ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________ 3
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ 4
Понятие инвентаризации. Ее виды и порядок проведения___________ 4
Инвентаризация отдельных видов имущества и обязательств________ 6
Оформление и учет результатов инвентаризации_________________ 19
ПРОВЕДЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ВЕНТОС»______________________________________________________________ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________ 30
ЛИТЕРАТУРА_________________________________________________ 31
ВВЕДЕНИЕ
Инвентаризация – один из основных элементов метода бухгалтерского учета, сущность которого состоит в сличении наличия имущества и обязательств организации с данными бухгалтерского учета.
Инвентаризация призвана решать многие задачи. Но основная задача – контроль за сохранностью имущества путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета, а также проверка реальности сумм, отраженных во всех статьях баланса.
Целью данной работы является подробное описание инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учета.
Задачи:
1. Дать понятие инвентаризации. Определить ее виды. Описать порядок проведения ревизии.
2. Рассмотреть особенности инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств.
3. Описать порядок оформления и учета результатов инвентаризации.
4. На примере предприятия ООО «Велес» описать порядок проведения инвентаризации денежных средств и товаров и учет результатов инвентаризации.
Для написания данной работы использована учебная и специальная литература по бухгалтерскому учету, периодические издания, нормативные документы.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие инвентаризации. Ее виды и порядок проведения
Инвентаризация – это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
В зависимости от степени охвата проверкой имущества и обязательств организации различают полную и частичную инвентаризацию. Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации. Частичная охватывает один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства, материалы и т.д. [11, с. 74]
Также инвентаризации бывают плановыми и внезапными.
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Случаи обязательного проведения инвентаризации:
· передача имущества в аренду, выкуп, продажа, а также преобразование государственного или муниципального унитарного предприятия;
· составление годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, библиотечных фондов – один раз в пять лет;
· смена материально-ответственных лиц;
· выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
· случаи стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванные экстремальные условиями;
· реорганизация или ликвидация организации;
· другие случаи [5, с. 21].
Объектами инвентаризации выступают: основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, прочие финансовые активы, кредиторская задолженности, кредиты банков, займы, резервы.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В состав комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В состав комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии следует получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движения материальных ценностей и денежных средств.
Перед инвентаризацией осуществляют подготовительные мероприятия. Материальные ценности рассортировывают и укладывают по наименованиям, сортам, размерам; в местах хранения вывешивают ярлыки с указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей. все документы по приходу и расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в регистры аналитического учета. До начала инвентаризации от каждого лица или группы лиц, отвечающих за сохранность ценностей, берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть формы – инвентаризационной описи или акта инвентаризации, куда записываются сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств.
Каждая опись (акт) составляется не менее чем в двух экземплярах и оформляется документом унифицированной формы. Формы обязательны к применению организациями всех форм собственности. В таблице 1 можно увидеть наименования форм и их номера [6].
Таблица 1
Формы инвентаризационных описей (актов)
Номер формы |
Наименование формы |
ИНВ-1 |
Инвентаризационная опись основных средств |
ИНВ-1а |
Инвентаризационная опись нематериальных активов |
ИНВ-2 |
Инвентаризационный ярлык |
ИНВ-3 |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей |
ИНВ-4 |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных |
ИНВ-5 |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение |
ИНВ-6 |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути |
ИНВ-8 |
Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них |
ИНВ-8а |
Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях |
ИНВ-9 |
Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них |
ИНВ-10 |
Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств |
ИНВ-11 |
Акт инвентаризации расходов будущих периодов |
ИНВ-15 |
Акт инвентаризации наличных денежных средств |
ИНВ-16 |
Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности |
ИНВ-17 |
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
Приложение к форме № ИНВ-17 |
Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.
Инвентаризация отдельных видов имущества и обязательств
Инвентаризация товарно-материальных ценностей (производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов) имеет свои особенности. Проводя инвентаризацию этого имущества, необходимо учитывать положения раздела IV ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».
Объекты заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и т.д.).
Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводится в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается, и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственного лица или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации».
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименование «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации».
Инвентаризация товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами:
· по находящимся в пути – расчетными документами поставщиков или другими, их заменяющими документами;
· по отгруженным – копиями предъявленных покупателями документов (платежных поручений, векселей);
· по просроченным оплатой документам – с обязательным подтверждением учреждением банка;
· по находящимся на складах сторонних организаций – сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации [10, с. 93].
Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами.
Инвентаризация материально-производственных запасов проводится путем осмотра каждого предмета. Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей - накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.
Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.
