Содержание

Введение....................................................................................................... 3

Глава 1. Нормативное регулирование составления и предоставления финансовой отчетности в России............................................................................................ 4

Глава 2. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа................................................................................................................ 5

2.1 Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности............................. 5

2.1.1 Бухгалтерский баланс................................................................. 7

2.1.2 Отчет о прибылях и убытках................................................... 10

2.1.3 Отчет об изменениях капитала................................................. 13

2.1.4 Отчет о движении денежных средств....................................... 13

2.1.5. Приложения к бухгалтерскому балансу................................. 16

2.1.6. Пояснительная записка............................................................ 16

2.2 Различия между российской и международной финансовой отчетностью........................................................................................................................ 19

Глава 3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности......................................................... 20

3.1. Анализ платежеспособности организации.................................... 20

3.2. Показатели рентабельности........................................................... 22

3.3. Анализ структуры капитала.......................................................... 25

Заключение................................................................................................ 28

Список литературы................................................................................... 29








Введение

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Актуальность выбранной темы определяется тем, что показатели бухгалтерской отчетности позволяют оценить хозяйственный и финансовый потенциал, результативность и эффективность компании в целом и по каждому виду ее деятельности, а также проводить различные аналитические исследования. Данные отчетности необходимы как внешним пользователям, так и сотрудникам организации, ее руководству для осуществления оперативного управления, а также для принятия решений стратегического характера.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение бухгалтерской (финансовой) отчетности как источника информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

Ø    Определить нормативное регулирование финансовой отчетности в России

Ø    Рассмотреть состав бухгалтерской отчетности с подробным описанием каждого из элемента отчетности;

Ø    Определить значение элементов бухгалтерской отчетности как источника информации о финансовой деятельности предприятия;

Ø    Рассмотреть основные отличия требований к финансовой отчетности с мировыми стандартами

Ø    В практической части рассмотреть основные показатели финансового анализа, рассчитываемые по данным бухгалтерской отчетности  на примерах разных организаций.

Для написания данной работы были использованы нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету учебники по бухгалтерскому учету, периодические издания, СПС «Гарант».

Глава 1. Нормативное регулирование составления и предоставления финансовой отчетности в России

В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности.

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", принятый Государственной Думой 23 февраля 1996 г. и одобренный Советом Федерации 20 марта того же года, в который федеральными законами  внесены изменения и дополнения:

Ø от 23.07.1998 г. № 123-ФЗ;

Ø от 28.03.2002 г. № 32-ФЗ;

Ø от 31.12.2002 г. № 191-ФЗ;

Ø от 31.12.2002 г. № 187-ФЗ;

Ø от 10.01.2003 г. № 8 –ФЗ.

Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям.

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов.

К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России.

Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня.

Формирование современной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности - МСФО, разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности - КМСФО (International Accounting Standard Committee - IASC).[1]

 

Глава 2. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа


2.1 Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности


Приказом Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. № 67н определены формы, включаемые в состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности:

Ø    бухгалтерский баланс (форма N 1);

Ø    отчет о прибылях и убытках (форма N 2).

Кроме того данным приказом определен состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

Ø    отчет об изменениях капитала (форма N 3);

Ø    отчет о движении денежных средств (форма N 4);

Ø    приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);

Ø    отчета о целевом использовании средств (форма N 6);

Согласно п. г), д) статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в редакции от 10.01.2003 г. №8-ФЗ в состав бухгалтерской отчетности также должны входить аудиторское   заключение,   подтверждающее  достоверность  бухгалтерской отчетности организации,  если она в  соответствии  с  федеральными законами подлежит обязательному аудиту и пояснительная записка.              

Особенностью составления бухгалтерской отчетности является отказ от ее типовых форм. Российским организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности на основе предложенных Минфином России образцов при соблюдении таких общих требований к отчетной информации, как полнота, существенность, нейтральность, изложенных в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации". Необходимо руководствоваться также Федеральным законом "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и иными положениями, рекомендациями и указаниями, регламентирующими вопросы составления отчетности. При этом в индивидуальных формах должна быть соблюдена кодификация образцов.

Можно выделить три варианта формирования отчетности:

1) упрощенный - для субъектов малого предпринимательства;

2) стандартный - для средних и крупных организаций;

3) множественный - для крупнейших, осуществляющих несколько видов деятельности организаций.

Состав отчетности российских организаций приближен к соответствующим требованиям МСФО.


2.1.1 Бухгалтерский баланс

Центральное место в составе отчетности занимает бухгалтерский баланс (Приложение 1), показатели которого дают возможность проанализировать и оценить финансовое состояние организации на дату его составления. По данным баланса устанавливаются и оцениваются следующие важнейшие показатели:

ü    состав, структура и динамика данных актива и пассива баланса;

ü    наличие собственного оборотного капитала;

ü    величина чистых активов организации;

ü    коэффициенты финансовой устойчивости;

ü    коэффициенты платежеспособности и ликвидности и т.д.

