Содержание

Задание №1. Обобщение, оценка и оформление результатов аудиторской проверки. 2

Введение. 2

1.1Оценка аудитором результатов проверки. 3

1.2. Аудиторское заключение. 5

Задание №2. 12

Задание №3. Составить программу аудита формирования уставного капитала. 13

Список литературы... 15




















Задание №1. Обобщение, оценка и оформление результатов аудиторской проверки.

Введение

Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место должен занять и институт аудиторства. Его главная цель – обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических лиц могут быть подтверждены у независимого аудитора.

В этой связи в России за последние годы проведена определенная работа по становлению института аудиторства. Утверждены нормативные документы по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации, определены порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности, определены субъекты, которые должны подвергаться обязательному аудиту.

Аудиторская проверка состоит из нескольких стадий. Заключительная стадия аудиторской проверки состоит их оценки аудитором результатов проверки, составления аудиторского заключения.











1.1Оценка аудитором результатов проверки.


  Заключительная стадия аудиторской проверки предусматривает проведение  следующих мероприятий:

·        систематизацию результатов проверки;

·        анализ результатов проверки;

·        составление аудиторского заключения.

Систематизация результатов проверки состоит в приведении в определенную последовательность всех полученных результатов. В зависимости от цели проверки необходимо провести  четкую систематизацию полученных сведений. Такую систематизацию обычно проводит руководитель группы аудиторов. Систематизирует данные по разделам проверяемых тем, а внутри тем – по аналитическим и другим признакам. По возможности выделяют наиболее существенные замечания: неверные записи на счетах, нарушение налогового законодательства, отсутствие записи на счетах и т.д.

Анализ результатов проверки может проводится по полученным данным и имеет несколько целей:

·        общий анализ учетной политики, принятой клиентом;

·        правильность ведения учета по отдельным разделам и счетам;

·        соблюдение налогового законодательства;

·        анализ финансового состояния клиента.

Учетная политика анализируется в части ее соответствия в методическом, техническом и организационном аспектах, выявляются наиболее существенные  моменты и делаются выводы о соответствии учетной политики положениям по ведению учета и их соблюдению.

Правильность ведения учета определяется на основании таких документов, как Закон о «Бухгалтерском учете» в РФ, Положение о ведении учета и отчетности в Российской Федерации, плана счетов и других положений по организации учета.

Большой удельный вес занимает анализ правильности начисления налогов и платежей по расчетам с бюджетом и внебюджетным фондам. По каждому налогу и платежу необходимо выявить правильность определения налогооблагаемой базы, ставок налогов и платежей, своевременность выполнения расчетов и осуществления платежей.

Анализ финансового положения клиента проводится по данным баланса ф.№1, отчета о финансовых результатах ф.№2, отчета о движении  капитала ф.№3, отчета о движении денежных средств ф.№4, приложения к балансу ф.№5,

При этом важно отметить, что при инициативном аудите полученные результаты могут быть представлены клиенту в виде отчета с выводами и предложениями. Дальнейшие шаги клиента и аудиторской фирмы зависят от договорных обязательств и решаются ими совместно.

При аудите по решению органов дознания учитывается , что именно органы  дознания определяют перечень вопросов, подлежащих изучению аудитором. В процессе проверки круг исследуемых вопросов может быть расширен, что необходимо согласовать со следствием или другим лицом, давшим задание по проверке. Результаты проверки после ее окончания передаются органам дознания, и за ними остается право сделать окончательные выводы или согласиться с мнением аудитора.

Важно отметить, что при решении вопроса о согласии на проведение проверки по поручению следственных или судебных органов аудитор или аудиторская фирма   должны самым тщательным образом проанализировать, достаточно ли у них персонала для выполнения этой работы.






1.2. Аудиторское заключение.

Аудиторское заключение – это документ, имеющий юридическое значение для всех  юридических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного управления судебных приставов.[1]

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности  экономического субъекта представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности. Мнение  о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской фирмы о соответствии во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту.

Заключение аудиторской фирмы по результатам проверки годовой отчетности является обязательным элементом годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации аудиту. Это заключение также носит юридический статус.

На основании временных правил аудиторской  деятельности в Российской Федерации, утвержденных указом президента Российской Федерации от 22 декабря 1993г. № 2263, и Порядка составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, оформленного Протоколом №1 от 9 февраля 1996г. Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ аудиторское заключение содержит три части: вводную, аналитическую, итоговую.[2]

Вводная часть включает все необходимые сведения об аудиторской фирме  или аудиторе, работающем самостоятельно. Так, для аудиторской фирмы указывается юридический адрес и телефоны. Для аудитора работающего самостоятельно, указывается ФИО, стаж работы, наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензий, номере квалификационного аттестата аудитора.

Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах поверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Аналитическая часть должна включать:

·        название данной части; кому адресована аналитическая часть;

·        наименование экономического субъекта;

·         объект аудита;

·         общие результаты проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта;

·        общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, должна быть озаглавлена «Отчет аудиторской фирмы», а аналитическая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно,- «Отчет аудитора».

Аналитическая часть должна быть адресована администрации экономического субъекта.

Изложение общих результатов проверки состояния внутреннего контроля у экономического субъекта должно включать:

·        ответственность администрации экономического субъекта за организацию и состояние внутреннего контроля;

·        цель и характер рассмотрения состояния внутреннего контроля при проведении аудита;

·        общую систему соответствия системы  внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта;

·        описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности экономического субъекта.

Изложение общих результатов проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта должно включать:

·        общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;

·        описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

Изложение общих результатов проверки соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций должно включать:

·        цель и характер рассмотрения соответствия ряда совершенных операций применимым законодательству и нормативным актам при проведении аудита;

·        общую характеристику соответствия во всех существующих отношениях совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций применимому законодательству;

·        описание в ходе аудита существенных несоответствий;

·        ответственность экономического субъекта применимого законодательства.

Оценка общих результатов проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности  экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций может быть выражена в произвольной форме.

Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Итоговая часть должна включать:

·        название данной части;

·        кому адресована итоговая часть;

·        наименование экономического субъекта;

·        объект аудита;

·        указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность;

·        распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы в отношении бухгалтерской отчетности;

·        указание на акт в соответствии  с которым проводится аудит ;

·        изложение существенных обстоятельств приведших к составлению аудиторского заключения приведших к заключению отличного от положительного;

·        мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности;

·         дату аудиторского заключения.

Итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудиторской фирмой, должна быть озаглавлена «Заключение аудиторской фирмы», а итоговая часть аудиторского заключения, выдаваемого аудитором, работающим самостоятельно,- «Заключение аудитора».

В итоговой части должен быть указан нормативный акт, который регулирует бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации  и которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность.

В итоговой части аудиторского заключения должно быть описано распределение ответственности между экономическим субъектом и аудиторской фирмой в отношении бухгалтерской отчетности.

Итоговая часть должна содержать указание на нормативный акт, регулирующий аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

Итоговая часть не может быть датирована ранее даты подписания бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

К аудиторскому заключению должна быть приложена установленная законодательством бухгалтерская отчетность экономического субъекта, в отношении которой проводится аудит.

Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной подписью. При проведении проверки аудиторской фирмой аудиторской заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем аудиторской фирмы и заверяется печатью аудиторской фирмы.

Экономический субъект обязан представить заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения. В этой связи аналитическая часть и итоговая часть аудиторского заключения могут подписываться и скрепляться полностью в отчетности.[3]

В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает , что за исключение определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не отражает во всех существенных аспектах активы и пассивы экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Отказ аудиторской фирмы от своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить такое мнение в одной из установленных настоящим порядком форме.

Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности  экономического субъекта должно быть выражено так, чтобы этому субъекту и пользователям  были очевидны его содержание и форма.

В аудиторском заключении объект аудита должен быть обозначен как «бухгалтерская отчетность» с полным наименованием экономического субъекта и указанием проверяемого периода. Од словами «Бухгалтерская отчетность»    понимается вся совокупность форм бухгалтерской отчетности, установленная действующим законодательством.

При составлении своего заключения аудиторская фирма должна принимать во внимание все существенные обстоятельства, установленные в результате аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторское заключение не может и не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказывать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта, не существует.

В аудиторском заключении должны быть ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

Аудиторское заключение должно содержать, если это возможно, оценку в стоимостном выражении влияния таких обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Аудиторская фирма должна представить экономическому субъекту в сроки, согласованные с этим субъектом, не менее двух первых экземпляров вместе с приложенной к нему бухгалтерской отчетностью является единым целым и должен быть сброшюрован.

Заинтересованные пользователи, включая налоговые органы и иные государственные органы, не имеют права требовать от аудиторской фирмы, а аудиторская фирма    не обязана представлять каким-либо пользователям копии аудиторского заключения целиком или какой-либо части, кроме случаев, установленных законодательством. [4]           

  

 

 

 


   

















Задание №2.

