Вариант № 10. Государственные внебюджетные фонды (ПФ РФ,  ФСС РФ, ФФОМС)

Содержание

1.Экономическая природа внебюджетных фондов. 2

2. Правовой режим государственных внебюджетных фондов. 3

Список литературы.. 8
























1.Экономическая природа внебюджетных фондов

Превращение экономики России из планово-распределительной в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Переход к рынку изменил как содержание, так и организационные структуры хозяйственного механизма. В ходе этого произошла модернизация финансовой системы , и прежде всего ее центрального звена- общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды.

Деление государственного бюджета на систему бюджетов, в том числе и выделение в их составе и за рамками бюджетов специальных фондов со своими источниками и направлениями расходования, призвано было принципиально изменить подход всех субъектов социальн-экономической среды у финансовым средствам.

Возникновение внебюджетных государственных фондов связано со специальными видами расходов правительства.[1]  Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались специальными доходами. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными.

Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в нашей стране в начале переходного периода  к рынку на базе Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Подавляющее число внебюджетных фондов находится в собственности государства и муниципальных образований, но является автономным.

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

·         Специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

·         Отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

·         Средства бюджета;

·         Прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

·         Займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков;

·         Иные не запрещенные законом поступления.

Ведущая роль принадлежит государственным социальным внебюджетным фондам:

·         Пенсионному фонду РФ(ПФ РФ);

·         Фонду социального страхования РФ (ФСС РФ);

·         Государственному фонду занятости населения РФ (ГФЗН РФ).

В состав бюджета они включаются отдельными разделами, т.е. в виде целевых бюджетных фондов.

Внебюджетные средства – это денежные средства государства, имеющие целевой курс назначения и не включаемые в бюджетную систему. Однако институциональные преобразования экономики России потребовали расширенного толкования этого термина с позиции наличия в экономической среде иных форм собственности, включая частную. Поэтому внебюджетные средства включают денежные и иные виды средств всех форм  владения, использование которых не регламентировано бюджетным законодательством.

Внебюджетные фонды можно классифицировать по цели создания, периоду функционирования, охвату проблем.

2. Правовой режим государственных внебюджетных фондов

  Бюджетное законодательство Российской Федерации предусматривает создание особых фондов денежных средств – государственных внебюджетных фондов, формирование которых объясняется строго целевым предназначением этих денежных средств. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации гарантируемых Конституцией РФ прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае безработицы и прав на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

·         Пенсионный фонд РФ;

·         Фонд социального страхования РФ;

·         Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

·         Государственный фонд занятости населения РФ.

Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, находятся в федеральной собственности и изъятию не подлежат.

Действующий Бюджетный кодекс  РФ, в отличие от ранее действовавшего законодательства, не предусматривает создания муниципальных внебюджетных фондов. Средства муниципальных внебюджетных фондов должны теперь проходить по бюджету, что,  с одной стороны, сократит возможность маневра , но, с другой – позволит обеспечить строго целевое использование денежных средств.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации  рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Федерации на рассмотрение законодательных органов субъектов Федерации одновременно с предоставлением проектов их законов о бюджете на очередной финансовый год и утверждается одновременно с принятием этих бюджетов.

Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляется органами управления данных органов. Сейчас эти функции переданы Министерству РФ по налогам и сборам.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов в перспективе будут исполняться Федеральным Казначейством Российской Федерации(ст.148 БК РФ)[2]

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Правовой статус Пенсионного фонда РФ в настоящее время определен положением «О Пенсионном Фонде Российской Федерации», утвержденным Постановление Верховного Совета Рф от 27 декабря 1991г. №2122-1 (с последующими изменениями и дополнениями). Фонд призван обеспечить финансирование выплаты государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, а также оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и инвалидам.

Для обеспечения выполнения этих задач Пенсионный фонд РФ осуществляет сбор и аккумуляцию страховых взносов, с участием налоговых органов контролирует поступление страховых взносов, организует ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, а также занимается организацией и ведением государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

   Бюджет Пенсионного фонда РФ – самый большой среди всех внебюджетных фондов.

Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет:

·         Страховых взносов работодателей;

·         Страховых взносов работающих граждан;

·         Ассигнований из федерального бюджета на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению категориям граждан, пособий на детей в возрасте старше полутора лет;

·         Средств, возмещаемых Пенсионному Фонду Государственным Фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

·         Добровольных взносов физических лиц, а также доходов от капитализации средств Пенсионного фонда(например, проценты по банковским вкладам на средства Фонда) и прочих поступлений.

Основную часть средств Пенсионного фонда РФ составляют поступления страховых взносов работодателей. Работодатели – организации отчисляют в Пенсионный фонд РФ 28% от всех выплат, начисленных в пользу работников, включая вознаграждения по договорам правового- характера, предметом которых являются  выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам.

Индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы  отчисляют в фонд 20,6% дохода от предпринимательской или иной деятельности, за вычетом расходов, связанных с его извлечение. Адвокаты отчисляют в Пенсионный фонд РФ такой же процент дохода от выплат, начисленных в их пользу.

С доходов граждан, работающих по трудовым договорам, а также получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера,  в Пенсионный фонд Рф отчисляется один процент всей суммы выплат.

