Контрольная работа на тему: «Международные стандарты, регламентирующие выполнение спец. аудиторских заданий»
Содержание
Содержание. 2
Введение. 3
1.Выполнение специального аудиторского задания. 4
2Сопутствующие услуги при выполнении специального задания. 8
Список литературы.. 12
Введение
В процессе реформирования системы бухгалтерского учета в России возникли проблемы перехода отечественной практики ведения учета на международные стандарты учета и отчетности. В результате этого появилась потребность в знании международных аудиторских стандартов. Развитие аудита в нашей стране, принятие Федерального закона « Об аудиторской деятельности» обусловили необходимость пересмотра имеющихся правил (стандартов) для преобразования их в нормативные документы федерального уровня. Кроме того, законодательством предусмотрена возможность аккредитации профессиональных аудиторских объединений органом, регулирующим аудиторскую деятельность в России,, при условии разработки этими объединениями внутренних правил (стандартов). При лицензировании аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов особое внимание уделяется вопросам качества услуг, что невозможно без внутрифирменной стандартизации.
Аудиторские стандарты являются гибким инструментом, способным адекватно реагировать на изменения в профессиональной среде и экономике.
Изучение международных стандартов аудита помогает специалистам грамотно организовать свою работу и повысить ее качество с тем, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности общества в достоверной информации о финансовом состоянии и результатах хозяйственной деятельности аудируемых организаций.
1.Выполнение специального аудиторского задания.
Стандарты и рекомендации аудитору в связи со специальными аудиторскими заданиями установлены МСА 800 «Отчет аудитора по специальному аудиторскому заданию». Положения стандарта касаются следующих видов услуг:
1. Проверка финансовой отчетности, подготавливаемой в соответствии с основами учета, отличными от МСА или национальных стандартов.
2. Проверка отчетов по компонентам финансовой отчетности (определенных счетов, их элементов или деталей финансовой отчетности).
3. Проверка на соответствие условиям договора.
4. Проверка обобщенной финансовой отчетности.
МСА 800 не применяется для проведения обзора, согласованных процедур или подготовки финансовой информации.
До начала выполнения задания аудитор должен уточнить у клиента его характер, формы и содержание своего предполагаемого отчета. Чтобы избежать неправильного толкования отчета, аудитор может указать в нем, для какой цели подготовлен отчет, и изложить любые ограничения относительно его распространения и использования.
Отчет по всем заданиям, кроме проверки обобщенной отчетности, должен содержать следующие основные элементы:
1. название;
2. адресат;
3. вступительный параграф (введение), где описывается проверенная информация и разграничение ответственности руководства субъекта и аудитора;
4. параграф, описывающий объем (со ссылкой на МСА или другие стандарты и описанием выполненной работы);
5. параграф, выражающий мнение по поводу финансовой информации;
6. дата отчета;
7. адрес аудитора;
8. подпись аудитора.
Предписанные формы отчета в случае, если субъект представляет информацию правительственным органам, доверительным управляющим и другим субъектам, могутнее соответствовать данным требованиям. В этом случае аудитор в случае необходимости может:
· внести поправки в соответствии с МСА;
· изменить формулировки;
· приложить отдельный отчет.
В аудиторском отчете о финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с основами учета, отличными от МСА или национальных стандартов, должно быть заявление, указывающее на применяемые основы, или ссылка на пояснения к отчетности, содержащее такую информацию. Аудитору следует помнить, что совокупность бухгалтерских условий, принятых для удовлетворения индивидуальных предпочтений, не является основой бухгалтерского учета.[1]
Во мнении должно быть указано, подготовлена ли отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с этими основаниями. Если отчетность не имеет адекватного названия или основы неверно указаны, аудитор должен модифицировать отчет.
Проверка по компоненту финансовой отчетности может осуществляться самостоятельно или быть частью задания по проверке отчетности в целом: уровень существенности в первом случае должен быть ниже, чем во втором. Аудиторская проверка при выполнении такого специального задания должна носить более масштабный характер, чем проверка того же компонента при аудите финансовой отчетности в целом. Это следует учитывать в тех случаях, когда данное специальное задание выполняется одновременно с аудитором финансовой отчетности. Во мнении аудитора должно быть указано, подготовлен ли проверяемый компонент финансовой отчетности в соответствии с основанием учета. При выражении отрицательного мнения или при отказе от выражения мнения по поводу финансовой отчетности в целом аудитор готовит отдельный отчет по ее компонентам только в том случае, если они не составляют большую часть всей отчетности.
