Россия во второй половине 19 в. Реформы Александра 2.
Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
1. Отмена крепостного права...................................................................... 4
2. Экономические и политические изменения......................................... 10
3. Духовность и быт.................................................................................... 17
Заключение.................................................................................................. 20
Список использованной литературы....................................................... 22
Введение
В первой половине XIX в. сформировались социально-политические предпосылки для буржуазных реформ в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот; те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад.
Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности, поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической системы России. За период с 1856 по 1860 г. в России возникает такое количество акционерных компаний, которое превысило их численность за предыдущие двадцать лет[1].
Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859-1861 гг. Все это требовало решительных перемен в общественном строе.
Крестьянская реформа 1861 г. - стала переломным моментом, гранью между Россией крепостной и Россией свободного предпринимательства, создав необходимые условия для утверждения капитализма в стране.
По сравнению с крепостной эпохой резко возросли темпы экономического развития, сложилась новая социальная структура, характерная для капиталистической страны: сформировались новые социальные слои населения — пролетариат и промышленная буржуазия. Изменилось и крестьянство. На смену темному, забитому, патриархальному крестьянину пришел крестьянин, побывавший на заработках в городе, много видевший и многому научившийся.
Цель данной работы: изучить особенности развития России во второй половине 19 в. и реформы Александра II.
Данная цель раскрывается с помощью рассмотрения следующих основных задач:
1. изучить процесс отмены крепостного права
2. расмотреть экономические и политические изменения
3. выявить особенности изменения духовнгости и быта при Александре II.
1. Отмена крепостного права
Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше, чем в любой другой европейской стране и приняло такие формы, что мало чем отличалось от рабства. Однако пойти на отмену крепостного права правительство смогло лишь в 1861 году.
Еще в 1856 году император, принимая у себя представителей дворянства, сказал им о своем намерении проведения крестьянской реформы. По его мнению "лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само по себе уничтожаться снизу."
В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанном на принудительном, крайне неэффективном, труде крепостных крестьян.
В социальной сфере - усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений.
Для сравнения приведем данные: 1831-1840 гг. - 328 крестьянских волнений; 1841-1850 гг. - 545 крестьянских волнений; 1851-1860 гг. - 1010 крестьянских волнения. Как мы видим, крестьянское недовольство существующим порядком нарастало с каждым днем. Правящие круги опасались того, что разрозненные крестьянские волнения перерастут во "вторую пугачевщину".
Кроме того, поражение в Крымской войне показало, что крепостное право - главная причина военно-технической отсталости страны. Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ.
3 января 1857 года был образован секретный комитет "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян", но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента существование комитета перестало быть "секретом" и в феврале 1858 года он был переименован в Главный комитет "о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости".
Необходимо сказать об отношении самих помещиков к реформе. А оно координально различалось. Большинство помещиков выступало вообще против реформы. Некоторые соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина, другие, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения, или намеревавшиеся перестроить его на предпринимательских началах, выступали за более либеральный ее вариант - освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом.
Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т. д.
К концу августа 1859 года проект "Положений о крестьянах" был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. Здесь было сделано новое "дополнение" к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина был внесен пункт о праве помещика предоставлять крестьянам (но по соглашению с ними) немедленно в собственность и бесплатно ("в дар") четверть надела. Такой надел получил название "четвертного" или "дарственного" (крестьяне называли его "сиротским").
19 февраля "Положения" (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.
По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и я хотел бы обратить на него внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать где и как ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.
По "Положениям" было введено крестьянское самоуправление, т. е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять землю, раскладывать повинности, определять очередность отбывания рекрутской повинности, принимать в общину и увольнять из нее. Также вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.
Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был невозможен, поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством "выкупной системы". В "Положениях" указано, что помещики смогут получить земельную ссуду, как только будут устроены их земельные отношения с крестьянами и установлен земельный надел. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами, как казенный долг, который они должны были погасить в течении 49 лет "Выкупными платежами".
Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиком и крестьянином по поводу размера надела, а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику. Это следовало изложить в "уставной грамоте" в течение одного года с момента освобождения.
Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т. е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить оброк. Так как определенного срока по истечении которого временнообязанные крестьяне должны были быть переведены на обязательный выкуп не было, то их освобождение растянулось на 20 лет (правда к 1881 году их оставалось не более 15%).
«Положения 19 февраля» исходили из того, что вся земля имения является собственностью помещика. За полученные усадьбы и наделы крестьяне должны были платить оброк и (или) отбывать барщину в качестве «временнообязанных», либо отдать выкуп. В течение года помещик должен был подготовить «уставную грамоту», где разграничивались помещичьи и крестьянские владения и фиксировались повинности крестьян. Эту грамоту проверял мировой посредник, и он же составлял её, если помещику не удавалось договориться с крестьянами. Мировых посредников назначал губернатор из местных дворян по согласованию с губернским и уездным предводителями дворянства, и утверждал Сенат. Лишь Сенат мог их уволить, что придавало им известную независимость.
Выкуп равнялся той сумме, 6% которой составлял годовой оброк, определённый «Положениями» для разных местностей. Исчисленная таким образом величина выкупа в 1,6 раза превышала рыночную стоимость полученной крестьянами земли. Но считалось, что они не выкупают землю, а откупаются от повинностей.
Иными словами, крестьяне платили за свободу. Платили в кредит. Сразу они отдавали 20% выкупной суммы, избавляясь тем самым от временно-обязанного статуса с его повинностями и становясь «крестьянами-собственниками». Остальные 80% помещикам выдавало государство, однако вычитая их долги казне и не деньгами, а кредитными бумагами, приносящими 5,5% годовых. Стоимость этих бумаг рассматривалась как долг крестьян государству. Этот долг они были обязаны выплатить за 49,5 года с начислением 6% в год.[2]
Без власти над крестьянами невозможно было заставить их исполнять свои обязанности. Поэтому помещики предпочитали выкуп. 65% выкупных сделок было совершено по их требованию. По той же причине крестьяне на выкуп переходить не спешили. И в 1863 г. было установлено, что не только в оброчных имениях, как ранее, но и в барщинных выкуп может происходить по желанию помещика. Если перевод на выкуп совершался вопреки воле крестьян, они платили 75-80% его величины. Компенсируя эту потерю, дворяне в максимальной мере урезали крестьянские наделы. В целом по стране такие отрезки составили 18% площади надельных земель. Намеренно помещики отнимали жизненно необходимые крестьянам угодья, скажем, сенокосы и пастбища, вынуждая впоследствии их арендовать.
В барщинных южноевропейских губерниях крестьяне не имели дополнительных заработков и были неспособны уплатить даже сокращенный выкуп. Тогда и вступала в действие та единственная статья «Положений», что была включена в них Государственным советом: крестьянин мог взять четверть положенной ему земли, но даром. Этих «четвертных», «сиротских» наделов оказалось полным полно в самых плодородных, чернозёмных районах.
В 1881 г., когда временнообязанные насчитывали 15% бывших крепостных, особым указом они были переведены на выкуп, и это состояние было ликвидировано.
«Положения 19 февраля...» распространялись на 22 миллиона Помещичьих крестьян. В 1863 г. аналогичные положения были приняты для удельных крестьян (1,8 миллиона), в 1866 г. – для крестьян государственных (19 миллионов). Земель у них не отрезали, удельные на выкуп были переведены сразу, государственные, платившие оброчную подать, – в 1886 г. В наихудших условиях оказались, стало быть, помещичьи крестьяне. В шестидесятых годах на одного бывшего помещичьего крестьянина приходилось 1,7, удельного – 2,4, государственного – 3,5 десятины [3]
Реформа 19 февраля 1861 г. представляла собой типичный пример «революции сверху». Она была разработана либеральной бюрократией, пытавшейся учесть интересы и помещиков, и крестьян, и государства. В значительной мере это удалось, о чём свидетельствует почти безболезненная реализация реформы. Не последовало бунта | крепостников, вспыхнувшие местами крестьянские волнения были легко подавлены.
