Содержание

Введение........................................................................................................... 3

1. Элементы финансовой отчетности.............................................................. 4

2. Признание расходов и доходов.................................................................. 9

Заключение.................................................................................................... 13

Список литературы....................................................................................... 14

Введение

«Финансовая отчетность состоит из отчетного бухгалтерского ба­ланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, отчета о движении собственного капитала и распределении чистой прибыли, а также приложений (в виде таблиц), пояснений и примечаний. Приложения, пояснения и примечания являются со­ставной неотъемлемой частью финансовой отчетности наравне с основными отчетными формами»[1].

Информация, содержащаяся в финансовой отчетности, в соот­ветствии с основными экономическими параметрами объединяется в общие категории, которые называют элементами финансовой от­четности.

Целью данной работы является выявление основных элементов финансовой отчетности характеризующих результаты деятельности компании.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.     Выявить элементы составляющие бухгалтерский баланс

2.     Выявить элементы составляющие отчет о прибылях и убытках

3.     Структурировать элементы отчетности в подклассы и подгруппы

1. Элементы финансовой отчетности

«Активы – это ресурсы и имущество, контролируемые данной организацией в результате операций и событий, состоявшихся в от­четном или иных прошлых периодах. Активы представляют собою ресурсы, способные в будущем обеспечить определенную экономи­ческую выгоду, в противном случае они являются не чем иным, как потенциальными убытками либо текущими эксплуатационными расходами, и потому не должны классифицироваться в качестве ак­тивов. Будущая экономическая выгода заключается в конечном итоге в поступлении денежных средств или их эквивалентов либо способности заменить (и сэкономить) денежные средства. Сами де­нежные средства (их эквиваленты) также являются активами»[2].

Будущая экономическая выгода, воплощенная в том или ином активе, может быть реализована (получена) различными способами или их комбинациями. Актив может использоваться отдельно или в сочетании с другими активами в производстве товаров, работ и услуг, которые будут проданы организацией за деньги или обменены на другие активы. Использование активов в производстве - наиболее часто встречающийся способ извлечения выгоды, если выпускаемые товары имеют на рынке устойчивый платежеспособный спрос. Ак­тив может быть продан за деньги, как товары в оптовой и розничной торговле, или обменен на другие активы с выгодой для продавца или участника операции мены. Активы можно направить на погашение обязательств перед кредиторами либо собственниками, распреде­лить между акционерами.

Активы структурно состоят из имущества в материально-веще­ственной форме, либо связаны с юридическими правами, включая право собственности. Однако право собственности не всегда прини­мается во внимание при решении вопроса об активах. Например, арендуемое имущество, не являясь собственностью организации, может быть включено в его активы, если организация контролирует прибыль, ожидаемую от этого имущества. Незапатентованное изоб­ретение, сохраняемое в секрете, относится к активам организации, если организация контролирует ожидаемую отданного изобретения прибыль.

Активы состоят: из недвижимости, оборудования и других объек­тов основных средств, включая недостроенные; имущества, полу­ченного по договору финансовой аренды; инвестиций в дочерние и другие организации; долгосрочных займов и других финансовых вложений, включая долгосрочную дебиторскую задолженность; прав, патентов, товарных знаков, иных нематериальных активов; то­варно-материальных запасов и авансированных расходов будущих периодов, включая заделы незавершенного производства; ликвид­ных ценных бумаг и текущей дебиторской задолженности; денежной наличности, включая средства на банковских счетах.

Активы, составляющие имущество организации, обычно приоб­ретаются за деньги или в обмен на другие активы либо производят­ся в самой организации. Это наиболее часто встречающиеся пути поступления активов, которыми не исчерпываются все возможные случаи. Активы могут поступать против увеличения обязательств организации, которые потребуют погашения в будущем, либо вооб­ще безвозмездно (например, субсидии из бюджета). Следовательно, между возникающими расходами и поступающими активами суще­ствует тесная, но не абсолютная связь. Расходы, понесенные органи­зацией, еще не означают приобретения актива. Нужна еще обосно­ванная уверенность в получении экономической, выгоды от него, иначе такие расходы должны быть отнесены к затратам. Расходы мо­гут являться фактором получения прибыли в будущем, но это еще не значит, что возник объект, который можно отнести к активам. Теку­щие эксплуатационные расходы являются средством получения до­хода и прибыли, но относятся к активам только в том случае, если получение дохода переносится на будущие отчетные периоды. С дру­гой стороны, отсутствие расходов не мешает возникновению актива в определенных условиях, например, при получении субсидии от правительства или муниципалитета.

