ОГЛАВЛЕНИЕ




ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.. 6

1.1. Характеристика землепользования. 6

1.2. Современное состояние сельскохозяйственного производства  и перспективы его развития. 7

1.3. Основные экономические показатели. 9

1.4. Правовая характеристика предприятия. 11

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА.. 14

2.1. Цели и задачи аудита расчетов по оплате труда и подготовка к аудиторской проверке. 14

2.2. Планирование аудита. 15

2.3. Оценка уровня существенности и расчет объема выборки. 16

2.4. Нормативное и методологическое обеспечение аудита расчетов по оплате труда. 17

2.4.1. Методы и порядок сбора информации. 17

2.4.2. Основные законодательные, нормативные документы и источники информации. 18

2.5. Аудиторская проверка расчетов по оплате труда. 20

ГЛАВА 3. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЁТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ СПК «РОДИНА». 32

3.1. Составление программы проведения аудита расчетов по оплате труда в СПК колхозе «Родина». 32

3.2. Расчет аудиторского риска. 36

3.3. Определение последовательности проверки расчетов по оплате труда, определение уровня существенности определение объема аудиторской выборки. 37

3.4. Организация процесса аудиторской проверки. 39

3.5. Аудит системы начисления заработной платы.. 43

3.6. Отчет аудитора исполнительному органу  СПК колхоза «Родина» Алнашского района. 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 49

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 50

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 51

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 52


                              ВВЕДЕНИЕ




Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать обоснованные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении хозяйствующего субъекта.

Владельцу важно не только  самому знать истинное финансовое положение предприятия, но и подтвердить его эффективность государству, а также суметь убедить в этом третьих лиц, с которыми предприятие вступает в отношения и от которых зависит его дальнейшее благополучие. Поскольку в рыночной экономике представления администрации предприятия и пользователей  информации  о его финансовом состоянии не совпадают, постольку важно мнение авторитетного и независимого эксперта, каковым и выступает аудитор.

Аудиторская деятельность в России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и другими нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ним.

Аудитор может быть внешним и внутренним. Внутренний аудит осуществляется предприятием. В его задачи входят внутрихозяйственный контроль за формированием затрат по местам их возникновения, выявление отклонений от плановых смет и нормативов, анализ их причин и установление виновных лиц, поиск резервов финансово- хозяйственной деятельности и обеспечение необходимой информацией руководителей и акционеров.

Внешний аудит проводится по договору аудиторской фирмой для проверки бухгалтерского учета и отчетности предприятия, а также объективной оценки и достоверного исчисления платежей бюджету.

Цель аудита – выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц  и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Р.Ф.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат.

Основной целью моей работы является установление достоверности бухгалтерской отчетности предприятия и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству и нормативным правовым актам Р.Ф.

Следовательно, документы бухгалтерского учета проверяются с целю:

1.     Проверки соответствия отчетности законам и нормативным документам, регулирующим ведения учета, составление отчетов

2.     Выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении или отказаться от его выражения.

Также целью моей работы является проверка правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов, как по физическим лицам, так и в целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда и выплат социального характера.

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ



         1.1. Характеристика землепользования



Административный и хозяйственный центр СПК колхоза «Родина» д. Кузили расположен в 16 км. от районного центра с. Алнаши, до железнодорожных станций Алнаши – 21км., г. Можга –23 км. и в 125 км. республиканского центра г. Ижевск.

Связь с данными центрами осуществляется по дорогам республиканского значения с твердым покрытием.

Пунктом сдачи сельскохозяйственной продукции и базой снабжения является г. Можга и г. Ижевск.

Землепользование состоит из одного участка, вытянутого с запада на восток.

Общая площадь хозяйства – 2088 га., в том числе сельскохозяйственных угодий – 1862 га., из них пашни – 1701 га., сенокосы – 6 га., пастбища – 155 га.

Естественные кормовые угодья расположены, в основном, по логам, балкам и крутым склонам.

Согласно природно – сельскохозяйственному районированию Удмуртской Республики, Алнашский район, на территории которого расположен СПК колхоз «Родина», относится по специализации к животноводческо- зерновой зоне.

Тепловой режим района благоприятен для возделывания всех зональных зерновых, кормовых культур и картофеля. Условия произрастания льна хуже по сравнению с другими агроклиматическими районами. Биоклиматический потенциал для возделывания зерновых культур составляет 23 ц/га.

В целом рельеф хозяйства не создает резких препятствий для хозяйственной деятельности и механизированной обработки почвы и уборки урожая.

По данным почвенного обследования на территории СПК , в основном, распространены дерново- подзолистые почвы – 34,5%, дерново – карбонантные почвы – 13,5%, серые лесные почвы – 37,8% и овражно – балочные – 14,2% от общей площади землепользования.

По характеру растительности покрова описываемая территория относится к лесостепной зоне. Облесонность здесь низкая, леса и древесно – кустарниковые насаждения занимают 7,2% от всей площади землепользования. Большая их часть по склонам балок, но есть отдельные массивы и на водоразделах. Преобладают в них хвойные породы – ель и пихта, липа и дуб.

Луговая растительность на естественных кормовых угодьях представлена различными группировками.



1.2. Современное состояние сельскохозяйственного производства  и перспективы его развития



Существующее производственное направление хозяйства – мясо – молочное, организация управления производством территориальная, существует один производственный центр: д. Кузили.

Ведущей отраслью в растениеводстве является производство зерна. Основная часть продукции растениеводства используется для обеспечения животноводства кормами.

Анализ финансовых результатов за последние четыре года показывает, что хозяйство ухудшает свои показатели. Так, в 1999 году на каждый рубль , затраченный на производство продукции колхоз получил 0,75 руб, а в 2002 году этот показатель снизился до 0,61 рубля.

В хозяйстве идет тенденция повышения продуктивности животноводства. Так в 1999 г. среднесуточные привесы составили крупного рогатого скота 375 граммов, удой молока на одну корову 3231кг., а в 2002 г. соответственно: 379 грамм, 4282 кг.

Поголовье скота в наличии имеется:

1.     Крупный рогатый скот всего – 700 гол.;

2.     Из них коровы – 220 гол.

На перспективу планируется:

1.     Крупный рогатый скот – 710 гол.;

2.     Из них коров – 230 гол.

Продуктивность скота по проекту предусматривается:

1.     Удой молока на одну корову – 4400 кг.

2.     Среднесуточный привес молодняка – 420 грамм

В структуре товарной продукции удельный вес за 1999-2002гг. составил: продукция животноводства 75%, а продукция растениеводства 24%.

Специализация хозяйства и управление производством на перспективу остается существующая. При этом в структуре товарной продукции животноводство составит 75%, в том числе молоко – 60%.

Отрасль растениеводства – 24%, основной товарной продукцией остается зерно.

Уровень сельскохозяйственных культур, уровень производства основной продукции растениеводства и животноводства приведены в прил. 1 и прил. 2

При разработке системы земледелия и землеустройства большое внимание уделено увеличению урожайности сельскохозяйственных культур. При проектировании урожайности учитываются качественная оценка почв и прибавка урожайности при внедрении элементов научно – обоснованной системы земледелия и землеустройства, достижения передовых хозяйств района, находящихся примерно в равных условиях, рекомендации специалистов района и хозяйства.


1.3. Основные экономические показатели



Валовая продукция

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и вы- 

полненных работ, включая незавершенное производство.

Таблица 1.1.

Динамика производства продукции в сопоставимых ценах 1994 года    (т.руб)

Года

Валовая продукция

Темпы роста

Базисные

Цепные

1999

491

100

100

2000

551

112,2

112,2

2001

625

127,3

113,4

2002

690

140,5

110,4

Вывод: За 4 года объем валовой продукции вырос на 40,5%. Финансовые результаты

Таблица 1.3.2.»

