Содержание

                      Введение

3

1.

Задание 1 

 4


1.1

 Налоговая декларация как результат учетного процесса

 4


1.2

Общие правила составления и представления налоговых деклараций

 

6


1.3

Ключевые отличия налоговой отчетности и бухгалтерской (финансовой) отчетности

7

2.

Задание 2. Взаимосвязь бухгалтерского (финансового) и налогового учета по кругу операций связанных с осуществлением расходов на добровольное и обязательное страхование имущества

 



11

                      Заключение

 17

                      Список литературы

  18

                     


 




















Введение


     В связи с принятием Налогового Кодекса и в связи с попытками перехода на международные стандарты финансовой отчетности все большее значение приобретает знание не только бухгалтерского (финансового) и управленческого учета, но и налогового. Налоговый учет представляет собой раздел учета, позволяющий основываясь на единые первичные документы, составлять налоговые регистры, а затем налоговые декларации. Таким образом, можно сказать, что налоговая декларация является конечным результатом учетного процесса. В целях выполнения контрольной работы необходимо выяснить общие правила составления и представления налоговых деклараций. Необходимо также проанализировать основные различия между налоговой и бухгалтерской отчетности по различным критериям.

     При выполнении задания 2 выявим взаимосвязь между бухгалтерским и налоговым учетом по вопросу осуществления расходов на добровольное и обязательное страхование имущества.















  

Задание 1.

1.1 Налоговая декларация как результат учетного процесса


     Согласно ст.23 части первой НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

     Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога  и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

     Налоговая декларация является заключительным звеном в цепочке:

┌──────────────┐        ┌───────────────┐       ┌────────────────┐

│   Первичный  │        │               │       │  Декларация по │

│   документ   ├───────>│   Налоговые   ├──────>│    налогам     │

│бухгалтерского│        │    регистры   │       │                │

│     учета    │        │               │       │                │

└──────────────┘        └───────────────┘       └────────────────┘

     Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

    При этом, для того чтобы верно отразить в декларации данные для расчета налога бухгалтерией на основании первичных документов используемых и для бухгалтерского учета составляются (заполняются) налоговые регистры. Таким образом, не требуется составления отдельных первичных документов отдельно для налогового учета. В соответствии со ст.313 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщик имеет право применять регистры бухгалтерского учета, дополняя их реквизитами, необходимыми для налогового учета, или вести отдельно регистры налогового учета для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль.

      Хотя налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета согласно ст.313 НК РФ, но это вовсе не значит, что налогоплательщик при разработке регистров налогового учета не может воспользоваться аналитическими регистрами налогового учета, размещенными на сайте МНС России, что определено в разд.9 "Организация налогового учета" Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 (далее - Методические рекомендации по применению гл.25 НК РФ).

     Аналитические регистры налогового учета представляют собой не что иное, как сводные формы, систематизирующие данные налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями гл.25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Но при этом данные налогового учета должны приводиться в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, содержащих необходимую информацию об объектах налогообложения.

      Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

     Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

     Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

     Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ)

     Порядок декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды также предусмотрен в части первой Налогового Кодекса Российской Федерации. При этом п.9 статьи 80 НК РФ предусмотрено, что органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой налогов и сборов, поступающих в эти фонды, разрабатывают формы и порядок заполнения налоговых деклараций.

     НК РФ предусмотрена возможность внесения налогоплательщиком дополнений и изменений в налоговые декларации в случае обнаружения ошибок.


1. 2 Общие правила составления и представления налоговых деклараций.


     Все налоговые декларации заполняются на основе информации учтенной в налоговых регистрах, откуда она и переносится.

     Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде  в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бланки налоговых деклараций представляются налоговыми органами бесплатно.

     Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

     Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.

     При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

     Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. (п.2 в ред. Федерального закона от 28.12.2001 № 180-ФЗ)

     Формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. (п.3 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ)


1.3 Ключевые отличия налоговой отчетности и

бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    

     Отличия налоговой отчетности и бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1.     по составу;

     В состав налоговой отчетности входят налоговые декларации представляемые налогоплательщиком по каждому налогу отдельно.

     Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

 а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

     Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации. Приказом Минфина РФ от 15.06.2000 № 54н утверждена Инструкция о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью.

2.     по общим правилам составления;

      Налоговая отчетность составляется на основании налоговых регистров. Все формы бухгалтерской отчетности заполняются на основании Главной книги. Статьи актива баланса заполняются по данным дебетовых остатков активных счетов, а статьи пассива баланса – по данным кредитовых остатков пассивных счетов.

