1. Порядок учета и списания общехозяйственных расходов.

 

Под   расходами   понимаются  фактически   произведенные   и документально  подтвержденные  затраты,  непосредственно  связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности. 

Для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом применяется счет 26 «Общехозяйственные расходы». В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы:

§  административно-управленческие расходы;

§  содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;

§  амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

§  арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

§  расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг.

Общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями (лицами).

В конце отчетного периода общехозяйственные расходы распределяются пропорционально избранной базе, которая должна быть отражена в учетной политике предприятия.

Расходы, учтенные на счете 26, списываются, в частности, в дебет счетов:

§  20 «Основное производство»;

§  23 «Вспомогательное производство» (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону);

§  29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону).

Общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 90 «Продажи».

Учет  затрат  на  производство  продукции  (работ, услуг) ведется  малым  предприятием  в  разрезе   видов  затрат  (на  оплату   труда, материалы, амортизация и др.) по объектам учета, которыми могут  быть затраты  в  целом  по  предприятию,  по  видам  продукции   (работам, услугам),  местам  производства  продукции  (работ,  услуг),   лицам, ответственным  за  производство,  и  т.п.  В случае наличия условно -  постоянных расходов малое предприятие  общехозяйственные (накладные) расходы списывает  ежемесячно  полностью  на  затраты  реализованной  продукции (работ, услуг).                                         

Затраты    на    проведение    всех    видов   ремонтов  основных  производственных средств, в случае их проведения собственными силами,  включаются    в    себестоимость    продукции    (работ,   услуг)  по  соответствующим видам  затрат (материалы,  оплата труда  и др.),  а в  случае  проведения  работ  подрядным  способом  - включаются в состав  общехозяйственных (накладных) расходов.                           

Организации, деятельность которых не связана с производственным процессом (к примеру – торговая деятельность), используют счет 26 «Общехозяйственные расходы» для обобщения информации о расходах на ведение этой деятельности. Данные организации списывают суммы, накопленные на счете 26 в дебет счета 90 «Продажи»

Аналитический учет по счету 26 «Общехозяйственные расходы» ведется по каждой статье соответствующих смет, месту возникновения затрат и др.

Учет расходов индивидуальными предпринимателями ведется с  учетом следующих особенностей:                                             

     1)  стоимость  приобретенных  материальных  ресурсов включается в расходы того налогового периода,  в котором фактически были  получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг;     

     2)  расходы  по  материальным  ресурсам, приобретенным впрок либо использованным на  изготовление товаров  (выполнение работ,  оказание услуг),  не   реализованных   в  налоговом   периоде,   а  также   не использованным полностью  в отчетном  налоговом периоде,  учитываются при  получении  доходов  от  реализации  товаров  (работ,  услуг)   в последующих налоговых периодах;                                     

     3) в  случае, когда  деятельность носит  сезонный характер,  т.е. затраты зависят от  времени года и  природно - климатических  условий (например,  сельскохозяйственная  деятельность),  а  также  в  других случаях, когда затраты произведены  в отчетном налоговом периоде,  но связаны с  получением доходов  в следующих  налоговых периодах, такие затраты  следует  отражать  в  учете  как  расходы будущих периодов и включать в состав расходов  того налогового периода, в  котором будут  получены доходы.   

    4)  амортизация   учитывается  в   составе  расходов   в  суммах, начисленных  за  налоговый  период.  При  этом начисление амортизации производится только на принадлежащее индивидуальному  предпринимателю на  праве   собственности   имущество,  результаты   интеллектуальной деятельности   и   иные   объекты   интеллектуальной   собственности, непосредственно  используемые  для  осуществления предпринимательской  деятельности и приобретенные за плату.                              