Динамика финансовых результатов

Показатель

1999

2000

2001

2002

Отклонен по сравнен с 1999г.

Отклонен по сравнен с 2000г.

Отклонен по сравн с 2001г.

Т.руб

%

Т.руб

%

Т.руб

%

Выручка (т.руб)

3016

4179

6779

6181

3165

205

2002

148

-598

91

Валов. приб

( т.руб)

481

707

1216

925

444

192

218

131

-291

76

Чистая приб.

( т.руб)

427

756

1427

1124

697

263

368

149

-303

79

Вывод: По сравнению с 1999г. и 2000г.финансовые результаты увеличились. Так по сравнению с 1999г. выручка увеличилась на 205%, валовая прибыль на 192%, чистая прибыль на 263%. Если сравнивать с 2001г., то финансовые результаты снизились. Выручка снизилась на 8%, валовая прибыль упала до 76%, чистая прибыль до 79%.

Коэффициент автономии

Показывает долю собственных средств в итоге баланса.

К = собственный капитал  / итог баланса        должен быть больше или    равно 0,5                                                                                                           (1.3.1)

1999 год. К=1901/3971=0,48

2000 год  К=2657/4797=0,55

2001 год К=4084/6565=0,62

2002 год  К=5208/9919=0,53

         Вывод: Собственные средства на предприятии с каждым годом увеличиваются. Если доля собственных средств в 1999 году составляли 48%, то в 2002 году – 53%. Самый большой процент собственных средств был в 2001 году и составил 62%.

Коэффициент финансовой зависимости.

Характеризует степень зависимости предприятия от внешних источников финансирования.

К= итог баланса / собственный капитал                должен быть меньше или равно 2                                                                                                             ( 1.3.2)

1999 год К=3971/1901=2,09

2000 год К=4797/2657=1,81

2001 год К=6565/4084=1,61

2002 год К=9919/5208=1,91

Вывод: Степень зависимости предприятия от внешних источников небольшая, так как этот коэффициент меньше 2 , кроме 1999 года. В 1999 году коэффициент равнялся 2,09.

         1.4. Правовая характеристика предприятия



СПК колхоз «Родина» именуемый в дальнейшем СПК, является сельскохозяйственным производственным кооперативом, созданным гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции с учетом рационального использования земли и других ресурсов и получения на этой основе прибыли для повышения благосостояния членов СПК, улучшения труда и быта.

Основными видами деятельности СПК являются:

1.     Производство, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной продукции.

2.     Проведение торговой, закупочной и сбытовой деятельности.

3.     Добыча в установленном порядке местного сырья и его переработка.

4.     Оказание услуг физическим и юридическим лицам.

5.     Осуществление внешнеэкономической деятельности в установленном порядке.

6.     Организация, ведение прудово-рыбного хозяйства и реализация продуктов его деятельности.

СПК вправе заниматься иной, не запрещенной законом деятельностью, в

том числе требующей специального разрешения (лицензии)

СПК формирует собственные средства за счет паевых взносов членов и ассоциированных членов СПК, за счет собственной успешной производственной и хозяйственной деятельности, размещения своих средств в банках, от ценных бумаг, заемных средств и другое.

СПК является единым и единственным собственником своего имущества.

Членами СПК являются граждане Российской Федерации, внесшие паевой взнос.

Членом СПК может быть гражданин, достигший шестнадцатилетнего возраста, обладающий необходимым образованием, знаниями и навыками для работы в СПК, изъявившие желание и способный принимать участие в осуществлении целей и задач СПК.  

Членам СПК не выплачиваются дивиденды по обязательным паям.

Земля, используемая СПК, принадлежит СПК на праве собственности, либо используется им на основе договоров аренды земельных долей и участков между СПК и собственником на праве пользования с соблюдением правил и норм использования  земель различных категорий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики.

Управление СПК осуществляется на основе самоуправления, широкой демократии, гласности, равноправия и активного участия его органов в решении всех вопросов деятельности СПК.

Органами управления СПК являются:

1.     Общее собрание членов СПК;

2.     Ревизионно- наблюдательный совет СПК;

3.     Правление СПК;

4.     Председатель СПК;

Общее собрание является высшим органом управления СПК и правомочно решать любые вопросы, касающиеся его деятельности, в том числе отменять или подтверждать решения председателя и наблюдательного совета СПК.

Правление СПК является исполнительным коллегиальным органом СПК, осуществляющим управление его деятельностью под свою ответственность, руководит текущей деятельностью СПК и представляет СПК в хозяйственных и иных отношениях. Правление СПК и его члены не могут закладывать имущество без получения согласия общего собрания членов СПК.

Общим собранием членов СПК из числа членов СПК открытым или тайным голосованием, по решению общего собрания членов СПК, избирается председатель СПК сроком на 4 (четыре) года. Кандидатуру председателя СПК выдвигают члены СПК, присутствующие на общем собрании членов СПК, подав председателю собрания заявление в письменном виде, подписанное не менее чем 10 (десяти) членами СПК, присутствующим на общем собрании членов СПК и имеющим право голоса.

Общее собрание членов СПК открытым голосованием сроком на 4(четыре) финансовых года избирает ревизионно – наблюдательный совет СПК, который состоит из 3 (трех) членов СПК. Ревизионно- наблюдательный совет СПК осуществляет свои полномочия согласно положению о ревизионно- наблюдательном совете СПК, утвержденного на общем собрании СПК.

Трудовые отношения регулируются законодательством о труде Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики, а также правилами трудового распорядка СПК и коллективным договором.

СПК заключает с работниками СПК коллективный договор, в котором определяются основные трудовые и социально- бытовые гарантии представляемые СПК. 

СПК обязан вести бухгалтерский учет и представлять финансовую, статистическую и иную отчетность, в порядке установленном действующим законодательством.

По окончании каждого года составляется годовой баланс СПК. Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете СПК, бухгалтерском балансе, счете прибылей и убытков, должна быть подтверждена ревизионной проверкой.

СПК может быть добровольно реорганизован в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования по решению общего собрания членов СПК в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом « О сельскохозяйственной кооперации»

СПК считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации.

 

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА



2.1. Цели и задачи аудита расчетов по оплате труда и подготовка к аудиторской проверке



Оплата труда – система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Основной целью моей работы является установление достоверности бухгалтерской отчетности предприятия и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству и нормативным правовым актам Российской Федерации.

Следовательно документы бухгалтерского учета проверяются с целью:

1.     Проверки соответствия отчетности законам и нормативным документам, регулирующим ведение учета, составление отчетов;

2.     Выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении или отказаться от его выражения;

3.     Определение сильных сторон контроля, чтобы убедится, что существенные ошибки отсутствуют.

Основная задача аудита оплаты труда – проверка соблюдения нормативно – правовых актов при начислении оплаты труда, удержаний из нее и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов как по физическим лицам, так и в целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда и выплат социального характера.



2.2. Планирование аудита



Это важный этап аудиторской деятельности. От тщательности подготовки аудитора к проверке зависит, с одной стороны, рациональность использования специалистов, участвующих в проверке, а с другой- риск необнаружения существенных ошибок в финансовой отчетности экономического субъекта.

При планировании необходимо определить объем и тип аудиторских процедур, применив которые станет возможным высказать свое мнение о финансовой отчетности клиента.

