Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический

 институт

филиал в г. Архангельске

 




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Вариант №4

   


     

 

 РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА                  студентка     III     курса

                                                      специальности  060400 Финансы и кредит

                                              1 высшего образования (периферия)

                                                     



ПРЕПОДАВАТЕЛЬ                          

 

                                                               

                                                                    

                                                             


                                                        г. Архангельск,  2007 г.                                                       


ОГЛАВЛЕНИЕ:

I. Функции цен и их сущность....................................................................... 2

1. Введение. Определение цены................................................................ 2

2. функции цен и их сущность................................................................... 3

2.1. Учетная функция цены................................................................... 3

2.2. Стимулирующая функция цены..................................................... 4

2.3. Распределительная функция цены................................................. 6

2.4. Функция сбалансирования спроса и предложения....................... 8

2.5. Функция цены как критерия рационального размещения производства........................................................................................................................ 10



II. Государственное регулирование цен и его методы................................. 12


IV. Решение задач.......................................................................................... 16

Задача № 1............................................................................................. 16

Задача № 2............................................................................................. 18


V. Список литературы................................................................................... 20

























I.                  ФУНКЦИИ ЦЕН И ИХ СУЩНОСТЬ


1.    Введение. Определение цены

Одним из ключевых элементов рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. Цена – это денежное выражение стоимости товара. Она относительно полно или ориентировочно отражает в денежном выражении затраты общественного труда, материала, на обязательные платежи, получение прибыли, с учетом прочих расходов на производство данного вида изделия. Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что вне рынка, без купли-продажи нет цены.

Цена – сложная экономическая категория. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений.

Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях. Функции цен тесно связаны с действием объективных экономических законов, поскольку последние в конечном счете и определяют роль цены в хозяйственной жизни. Функции цен нельзя отождествлять с конкретными задачами, которые решаются с их помощью на различных этапах развития общества. Так в современной России, где происходит перестройка хозяйственного механизма на рыночные основы, с помощью цен решаются многие не свойственные им в обычное время задачи.

Функцию цены характеризует совокупность общих свойств, которые объективно присущи ей как экономической категории. Эти качества определяют роль и место цены в хозяйственном механизме и активно воздействуют на экономические процессы. При всем разнообразии теоретических трактовок присущих цене функций, их проявлений на практике большинство экономистов признает за данной категорией пять основных функций: учетную, распределительную, стимулирующую, балансирующую и размещения производства.

 

2.    Функции цен и их сущность

 

2.1.         Учетная функция цены

Первая функция – учетная функция, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостной учет хозяйственных процессов и измерение их результатов. Например, объем заготовленного топлива эквивалентен сумме цен (включая транспортно-заготовительные расходы) на этот товар. Объем произведенной или реализованной товарной продукции фирмы равен суммарной стоимости ее изделий или услуг. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров и услуг, исходя из затрат труда. Цена демонстрирует, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения товаров, так и размер прибыли.

В учетной функции цена служит средством исчисления стоимостных показателей: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капиталовложений, объем товарооборота, объем продукции фирм. Цена используется для определения эффективности производства.

В условиях рынка цена способна существенно отклонятся от издержек. Интерес производителя заключается в том, чтобы получить максимальную прибыль от продажи товаров, а покупатель стремится к минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам,  производитель товара вынужден  постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов и выстоять в конкурентной борьбе благодаря снижению затрат, улучшению товара, и именно поэтому учетная функция столь важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятий. 


2.2.         Стимулирующая функция цены

Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, которая состоит в том, что повышенные цены стимулируют предприятия к выпуску прогрессивных и дефицитных видов продукции, а пониженные – к снятию с производства устаревших изделий. Таким образом цены влияют на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги.

Цены должны стимулировать производство продукции через закладываемый в них уровень прибыли. Посредством цен можно привлекать инвестиции, внедрять наукоемкие технологии, изменять структуру производства и потребления, повышать качество продукции. Для России первостепенное значение имеет стимулирование развития сферы производства, выпуска качественной и конкурентоспособной продукции как для внутреннего, так и для внешнего рынка.

Производством цен реально стимулировать или замедлять научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли в цене, надбавками, скидками с цены.

