Оглавление


                                                                                                                                    с.

Введение______________________________________________________ 3

Глава 1. Понятие и правовое положение "вынужденных переселенцев" по законодательству Российской Федерации__________________________ 5


1.1. Особенности категории "вынужденный переселенец"_____ 5

1.2. Порядок приобретения и прекращения статуса "вынужденный переселенец"____________________________________________ 7

1.3. Особенности правового положения "вынужденного переселенца" 18


Глава 2. Международное сотрудничество по проблемам вынужденных переселенцев__________________________________________________ 20


2.1. Взаимодействие Российской Федерации и иностранных государств о помощи беженцам и вынужденным переселенцам___________ 20

2.2. Формы сотрудничества______________________________ 24

2.3. Защита прав вынужденных переселенцев_______________ 26


Заключение___________________________________________________ 34

Список использованных источников и литературы________________ 36


Введение


Россия столкнулась с совершенно новой для неё проблемой - проблемой миграции. Возникла острая необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав людей. И в  феврале 1993 года принимаются Федеральные Законы  «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Эти законы определяют статус беженца и вынужденного переселенца, в них устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В связи с этим и представляется актуальность исследуемой темы.

Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в связи с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. Вынужденным переселенцем может быть признано также не имеющее гражданства Российской Федерации лицо, покинувшее место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации.

Целью данной работы является рассмотрение правового статуса вынужденных переселенцев.

Соответственно задачами работы будет являться рассмотрение следующих вопросов:

-         особенности категории "вынужденных переселенцев";

-         порядок приобретения и прекращения статуса "вынужденный переселенец";

-         особенности правового положения "вынужденного переселенца";

-         взаимодействие Российской Федерации и иностранных государств в помощи беженцам и вынужденным переселенцам;

-         формы сотрудничества;

-         защита прав вынужденных переселенцев.

Структура данной работы состоит из двух глав.

Первая глава называется "Понятие и правовое положение "вынужденных переселенцев" по законодательству Российской Федерации". В ней рассказано о особенностях категории "вынужденных переселенцев" и его правового положения, а также порядок приобретения и прекращения статуса "вынужденный переселенец.

Вторая глава называется "Международное сотрудничество по проблемам вынужденных переселенцев". В ней говорится о взаимодействие Российской Федерации и иностранных государств в помощи беженцам и вынужденным переселенцам и о формах сотрудничества, а также защите прав вынужденных переселенцев.


Глава 1. Понятие и правовое положение "вынужденных переселенцев" по законодательству Российской Федерации


1.1. Особенности категории "вынужденный переселенец"


Беженцы в Российской Федерации обладают 4-мя группами прав: личные права и права, вытекающие из семейных отношений, определенные законами страны его гражданства или страны его постоянного проживания; права, предоставляемые наравне с иностранными гражданами; права, предоставляемые наравне с гражданами государства пребывания; специальные права, предоставляемые исключительно беженцам.

Статус вынужденных переселенцев складывается из прав, принадлежащих им как гражданам Российской Федерации и комплекса специальных прав, предоставляемых исключительно вынужденным переселенцам законодательством РФ.

Часто понятие "вынужденный переселенец" путают с другими понятиями, например "беженец", "перемещенные лица". В средствах массовой информации нередко можно услышать, как вынужденных переселенцев из различных субъектов Российской Федерации называют, например, "беженцы из Чечни", "беженцы из Ингушетии", "беженцы из Северной Осетии" и т.д.

Вместе с тем эти термины отличаются друг от друга. Определение понятия "беженец" будет рассмотрено в Закона о беженцах. Что касается понятия "перемещенные лица", то, как правило, оно используется в международной практике в отношении лиц, ставших вынужденными мигрантами в пределах своей страны. В Российской Федерации, как уже отмечалось выше, вместо термина "перемещенные лица" употребляется термин "вынужденные переселенцы". Они остаются на территории своего государства и как его граждане имеют все права, которыми пользуются остальные граждане на его территории.

Вынужденным переселенцем может быть признан, как правило, гражданин Российской Федерации, покинувший место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации либо, что встречается гораздо реже, на территории другого государства. В соответствии с Законом вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, который:

вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России;

вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.

Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам. И, наконец, вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей с состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России. Приобретение гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" с изменениями и дополнениями и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации в редакции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1993 г. N 2299.[1]

Закон содержит перечень причин, на основании которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем. К их числу относятся: насилие или преследование либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан, либо массовых нарушений общественного порядка.

Закон предусматривает, что статус вынужденного переселенца получает конкретное лицо не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия, но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи.


1.2. Порядок приобретения и прекращения статуса "вынужденный переселенец"


Решением вопроса о признании лиц вынужденными переселенцами занимаются органы Федеральной миграционной службы России на соответствующей территории: орган миграционной службы республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области либо автономного округа, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга.[2] В случае отсутствия на территории субъекта Федерации территориального органа миграционной службы ФМС России может возложить исполнение его функций на другой территориальный орган миграционной службы, действующий на сопредельной территории.