Ни помещики, ни крестьяне не были удовлетворены. Помещикам было трудно привыкнуть к потере того, что они полагали своей собственностью. В середине шестидесятых годов они были опять в долгах, свои земли они стали продавать и сдавать в аренду крестьянам и купцам. Крестьяне же были убеждены, что землёй должны владеть те, кто её обрабатывает. Они рассчитывали, что имения целиком перейдут в их руки и никак не ожидали, что за свободу им , придётся отдавать выкуп и что они лишатся части своих наделов.
Кроме того, крестьяне не обрели статуса полноправных граждан. В отличие от дворян, они платили подушную подать, поставляли рекрутов, подвергались телесным наказаниям. Выделяемая крестьянам земля поступала в распоряжение сельских обществ (ныне называемых общинами) и делилась для обработки между их членами. В общине существовала круговая порука при уплате податей и выполнении иных повинностей, и без её согласия крестьянин не мог покинуть деревню.
Показательно, что дворяне в 1762 г. получили свободу бесплатно, без всяких условий, а имения целиком перешли в их руки.[4]
Реформа дала мощный толчок развитию страны, направив его по капиталистическому пути. После кратковременного кризиса, связанного с закрытием основанных на крепостном труде предприятий, начался промышленный подъем. Появились акционерные общества, развернулось огромное строительство железных дорог. С 1861 по 1900 гг. их протяжённость увеличилась в 28 раз. Стала повышаться урожайность, опережая рост населения.
Подводя итого можно сказать, что Крестьянство, мало ощущало этот прогресс. Реформа не избавила его ни от голода, по-прежнему поражавшего те или иные области России, ни от нищеты. Во многих деревнях избы топились «по-черному», т.е. печи были без труб, на крышах оставались одни стропила, а солома была скормлена скоту, треть крестьянских семей не имела лошадей.
Возможно, в аграрном секторе были бы достигнуты более впечатляющие результаты, если бы реформы были продолжены. Следовало разрешить свободный выход с землёй из общины, изменить систему налогообложения, сделав его более равномерным (в расчёте на единицу площади крестьянские земли были обложены в шесть-семь раз больше помещичьих). Но аграрный вопрос царь считал решённым. Ланской и Милютин были награждены и отправлены в отставку – сделавшие свое дело мавры должны были уйти. Несбывшиеся надежды крестьян послужили источником возрождения революционного движения.
Реформа 19 февраля 1861 г. представляла собой вторую после преобразований Петра I попытку догнать Запад. Первая мировая война подвела итог либеральному курсу.[5]
Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.
2. Экономические и политические изменения
Социально-экономическое развитие пореформенной России отличалось сложностью и противоречивостью. Ведущим процессом в экономике и социальных отношениях являлось развитие капитализма. Этот факт был признан тогда всеми направлениями русской общественной и экономической мысли, однако оценка данного явления (его характера, перспектив и значения) была различной.
Представители народнического направления считали, что капитализм в России насаждается сверху государством, акцентировали внимание на "язвы капитализма" (рост имущественного неравенства, засилье кулаков-мироедов, разорение и пролетаризация деревни) и склонны были видеть в нем регрессивное явление. Они считали, что у капитализма в России нет будущего. Представители марксистского направления, указывая на присущую всем странам общую закономерность социально-экономических процессов и их объективный характер, подчеркивали прогрессивность капитализма и преувеличивали степень его развития в России.
Реформы 60—70-х годов XIX в, в первую очередь, крестьянская 1861 г., явились важным условием его более интенсивного развития. Здесь проявилась огромная роль политического фактора, воздействовавшего на социально-экономические процессы.
Первые два пореформенных десятилетия относятся к числу переходных, или, как называют их исследователи (Н. М. Дружинин, П. Г. Рындзюнский), "переломных", когда происходила ломка феодальных отношений в сфере сельского хозяйства, завершался процесс технического перевооружения промышленности, создавался механизированный транспорт и складывались новые, характерные для капиталистической страны, социальные слои населения — пролетариат и промышленная буржуазия.[6]
Утверждение капитализма как господствующей социально-экономической системы относится к концу XIX — началу XX в. Развитие же его происходило в условиях хотя и "модернизированной", но по существу старой политической системы — при сохранении самодержавия и сословного строя. Это накладывало определенный отпечаток на социально-экономические процессы в пореформенной России, обусловливало их сложность и противоречивость.
Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других буржуазных реформ - в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.
1 января 1864 года было издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).
Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое.
Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.
16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков - одним словом торгово-промышленная буржуазия).
Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство базаров и т.п.).
Одновременно с земской, была подготовлена и судебная реформа. Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, мере наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов, в которых принимали участия присяжные заседатели могли быть обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат.
Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судей избирался на уездных земских собраниях.
Судебные уставы 1864 года вводили институт "присяжных поверенных"- адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об из отстранении от должности выносил суд. Таким образом закон вводил важный принцип несменяемости судей.
В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ. В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам ХVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.
По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней:в сухопутных войсках 15 лет:6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода. Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения (особенно это заметно во время управления военным министерством графом Д. А. Милютиным).
Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные меры в отношении учебных заведений, принятых императором Николаем I. Преподавание в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых "студенческих беспорядков". Под влиянием таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу средней школы. В начале царствования императора (при министре А. В. Головине) доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и реальные, соответственно без них, но с преобладанием естествознания.
Граф Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили "реальными училищами"; цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний. Этой реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы. Таким образом, несмотря на то, что реформа графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма, она не вошла в нравы нашего общества.
Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась и женская. До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования.
Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.
Государственные реформы 60—70-х гг. отразили буржуазные тенденции в развитии государственного аппарата, но вместе с тем стремились сохранить господствующее положение дворянства в политической и государственной системах.
Император сохранял закрепленный в Основных законах Российской империи статус неограниченного монарха: «повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».
Высшим совещательным учреждением оставался Государственный совет, на который в ходе реформы легли задачи по рассмотрению большого количества законопроектов и по ко- . дификационной работе.
При Государственном совете образовывались различные комитеты (Западный, Кавказский, по делам об устройстве сельского населения) и комиссии (по охране государственного порядка. Особое совещание для охраны спокойствия). Один из таких комитетов со временем превратился в важный орган государственного управления — Комитет министров.
Сенат продолжал сохранять положение высшего судебного органа государства, выполнявшего, кроме того, некоторые административно-надзорные функции. Накануне реформ был учрежден высший государственный орган — Совет министров, в который вошли в качестве членов председатели Государственного совета и Комитета министров, министры, главноуправляющие. Председательствовал в Совете министров император.
Аппарат министерств в этот период был значительно перестроен, многие из них стали создавать свои местные органы. Развитие капитализма в стране выдвинуло на первый план такие отраслевые ведомства, как Министерство путей сообщения. Министерство государственных имуществ. Главный комитет железных дорог. Министерство финансов.
Министерство финансов образовывало на местах казенные палаты (ведавшие прямыми налогами), акцизные управления (ведавшие косвенными налогами), фабричные инспекции. Для проведения выкупной операции потребовалось создание Крестьянского и Дворянского банков, осуществлявших кредитование. Наряду с Государственным банком возникла целая сеть частных коммерческих банков. Финансовая реформа привела к перестройке системы государственного контроля и централизованного порядка формирования государственного бюджета, согласно которому он рассматривался и утверждался Государственным советом, а калькулировался в Министерстве финансов.
Были выработаны новые бюджетные правила, и на финансовые палаты возложена обязанность контролировать осуществление бюджета по первичным документам. Старые дореформенные подати, такие, как подушная и винные откупа, были заменены поземельным и акцизным налогами.
Реорганизация налоговой системы вызвала значительный рост государственного бюджета. Вместе с тем резко возросли и государственные расходы, большая их часть уходила на содержание административного, полицейского аппарата и армии. Главными потребителями государственных средств были Министерство двора. Военное министерство. Министерство флота и Министерство внутренних дел.