При проверке соответствия условиям договора обычно рассматриваются:
· выплата процентов;
· обеспечение финансовых коэффициентов;
· ограничения на выплату дивидендов;
· использование доходов от продажи имущества.
Специальные задания, целью которых является выражение мнения по поводу соответствия субъекта определенным условиям договора, выполняются в том случае, если аспекты соответствия имеют отношения к вопросам, не выходящим за рамки профессиональной компетенции аудитора. Если в задании затрагиваются особые вопросы, находящиеся вне области финансовых и бухгалтерских знаний, аудитор должен рассмотреть необходимость использования работы эксперта. В отчете указывается мнение аудитора по поводу выполнения субъектом конкретных условий договора.[2]
Обобщенная финансовая отчетность – это подготовленная субъектом финансовая отчетность в свободной форме, в которой изложены проверенные аудитором годовые финансовые отчеты с тем, чтобы информировать заинтересованные группы пользователей только об основных результатах финансовой деятельности и финансовом положении субъекта. Заключение о сокращенной отчетности даются только в том случае, когда аудитор выразил свое мнение о финансовой отчетности, на основании которой составлена исследуемая обобщенная отчетность. Сокращенную отчетность следует сопроводить четким указанием на ее характер, а также предупреждением, что для лучшего понимания информации о субъекте обобщенную отчетность следует читать вместе с последней проверенной финансовой отчетностью.
Аудиторский отчет об обобщенной финансовой информации должен содержать, помимо типовых элементов:
1. ссылку на дату аудиторского заключения по несокращенной отчетности и тип аудиторского мнения о ней;
2. мнение о соответствии информации обобщенной отчетности сведениям несокращенной отчетности.
Если мнение аудитора по несокращенной отчетности модифицировано, но он удовлетворен обобщенной отчетностью, то в отчете указывается, что хотя обобщенная отчетность не противоречит несокращенной, но она подготовлена на основании отчетности, которую нельзя признать достоверной во всех существенных отношениях.
2Сопутствующие услуги при выполнении специального задания
К сопутствующим услугам при выполнении специального задания можно отнести следующие виды услуг:
1. проверка прогнозной финансовой информации;
2. проведение обзора финансовой отчетности;
3. выполнение согласованных процедур;
4. подготовка финансовой информации.
Прогнозная финансовая информация - это финансовая информация, основанная на допущениях относительных событий, которые могут произойти в будущем, и возможных действий субъекта. Эта информация может быть в форме прогноза, перспективной оценки или их комбинации.[3]
Прогноз – это прогнозная финансовая информация, подготовленная на основании допущений относительно будущих событий и действий, которые руководство предполагает предпринять.
Перспективная оценка – это прогнозная информация, подготовленная на основании гипотетических допущений относительно будущих событий и действий, которые необязательно будут иметь место, или сочетания наилучших оценок и гипотетических допущений.
Аудитор не должен выполнять задание, если допущения не реалистичны или если он считает, что прогнозная финансовая информация не будет соответствовать предназначенной цели. Представление о прогнозной информации может быть получено на основе анализа. Аудитор должен иметь достаточные знания о бизнесе и определить степень достоверности исторической финансовой информации.
В стандарте МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита» определяются уровни уверенности и виды отчетности аудитора по отдельным видам услуг.
При проведении сопутствующих услуг аудитор должен:
· планировать свою работу;
· направлять клиенту письмо-обязательство;
· документировать необходимую информацию для того, чтобы подтвердить выполнение работы в соответствии с МСА.
Обзор финансовой отчетности – услуга, при проведении которой аудитор должен определить наличие обстоятельств, указывающих на то, что финансовая отчетность не была составлена во всех существенных аспектах в соответствии с основами финансовой отчетности.
При оценке существенности представляемой информации не должны быть отражены несущественные данные и статьи.[4]
Проведение обзора, в отличие от аудита, не предполагает:
· оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
· проверки бухгалтерских записей;
· получения ответов на запросы;
· полного набора доказательств, получаемых в ходе проверки, наблюдения, подтверждений и расчетов.
Согласно МСА 910 «Задания по обзору финансовой информации» доказательства, необходимые для достижения цели обзора, аудитор получает в первую очередь посредством проведения опроса и аналитических процедур.
