СОДЕРЖАНИЕ


Введение                                                                                                             3                                                                                                                     

1.Разделыбизнес-плана                                                                                     4                                                                                                 

         1.1.Резюме                                                                                                4       

         1.2.Описание предприятия и отрасли                                                    4       

         1.3. Продукция/услуги                                                                            5          

         1.4. Рынок и маркетинг                                                                           6         

         1.5.Стратегия маркетинга                                                                       6                                                                                    

         1.6. Производственный план                                                                  7        

         1.7. Управление и права собственности                                                7          

         1.8. Финансовый план                                                                             7        

         1.9. Риски и гарантии                                                                              8         

         1.10. Приложения                                                                                    9            

2. Резюме бизнес-плана развития ГТС                                                          10       

         Заключение                                                                                            12

Список литературы                                                                                  13      


ВВЕДЕНИЕ

Бизнес-план – это официальный документ, который описывает все основные аспекты будущего (действующего) коммерческого предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

Разработка бизнес-планов проводится в соответствии с методикой, принятой Министерством экономического развития РФ. Бизнес-план имеет определенную структуру и может состоять из нескольких разделов.

Поскольку предприятиям приходится вести дела в самых разных отраслях промышленности и сферах деятельности, то, соответственно, и формы бизнес-плана будут различными в каждом конкретном случае.

Ключевыми составляющими любого бизнес-плана являются три M – management, marketing, money (управление, маркетинг, финансы).

Разделы, связанные с управлением, маркетингом и финансированием проекта, обязательно присутствуют в любом бизнес-плане. Другие разделы бизнес-плана могут меняться в зависимости от специфики деятельности и проекта.

Перед составлением бизнес-плана надо убедиться в перспективности бизнес-идеи.

Составляя бизнес-план, необходимо предусмотреть в нем некоторую «изюминку», которая заинтересует потенциального инвестора и заставит его внимательно просмотреть план до конца, а не отклонить сразу, не дойдя до цифровых выкладок.

1.Разделы бизнес-плана

Несмотря на то, что титульный лист не является самостоятельным разделом бизнес-плана, он должен обязательно присутствовать, так как это первое, что видит потенциальный инвестор.

На титульном листе отражается следующая информация:

• Название предприятия;

• Название документа;

• Адрес предприятия/владельца;

• Номера телефонов предприятия/владельца;

• Ф.И.О. составителя бизнес-плана.

Титульный лист не должен содержать большого количества информации. Он должен быть аккуратно оформлен, привлекать внимание и быть кратким по содержанию. Если бизнес-план используется для получения кредита, то на титульном листе также указывается название банка или иного источника финансирования. [1.,23c.]

        

1.1.Резюме.

Первый раздел представляет собой краткое (одну-три страницы) изложение плана с подчеркиванием его привлекательности для потенциальных инвесторов. Необходимо не просто перечислить вопросы, а подчеркнуть ключевые проблемы, указать факторы, которые обеспечат успех предприятия на конкурентном рынке.

Хотя данный раздел стоит в начале бизнес-плана, писать его следует после завершения всей работы по составлению плана. Данный раздел призван изложить план в предельно сокращенной, но вместе с тем не лишенной эмоциональности форме. Он должен вызывать интерес, придавать ощущение значимости проекта. [2.,98c.]

1.2.Описание предприятия и отрасли.

Цель раздела – показать тенденции развития отрасли (развивающаяся, стабильная или стагнирующая) и место компании в ней. В этом разделе следует отметить следующее:

• Основные направления и цели деятельности компании. Потребности рынка, которые предполагается удовлетворить.

• Расположение компании, в каких географических пределах планируется развитие бизнеса (регион, страна, мировой рынок).

• История, прошлые успехи компании. Важно отметить на какой стадии развития находится компания.

• Характеристика  отрасли,  к  которой  относится  деятельность  предприятия. Динамика продаж товара за последние годы по России, мировая. Прогнозы развития.

• Конкурентные преимущества (персонал, географическое положение, эффективная система сбыта, учет потребностей покупателей и т.д.)


1.3.Продукция/услуги

Избегая специфических технических подробностей (при желании их можно вынести в приложение), в этом разделе необходимо описать свою продукцию с позиции потребителей. Нужно сделать акцент на уникальных способностях продукции удовлетворять конкретные потребности рынка.

Здесь важно отметить следующее:

• Простое без технических подробностей описание продукции (фотографии, рисунки, рекламные проспекты можно привести в приложении).

•   Сведения о патентах, торговый знак, авторские права и другие объекты интеллектуальной собственности.

