Содержание
Введение------------------------------------------------------------------------------- 3
Отчетность материально-ответственных лиц--------------------------- 4
Аналитический учет товаров-------------------------------------------------- 6
Аналитический учет тары------------------------------------------------------ 9
Практический материал--------------------------------------------------------- 10
Заключение -------------------------------------------------------------------------- 14
Список литературы--------------------------------------------------------------- 15
Введение
Задачи учета деятельности организаций розничной торговли определяются значением этой отрасли в народном хозяйстве. Развитие розничной торговли в значительной степени содействует удовлетворению потребностей населения и оказывает воздействие на производство и потребление. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления. Этот переход совершается путем купли-продажи. Продажа товаров потребителям в обмен на их денежные доходы составляет экономическое содержание оборота розничной торговли, являющегося одним из наиболее важных показателей деятельности предприятий розничной торговли.
Целью написания данной контрольной работы является изучение теоретических и методологических основ учета товаров и тары и отчетности материально-ответственных лиц на предприятиях розничной торговли.
Для достижения этой цели перед работой стоят следующие задачи:
1. Изучение отчетности материально-ответственных лиц
2. Изучение теоретических аспектов и документооборота по учету товаров
3. Изучение теоретических аспектов и документооборота по учету тары
Отчетность материально-ответственных лиц
Отчеты материально ответственных лиц являются основой организации бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей по отдельным организациям и материально ответственным лицам.
На основании отчетов материально ответственных лиц работники бухгалтерии, руководители организаций имеют возможность осуществлять контроль за объемами продажи товаров, проверять правильность и своевременность оприходования поступивших товаров и тары, осуществлять контроль за возвратом тары поставщикам и тарособирающим организациям.
В организациях розничной торговли материально ответственные лица обязаны в установленные сроки и за определенные периоды (за один день, за несколько дней) составлять и представлять в бухгалтерию товарные отчеты (код по ОКУД 0330229). Отчет составляется материально ответственными лицами по отделам (секциям) или магазину в целом в двух экземплярах на основании всех приходных и расходных документов, относящихся к отчетному периоду.
В титульной части отчета записывается: наименование и номер предприятия; наименование организации; фамилия и инициалы материально ответственного лица (бригадира); порядковый номер отчета и отчетный период.
До записей первичных документов в отчете указывают остаток товаров и тары на начало отчетного периода. Этот остаток должен соответствовать остатку товаров и тары на конец отчетного периода по предыдущему отчету либо их остатку по инвентаризационной описи, если отчет составляется сразу после проведения инвентаризации.
Затем в приходной части отчета на основании первичных документов записывают источник поступления товаров и тары, номер и дату документа, сумму поступивших товаров и тары. Здесь же, в приходной части, рассчитывают общую сумму оприходованных товаров и тары за отчетный период и итог прихода с остатком на начало периода.
В расходной части товарного отчета производятся аналогичные записи на основании расходных документов и под считывается общая сумма расхода товаров и тары за отчетный период.
После внесения в товарный отчет всех первичных документов за указанный период арифметическим путем определяются остатки товаров и тары на конец отчетного периода (остаток на начало + приход - расход).
В конце отчета материально ответственное лицо указывает общее количество приходных и расходных документов и ставит свою подпись. При бригадной материальной ответственности отчеты подписывают бригадир или его заместитель и один из членов бригады поочередно.
Материально ответственные лица обязаны представлять товарные отчеты в бухгалтерию лично на следующий за отчетным периодом день. В бухгалтерию сдается первый экземпляр отчета со всеми приложенными к нему документами, на основании которых он составлен. Второй экземпляр отчета остается у материально ответственного лица.
Одновременно материально ответственные лица торговых организаций составляют "Отчет по таре" (код по ОКУД 0330230), в котором отражается движение каждого вида тары.
В системе потребительской кооперации, как правило, составляется товарно-денежный отчет (один раз в семь дней), который, в основном, заполняется аналогично товарному отчету. Однако на оборотной стороне товарно-денежного отчета материально ответственное лицо ведет ведомость движения тары в натуральном выражении по наименованиям и ценам. Ведомость ведется на основании тех же приходных и расходных документов, что и лицевая часть отчета. Остатки тары, итоги прихода и расхода ее в денежном выражении по ведомости должны совпадать с соответствующими данными, показанными на лицевой стороне товарно-денежного отчета в графе "Тара".