Следует отметить, что тарифы отчислений в Пенсионный фонд изменяются нечасто, хотя иногда по поводу размеров страховых отчислений разгораются дискуссии.

Возложенные на предприятия, учреждения и организации обязанности выплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ в размере 28 процентов от фонда оплаты труда приводит к массовой выплате заработной платы «черным налом» и , следовательно, к уклонению от уплаты взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением Пенсионного фонда и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией.

       Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением. Его правовое положение определено постановлением Правительства РФ « О Фонде социального страхования Российской Федерации» от 14 февраля 1994г. Основными задачами Фонда являются:

·         Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, на санаторно – курортное обслуживание работников и детей;

·         участие в разработке государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

·         разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

·         организация работы по подготовке и повышению специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Источниками формирования средств Фонда социального страхования являются:

·         страховые взносы работодателей;

·         страховые взносы граждан занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;

·         доходы от использования временно свободных средств Фонда;

·         добровольные взносы граждан и юридических лиц;

·         ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением пособий лицам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы и т.д.

·         прочие поступления.

Основную часть средств Фонда социального страхования РФ составляют страховые взносы работодателей. Тариф страховых взносов на 2000г. в Фонд социального страхования РФ был установлен для работодателей – организаций и граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору, в размере 5,4% выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям.[3]  

Исполнительными органами Фонда социального страхования РФ являются: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях народного хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Председатель  и его заместители назначаются Правительством РФ. При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях – координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

В соответствии с Законом  РФ « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991г. обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и фармакологической помощи, представляемой за счет средств обязательного медицинского страховании я, в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово- кредитные учреждения.

Правовой основой их деятельности являются Устав федерального фонда обязательного медицинского  страхования, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998г. и Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденное Постановлением Верховного совета РФ «О порядке финансирования обязательного финансирования ».

Основными задачами Федерального фонда обязательного медицинского страхования являются:

·         финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

·         обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для оказания гражданам медицинской помощи;

·         аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

В целях выполнения основных задач Федеральный фонд вправе:

·         осуществлять выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

·         разрабатывать и вносить предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;

·         осуществлять в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;

·         выделять в установленном прядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования;

·         совместно с территориальными фондами медицинского страхования и органами ИМНС контролировать своевременное и полное перечисление страховых взносов;

·         осуществлять совместно с территориальными органами контроль за расходованиями средств;

·         вести в пределах своей компетенции организационно методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет: части страховых взносов хозяйствующих субъектов и иных организаций, в размерах норм установленных законом.

  Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование устанавливается в процентах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Его размер составляет 3,6%, из них 0,2 % - в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а 3,4 % - в территориальные фонды.

Управление федеральным фондом осуществляется коллегиально органом – правлением и постоянно действующим исполнительным органом – директором. Состав правления Федерального фонда  в количестве 11 человек утверждается Правительством РФ. Срок полномочий  правления – три года.

Директор федерального фонда обязательного медицинского страхования и его заместитель назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ.

Федеральный фонд социального страхования – специализированное финансово- кредитное учреждение при Правительстве РФ.[4]

Правовой режим которого определен постановление Правительства РФ «О фонде социального страхования РФ» от 12 февраля 1994г. Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджета и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении  рассматриваются Государственной думой РФ.

Источниками образования фонда служат:

·         страховые взносы работодателей – организаций и граждан, осуществляющих прием на работу по трудовому договору;

·         доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

·         ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим в вследствие чернобыльской аварии;

·         добровольные взносы граждан и юридических лиц;

·         иные доходы.

Расходы фонда направляются на :

·         выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на погребение;

·         оплату путевок для работников и их детей в санаторно- курортные учреждения, а также на лечение и питание;

·         частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев- профилакториев;

·         частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;

·         частичное содержание детско-юношеских школ и т.д.

Страховые взносы начисляются по тарифам, ежегодно устанавливаемым федеральным законом. В сумме средств всех фондов страховые платежи составляют более 90%.[5]



















Список литературы

1. Федеральный закон «о тарифах страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, ФСС, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000г»// Российская газета .1999.23 ноября.

2.Колчина Н.В. «Финансы предприятий». – М.: ЮНИТИ,1998г.-160с

3. Поляк Г.Б. «Бюджетная система.» Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Поляка Г.Б.- М.: ЮНИТИ –ДАНА,2000.-540с

4.Солянникова С.П. «Бюджеты территорий».- М.: «Финансы и статистика»,1993г.- 260с

5. Эриашвили Н.Д., Староверова О.В., Ремихпнова Д.А. «Бюджетное право». Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, Закон и право,2001.- 463с



[1] Поляк Г.Б. «Бюджетная система.» Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Поляка Г.Б.- М.: ЮНИТИ –ДАНА,2000.-433с

[2] Эриашвили Н.Д., Староверова О.В., Ремихпнова Д.А. «Бюджетное право». Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, Закон и право,2001.- 101с

[3] Федеральный закон «о тарифах страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, ФСС, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000г»// Российская газета .1999.23 ноября.

[4] Эриашвили Н.Д., Староверова О.В., Ремихпнова Д.А. «Бюджетное право». Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, Закон и право,2001.- 288с


[5] Эриашвили Н.Д., Староверова О.В., Ремихпнова Д.А. «Бюджетное право». Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, Закон и право,2001.- 290с