В балансе приводятся подробные сведения о стоимости активов организации и о величине ее долгов. По нему можно судить о соотношении внеоборотных (раздел I) и оборотных (раздел II) активов, а следовательно, и о маневренности капитала, о том, за счет каких источников были сформированы внеоборотные активы, а за счет каких - оборотные, и как это влияет на финансовую устойчивость. Источники формирования активов представлены в пассиве баланса, они подразделяются на собственные (раздел III) и заемные (разделы IV и V). По соотношению собственных и заемных источников средств можно судить о степени финансовой независимости организации и уровне финансовых рисков в осуществлении политики финансирования деятельности.

Вместе с тем баланс отражает имущественное положение компании и состояние ее пассивов, но не дает ответа на вопрос о том, в результате чего оно сложилось. Чтобы это выяснить, необходимо использовать сведения о производстве и сбыте продукции, инвестиционной деятельности, организационных изменениях внутри фирмы и т.п. Такая информация при проведении финансового (внешнего) анализа не всегда доступна, так как относится к категории внутренней информации, составляющей коммерческую тайну. Кроме того, бухгалтерский баланс отражает состояние средств на отчетную дату, он статичен по своей сути. Конечно, используя для анализа балансовые показатели за несколько отчетных дат, можно определить общие тенденции изменения факторов, однако их частные колебания остаются вне поля зрения аналитика. Валюта баланса зачастую не отражает реальной суммы средств, которой располагает организация, так как балансовая стоимость некоторых активов не соответствует рыночной. Например, материально-производственные запасы (МПЗ) отражаются в балансе по фактическим затратам на их изготовление или приобретение, в то время как продажная цена произведенной продукции, как правило, выше ее себестоимости (иначе бизнес не приносил бы дохода). Кроме того, существенные расхождения между учетной и рыночной стоимостью МПЗ связаны с инфляционными процессами. Используя данные бухгалтерского баланса для проведения аналитических исследований, зачастую приходится уменьшать стоимость хозяйственных средств, так как в случае необходимости быстрого погашения большей части обязательств организации придется реализовать некоторые активы по сниженным ценам, причем поправочные коэффициенты в данном случае рассчитать достаточно сложно, тем более что баланс не отражает качества активов и обязательств организации.

Приказом Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. № 67н изменена форма бухгалтерского баланса Приложение 1).

В целом типовая форма (образец) баланса стала занимать в 2 раза меньше места - две страницы вместо четырех - главным образом, за счет почти полного отсутствия обязательных расшифровок основных статей.  Но при более внимательном взгляде на новый образец можно обратить внимание на следующее.

В разделе баланса "Внеоборотные активы" появился показатель "Отложенные налоговые активы" (код 145), а в разделе "Долгосрочные обязательства" – показатель «Отложенные налоговые обязательства», то есть в баланс введены показатели, следующие из ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

Изменен состав показателей раздела «Капитала и резервы»:

Ø собственные акции, выкупленные акционерами, теперь вычитаются из капитала - это абсолютно логично с экономической точки зрения (ведь выкуп организацией собственных акций или долей в уставном капитале действительно означает, что капитал, "работающий" в организации, уменьшился, так как был отвлечен на операцию выкупа). Ранее стоимость выкупленных собственных акций отражалась в активе баланса.

Ø в новом образце баланса не стало таких показателей, как "Фонд социальной сферы" (бывшая строка 440) и "Целевые финансирование и поступления" (строка 450 прежней формы баланса). Это тоже представляется оправданным. Ведь теперь нет жесткого ограничения "сверху" на размер средств, которые может потратить организация на социальную сферу или на какие-либо иные цели - все решает высший орган управления организацией (например, в акционерном обществе - собрание акционеров). А для внешних пользователей отчетности (инвесторов, кредиторов и т. п.) главное - это размер капитала в целом, динамика его изменения и т. д. Конечно, если принято решение, что значительные суммы прибыли будут направлены на социальные нужды, то эта информация, вероятно, является существенной и подлежит раскрытию, но не обязательно в самом балансе.

Остатки неиспользованных средств целевого финансирования и поступлений, по идее, не могут автоматически присоединяться к капиталу (то есть, образно выражаясь, не могут "быть положенными в карман" собственников организации), так как за них "еще надо отчитаться" - либо использовать по целевому назначению, либо вернуть, либо признать доходом.

Ø нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) теперь приведены одной строкой, без разделения на прибыль/убыток прошлых лет и прибыль/убыток отчетного года.

В справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, появился новый показатель - "Нематериальные активы, полученные в пользование". Кроме того, стандартные коды строк данной справки не предусмотрены.