Кроме того, в потребительской кооперации для отдельных территориально отдаленных от правления предприятий разрешается сдавать отчеты через лиц, осуществляющих кольцевой завоз товаров, или пересылать их по почте. Работник, принявший отчет для передачи в бухгалтерию расписывается на втором экземпляре отчета, остающегося у заведующего магазином.
Аналитический учет товаров
Аналитический учет товаров ведут как материально ответственные лица, так и бухгалтерия. Его главная цель - получение информации, необходимой для управления товарными запасами (соблюдение нормативов, контроль за сохранностью товаров и т.п.).
Аналитический учет товаров может вестись в четырех основных разрезах:
1. в зависимости от агрегирования учетной информации;
2. в зависимости от способа хранения товаров;
3. по материально ответственным лицам;
4. по собственникам.
1. Агрегирование учетной информации обычно встречается в трех вариантах:
1.1. Наличие и движение товаров отражается в учете отдельно по каждому предмету.
Используется тогда, когда можно, а в ряде случаев и нужно, идентифицировать каждую единицу товара в отдельности (учет автомобилей, изделий из золота, товаров в розничной комиссионной торговле и т.п.). Такой учет называется попредметным.
Товары учитываются по наименованию и ценам (в натуральных и стоимостных измерителях). Отсюда его теоретическое название натурально-стоимостной учет. На практике его часто называют количественно-суммовой. Данный вариант обычно применяется на складах.
1.2. Все товары учитываются вместе только в стоимостном выражении (без дифференциации по отдельным предметам или наименованиям). Такой учет называется стоимостным.
Наиболее предпочтительными вариантами аналитического учета товаров следует признать первый и второй, поскольку при этом имеется информация о наличии и движении по каждому предмету или наименованию товаров. Однако их применение возможно только в том случае, если поступление и выбытие товаров оформляются документами, в которых указываются наименование, цена и количество товаров.
1.3. В розничной торговле при продаже товаров населению, как правило, документы не выписываются и, следовательно, информация о проданных товарах в разрезе наименований отсутствует. Поэтому в большинстве магазинов применяется третий вариант аналитического учета товаров.
Попредметный учет товаров возможен тогда, когда продажа населению некоторых товаров (изделий из золота, платины, серебра, драгоценных камней и др.), а также товаров, принятых на комиссию в организациях розничной торговли, оформляется товарными чеками, где указываются наименование, цена и количество товаров.
2. Товары могут храниться двумя способами:
o партионным;
o сортовым.
При сортовом методе товары учитываются на карточках сортового учета, где отражаются наличие и движение (приход и расход) товаров. При автоматизации бухгалтерского учета соответствующие регистры бухгалтерского учета могут формироваться в бездокументарной форме на магнитных носителях. Сортовой метод учета изложен в пунктах 136 - 140 настоящих Методических указаний.
При партионном методе учет товаров ведется в таком же порядке, как и при сортовом методе, но отдельно по каждой партии товаров. Под партией понимаются товары, поступившие одновременно по одному документу либо по нескольким документам.
Партионный метод учета и хранения товаров следует применять одновременно в бухгалтерской службе и на складе.
Особенности партионного метода учета товаров:
а) при партионном методе аналитический учет товаров ведется на специальных карточках (партионных картах), на которых учитывается поступление товаров данной партии и расход товаров только из данной партии;
б) партионные карты (карточки) регистрируются с присвоением номера данной партии товаров;
в) каждая партия товаров на складе размещается обособленно, т.е. отдельно от других товаров;
г) в первичных расходных документах делаются отметки об отпуске товаров из данной партии (указывается номер партионной карты);
д) оборотные ведомости по товарам данной партии составляются отдельно от других товаров;
е) после полного выбытия со склада данной партии товаров или при наличии незначительных остатков производится по данной партии товаров инвентаризация. Выявленные в процессе инвентаризации излишки приходуются, а недостачи и потери от порчи списываются в дебет счета "Недостачи и потери от порчи ценностей". Недостачи и потери от порчи в пределах норм естественной убыли относятся на расходы по продажам, сверх норм естественной убыли - принимаются решения в порядке, указанном в пунктах 30, 31 настоящих Методических указаний.
