валюте Российской Федерации, иностранная валюта, валютные ценности, резиденты, нерезиденты, валютные операции, текущие валютные операции, валютные операции, связанные с движением капитала, уполномоченные банки, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы, природные драгоценные камни.

Под понятием «иностранная валюта» понимаются иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов и монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства, а также изъятые или изымаемые из обращения, на подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки; средства в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных единицах, находящиеся на счетах и во вкладах.

Важнейшей задачей валютного законодательства является защита российского рубля в условиях параллельного обращения свободно конвертируемой иностранной валюты. Согласно ст.2 закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений. ЦБР определяет условия приобретения и использования нерезидентами российских рублей. Нерезидентам разрешено рассчитываться с резидентами как в валюте Российской Федерации, так и в свободно конвертируемой валюте, если иное не предусмотрено в международных договорах с участием России. Нерезиденты могут открывать на свое имя счета в уполномоченных банках Российской Федерации по местоположению своего представительства либо (при отсутствии представительства) осуществлять расчеты в рублях через рублевые корреспондентские счета банков-нерезидентов, открытых в уполномоченных банках. Резиденты не имеют права открывать рублевые счета в банках- нерезидентах и их филиалах на территории Российской Федерации. За их счет и по их поручению запрещено списывать средства с рублевых корреспондентских счетов банков-нерезидентов.

Государство гарантирует защиту права собственности на валютные ценности резидентов и нерезидентов.

Федеральные законы определяют виды обязательных платежей в иностранной валюте в бюджеты всех уровней. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом.

Валютные операции могут осуществляться только через уполномоченные банки на основании надлежащим образом оформленных документов, содержащих информацию о валютной операции и подтверждающих ее соответствие действующему законодательству. Расчеты в иностранной валюте юридические лица- резиденты могут делать только в пределах имеющихся в их распоряжении законных средств.

Легальными источниками иностранной валюты могут быть:

§  средства федеральных, республиканских и местных бюджетов в иностранной валюте;

§  взносы в уставный фонд (капитал);

§  валютные кредиты от уполномоченных и иностранных банков и финансовых учреждений, других иностранных юридических лиц на основании лицензии ЦБР;

§  покупка валюты на внутреннем валютном рынке за рубли через уполномоченные банки;

§  благотворительные фонды.

Действующее законодательство устанавливает следующие рамки на проведение резидентами валютных операций. Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений. К текущим валютным операциям относятся:

§  переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты, связанные с экспортом и импортом, без отсрочки платежа и кредитованием на срок не более 180 дней;

§  получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

§  переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

§  переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации.

Операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком России. К ним относятся:

§  прямые инвестиции;

§  портфельные инвестиции;

§  покупка прав собственности и иных прав на здания, сооружения, землю, недра и иное имущество, включая недвижимость;

§  предоставление и получение отсрочки платежа по экспорту и импорту на срок более 180 дней;

§  предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

§  другие валютные операции, не являющиеся текущими.

Спрос на валюту регулируется ограничениями на ее покупку для предприятий и уполномоченных банков. Предприятия могут покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке только для проведения текущих операций и выполнения платежей по задолженности в иностранной валюте при представлении в уполномоченный банк соответствующих документов.

Уполномоченные банки имеют право приобретать иностранную валюту за счет собственных средств для. последующей продажи на внутреннем валютном рынке в пределах лимита открытой валютной позиции.

ЦБ РФ установил особый порядок обязательной продажи экспортной выручки российских транспортных, страховых, экспедиторских организаций, предприятий и учреждений, оказывающих услуги международной связи. Указанные предприятия ежеквартально в установленные сроки представляют в уполномоченные банки расчеты с указанием сумм, подлежащих обязательной продаже.

При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет предприятия уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня депонирует средства, подлежащие обязательной продаже, на специальном лицевом балансовом счете. Средства с указанного счета в течение 3 рабочих дней от даты зачисления на него должны быть проданы на межбанковской валютной бирже, в торгах которой принимает участие ЦБ РФ. При условии предварительного согласования с ЦБ РФ допускается их продажа в валютный резерв ЦБ РФ. Если остаток средств на указанном лицевом счете не достигает минимальной суммы разовой биржевой сделки, банк покупает этот остаток от своего имени и за свой счет в пределах лимита открытой валютной позиции. Одновременно с депонированием средств оставшаяся часть экспортной выручки зачисляется на текущий валютный счет.

При непредставлении предприятием поручения по истечении 14 рабочих дней от даты зачисления поступлений на транзитный счет уполномоченный банк в безакцептном порядке списывает с транзитного счета 50% всей валютной выручки с зачислением на счет и последующей продажей в течение 3 рабочих дней на торгах межбанковской валютной биржи.

Концентрация операций по покупке-продаже валюты на межбанковских биржах, отмена розничной торговли за наличную валюту направлены на сокращение разрыва между существующими курсами иностранной валюты к российскому рублю (текущий курс ЦБ PФ, биржевой и внебиржевой, курсы покупки-продажи наличной валюты в обменных пунктах).