В ходе обзора аудитор может допустить средний (более низкий по сравнению с аудитором финансовой отчетности) уровень уверенности в том, что проверяемая информация не содержит существенных искажений. По результатам обзора в аудиторском отчете формулируется мнение в виде негативной уверенности.
Аудитор должен обратить внимание клиента на то, что обзор не является аудиторской проверкой, а составленное по результатам обзора заключение не выражает аудиторского мнения о достоверности финансовой отчетности. Кроме того, необходимо разъяснить клиенту, что на обзор нельзя полагаться как на средство выявления ошибок, незаконных действий или других нарушений.
Тем не менее при проведении обзора аудитор руководствуется теми же общими профессиональными принципами и соображениями в отношении существенности, целесообразности использования работы других лиц, рассмотрения последующих событий, что и при выражении аудиторского мнения о финансовой отчетности.
Заключение по обзору имеет структуру, во многом схожую с аудиторским заключением по финансовой отчетности, и формируется в зависимости от результатов работы аудитора.
Так же имеют место согласованные процедуры. Согласованные процедуры – действия аудиторского характера, по которым было достигнуто согласие между аудитором, субъектом и любым клиентом. Например, между аудитором, клиентом и его поставщиком заключается соглашение в целях определения действительных размеров задолженности по расчетам за поставленные материалы. Стандарты и рекомендации по данному виду услуг установлены МСА 930 «Задания по выполнению согласованных процедур».
При выполнении согласованных процедур аудитор должен обязательно следовать всем этическим принципам, определяющим профессиональную ответственность аудитора, за исключением принципа независимости.[5]
В случае проведения согласованных процедур аудитор представляет в виде отчета сторонам, участвующим в договоренности, только фактические выгоды без выражения уверенности. Пользователи отчета самостоятельно оценивают объем проведенных процедур и предложенные выводы и составляют собственные заключения на основе данных работы аудитора. Аудитор должен представить выводы по поводу задолженности клиента поставщику, подтвержденной проверенными документами.
Аудитор в процессе проведения процедур участвует в подготовке финансовой информации. Подготовка финансовой информации – это сбор, классификация, обобщение и представление финансовой информации с применением знаний аудитора в области бухгалтерского учета. При оказании данной услуги аудитор выступает в роли бухгалтера, поэтому в тексте МСА 930 «задания по подготовке финансовой информации» используется этот термин .При подготовке финансовой информации так же, как и проведении согласованных процедур, бухгалтер должен соблюдать все профессиональные этические принципы, за исключение принципа независимости. Уверенность в отношении обрабатываемой информации не выражается.
Ответственность аудитора за содержание финансовой информации ограничивается уровнем уверенности, обеспечиваемым при оказании услуг. Если аудитору становиться известно, что на него безосновательно ссылаются, то он может проинформировать об этом заинтересованные стороны или пойти по пути юридических разбирательств. Так, если аудитор проводил обзор финансовой отчетности, а клиент представляет заинтересованным пользователям его мнение как утверждение абсолютной достоверности проверенной информации, то аудитор, узнав об этом, должен предпринять указанные выше меры.
Список литературы
1.Воронина Л.И. «основы бухгалтерского учета и аудита». Учебное пособие. В 2 частях. - М.: « Издательство ПРИОР «, 1997.-256с
2. Ковалева О.В. Константинов «Аудит». Учебное пособие – М.: «издательство ПРИОР»,1999г.-3стр
3. Палий В.Ф. «Международные стандарты учета и финансовой отчетности». Учебник.- М.: ИНФРА-М2003г. –440с
4. Панкова С.В. «Международные стандарты аудита». Учеб. Пособие.- экономист, 2004.- 23с
5.Ткач В.И., Ткач М.В. «Международная система учета и отчетности». – М.: Финансы и статистика, 1991г.- 160с
[1] Панкова С.В. «Международные стандарты аудита». Учебное пособие.- Экономист, 2004.- 95с
[2]Панкова С.В. «Международные стандарты аудита». Учебное пособие.- Экономист, 2004.- 95с
[3]Панкова С.В. «Международные стандарты аудита». Учебное пособие.- Экономист, 2004.- 98с
[4] Палий «Международные стандарты учета и финансовой отчетности». Учебник .- М.: ИНФРА –М, 2003г.-388с
[5] Панкова С.В. «Международные стандарты аудита». Учебное пособие.- Экономист, 2004.- 105с