3. Для контроля за сохранностью товаров необходим их раздельный учет по каждому материально ответственному лицу (при индивидуальной материальной ответственности) или бригаде материально ответственных лиц (при коллективной материальной ответственности).
4. В п. 2 ст. 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете" говорится: "Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации". Отсюда следует, что если по одному и тому же наименованию товаров часть их является собственностью данной организации, а остальные - собственностью других лиц (юридических или физических), их необходимо учитывать отдельно. счетов.
Аналитический учет тары
Аналитический учет тары ведется бухгалтерией в количественном и денежном выражении по складам, цехам, производственным участкам и другим местам хранения, по материально-ответственным лицам, видам и группам тары, а также по ее назначению.
Рассмотрим пример по теме учет кассовых операций
1 Сентября в кассовой книге были сделаны следующие записи:
Касса за 1 сентября 2000 г. |
лист_____ |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
номер документа |
от кого получено или кому выдано |
номер корр. счета, субсчета |
Приход руб. |
Расход руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
остаток на начало дня |
730 |
|
|
230 |
С расчетного счета по чеку № 000192 на выплату заработной платы |
51 |
38800 |
|
246 |
На командировочные расходы Гл.буху Яровой Л.И. |
71 |
|
3100 |
247 |
Заработная плата по ведомости №17 |
70 |
|
36100 |
231 |
остатки неиспользованных подотчетных сумм от председателя общества |
71 |
112 |
|
232 |
заведующей магазина №2 в погашение ущерба |
73 |
256 |
|
233 |
заведующей магазина №1 торговая выручка |
90/1 |
19200 |
|
234 |
экономиста Тихоновой А.Н. за товары проданные в кредит |
73 |
470 |
|
235 |
заведующей магазина №2 погашение задолженности по недостаче |
73 |
274 |
|
248 |
торговая выручка сдана на почту по квитанции №00145 в т.ч. Почтовый сбор 5% |
57 |
|
19830 |
|
Итого за день |
59112 |
59030 |
|
|
Остаток на конец дня |
812 |
|
|
|
В т.ч на зарплату, выплаты социального характера и стипендии |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кассир__________ ____________________ |
||
|
|
подпись |
расшифровка |
|
|
|
|
|
|
Записи в кассовой книге проверил и документы в количестве ____________приходных и ____________ расходных получил |
||||
|
|
Бухгалтер__________ __________________ |
||
|
|
подпись |
расшифровка |
На основании данных операций при проверки отчета кассира бухгалтером были сделаны следующие записи:
|
сумма |
содержание |
Дт50 Кт51 |
38800 |
Получено с расчетного счета на выплату заработной платы |
Дт50 Кт71 |
112 |
Внесен в кассу остаток подотчетных сумм |
Дт50 Кт73 |
1000 |
Погашения задолженностей персонала по прочим операциям |
Дт50 Кт90/1 |
19200 |
Принята торговая выручка по приходному кассовому ордеру |
Дт71 Кт50 |
3100 |
Выдано подотчет на командировку |
Дт70 Кт50 |
36100 |
Выплачена заработная плата |
Дт57 Кт50 |
18885.71 |
Сдана торговая выручка |
Дт44 Кт50 |
944.29 |
Почтовый сбор |
С 1 по 3сентября на предприятии были совершены операции отраженные в журнале регистрации хозяйственных операций:
Журнал регистрации хозяйственных операций |
||||
|
|
|
|
|
№ |
содержание операции |
сумма |
Дт |
Кт |
1 |
По ТТН №314 от кондитерской фабрики (г.Новосибирск) поступили товары по свободным ценам |
23400 |
41 |
60 |
|
НДС |
4680 |
19 |
60 |
|
тара |
1385 |
41/3 |