При идентификации активов в бухгалтерском учете и отчетности необходимо принимать во внимание законодательство страны, на территории которой действует организация. Так, например, в ряде стран нематериальные активы - патенты, торговые марки и иные аналогичные права могут отражаться в бухгалтерских балансах толь­ко при их приобретении за деньги или иное эквивалентное возмещение.

В некоторых странах имущество может быть отражено в балансе только в случае, если отчитывающаяся организация является его за­конным владельцем.

«Обязательства - это кредиторская и иная задолженность, возник­шая в отчетном или предыдущих периодах, по которой имеется уве­ренность в том, что ее погашение (урегулирование) приведет к уменьшению экономической выгоды, то есть уменьшению реальных активов. В обязательстве воплощен конкретный долг, который необ­ходимо погашать, либо обязанность действовать (выполнять что-либо) определенным образом, например, устранять неисправности в проданной продукции или выполнять предварительно оплаченную работу»[3].

Погашение обязательств производится обычно путем передачи определенных активов кредитору или иными способами. В частно­сти, обязательства могут быть урегулированы путем выплаты сто­имости обязательства денежными средствами или передачи в счет его погашения других активов адекватной ценности; предоставлени­ем услуг или выполнением работ на сумму, равную обязательству; за­мены одного обязательства другим обязательством; включением обязательства в капитал организации с предоставлением акций или иных прав участия в управлении и прибылях на сумму равную пога­шенным обязательствам по взаимной договоренности. Одной из форм погашения обязательств является снятие кредитором своих требований или утрата им права требования.

К обязательствам относятся: долгосрочные займы и иные долго­вые обязательства; краткосрочные займы и банковские кредиты; кредиторская задолженность поставщикам, различным физическим и юридическим лицам по всевозможным операциям; резервы пред­полагаемых ассигнований; планируемые пенсионные выплаты и иные аналогичные финансовые обязательства.

В Принципах охватываются как обязательства, денежные выпла­ты по которым могут быть точно установлены и учтены, так и обяза­тельства, по которым это сделать невозможно. Например, обязатель­ства по гарантийному ремонту сложной техники не могут быть точ­но измерены в момент их возникновения. Для выполнения таких обязательств образуют резервы предстоящих расходов. Эти резервы понимаются как обязательства, сумму которых невозможно опреде­лить точно, либо у составителя отчетности нет полной уверенности в наступлении факта данного обязательства в будущем.

В отличие от резервов предстоящих расходов (предполагаемых ассигнований), определяемых с некоторой степенью приближения расчетным путем, которые безусловно относятся к элементу обязательств, следует различать резервы на случай непредвиденных расхо­дов, например резерв на покрытие убытков, страховой резерв и т.п., образуемые в результате распределения прибыли и относящиеся к собственному капиталу организации.

«Капитал представляет собою стоимость активов, не обременен­ных обязательствами, то есть это стоимость активов, которые не бу­дут направлены в будущем на урегулирование обязательств.

Эта сумма, как правило, отличается от совокупной стоимости ак­ций организации на фондовом рынке или от продажной стоимости организации как целостного действующего предприятия либо про­дажной стоимости его активов, реализуемых по частям»[4].

В отчетном бухгалтерском балансе элемент капитала может быть разделен на составные подэлементы, представляющие интерес для пользователей. Принципы предусматривают, что в корпоративном (акционерном) предприятии капитал подразделяется по крайней мере на три статьи: средства, внесенные акционерами; нераспреде­ленная прибыль; резервы, представляющие выделение нераспределенной прибыли, и отдельно корректировки, обеспечивающие поддержание капитала. К первым относятся резервы, образуемые в соответствии с уставом или законодательством и представляющие дополнительные гарантии от возможных убытков или образуемые в соответствии с налоговым законодательством с целью получения ос­вобождения от налогообложения либо снижения суммы налогов. Ко вторым относятся резервы, связанные с переоценкой стоимости ак­тивов в результате инфляционного снижения стоимости валюты, применяемой при составлении отчетности, дотационные и иные аналогичные суммы.

В общем капитал организации можно разбить на капитал, кото­рый она получила от акционеров и от своих собственных усилий, в результате капитализации нераспределенной прибыли и образова­ния соответствующих резервов. Капитал, внесенный акционерами, в отчетных бухгалтерских балансах обычно подразделяется на две статьи: сумма номинальной стоимости акций и премии (эмиссион­ный доход) на акции, внесенные акционерами при первичной эмис­сии сверх номинальной стоимости.

Принципы специально подчеркивают, что определения данных для корпоративного (акционерного) капитала подходят для любых иных форм организации самостоятельных юридических лиц, естественно, с учетом ограничений, установленных национальным законодательством на формирование и распределение капитала в таких организациях.