Расходы, непосредственно  связанные с извлечением  доходов от предпринимательской деятельности, подразделяются на:                

§  материальные расходы;                                        

§  расходы на оплату труда;                                     

§  амортизационные отчисления;                                  

§  прочие расходы.                                         

2. Основные требования к ведению книги учета доходов и расходов


Учет  доходов  и  расходов  и  хозяйственных операций ведется  путем фиксирования  в Книге  учета доходов  и   расходов   и  хозяйственных   операций   предпринимателя  операций о полученных доходах и  произведенных расходах  в момент  их совершения  на основе  первичных  документов позиционным способом.                                    

В Книге учета доходов и расходов отражаются имущественное положение  предпринимателя, а также результаты предпринимательской  деятельности  за налоговый период.                                                 

Учет  доходов и  расходов и  хозяйственных операций  ведется в  валюте Российской Федерации - в рублях.  Записи в Книге учета доходов и расходов по  валютным счетам, а также по  операциям в  иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем  пересчета иностранной валюты  по курсу Центрального  банка Российской Федерации, установленному на  дату фактического получения  дохода (на дату фактического осуществления расхода).                           

Документирование  фактов  предпринимательской   деятельности,  ведение  Книги  учета доходов и расходов осуществляется  на  русском  языке.  Первичные  учетные документы, составленные на иностранном языке или иных  языках  народов  Российской  Федерации,  должны  иметь  построчный перевод на русский язык.                                                       

Книга  учета доходов и расходов предназначена   для  обобщения,  систематизации   и накопления  информации,  содержащейся  в  принятых  к учету первичных  учетных документах.                                                 

Книга учета доходов и расходов может вестись  как на  бумажных носителях,  так и  в электронном  виде.  При  ведении  Книги  учета  в  электронном   виде предприниматели  обязаны   по  окончании   налогового периода вывести ее на бумажные носители.                            

Книга учета доходов и расходов открывается на один календарный год и должна быть  прошнурована  и  пронумерована.  На  последней     странице     пронумерованной     и    прошнурованной  налогоплательщиком   Книги учета доходов и расходов указывается число содержащихся в ней страниц,  которое подтверждается подписью руководителя   организации   (индивидуального  предпринимателя)  и печатью организации  (индивидуального  предпринимателя  -  при  ее наличии), а также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью до начала ее  ведения.  На  последней странице пронумерованной и прошнурованной предпринимателем Книга учета доходов и расходов,  которая велась в электронном виде,  и выведенной по окончании налогового периода на  бумажные  носители, указывается  число содержащихся в ней страниц,  которое заверяется подписью  должностного  лица  налогового  органа   и   скрепляется  печатью.                                                           

Исправление ошибок  в Книге учета доходов и расходов  должно   быть  обосновано  и  подтверждено  подписью  руководителя организации (индивидуального  предпринимателя)  с  указанием  даты исправления и печатью организации (индивидуального предпринимателя - при ее наличии).

Доходы и расходы  отражаются в Книге учета доходов и расходов кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода,  за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком.            

     Форма Книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней   хозяйственных   операций   организациями   и индивидуальными  предпринимателями  утверждаются  Министерством Российской Федерации по  налогам  и сборам  по  согласованию  с Министерством  финансов Российской Федерации.   

Задача №4

На основании приведенных данных необходимо:

§  указать корреспондирующие счета в журнале хозяйственных операций;

§  заполнить ведомости учета хозяйственных операций с 1-9;

§  заполнить оборотную ведомость.

1. Журнал хозяйственных операций

№№

Содержание хозяйственных операций

Сумма,

Корреспондирующие счета

п/п

 

руб.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

П/п № 67, счет-фактура №28 и приходная накладная №1

 

 

 

 

1. Поступили от объединения "Труд" цветные металлы

 

 

 

 

180 кг по цене 18 руб.

3 240,00

10-1

60

 

НДС

648,00

19

60

 

Итого

3 888,00

 

 

2

П/п №97, счет-фактура №30 и приходная накладная №2

 

 

 

 

Поступили от объединения "Прогресс" металлоизделия

 

 

 

 

300 кг по цене 9,60 руб.