На предварительном этапе планирования аудита аудитор, придерживаясь политики фирмы в отношении подбора новых клиентов, знакомится с финансово- хозяйственной деятельностью клиента. Обзор финансовой информации – учредительных документов, материалов проверок налоговыми органами, внутреннего контроля, в том числе ревизионной комиссией, судебных и арбитражных исков и др. – дает возможность аудитору принять решение о начале работы и приступить к разработке общего плана и программы аудиторской проверки.

Результатом процесса планирования является программа аудита. Она представляет собой перечень действий с указанием сроков и исполнителей.

В программе проверки указываются:

1.     Цель аудита

2.     Основные участки работы предприятия и разделы учета, подлежащие проверке

3.     Характер проверки ( сплошная, выборочная)

4.     Закрепление обязанностей за членами бригады.

5.     Предполагаемая продолжительность проверки и сроки ее начала и окончания.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

В зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменения следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта. 

На этапе планирования аудита существенным фактором является оценка системы внутреннего контроля клиента. Внутренний контроль подразумевает, что руководство клиента осуществляет контроль за бизнесом, за соответствием его действующему законодательству, определяет порядок контроля учета, записи и обработки финансовой информации, осуществляет надзорные процедуры.

Таким образом, аудитор может сформировать некоторую оценку существующей системы внутреннего контроля, которая повлияет на степень доверия к анализируемой в ходе аудита документации.



2.3. Оценка уровня существенности и расчет объема выборки



Аудиторам требуется высокая, но не абсолютная уверенность в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Ошибки и искажения, носящие несущественный характер, не принимаются во внимание. Рассмотрение вопроса об уровне существенности является частью процесса планирования аудита.

Существенность – относительная величина, изменяется в зависимости от особенностей каждого клиента и не может быть выражена как конкретная величина, применяемая всеми аудиторами. Она будет зависеть от характера и величины ошибок относительно характера и значения раздела финансовой отчетности. Сумма, являющаяся существенной в отношении финансовой отчетности одного клиента, может не быть существенной в отношении другого клиента. Существенность является функцией не только величины ошибки, но и ее характера.

Аудиторские процедуры должны быть направлены на выявление ошибок, которые по отдельности, либо в совокупности, могут являться существенными. Таким образом, следует определить тот уровень, когда ошибка приобретает существенный характер.

Для задания уровня существенности выбирается некоторое процентное соотношение от оборота ( прибыли до налогообложения, валюты баланса)

После определения общей величины существенности следует разделить ее между статьями баланса. Разделение является условным, субъективным. В любом случае, общая допустимая ошибка не должна превысить суммы ошибок по отдельным статьям, то есть выбранного уровня существенности.



2.4. Нормативное и методологическое обеспечение аудита расчетов по оплате труда



2.4.1.  Методы и порядок сбора информации



Для составления обоснованного заключения о достоверности финансовой отчетности необходимо собрать некоторую информацию о клиенте. Она включает сведения об отраслевой специфике, о видах деятельности клиента, об организационной структуре, системе сбыта и маркетинге, о методах оценки товарно-материальных запасов, о партнерах, об обязательствах, о долгосрочных планах клиента, о кредитной политике и другие. С самого начала работы аудитору следует ознакомиться с юридическими документами клиента.

Методы сбора информации строятся на процедурах изучения, наблюдения, опроса и подтверждения, подсчета, аналитических процедурах.

Процедуры изучения строятся на исследовании записей, документов.

Процедуры визуального наблюдения, осмотра реализуются, благодаря возможности личного наблюдения за процессами, происходящими на месте проверки.

Процедуры опроса основаны на изучении как официальной информации, полученной от третьих лиц, так и устных опросов, бесед с работниками проверяемого предприятия. Возможно применение специально составленных вопросников для беседы с работниками финансовых служб клиента.

Процедуры подсчета сводятся к проверке арифметической точности в бухгалтерских записях.

Аналитические процедуры строятся на сопоставлении соотношений между финансовыми и нефинансовыми показателями, определении нетипичных обстоятельств.

Процесс аудита доложен обеспечить достаточную уверенность аудитора в достоверности финансовой отчетности, не отрицая определенную степень риска присутствия возможного искажения, размер которого ограничен уровнем существенности. 



2.4.2.  Основные законодательные, нормативные документы и источники информации



Основные законодательные и нормативные документы:

1.     Гражданский Кодекс Российской Федерации

2.     Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера. ( Госкомстат Российской Федерации от 10.07.1995г. № 89)

3.     Инструкция о норме рабочего времени и порядок определения часовой тарифной ставки. ( постановление Минтруда Российской Федерации от 13.09.1999г. № 51 с изменениями и дополнениями)

4.     Порядок исчисления среднего заработка ( Постановление Минтруда Российской Федерации)

5.     Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан. ( Постановление Фонда Социального Страхования российской Федерации от 19.04.1994г. № 21)

6.     Инструкция о перечне заработной платы и иного дохода из которых производятся удержания алиментов на несовершеннолетних детей. ( Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.1996г.

     № 841)

7.     Постановление Госкомстата Российской Федерации № 71а от 30.10.1997г. «Об утверждении унифицированных форм первичной документации»

8.     Положение о составе затрат по производству и реализации продукции ( работ, услуг) ( Постановление Правительства Российской Федерации № 552 от 05.08.1992г., № 661 от 01.07.1995г. и т.д.)

9.     Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Проверка носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно – правовых актов, касающихся трудового законодательства.

Источниками Информации являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, разработанные Госкомстатом Российской Федерации. Ведение первичного учета по унифицированным формам Распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства. Так по учету личного состава используются следующие формы: приказ (распоряжение) о приеме на работу ( ф.№ Т-1 ), личная карточка ( ф. № Т-2 ), учетная карточка научного работника ( ф. № Т-4 ), приказ (распоряжение ) о переводе на другую работу ( ф. № Т- 5 ), приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6), приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора ( контракта) ( ф.№ Т-8)

По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы ( ф. № Т-12), расчетно – платежная ведомость ( ф. № Т-53), лицевой счет (ф. № Т-54).

Кроме того, применяются первичные документы по учету выработки и сдельной заработной платы: наряды, рапорты, маршрутные листы и другие документы.

К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости распределения заработной платы ( по видам, Шифрам затрат и др.), регистры по сч 76 « Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в частности расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной платы, журналы ордера №8 и №10 ( при журнально – ордерной форме учета), Главная книга, баланс  ф. № 1)  



2.5. Аудиторская проверка расчетов по оплате труда



К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить, относятся следующие:

1.     Соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям.

2.     Учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим – сдельщикам.

3.     Учет и начисление повременных и прочих видов оплат.

4.     Расчеты удержаний из заработной платы физических лиц.

5.     Аналитический учет по работающим ( по видам начислений и удержаний)

6.     Сводные расчеты по заработной плате.

7.     Расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ.

8.     Наличие и соответствие законодательству первичных документов по учету рабочего времени, объема выполненных работ, услуг, выпущенной продукции.

9.     Соответствие показателей аналитического учета по счету 70 с записями в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату.

10.           Соблюдение установленных штатным расписанием должностных окладов работников предприятия.

11.           Утверждено ли штатное расписание на правлении членов или на общем собрании членов СПК.

12.           Правильность выплаты премий работникам предприятия ( на основании утвержденного договора или произвольно волевым действиям руководителя )

Представленные комплексы задач охватывают типовые учетные задачи,

а также общие принципы организации расчетов по соблюдению трудового обязательства. Для составления программы проверки и выбора процедур сбора аудиторских доказательств целесообразно составить вопросник аудитора по всем выделенным комплексам задач.



