1. Порядок учета и списания общехозяйственных расходов.
Под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности.
Для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом применяется счет 26 «Общехозяйственные расходы». В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы:
§ административно-управленческие расходы;
§ содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;
§ амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
§ арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
§ расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг.
Общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями (лицами).
В конце отчетного периода общехозяйственные расходы распределяются пропорционально избранной базе, которая должна быть отражена в учетной политике предприятия.
Расходы, учтенные на счете 26, списываются, в частности, в дебет счетов:
§ 20 «Основное производство»;
§ 23 «Вспомогательное производство» (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону);
§ 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону).
Общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 90 «Продажи».
Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется малым предприятием в разрезе видов затрат (на оплату труда, материалы, амортизация и др.) по объектам учета, которыми могут быть затраты в целом по предприятию, по видам продукции (работам, услугам), местам производства продукции (работ, услуг), лицам, ответственным за производство, и т.п. В случае наличия условно - постоянных расходов малое предприятие общехозяйственные (накладные) расходы списывает ежемесячно полностью на затраты реализованной продукции (работ, услуг).
Затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств, в случае их проведения собственными силами, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим видам затрат (материалы, оплата труда и др.), а в случае проведения работ подрядным способом - включаются в состав общехозяйственных (накладных) расходов.
Организации, деятельность которых не связана с производственным процессом (к примеру – торговая деятельность), используют счет 26 «Общехозяйственные расходы» для обобщения информации о расходах на ведение этой деятельности. Данные организации списывают суммы, накопленные на счете 26 в дебет счета 90 «Продажи»
Аналитический учет по счету 26 «Общехозяйственные расходы» ведется по каждой статье соответствующих смет, месту возникновения затрат и др.
Учет расходов индивидуальными предпринимателями ведется с учетом следующих особенностей:
1) стоимость приобретенных материальных ресурсов включается в расходы того налогового периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг;
2) расходы по материальным ресурсам, приобретенным впрок либо использованным на изготовление товаров (выполнение работ, оказание услуг), не реализованных в налоговом периоде, а также не использованным полностью в отчетном налоговом периоде, учитываются при получении доходов от реализации товаров (работ, услуг) в последующих налоговых периодах;
3) в случае, когда деятельность носит сезонный характер, т.е. затраты зависят от времени года и природно - климатических условий (например, сельскохозяйственная деятельность), а также в других случаях, когда затраты произведены в отчетном налоговом периоде, но связаны с получением доходов в следующих налоговых периодах, такие затраты следует отражать в учете как расходы будущих периодов и включать в состав расходов того налогового периода, в котором будут получены доходы.
4) амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за налоговый период. При этом начисление амортизации производится только на принадлежащее индивидуальному предпринимателю на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые для осуществления предпринимательской деятельности и приобретенные за плату.
Расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, подразделяются на:
§ материальные расходы;
§ расходы на оплату труда;
§ амортизационные отчисления;
§ прочие расходы.
2. Основные требования к ведению книги учета доходов и расходов
Учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.
В Книге учета доходов и расходов отражаются имущественное положение предпринимателя, а также результаты предпринимательской деятельности за налоговый период.
Учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Записи в Книге учета доходов и расходов по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения дохода (на дату фактического осуществления расхода).
Документирование фактов предпринимательской деятельности, ведение Книги учета доходов и расходов осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иностранном языке или иных языках народов Российской Федерации, должны иметь построчный перевод на русский язык.
Книга учета доходов и расходов предназначена для обобщения, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах.
Книга учета доходов и расходов может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении Книги учета в электронном виде предприниматели обязаны по окончании налогового периода вывести ее на бумажные носители.
Книга учета доходов и расходов открывается на один календарный год и должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книги учета доходов и расходов указывается число содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печатью организации (индивидуального предпринимателя - при ее наличии), а также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью до начала ее ведения. На последней странице пронумерованной и прошнурованной предпринимателем Книга учета доходов и расходов, которая велась в электронном виде, и выведенной по окончании налогового периода на бумажные носители, указывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью.
Исправление ошибок в Книге учета доходов и расходов должно быть обосновано и подтверждено подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) с указанием даты исправления и печатью организации (индивидуального предпринимателя - при ее наличии).
Доходы и расходы отражаются в Книге учета доходов и расходов кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком.
Форма Книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Задача №4
На основании приведенных данных необходимо:
§ указать корреспондирующие счета в журнале хозяйственных операций;
§ заполнить ведомости учета хозяйственных операций с 1-9;
§ заполнить оборотную ведомость.