Для признания лица вынужденным переселенцем оформляется ходатайство на имя руководителя территориального органа миграционной службы или на имя руководителя соответствующего органа исполнительной власти по форме установленного образца. В ходатайстве указываются личные данные обратившегося, национальность, гражданство, семейное положение и данные о членах его семьи с указанием степени родства прибывших вместе с ходатайствующим, адрес последнего постоянного места жительства и причины, вынудившие его уехать; языки, которыми данное лицо владеет; наличие родственников на территории Российской Федерации, место предполагаемого поселения на территории России, а также другие дополнительные сведения, в том числе касающиеся отношения ходатайствующего и членов его семьи к военной службе и др. В ходатайстве, кроме того, указываются время и место поступления ходатайства, наименование органа, рассматривающего ходатайство, а также наименование органа, который будет принимать решение о предоставлении статуса вынужденного переселенца, и делается запись о принятом решении.

С указанным ходатайством можно обращаться как лично, так и через уполномоченного на то представителя. Уполномоченным представителем признается лицо, которое выступает от имени представляемого в силу закона или административного акта (родитель в отношении несовершеннолетних детей, усыновитель в отношении несовершеннолетних усыновленных, опекуны и попечители в отношении подопечных). Выступать представителем можно и на основании доверенности, заверенной в установленном порядке. В отношении детей, воспитание которых полностью осуществляется детскими учреждениями, а также совершеннолетних лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве и помещенных в соответствующие учреждения, выполнение обязанностей опекунов и попечителей осуществляется администрацией учреждения, в котором находится подопечный.

Лицо, покинувшее место жительства и лично подавшее ходатайство, предъявляет паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность. Вместе с ним подается и документ, подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации либо факт подачи в установленном порядке заявления или ходатайства о приобретении гражданства Российской Федерации. Также предъявляются подлинники других документов, необходимых для рассмотрения ходатайства: свидетельство о рождении - для лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, свидетельство о браке либо о его расторжении, пенсионное удостоверение, личная книжка одинокой матери, удостоверение, выдаваемое многодетной семье, и пр.[3]

При необходимости представляются материалы, свидетельствующие о времени прибытия на территорию Российской Федерации, а также о совершении в отношении заявителя и/или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признакам и обстоятельствам, предусмотренным в п.1 ст.1 Закона.

Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем до оставления места жительства, должно приложить к ходатайству заверенные в установленном порядке копии документов, необходимых для рассмотрения вопроса, а также копии материалов, подтверждающих обоснованность переезда заявителя и членов его семьи по основаниям, изложенным в п.1 ст.1 Закона. При приеме ходатайства сотрудник территориального органа миграционной службы проверяет полноту и правильность его заполнения. При этом он может затребовать дополнительную информацию, необходимую для оценки доводов и достоверности сведений, сообщенных заявителем.

Для детей, разлученных или потерявших родителей во время переезда на территорию России, представителем территориального органа миграционной службы заполняется опросный лист по специально установленной форме и принимаются меры к их передаче местным органам опеки и попечительства.

Как уже было сказано, по настоящему Закону вынужденными переселенцами признаются не только лица, проживающие на территории Российской Федерации, но и лица, постоянно проживающие на территории иностранного государства, но имеющие при этом российское гражданство. В последнем случае этим лицам предоставляется право обращения с ходатайствами о признании вынужденными переселенцами в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве их пребывания. Соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение пересылает данное ходатайство в федеральный орган миграционной службы либо в территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения.

В свою очередь федеральный орган миграционной службы пересылает поступившее в его адрес ходатайство, заполненное лицом до оставления места жительства, в территориальный орган миграционной службы по месту указанного лицом предполагаемого переселения либо в один из территориальных органов миграционной службы. При этом федеральный орган миграционной службы письменно извещает заявителя о направлении его ходатайства в территориальный орган миграционной службы.

Поступившее ходатайство должно рассматриваться руководителем территориального органа миграционной службы или уполномоченным им должностным лицом в течение трех дней со дня его поступления. Если окончание указанного срока приходится на нерабочий день, срок рассмотрения продлевается на количество нерабочих дней. В случаях, когда обстоятельства дела не требуют дополнительного разбирательства, решение по возможности принимается в день подачи ходатайства. Датой подачи ходатайства считается день представления документов, необходимых для его рассмотрения. Все принятые ходатайства фиксируются в журнале учета ходатайств.

Решение о регистрации ходатайства или об отказе в его регистрации принимает руководитель территориального округа миграционной службы (его заместитель) либо уполномоченное им должностное лицо. Это решение оформляется протоколом в произвольной форме. Запись о принятом решении вносится в бланк ходатайства и журнал учета ходатайств.

При положительном решении вопроса заявителю и членам его семьи старше 18 лет в день принятия решения выдается свидетельство о регистрации ходатайства под расписку при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Выдача свидетельства также регистрируется в книге учета свидетельств. Если заявитель подал ходатайство до оставления места жительства на территории иностранного государства, данное свидетельство направляется ему заказным письмом вместе с уведомлением. Заявителю, находящемуся на территории Российской Федерации, высылается уведомление с указанием адреса, по которому он может получить свидетельство.