2.1.2 Отчет о прибылях и убытках


Важнейшей формой выражения деловой активности организации является финансовый результат ее деятельности. Сведения о формировании и использовании прибыли рассматриваются наряду со сведениями об имущественном положении в качестве наиболее значимой части бухгалтерского отчета организации. Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) построен таким образом, что в нем отдельно отражаются доходы и расходы по различным направлениям деятельности организации (Приложение 2).

Раздел первый "Доходы и расходы по обычным видам деятельности" представляет информацию о доходах, расходах и прибыли, полученной от основной деятельности - производства и продажи продукции, товаров, работ, услуг.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, являясь основным видом доходов организации, используется с целью формирования информационной базы для анализа.

Наличие в отчете показателя валовой прибыли, рассчитываемого в виде разницы между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг позволяет определить, покрывает ли выручка производственную себестоимость или же основная деятельность изначально приносит убытки.

Вычитая из полученной валовой прибыли коммерческие и управленческие расходы, можно понять, как влияют на финансовый результат расходы по сбыту продукции и на содержание управленческого аппарата. Сравнивая эти показатели с прошлым годом, данные за который также отражаются в отчете, можно установить наличие резервов для более экономного расходования средств по данным статьям.

Итоговым показателем первого раздела формы N 2 является прибыль (убыток) от продаж, величина которой характеризует финансовый результат от основных видов деятельности организации. Соотношения прибыли от продаж с другими показателями отчетности дают возможность определить и оценить такие важнейшие показатели, как рентабельность продаж, рентабельность затрат, рентабельность вложений в основные производственные активы, в материальные производственные запасы. Однако в рамках проведения финансового анализа с использованием данных только бухгалтерской отчетности не представляется возможным достичь необходимого уровня детализации, в частности определить уровни затратоемкости и рентабельности в разрезе номенклатуры всей производимой продукции. Подобные аналитические задачи могут быть решены лишь при условии привлечения данных внутреннего (управленческого) учета.

В строке "Прочие доходы и расходы" представлены показатели доходов и расходов, характеризующие финансовые результаты от участия в деятельности других организаций, совместной деятельности, выбытия и переоценки активов, полученных и уплаченных процентов по различным финансовым инструментам, и др.

В строке "Прибыль (убыток) до налогообложения" отражаются доходы от безвозмездного получения активов; полученные и уплаченные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, по которым получены решения суда о их взыскании; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; кредиторская и дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности; курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств, выраженных в иностранной валюте; принятие к учету излишков имущества, выявленного в результате инвентаризации; суммовые разницы, возникающие в связи с погашением задолженности по кредитам, полученным (выданным) займам и т.п.

При сравнении формы отчета о прибылях и убытках, утвержденной Приказом Минфина от 22.07.2003 г. №67н, с ранее действующей можно отметить следующие изменения:

Ø исчезло деление основной таблицы образца отчета на 4 раздела ("Доходы и расходы по обычным видам деятельности", "Операционные доходы и расходы", "Внереализационные доходы и расходы", "Чрезвычайные доходы и расходы"). Формат представления данных в образце отчета теперь больше похож на формат, традиционно применяемый в отчетности по международным стандартам (МСФО).

Исчезновение из образца отчета показателей "Чрезвычайные доходы" и "Чрезвычайные расходы", вероятно, обусловлено тем, что эти статьи по своему характеру действительно встречаются редко. Однако при необходимости они могут быть включены в отчет организации в периоде, когда чрезвычайные доходы (расходы) имели место.

С введением в действие ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" связано добавление следующих показателей:

Ø отложенные налоговые активы;

Ø отложенные налоговые обязательства;

Ø постоянные налоговые обязательства (активы) - приводится справочно.

Здесь целесообразно обратить внимание на следующее.

Порядок заполнения новых показателей в Приказе не приводится. Но его не очень сложно представить себе, если иметь в виду формулу расчета текущего налога на прибыль, приведенную в п. 21 ПБУ 18/02:

Из данной формулы следует, что в отчетный показатель "Отложенные налоговые активы" включается изменение отложенных налоговых активов за период, то есть разность оборотов по дебету и кредиту счета 09 "Отложенные налоговые активы". При этом если дебетовый оборот по счету 09 превышает кредитовый, то имеет место уплата налога на прибыль "авансом", то есть больше платим текущий налог сейчас, но расход по налогу признаем меньше. Соответственно, такое превышение должно показываться в отчете со знаком "плюс", чтобы скомпенсировать отрицательный эффект повышенного текущего налога на прибыль. Аналогично разность дебетового и кредитового оборотов по счету 77 "Отложенные налоговые обязательства" должна показать изменение отложенных налоговых обязательств.

Вместо ранее применявшихся показателей "Дивиденды, приходящиеся на одну акцию" и "Предполагаемые в следующем отчетном году суммы дивидендов, приходящиеся на одну акцию" теперь в образце приведены принципиально иные показатели:

Ø базовая прибыль (убыток) на акцию;

Ø разводненная прибыль (убыток) на акцию.