В Принципах проводится общепринятая точка зрения, что орга­низация может признавать прибыль за данный отчетный период только при условии сохранения своего капитала. Под поддержанием своего капитала подразумеваются различные аспекты в зависимо­сти от принятой концепции. Рассматриваются две основные кон­цепции: финансового капитала и физического капитала (производ­ственного потенциала). Выбор метода измерения и поддержания капитала остается за организациями и зависит от интересов и по­требностей пользователей. Если пользователей интересует поддер­жание номинально инвестированного капитала с учетом изменений в покупательной способности денег, то применяется финансовая концепция. Когда пользователей интересуют производственные воз­можности организации, тогда применяется концепция физического поддержания капитала. В обеих концепциях прибыль - это остаточ­ная величина после вычета расходов из доходов с учетом корректи­ровок, обеспечивающих поддержание капитала на уровне, соответ­ствующем его величине на начало отчетного периода. Превышение расходов над доходами признается убытком, уменьшающим величи­ну капитала.

2. Признание расходов и доходов

«Расходы возникают в процессе обычной хозяйственной деятель­ности, например, при производстве товаров или оказании услуг. Такие расходы составляют себестоимость реализованных товаров и услуг и сопоставляются в отчетности с доходами, полученными от реализации (продажи). Неполучение доходов в данном отчетном периоде позво­ляет отмести расходы, целенаправленно произведенные в интересах получения соответствующего дохода, к активам в качестве расходов будущих периодов, затрат в незавершенное производство или товар­ные запасы. Себестоимость товаров и услуг включает: материальные затраты, заработную плату, отчисления социального характера, амортизацию основного капитала»[5].

Кроме расходов, возникающих в ходе обычной хозяйственной деятельности, МСФО определяют в качестве расходов убытки, со­стоящие из затрат, которые не создают каких-либо экономических выгод в будущем. К ним относятся расходы, не порождающие опре­деленных доходов в будущем, или расходы, которые не могут быть признаны в качестве активов либо приращения имущества в балансе организации. Поскольку убытки представляют собой уменьшение Экономических выгод, МСФО исходят из того, что это тоже расхо­ды, и не рассматривают убытки в качестве самостоятельного элемен­та отчетности. В общеэкономическом смысле убытками следует счи­тать уменьшение капитала в результате случайных операций либо чрезвычайных событий, а также обычных операций, по которым рас­ходы не полностью покрываются доходами в течение отчетного периода, за исключением тех случаев, когда расходы возникли в результате реального распределения средств капитала.

Расходы по обычным операциям отражаются (признаются) в от­четности о прибылях и убытках в том отчетном периоде, когда они возникли в виде уменьшения активов и увеличения обязательств, в прямой связи с доходами, поступившими по данным операциям. Соответствие доходов и расходов должно соблюдаться неукосни­тельно. Когда понесенные расходы обусловливают поступление до­ходов в течение двух или нескольких отчетных периодов либо ког­да связь между расходами и доходами определяется не четко или опосредованно, расходы включаются в отчетность о прибылях и убытках на основании обоснованных расчетов их распределения между отчетными периодами. Еще не распределенные и не включен­ные в отчетность о прибылях и убытках расходы отражаются в бух­галтерском балансе как относящиеся к будущим отчетным перио­дам.

Расходы, возникающие в связи с необычными и чрезвычайными операциями и событиями, отражаются в отчетности в качестве убыт­ков в том отчетном периоде, когда выясняется, что они не смогут стать причиной будущих экономических выгод или такие выгоды не очевидны и не поддаются надежной оценке, а также когда возникает обязательство без соответствующего отражения актива в виде имущественной статьи. Например, стоимость испорченных товарно-материальных ценностей, которые невозможно продать или иначе использовать с выгодой для предприятия и когда нет ясности в возможности (или размерах) получения страхового возмещения. Или исчисление обязательств по платежам в бюджет либо по судебному решению о выплате неустойки. Следовательно, расходы отражаются одновременно с уменьшением активов или с увеличением обязательств. Уменьшение стоимости некоторых активов распределяется на несколько отчетных периодов путем начисления амортизации и включения амортизационных отчислений в расходы соответству­ющих периодов.

Заметим, что Принципы никак не связывают отражение (призна­ние) расходов с правилами налогообложения. В отчетность о прибы­лях и убытках данного отчетного периода должны быть включены все расходы, соответствующие критериям их признания, изложен­ным в Принципах, независимо от того, принимаются они в расчет налогооблагаемой базы или не принимаются.

