Вопрос №3. Основные принципы проведения аудита

Аудит финансовой отчетности- это процесс, в ходе которого аудитору представляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существенным аспектам, в соответствии ли с установленными основами финансовой отчетности.

Отчетность должна составляться в соответствии с:

·        МСФО;

·        Национальными стандартами финансовой отчетности;

·        Другими нормативными актами финансовой отчетности.

В ходе проверки аудитор собирает достаточные и уместные доказательства, необходимые для формирования выводов, служащих для проведения аудита.

Аудитор должен обеспечить высокий уровень уверенности в том, что информация не содержит искажений.

Согласно голосария – уверенность в том, что  выражение убежденности аудитора в отношении достоверности утверждения, подготовленного одной стороной и предназначенного для использования другой.

В соответствии с МСА 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности» аудитор должен нести ответственность за выражение о финансовой отчетности, а руководство субъекта – за ее подготовку и представление.

Для достижения цели аудита в соответствии с требованиями МСА, профессиональных организаций, нормативных актов и условий договоренности определяется объем аудита, т.е аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми при определенных обстоятельствах.

При осуществлении профессиональной деятельности аудитор должен руководствоваться общими этическими принципами, изложенными в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров», принятом МСБ.

Этих принципов семь:

1.     Независимость (аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности и независимости). Обстоятельства, которые могут обусловить сомнения в независимости аудитора:

·        Финансовая взаимосвязь с клиентами и их делами;

·        Работа аудитора на руководящей должности в организации клиента;

·        Выполнение управляющих функций и понятие управленческих решений;

·        Личные и семейные отношения;

·        Получение от одного клиента гонорара, сумма которого имеет значительную долю в общей сумме дохода аудитора;

·        Обусловленность выплаты гонорара требуемыми клиентом выводами;

·        Принятие аудитором товаров;

·        Длительное участи одного и того же аудитора в проверке.

2.     Честность (в Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминается вместе с порядочностью)

3.     Объективность (обязательство быть справедливым).

4.     Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность.

5.     Конфедициальность  (обязательство аудиторов обеспечивать конфедициальность информации).

6.     Профессиональное проведение (аудитор должен заботится о поддержании хорошей репутации профессии)

7.     Следование   техническим стандартам (представление профессиональных услуг в соответствии с применимыми стандартами, например МСА, внутренними стандартами профессиональных аудиторских объединений и другими нормативными актами).

Помимо соблюдения этих принципов аудитор должен проводить аудит с определенной долей профессионального скептицизма, т.е рассматривать полученную от руководства информацию как обязательно достоверную.

Основные принципы проведения аудита остаются в силе независимо от того,  где проводится аудит, но аудит в государственном секторе может отличаться по целям.























Вопрос № 23 Действующие предприятия


В процессе переработки МСА все больше внимания уделяется содержанию стандартов отчетности. Так, новая редакция МСА 570 «допущение о непрерывности деятельности предприятия», которая применяется начиная с отчетности за 2000г., включает ссылки на МСФО 1 по поводу определения допущения, уместности его применения и понятия «существенная неопределенность», тогда как в прежней редакции подобные ссылки отсутствовали.

В РФ предусмотрено использование допущения непрерывности деятельности «Основами подготовки и представления финансовой отчетности»; там же дано определение понятия «существенная неопределенность».

В этом стандарте  установлены обязанности аудитора в ситуациях, когда ставится под вопрос преемственность допущения действующего предприятия как основы для составления финансовой отчетности.

Доказательствами уместности допущения о непрерывности деятельности предприятия являются прибыльность операций и доступ организации к финансовым ресурсам, как к собственным и приравненным к ним, так и к заемным.

Следующие события или условия согласно новой редакции МСА 750 « Допущение о непрерывности деятельности предприятия» могут служить причиной возникновения у аудитора серьезных сомнений в соблюдении клиентом допущения о непрерывности деятельности:

·        Нетто-позиция по чистым обязательствам;

·        Отсутствие перспективы погашения займов и другой кредиторской задолженности;

·        Нарушение условий договоров с кредиторами;

·        Привлечение краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов;

·        Отрицательные операционные денежные потоки;

·        Надлежащее значение ключевых финансовых коэффициентов;

·        Значительные операционные убытки;

·        Существенное значение стоимости активов, используемых в качестве основы получения поступлений денежных средств;

·        Неспособность обеспечить финансирование для осуществления инвестиций;

·        Уход ключевого управленческого персонала без замены; проблемы текучести кадров;

·        Утрата основного рынка, лицензий, основных поставщиков;

·        Невыполнение законодательных требований в отношении капитала;

·        Рассматриваемые судебные иски в отношении субъекта;

·        Другие события.

Обязанность аудитора состоит в том, чтобы проанализировать уместность использования руководством недопущения о непрерывности деятельности. Однако не следует рассматривать отсутствие в аудиторском заключении каких-либо упоминаний о непрерывности как гарантию способности предприятия продолжать свою деятельность.

  Аудитор анализирует информацию, относящуюся к тому же периоду , который используется руководством при проведении оценки. Если этот период был менее 12 месяцев после даты составления баланса, то аудитор попросит клиента о продлении оценки за установленный период, а также сделать запрос об интересующих событиях, выходящих за рамки периода, охватываемого оценкой руководства.

Если аудитор пришел к выводу о неуместности допущения о непрерывности деятельности проверяемого предприятия, то он должен выразить отрицательное мнение.

При аудите государственного сектора вопрос об уместности использования допущения о непрерывности обычно не возникает, но в отдельных случаях (прекращение финансирования проверяемого объекта) аудитор может почерпнуть из МСА полезные рекомендации.