Цена в рыночной экономике выступает в качестве критерия оценки рациональности принятия решения, связанного с приобретением средств производства, строительством новых объектов, осуществлением любых хозяйственных операций. Стимулирующей функцией обладает такая рыночная цена, которая позволяет производителю выгодно продать свой товар. В наибольшей степени в такой функции эффективны цены, дающие наиболее высокую прибыль в сравнении с другими товарами. В настоящее время возможности стимулирования процессов воспроизводства на основе действующего в России механизма ценообразования достаточно существенны. Так реально стимулирование более рационального размещения производительных сил на территории Российской Федерации стимулирование научно-технического процесса, стимулирование рациональной структуры потребления. Каждая из этих сфер имеет специфические особенности и формы ценового стимулирования. Например, стимулирование рационального размещения производительных сил может осуществляться посредством ценовых средств, таких, как использование зональных цен, применение расчетных цен. Для этих целей могут быть использованы и розничные цены, например, для притока и закрепления рабочей силы в районы Крайнего Севера, если там будут регулировать цены на продукты питания и другие товары первой необходимости.

Немаловажно и стимулирование посредством цен технического процесса (разработка и внедрение современной передовой техники, технологии и организации производства, улучшения качества изделий, что позволяет существенно повысить производительность труда, экономить материальные ресурсы). Характерно стимулирование рациональной структуры потребления посредством ценовых мероприятий как производственного, так и личного потребления. На оптимизацию структуры производственного потребления способны благотворно влиять формирование уровня и соотношения цен на взаимозаменяемые виды продукции, обеспечение одинакового или различного уровня цен в пересчете на единицу потребительной стоимости (полезный эффект) и др.

Стимулирование рациональной структуры личного потребления населения обеспечивается благодаря дифференциации ставок налоговых платежей, различных методов оценки сырья при калькулировании себестоимости выпускаемой продукции, системы договорных (контрактных) и лимитных цен и т.д. С точки зрения национальных интересов России, в условиях перехода к рыночной экономике на первый план выходит задача не только и не столько стимулирования роста или сокращения потребления определенных товаров и услуг, сколько наращивание их конкурентоспособного производства, улучшения качества для достижения конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором – только цену. Эта особенность очень ярко показала себя после раскрепощения цен в России, что приводит к побочным проявлениям закона предложения.


2.3.         Распределительная функция цены

Цена может выполнять распределительную функцию, заключающуюся в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. Эта функция цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Например, повышенные розничные цены на предметы роскоши и товары с высоким имиджем помогают перераспределять денежные доходы части населения для формирования фондов социального назначения. Данная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы изъятий налогового характера, поступающих в бюджет на социальные нужды.  В итоге инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств из устаревших отраслей.

В условиях централизованной экономики такая функция использовалась государством для воздействия на структуру производства и получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или розничные цены, государство тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Благодаря этому советская номенклатура приобрела блага для себя и своих семей по «своим», льготным ценам в специальных закрытых «распределителях». Да и вообще лучший способ искусственной государственной поддержки людей, предприятий, отраслей, территорий состоит в том, что для них как для продавцов действуют завышенные цены, а как для покупателей – заниженные. Тем самым, правда, создаются прекосы, искажаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, возникают конфликты и на экономической, и на социальной почве.

С помощью цены перераспределяется создаваемая стоимость между производителем и потребителем, между отдельными слоями общества. Особенно рельефно это функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Когда цена на товар установлена выше его стоимости, часть ее перераспределяется в пользу продавца, следовательно потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец имеет увеличенные доходы, но основное – решение социальных задач. При этом усиливается важность конкретного товара  в «потребительской корзине» населения, необходимость ограничения опасных привычек (курения, алкоголя и т.д.).