«Доходы связаны с увеличением имущества либо уменьшением обязательств или тем и другим вместе. Они приводят к увеличению капитала организации, независимо и сверх вкладов собственников.

Принципы рассматривают доходы двух типов: выручку и выигры­ши. К первому относятся регулярные доходы от основной деятельно­сти: от продажи товаров, работ и услуг; проценты и вознаграждения, дивиденды; роялти и арендная плата. Ко второму - нерегулярные, иногда случайные доходы, возникающие от реализации основных средств и неликвидов, зачастую вовсе не связанные с реализацией: валютные курсовые разницы; штрафы и неустойки; неожиданные поступления от безнадежных должников и т.п»[6].

Доходы возникают в виде увеличения различных активов (денеж­ных средств, товаров, услуг, полученных в обмен на реализуемые то­вары и услуги), включая дебиторскую задолженность, а также в ре­зультате урегулирования обязательств. Во всех случаях признание дохода отражается в бухгалтерском учете и отчетности одновремен­но с отражением увеличения активов или уменьшения обяза­тельств.

Следует иметь в виду, что доход начисляется в учете и отражается в отчетности в момент, когда требования, предъявляемые к исполне­нию сделки удовлетворены, а большая часть прав и ответственности по сделке передана покупателю, а также имеется достаточная уверен­ность в получении денежных средств по предъявленным счетам-фактурам. В таком случае доход отражается против дебиторской задолженности в отчетном балансе организации. Определенная часть дебиторской задолженности может вызвать сомнения в воз­можности ее инкассации, но это не повод для уменьшения начис­ленного дохода. Обоснованные сомнения в получении долгов от некоторых дебиторов отражаются в отчетности путем начисления расходов на суммы таких сомнительных долгов.

Кроме сомнений в вопросе о реальности дебиторской задолжен­ности при отражении доходов возникают затруднения, связанные с невозможностью точно определить сумму дохода от продажи и не­определенностью в вопросе о том, на какую сумму могут быть возвращены проданные товары. Получение достоверной информации о событиях такого рода потребует коррективов суммы дохода, пока­занного ранее в отчетности.

Заключение

В ходе изучения данной темы и в процессии достижения цели работы было выявлено, что:

1.                Элементы, составляющие отчетный бухгалтерский баланс и отра­жающие меру финансового положения организации, включают ак­тивы, обязательства и капитал.

2.                Элементы отчета о прибылях и убытках, связанные с измерени­ем результатов деятельности организации, включают доходы и рас­ходы.

3.                Каждый элемент может состоять из нескольких единиц информации, что заставляет структурировать элементы отчетнос­ти, выделять, субэлементы – классифицировать показатели в подклассы, подгруппы с целью представить более детальную и правди­вую информацию, удовлетворяющую потребности разных пользо­вателей.

Список литературы

1.     Пучкова С.И. «Бухгалтерская финансовая отчетность» М. 2001г.

2.     Палий В.Ф. «Бухгалтерская отчетность» М. 2003г.

3.     Палий В.Ф. Палий В.В. «Финансовый учет» М. 2001г.

4.     Рожнова О.В. «Финансовый учет» М. 2001г.

5.     Астахов В.П. «Бухгалтерский Финансовый учет» М. 2001г.

 Отчет об изменении капитала за 2001 год

 

Акционерный капитал

Эмиссионный доход

Фонд переоценки

Фонд пересчета

Накопленная прибыль

Итого

Сальдо на начало года

2250000

 

 

 

-1800000

450000

Изменения в учетной политике

 

 

 

 -450000

 

 -450000

Пересчитанное сальдо

 

 

 

 

 

 

Сумма дооценки имущества

 

 

 225000

 

 

225000

Дефицит от переоценки инвестиций

 

 

 -900000

 

 

 -900000

Разница от пересчета валют

 

 

 

 

 

 

Чистые прибыли или убытки , не признанные в отчете о прибылях и убытках

 

 

 

 

 

 

Чистая прибыль за отчетный год

 

 

 

 

 2700000

2700000

Дивиденды

 

 

 

 

 -300000

-300000

Эмиссия акций

 4500000

2250000

 

 

 

6750000

Сальдо на конец отчетного года

6750000

2250000

-675000

 -450000

600000

8475000


[1] Палий В.Ф. «Бухгалтерская отчетность»

[2] Рожнова О.В. «Финансовый учет»

[3] Рожнова О.В. «Финансовый учет»

[4] Пучкова С.И. «Бухгалтерская финансовая отчетность»

[5] Астахов В.П. «Бухгалтерский Финансовый учет»

[6] Палий В.Ф. Палий В.В. «Финансовый учет»