Для учета фактического наличия сырья, готовой продукции, товаров и прочих материальных ценностей на складах в период проведения инвентаризации в тех случаях, когда по условиям организации деятельность (производства) инвентаризационная комиссия не имеет возможности в течение одного дня произвести подсчет материальных ценностей и записать их в инвентаризационную опись, используется инвентаризационный ярлык (форма № ИНВ-2). Ярлык заполняется в одном экземпляре ответственными лицами инвентаризационной комиссии и хранится вместе с пересчитанными товарно-материальными ценностями по месту их нахождения.
Данные формы № ИНВ-2 используются для заполнения инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3). Последняя применяется для отражения данных фактического наличия товарно-материальных ценностей в местах хранения и на всех этапах их движения в организации.
На выявленные при инвентаризации негодные или испорченные материалы и готовые изделия составляются соответствующие акты.
При выявлении материальных ценностей, не отраженных в учете, комиссия должна включить их в инвентаризационную опись.
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма № ИНВ-4) используется при оформлении инвентаризации стоимости отгруженных товарно-материальных ценностей. При инвентаризации товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, используется инвентаризационная опись формы № ИНВ-5. Для описи товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, используется акт инвентаризации (форма ИНВ-6).
Акт инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них (формы № ИНВ-8, ИНВ-9) применяется при инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней, природных алмазов и изделий их них во всех местах хранения и непосредственно в производстве.
Особенности инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней определены инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации от 29 августа 2001 г. № 68н и инструкцией о порядке проведения инвентаризации ценностей Государственного фонда Российской Федерации, находящихся в Комитете драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденной приказом Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации 13 апреля 1992 г. № 326.
Номенклатура изделий и полуфабрикатов из драгоценных металлов, драгоценных камней и природных алмазов и последовательность расположения их устанавливается в зависимости от наличия ассортимента изделий и полуфабрикатов в организациях.
Инвентаризационная опись основных средств (форма № ИНВ-1) применяется для оформления данных инвентаризации основных средств.
До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
· наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
· наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
· наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
Если обнаружены расхождения и неточности в регистрах бухгалтерского учета или технической документации, необходимо внести соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации [10, с. 86].
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера или частичная ликвидация строений и сооружений не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации, инвентаризируются до момента временного их выбытия.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляются отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или аренду.
На основные средства, принятые в аренду, опись составляется в трех экземплярах отдельно по каждому арендодателю с указанием срока аренды. Один экземпляр описи высылают в адрес арендодателя.
В описи ответственное лицо комиссии заполняет графу о фактическом наличии объектов. При выявлении объектов, которые не отражены в учете, а также объектов, по которым отсутствуют данные, характеризующие их, ответственные лица комиссии должны включить в инвентаризационную опись недостающие сведения и технические показатели по этим объектам.
По решению инвентаризационной комиссии эти объекты должны быть оприходованы. В этом случае их первоначальную стоимость определяют с учетом рыночных цен, а сумму износа определяют по техническому состоянию объектов с обязательным оформлением соответствующих актов.
Описи составляются отдельно по группам основных средств (производственного и непроизводственного назначения).
При инвентаризации незаконченных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов основных средств составляется акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма № ИНВ-10). Она заполняется на основании проверки состояния работ. В случае выявления необоснованного перерасхода выявляются его причины и производятся соответствующие исправления в бухгалтерском учете.
Инвентаризационная опись нематериальных активов (форма № ИНВ-1а) применяется для оформления данных инвентаризации нематериальных активов, поступивших для применения в организацию. Порядок отнесения объектов к нематериальным активам и их состав регулируются законодательными и другими нормативными актами.
При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:
· наличие документов, подтверждающих права организации на его применение;
· правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.
Инвентаризационная опись подписывается ответственными лицами и лицом, ответственным за сохранность документов, удостоверяющих право организации на нематериальные активы.
При выявлении нематериальных активов, не отраженных в бухгалтерском учете, комиссия должно включать их в инвентаризационную опись.
При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.
При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:
· правильность оформления ценных бумаг;
· реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;
· сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);
· своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам [10, с.103].
При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средства в кассе.
Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.
Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк – депозитарий – специализированное хранилище ценных бумаг), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций.
Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.
Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма № ИНВ-16) применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности и выявления количественных расхождений с учетными данными.
При наличии бланков документов строгой отчетности, нумеруемых одним номером, составляется комплект с указанием количества документов в нем.
На последней странице формы перед подписью председателя комиссии даны две свободные строки для записи последних номеров документов в случае движения ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности во время инвентаризации.