Отклоняясь от стоимости, цена помогает перераспределять национальный доход. Через эту функцию цены происходит взаимоувязка доходов и расходов производителя и потребителя. При рынке цена выступает результатом весьма сложных взаимоотношений между продавцом и покупателем товара. Отклонения цены товара от его стоимости из-за массового характера торговых сделок свидетельствуют о закономерности отклонений цен на конкретные виды товаров от их реальной стоимости. Но по всей товарной сумме при купле-продаже цена и стоимость в количественном отношении уравновешиваются, так как выигрыш одних должен быть равен проигрышу других. Отсюда равенство совокупности цен всех товаров и их стоимости – такая же закономерность, как и отклонения цен от стоимости по каждому товару в отдельности.

 


2.4.         Функция сбалансирования спроса и предложения

Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. Цена свидетельствует о диспропорциях в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве, равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или посредством изменения цены.

Цена обязана поощрять производителя к повышению качества и расширению ассортимента товаров. По мере становления рыночных отношений, данная функция цены усиливается и будет играть доминирующую роль при формировании цен на товары.

Балансирующую функцию в той или иной степени выполняют все виды рыночных цен. В обстановке свободного рынка, естественной конкуренции благодаря этой своей функции цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянного колебаний цен в рамках жизненных циклов товаров происходит и перелив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимой рынку продукции или услуг. Использование возможности балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной политики, ценовой политики.

Спрос выражает потребность в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из имеющихся у последнего возможностей его приобрести. На практике это проявляется в том, что устанавливается обратная зависимость между рыночной ценой и количеством покупаемых товаров. Происходит постепенное снижение спроса на данный товар или услугу. При прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг связано с уровнем их цен. Чем выше цена и более характерна тенденция к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж товара. При уменьшении цены все идет в обратном направлении. При дефиците, когда не хватает каких-либо товаров и услуг, цены на них неизбежно растут. Когда же на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, то их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен.

Характерно и постепенное убывание спроса по мере насыщения потребительского рынка.

Изменение спроса на товары всегда вызывает адекватную трансформацию рыночного предложения этих товаров. Под предложением обычно понимают уже имеющиеся возможности производства, потенциал ускоренного наращивания мощностей по выпуску товаров, пользующихся повышенным спросом на рынке. Предложение характерно прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. С повышением цен увеличивается объем производимых товаров, и наоборот. При современном состоянии экономики Российской Федерации имеет место парадокс: цены почти на все виды товаров растут, а их производство в течение длительного периода сокращается. Возрастающий спрос и повышение цен на товары компенсируются импортом, то есть увеличением производств товаров в других странах и поставкой их на российский рынок.

Балансирующая функция цены выступает основным фактором регулирования предложения товаров. По каждому товару цена свидетельствует о необходимости  либо сокращении его выпуска (если спрос снизился), либо увеличения производства (если спрос имеется). Уровень цен предлагаемых товаров предопределяет уровень прибыли. Чем они выше, тем быстрее растет на рынке предложение товаров. При неудовлетворительных ценах или тенденции  их снижении приходиться переориентировать ресурсы, изменять технологии, менять объемы выпуска и продаж товаров.

2.5.         Функция цены как критерия рационального размещения производства

Функция цены как критерия рационального размещения производства по мере перехода страны к рыночной экономике также будет получать все более полное развитие. Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется «перелив» капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов – туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, т. е. изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен.

Однако в условиях российской экономики при значительном монополизме производителей и весьма слабо развитой конкуренции переток капиталов из одной сферы экономики в другую пока еще крайне ограничен.

В настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торгово-посредническую деятельность, где их оборот и норма прибыли существенно выше, чем в других отраслях. Поэтому предприниматели использованию своих капиталов на развитие производства продукции предпочитают вложение их в этот вид деятельности. В таком случае капиталы приобретают форму торгового капитала. В этой сфере деятельности имеет место довольно сильная конкуренция между различного рода концернами, объединениями, фирмами за рынки сбыта различных групп товаров.

Вложение же капиталов в производственные виды деятельности при достаточно длительном цикле производства и в условиях инфляции приводит к обесценению средств, вкладываемых в эту сферу.

Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бывает как целенаправленной, так и противоречивой. Например, стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом. Цена может играть и иную роль (при ее снижении), что ведет к сокращению предложения товаров. В свою очередь это приводит к соответствию спроса и предложения, когда последнее превышает спрос.

Распределительная функция цены действует совместно с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуя переливу капитала в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма прибыли.