Важную роль в пореформенный период приобрело Министерство внутренних дел, имевшее на местах подведомственные органы — уездные полицейские управления, губернские правления, губернские присутствия и др.
Губернатор контролировал деятельность новых органов местного управления, возникших в ходе реформы, — присутствий по крестьянским делам, по делам городского и земского самоуправления, фабричные инспекции и пр. Ключевой должностью в уезде стала должность исправника.
Министр юстиции контролировал всю судебную систему страны, осуществлял подбор кадров и надзорные функции. На него же возлагались обязанности генерал-прокурора.
Военные расходы, вызванные Восточной войной, и предпринятая правительством выкупная операция заставляли правительство выходить из рамок обыкновенного бюджета. Государственных доходов не хватало на покрытие расходов; требовались займы для погашения ежегодных дефицитов. Правительство было вынуждено обращаться к кредиту: оно занимало деньги за границей, прибегало к внутренним (выигрышным) займам и делало новые выпуски кредитных билетов все в большем и большем количестве. Последствия таких мер выражались в том, что платежи процентов по займам очень отягощали бюджет, а кредитные билеты стали падать в цене, как в былое время падали ассигнации. Перед правительством становилась задача — упорядочить государственное хозяйство, чтобы восстановить равновесие в бюджете и поднять курс бумажных денег. Были предприняты некоторые финансовые реформы (1863). Установлен определенный и точный порядок составления ежегодных смет прихода и расхода по всем ведомствам. Общая государственная роспись доходов и расходов ежегодно публиковалась во всеобщее сведение. Введено было «единство кассы», при котором движение всех денежных сумм в казначействах империи подчинялось общему распоряжению Министерства финансов, тогда как прежде каждое министерство имело свои особые кассы и само собирало свои доходы и производило расходы. За правильностью исполнения смет должен был следить заново преобразованный государственный контроль. Таким образом достигнута была большая правильность финансового управления и установлен больший порядок в ведении государственного хозяйства. Но равновесие бюджета достигнуто не было.
Для увеличения государственных доходов был принят ряд мер, из которых наиболее замечательна отмена винных откупов, существовавших у нас со времени Екатерины II. Старый порядок состоял в том, что частные лица покупали у правительства («откупали») право продажи вина в известном округе за определенную сумму. По новому порядку, установленному при Александре II, вино могло продавать всякое частное лицо, но все вино, поступавшее в продажу, облагалось «акцизом» (особым налогом в пользу казны). Таким же акцизом были обложены табак и соль (также сахар).
Были увеличены некоторые таможенные пошлины. Главным же средством поднять экономическую жизнь страны и государственное хозяйство считалась постройка сети железных дорог. Не имея возможности строить дороги казенными средствами, правительство привлекало к этому делу на очень льготных условиях частных лиц и иностранные капиталы. Несмотря на то что к железнодорожному строительству устремилось много недобросовестных дельцов, эксплуатировавших казну и дороги для своей наживы, сеть железных дорог (в 20 тыс. верст) была сооружена в скором времени и оказала громадное влияние на развитие русской промышленности и торговли. В связи с постройкой дорог наш иностранный отпуск вырос в десять раз; почти так же увеличился и ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий, фабрик и заводов заметно умножилось.
Явились кредитные учреждения —банки, во главе которых стал Государственный банк (1860). Россия начала терять характер патриархального землевладельческого государства. Освобожденный от крепостной зависимости и других стеснений народный труд находил себе применение в разных отраслях промышленности, созданных новыми условиями общественной жизни.
3. Духовность и быт
Для второй половины XIX в. был характерен значительный рост внутреннего рынка. Особенно быстро развивался хлебный рынок. В 60—70-х годах на рынок поступало от 500 до 700 млн. пудов хлеба, что составляло от 45 до 47% его чистого сбора. В 90-х годах на рынок поступало уже свыше 1 млрд. пудов, или 50% от чистого сбора хлебов. При этом 60% продаваемого хлеба шло на внутренний и 40% — на внешний рынок. Наиболее высокий уровень товарности был в основных хлебопроизводящих регионах — центрально-земледельческих, поволжских и левобережно-украинских губерниях, которые отпускали от 55 до 60% чистого сбора хлебов.