В случае принятия Правительством Российской Федерации решения об экстренном массовом приеме на территорию Российской Федерации лиц, покинувших место жительства по обстоятельствам, предусмотренным п.1 ст. 1 Закона, территориальный орган миграционной службы по решению федерального органа миграционной службы незамедлительно осуществляет их учет и оказывает содействие в размещении. В дальнейшем работа с лицами, пожелавшими получить статус вынужденного переселенца, проводится территориальным органом миграционной службы в порядке, установленном настоящим Законом.

Для получения статуса беженца  необходимо, чтобы лицо, заявившее  о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обратилось лично, или через уполномоченного на то представителя (в случае, если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично) с   ходатайством в письменной форме в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России. 

Таким органом может быть:

дипломатическое представительство  или консульское учреждение Российской Федерации, если данное лицо еще не прибыло н территорию Российской Федерации;

пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а при его отсутствии  орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти;

 орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти  по пограничной службе, или  территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам  при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска в течение суток со дня  пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.

 территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, если лицо  пребывает на законном основании на территории Российской Федерации.

После того, как ходатайство о признании лица беженцем было подано в один из перечисленных выше органов, производятся следующие процедуры:

ходатайство   предварительно рассматривается;

принимается решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.  Такое свидетельство выдается на руки лицу, обратившемуся с ходатайством.

 ходатайство рассматривается по существу;

 принимается решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

 выдается удостоверение беженца либо в случае отказа уведомление об отказе в признании беженцем.

          Лица, заинтересованные в приобретении статуса беженца, обязано  предоставить документы, удостоверяющие его личность, заполнить анкету и ответить на вопросы опросного листа во время индивидуального собеседования с работниками миграционной службы. При отсутствии документов, удостоверяющих личность, проводится  установленная федеральным законом и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процедура идентификации личности, включая дактилоскопию.  

         Во всех случаях ходатайства принимаются в письменной форме от лиц, достигших возраста 18 лет, явившихся в компетентный орган лично; либо через уполномоченного на то представителя  указанных лиц. Сведения о несовершеннолетних членах семьи заносятся в ходатайства взрослых  (родителей, опекунов и т.д.) 

Ст.4  ФЗ «О беженцах» определяет срок передачи ходатайства, поданного в орган пограничного контроля, в пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а именно 3 дня со дня поступления ходатайства. После этого осуществляется предварительное рассмотрение ходатайства.

Ст.7  ФЗ «О беженцах» устанавливает процедуру рассмотрения ходатайства по существу и определяет органы, уполномоченные решать вопрос  о предоставлении статуса  беженца:

    Рассмотрение ходатайства по существу осуществляют:

- федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе в отношении лица, находящегося вне пределов территории Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства;

- территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в отношении лица, находящегося в центре временного размещения или ином месте пребывания на территории Российской Федерации, в течение трёх месяцев со дня принятия решения  о выдаче свидетельства. Срок рассмотрения ходатайства по существу может быть продлен уполномоченными на то органами, но не боле чем на три месяца.

 Решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе или его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства по существу.

Лицу, признанному беженцем и достигшего возраста 18 лет, выдается удостоверение установленной формы. Это удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем. Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации.

Лицо признается беженцем на срок до трёх лет  и может продлеваться на каждый последующий год при сохранении  в месте прежнего местожительства  лица обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта1 ст.1 Федерального Закона «О беженцах».  

Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем несколько отличается  от порядка признания беженцем  и  определяется  ФЗ «О вынужденных переселенцах», а именно:  

        Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 Закона « О вынужденных переселенцах»  обращается с ходатайством  о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания.

         С таким ходатайством можно обратиться и до оставления места жительства. В этом случае следует обращаться с ходатайством в федеральный орган миграционной службы либо в территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания.

 Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом миграционной службы в течение трёх дней со дня поступления ходатайства. Далее принимается решение о признании лица временным переселенцем. Это решение принимается территориальным органом миграционной службы в течение трёх месяцев со дня регистрации ходатайства.

Лицу, претендующему на статус беженца, может быть отказано в регистрации ходатайства по указанным законом обстоятельствам, а именно:

в отношении лица возбуждено уголовное дело;

отсутствие обстоятельств в стране местожительства для признания его беженцем;

получение лицом ранее обоснованного отказа в любом из государств, участников Конвенции 1951 г. и Протокола 1967 года, если законодательство о признании беженцем в нем не противоречит российскому;

в случае прибытия с территории государства, где лицо могло быть признано беженцем;

в случае если лицо покинуло государство местожительства не по указанным законом обстоятельствам, и опасается понести наказание за незаконный выезд или совершенное правонарушение  на территории указанного государства;

если лицо при вынужденном незаконном пересечении границы РФ пропустило срок обращения  с ходатайством, установленным законом;

в случае отказа сообщений сведений о себе и обстоятельствах прибытия в РФ;

в случае нахождения в браке с гражданином РФ и имеющейся возможности получения  разрешения на постоянное проживание в РФ;

если упомянутое разрешение на постоянное проживание в РФ уже имеется у  указанного лица.