При проведении валютных операций нерезидентов на территории Российской Федерации необходимо учитывать следующие особенности их регулирования. Согласно ст. 8 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" нерезиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил.

Разрешено открытие нерезидентам счетов в иностранной валюте в уполномоченных банках, на которые могут зачисляться наряду с указанными поступлениями в пользу нерезидентов из-за границы следующие средства:

§  платежи от резидентов и нерезидентов за реализуемые товары и услуги на территории Российской Федерации;

§  погашение обязательств перед владельцами счетов;

§  проценты, уплаченные уполномоченными банками;

§  поступления со счетов других нерезидентов в уполномоченных банках;

§  поступления от инвестиций на территории Российской Федерации.

Средства с указанных счетов могут использоваться для торговых платежей на территории Российской Федерации, оплаты обязательств перед резидентами и нерезидентами, размещения в срочные вклады, для инвестиционной деятельности. Они могут переводиться за границу и быть проданы уполномоченному банку за рубли.

Закон Российской Федерации "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.99 №160-ФЗ (с изм. 25.07.02 №117- ФЗ) топределяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности нерезидентов.

Инвестирование может осуществляться в прямой и портфельной формах, посредством приобретения имущества, земельных участков и иных при родных ресурсов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением валютного законодательства при проведении валютных операций осуществляется органами и агентами валютного контроля.

Основными направлениями валютного контроля являются:

§  определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

§  проверка выполнения резидентами обязательства по продаже валюты на внутреннем валютном рынке, и перед государством;

§  проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

§  проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям и операциям нерезидентов в российских рублях.

Органами валютного контроля являются Центральный банк России и Правительство Российской Федерации. ЦБ РФ как основной орган валютного контроля выполняет следующие функции в рамках действующего законодательства:

§  определяет порядок и сферу обращения иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте на территории Российской Федерации;

§  издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

§  проводит все виды валютных операций;

§  устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями в Российской Федерации, а также правила проведения нерезидентами операций с российскими рублями и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

§  утверждает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, при надлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;

§  устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

§  вводит единые формы отчетности, документации и статистики валютных операций, порядок и сроки их представления;

§  готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам. Функции валютного контроля осуществляют агенты валютного контроля, например уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ.

Государственный таможенный комитет и его структурные подразделения выполняют функции контроля при пересечении товаров, валютных и рублевых ценностей через границу Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством к операциям с иностранной валютой относятся:

§  ведение валютных счетов клиентуры;

§  неторговые операции;

§  установление корреспондентских отношений с российскими уполномоченными и иностранными банками;

§  международные расчеты, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг;

§  покупка и продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;

§  привлечение и размещение валютных средств внутри Российской Федерации;

§  кредитные операции на международных денежных рынках;

§  депозитные и конверсионные операции на международных денежных рынках .

Коммерческие банки могут осуществлять вышеуказанные операции только при наличии соответствующей лицензии ЦБ РФ. Банки, получившие лицензию на валютные операции, называются уполномоченными банками. Лицензии делятся на внутренние и генеральные.

Внутренняя лицензия дает право на совершение ограниченного круга операций на территории Российской Федерации; ведение валютных счетов клиентуры; торговые и неторговые операции; покупка, продажа наличной и безналичной валюты на внутреннем валютном рынке; установление корреспондентских отношений с российскими банками, имеющими генеральную лицензию .


Порядок покупки и продажи валюты


Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту:

§  от своего имени, по поручению предприятия и коммерческих банков

§  от своего имени и за свой счет.

Совершать такие операции по поручению нерезидентов уполномоченные банки могут только с разрешения Центрального Банка России.

Если продажу и покупку иностранной валюты уполномоченный банк осуществляет от своего имени и за свой счет (за рубли), то он должен соблюдать лимит открытой валютной позиции (позиции валютного риска), устанавливаемой ЦБ РФ на конец каждого рабочего дня уполномоченного банка.

Размер открытой валютной позиции определяется как разница между суммой иностранной валюты, купленной банком за свой счет, начиная с 1 января отчетного года, и суммой проданной банком за свой счет за тот же период времени иностранной валюты.

В соответствии с Инструкцией  Банка  России от 22.05.1996  "Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением  уполномоченными  банками Российской Федерации" (с изм. от 11.04.2000 №776-У).

Уполномоченные банки с собственными средствами (капиталом)  в  размере,  эквивалентном  сумме,  не  превышающей  6,0  млн.  евро (по состоянию  на  первый  рабочий  день  отчетного месяца), представляют  отчетность об открытых валютных позициях еженедельно (с разбивкой  по каждому дню недели) не позднее 13 часов по местному времени  вторника недели, следующей за отчетной.                                                               

 Уполномоченные банки с собственными средствами (капиталом)  в  размере, эквивалентном сумме  6,0 млн. евро  и выше (по  состоянию на  первый  рабочий  день  отчетного  месяца), представляют отчетность об  открытых валютных  позициях ежедневно  не позднее  дня, следующего за  отчетным.