1. Журнал хозяйственных операций
№№ |
Содержание хозяйственных операций |
Сумма, |
Корреспондирующие счета |
|
п/п |
|
руб. |
дебет |
кредит |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
П/п № 67, счет-фактура №28 и приходная накладная №1 |
|
|
|
|
1. Поступили от объединения "Труд" цветные металлы |
|
|
|
|
180 кг по цене 18 руб. |
3 240,00 |
10-1 |
60 |
|
НДС |
648,00 |
19 |
60 |
|
Итого |
3 888,00 |
|
|
2 |
П/п №97, счет-фактура №30 и приходная накладная №2 |
|
|
|
|
Поступили от объединения "Прогресс" металлоизделия |
|
|
|
|
300 кг по цене 9,60 руб. |
2 880,00 |
10-2 |
60 |
|
НДС |
576,00 |
19 |
60 |
|
Итого |
3 456,00 |
|
|
3 |
п/п №62 Счет-фактура №13 и приходная накладная №3 |
|
|
|
|
Поступили от объединения "Труд" цветные металлы |
|
|
|
|
100 кг по цене 18,00 руб. |
1 800,00 |
10-1 |
60 |
|
НДС |
360,00 |
19 |
60 |
|
Итого |
2 160,00 |
|
|
4 |
Лимитно - заборные карты и производственные отчеты. |
|
|
|
|
Отпущено со склада и израсходовано на нужды производства: |
|
|
|
|
а) цветные металлы 280 кг по цене 18,00 руб. |
5 040,00 |
20 |
10-1 |
|
в т.ч. на продукцию А |
3 600,00 |
20 |
10-1 |
|
на продукцию Б |
1 440,00 |
20 |
10-1 |
|
б) металлоизделия 300 кг по цене 9,60 руб. |
2 880,00 |
20 |
10-2 |
|
в т.ч. на продукцию А |
2 400,00 |
20 |
10-2 |
|
на продукцию Б |
480,00 |
20 |
10-2 |
|
в) списан инвентарь за отчетный месяц |
60,00 |
20 |
10-9 |
|
в т.ч. на продукцию А |
40,00 |
20 |
10-9 |
|
на продукцию Б |
20,00 |
20 |
10-9 |
|
Всего |
7 980,00 |
|
|
5 |
П/п №11, счет-фактура №18. |
|
|
|
|
От кооператива "Мир" поступил автомобиль ГАЗ-53 |
18 000,00 |
08-4 |
60 |
|
НДС |
3 600,00 |
19 |
60 |
|
Итого |
21 600,00 |
|
|
6 |
Акт №1 приема-передачи основных средств от 15.01.200_г. |
|
|
|
|
Оприходован купленный автомобиль ГАЗ-53 в состав |
|
|
|
|
основных средств |
18 000,00 |
01 |
08-4 |
7 |
Акт №2 приема-передачи основных средств от 20.01.2000_г. |
|
|
|
|
Продан транспортер МП "Восход" балансовой стоимостью |
13 600,00 |
91-2 |
01 |
|
Списана амортизация по проданному транспортеру |
5 600,00 |
02 |
01 |
|
Продажная стоимость транспортера |
12 000,00 |
62 |
91-1 |
|
П/п №29 Начислен НДС |
2 400,00 |
91-2 |
68 |
|
Финансовый результат (убыток) |
1 600,00 |
99 |
91-9 |
8 |
Справка бухгалтерии №1. Начислена амортизация |
840,00 |
20 |
02 |
|
основных средств |
|
|
|
|
в т.ч. на продукцию А |
600,00 |
20 |
02 |
|
на продукцию Б |
240,00 |
20 |
02 |
9 |
Справка бухгалтерии №2. Начислена арендная плата за |
400,00 |
20 |
76 |
|
нежилые помещения и отнесена на производство продукции |
|
|
|
|
в т.ч. на продукцию А |
200,00 |
20 |
76 |
|
на продукцию Б |
200,00 |
20 |
76 |
10 |
П/п №18, счет-фактура №18. Начислено объединению |
|
|
|
|
Автотранс за оказанные услуги и отнесено на продукцию А |
52,00 |
20 |
60 |
|
НДС |
10,40 |
19 |
60 |
|
Итого |
62,40 |
|
|
11 |
П/п №16, счет-фактура №23. Начислено кооперативу "Салют" |
60,00 |
20 |
60 |
|
за оказанные услуги по производству продукции |
|
|
|
|
в т.ч. на продукцию А |
40,00 |
20 |
60 |
|
на продукцию Б |
20,00 |
20 |
60 |
|
НДС |
12,00 |
19 |
60 |
|
Итого |
72,00 |
|
|
12 |
Справка бухгалтерии №3. Отнесены расходы по |
84,00 |
20 |
76 |
|
использованию личного транспорта на производство продукции |
|
|
|
|
в т.ч. на продукцию А |
48,00 |
20 |
76 |
|
на продукцию Б |
36,00 |
20 |
76 |
13 |
П/п №10, счет-фактура №22. Начислено ремонтному |
|
|
|
|
управлению №1 за производственный ремонт основных средств |
1 200,00 |
20 |
60 |
|
НДС |
240,00 |
19 |
60 |
|
Итого |
1 440,00 |
20 |
60 |
14 |
Справка бухгалтерии №4. Затраты по ремонту распределены на |
|
|
|
|
производство продукции |
|
|
|
|
А |
800,00 |