При этом в самом приказе не сказано, как определяются эти показатели, однако подробности излагаются в Методических рекомендациях по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (утверждены приказом Минфина России от 21.03.2000 № 29н).

 

2.1.3 Отчет об изменениях капитала


Отчет об изменениях капитала существенно переработан Минфином.

Самыми главными изменениями представляются следующие:

Ø в отчете об изменениях капитала теперь приводится информация за два года (отчетный и предыдущий), а не за один, как было ранее;

Ø отдельно выделена группа показателей, корректирующих величину капитала на начало каждого отчетного периода, в частности: изменения в учетной политике;

Ø результат от переоценки объектов основных средств.

В отчете несколько по-другому представляются теперь и показатели изменения капитала и резервов в течение года. В частности:

Ø исключена из образца отчета информация о движении источников целевого финансирования и поступлений, а также фонда социальной сферы;

Ø отдельно показывается движение резервов, образованных в соответствии с законодательством; резервов, образованных с учредительными документами; оценочных резервов и резервов предстоящих расходов (в предыдущем образце отдельно отражались данные только по последним двум видам резервов);

Ø изменен внешний вид практически всех таблиц, кроме справки, в которую включаются сведения о величине чистых активов и о суммах, полученных организацией из бюджета и внебюджетных фондов на расходы по обычным видам деятельности и на капитальные вложения.

 

 2.1.4 Отчет о движении денежных средств

 

Отчет о движении денежных средств (форма N 4) содержит сведения о денежных потоках (поступление, выбытие) в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации и остатки денежных средств на начало и конец отчетного периода.

Изменена форма представления показателей (приближена к форме, обычно применяемой в международной практике), а также уточнен состав показателей:

Ø исключены статьи, малоинтересные "обычным" пользователям отчетности ввиду своего специфического характера (раньше они содержались в справочной таблице - "поступило по наличному расчету", "из них с применением контрольно-кассовых аппаратов" и т.д.);

Ø добавлены показатели, которые в определенных условиях могут оказаться существенными для принятия решений (например, сколько средств было потрачено на приобретение дочерних организаций или в каком размере погашались обязательства по финансовой аренде).

В новой форме более четко представлены показатели движения денежных средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

В отчете предусмотрены три основных блока:

Ø остаток денежных средств на начало отчетного периода;

Ø движение денежных средств по текущей деятельности;

Ø движение денежных средств по инвестиционной деятельности.

Перечень показателей, содержащихся в форме № 4, позволяет провести детальный анализ денежных потоков организации за отчетный период, а на основе данных за ряд отчетных периодов можно изучить положительные или отрицательные тенденции их поступления. Анализ денежных средств проводится прямым и косвенным методами. Прямой метод основан на сравнении показателей, исчислении и оценке необходимых величин (абсолютных и относительных отклонений, темпов роста и прироста, удельного веса отдельных элементов притока и оттока денежных средств в общем объеме денежных потоков за отчетный период), а также оценке динамики исследуемых показателей. Косвенный метод имеет целью установление соответствия между суммой чистой прибыли и суммой изменения остатка денежных средств за отчетный период.

Неравенство этих двух показателей абсолютно объективно и объясняется тем, что чистая прибыль определяется в соответствующем отчете методом начисления, а остатки денежных средств - кассовым методом, лежащим в основе формирования данных Отчета о движении денежных средств. Косвенный метод, заключающийся в корректировке суммы чистой прибыли отчетного периода, позволяет рассчитать и оценить влияние различных факторов на рост (уменьшение) остатка денежных средств во взаимосвязи с изменением показателей, формирующих финансовые результаты деятельности организации. После проведения ряда необходимых корректировок величина чистой прибыли отчетного периода становится равной приросту остатка денежных средств за анализируемый период. Такие корректировки условно подразделяются на три группы по характеру хозяйственных операций:

1. Корректировки, связанные с несовпадением времени отражения доходов и расходов в бухгалтерском учете с притоком и оттоком денежных средств по этим операциям.

2. Корректировки, связанные с хозяйственными операциями, не оказывающими непосредственного влияния на расчет показателя чистой прибыли, но вызывающие движение денежных средств (события после отчетной даты).

3. Корректировки, связанные с операциями, оказывающими непосредственное влияние на расчет показателя чистой прибыли, но не вызывающие движения денежных средств. Примером такой операции является начисление амортизации основных средств, нематериальных активов. Величина чистой прибыли должна быть скорректирована в сторону увеличения на сумму начисленной амортизации за отчетный период.

Корректировки суммы чистой прибыли производятся по видам деятельности организации (текущей, инвестиционной, финансовой) и затрагивают большую часть балансовых счетов.

 

2.1.5. Приложения к бухгалтерскому балансу

Приложение к бухгалтерскому балансу  носит ту же направленность о раскрытии информации по нематериальным активам.