Таблица 2.1

Вопросы для проверки

№ п/п

Содержание вопрса

Вариант ответа

примечание

да

нет

Нет ответа

1

2

3

4

5

6

1

Применяются ли типовые формы документов по учету личного состава





1.1

Личные карточки на работающих ( ф. № Т-2)





1.2

Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска ( ф. № Т-6)





1.3

Приказ о переводе на другую работу (ф.№ Т-5)





1.4

Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф.№ Т-8)





2.

Ведутся ли на работающих трудовые книжки





3.

Проверяется ли отделом кадров соответствие применяемых окладов и разрядов рабочих, установленных в штатном расписании.





4.

Ведутся ли в цехах табели рабочего времени.











1

2

3

4

5

6

5.

Применяются ли на предприятии утвержденные отделом труда нормы и расценки по видам работ.





6.

Используются ли типовые формы первичных документов.





7.

Организовано ли гашение ( проставление отметки об оплате) первичных документов.





8.

Применяются ли ПК для выполнения расчетов по сдельной оплате труда.





9.

Применяются ли наряды на бригаду.





10.

Ведутся ли расчеты по начислению повременных видов оплат согласно табелю рабочего времени.





11.

Проверяет ли отдел труда или внутренний аудитор правильность расчетов по начислениям различных видов оплат.





12.

Применяются ли ПК для выполнения расчетов по начислению заработной платы.





13.

Проставлены ли в расчетных ведомостях ( лицевых счетах) данные для правильного исчисления удержаний:





13.1

Налога на доходы с физических лиц.





13.2

Удержаний по исполнительным листам





13.3

Прочих удержаний.





14.

Применяются ли ПК для расчета удержаний.





15.

Проверяли ли налоговые органы расчеты по налогу на доходы с физических лиц.











1

2

3

4

5

6

16.

Какие ведутся документы по аналитическому учету





16.1

Расчетно- платежные ведомости





16.2

Расчетно – платежные ведомости и лицевые счета на работающих.





17.

Применяются ли ПК для ведения аналитического учета





18.

Организовано ли архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими.





19.

Имеют ли сквозную нумерацию расчетно – платежные ведомости.





20.

Проверяет ли ответственный бухгалтер данные о месячных, квартальных и годовых накоплениях сумм начислений по оплате труда.





21.

Применяется ли ПК для сводных расчетов по оплате труда.





22.

Имеются ли на предприятии задержки с расчетами и выплатами по оплате труда.





23.

Ведутся ли на предприятии карточки по депонированной заработной плате.





24.

Производится ли отнесение депонированных сумм на счет 99 «Прибыли и убытки» по истечении срока исковой давности.





25.

Применяются ли ПК для расчетов по депонированной заработной плате.





По данным заполненного справочника ( вопросника) можно сделать выводы об организации системы внутреннего контроля ( низкий уровень, высокий уровень и т.д.) , бухгалтерского учета этого раздела ( отвечает или не отвечает требованиям  оперативности, достоверности).

Выводы, сделанные на основании информации справочника, позволяют аудитору назначить соответствующие процедуры для сбора аудиторских доказательств, обратить внимание на те или иные моменты при выполнении проверки отдельных расчетов.

Проверка соблюдения положений трудового кодекса, состояния внутреннего учета и контроля по трудовым отношениям. Прежде всего целесообразно проконтролировать, как осуществляется на предприятии соблюдение трудового законодательства. В этой связи аудитор может проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и увольнении, учет рабочего времени сотрудников, построение системы оплаты труда и др.

Правильность оформления работников ( прием на работу и увольнение ) проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям. Из применяемых систем оплаты труда в основном используется сдельная и повременная системы, что должно быть отмечено в соответствующих документах работников предприятия. При повышенной оплате труда необходимо проверить правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной – правильность применения норм и расценок.

Учет рабочего времени, соблюдения установленного режима работы и начисления заработной платы работающих, состоящих на повременной оплате труда, организуется в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы ( ф. № Т-12). По этому документу можно проверить все необходимые данные по каждому работающему ( дни отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др.).

Для проверки применяется метод сбора аудиторских доказательств по сопоставлению соответствующих документов ( личных карточек, табелей учета рабочего времени) с приказами и распоряжениями.

Проверка организации учета и контроля выработки и начисления заработной платы рабочим- сдельщикам. Аудитор проверяет, как оформлены первичные документы ( наряды, маршрутные листы и др.), правильность применения норм и расценок, наличие подписей должностных лиц, заполнение соответствующих реквизитов, обращает внимание на имеющиеся исправления. Особое внимание уделяется расчетам сдельного заработка при бригадной форме оплаты труда, правильности переноса итоговых сумм по работающим в расчетно- платежные ведомости. Целесообразно проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам ( нарядам, разовым документам и др.). Если расчеты по учету сдельной заработной платы выполняются с применением ПК, то целесообразно проверить алгоритмы расчетов, нормативно – справочные данные.

При проверке применяются такие методы сбора аудиторских доказательств, как проверка документов, подготовленных на предприятии, контроль арифметических расчетов ( определение сумм сдельной заработной платы.)

Проверка расчетов по начислению повременных и прочих видов оплат. В этом комплексе аудитор проверяет, как производились начисления повременной оплаты, расчеты по среднему заработку, расчеты за дни пребывания в отпуске, расчет премий и других видов оплат. Проверка начисленной повременной оплаты для работающих с установленным окладом ведется по формуле:

Сзп = Сокл * Tp / Тф

где  Сзп – сумма начисленной заработной платы

Сокл – оклад работающего

Тр – отработанное время в месяц по графику рабочего времени ( в часах)

Тф – месячный фонд рабочего времени ( в часах)

         Начисленная повременная оплата для работников с оплатой согласно установленным разряду и тарифу проверяется по формуле:


Сзп = Тi * Тр

где Т – тариф i - разряда ( i  = 1,2,…6)

При несовпадении полученных аудитором данных с бухгалтерскими записями необходимо установить причину расхождения, и, если выяснится, что бухгалтер – расчетчик неправильно произвел расчеты, то делаются соответствующие замечания в отчете аудитора. Бухгалтер - расчетчик должен произвести исправления и отразить их в соответствующих документах.

При расчете начислений, которые рассчитываются с использованием среднего заработка, прежде всего необходимо установить, правильно ли определен средний заработок, а затем проверить правильность выполненных начислений по соответствующим видам оплат.

Аудитор также проверяет правильность начислений по прочим видам оплат и доплат: оплата отпусков, работы в праздничные дни, доплата за работу в ночное время и другое. Методика проверки сводится к проверке алгоритмов и исходных данных. По обнаруженным ошибкам бухгалтер – расчетчик вносит необходимые исправления, пересчитывает начисления и удержания по работающим.

Проверка расчетов удержаний из заработной платы физических лиц. К основным видам удержаний относятся: налог на доходы с физических лиц, удержания по исполнительным листам, прочие удержания ( за брак, за товары, купленные в кредит, и др.). Вначале необходимо проверить справочные данные ( льготы по налогу на доходы с физических лиц, размер удержаний по исполнительным листам и др.), затем установить соответствие алгоритма законодательным документам и, наконец, проверить сами выполненные расчеты.

При проверке правильности исчисления налога на доходы с физических лиц, аудитор руководствуется Налоговым Кодексом Российской Федерации. Необходимо уточнить величину льгот, статус работника ( штатный или совместитель), величину налогооблагаемой базы, проверить правильность расчета налога.

Проверка налогооблагаемой базы, налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Помимо контроля расчетов по оплате труда необходимо проверить правильность расчетов по начислению налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды. С этой целью уточняют базу налогообложения для определения налогов и платежей, перечисляемых в бюджет и внебюджетные фонды (сч. 69).