Быстро росла и торговля промышленными товарами, спрос на которые предъявляли не только возраставшее городское население, но и деревня, все более потреблявшая фабричного производства ткани, орудия труда и утварь, кровельное железо, керосин и т. п. Крупным потребителем товаров являлась и сама промышленность, нуждавшаяся в продукции ее добывающих отраслей — металле, угле, нефти, лесных материалах. К концу XIX в., несмотря на быстрые темпы роста добычи угля и выплавки металла, приходилось ежегодно импортировать свыше 150 млн. пудов угля и 35 млн. пудов металлов для нужд российской промышленности, что составляло до 40% по отношению к добыче и производству этой продукции в самой России.
Статистические данные за сорокалетие после отмены крепостного права показывают заметный рост сельскохозяйственного производства в России. С середины 60-х до конца 90-х годов XIX в. посевы хлебов и картофеля возросли в 1,5 раза, а чистые сборы (за вычетом на семена) — более чем в 2 раза. Особенно значителен был рост посевов и сборов картофеля: его посевы возросли в 3,5 раза, а чистые сборы в 5 раз. Однако в расчете на одну душу населения прирост был не столь значителен.
Рост сельскохозяйственного производства и в пореформенный период продолжал носить преимущественно экстенсивный характер, т. е. происходил в основном за счет расширения посевных площадей. При этом он был особенно значителен в основных хлебопроизводящих регионах — в губерниях черноземного центра, Среднего Поволжья, Украины и в южной степной полосе.
Основная черта пореформенного развития сельского хозяйства состояла в том, что оно принимало все более торговый, предпринимательский характер. Содержанием и показателем этого процесса являлись: во-первых (и главным образом), превращение земледелия в товарное производство, при этом товаром становились не только продукция земледелия, но и сама земля (основное средство сельскохозяйственного производства) и рабочая сила; во-вторых, четкое распределение и углубление наметившейся еще в дореформенную эпоху хозяйственной специализации районов страны. Определились регионы, специализировавшиеся на производстве товарного зерна, льна, мяса и молока, сахарной свеклы, винограда и пр. При торговом земледелии выделялся главный рыночный продукт в данном регионе, остальные отрасли сельского хозяйства в нем подчинялись или приспосабливались к производству этого продукта.
Важнейшими факторами, обусловливавшими рост торгового земледелия, были:
1) рост внутреннего и внешнего рынка;
2) увеличение численности неземледельческого населения страны в связи с ростом городов, промышленности, транспорта и торговли;
3) интенсивное строительство железных дорог, связавших земледельческие регионы с промышленными центрами, морскими и речными портами. В свою очередь углубление специализации сельскохозяйственных районов оказывало воздействие на дальнейшее развитие капиталистического рынка: оно усиливало обмен между регионами, предъявляя спрос и на предметы сельскохозяйственного производства, ибо специализация на каком-либо одном товарном продукте вызывала спрос на другие виды сельскохозяйственной продукции.
В пореформенной России определились следующие специализированные регионы торгового земледелия, центрально-черноземные, Поволжье и Заволжье превратились в основные центры торгового зернового хозяйства; северные и центрально-промышленные губернии стали районами торгового льноводства и мясо-молочного хозяйства; для прибалтийских и западных губерний России характерно было высокоразвитое животноводство. Районы торгового зерноводства, свекловодства, табаководства, виноградарства возникли на Украине, в Бессарабии, в Новороссии, Степном Предкавказье; вокруг крупных городов и промышленных центров сложилось промышленное огородничество.
В 80—90-х годах XIX в. происходит перемещение главных очагов зернового производства из внутренних губерний с помещичьим землевладением и крестьянским малоземельем в интенсивно заселяемые южные и восточные окраины Европейской России с их слабо освоенными черноземными землями. Этому особенно способствовало проведение в указанные районы железных дорог, создавших благоприятные условия для движения населения и сбыта сельскохозяйственной продукции. На юге России возникли крупные капиталистические экономии, каждая из которых насчитывала тысячи и десятки тысяч десятин посевной площади. В этих хозяйствах широко применялся наемный труд и различная сельскохозяйственная техника — сеялки, жнейки, сенокосилки, паровые молотилки.