Введено раскрытие сведений:

Ø о расходах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

Ø о расходах на освоение природных ресурсов;

Ø о государственной помощи (включая движение бюджетных кредитов).

Существенно расширено представление данных о финансовых вложениях (в свете введенного в действие с 2003 года нового ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"), в том числе:

Ø предусмотрено раскрытие информации о вкладах в уставные капиталы дочерних и зависимых обществ;

Ø вложениях в государственные и муниципальные ценные бумаги, в долговые ценные бумаги других организаций;

Ø отдельно раскрывается информация о вложениях, имеющих текущую рыночную стоимость;

Ø предусмотрено указание справочной информации о корректировке оценки стоимости вложений.

Важным также является включение в отчет расширенных сведений об имуществе, находящемся в залоге: раньше было предусмотрено указание лишь общей стоимости такого имущества, теперь нужно также указывать, какие именно виды имущества заложены (основные средства, ценные бумаги и т. д.) и их стоимость, а также какие виды имущества находятся в залоге у самой организации.

 

2.1.6. Пояснительная записка


Особое внимание следует обратить на содержание пояснительной записки, так как в ней должны содержаться основные сведения о факторах, оказавших влияние на результаты деятельности организации и ее финансовое состояние . Одна из главных задач заключается в раскрытии информации, представленной в формах отчетности. В пояснительной записке отражаются следующие аспекты деятельности организации:

Ø    учетная политика;

Ø    реорганизационные мероприятия, имевшие место в отчетном периоде;

Ø    технико-экономические показатели развития производства;

Ø    использование основных средств, нематериальных активов;

Ø    состав, динамика и скорость обращения оборотных активов;

Ø    структура источников средств, источников формирования оборотных активов;

Ø    состояние дебиторской и кредиторской задолженности, наличие просроченной задолженности и причины ее образования;

Ø    состояние денежных средств и их достаточность для соблюдения платежеспособности;

Ø    ликвидность баланса, оборотных активов;

Ø    инвестиционная деятельность;

Ø    финансовая деятельность;

Ø    финансовые результаты и рентабельность;

Ø    дивидендная политика и т.д.

Пояснительная записка должна также содержать прогнозные характеристики важнейших показателей бизнес-плана на ближайшую (будущий год) и отдаленную (несколько лет) перспективу.

Существующие методики финансового анализа деятельности организации по данным бухгалтерской отчетности, опубликованные в различных инструктивных материалах, ведомственных приказах, специальной литературе, как правило, включают следующие основные взаимосвязанные блоки исходных и расчетных показателей:

Ø    финансовые результаты: доходы, расходы, прибыль;

Ø    рентабельность капитала, активов, производства и продажи продукции;

Ø    деловая активность: оборачиваемость и эффективность использования ресурсов (активов, капитала);

Ø    финансовое состояние: структура и динамика показателей баланса, ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость.

По результатам финансового анализа проводится оценка деятельности организации в целом, устанавливаются конкретные факторы, оказавшие положительное и отрицательное влияние на ее результаты, а также разрабатываются варианты для принятия оптимальных управленческих решений как для руководства компании, так и для ее партнеров по бизнесу.[2]

2.2 Различия между российской и международной финансовой отчетностью

Отличия бухгалтерской отчетности по российским правилам от финансовой отчетности по МСФО, обусловленные отсутствием аналогов, по следующим вопросам:

Ø    использование для учета объединения компаний метода покупки или метода объединения интересов (МСФО 22).

Ø    пересчет данных финансовой отчетности, выраженных в валюте страны с гиперинфляционной экономикой, в единицы измерения, действующие на отчетную дату (МСФО 29).

Российские правила не предусматривают корректировку данных бухгалтерской отчетности на уровень инфляции, что является одной из причин несопоставимости ее с МСФО;

Ø    пересчет данных финансовой отчетности дочерних компаний, выраженных в валюте страны с гиперинфляционной экономикой; обесценение активов (МСФО 36).

Ø    признание стимулов по договору операционной аренды (МСФО 17, ПКИ 15); учет пенсионных планов с установленными выплатами и некоторых других видов вознаграждений работникам (МСФО 19).

Ø    учет финансовых инструментов эмитента (МСФО 32.18/23);

Ø    учет курсовых разниц, образовавшихся в результате серьезной девальвации или снижения стоимости валюты (МСФО 21.21, ПКИ 11);

Ø    консолидация специализированных компаний (ПКИ 12);

Ø    признание снижения, за исключением временного, в балансовой стоимости долгосрочных финансовых вложений, отличных от вложений в акции других организаций, обращающихся на фондовой бирже (МСФО 25.23).