Учетная функция цены зачастую вступает в противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняются от издержек производства и реализации. Это приводит к выводу, что взаимосвязи между различными функциями цены должны быть предметом специальных маркетинговых исследований.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.               ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ЕГО МЕТОДЫ


Одним из главных объектов государственного регулирования являются цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений,  устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.

Политика цен – это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.

Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели государственного регулирования – оптимизации темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности.

Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, вносятся в парламенты партийными фракциями, независимыми депутатами или правительством, непосредственно мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают влияние на ценообразование. В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев, предпринимателей и представители государственных органов комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.

В условиях рыночной экономики необходимость государственного регулирования цен преследует следующие цели:

– ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, устранение диспропорций цен на отдельные виды товаров и услуг;

– согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства;

– обеспечение экономической безопасности страны;

– защита отечественного товаропроизводителя;

– защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;

– создание условий для нормальной конкуренции;

– государственное влияние на деятельность предприятий монополистов;

– субсидирование производств, находящихся под контролем государства, (в первую очередь сельскохозяйственное производство).

Управление процессами ценообразования осуществляется Правительством России с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий путем прямого или косвенного воздействия на цену таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.

Под прямыми мерами обычно понимают установление определенных правил ценообразования, а под косвенными – воздействие на цены посредством использования экономических рычагов. Прямые методы можно разделить на две основные группы: во-первых, установление регулируемых или фиксированных цен, во-вторых, законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или лишением свободы (запрет на фиксацию цены любым участником канала товародвижения, ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу). При прямых методах регулирования государство прямо воздействует на уровень цен путем регламентации их уровня или уровня рентабельности, ограничением снабженческо-сбытовых или торговых надбавок на отдельные виды товаров и услуг, установлением нормативов для определения цен, декларированием цен, а также другими аналогичными методами.

К косвенным мерам можно отнести систему льгот при налогообложении, государственные закупки, финансовую, инвестиционную, кредитную и денежную политику и т.д. Косвенное воздействие на цены оказывают все государственные регулирующие мероприятия, влияющие на спрос и предложение товаров.

Воздействие на факторы, определяющие предложение, включает:

– государственные закупки товаров;

– деблокирование запасов;

– поощрение сбыта излишков продуктов на внешнем рынке;

– расширение импорта;

– кредитную политику;

– налоговую политику;

– политику в области рабочей силы.

Воздействие на спрос:

– пропагандистские компании;

– политика оплаты труда и налогообложение;

– пенсионная политика.

Косвенное воздействие государства на цену реализуется через кредитно–финансовый механизм путем регулирования денежного обращения, учетной ставки процента, налогов, уровня минимальной заработной платы, через регулирование государственных доходов и расходов, установление норм амортизации.

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.








III.           РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Задача № 1

Составить калькуляцию себестоимости 1000 ед. деталей, определить прибыль от реализации и оставшуюся в распоряжении предприятия (на весь объем и на единицу изделия).

Составить структуру свободной отпускной цены одной детали.

Дано:

1)    Затраты на 1000 деталей:

- сырье и основные материалы – 453 960,42 руб.;

- вспомогательные материалы – 32 568,10 руб.;

- электроэнергия – 18 540,38 руб.;

- заработная плата производственных рабочих – 47 589,24 руб.;

- ЕСН (26%);

- расходы по содержанию и эксплуатации оборудования – 21 730,26 руб.;

- цеховые расходы – 32% к зарплате производственных рабочих;

- общепроизводственные расходы – 64% к зарплате производственных рабочих;

- внепроизводственные расходы – 1,5 % к производственной себестоимости;

- транспортные расходы – 9,7% к производственной себестоимости;

2)    Свободная отпускная цена одной детали с НДС – 985 руб.;

3)    НДС (налог на добавленную стоимость) – 18%;

4)    Ставка налога на прибыль – 24%.

Решение:

1.     Составим калькуляцию себестоимости 1000 ед. деталей:

Калькуляция – это исчисление себестоимости продукции или выполненной работы.

1)    ЕСН = = 12.373,20 (руб.)

2)    цеховые расходы = = 15.228,56 (руб.)