     В случае отказа лицу, подавшему ходатайство о признании его беженцем и находящемуся вне территории РФ, в рассмотрении ходатайства по существу, ФМС в течение 5 дней направляет в дипломатическое представительство или консульское учреждение решение об отказе, после чего в течение трёх дней данному лицу вручается уведомление об отказе с указанием причин отказа, порядка обжалования решения, и разъяснением правового положения лица и членов его семьи на территории РФ,

        В случае отказа лицу, подавшему ходатайство в пункте пересечения  границы РФ, данное лицо обязано покинуть территорию РФ в течение трёх дней со дня получения уведомления.

В случае отказа лицу, подавшему ходатайство после вынужденного незаконного пересечения границы РФ, данное лицо обязано покинуть территорию РФ в течение месяца со дня  получения уведомления.

Факт получения лицами, претендующими на статус беженцев или вынужденных переселенцев, свидетельства  о регистрации ходатайств, является основанием для предоставления гарантированного законодательством минимума прав и льгот и возложения на них определенных обязанностей.

Права лиц, получивших свидетельство  о регистрации ходатайства о признании их беженцами или вынужденными переселенцами:

-  право на пользование услугами квалифицированного  переводчика;

-  право на проживание в центре временного размещения;

-  право на обеспечение проезда до указанного центра временного размещения  и провоза багажа;

-  право на единовременное денежное пособие;

-  право на получение питания, медицинской помощи, на содействие в прохождении профессиональной переподготовки в центре временного размещения или в трудоустройстве;

-  право на получение информации относительно своих прав и обязанностей и законодательства, касающегося статусов беженцев и вынужденных переселенцев.

Обязанности указанных лиц, налагаемые фактом получения свидетельства, также примерно  совпадают:

-   это соблюдение Конституции РФ, Федеральных Законов, действующего законодательства РФ;

-   соблюдение правил проживания в центре временного  размещения и установленных санитарно- гигиенических норм;

-   прохождение медицинского освидетельствования в полном объеме, установленном законодательством;

-   обязанность сообщать соответствующему органу ФМС достоверные сведения о себе, необходимые для принятия решения о присвоении статуса.     

Факт предоставления статусов беженца или вынужденного переселенца расширяет объем прав, предоставляемых лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства. Кроме прав перечисленных выше, лицо, получившее статус беженца,  получает  право наравне с гражданами

Российской Федерации:

на работу по найму;

предпринимательскую деятельность;

 социальную защиту,  в том числе на социальное обеспечение;

право на устройство детей в дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования ;

участие в общественной деятельности - за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами.

Обязанности лица, получившего статус беженца, в основном те же, что и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства.   

 Вынужденный переселенец имеет право на самостоятельный выбор места  жительства на территории РФ.


1.3. Особенности правового положения "вынужденного переселенца"


Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев регулируется двумя законами РФ: "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах". Понятие беженец применяется к лицу, которое:

1.     Не является гражданином РФ.

2.     Находится вне страны своей гражданской принадлежности (при отсутствии гражданства - вне страны своего прежнего обычного места жительства).

3.     Покинуло указанную страну в силу опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений.

4.     Не может (не желает) пользоваться её защитой (вернуться в неё) вследствие таких опасений.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец - это как правило, гражданин РФ, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта. Вынужденным переселенцем признаётся также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории РФ и изменивший место жительства в её пределах по указанным выше основаниям.

Порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны. Для получения этого статуса необходимо ходатайство лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания (за рубежом - в посольство России). После проверки соответствующих сведений надлежащий орган Федеральной миграционной службы выдаёт свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства. После такого предварительного рассмотрения ходатайства названный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса беженца или вынужденного переселенца, о чем выдаётся соответствующее удостоверение установленного образца. Оно действительно в течение пяти лет. Отказ в принятии ходатайства и отказ в предоставлении соответствующего статуса может быть обжалован в суд.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Эти лица вправе в течение трёх месяцев избрать местом своего постоянного места жительства либо населённый пункт из числа предлагаемых, либо населённый пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних.


Глава 2. Международное сотрудничество по проблемам вынужденных переселенцев


2.1. Взаимодействие Российской Федерации и иностранных государств о помощи беженцам и вынужденным переселенцам


Государства основываясь на общепризнанных принципах международного права и гуманизма,

подтверждая свои обязательства по международным соглашениям, направленным на защиту прав человека,

принимая во внимание критическую ситуацию, сложившуюся в связи с ростом числа переселенцев и беженцев на территории бывшего Союза ССР,

сознавая свою ответственность за судьбы испытывающих тяготы и лишения людей,

признавая необходимость оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам,

согласились о нижеследующем:

Для целей настоящего Соглашения беженцем признается лицо, которое, не являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами.

Беженцем не может признаваться лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое умышленное уголовное преступление.

Для целей настоящего Соглашения вынужденным переселенцем признается лицо, которое, являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами.

Статус беженца и вынужденного переселенца определяется в соответствии с настоящим Соглашением, общепризнанными нормами международного права и законодательством Стороны, предоставившей убежище, и подтверждается выдачей соответствующего документа.