         Для проверки правильности формирования базы налогообложения аудитор руководствуется Инструкцией Госкомстата Российской Федерации № 89 от 10.07.1995 « О составе фонда заработной платы и выплат социального характера» и инструкциями соответствующих внебюджетных фондов.

Проверка депонированных сумм по заработной плате. Аудитор проверяет, как организован аналитический учет по сч. 76, субсчет «Депонированная заработная плата». Он устанавливает, велись ли карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработной платы, куда относилась депонированная заработная плата после окончания срока исковой давности (трех лет) и т.п.

2.3 Типичные ошибки

№ п/п

Виды и наименование ошибок

Влияние на достоверность бухгалтерской отчетности налогообложения и соблюдения законодательной и нормативной базы

Нормативные документы

1

2

3

4

1

Не применяются типовые формы первичных документов по оплате труда

Затруднена проверка данных

Альбом типовых форм

2

Не ведутся табели учета рабочего времени ( Т-12)

Нельзя проверить правильность начисления повременных и других видов оплат

Трудовой Кодекс Российской Федерации

3

Включение в себестоимость продукции ( работ, услуг) для целей налогообложения оплаты труда за проведение строительных работ

Завышение себестоимости продукции, занижение налогооблагаемой прибыли

П. 4 Положения № 552

4

Не включались в совокупный доход работающих суммы премий и выданных подарков

Занижение базы налогообложения по подоходному налогу и другим видам удержаний

Инструкция ГНС об исчислении базы налогообложения

5

Неверно производилось начисление налога на доходы с физических лиц

Занижение суммы налога на доходы с физических лиц

Налоговый Кодекс Р.Ф.

1

2

3

4

6

Неверно рассчитывались суммы по прочим видам оплат

Занижение базы налогообложения

__

Наряду с проверкой аналитических и синтетических данных расчетов по оплате труда важное значение приобретает работа по улучшению организации этого участка учета. Для этой цели аудиторская фирма может порекомендовать: автоматизировать расчеты по оплате труда, использовать унифицированные формы документов, уточнить правильность выполнения расчетов.

Аудит должен сопровождаться обязательным документированием. Документация аудитора перед и в ходе проверки, отражающая все производственные процедуры и полученную информацию, составляет рабочие документы аудитора. В них отражено аудиторское планирование, сущность, время проведения и число выполненных процедур, аргументированные выводы, мнение о финансовой отчетности.

Рабочие документы представляют доказательства выполненной работы аудитора. Следует помнить, что рабочие документы требуют надежного хранения для обеспечения конфиденциальности информации, содержащейся в них.

Рабочие документы – это основа для контроля качества выполненной аудитором у клиента работы, справочный материал для подготовки персонала внутри аудиторской фирмы, она помогает планировать и координировать выполнение последующих аудиторских проверок.

После проведения всех намеченных процедур аудитор должен оценить полноту, эффективность и качество исполнения программы аудита. Следующий шаг при обобщении информации- оценка обнаруженных ошибок и искажений с точки зрения их существенного влияния на финансовые показатели.

Аудитор, анализируя масштаб и существенность ошибок, решает вопрос о выражении своего мнения в аудиторском заключении.

Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора – своего рода отчет и выводы о проведенном аудите. Основным назначением этого отчета является доведение до пользователей финансовой отчетности независимого мнения о том, дает ли отчетность в целом верное и объективное представление о прибылях и убытках клиента за проверенный период и о состоянии его дел на дату баланса.

Между датой баланса и датой отчета аудитора у клиента могут происходить события или сделки, серьезно влияющие на финансовую отчетность и требующие корректировки или раскрытия, например, пожар или судебное разбирательство, в котором клиент является ответчиком. Аудитор должен обратить внимание на этот период и применить специальные процедуры для обнаружения таких событий. Следует произвести тщательный анализ возникших юридических или финансовых рисков клиента.            

ГЛАВА 3. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА РАСЧЁТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ СПК «РОДИНА»



3.1. Составление программы проведения аудита расчетов по оплате труда в СПК колхозе «Родина».



Успех аудита обусловлен рядом факторов, в том числе и установлением юридических взаимоотношений с клиентом. Для оказания помощи аудиторским организациям в оформлении таких отношений разработан Стандарт « Письмо- обязательство аудиторской аудиторской организации о согласии на проведение аудита». Оно одобрено комиссией при Президенте Р.Ф. от 25 декабря 1996 года протокол № 6.

Стандарт создан с целью регламентации обязательств экономического субъекта и аудиторской фирмы на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки. При этом решаются следующие задачи:

1.     Определение условий и порядка подготовки письма- обязательства аудиторской организации о согласии на проведение аудита.

2.     Содействие аудиторской организации в подготовке- письма обязательства.

3.     Определение взаимных прав, обязательств и аудиторской организации и экономического субъекта при заключении соглашения о проведении аудита.

Требования данного стандарта являются обязательными для всех  аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающих подготовку официального аудиторского заключения.

С целью юридически грамотного оформления взаимоотношений аудиторских организаций с клиентами разработан стандарт «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг», одобренное Комиссией при Президенте Р.Ф. от 20 октября 1999 года, протокол № 6.

Разработка проекта договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта и принятия решения о возможности оказания аудиторских услуг.

Договор на проведение аудиторской проверки юридически отражает и фиксирует интересы сторон, как и другие договоры, однако есть и существенные отличия от договоров, используемых в предпринимательстве. В нем присутствует интерес третьей стороны, потенциального потребителя информации о финансовой отчетности проверяемого экономического субъекта.

Аудитор несет ответственность не только перед клиентом, но и перед заинтересованными пользователями при нанесении им ущерба в результате некачественной проверки.

Аудитору при составлении договора необходимо стремиться правильно сформулировать потребности клиента и учесть собственные интересы. Качество проведения аудиторской проверки, бесконфликтные взаимоотношения аудитора с клиентом во многом зависят от договора.

Учитывая специфику аудита в России, следует в договоре на аудиторскую проверку отразить возможность аудитора отказаться от выдачи аудиторского заключения, или определить сроки предоставления клиентом документов, необходимых для проверки, поскольку часты случаи, когда клиенты приглашают аудитора, а бухгалтерский отчет не готов еще к проверке.

Целесообразно для аудитора предусмотреть в договоре пункт, обязывающий клиента оказывать помощь аудитору в ходе проверки.

Программа должна охватить этапы:

1.     Составление обзора деятельности клиента, в который входят описание системы процессов и связанных с ними потоками документооборота, учетная политика, организационная структура, виды деятельности;

2.     Разработка стратегии аудита, связанной со спецификой клиента и нацеливающая усилия проверяющих на разделы финансовой отчетности, в которых существуют значительные риски возникновения существующих ошибок. Следует выбрать те процедуры, которые обеспечат эффективное достижение необходимой уверенности при оптимальном расходе времени;

3.     Формирование аудиторского мнения на основе собранных свидетельств и принять решения о достижении уверенности в том, что риск существенных ошибок снижен до минимума;

4.     Составление отчетности

Планирование – это процесс, позволяющий наиболее рационально выполнить аудит и одновременно уменьшить риск необнаружения существенных ошибок и финансовой отчетности клиента.

При планировании необходимо определить объем и тип аудиторских процедур, применив которые станет возможным высказать свое мнение о финансовой отчетности клиента.

Задачи планирования аудита:

1.     Установление  этапов и сроков работы с клиентом

2.     Определение затрат

3.     Рациональное использование рабочего времени специалистов

4.     Определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для формирования аудиторского мнения.

5.     Распределение между специалистами разделов аудита обязанностей и ответственности

6.     Создание условий для осуществления последующего контроля за аудитом.