     Счета, отражающие состояние расчетов, показываются в балансе в развернутом виде: дебетовое сальдо по субсчетам этих счетов должно быть представлено в активе, а кредитовое сальдо – в пассиве. Некоторые показатели бухгалтерской отчетности заполняются на основании данных аналитического учета (ведомостей, журналов – ордеров или иных аналогичных по назначению регистров). Однако основным источником информации для заполнения форм бухгалтерской отчетности остается Главная книга.  

3.     по адресам и срокам представления;

     Единственным адресом для представления налоговой отчетности является налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

     Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их  регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

     Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Бухгалтерская отчетность в случаях предусмотренных законодательством может быть опубликована в периодической печати.

     Налоговая отчетность по каждому виду налога может иметь различные сроки представления. Так, налоговая декларация по налогу на прибыль представляется не позднее 28 числа следующего за отчетным периода, по налогу на имущество срок сдачи расчета определен как «представляется в сроки, установленные для представления квартальной и годовой отчетности», по НДС – не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым, по единому социальному налогу – это «не позднее 20 числа следующего за отчетным периодом» и т.д.

     В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

     Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

     Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года.

4.     по принципам составления.

     Ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» устанавливает, что отчетным годом для всех российских организаций является календарный год. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала года, в то время как, например налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость составляется за каждый налоговый период отдельно.






















Задание 2. Взаимосвязь бухгалтерского (финансового) и налогового учета по кругу операций связанных с осуществлением расходов на добровольное и обязательное страхование имущества.


     Для обобщения информации о расчетах по добровольному и обязательному страхованию имущества Планом счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, предназначен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию».

     Как добровольное, так и обязательное страхование осуществляется на основании договора. В обычных условиях договор заключается на один год.

     Страхованием имущества регулируется ст.ст. 929, 930, 931, 932 Гражданского кодекса Российской Федерации и другими статьями.

     По договору имущественного страхования могут быть застрахованы следующие имущественные интересы:

-         риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного

имущества;

-         риск ответственности по обязательствам, возникающим в следствие

причиненного вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, - риск гражданской ответственности;

-         риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих

обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов, - предпринимательский риск.

     По договору имущественного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату при наступлении страхового случая возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор, причиненные вследствие этого события убытки в пределах суммы, определенной договором. Договор страхования имущества в пользу выгодоприобретателя может быть заключен без указания имени или наименования выгодоприобретателя.

     Обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхователя со страховщиком. Согласно ст. 935 ГК РФ законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать:

-         жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на

случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу;

-         риск своей гражданской ответственности, которая может наступить

вследствие причинения вреда жизни, здоровью ил имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.

     Обязанность страховать имущество может быть возложена в случаях, предусмотренных законом, на юридических лиц, имеющих в хозяйственном ведении или оперативном управлении это имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью.

     Если обязанность страхования не вытекает из закона, а основана на договоре, в том числе обязанность страхования имущества – на договоре с владельцем имущества, такое страхование не является обязательным.

     Расходы по обязательным видам страхования включаются в состав расходов в пределах утвержденных страховых тарифов, и при их отсутствии – в размере фактических затрат.

     Расходы по добровольному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

     Расходы на добровольное страхование имущества могут относиться к расходам по обычным видам деятельности на основании п.п. 5, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации»  ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, как прочие затраты. При этом согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы организации признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

     Согласно п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к  которому они относятся.  

     Статья 263 НК определила, что расходы на обязательное и добровольное страхование имущество включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного страхования имущества:

1)       добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного,

наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией;

2)       добровольное страхование грузов;

3)       добровольное страхование основных средств производственного

назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);

4)       добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно -

монтажных работ;

5)       добровольное страхование товарно – материальных запасов;

6)       добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и

животных;

7)       добровольное страхование иного имущества, используемого

налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;

8) добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.

      До конца 2001г. (начиная с 1 июля 2000г.) платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций – источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, а также платежи по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования и договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, налогоплательщиком относятся на затраты производства в суммарном размере, не превышающем 3% от объема реализуемой продукции (работ, услуг).

     При этом, как указано в пп. «р» п.2 Положения о составе затрат, суммарный размер отчислений на добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций – источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности не может превышать 2% объема реализуемой продукции (работ, услуг), а суммарный размер отчислений на страхование работников от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование и по  договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими  государственную лицензию, - 1% объема реализуемой продукции (работ, услуг).

     Статья же 263 НК РФ установила специально только принятие для целей налогообложения расходов на обязательное и добровольное страхование имущества, указав, что расходы по всем видам обязательного страхования имущества списываются по статье «Прочие расходы» в пределах страховых тарифов и по видам, утвержденным законодательством Российской Федерации или требований международных конвенций. Только в случае, если законодательством утверждены виды обязательного страхования, но не утверждены тарифы, расходы по обязательному страхованию подлежат списанию в составе прочих расходов в размере фактических затрат.