Государство выезда при содействии заинтересованных Сторон:

осуществляет эвакуацию населения из зон вооруженных и межнациональных конфликтов, предоставляя возможность для его беспрепятственного добровольного выезда на территорию одной из Сторон по основаниям, предусмотренным статьей 1 и статьей 2 настоящего Соглашения;

обеспечивает личную и имущественную безопасность эвакуирующихся, добиваясь прекращения огня, соблюдения охраны общественного порядка во время эвакуации;

вопросы финансового, материально-технического, продовольственного, медицинского и транспортного обеспечения эвакуирующихся решаются между заинтересованными Сторонами.

Сторона, предоставившая убежище, берет на себя обязательства:

обеспечивать для беженцев и вынужденных переселенцев в местах их временного размещения необходимые социально-бытовые условия;

оказывать беженцам и вынужденным переселенцам содействие в трудоустройстве в соответствии с принятым в каждой из Сторон законодательством о занятости населения.

Стороны берут на себя обязательства:

содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в истребовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством;

содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в получении по месту прежнего жительства свидетельств о браке, рождении, трудовых книжек и других документов, необходимых для решения вопросов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, выезда за границу и т.д.;

оказывать содействие в получении сведений о родственниках, проживающих на территории государства, покинутого беженцем или вынужденным переселенцем, а также о его оставленном там имуществе.

Государство выезда возмещает беженцам и вынужденным переселенцам стоимость оставленного или утраченного ими на его территории жилья и другого имущества, компенсирует ущерб здоровью и потерю заработка. Размеры материальной компенсации определяются по расценкам государства выезда.

Порядок учета принадлежащего беженцам и вынужденным переселенцам утраченного движимого и недвижимого имущества, оценки материального ущерба и выплаты компенсации определяется совместно заинтересованными Сторонами.

Стороны создадут Межгосударственный фонд помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Условия, порядок формирования и использования средств фонда будут определены Положением, которое станет неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Товары (услуги, работы), перемещаемые через таможенную границу из одной Стороны в другую Сторону в рамках деятельности Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам, освобождаются от взимания таможенных пошлин, налогов и сборов.

Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения государств - участников Содружества Независимых Государств будет оказывать практическое содействие в реализации достигнутых в рамках настоящего Соглашения договоренностей.

Каждый беженец или вынужденный переселенец имеет право свободного обращения в суды на территории Сторон.

Стороны примут меры по обеспечению своего участия в международных договорах по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев. Стороны приведут национальное законодательство в соответствие с международными правовыми нормами в этой области.

Настоящее Соглашение подлежит ратификации.

Соглашение вступает в силу после сдачи на хранение депозитарию третьей ратификационной грамоты. Для Сторон, ратифицировавших его позднее, оно вступает в силу в день сдачи ими на хранение своих ратификационных грамот.

Любая из Сторон может денонсировать настоящее Соглашение посредством письменного уведомления, направленного депозитарию. Соглашение прекращает действие для этой Стороны через 6 месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

Настоящее Соглашение с согласия всех Сторон открыто для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы, путем передачи депозитарию документов о таком присоединении. Присоединение считается вступившим в силу со дня получения депозитарием последнего сообщения о согласии на такое присоединение.

Совершено в городе Москве 24 сентября 1993 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.


2.2. Формы сотрудничества


Международное сотрудничество в области урегулирования проблем беженцев и вынужденных переселенцев включает в себя широкий спектр связей как на двусторонней, так и на многосторонней основе, в том числе сотрудничество с международными организациями ООН, международными неправительственными, общественными и религиозными организациями и фондами.

Основными задачами такого сотрудничества являются учет и распространение международного опыта в решении проблем вынужденной миграции с привлечением международных экспертов, содействие урегулированию политических, социально-экономических и правовых проблем, связанных с решением вопросов вынужденной миграции; предотвращение потоков вынужденных мигрантов; участие в процессе разработки и реализации программ деятельности международных организаций, а также координация деятельности российских, зарубежных, международных государственных и частных структур, общественных и религиозных организаций и фондов, заинтересованных в содействии реализации миграционных программ, в том числе касающихся беженцев и вынужденных переселенцев.

Реализация государственной политики в области регулирования потока беженцев и вынужденных переселенцев требует активизировать участие Российской Федерации в работе УВКБ, МОМ (Международная организация по миграции), Международная организация труда и других. В настоящее время в Москве помимо регионального представительства УВКБ, о котором упоминалось во введении, открыто Бюро МОМ, которое представляет МОМ в России во всей ее деятельности, включая разработку и осуществление программ по разрешению вопросов международной и внутренней миграции с соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Международной организацией по миграции от 13 марта 1992 г.[4]

Предполагается дальнейшее развитие сотрудничества, в том числе в договорно-правовой области с государствами бывшего СССР. В частности, оно может заключаться в совместной разработке с ними механизмов и процедур контроля за регулированием процесса миграции, взаиморасчетов, в проведении взаимных консультаций по этим вопросам. Во многом эти вопросы регламентируются в межгосударственном Соглашении о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, подписанном на встрече глав государств - участников СНГ 24 сентября 1993 г.[5] Это Соглашение создает основу для единообразного определения статуса беженцев и вынужденных переселенцев, содержит обязательства сторон по оказанию всестороннего содействия указанной категории мигрантов, в том числе компенсации за оставленное жилье и другое имущество, взаиморасчеты и погашение расходов на содержание беженцев и вынужденных переселенцев; предполагает создание Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам и др.

