Вопрос. Ревизия и контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами.
При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитор проверяет наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату ее возникновения и причину образования. Особое внимание должно быть обращено на задолженность с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует установить причины ее возникновения, а так же уточнить, были ли приняты меры у взысканию задолженности.
При наличии зарубежных поставщиков, осуществляющих поставку материалов за иностранную валюту, необходимо уточнить, как велся учет курсовых разниц и как эти курсовые разницы списывались, а так же выяснить, проводился ли пересчет остатков по счету 60 на первое число соответствующего квартала.
При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками, если применяется журнально-ордерная форма учета, аналитический и синтетический учет по счету 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками» ведется в журнале – ордере №6.
В журнале по каждому регистрационному номеру приведены данные об оплате, поступлении материалов или оказанных услугах, суммы налога на добавленную стоимость и специального налога. В конце месяца подсчитываются соответствующие итоги и выводится сальдо по регистрационным номерам, которое переносится в журнал следующего месяца.
Процесс аудиторских доказательств может быть оптимизирован, если в качестве сегментов аудита выделены циклы хозяйственных операций.
Цикл приобретения и заготовления объединяет операции по приобретению и созданию внеоборотных активов и заготовлению материально- производственных запасов.
В рамках цикла приобретения подлежат аудиту следующие счета :
· Кредит счетов учета расчетов с поставщиками и подрядчиками (60,76,71);
· Дебет счетов учета внеоборотных активов 08,01,03,04; учета производственных запасов 10,41; учета НДС по приобретенным ценностям 19.
Аудит цикла приобретения проводится с ориентацией на соответствие критериям аудита бухгалтерской отчетности.
1. Для установления соответствия операции предпосылкам «Существование» и «Возникновение» аудитор должен убедится в соблюдении следующих контрольных моментов:
· Счета поставщиков акцептованы в установленном порядке;
· Данные инвентаризации подтверждают наличие обязательств перед поставщиками;
· Ввод в эксплуатацию ОС и НМА подтвержден первичными документами установленного образца;
2. Для установления соответствия операции предпосылке «Права и обязанности» аудитор должен убедится в том, что:
· Задолженность поставщикам является реальной и возникла в результате законных сделок;
· Приобретенные активы, отраженные в бухгалтерской отчетности, принадлежат предприятию на правах собственности и получены в результате законных сделок;
· Все записи на счетах подтверждены оправдательными и учредительными документами.
3. Для установления соответствия операции предпосылкам «Полнота» и «Точность измерения» аудитор должен убедится в том, что:
· Обязательства, отраженные на счетах учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, представляют полный объем реальной задолженности экономического субъекта;
· В бухгалтерской отчетности отражены все фактически приобретенные объекты внеоборотных активов и товарно- материальных ценностей;
· Соблюдаются учетные требования полноты и непривотиворечивости;
· Все операции по оприходованию внеоборотных активов и товарно- материальных ценностей отражены в бухгалтерском учете с арифметической точностью.
4.Для установления соответствия предпосылке «представление и раскрытие», необходимо убедиться в том, что:
· Правильно включены средства труда;
· В состав НМА правильно включены объекты;
· Приобретенные объекты правильно классифицированы;
· Сроки полезного использования правильно установлены;
· Сумма НДС выделена отдельной строкой;
· Правильно определен источник погашения НДС по активам производственного и непроизводственного значения.
Целесообразно провести следующие тесты средств контроля:
· Изучить систему хозяйственных операций цикла приобретения;
· Изучить систему складского учета;
· Проверить работу комиссии по приемке основных средств;
· Проверить соответствие требованиям нормативных документов и эффективность системы документооборота, связанной с оформлением операций цикла приобретения.
Ситуация№1.
Дано: в процессе установлено, что по выпискам банка от 5 января 2001г. перечислено 40000 руб. без приложения оправдательных документов. Указанная сумма списана в дебет счета 97 «Расходы бедующих периодов», а в последующем полностью отнесена на себестоимость продукции. Как должен оценить ревизор данную ситуацию.
Решение:
Перечисление суммы не подтвержденные оправдательными документами рассматривается как завышение себестоимости работ услуг, т.е занижена налогооблагаемая база, так же необходимо проверить кому перечислена сумма, если физическому лицу без ведома учредителей, то перечисленная сумма может быть квалифицирована как кража с расчетного счета.
Дано: в процессе проверки установлено, что предприятие в проверяемом периоде закупало на рынке продукты, запчасти и другие ценности без подтверждающих документов. Приобретено ценностей у физических лиц из подотчетных сумм на 10тыс. руб. Бухгалтерией составлены проводки:
Дт 71 Кт 50 выдана сумма в подотчет,
Дт 10 ,41 Кт 71 оприходованы полученные ценности,
Установить характер нарушения.
Решение:
Данная ситуация рассматривается как необоснованное списание суммы с подотчетного лица, необходимо предложить подотчетному лицу предоставить документы или в противном случае она должна быть внесена им в кассу учреждения в тридневный срок, при не внесении суммы она квалифицируется как недостача и делается следующая бухгалтерская запись:
Дт 71 Кт 73 –на сумму недостачи.