При грубых нарушениях ЦБ РФ применяет к уполномоченному банку различные меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии на право осуществления операций с иностранной валютой.

Таким образом, объявление открытой валютной позиции и постоянный контроль за ее соблюдением способствуют ускорению оборачиваемости иностранной валюты на внутреннем рынке, удовлетворению спроса на иностранную валюту и повышению курса рубля.

Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для осуществления валютных операций с физическими лицами (неторговых валютных операций).

Резиденты РФ имеют право покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке для осуществления текущих валютных операций и для погашения кредита, полученного в иностранной валюте. Купленная ими иностранная валюта зачисляется в полном объеме на их текущие валютные счета в уполномоченных банках.

Иностранную валюту можно покупать на внутреннем рынке через уполномоченные банки и местные органы власти Российской Федерации. Органы власти покупают иностранную валюту за счет средств соответствующих бюджетов. По поручению предприятий уполномоченные банки могут осуществлять валютные операции, связанные с движением капитала. Однако для этого предприятие должно получить у ЦБ РФ разрешение (лицензию) на проведение этой операции.

Задание

1.     открыть регистр аналитического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

2.     Составить авансовые отчеты.

3.     Провести бухгалтерскую обработку отчетов.

4.     Сделать записи в регистр аналитического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».


1) Финансовым директором организации представлен в бухгалтерию авансовый отчет о служебной командировке в Бостон (США) с приложенными к нему документами, которые содержат следующие данные:

срок командировки – 6 дней (с 22 по 27 января текущего года);

Выезд в командировку состоялся 22 января. Согласно отметке в загранпаспорте, в тот же день он пересек границу РФ.

Дата пересения границы при возвращении из командировки согласно отметке в загранпаспорте – 27 января.

21 января получен аванс в размере 2100 долларов США (курс ЦБ РФ на дату выдачи 31 руб. 80 коп.).

Произведены расходы в сумме  (в соответствии с нормами, используя курс ЦБ РФ на дату выдачи аванса), из них:

1.     Авиабилеты Москва-Бостон-Москва – 10400 руб. Дебет 71 Кредит 50

2.     Оплата услуг гостиницы, всего 1100 долларов, из них

§  Проживание (5 дней) – 1000 долларов (200 дол. * 5 дней)

§  Пользование мини-баром – 100 долларов (20 дол.*5)

3.     Оплата такси из аэропорта при возвращении из командировки 200 руб.

4.     Суточные в валюте (5 дней) -  170 долларов (34 *5)

5.     Суточные в рублях на день пересечения границы – 100 руб.

Отчет утвержден 30 января (курс ЦБ на дату утверждения 31 руб. 80 коп.).

Определить перерасход или экономию по авансовому отчету и внести (возместить) разницу.

Согласно письму ЦБ РФ   от 14 ноября 2001 г. N 134-Т «Об оплате командировочных расходов» оплата  найма  жилого  помещения  -  по  фактическим расходам,  подтвержденным соответствующими документами, но не более 550 рублей в  сутки.  При  отсутствии  подтверждающих  документов  расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 12 рублей в сутки; оплата  суточных  -  100  рублей  за  каждый день нахождения в  командировке.      

Письмом Минфина 23.10.1997 №75н «Нормы возмещения командировочных расходов в иностранной валюте работникам, находящимся в краткосрочных командировках за границей» (в ред. 2001 г.) установлены суточные за краткосрочные командировки 34 долларов, найм жилья 180 долларов.

Принимается к отчету:

Суточные в сумме: 34*5*31,80 = 5406 руб.

Найм жилья: 180*5*31,80 = 28620 руб.

Стоимость авиабилетов 10400 руб.

Итого: 5406+28620+10400 = 44426 руб.

Выдано в подотчет: 2100*31,80 = 66780 руб.

Перерасход: 66780-44426 = 22354 руб.

Аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

дата

Содержание операции

Сумма,

Руб.

Дебет

Кредит

21.01.03


Выдан аванс

66780

71

50

30.01.03


Утвержден отчет

44426

20

71

30.01.03


Отражен перерасход

22354

94

71

   

      

Список литературы


1.     Закон Российской Федерации "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.99 №160-ФЗ (с изм. 25.07.02 №117- ФЗ)

2.     Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", принятый 9 ноября 1992 г. №3615-1 (в ред. от 27.02.2003).

3.     Письмо Минфина 23.10.1997 №75н «Нормы возмещения командировочных расходов в иностранной валюте работникам, находящимся в краткосрочных командировках за границей» (в ред. 2001 г.)

4.     Письмо ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 134-Т «Об оплате командировочных расходов»

5.     Инструкцией  Банка  России от 22.05.1996  "Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением  уполномоченными  банками Российской Федерации" (с изм. от 11.04.2000 №776-У)