Кроме того, для межгосударственного регулирования миграционных процессов и предотвращения эскалации потока беженцев из других государств заключены межправительственные соглашения по вопросам регламентации процесса переселения и защите прав переселенцев с республиками Таджикистан, Латвия, Эстония, Тукменистан, Грузия и др. Основной целью этих соглашений является обеспечение прав граждан бывшего СССР на свободный (добровольный) выбор места проживания. Особый акцент сделан на возможность свободного распоряжения (продажа, сдача на условиях поднайма и др.) своим жильем и имуществом на территории государства выезда, а также освобождение имущества, денежных средств и вкладов от пошлин, налогов и связанных с этим сборов при пересечении границы. Особо оговаривается право собственности. Движимое и недвижимое имущество не может быть отчуждено властями государства выезда на основании того, что его собственником является лицо, постоянно проживающее за пределами государства или не являющееся гражданином государства выезда. Все это позволяет вынужденным мигрантам решать вопросы обустройства на новом месте жительства самостоятельно за счет своих средств при минимальной финансовой помощи государства.


2.3. Защита прав вынужденных переселенцев


Масштабы и динамика миграционных процессов, происходящих на территории Российской Федерации, значительное место в которых занимают беженцы и вынужденные переселенцы, показывают необходимость наряду с мерами государственной поддержки этих категорий лиц привлечения дополнительных возможностей неправительственных структур.

В настоящее время в связи с развитием института частной собственности, внедрением механизма эффективного привлечения средств частных фондов путем введения системы льгот в налогообложении, кредитовании, приоритетном развитии открываются новые возможности неправительственных организаций в содействии решению проблем беженцев и вынужденных переселенцев.

Основными задачами государственных органов и органов местного самоуправления в работе с неправительственными организациями являются привлечение донорских средств к оказанию помощи социально незащищенным категориям мигрантов, большинство которых составляют беженцы и вынужденные переселенцы; участие в выполнении этими организациями региональных и межрегиональных программ по отдельным направлениям, а также содействие в реализации адаптационных программ и в урегулировании межнациональных отношений путем использования согласительных процедур, института посредничества и др. Большое значение имеет совместная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и неправительственных организаций по формированию общественного мнения по проблемам вынужденных переселенцев через средства массовой информации, непосредственную работу с населением и т.д.

Прямую помощь вынужденным переселенцам оказывают благотворительные организации, фонды, профессиональные союзы, религиозные организации, а также различные культурно-просветительские общества, творческие союзы и землячества. Они проводят благотворительные мероприятия, решают проблемы трудоустройства, обеспечивают пункты первичного приема и центры временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев материальными и финансовыми средствами, создают приюты для наиболее незащищенных лиц при монастырях, церквях; содействуют интеграции их в новой среде и быстрейшей адаптации среди остального населения; привлекают общественное внимание к бедственному положению этих лиц в целях оказания им помощи и поддержки.

В настоящее время для оказания содействия беженцам и вынужденным переселенцам в решении их материальных проблем, обустройстве и во многом другом действуют Российский фонд помощи беженцам "Соотечественники", а также Международная неправительственная организация "Российский клуб", фонд "Содружество", одной из уставных целей которых является помощьвынужденным мигрантам.

Государство по мере своих возможностей содействует этим организациям в осуществлении названных задач. Так, нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации им оказана государственная поддержка, а их миграционные программы в основном финансируются из государственного бюджета.

Остановимся более подробно на указанных выше организациях.

Российский фонд помощи беженцам "Соотечественники" - это общественная некоммерческая благотворительная организация. Он был образован и зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации в 1991 году. Основная цель фонда - реализация и защита гражданских, экономических, социальных прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев, оказание им помощи, экономическое и материальное стимулирование их предприятий и организаций.

Признанием фонда стало подписанное в декабре 1991 г. Президентом России распоряжение, в котором Правительству Российской Федерации было поручено определить меры поддержки фонда. Правительство Российской Федерации приняло соответствующее постановление от 6 мая 1992 г. N 285. В нем рекомендуется государственным органам в центре и на местах оказывать фонду всемерную помощь в выполнении им уставных задач и содействовать формированию его территориальных органов, а также предписывается оказывать содействие ему в подборе и приобретении производственных и нежилых помещений, законсервированных, недостроенных и неэксплуатируемых объектов и сооружений, неэксплуатируемого оборудования и других материальных ресурсов, выделять фонду за счет его средств товары первой необходимости для безвозмездного распределения среди беженцев и вынужденных переселенцев, прибывающих с места временного размещения; оказывать содействие в выделении фонду необходимого количества бумаги и предоставлении полиграфической базы для выпуска рекламной, информационной и другой печатной продукции, а также в создании информационного центра попереселению. Предприятия и организации, создаваемые фондом "Соотечественники" совместно с другими юридическими лицами и гражданами для выполнения его уставных задач, пользуются льготами и преимуществами, предоставленными фонду и его организациям.