3)    общепроизводственные расходы = = 30.457,11 (руб.)

4)    Т. о., производственная себестоимость = 453.960,42 + 32.568,10 + 18.540,38 + 47.589,24 +  12.373,20 + 21.730,26 + 15.228,56 + 30.457,11 = 632.447,27 (руб.)

5)    внепроизводственные расходы = = 9.486,71 (руб.)

6)    транспортные расходы = = 61.347,39 (руб.)

7)    себестоимость 1000 ед. деталей = производственная прибыль + внепроизводственные расходы + транспортные расходы, т.е.,

себестоимость 1000 ед. деталей = 632.447,27 + 9.486,71 + 61.347,39 = 703.281,37 (руб.)


2.     Определим прибыль от реализации и оставшуюся в распоряжении предприятия (на весь объем и на единицу изделия):

1)  НДС:

– с одной детали = = 150,25 (руб.)

– с 1000 ед. деталей = 150,25 * 1000 = 150.250 (руб.)

2)  Выручка от реализации без учета НДС:

– одной детали = 985 – 150,25 = 834,75 (руб.)

– 1000 ед. деталей = 834,75 * 1000 = 834.750 (руб.)

3)  прибыль от реализации:

– 1000 ед. деталей = 834.750 – 703.281,37 = 131.468,63 (руб.)

– одной детали = 131.468,63 / 1000 = 131,47 (руб.)

4)  налог на прибыль с продажи:

– 1000 ед. деталей = =31.552,47 (руб.)

– одной детали = 31.552,47 / 1000 = 31,55 (руб.)


5)  прибыль в распоряжении предприятия:

– с 1000 ед. деталей = 131.468,63 – 31.552,47 = 99.916,16 (руб.)

– с одной детали = 131,47 – 31,55 = 99,92 (руб.)


 

 

Задача 2

Обоснуйте, при каком объеме производства выгодно применять первый вариант технологии, а при каком – второй. Решение произвести аналитическим и графическим способами (построить точку безубыточности).



I вариант технологии

II вариант технологии

Постоянные затраты, тыс. руб.

800

1180

Цена единицы продукции, руб.

500

500

Удельные переменные затраты, руб./ ед.

269

192

Производственная мощность предприятия, шт.

9000

9000

 

Решение:

Аналитический способ

 1. Определим точку безубыточности, в которой нет ни прибыли, ни убытков.

В точке безубыточности прибыль равна 0, тогда

I. 1) 500 * Х – 269 * Х – 800.000 = 0

         231 * Х = 800.000

             Х = 3.463

   2) 3.463 ед. изделий – выпуск, при котором прибыль и убытки предприятия равны.

II. 1) 500 * Х – 192 * Х – 1.180.000 = 0

         308 * Х = 1.180.000

             Х = 3.831

   2) 3.831 ед. изделий – выпуск, при котором прибыль и убытки предприятия равны.

Следовательно, первый вариант технологии выгодно применять, если объем производства составляет более 3.463 единиц изделий, но не более 3.831 единицы изделий, а второй – если объем производства превышает 3.831 изделие, но не превышает 9000 изделий.


Графический способ

IV.           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Байдарова Р.М.

Конспект лекций по дисциплине «Экономика отрасли», 2006 г.

2.     Булатова А.С.

Экономика: Учебник для экономических академий, вузов и факультето в. – М.: Издательство БЕК, 2004 г.

3.     Бункина М.К., Семенов В.А

Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: Издательство “Эльф К–пресс”., 2004 г.

4.     Есипова В.Е.

Цены и ценообразование: Учебник. – СПб: Питер, 2000 г.

5.     Ковалева А.М., Баранникова Н.П., Богачева В.Д. и др.

Финансы: Под редакцией А. М. Ковалевой. – М.: «Финансы и кредит», 2005.

6.     Михайлушкин А.И., Шимко П.Д.

Основы экономики: Учеб. пособие. 3-е изд. – СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2003 г.

7.     Салимжанов И.К.

Цены и ценообразование: Учебник. – М.: Проспект, 2003 г.

8.     Шуляк П.Н.

Ценообразование: Учебно-практическое пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2001 г.