7.     Обеспечение взаимодействия с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансового планирования. (см. Приложение 1.»)

Результатом процесса планирования является программа аудита. Она представляет собой перечень действий с указанием сроков и исполнений.

Программа должна охватить этапы:

1.     Составление обзора деятельности клиента, в который входят описание системы процессов и связанных с ними потоками документооборота, учетная политика, организационная структура, виды деятельности.

2.     Разработка стратегии аудита, связанной со спецификой клиента и нацеливающая усилия проверяющих на разделы финансовой отчетности, в которых существуют значительные риски возникновения существующих ошибок. Следует выбрать те процедуры, которые обеспечат эффективное достижение необходимой уверенности при оптимальном расходе времени.

3.     Формирование аудиторского мнения на основе собранных свидетельств и принять решения о достижении уверенности в том, что риск существенных ошибок снижен до минимума.

4.     Составление отчетности

(см. Приложение 2.)

На этапе планирования аудита существенным  фактором является оценка системы внутреннего контроля клиента. Внутренний контроль предусматривает, что руководство клиента осуществляет контроль за бизнесом, за соответствием его действующему законодательству, определяет порядок контроля учета, записи и обработки финансовой информации, осуществляет надзорные процедуры. ( см.Приложение 3.)

Таким образом определим, что система внутреннего контроля работает слабо и поэтому риск средств контроля остается высоким. Это означает, что существующая на предприятии система внутреннего контроля не будет своевременно выявлять и исправлять существенные нарушения.



3.2. Расчет аудиторского риска



После определения целей и задач аудита, необходимо определить уровень аудиторского риска.

Аудиторский риск – риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как там возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.

Существуют два основных метода аудиторского риска:

Оценочный (интуитивный) наиболее широко применяющийся в настоящее время российскими аудиторскими фирмами, заключается в том, что аудиторы исходя из собственного опыта и знания клиента определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, вероятный, маловероятный и используют эту оценку в планировании аудита.

Количественный метод предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска.

Предпринимательский риск – влияние независящих от аудитора обстоятельств деловой активности клиента на ухудшение финансовых позиций в то время как аудитор подтвердил их устойчивость.

Аудиторский риск является предпринимательским риском аудиторской     

фирмы, поэтому его величина отражает положение фирмы на рынке аудиторских услуг и степень конкурентности  рынка.

Предварительно установленная величина аудиторского риска отражает склонность аудитора к риску, его представление о той экономической среде, в которой он действует.

Для того, чтобы определить предпринимательский риск, воспользуемся критериями оценки предпринимательского риска( см. Приложение 4.).



3.3. Определение последовательности проверки расчетов по оплате труда, определение уровня существенности определение объема аудиторской выборки.



Аудитором требуется высокая, но не абсолютная уверенность в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений.

Существенность – относительная величина, изменяется в зависимости от особенностей каждого клиента и не может быть выражена как конкретная величина, применяемая всеми аудиторами. Она будет зависеть от характера и значение раздела финансовой отчетности. Сумма, являющаяся существенной в отношении финансовой отчетности одного клиента, может не быть существенной в отношении другого клиента. Существенность является функцией не только величины ошибки, но и ее характера.

Аудиторские процедуры должны быть направлены на выявление ошибок, которые по отдельности, либо в совокупности, могут являться существенными. Таким образом следует определить тот уровень, когда ошибка приобретает существенный характер. ( см. Прил.5)

Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» ( субсчет «Расчеты с депонентами»), первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда ( табель учета отработанного времени, наряды и др.), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д., нормативные документы, регулирующие эти операции.

Необходимо:

Выбрать личные дела и проверить, содержится ли в них информация о дате найма, разрешение на дополнительные выплаты, ставки оплаты труда.

1.     Проследить рост оплаты труда, оформлено ли это протоколами заседания Правления СПК колхоза «Родина», приказами руководителя;

2.     Пользуются ли бухгалтера информацией, отраженной в личных делах для начисления и удержания из оплаты труда;

3.     Установить соответствие показателей аналитического учета по счету 70 с   записями в главной книге и бухгалтерском балансе;

4.     Изучить достоверность первичных документов, правильность их заполнения, проверить на наличие подписей должностных лиц, на правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах неоговоренных исправлений и подчисток;

5.     Выбрать примеры записей из ведомостей по начислению оплаты труда;

6.     Подтвердить документально начисления и удержания;

7.     Перечислить совокупные начисления, вычеты, чистые выплаты;

5.     Проверить правильность удержания единого социального налога;

6.     Проверить периодичность и своевременность выплаты заработной платы;

7.     Проверить достоверность записей в ведомостях на заработную плату;

8.     Проверить удержания из оплаты труда;

8.     Сопоставить ведомости на оплату труда с данными аналитических счетов по расчетам с бюджетом по налогам, удержанным с работников предприятия;

9.     Соблюдения законодательства по налогам на доходы с физических лиц;

10.                       Изучение удержаний по отдельным наемным работникам;

11.                       Регулярность перечисления налогов в бюджет.

Для проведения аудита необходимо просмотреть первичные документы, сводные регистры, главную книгу и баланс.

Из первичных документов в выборку должны попасть:

1.     Различные формы учетных листов ( учетный лист тракториста- машиниста, путевой лист трактора, учетный лист труда и выполненных работ)

2.     Акты на оприходование приплода животных

3.     Акты на перевод животных из группы в группу

4.     Ведомости взвешивания

5.     Журнал учета надоя молока

6.     Наряды на сдельную работу

7.     Расчет по заработной плате при уходе в увольнение и отпуск

8.     Листки нетрудоспособности

9.     Табели учета рабочего времени

10.                       Расчетно- платежные ведомости

11.                       Платежные ведомости на аванс

12.                       Платежные ведомости на зарплату

13.                       Расчетные листки на каждого работника.



         3.4. Организация процесса аудиторской проверки.



Начнем проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда в СПК колхозе «Родина» с установления соответствия показателей аналитического учета по счету 70 с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого сверим сальдо по счету 70 на первое января 2002 года в Главной книге и в балансе предприятия.

В балансе по счету 70 развернутое сальдо: кредитовое, отражающее задолженность хозяйства рабочим и служащим по заработной плате ( руководство объясняет его отсутствием денег на расчетном счете), и дебетовое, показывающее задолженность рабочих и служащих хозяйству по заработной плате, что свидетельствует о плохой организации расчетов с работниками ( выплачено больше, чем причитается).

Сумма по дебету баланса: 57,00 ( пятьдесят семь ) тыс.руб.

По кредиту она равна: 75,00 ( семьдесят пять) тыс.руб.

Контрольная сверка показала, что эти суммы совпадают с данными Главной книги. В самой же главной книге обнаружено много исправлений, бухгалтер по оплате труда объясняет это неточностью подсчетов еще в первичных документах ( все исправления подписаны бухгалтером.)

Убедившись, что данные Главной книги и баланса совпадают, можно продолжить дальнейшую сверку. Для этого сравним данные Главной книги со сводом начислений и удержаний.

Таблица 3.2

Соответствие задолженности по оплате труда, значащийся в расчетно- платежных ведомостях и Главной книге

Месяцы

Числится по своду начисления и удержания ( руб.)

Числится по Главной книге (руб.)

Отклонения (руб)

Январь

98364

98364

0

Февраль

84547

84457

-90

Март

103644

103644

0

Апрель

110564

110654

90

Данные несоответствия бухгалтер объяснить не может ( говорит, что просто ошиблась).

В расчетно – платежной ведомости по графам удержания показаны отчисления по налогам на доходы с физических лиц. Проценты отчислений высчитаны верно, их суммы совпадают с данными расчетных листков по каждому работнику.