Ситуация №3.
Дано: В процессе проверки, сопоставляя обороты по дебету и кредиту счета 51, журнала-ордера 2 и ведомости 2 с оборотами в Главной книге, ревизор установил наличие расхождений, как по дебетовым, так и по кредитовым оборотам за следующие месяцы: февраль, май, июнь, сентябрь.
Что должен предпринять ревизор в данной ситуации.
Решение
Отразить в акте ревизии факт расхождений, выявить точно количество несоответствий, с указанием даты и суммы операции. Рекомендовать сделать корректировку записей по данным операциям.
Ситуация №4.
Дано: В процессе ревизии выявлено, что ремонтным цехом предприятия производился ремонт детского сада, находящегося на балансе предприятия. Расходы, связанные с выполнением указанных работ, НДС не облагались. Ревизором также было установлено получение авансовых платежей от клиентов в счет оказания будущих услуг по ремонту оборудования. Поступление денежных средств отражено по Дт 51 с кредитом других счетов. Суммы авансовых платежей в облагаемый оборот не включались.
Решение:
Составить акт, отразить данный факт , по сумме за выполненные работы должен быть начислен НДС и перечислен в бюджет, суммы авансовых платежей включены в оборот и начислены налоги в полном объеме, полученная сумма квалифицируется как доход предприятия.
Ситуация №5.
Дано: в процессе проверки установлено, что работнику предприятия выплачена компенсация за использование легкового автомобиля ВАЗ-21201 в сентябре отчетного года в сумме 168 руб. сумма отнесена на затраты производства. Основанием для выплаты компенсации послужило заявление с визой руководителя предприятия. В последующие месяцы года также выплачивалась компенсация в сумме, указанной выше. При проверке расчетов по заработной плате выяснено, что работник в октябре 15 дней находился в командировке в Москве, а в декабре отсутствовал на работе по причине временной нетрудоспособности.
Установить обоснованность выплаты компенсации, укажите документы, служащие основанием для ее выплаты. Составте исправительные записи и правильные бухгалтерские проводки.
Решение
Основанием для выплаты компенсации за автомобиль служит договор между организацией и работником. Если автомобиль находился в организации и эксплуатировался другим шофером, о чем свидетельствует маршрутный лист, тоже само и когда работник находился в отпуске, то выплата компенсации обоснована. Если же автомобиль в эти дни находился у владельца, то необходимо удержать излишне начисленные суммы, пропорционально отработанному времени.
Ситуация №6.
Дано В процессе ревизии было установлено, что заведущего складом после передачи материальных ценностей другому лицу была установлена недостача в размере 26000руб. бухгалтер материального отдела без составления расчета списала недостачу, как образовавшуюся в результате естественной убыли.
Какие дальнейшие действия ревизора в данной ситуации.
Решение
Данный факт рассматривается как необоснованно списанная сумма, или необходимо составить соответствующий акт на списание ценностей, на основании действующих нормативов, если же это списанию не подлежит, то данная сумма должна быть удержана с работника, добровольно- по заявлению(оговорена сумма , которую можно удерживать), если же работник не согласен, то сумма должна быть удержана по о решению суда. По данному факту составляется акт, ставится в известность руководство.
Список литературы
1.Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Приказ Минфина России от 29 июля 1998г. № 24н;
3. «Учетная политика организации «(ПБУ 1/98). Приказ Минфина России от 9 декабря 1998г. № 60н.
4. «Учет договоров на капитальное строительство» (ПБУ 2/94). Приказ Минфина России от 20 декабря 1994г. № 167;
5. «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» 9ПБУ 3/200. Приказ Минфина России от 10 января 2000г. № 2н.
6. «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Приказ Минфина России от 6 июля 1999г. № 43н.
7. «Учет материально- производственных запасов» (ПБУ 5/01). Приказ Минфина России от 15 июня 2001г. № 25н.
8. «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Приказ Минфина России от 30 марта 2001г. № 26н.
9. «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98). Приказ Минфина России от 25 ноября 1998г. №56н.
10.«Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01). Приказ Минфина России от 28 ноября 2001г. № 96н.
11 «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Приказ Минфина России от 6 мая 1999г. № 32н.
12 «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Приказ Минфина России от 6 мая 1999г. № 33н;
13 Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н.
«Бухгалтерский учет» Учебное пособие.-Ростов н/Д:Феникс, 2004.-576с(Серия «высшее образование»)
14 .Н.В.Пошерстник, М.С.Мейксин «Бухгалтер торгового предприятия» (5-е изд.)-СПб.: «Издательский дом Герда» 2002,736с.
15.«Учет по новому Плану счетов», разъяснения и рекомендации. Типовые проводки/Под ред. И.Д.Юцковской.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.,ИД ФБК-ПРЕСС,2002,-368с
16.Воронина Л.И. «Основы бухгалтерского учета и аудита: Учебное пособие. В 2частях.-М.,»Издательство ПРИОР», 1997.-256с
17.Аудит:Законодательные и нормативные документы/ Составитель Р.И.Рябова.-М.,ЗАО «Бухгалтерский бюлютень»,1998.-320с
18.Периодическое издание «Бизнес практика»№7 март 2001г.