•   Текущее состояние (идея, опытное производство и т.д.).

• Чем ваша продукция отличается от отечественных и импортных аналогов?

•   Может ли товар экспортироваться? Требуются ли лицензии, квоты?


1.4.Рынок и маркетинг.

В этом разделе следует определить и оценить рыночные возможности деятельности предприятия. Нужно оценить существующие и потенциальные потребности в продукции или услугах. Необходимо дать точную и реалистическую оценку состояния конкуренции, своих сильных и слабых сторон по сравнению с другими предприятиями. По возможности необходимо опираться на исследования рынка (сами исследования, если они были проведены, выносятся в приложение). Характер используемого материала и методы его подачи существенно зависят от специфики рынка, продукции и  предприятия.

Данный раздел является одним из важнейших в бизнес-плане, здесь нужно показать, что на рынке существует потребность в вашем продукте, и вы знаете, как ее удовлетворить и получить при этом прибыль. Необходимо подать свой бизнес как товар, как привлекательную возможность для инвестиций.


1.5.Стратегия маркетинга.

В данном разделе раскрываются следующие вопросы:

• Ваша система ценообразования. Какой подход используется? Предлагаемая система скидок. Сравнение с существующим уровнем цен.

• Организация сбыта продукции. Внутренняя служба сбыта. Каналы сбыта. Оптовики и розничные торговые фирмы. Необходимо дать описание каналов сбыта с указанием фирм (штатных и внештатных сотрудников), привлекаемых к реализации продукции.

• Система продвижения товара на рынок. Примерный объем затрат. Организация рекламы. Стимулирующие мероприятия. Паблисити.

• Стратегия роста. Выход на другие сегменты рынка, дифференциация продукции, диверсификация деятельности. [3.,24c.]


1.6.Производственный план.

В этом разделе следует указать потребность в помещении, оборудовании и трудовых ресурсах, необходимых для достижения целей, описать систему снабжения. Необходимо продемонстрировать высокий уровень продуманности технологического процесса и механизмы контроля качества продукции.

При составлении производственного плана необходимо рассмотреть влияние изменения объема производства на производственные операции. Что будет «узким местом» при расширении бизнеса и не потребует ли это дополнительного финансирования? [2.,102c.]


1.7.Управление и права собственности.

Основные вопросы данного раздела:

• Организационно-правовая форма бизнеса. По товариществам указываются условия создания и партнерства, по акционерным обществам – основные пайщики и принадлежащие им доли, количество привилегированных и обыкновенных акций. Указывается доля государственной собственности, если она есть, в уставном фонде.

• Для акционерных обществ: состав совета директоров, краткие биографические справки, степень вовлеченности в деятельность предприятия.

•  Для открытых акционерных обществ: сколько акций уже выпущено, предполагается ли дополнительная эмиссия?

• Предполагаемые изменения в структуре управления в соответствии с требованиями проекта, в том числе планируемое пополнение команды менеджеров.

• Отношения с местной администрацией. Аргументы, показывающие ее заинтересованность в данном проекте. Ваши консультанты, аудиторы.


1.8.Финансовый план.

Данный раздел содержит финансовые показатели, подкрепляющие всю информацию, содержащуюся в других разделах, то есть, по сути, приводится обоснование всего бизнес-плана. Этот раздел является ключевым с точки зрения эффективности проекта и сроков возврата заемных средств. Нужно четко показать перспективы для инвестора и возможные «пути выхода», то есть меры, позволяющие инвесторам выручить свои деньги.

Нельзя ориентироваться только на заемные средства. Большинство инвесторов требует, чтобы часть капитала была образована за счет собственных средств. Поэтому необходимо указать, чем располагает компания.

Помесячно указываются:

• отчет о прибылях и убытках;

• отчет о движении денежных средств;

• прогнозный баланс;

• начисленные налоги;

• финансовые результаты. [4.,240c.]


1.9.Риски и гарантии.

В бизнес-плане обязательно надо отметить наличие рисков, проблем и сложностей, но не акцентировать на них все внимание. Риск – это угроза того, что предприятие понесет убытки или ущерб.

В данном разделе необходимо учесть (перечислить) все риски, с которыми может столкнуться данная организация, источники рисков и предполагаемые моменты их возникновения.

Целесообразно отметить методы управления рисками, то есть способы их снижения. К ним можно отнести:

• страхование;

• диверсификацию;

• хеджирование;

• лимитирование;

• распределение рисков между участниками проекта.


1.10.Приложения.