20 |
60 |
|
Б |
300,00 |
20 |
60 |
15 |
Авансовый отчет №1 Соколовой В.И. По приобретению |
|
|
|
|
канцтоваров |
80,00 |
10-6 |
71 |
|
Справка бухгалтерии №5. Материальные ценности переданы в |
|
|
|
|
производство и отнесены на продукцию |
|
|
|
|
А |
40,00 |
20 |
10-6 |
|
Б |
40,00 |
20 |
10-6 |
16 |
Авансовый отчет №2 гл.бухгалтера МП Семенова В.В. коман- |
1 040,00 |
20 |
71 |
|
дировочные расходы |
|
|
|
|
Справка бухгалтерии №6. Расходы по командировке распреде- |
|
|
|
|
лены на производство продукции, в том числе: |
|
|
|
|
А |
600,00 |
20 |
71 |
|
Б |
440,00 |
20 |
71 |
17 |
Справка бухгалтерии №7. Начислена заработная плата |
5 600,00 |
20 |
70 |
|
работникам МП за январь и распределена на производство |
|
|
|
|
продукции |
|
|
|
|
А |
3 040,00 |
20 |
70 |
|
Б |
2 560,00 |
20 |
70 |
|
Начислена премия за счет прибыли |
920,00 |
84 |
70 |
|
Итого |
6 520,00 |
|
|
18 |
Справка бухгалтерии №8. Начислен социальный налог от |
1 993,60 |
20 |
69 |
|
заработной платы работников МП и отнесены на производство |
|
|
|
|
продукции (35,6%) |
|
|
|
|
в т.ч. на продукцию А |
1 082,24 |
20 |
69 |
|
на продукцию Б |
911,36 |
20 |
69 |
|
За счет прибыли |
327,52 |
84 |
69 |
|
Итого |
2 321,12 |
|
|
19 |
Справка бухгалтерии №9. Произведены удержания из |
464,00 |
70 |
68 |
|
заработной платы работников МП за январь: налог на доходы |
|
|
|
|
с физических лиц |
|
|
|
20 |
Накладная №1. Сдано на склад готовой продукции в сумме |
19 517,60 |
43 |
20 |
|
материальных затрат, в т.ч. на продукцию: |
|
|
|
|
А 500 штук |
12 782,24 |
43 |
20 |
|
Б 500 штук |
6 735,36 |
43 |
20 |
21 |
Товарно-транспортная накладная №1, п/п №7. Продано |
12 782,24 |
90-2 |
41 |
|
кооперативу "Вибратор" готовой продукции типа "А" 500 штук |
|
|
|
|
в сумме материальных затрат |
|
|
|
|
По договорной цене за 500 штук |
40 000,00 |
62 |
90-1 |
|
НДС |
8 000,00 |
90-3 |
68 |
22 |
Товарно-транспортная накладная №2, п/п №8. Продано |
6 735,36 |
90-2 |
43 |
|
кооперативу "Монометр" готовой продукции типа "Б" 500 шт. |
|
|
|
|
в сумме материальных затрат |
|
|
|
|
По договорной цене за 500 штук |
20 000,00 |
62 |
90-1 |
|
НДС |
4 000,00 |
90-3 |
68 |
23 |
Справка бухгалтерии №10. Расчет по возмещению НДС по |
5 206,40 |
68 |
19 |
|
приобретенным ценностям за январь |
|
|
|
24 |
Справка бухгалтерии №11. Определен результат от продажи |
40 482,40 |
90-9 |
99 |
|
продукции на основании ведомости В-6 за январь |
|
|
|
25 |
Справка бухгалтерии №12. Определить прибыль за январь |
38 882,40 |
90-9 |
99 |
|
месяц и начислить налог на прибыль |
|
|
|
|
Начислен налог на прибыль |
9 331,78 |
99 |
68 |
Список литературы
1. Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28 октября 2002 г. N БГ-3-22/606 «Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядка отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения»
2. Министерство Финансов Российской Федерации N 86н Министерство Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-04/430 Приказ от 13 августа 2002 года «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей»
3. Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведении малого бизнеса - М., 1999.
4. Костюк Г.И. Учет денежных средств. // «Бухгалтерский учет». 2001.- №6 – с. 14-28
5. Патров В.В. Учет готовой продукции и товаров. // «Бухгалтерский учет. – 2001. - №6. – с. 3-7
6. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. №44н // Публикации приложения к журналу «Бухгалтерский учет». Официальные материалы. Комментарии и консультации – 2001.- №16.- с. 2-5.
7. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минфина РФ от 07.05.2003 г. №38н. Новосибирск: Издательский центр Мысль, 2003.