60 |
2 |
По ТТН №275 от консервного завода 2 сентября поступили: товары |
12500 |
41 |
60 |
|
НДС |
2500 |
19 |
60 |
|
тара |
1424 |
41/3 |
60 |
|
транспортные расходы |
4075 |
44 |
60 |
|
НДС |
815 |
19 |
60 |
3 |
По ТТН №308 от макаронной фабрики 3 сентября поступили товары |
4603 |
41 |
60 |
|
НДС |
920.6 |
19 |
60 |
|
тара |
865 |
41/3 |
60 |
4 |
По ТТН №512 от базы Мосторгсоюза поступили товары |
18600 |
41 |
60 |
|
НДС |
3720 |
19 |
60 |
|
тара |
550 |
41/3 |
60 |
5 |
2 сентября отпущены Юргинскому потребительскому обществу по ТТН №839 товары по покупным ценам |
58296 |
62 |
90 |
|
торговая надбавка 15% |
8744.4 |
62 |
90 |
|
НДС |
13408.08 |
90/3 |
68 |
|
тара |
1410 |
62 |
41/3 |
6 |
3 сентября отпущены Чановскому потребительскому обшеству по ТТН №875 товары |
9120 |
62 |
90 |
|
торговая наценка 15% |
1368 |
62 |
90 |
|
НДС |
2097.6 |
90/3 |
68 |
|
тара |
150 |
62 |
41/3 |
7 |
3 сентября возвращена поставщику по ТТН №1012 тара |
1985 |
60 |
41/3 |
8 |
3 сентября произведена уценка товаров, учтенных по покупным ценам, по решению руководства организации согласно описи-акту №5 |
5 000 |
91/2 |
41 |
9 |
3 сентября отпущены Новосибирской больнице по накладной №1027 товары |
7570 |
62 |
90 |
|
торговая надбавка 12% |
908.4 |
62 |
60 |
|
НДС |
1695.68 |
90/3 |
68 |
На основании данных операций материально-ответственным лицом был составлен товарный отчет по форме Торг-29:
|
|
|
Унифицированная форма № торг-29 |
|||
|
|
|
Утверждена постановлением Госкомстата |
|||
|
|
|
России от 25.12.98 № 132 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
коды |
|
_______________________________________________ |
Форма по ОКУД |
330229 |
||||
организация |
|
|
по ОКПО |
41107616 |
||
_______________________________________________ |
|
|
|
|||
структурное подразделение |
Вид деятельности по ОКДП |
5220000 |
||||
|
|
|
Вид операции |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номер документа |
дата составления |
Отчетный период |
|
|
|
|
с |
по |
||
|
|
|
|
03.09.2000 |
1.09 |
3.09 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Табельный номер |
|
Материально-ответственное лицо Заведующий складом И.С. Кравченко |
|
|||||
|
должность, фамилия, имя, отчество |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Наименование |
документ |
Сумма, руб. коп |
Отметки бухгалтерии |
|||
|
дата |
номер |
товара |
тары |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Остаток на 1 сентября |
X |
X |
250600 |
2650 |
|
|
Приход |
|
|
|
|
|
|
От кондитерской фабрики |
1.09 |
314 |
23400 |
1385 |
41 |
60 |
НДС |
|
|
4680 |
|
19 |
60 |
От консервного завода |
2.09 |
275 |
12500 |
1424 |
41 |
60 |
НДС |
|
|
2500 |
|
19 |
60 |
транспортные расходы |
|
|
4075 |
|
44 |
60 |
НДС |
|
|
815 |
|
19 |
60 |
От макаронной фабрики |
3.09 |
308 |
4603 |
865 |
41 |
60 |
НДС |
|
|
920.6 |
|
19 |
60 |
От Мосторгсоюз |
3.09 |
512 |
18600 |
550 |
41 |
60 |
НДС |
|
|
3720 |
|
19 |
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по приходу |
|
|
59103 |
4224 |
|
|
Итого с остатком |
|
|
309703 |
6874 |
|
|
|
|
|
Оборотная сторона формы № торг-29 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
Наименование |
документ |
Сумма, руб. коп |
Отметки бухгалтерии |
|||
|
дата |
номер |
товара |
тары |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Расход |
|
|
|
|
|
|
Юргинскому потреб.обществу |
2.09 |
839 |
58296 |
1410 |
90 |
41 |
т.н |
|
|
8744.4 |
|
90 |
41 |
НДС |
|
|