В российской практике бухгалтерская отчетность состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним. Отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств рассматриваются как часть пояснений.[3]

Знакомство с международными стандартами показывает, что учет, сложившийся в нашей стране, и особенно его нормативная база в значительной степени отвечают содержанию, заложенному в этих стандартах. Это позволяет сделать некоторые общие выводы:

Ø российский учет был более строг, чем международные стандарты;

Ø с точки зрения права наши нормативные документы носили и по традиции еще носят обязательный, а не рекомендательный характер;

Ø значительная часть методологических приемов, заложенных в международных стандартах, вписывается в концептуальную основу, принятую в нашей стране;

Ø с 1992 года идеи международных стандартов оказывают серьезное влияние на систему понятия российского учета.


Глава 3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности

3.1. Анализ платежеспособности организации

Анализ платежеспособности позволяет определить, способна ли она расплачиваться по текущим долгам. К платежным средствам относятся запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства. Наиболее ликвидной составляющей платежных средств являются находящиеся на текущих, расчетных, валютных счетах в банках и кассе организации денежные средства, которые можно использовать для погашения задолженности в самые кратчайшие сроки.

Платежных средств должно быть достаточно для погашения краткосрочных обязательств. Одним из показателей является коэффициент общей платежеспособности (). Он рассчитывается как отношение величины платежных средств (в основном оборотных активов) к сумме краткосрочных обязательств.

,

где  - оборотные активы;  - краткосрочные обязательства.

Коэффициент общей платежеспособности показывает, во сколько раз платежные средства превышают платежные обязательства. Ориентировочное значение этого коэффициента считается равным 2, т.е. на каждый рубль краткосрочной кредиторской задолженности должно приходиться два рубля платежных средств. Однако в реальной хозяйственной деятельности данный коэффициент бывает значительно ниже. Коэффициент общей платежеспособности, равный 1,8 или 1,7, считается вполне достаточным у нормально работающих организаций.

Наиболее точным показателем, характеризующим платежеспособность, является коэффициент абсолютной ликвидности (), показывающий отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам:

где  - дебиторская задолженность;  - денежные средства;  - краткосрочные финансовые вложения.

Приведенные коэффициенты платежеспособности рассчитываются по данным баланса.

Для характеристики достаточности оборотных средств используется величина собственных оборотных средств (), которую можно рассчитать как сумму собственного капитала () и долгосрочных обязательств () за вычетом внеоборотных активов ():

Собственный капитал и долгосрочные обязательства используются для финансирования активов длительного пользования, т.е. внеоборотных активов. Остаток показывает величину собственных ресурсов, которые могут быть использованы организацией в дополнение к краткосрочным заемным обязательствам. Превышение собственных оборотных средств над их нормативным значением рассматривалось как позитивная тенденция, а превышение нормативов над собственными оборотными средствами свидетельствовало о нехватке собственных оборотных ресурсов.

Оборачиваемость запасов показывает, сколько раз в отчетном периоде проводились закупки. Коэффициент оборачиваемости запасов () рассчитывают по данным баланса и отчета о прибылях и убытках по следующей формуле:

, где

 - себестоимость проданных товаров;  - средние остатки запасов.

Для рационального ведения расчетов отсрочка платежа, предоставляемая поставщиками, должна быть больше, чем средний срок кредитования покупателей.

Коэффициенты оборачиваемости и средних сроков складирования и кредитования включены в группу показателей, характеризующих платежеспособность. Вместе с тем они являются важной характеристикой коммерческой и деловой активности организации

3.2. Показатели рентабельности

Стоимостным показателем рентабельности является прибыль. Сопоставление проводится на основе относительных показателей, один из которых - коэффициент рентабельности продукции, или рентабельности продаж, имеющий несколько модификаций. Коэффициент рентабельности продаж (продукции) () рассчитывается как отношение чистой прибыли к чистой выручке от реализации:

 ,где  - чистая прибыль отчетного периода; Р - выручка-нетто от реализации продукции, товаров, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей.[4]

Поскольку чистая прибыль получается после вычета всех расходов, рентабельность продаж было бы правильнее рассчитывать как отношение прибыли от продаж к выручке-нетто от продаж:

 ,

где  - прибыль от продаж.

Оба коэффициента можно получить по данным отчета о прибылях и убытках. Рентабельность по чистой прибыли и рентабельность продаж показывают, сколько копеек чистой прибыли или прибыли от продаж приходится на каждый рубль реализованной продукции. Еще одним важным показателем рентабельности является коэффициент рентабельности по валовой прибыли ():

 ,

где ВП - валовая прибыль отчетного периода.

Данный коэффициент используется при определении безубыточного объема производства по стоимости. Для точного расчета безубыточного объема производства (Q) важно, чтобы себестоимость проданных товаров основывалась на переменных расходах, а также точно и просто можно было бы выделить постоянные расходы не только в текущем учете, но и в отчетности.