2 880,00

10-2

60

 

НДС

576,00

19

60

 

Итого

3 456,00

 

 

3

п/п №62 Счет-фактура №13 и приходная накладная №3

 

 

 

 

Поступили от объединения "Труд" цветные металлы

 

 

 

 

100 кг по цене 18,00 руб.

1 800,00

10-1

60

 

НДС

360,00

19

60

 

Итого

2 160,00

 

 

4

Лимитно - заборные карты и производственные отчеты.

 

 

 

 

Отпущено со склада и израсходовано на нужды производства:

 

 

 

 

а) цветные металлы 280 кг по цене 18,00 руб.

5 040,00

20

10-1

 

в т.ч. на продукцию А

3 600,00

20

10-1

 

         на продукцию Б

1 440,00

20

10-1

 

б) металлоизделия 300 кг по цене 9,60 руб.

2 880,00

20

10-2

 

в т.ч. на продукцию А

2 400,00

20

10-2

 

         на продукцию Б

480,00

20

10-2

 

в) списан инвентарь за отчетный месяц

60,00

20

10-9

 

в т.ч. на продукцию А

40,00

20

10-9

 

         на продукцию Б

20,00

20

10-9

 

Всего

7 980,00

 

 

5

П/п №11, счет-фактура №18.

 

 

 

 

От кооператива "Мир" поступил автомобиль ГАЗ-53

18 000,00

08-4

60

 

НДС

3 600,00

19

60

 

Итого

21 600,00

 

 

6

Акт №1 приема-передачи основных средств от 15.01.200_г.

 

 

 

 

Оприходован купленный автомобиль ГАЗ-53 в состав

 

 

 

 

основных средств

18 000,00

01

08-4

7

Акт №2 приема-передачи основных средств от 20.01.2000_г.

 

 

 

 

Продан транспортер МП "Восход" балансовой стоимостью

13 600,00

91-2

01

 

Списана амортизация по проданному транспортеру

5 600,00

02

01

 

Продажная стоимость транспортера

12 000,00

62

91-1

 

П/п №29 Начислен НДС

2 400,00

91-2

68

 

Финансовый результат (убыток)

1 600,00

99

91-9

8

Справка бухгалтерии №1. Начислена амортизация

840,00

20

02

 

основных средств

 

 

 

 

в т.ч. на продукцию А

600,00

20

02

 

         на продукцию Б

240,00

20

02

9

Справка бухгалтерии №2. Начислена арендная плата за

400,00

20

76

 

нежилые помещения и отнесена на производство продукции

 

 

 

 

в т.ч. на продукцию А

200,00

20

76

 

         на продукцию Б

200,00

20

76

10

П/п №18, счет-фактура №18. Начислено объединению

 

 

 

 

Автотранс за оказанные услуги и отнесено на продукцию А

52,00

20

60

 

НДС

10,40

19

60

 

Итого

62,40

 

 

11

П/п №16, счет-фактура №23. Начислено кооперативу "Салют"

60,00

20

60

 

за оказанные услуги по производству продукции

 

 

 

 

в т.ч. на продукцию А

40,00

20

60

 

         на продукцию Б

20,00

20

60

 

НДС

12,00

19

60

 

Итого

72,00

 

 

12

Справка бухгалтерии №3. Отнесены расходы по

84,00

20

76

 

использованию личного транспорта на производство продукции

 

 

 

 

в т.ч. на продукцию А

48,00

20

76

 

         на продукцию Б

36,00

20

76

13

П/п №10, счет-фактура №22. Начислено ремонтному

 

 

 

 

управлению №1 за производственный ремонт основных средств

1 200,00

20

60

 

НДС

240,00

19

60

 

Итого

1 440,00

20

60

14

Справка бухгалтерии №4. Затраты по ремонту распределены на

 

 

 

 

производство продукции

 

 

 

 

А

800,00

20

60

 

Б

300,00

20

60

15

Авансовый отчет №1 Соколовой В.И. По приобретению

 

 

 

 

канцтоваров

80,00

10-6

71

 