         При проверке льгот и начисления удержания по налогу на доходы с физических лиц были обнаружены следующие нарушения:

У Макеева Александра Викторовича в марте месяце удержан налог в сумме 143,00 руб., а следовало бы 104,00 руб., т.к. 28 февраля родился ребенок и ему уже должна предоставляться льгота не 400,00 руб., а 700,00 руб. ( 400,00 руб. на себя и 300,00 руб. на ребенка).

У Максимова Вячеслава Михайловича в сентябре месяце общая сумма дохода начинает превышать 20000,00 руб. С этого времени ему уже не должна была предоставляться льгота по налогу на доходы с физических лиц. При проверке было обнаружено, что льгота предоставлялась до конца года в размере 1300,00 руб. ежемесячно ( 400,00 руб. на себя и 900,00 руб. на троих детей.).

При проверке удержаний налога на доходы с физических лиц также было обнаружено, что Валге Ольга Ивановна льгота вообще не предоставлялась.

Бухгалтер по начислению и удержаниям объясняет эти ошибки своей

невнимательностью. 

Платежных ведомостей на аванс аудитору представлено не было: авансы давно уже не платятся.

Данные о начисленной заработной плате в расчетно- платежной ведомости, а также данные платежной ведомости на заработную плату и расчетных листков по каждому работнику совпадают.

Расписки в получении начисленных сумм присутствуют, все подписи разные.

Книгу учета депонированной заработной платы аудитору не предоставили. Депонированной заработной платы не существует.

При проверке периодичности и своевременности выплаты заработной платы установлено, что начисление заработной платы производится своевременно, а ее выплачивание регулярно задерживается на 1-1,5 месяца по объективным причинам: денежные средства на счет СПК колхоза «Родина» не поступают вовремя.


Несмотря на все недостатки в учете, расчет с бюджетом производится правильно, проценты за несвоевременность уплаты начислены верно.

Взяв наугад несколько личных дел, делаем вывод, что информация о дате найма и ставках оплаты труда присутствует: рост оплаты труда оформлен приказом  руководителя, бухгалтера этой информацией для начисления и удержаний из заработной платы руководствуются.

Так как отпуска в хозяйстве предоставляются неравномерно на протяжении года в связи с сезонным характером производства, на предприятии должен создан резерв на оплату отпусков, что зафиксировано в учетной политике. Однако аудитором он обнаружен не был. Бухгалтер объясняет это отсутствием денежных средств. Аудитор предложил при написании следующей учетной политики учесть этот момент.

Следующим этапом является проверка табелей учета рабочего времени. Здесь установим, что случаев включения в них вымышленных ( подставленных) лиц нет, т.к. в нарядах и табелях учета рабочего времени совпадают с данными учета личного состава. Случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения одних и тех же лиц в нескольких расчетно- платежных ведомостях не обнаружено.

При проверке первичных документов аудитор обнаружил следующие недостатки:

1.     Не во всех учетных листах труда и выполненных работ стоит подпись агронома ( 2 из 5 приведенных документов содержит только подпись бригадира)

2.     В учетных листах тракториста- машиниста, труда и выполненных работ не стоят шифры предприятия и табельные номера работников. 

3.     В нарядах на сдельную работу ( для бригады) не заполнена графа «Параграф единых норм и расценок»

4.     В одном из нарядов на сдельную работу ( индивидуальном) не проставлен шифр синтетического учета.

5.     Ведомости взвешивания животных, акты на оприходование и выбытие животных оформлены правильно ( причины выбытия указаны, нет ли приписок в весе определить не удалось), арифметических ошибок не обнаружено. Однако в некоторых из них допущены исправления, подписанные заведующим фермой.

6.     В акте на перевод животных не указана дата рождения коров, т.к. документы оформлялись на 21 голову одной строкой.

7.     В расчете определения привеса допущены арифметические ошибки ( неправильно определен привес, что связано с округлениями, однако округления в 0,5 ц. кажутся весьма значительными. Также отсутствует подпись заведующего фермой.

В силу всего вышеуказанного можно сказать о недостаточно серьезном отношении к ведению первичной документации в СПК колхозе «Родина».



3.5. Аудит системы начисления заработной платы



В первую очередь необходимо проверить соблюдение штатной дисциплины и должностных окладов:

При проверке установлены следующие нарушения:

1.     Должность заместителя председателя установлена в количестве 1 человека и оклад составляет 90% от оклада председателя, но фактически этой должности не существует.

2.     Также утверждена должность диспетчера и его ставка, но фактически его не существует.

3.     Бухгалтеров по штатному расписанию утверждено 4 человека, но фактически их работает 5 человек.

4.     Шофер легковой машины должен быть один, а работает фактически двое.

Следующим этапом аудита системы начисления заработной платы является проверка правильности начисления заработной платы повременщикам, по сдельным расценкам и окладам.

Таблица 3.2.

Проверка правильности начисления оплаты труда по данным первичных документов.

Ф.И.О.

Наименова- ние документа

Начислено (руб.)

Следует начислить (руб.)

Переплата (руб.)

Недоплата (руб.)

Макеева Анна Ильинична

Табель учета рабочего времени

1575

1462,5

112,5

0

Белкина Наталья Михайловна

Табель учета рабочего времени

1912,5

2137,5

0

225,0

Итого


3487,5

3600,0

112,5

225,0

Бухгалтер по растениеводству Макеева Анна Ильинична имеет коэффициент 1.4., а главный экономист Белкина Наталья Михайловна – 1.9. Среднемесячная заработная плата по колхозу за этот месяц составляет 45,00 руб и 25 рабочих дней.

Таблица 3.4.3.2

Соответствие начисленной оплаты труда, значащийся в первичных документах и расчетно- платежных ведомостях.

Ф.И.О.

Начислено по первичным документам  (руб.)

Отражено в ведомости (руб.)

Отклонения (+)

Отклонения (-)

Бескусных М.П.

1512

1152


360

Валергин Г.Н.

3776

7376

3600


Иванов Л.П.

1681

1861

180


Итого

6969

10389

3780

360

В результате проверки правильности начисления оплаты труда 15 человек, были выявлены случаи расхождения записей в расчетно- платежных ведомостях и первичных документах. Издержки производства увеличены на сумму 3420,00 руб. ( 3780-360), на эту же сумму уменьшена балансовая прибыль.

В ходе проверки договоров подряда установлено, что согласно договора № 18 от 24.05. текущего года бригадой строителей был произведен капитальный ремонт крыши административного здания предприятия. К договору подряда был приложен акт приемки выполненных работ подписанный инженером- строителем Михайловым А.Н.  и смета на проведение капитального ремонта. Договором – подряда предусматривается ремонт  400 кв.м. крыши, а в акте приемки указан объем выполненных работ –  520 кв.м. Оплата произведена за 520 кв.м.. стоимость ремонта 1 кв.м. согласно сметы составила 20,00 руб. Был произведен осмотр и обмер выполненной работы. Установлено, что объем ремонтных работ составил 400 кв.м.. в объяснительной инженера – строителя Михайлова А.Н. сказано, что объем выполненной работы завышен с тем, чтобы компенсировать низкие расценки за ремонтные работы.

Сумма ущерба: 400 кв.м. * 20,00 руб.за 1 кув.м. = 8000,00 руб.

520 кв.м * 20,00 руб. за 1 кв.м. = 10400,00 руб.

10400,00 руб. – 8000,00 руб. = 2400,00 руб.