Прибыль от продаж может расти более высокими темпами, чем рост самих продаж или валовой прибыли, за счет структуры затрат, т.е. соотношения переменных и постоянных расходов. Этот эффект получил название производственного левереджа (). Поясним это на простом примере, пренебрегая налогами (табл. 11).


Таблица 11

Отчет о прибылях и убытках компаний А и Б

Статьи

Компания А

Компания Б

Сумма, д.е.

Доля, %

Сумма, д.е.

Доля, %

Реализация

1000

100

1000

100

Расходы переменные

400

40

700

70

Валовая прибыль

600

60

300

30

Расходы постоянные

500

50

200

20

Прибыль от продаж

100

10

100

10


Компании А и Б имеют одинаковые абсолютные значения выручки от реализации и чистой прибыли, а также от рентабельности, рассчитанной по чистой прибыли, и с этой точки зрения они выглядят идентично. Однако структура затрат у них разная. Доля переменных затрат у компании А составляет 40%, у компании Б - 70%; рентабельность по валовой прибыли у компании А равна 60%, у компании Б - 30%, а доля постоянных затрат в реализации - 50 и 20% соответственно. Левередж, обусловленный структурой постоянных и переменных расходов, измеряется соотношением валовой и чистой прибыли. У компании А он составляет 6 (600 д.е. : 100 д.е.), а у компании Б - 3 (300 д.е. : 100 д.е.).

Компания А характеризуется как имеющая более высокий левередж, позволяющий при меньших усилиях обеспечить более высокий темп роста прибыли.

Еще одним важным показателем рентабельности деятельности организации является рентабельность активов. Коэффициент рентабельности активов () рассчитывается как отношение чистой прибыли () к средней величине активов ():

Этот коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль активов, т.е. насколько эффективно используются ресурсы организации.

Собственников организации интересует не только общая эффективность использования ресурсов, но и эффективность ресурсов, принадлежащих им, т.е. рентабельность собственного капитала. Коэффициент рентабельности собственного капитала () рассчитывается так:

,

где  - средняя величина собственного капитала за период.

Данный коэффициент показывает, сколько копеек чистой прибыли приходится на каждый рубль собственного капитала. Организации, развивающиеся за счет заемных средств, с позиций акционеров более выгодны, поскольку обеспечивают большую прибыль на их капитал.

3.3. Анализ структуры капитала


Коэффициенты, характеризующие структуру капитала, рассчитываются по пассиву баланса, где указаны собственные долгосрочные и краткосрочные источники средств организации, соотношение между которыми свидетельствует о финансовой независимости, устойчивости организации, а также рисковости бизнеса.[5]

Финансовая независимость организации обусловлена долей собственного капитала среди всех его источников и определяется коэффициентом финансовой независимости (), который рассчитывается по следующей формуле:

,

где СК - собственный капитал; А - итог актива баланса, или общая величина источников по пассиву.

Считается достаточным собственный капитал на уровне 40%. Более низкую его долю могут позволить себе организации, имеющие хорошие, стабильные отношения с банком. И невысокий коэффициент финансовой независимости может свидетельствовать о доступности кредитов и доверии со стороны банков.

С коэффициентом финансовой независимости тесно связан коэффициент концентрации заемных средств (), показывающий долю заемного капитала в общей величине источников:

,

где ЗК - заемный капитал, включающий как краткосрочные, так и долгосрочные заимствования.

Коэффициент финансового равновесия () дополняет информацию о структуре источников и рассчитывается как отношение заемных источников к собственному капиталу:

,

Если данный коэффициент больше 1, это является свидетельством большей доли заемных источников, при равенстве источников этот показатель равен 1. Организации с высоким значением коэффициента финансового равновесия расцениваются как финансово рисковые.

 На дальнейшие финансовые результаты оказывают воздействие финансовые расходы организации, показанные в группе операционных доходов и расходов отчета о прибылях и убытках и представленные прежде всего процентами, выплачиваемыми по займам. Одним из таких финансовых результатов является прибыль (убыток) до налогообложения, а при отсутствии внереализационных, чрезвычайных доходов и расходов и игнорировании налога на прибыль в целях упрощения расчетов - чистая прибыль. Влияние финансового левереджа на рост прибылей аналогично влиянию производственного левереджа. Поясним это на примере (табл. 2), считая, что у компании отсутствуют внереализационные и чрезвычайные расходы и доходы, а также налог на прибыль. Часть данных взята из предыдущих таблиц.

Таблица 2

Отчетные данные компаний А и Б

Статьи

Сумма, д.е.