Дано: Проверка протоколов заседаний Совета директоров – неотъемлемая часть процесса получения аудиторских доказательств.

Про проверке протоколов аудитор предполагает выяснить как в организации проводится расчет с учредителями, т.к возникаю различные упущения, ошибки, и т.д.

В случае ограничения аудитора, необходимо обратиться к заказчику услуг и более подробно определить поставленные перед аудитором задачи, объяснить невозможность выполнения заказа при ограничении доступа  к информации.

Если при чтении протоколов аудитор нарушения у экономического субъекта, то действия аудитора регламентируются существующими нормативными документами, например, временными правилами аудиторской деятельности РФ:

·        если аудитор не  обнаружил нарушений или обнаружил нарушения, которые не влияют на законность функционирования, не наносят ущерб государству, учредителям или акционерам, то он фиксирует это в аналитической части аудиторского заключения.

·        Если аудитор обнаружил нарушения влияющие на законность функционирования или наносят ущерб государству, учредителям и акционерам, то он фиксирует это в аналитической части аудиторского заключения. В этом случае  аудитор предоставляет время для устранения выявленных нарушений. Если нарушения не исправлены, то аудитор не вправе выдать положительное заключение.

 






Задание №3. Составить программу аудита формирования уставного капитала.


1.     Заключить договор с клиентом на  проведение аудита.

2.     Установить сроки проверки.

3.     При проведении проверки воспользуемся следующими источниками информации:

·        Учредительные документы;

·        Свидетельства о государственной регистрации;

·        Реестр акционеров;

·        Формы бухгалтерской отчетности(ф1,ф2,ф3,ф4,ф5)

·        Приказ об учетной политике;

·        Регистры синтетического учета счета 80,счета 75.

·        Первичные документы на основании которых делаются учетные записи;

·        Документы подтверждающие право собственности;

·        Протоколы собрания.

4.     На первом этапе проверим соблюдение требованиям действующего гражданского законодательства:

·        Проверить соблюдение требование законодательства при формировании и изменении уставного капитала;

·        Проверить соответствие величины уставного капитала размеру,  определяемому уставом;

·        Проверить соотношение величины чистых активов и уставного капитала;

·        Проверить соблюдение сроков внесения и формы вкладов в уставный капитал;

·        Установить, осуществлялись ли операции по изменению уставного капитала.

·         Выясн6ить источники увеличения уставного капитала;

·        проверить правильность определения суммы увеличения уставного капитала;

·        проверить правильность расчетов с учредителями;

·        ознакомится с решением общего собрания;

·        ознакомится с рабочим планом счетов;

·        проверить правильность ведения аналитического учета по счетам 75,80;

·        проверить соответствие синтетического, аналитического счетов между собой и записям в Главной книге, показателям отчетности;

·        ознакомится с правилами документооборота по учету уставного капитала

   5.По окончании проверки предоставить аудиторское заключение.









Список литературы

1.Воронина Л.И. «Основы бухгалтерского учета и аудита». Учебное пособие. В 2 частях. - М.: « Издательство ПРИОР «, 1997.-256с

2. Ковалева О.В. Константинов «Аудит». Учебное пособие – М.: «издательство ПРИОР»,1999г.-3стр

3. Палий В.Ф. «Международные стандарты учета и финансовой отчетности».  Учебник.- М.: ИНФРА-М2003г. –440с

4. Панкова С.В. «Международные стандарты аудита». Учеб. Пособие.- экономист, 2004.- 23с

5.Подольский В.И «Аудит».Учебник для вузов.-М.: аудит, ЮНИТИ,1997.-432с.

6.Ткач В.И., Ткач М.В. «Международная система учета и отчетности». – М.: Финансы и статистика, 1991г.- 160с

7. Шеремет А.Д,, Суйц В.П. «Аудит».Учебник .-4-е издание ., перераб и доп.- М.: ИНФРА-М,2003.-410с



 


[1] Воронина Л.И. «Основы бухгалтерского учета и аудита». Учебное пособие. В 2 частях. - М.: « Издательство ПРИОР «, 1997.-110с


[2] Подольский В.И «Аудит».Учебник для вузов.-М.: аудит, ЮНИТИ,1997.-336с.


[3].Подольский В.И «Аудит».Учебник для вузов.-М.: аудит, ЮНИТИ,1997.-340с.

 

[4] Шеремет А.Д,, Суйц В.П. «Аудит».Учебник .-4-е издание ., перераб и доп.- М.: ИНФРА-М,2003.-294с