Справка бухгалтерии №5. Материальные ценности переданы в

 

 

 

 

производство и отнесены на продукцию

 

 

 

 

А

40,00

20

10-6

 

Б

40,00

20

10-6

16

Авансовый отчет №2 гл.бухгалтера МП Семенова В.В. коман-

1 040,00

20

71

 

дировочные расходы

 

 

 

 

Справка бухгалтерии №6. Расходы по командировке распреде-

 

 

 

 

лены на производство продукции, в том числе:

 

 

 

 

А

600,00

20

71

 

Б

440,00

20

71

17

Справка бухгалтерии №7. Начислена заработная плата

5 600,00

20

70

 

работникам МП за январь и распределена на производство

 

 

 

 

продукции

 

 

 

 

А

3 040,00

20

70

 

Б

2 560,00

20

70

 

Начислена премия за счет прибыли

920,00

84

70

 

Итого

6 520,00

 

 

18

Справка бухгалтерии №8. Начислен социальный налог от

1 993,60

20

69

 

заработной платы работников МП и отнесены на производство

 

 

 

 

продукции (35,6%)

 

 

 

 

в т.ч. на продукцию А

1 082,24

20

69

 

         на продукцию Б

911,36

20

69

 

За счет прибыли

327,52

84

69

 

Итого

2 321,12

 

 

19

Справка бухгалтерии №9. Произведены удержания из

464,00

70

68

 

заработной платы работников МП за январь: налог на доходы

 

 

 

 

с физических лиц

 

 

 

20

Накладная №1. Сдано на склад готовой продукции в сумме

19 517,60

43

20

 

материальных затрат, в т.ч. на продукцию:

 

 

 

 

А 500 штук

12 782,24

43

20

 

Б 500 штук

6 735,36

43

20

21

Товарно-транспортная накладная №1, п/п №7. Продано

12 782,24

90-2

41

 

кооперативу "Вибратор" готовой продукции типа "А" 500 штук

 

 

 

 

в сумме материальных затрат

 

 

 

 

По договорной цене за 500 штук

40 000,00

62

90-1

 

НДС

8 000,00

90-3

68

22

Товарно-транспортная накладная №2, п/п №8. Продано

6 735,36

90-2

43

 

кооперативу "Монометр" готовой продукции типа "Б" 500 шт.

 

 

 

 

в сумме материальных затрат

 

 

 

 

По договорной цене за 500 штук

20 000,00

62

90-1

 

НДС

4 000,00

90-3

68

23

Справка бухгалтерии №10. Расчет по возмещению НДС по

5 206,40

68

19

 

приобретенным ценностям за январь

 

 

 

24

Справка бухгалтерии №11. Определен результат от продажи

40 482,40

90-9

99

 

продукции на основании ведомости В-6 за январь

 

 

 

25

Справка бухгалтерии №12. Определить прибыль за январь

38 882,40

90-9

99

 

месяц и начислить налог на прибыль

 

 

 

 

Начислен налог на прибыль

9 331,78

99

68


                                         

 

Список литературы

 

1.     Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам  от 28 октября 2002 г. N БГ-3-22/606 «Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и  индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему  налогообложения, и порядка отражения хозяйственных операций в  книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных  предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения»

2.     Министерство Финансов Российской Федерации N 86н  Министерство Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-04/430  Приказ от 13 августа 2002 года «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных  операций для индивидуальных предпринимателей»

3.     Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведении малого бизнеса - М., 1999.

4.     Костюк Г.И. Учет денежных средств. // «Бухгалтерский учет». 2001.- №6 – с. 14-28

5.     Патров В.В. Учет готовой продукции и товаров. // «Бухгалтерский учет. – 2001. - №6. – с. 3-7

6.     ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. №44н // Публикации приложения к журналу «Бухгалтерский учет». Официальные материалы. Комментарии и консультации – 2001.- №16.- с. 2-5.

7.     План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минфина РФ от 07.05.2003 г. №38н. Новосибирск: Издательский центр Мысль, 2003.