13408.08 |
|
90 |
68 |
Чановскому потреб.обществу |
3.09 |
875 |
9120 |
150 |
90 |
41 |
т.н |
|
|
1368 |
|
90 |
41 |
НДС |
|
|
2097.6 |
|
90 |
68 |
Возвращена тара |
3.09 |
1012 |
|
1985 |
60 |
41/3 |
разница |
|
|
|
5 |
44 |
41/3 |
Уценка (акт) |
3.09 |
5 |
5000 |
|
91/2 |
41 |
Новосибирской больнице |
3.09 |
1027 |
7570 |
|
90 |
41 |
т.н |
|
|
908.4 |
|
90 |
41 |
НДС |
|
|
1695.68 |
|
90 |
68 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по расходу |
|
|
79986 |
3550 |
|
|
Остаток на 3 Сентября 2000 |
|
|
229717 |
3324 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
приложение __________________________девять_________________ документов |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Отчет с документами принял и проверил |
Бухгалтер |
________ |
______________ |
|||
|
|
должность |
подпись |
расшифровка |
||
Материально-ответственное лицо |
зав. Складом |
________ |
Кравченко И.С. |
|||
|
|
должность |
подпись |
расшифровка |
При проверке отчета бухгалтер составил следующие проводки:
|
сумма |
содержание |
Дт41 Кт60 |
59103 |
Отражена задолженность перед поставщиками за товары |
Дт41/3 Кт60 |
4224 |
Отражена задолженность перед поставщиками по таре |
Дт44 Кт60 |
4075 |
Отражена сумма расходов по доставке |
Дт19 Кт60 |
12635.6 |
Отражен НДС по поступившим товарам |
Дт62 Кт90 |
103208.2 |
Отражена сумма выручки полученная от реализации товаров |
Дт62 Кт41/3 |
1560 |
Отражена стоимость реализованной тары |
Дт90/2 Кт41 |
74986 |
Отраженна себестоимость проданных товаров |
Дт90/3 Кт68 |
17201.36 |
Отражен НДС по проданным товарам |
Дт60 Кт41/3 |
1985 |
Отражен возврат тары поставщику |
Дт44 Кт41/3 |
5 |
Разница между учетной и приемной ценой |
Дт91/2 Кт41 |
5000 |
Отражена сумма уценки товаров |
Дт99 Кт90/9 |
11020.8 |
Отражена прибыль от реализации товаров |
Заключение
В ходе написания данной контрольной работы были получены следующие данные:
o Материально-ответственные лица сдают отчеты за определенный период;
o Отчеты составляются в двух экземплярах на основании всех приходных и расходных документов, относящихся к отчетному периоду.
o Материально ответственные лица обязаны представлять товарные отчеты в бухгалтерию лично на следующий за отчетным периодом день. В бухгалтерию сдается первый экземпляр отчета со всеми приложенными к нему документами, на основании которых он составлен. Второй экземпляр отчета остается у материально ответственного лица.
o Аналитический учет товаров может вестись в четырех основных разрезах:
1. в зависимости от агрегирования учетной информации;
2. в зависимости от способа хранения товаров;
3. по материально ответственным лицам;
4. по собственникам
o Аналитический учет тары ведется бухгалтерией в количественном и денежном выражении по складам, цехам, производственным участкам и другим местам хранения, по материально-ответственным лицам, видам и группам тары, а также по ее назначению.
Список литературы
1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 года № 44н.
2. Методические указания по учету материально-производственных запасов.
3. Агафонова М.Н. «Оптовая и розничная торговля». «Бератор-Пресс», М. 2002г. 464с.
4. Булавина Л.Н. «Бухгалтерский учет и аудит материально-производственных запасов». «Финансы и статистика», М. 1999г. 144с.
5. Геворкян Е.А. «Бухгалтерский учет товарных операций в торговле». «Маркетинг», М. 2001г. 212с.
6. Николаева Г.А. «бухгалтерский учет в розничной торговле». «Приор», М. 1999г. 256с.