На Первом Всероссийском Съезде предприятий и организаций вынужденных переселенцев и беженцев, проведенном по инициативе фонда, состоявшемся в июне 1994 года, Российскому фонду помощи беженцам "Соотечественники" как правозащитной неправительственной организации были даны полномочия координировать деятельность организаций и предприятий вынужденных переселенцев и беженцев по защите их прав и свобод, социально-экономическому развитию и представлять их интересы в органах государственной законодательной и исполнительной власти Российской Федерации на национальном и региональном уровнях, а также в международных и неправительственных организациях.

Сегодня при участии фонда "Соотечественники" создано и функционирует около 700 переселенческих организаций и предприятий. В 36 регионах России фонд имеет свои отделения. С 15 регионами Российской Федерации фонд заключил многосторонние соглашения об оказании помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Фондом и Федеральной службой занятости заключено Генеральное соглашение о совместной деятельности по оказанию помощи вынужденным переселенцам.

Фонд "Соотечественники" ведет Реестр переселенческих организаций и предприятий. Он работает, в основном, с организованными группами переселенцев, оказывает им методическую и финансовую помощь в местах компактного проживания в России. Так, в 1995 году на основе договорных отношений по организации рабочих мест в Воронежской, Липецкой и Псковской областях Российский фонд помощи беженцам "Соотечественники" получил грант международной организации от Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, подтвердив тем самым целевое расходование средств, выделенных фонду в виде помощи на реализацию его программ.

Субъекты Российской Федерации также оказывают поддержку общественным организациям и объединениям, занимающимся проблемами социальной защиты вынужденных мигрантов. Так, в постановлении главы администрации Краснодарского края от 31 марта 1995 г. N 186 "О государственной поддержке Краснодарской краевой ассоциации помощи вынужденным переселенцам "Соотечественники" предусматривается приоритетное выделение земельных участков для осуществления программ ассоциации, освобождение ее на основании решения Законодательного Собрания края от уплаты налога на прибыль, имущество, НДС в пределах сумм налогов, зачисленных в краевой бюджет. Кроме того, освобождаются от налогов финансовые средства, направленные предприятиями и организациями ассоциации в виде финансовой помощи на ее уставную деятельность.

Фонд "Содружество" является неправительственной общественной благотворительной организацией, помогающей соотечественникам в Латвии, Литве и Эстонии. Фонд создан в 1992 году. Он оказывает помощь только через организации прибалтийских стран, с которыми имеет договорные отношения; в Латвии - с фондом "Лабвелиба", в Литве - с Благотворительным центром национальных меньшинств, в Эстонии - с фондом "Коостее".

Фонд "Содружество" разрабатывает переселенческие программы для решения вопросов адаптации, экономического, правового и социального характера, осуществляет взаимодействие с государственными и неправительственными организациями, а также с частными лицами, участвующими в реализации переселенческих программ. К разработке и финансированию своих программ фонд привлекает российские и зарубежные учреждения, предприятия и фирмы. Фонд оказывает помощь в переезде и устройстве групп неимущих одиноких пенсионеров из стран Балтии в российские дома интернаты и дома престарелых.

Законодательством Российской Федерации предусматривается ответственность общественных организаций, оказывающих помощь вынужденным переселенцам. Она наступает на общих основаниях. Виды ответственности определены федеральными законами от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в редакции Федерального закона от 17 мая 1997 г. N 78-ФЗ)[6] и от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".[7] В названных Законах перечислены формы такой ответственности. Ими могут быть предупреждение, приостановление деятельности и ликвидация соответствующей организации. Так, на основании Федерального закона "О некоммерческих организациях" в случае, если некоммерческая организация совершила действия, противоречащие ее целям и настоящему Федеральному закону, некоммерческой организации может быть вынесено предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, или прокурором внесено представление об устранении нарушений.

В случае вынесения некоммерческой организации более двух предупреждений в письменной форме или представлений об устранении нарушений некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда в определенном законодательством порядке.

На основании Федерального закона "Об общественных объединениях" их деятельности может быть приостановлена в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по решению суда в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В случае нарушения общероссийскими и международными общественными объединениями законодательства Российской Федерации, а также совершения действий, противоречащих уставным целям, Прокуратура Российской Федерации вправе вносить в руководящие органы данных объединений представление об указанных нарушениях и устанавливать срок для их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность общественных объединений приостанавливается на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации.

Приостановление деятельности межрегиональных, региональных и местных общественных объединений осуществляется судом соответствующего субъекта Российской Федерации по заявлению прокурора данного субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ).[8]

Орган, регистрирующий общественные объединения, вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности общественных объединений после двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законном порядке или не признаны судом не основанными на законе.

В случае приостановления деятельности общественного объединения на срок, установленных решением суда, приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов.

Если в течение установленного судом срока приостановления деятельности общественного объединения оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, то после окончания указанного срока общественное объединение возобновляет свою деятельность. В случае неустранения общественным объединением указанного нарушения орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности данного объединения, вносит в суд заявление о его ликвидации.

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случаях:

виновного нарушения своими действиями прав и свобод граждан;

неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения по указанным основаниям вносится Генеральным прокурором Российской Федерации.

Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального и местного общественных объединений по указанным основаниям вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом о прокуратуре Российской Федерации.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

При совершении общественными объединениями, в том числе не зарегистрированными в органах юстиции, деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины за организацию указанных деяний могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных сообществ. Другие члены и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.

Заключение


Суммируя все вышеизложенное, следует отметить, что в целом правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, определенный законодательством РФ, позволяет лицам, обладающим или желающим обладать данным статусом, реализовать весь комплекс прав человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ и международных договорах РФ.

Однако, сложившаяся в России в последние годы напряженная ситуация, связанная с массовым притоком вынужденных мигрантов, развивается на фоне сложной и неблагоприятной социально-экономической обстановки.  Многие семьи беженцев и вынужденных переселенцев имеют несовершеннолетних детей, причем более одной трети этих семей составляют неполные и многодетные семьи. Такие семьи, лишившиеся привычного образа жизни и воспитывающие детей в крайне стесненных финансовых и материальных условиях, при отсутствии постоянного жилья и работы, чрезвычайно уязвимы.  Эти проблемы нашли отражение  в  Федеральной целевой программе «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Содержание этой программы соответствует общему смыслу государственной политики в интересах детей и согласуется с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка.

Данная программа предусматривает решение следующих задач: -  создание  условий для оказания незамедлительной помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- предупреждение  социального сиротства;

- охрана здоровья детей семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- оказание социально- психологической и педагогической помощи детям, внедрение новых педагогических технологий;

- определение правовых гарантий детей, защита их прав на образование, воспитание в семье, имущественных, жилищных и других интересов.

Несмотря на все положительные стороны российского законодательства по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, данная проблема остаётся одной из самых острых и актуальных на сегодняшний день. В настоящее время почти нет юристов, специализирующихся в международном и внутреннем законодательстве в этой области. Представители официальных структур также не ориентируются в международных нормах и принятом законодательстве в необходимом масштабе. Издаются федеральные подзаконные акты, противоречащие положениям международного права, Конституции и законам РФ. В то же время 89 субъектов РФ — республики, края, области и, в первую очередь, Москва и Санкт-Петербург — создают собственное региональное законодательство в области прав вынужденных мигрантов, не считаясь с его несоответствием федеральным законам и Конституции. Прежде всего эти акты касаются ограничений в получении статуса беженца и вынужденного переселенца и в регистрации по месту жительства и месту пребывания.

Лишенные доступа к правовой информации и юридической поддержки, мигранты оказываются в полной зависимости от произвола местных властей и издаваемых ими инструкций. Поэтому очевидно, что поддержка беженцев и вынужденных переселенцев является чрезвычайно актуальной для решения их проблем в соответствии с законодательством России.

Вопросы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев требуют постоянного и пристального внимания, а также совершенствования законодательства и согласования нормативных актов по данной проблеме.

Список использованных источников и литературы


Нормативно-правовые акты


1.     Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Принята всенародным голосованием.

2.     Соглашение было ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 22 ноября 1994 г. N 40-ФЗ "О ратификации Соглашения о помощи беженцам и вынужденным переселенцам" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 31. Ст.3191.

3.     Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" // "Российская газета" от 28 декабря 1995 г.

4.     Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 6. Ст. 243; 1993. N 29. Ст.1112; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 7. Ст.496.

5.     Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 4. Ст.302.

6.     Инструкция о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами, их учету и переучету на территории Российской Федерации. Утверждена Приказом ФМС России от 31 марта 1997 г. N 19 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. N 11. С.4 - 20.

7.     Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. N 724 "О размерах единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 25. Ст.2943.

8.     Типовое положение о центре временного размещения вынужденных переселенцев, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 г. N 53.


Литература


9.     Абрамов Ю. О защите прав вынужденных переселенцев в России и российских соотечественников за рубежом"

10.            Коваленко А. И. Основы конституционного права РФ М. 1994

11.            Конституция Российской Федерации. Коментарий / Под общей ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: Юрид. лит.,1994.

12.            Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. — М.: Белые Альвы, 1996.

13.            Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. - М. : Юрист, 1995.

14.            Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России. - М.: Новый юрист, 1997.

15.            Торшенко А.А. Конституционное право РФ. Учебное пособие - Екатеринбург, 1997.

16.            Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. - М.: Зерцало, 1998.



[1] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 6. Ст. 243; 1993. N 29. Ст.1112; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 7. Ст.496.

[2] Далее - территориальный орган миграционной службы, если не оговорено иное.

[3] Инструкцию о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами, их учету и переучету на территории Российской Федерации. Утверждена Приказом ФМС России от 31 марта 1997 г. N 19 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. N 11. С.4 - 20.

[4] Бюллетень международных договоров. 1993. N 4. С.54 - 57.

[5] Соглашение было ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 22 ноября 1994 г. N 40-ФЗ "О ратификации Соглашения о помощи беженцам и вынужденным переселенцам" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 31. Ст.3191.

[6] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 N 21. Ст.1930; 1997. N 20. Ст.2231.

[7] Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст.145.

[8] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 47. Ст.4472.