     Расходы по добровольному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат, но по видам имущества, указанного в пп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ.

      Также следует обратить внимание на  изменения, внесенные ст.263 НК РФ:

- во-первых, на приведенные в ст.263 НК РФ виды страхования снимаются ранее существовавшие ограничения для их включения в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, - теперь они входят в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в размере фактических затрат;

- во-вторых, однозначно определено, что расходы на страхование арендованных средств транспорта и основных средств уменьшают налогооблагаемую прибыль при условии, что данные средства используются в извлечении доходов (то есть расходы по их содержанию уменьшают налогооблагаемую прибыль). До этого бытовало мнение, что расходы на страхование имущества могут уменьшать налогооблагаемую прибыль только у их собственника: в Письмах Минфина России от 18.11.1999 N 04-02-05/1, от 17.12.1998 N 04-02-05/11, от 05.02.1998 N 04-07-04 было высказано мнение, что страховые платежи включаются в себестоимость только у той организации, у которой страхуемое имущество находится на балансе. Вместе с тем обязанности арендатора по страхованию арендуемого имущества возникают либо в силу закона (например, обязательное страхование ответственности перевозчика, который может быть лишь арендатором воздушного судна, перед пассажирами воздушного судна или перед грузовладельцем или грузоотправителем), либо в силу договора аренды. Если арендуемое имущество используется арендатором в производственных целях, страховые платежи могут уменьшать его налогооблагаемую прибыль;

- в-третьих, детальное перечисление в ст.263 НК РФ отдельных видов имущества (включая трубопроводный транспорт), расходы по страхованию которого уменьшают налогооблагаемую прибыль, не внесло принципиальных изменений в ранее существовавший порядок, поскольку пп."р" п.2 Положения о составе затрат предусмотрено включение в себестоимость расходов по страхованию имущества, которое одним словом заменяло все перечисления, присутствующие в ст.263 НК РФ, тем более что в пп.7 п.1 этой статьи обозначено страхование и "иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода", что делает излишним приведенные выше (в пп.1 - 6 п.1 ст.263 НК РФ) отдельные виды этого имущества;

- в-четвертых, так как все виды страхования имущества остались практически без изменения, то уменьшение налогооблагаемой прибыли на добровольное страхование рисков и ответственности изменилось: если до 1 января 2002 г. налогооблагаемую прибыль уменьшали (в установленных пределах) расходы на добровольное страхование:

гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности;

гражданской ответственности перевозчиков;

профессиональной ответственности,

и не уменьшали налогооблагаемую прибыль расходы на добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно - монтажных работ,

то с 1 января 2002 г. налогооблагаемую прибыль уменьшают расходы на добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно - монтажных работ, но не уменьшают налогооблагаемую прибыль расходы на добровольное страхование:

гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности;

гражданской ответственности перевозчиков;

профессиональной ответственности;

- в-пятых, обращает на себя внимание установленная ст.263 НК РФ возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли на расходы по страхованию урожая сельскохозяйственных культур. В соответствии с Федеральным законом от 14.07.1997 N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства" предусмотрено следующее страхование урожая: 50% - за счет сельхозтоваропроизводителей, а 50% - за счет государства. В этой связи в Приказе Минсельхоза России от 24.11.2000 N 938 было разъяснено, что суммы страховых взносов сельхозтоваропроизводителей, уплаченные за счет собственных средств по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, относятся на себестоимость сельскохозяйственной продукции.






 

























Заключение

     В ходе выполнения контрольной работы были изучены нормативные документы на основании которых составляется и представляется бухгалтерская (финансовая) и налоговая отчетность. Выявлены имеющиеся общие правила составления и представления налоговых деклараций по различным налогам и сборам. Была предпринята попытка, выявить ключевые отличия налоговой отчетности и бухгалтерской (финансовой) отчетности, и их сопоставление.

     Изучение Налогового Кодекса и бухгалтерских нормативных документов дало понятие взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета по порядку отражения операций по добровольному и обязательному страхованию имущества.








 












Литература.

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть первая и вторая

3. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Приказ Минфина РФ от 06.0.1999 № 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99)» // «Налоговый вестник», № 10, 1999

5.     Барсукова И.В. Расчеты по имущественному и личному страхованию // «Налоговый вестник», 2002, № 3

6.     Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.Д. Новодворского. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 464с. – (Серия «Высшее образование»).

7.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. Пособие. – 4-е изд., перераб. и доп.. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 640 с. – (Серия «Высшее образование»).

8.     План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. – М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2001. – 176 с.

9.     Титова Г. Обязанность представления налоговой декларации // «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2003, № 28