Приложения могут содержать информацию, полезную при анализе, но не включенную в основной текст бизнес-плана ввиду большого объема и детализации. Кроме того, здесь может быть конфиденциальная информация, которую нецелесообразно показывать каждому читателю. Соответственно приложения могут быть оформлены отдельно от бизнес-плана и представляться читателям по мере надобности.

В приложении могут быть следующие данные:

•  Сведения об управляющих.

•  Результаты исследования рынка.

•  Сведения профессионального характера.

•  Деловые рекомендации, имеющие отношение к делу публикации.

•  Фотографии или рисунки продукции.

•  Патенты, технические спецификации.[2.,105c.]


2.Резюме бизнес-плана развития ГТС

Так как в данной работе невозможно отразить весь бизнес-план, то в практической части будет приведено резюме, которое вкратце опишет его.

Бизнес-план развития ГТС.


Цель бизнес-плана – обеспечение телефонными аппаратами населения и различных организаций вследствие увеличивающихся потребностей.


Проектом предполагается получение кредита в течение 2004 года.


Сумма кредита составляет 175 млн. руб., ставка дисконта – 28%.

Кредит предполагается получать в течение 2004 года по кварталам в следующем соотношении: 1 квартал – 50%, 2 квартал – 30%, 3 квартал – 15%,   4 квартал – 5%.


Срок окупаемости – 2 года.

Возврат процентов ежеквартально. Возврат инвестиционных средств ежеквартально.

Полученные средства будут израсходованы на приобретение телефонных аппаратов и таксофонов.


Планируется закупка 30 тыс. телефонных аппаратов и 1,5 тыс. таксофонов.

Возврат инвестиционных средств будет осуществляться из прибыли от деятельности ГТС.


При реализации данного бизнес-плана в первый год доходы возрастут более чем на 70%.

Деятельность компании обеспечит достаточным объемом финансовых ресурсов для выплаты процентов по кредиту и возврата основной суммы долга, с сохранением платежеспособности предприятия. Динамика нарастания чистой прибыли позволяет обеспечить возврат основной суммы кредита в запланированные сроки.


Основной источник возврата основного долга и выплаты процентов — выручка от предоставленных услуг.

На сегодняшний день связь является одной из наиболее развивающихся отраслей, как в мире, так и в России. Несмотря на то, что развитие происходит в основном в области мобильной связи и Интернета, потребности в обычных телефонных аппаратах и таксофонах также растут. Это связано, прежде всего, с ростом численности населения (пусть и небольшим), и с тем, что абонементная плата за пользование обычных телефонов гораздо ниже, чем тарифы современных услуг связи. Далеко не каждый может позволить себе иметь сотовый телефон, или пользоваться им круглосуточно, поэтому данный бизнес- план призван удовлетворять возрастающие потребности населения в обычных телефонных аппаратах и таксофонах.


Особенностью данного проекта является поквартальный ввод инвестиционных средств в развитие ГТС.

Данный проект позволяет также:

• создать новые рабочие места;

• увеличить заработную плату в 1,5 раза;

• повысить производительность труда;


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бизнес-план – это рекламный документ, следовательно, он должен быть хорошо оформлен, не содержать грамматических и орфографических ошибок. Идеальная форма – элегантная брошюра, проспект, буклет.

Бизнес-план не должен быть перегружен излишними выкладками и цифрами, при необходимости они выносятся в приложение. Идеальный размер бизнес-плана для внешнего пользователя – до 10 страниц текста, дополненного финансовыми расчетами. Обычно просматривается прямая связь между требуемым количеством денег и размером бизнес-плана: чем больше сумма средств, тем больше страниц в плане.

Информация плана должна быть точной, хорошо поденной, внушать чувство оптимизма. Не надо пытаться засунуть на одну страницу максимум информации, она будет хуже восприниматься.

Планирование – процесс итерациональный. Пока вы будете обсуждать возможность получения денег, пройдет время и надо будет уточнить цифры. Это будет легче сделать, если большинство расчетов и обоснований вынесено в приложение.













Список литературы:

1. Дэвид Г. Бэнгз. Руководство по составлению бизнес-плана. – М.: Финпресс,  

    1998. – 256с.

2. Макаров В.Д., Кравченко Н.А. Бизнес-планирование. – Новосибирск: ЭКОР,

    1994. – 152с.

3. Черняк В.З., Черняк А.В. Бизнес-планирование. – М.: РДЛ, 2000. – 272с.

4. Бизнес-планирование: Учебник /Под ред. В.М. Попова и С.И. Ляпунова. –

    М.: Финансы и статистика, 2000. – 672с.