Заключение
Итак, мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы.
Таким образом крестьянская реформа 1861 г., несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, явилась в конечном счете важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Она стала переломным моментом, гранью между Россией крепостной и Россией свободного предпринимательства, создав необходимые условия для утверждения капитализма в стране.
Освобождение крестьян - создало коренную перемену в русский общественный порядок и необходимо повлекла за собой остальные реформы. С падением крепостного пали прежние формы преобладания дворянства в русской жизни. Оживилась деятельность торгово-промышленная, расцвели города.
С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.
Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.
Экономика пореформенной России была представлена не только капитализмом. Ей присуща была многоукладность — сосуществование наряду с капитализмом мелкотоварного и патриархально-натурального производства. Долгое существование в России крепостного права и незавершенность реформ 60—70-х годов XIX в. обусловили сохранение многочисленных пережитков старины в экономике, политическом строе, социальных отношениях. Господство помещичьего землевладения в пореформенной России, являвшегося главным крепостническим пережитком, и сословной неполноправности крестьян существенно ограничивало возможности капиталистического развития пореформенной деревни. Но и в промышленной сфере, где капитализм достиг наибольших успехов, предприниматель действовал не только "чисто" капиталистическими методами, но и применял старые, докапиталистические приемы эксплуатации, связанные с кабалой и принуждением.
Россия, позднее многих европейских стран вступив на путь капиталистического развития, проходила его в более сжатые сроки. На развитие капитализма в пореформенной России оказывала влияние и экономика стран давно утвердившегося капитализма Западной Европы и Америки. Оно выражалось в использовании их технических достижений, инвестиций иностранного капитала в русскую экономику. Но наличие в пореформенной России крепостнических пережитков, хозяйственно-экономическое, этническое и культурное разнообразие, характерное для регионов огромной страны, обусловили неравномерность и незавершенность развития российского капитализма, тесное переплетение старых и новых форм, сложность социальной структуры.
Список использованной литературы
Василевский. Романовы: портреты и характеристики. - Новосибирск: МП Маяк, 1991.
Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. – М.: 1968.
Зайончковский П.А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г. – М.: 1958.
Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856-1861. – М.: 1984.
Исаев И.А., История государства и права России. - М.: Юристъ, 1996.
Исаев И.А.. История государства и права России. Москва, издательство "Юристъ", 1996 год.
История России XIX - начала XX в. /Под ред. В.А. Федорова. - М.: ЗЕРЦАЛО, 1998.
Ключеский В.О. Курс русской истории. 1т. - М., 1990.
Никулин В.В., Слезин А.А., История России: события и проблемы. - Тамбов: ТГТУ, 1997
Платонов С.Ф. "Лекции по русской истории", Москва, издательство "Высшая школа", 1993 год.
Платонов С.Ф. "Собрание сочинений", т. 1. М., 1991 год.
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - Петрозаводск АО «Фолиум» 1996г.
Попов Г.Х. Отмена крепостного право в России. Истоки: вопросы истории, народного хозяйства и экономической мысли. Ежегодник вып. 1. - М., 1989.
Федоров В.А. "Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине ХIХ века", Москва, издательство "Манускрипт", 1993 год.
Федотов В.А. История России. 1861-1917: Уч. для вузов. – М.: 2000.
[1] Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. – М.: 1968. С.137.
[2] Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М.,1999. С. 231.
[3] Шульце-Геверниц Г.О. Очерк общественного хозяйства и экономической политики России . С.П., 1901.
[4] Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М.,1999. С. 251
[5] Лаптев В.В. Происхождение и древняя история славян. Л.,1980. С. 31.
[6] История России XIX - начала XX в. /Под ред. В.А. Федорова. - М.: ЗЕРЦАЛО, 1998.