Характер нарушения: несоответствие указанного объема работ в договоре подряда с актом приемки. Фактически выполнено 400 кв.м., а оплачено  520 кв.м. Виновным лицом в данном случае является инженер- строитель Михайлов А.Н.



3.6. Отчет аудитора исполнительному органу  СПК колхоза «Родина» Алнашского района



1.     Мною проведен аудит оплаты труда СПК колхоза «Родина» за 2002 год.

2.     При планировании и проведении аудита оплаты труда мной рассмотрено состояние внутреннего контроля у СПК колхоза «Родина». Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет исполнительный орган СПК колхоза «Родина».

3.     Я рассмотрела состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о достоверности отражения в бухгалтерской отчетности оплаты труда. Проделанная в процессе аудита не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля СПК колхоза «Родина» с целью выявления всех возможных недостатков.

4.     В процессе аудита мною не были обнаружены никакие факты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля СПК колхоза «Родина» масштабам и характеру его деятельности.

5.     Мое мнение о достоверности отражения в бухгалтерской отчетности оплаты труда приведено в следующей части Аудиторского заключения. Мною не были обнаружены никакие серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, которые могли бы существенно повлиять на достоверность данных по оплате труда, отраженных в бухгалтерской отчетности.

6.     При проведении аудита оплаты труда мною рассмотрено соблюдение в СПК колхозе «Родина» применимого законодательства Р.Ф. при совершении финансово- хозяйственных операций. Ответственность за соблюдение применимого законодательства Р.Ф. при свершении финансово- хозяйственных операций несет исполнительный орган СПК колхоза «Родина».

7.     Я проверила соответствие ряда совершенных СПК колхозом «Родина» финансово- хозяйственных операций применимому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что отраженная в бухгалтерской отчетности информация об оплате труда не содержит существенных искажений. Однако цель проведенного мной аудита оплаты труда не состояла в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности СПК колхоза «Родина» законодательству. Поэтому такое мнение я не высказываю.

8.     Результаты проведенной мной проверки показывают, что проведенные финансово- хозяйственные операции осуществлялись СПК колхозом «Родина», во всех существенных отношениях, в соответствии с законодательством.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



На сегодняшний день в нашей стране существует большое количество нерешенных вопросов и противоречий в сфере оплаты труда. Время диктует необходимость такой системы оплаты труда, которая формировала бы мощные стимулы развития труда и производства. Совершенствование системы оплаты труда, поиск новых решений, может дать нам уже в ближайшем будущем рост заинтересованности работников к высокопроизводительному труду.

В результате выполнения дипломной работы был изучен порядок проведения аудиторской проверки учета заработной платы в конкретной организации – СПК колхоз «Родина». С этой целью была изучена нормативная база как по порядку начисления и выплаты заработной платы, так и по организации работы предприятия в целом. Состоялось практическое ознакомление с деятельностью объекта исследования, приобретен опыт работы с хозяйственной документацией. Проработан значительный объем специальной литературы по исследуемой тематике.

Рассмотрены общие положения об организации проведения аудиторской проверки экономического субъекта, продемонстрирован порядок проведения проверки с указанием конкретных аудиторских доказательств, источников и методов их получения. Изучены способ и порядок документирования проверки, оформления ее результатов. Выработаны конкретные рекомендации для возможного применения в деятельности исследуемого предприятия СПК колхоз «Родина».

В качестве рекомендаций руководству организации СПК колхоз «Родина» было предложено усилить внутренний контроль учета финансовой деятельности организации, использовать изменения законодательства регулирующего налогообложения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1.     Федеральный закон от 07.08.01 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

2.     Положение о бухгалтерском учете и отчетности Российской Федерации (Минфин от 06.07.99г. № 34 )

3.     Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера ( Госкомстат Российской Федерации от 24.11.00г. № 116 )

4.     План счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению.

5.     « о продолжительности работы в выходной день, перенесенный в связи с праздником на рабочий день» ( Минтруда Российской Федерации от 25.02.94г. № 4)

6.     Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан. ( Постановление ФСС  РФ от 19.04.94г. №21)

7.     « Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты ( Госкомстат РФ от  06.04.01г. № 26)

8.     Налоговый Кодекс Российской Федерации

9.     Гражданский Кодекс Российской Федерации

10.                       Трудовой Кодекс Российской Федерации

11.                       Ковалева О.В. , Константинов Ю.П.  Аудит. Учебное пособие – М: Издательство ПРИОР 2000г.

12.                       Камышанов П.И.  Практическое пособие по аудиту М: Инфра – М 1996г.

13.                       Данилевский Ю.А. , Шапигузов С.М., Аудит: учебное пособие – М: Ид ФБК – Пресс 1999г.

14.                       Аудит: Учебник для вузов. Под редакцией В.И. Подольского М: Юнити- Дана 2000г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Урожайность сельскохозяйственных культур, валовой сбор и реализация продукции растениеводства. (1999- 2002 гг.)

Культуры

Фактически в среднем за год.

1999 – 2000г.г.

2001 – 2002 г.г.

Урожайность ц/га

Валовый сбор ц.

Реализация ц.

Урожайность

ц/га

Валовый сбор ц.

Реализация

Ц.

1. Зерновые и зернобобовые

16,5

28654

4360

23,9

21539

10289

В том числе



--



--

Озимые зерновые

14,7

14327

--

21,3

2133

--

Яровые зерновые

16,3

13645

--

24,5

18687

--

Зернобобовые

19,5

682

--

18,0

539

--

2. Картофель

74,8

823

578

47,0

470

326

3. Овощи открытого грунта

122,4

612

585

--

--

--

3. Многолетние травы : на сено

60

6000

--

41,7

5000

--


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Валовое производство и реализация

продукции животноводства

Наименование продукции

Ед. измерен.

В среднем за год.

1999-2000г.

2001-2002

1. Молоко

Ц.

6571

9421

2. Мясо

Ц.

569

664

3. Мед

Ц.

19

21

Реализация

1. Молоко

Ц.

5817

8442

2. Мясо

Ц.

551

463

3. Мед

Ц.

2

5


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Заключение аудитора.




         Заключение аудитора

         членам

         СПК колхоза «Родина»

         об отраженной в бухгалтерской отчетности

         оплаты труда СПК колхоза «Родина»

         за 2002 год.


Мной проведен аудит оплаты труда СПК колхоза «Родина» за 2002 год. Данные в бухгалтерской отчетности подготовлены исполнительным органом СПК колхоза «Родина» исходя из Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Р.Ф.

Ответственность за подготовку данных бухгалтерской отчетности по оплате труда несет исполнительный орган СПК колхоза «Родина». Моя обязанность заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных аспектах данной отчетности в части оплаты труда на основе проведенного аудита.

Я проводила аудит в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Р.Ф. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность в части оплаты труда не содержит существенных искажений. Аудит включал в себя проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности по оплате труда. Я полагаю, что проведенный аудит дает достаточно оснований для того, чтобы выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности в части оплаты труда.

         В результате проверки были случаи незначительного расхождения записей

в расчетно- платежных ведомостях и первичных документах, неправильное отражение начисленной оплаты труда, небольшие погрешности в ведении и оформлении первичных документов, множество исправлений в Главной  книге ( подписанных).

4. По моему мнению, если оставить в стороне любые поправки, которые могли бы быть признаны необходимыми при возможности получить достаточные подтверждения в отношении обстоятельств, указанных в предыдущих параграфах настоящего Заключения, проверенная бухгалтерская отчетность в части оплаты труда достоверна, то есть подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение оплаты труда в СПК колхозе «Родина» по состоянию на 1 января 2003 года.



Аудитор                                                                  Н.М. Кузьмина

                                                                                 26.02.2003 год