Компания А

Компания Б

Реализация

1000

1000

Расходы переменные

400

700

Валовая прибыль

600

300

Расходы постоянные

500

200

Прибыль от продаж

100

100

Проценты к уплате (10%)

0

40

Чистая прибыль

100

60

Заемный капитал

0

400

Собственный капитал

800

400

Рентабельность активов, %

12,5

7,5

Рентабельность собственного капитала, %

12,5

15


Компании не только имеют одинаковую прибыль от продаж, но и одинаковые активы (800 д.е.). При этом у компании А весь капитал представлен собственным капиталом (800 д.е.), а у компании Б имеются также заемные ресурсы в размере 400 д.е., и соответственно она выплачивает проценты, сумма которых при ставке 10% составляет 40 д.е., а собственный капитал равен 400 д.е.

Наличие заемного капитала связано с выплатой процентов и у компании Б приводит к уменьшению чистой прибыли и более низким значениям рентабельности активов (12,5% - у компании А и 7,5% - у компании Б). Однако рентабельность собственного капитала, которая интересует акционеров в первую очередь, у компании Б составляет 15%, а у компании А - 12,5%.

Уровень финансового левереджа измеряется соотношением прибыли от продаж и чистой прибыли:

,

В нашем примере финансовый левередж у компании А равен 1 (100 д.е. : 100 д.е.), а у компании Б - 1,67 (100 д.е. : 60 д.е.). Это можно интерпретировать следующим образом: при росте прибыли от продаж чистая прибыль А не изменится, а у компании Б возрастет в 1,67 раза. При сокращении прибыли от продаж чистая прибыль компании Б сократится также в большей степени. Деятельность компании Б связана с большим финансовым риском из-за использования заемного капитала. Вспомним, что производственный риск у компании А был выше, чем у компании Б. Производственный и финансовый риски в совокупности показывают общий риск компании. В нашем примере он равен 6 (6 x 1) у компании А и 5,01 (3 x 1,67) - у компании Б. Такой риск отражает общую зависимость чистой прибыли от изменений выручки от продаж, обусловленных структурой расходов и величиной финансовых расходов.



Заключение

Таким образом, система нормативного регулирования включает в себя 4 уровня.

Существуют различия международной и российской финансовой отчетности, такие как:

Ø    использование для учета объединения компаний метода покупки или метода объединения интересов (МСФО 22.8).

Ø    признание резервов при объединении компаний, учтенных по методу покупки (МСФО 22.31);

Ø    пересчет данных финансовой отчетности, выраженных в валюте страны с гиперинфляционной экономикой, в единицы измерения, действующие на отчетную дату (МСФО 29.8). и др.

В состав бухгалтерской отчетности используемой для анализа финансово-хозяйственной деятельности организации входят:

Ø    бухгалтерского баланса (форма N 1);

Ø    отчета о прибылях и убытках (форма N 2);

Ø    отчета об изменении капитала (форма N 3);

Ø    отчета о движении денежных средств (форма N 4);

Ø    приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5);

Ø    отчета о целевом использовании средств (форма N 6);

Ø    пояснительной записки и аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

В практической части было подробно рассмотрено бухгалтерская отчетность как источник информации о финансовой деятельности предприятия и показатели рассчитываемые на основе этой отчетности такие как:

ü    Показатели рентабельности

ü    Показатели структуры капитала

ü    Показатели платежеспособности организации.

Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи выполнены.


Список литературы.


1.                  Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" с изменениями и дополнениями.

2.                  Приказ Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. №67н.

3.                Хорин А.Н  Финансовая отчетность организации // Бухгалтерский учет. – 2001. - № № 7, 8, 9.

4.                Богатая И.Н. Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. Серия «Учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002. 608 с.

5.                Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие / Пучкова С.И.. – «ФБК - ПРЕСС». – 2001. – С 56-59

6.                Бухгалтерский учет: учебник для вузов / Под. Ред. Проф. Ю.А. Бабаева. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 476 с

7.                  Горбатова Л Международные стандарты финансовой отчетности на пути конвергенции // Финансовая газета, - 2001, -  №№  48, 49, 50, 51

8.                Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – 4-е изд,. – М.: ДиС, 2001, 304 с.

9.                Пласкова Н. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа // Финансовая газета. Региональный выпуск.-2002.- № 35 С.5-7.

10.           Салтыкова А.А. и др. Различия между Российской и международной финансовой отчетностью //Бухгалтерский учет, -  2001, - № 18. - С.15-23

11.              Хорин А.Н. Балансовое обобщение данных финансовой отчетности // Бухгалтерский учет, - 2002. -  № 10 С. 6



[1] Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие / Пучкова С.И.. – «ФБК - ПРЕСС». – 2001. – С 56-59

[2] Пласкова Н. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа // Финансовая газета. Региональный выпуск.-2002.- № 35 С.5-7.

[3] Салтыкова А.А. и др. Различия между Российской и международной финансовой отчетностью //Бухгалтерский учет, -  2001, - № 18. - С.15-23

[4] Пласкова Н. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа // Финансовая газета. Региональный выпуск.-2002.- № 35 С.5-7

[5] . Хорин А.Н  Финансовая отчетность организации // Бухгалтерский учет. – 2001. - № 7 С. 9