Вопрос №3. Основные принципы проведения аудита
Аудит финансовой отчетности- это процесс, в ходе которого аудитору представляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существенным аспектам, в соответствии ли с установленными основами финансовой отчетности.
Отчетность должна составляться в соответствии с:
· МСФО;
· Национальными стандартами финансовой отчетности;
· Другими нормативными актами финансовой отчетности.
В ходе проверки аудитор собирает достаточные и уместные доказательства, необходимые для формирования выводов, служащих для проведения аудита.
Аудитор должен обеспечить высокий уровень уверенности в том, что информация не содержит искажений.
Согласно голосария – уверенность в том, что выражение убежденности аудитора в отношении достоверности утверждения, подготовленного одной стороной и предназначенного для использования другой.
В соответствии с МСА 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности» аудитор должен нести ответственность за выражение о финансовой отчетности, а руководство субъекта – за ее подготовку и представление.
Для достижения цели аудита в соответствии с требованиями МСА, профессиональных организаций, нормативных актов и условий договоренности определяется объем аудита, т.е аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми при определенных обстоятельствах.
При осуществлении профессиональной деятельности аудитор должен руководствоваться общими этическими принципами, изложенными в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров», принятом МСБ.
Этих принципов семь:
1. Независимость (аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности и независимости). Обстоятельства, которые могут обусловить сомнения в независимости аудитора:
· Финансовая взаимосвязь с клиентами и их делами;
· Работа аудитора на руководящей должности в организации клиента;
· Выполнение управляющих функций и понятие управленческих решений;
· Личные и семейные отношения;
· Получение от одного клиента гонорара, сумма которого имеет значительную долю в общей сумме дохода аудитора;
· Обусловленность выплаты гонорара требуемыми клиентом выводами;
· Принятие аудитором товаров;
· Длительное участи одного и того же аудитора в проверке.
2. Честность (в Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминается вместе с порядочностью)
3. Объективность (обязательство быть справедливым).
4. Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность.
5. Конфедициальность (обязательство аудиторов обеспечивать конфедициальность информации).
6. Профессиональное проведение (аудитор должен заботится о поддержании хорошей репутации профессии)
7. Следование техническим стандартам (представление профессиональных услуг в соответствии с применимыми стандартами, например МСА, внутренними стандартами профессиональных аудиторских объединений и другими нормативными актами).
Помимо соблюдения этих принципов аудитор должен проводить аудит с определенной долей профессионального скептицизма, т.е рассматривать полученную от руководства информацию как обязательно достоверную.
Основные принципы проведения аудита остаются в силе независимо от того, где проводится аудит, но аудит в государственном секторе может отличаться по целям.
Вопрос № 23 Действующие предприятия
В процессе переработки МСА все больше внимания уделяется содержанию стандартов отчетности. Так, новая редакция МСА 570 «допущение о непрерывности деятельности предприятия», которая применяется начиная с отчетности за 2000г., включает ссылки на МСФО 1 по поводу определения допущения, уместности его применения и понятия «существенная неопределенность», тогда как в прежней редакции подобные ссылки отсутствовали.
В РФ предусмотрено использование допущения непрерывности деятельности «Основами подготовки и представления финансовой отчетности»; там же дано определение понятия «существенная неопределенность».
В этом стандарте установлены обязанности аудитора в ситуациях, когда ставится под вопрос преемственность допущения действующего предприятия как основы для составления финансовой отчетности.
Доказательствами уместности допущения о непрерывности деятельности предприятия являются прибыльность операций и доступ организации к финансовым ресурсам, как к собственным и приравненным к ним, так и к заемным.
Следующие события или условия согласно новой редакции МСА 750 « Допущение о непрерывности деятельности предприятия» могут служить причиной возникновения у аудитора серьезных сомнений в соблюдении клиентом допущения о непрерывности деятельности:
· Нетто-позиция по чистым обязательствам;
· Отсутствие перспективы погашения займов и другой кредиторской задолженности;
· Нарушение условий договоров с кредиторами;
· Привлечение краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов;
· Отрицательные операционные денежные потоки;
· Надлежащее значение ключевых финансовых коэффициентов;
· Значительные операционные убытки;
· Существенное значение стоимости активов, используемых в качестве основы получения поступлений денежных средств;
· Неспособность обеспечить финансирование для осуществления инвестиций;
· Уход ключевого управленческого персонала без замены; проблемы текучести кадров;
· Утрата основного рынка, лицензий, основных поставщиков;
· Невыполнение законодательных требований в отношении капитала;
· Рассматриваемые судебные иски в отношении субъекта;
· Другие события.
Обязанность аудитора состоит в том, чтобы проанализировать уместность использования руководством недопущения о непрерывности деятельности. Однако не следует рассматривать отсутствие в аудиторском заключении каких-либо упоминаний о непрерывности как гарантию способности предприятия продолжать свою деятельность.
Аудитор анализирует информацию, относящуюся к тому же периоду , который используется руководством при проведении оценки. Если этот период был менее 12 месяцев после даты составления баланса, то аудитор попросит клиента о продлении оценки за установленный период, а также сделать запрос об интересующих событиях, выходящих за рамки периода, охватываемого оценкой руководства.
Если аудитор пришел к выводу о неуместности допущения о непрерывности деятельности проверяемого предприятия, то он должен выразить отрицательное мнение.
При аудите государственного сектора вопрос об уместности использования допущения о непрерывности обычно не возникает, но в отдельных случаях (прекращение финансирования проверяемого объекта) аудитор может почерпнуть из МСА полезные рекомендации.