Инвентаризация кассы производится в соответствии с порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 40 и сообщенным письмом Банки России от 04 октября 1993 г. № 18.
При подсчете фактического наличия денежных средств и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и т.д.).
Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в пути, производится путем сверки числящихся сумм на счета бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счета по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.
Акт инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15) применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе организации.
Во время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств, разных ценностей и документов не производятся.
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками. Депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по оплаченным товарам, находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами.
По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).
Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:
· правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
· правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
· правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Для инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами составляется акт инвентаризации (форма № ИНВ-17). По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка (приложение к форме № ИНВ-17), которая является основанием для составления акта по форме № ИНВ-17. Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета.
Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма № ИНВ-11) составляется на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующем счете.
В акте указывается общая (первоначальная) сумма расходов – общая величина затрат (расходов), произведенных в данном отчетном периоде или не списанных до конца в предыдущих периодах, но относящихся к будущим отчетным периодам. Также в акте указывается дата фактического произведения расходов в случае, если они являются единовременными (разовыми), или дата окончания работ, если они связаны с работами по освоению новой техники, производственными и другими работами, осуществленными в течение определенного периода времени.
При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:
· определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и незаконченных изделий, находящихся в производстве;
· определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);
· выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.
В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.
Проверка заделов незавершенного производства производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.
Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам - с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного из окончания.
Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризируются и фиксируются в отдельных случаях.
Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, а по ним составляются отдельные описи.
При инвентаризации резервов предстоящих расходов проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов:
· на предстоящую оплату отпусков работникам;
· на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
· на выплату вознаграждений по итогам работы организации за год;
· расходов на ремонт основных средств;
· производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
· предстоящих затрат по ремонту предметов проката;
· затрат на другие цели.
Резерв на предстоящую оплату предусмотренных законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков работникам, отражаемый в годовом балансе, должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка), ЕСН и ВОПС.
Аналогично поступают с резервами на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год..
В случае превышения фактически начисленного резерва над суммой подтвержденного инвентаризацией расчета в декабре отчетного года производится сторнировочная запись издержек производства и обращения, а в случае недоначисления делается дополнительная запись по включению дополнительных отчислений в издержки производства и обращения.
У организации, применяющей метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов, возможно возникновение так называемых сомнительных долгов. Инвентаризация их резерва заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки, установленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями.
При образовании других разрешенных в установленном порядке резервов на покрытие каких-либо других предполагаемых расходов и убытков инвентаризационная комиссия проверяет правильность их расчета и обоснованность на конец отчетного года.
Инвентаризационная опись резервов не имеет унифицированной формы и утверждается положением организации по инвентаризации активов и обязательств.
Оформление и учет результатов инвентаризации
Результаты инвентаризации, а также контрольных проверок оформляются документами, которые можно увидеть в таблице 2 [10, с.111]
Таблица 2
Формы для учета результатов инвентаризации
Номер формы |
Наименование формы |
ИНВ-18 |
Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств |
ИНВ-19 |
Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей |
ИНВ-24 |
Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей |
ИНВ-25 |
Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций |
ИНВ-26 |
Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией |
Документы по учету результатов проверок составляются с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц.
В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Сличительные ведомости составляются только по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Результаты таких проверок оформляются актом и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.
Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Законом о бухгалтерском учета и положениями по бухгалтерскому учету в следующем порядке:
· основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно коммерческой организацией – на финансовые результаты в оценке по рыночным ценам или некоммерческой организацией – на увеличение доходов с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
· суммы недостач и порчи имущества списываются со счетов учета по учетным ценам. В бухгалтерском учете данная операция отражается по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счетов учета имущества – в части учетной цены имущества.
При порче запасов, которые могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), последние одновременно приходуются по рыночным ценам с учетом их физического состояния с уменьшением на эту сумму потерь от порчи.
Недостача запасов и их порча списываются со счета «Недостачи и потери от порчи ценностей» следующим образом:
· в пределах норм естественной убыли – на счета учета затрат на производство или (и) на расходы на продажу;
· сверх ном – за счет виновных лиц.
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи запасов и их порчи списываются коммерческой организацией – на финансовые результаты, некоммерческой организацией – на увеличение расходов. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.
Недостача запасов в пределах установленных норм естественной убыли определяется после зачета недостач запасов излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, произведенного в установленном порядке, все же имеет место недостача запасов, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию запасов, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может производиться по решению руководства организации только за одни и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих запасов выше стоимости запасов, оказавшихся в излишке, указанная разница относится на виновных лиц.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия запасов и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовой бухгалтерской отчетности.
ПРОВЕДЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ВЕНТОС»
ООО «Вентос» - предприятие, занимающееся розничной торговлей продовольственных товаров. У него есть фирменный магазин «К чаю», где представлен широкий ассортимент кондитерских, хлебобулочных изделий и сдобы.
Поставщиками ООО «Вентос» являются как российские производители кондитерских и хлебобулочных изделий, так и зарубежные. В магазине «К чаю» представлены наиболее известные марки данных продовольственных товаров.
Одной из главных задач руководство ООО «Вентос» считает поддержание репутации и имиджа своего фирменного магазина. Для решения данной задачи одним из основных инструментов является проведение инвентаризаций: как плановых, так и внеплановых.
Плановые инвентаризации остатков товарно-материальных ценностей в торговом зале и на складе магазина проводятся один раз в месяц. Основная задача – выявить наличие излишков или недостачи по товарам (главным образом). Обычно расчеты по заработной плате с продавцами производятся после получения результатов инвентаризации.
Внеплановые инвентаризации проводятся в двух случаях:
1. При смене торговой бригады торгового зала и склада;
2. При возникновении подозрений о нарушении порядка и хищении имущества, выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации в данных случаях проведение инвентаризация является не только внеплановым (для организации), но и обязательным.
В ООО «Вентос» разработано специальное положение по инвентаризации, в котором нормы законодательства по порядку проведения инвентаризации определены для собственной деятельности.
В данной работе рассмотрен случай проведения внеплановой частичной инвентаризации. Она связана с тем, что произошла смена торговых работников. Бригада торговых работников (продавцов) несет материальную ответственность за товарно-материальные ценности, находящиеся в торговом зале и на складе фирменного магазина «К чаю» ООО «Вентос», денежные средства в кассе торгового зала. Причем материальная ответственность – коллективная.0
Инвентаризации подверглись:
1. Товары в торговом зале;
2. Денежные средства в кассе;
3. Товары на складе.
В ООО «Вентос» создана специальная инвентаризационная комиссия. Приказом руководителя предприятия утверждается персональный состав инвентаризационной комиссии, задание, конкретизирующее содержание, объем, порядок и сроки проведения ревизии.
Согласно приказа № 12 от 11 октября 2003 г., инвентаризационная комиссия обязана провести инвентаризацию товаров в торговом зале и на складе, денежных средств в кассе 12 октября 2003 г. с 8.00 до 12.00. В состав инвентаризационной комиссии входят: работник бухгалтерской службы (помощник бухгалтера), экономист и оператор базы данных.
С материально ответственных лиц перед началом инвентаризации берется расписка.
До начала проведения инвентаризации торговыми работниками были проведены подготовительные мероприятия. Товары рассортированы и разложены по наименованиям и сортам. В торговом зале проверено наличие ценников на всю продукцию. На складе также была произведена сортировка товаров.
Были закончены отчет о движении материальных ценностей (товарный отчет) и отчет о движении денежных средств (кассовый отчет). Выведен остаток денежных средств на начало проведения инвентаризации (по отчету) и плановый остаток товаров на складе и в торговом зале (по данным бухгалтерии).
Акты инвентаризации составлены в трех экземплярах. Один экземпляр передан в бухгалтерию ООО «Вентос», второй экземпляр - у бригады материально-ответственных лиц, сдавших ценности, третий экземпляр – у бригады материально-ответственных лиц, принявших ценности.
На время проведения инвентаризации магазин закрывают.
В первую очередь проводится инвентаризация денежных средств в кассе. Для этой инвентаризации используется унифицированная форма ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств».
Во время инвентаризации наличных денежных средств не допускаются операции по приему и выдаче денежных средств. Также не допускается отсутствие кого-либо из инвентаризационной комиссии. Кроме того, при заполнении акта инвентаризации не допускаются подчистки и помарки любого рода. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.
Ниже приведен бланк акта инвентаризации наличных денежных средств.
│ Код │
├───────┤
Форма по ОКУД │0317013│
ООО «Вентос» ├───────┤
________________________________________________ по ОКПО │ │
организация ├───────┤
фирменный магазин «К чаю»_______________________________ │ │
структурное подразделение ├───────┤
________________________________________________________ │ │
├───────┤
Вид деятельности │ │
┌──────┼───────┤
Основание для
проведения приказ, постановление,
│номер │ 12 │
инвентаризации: распоряжение │
│ │
───────────────────────┼──────┼───────┤
ненужное зачеркнуть │дата │11.10.03│
└──────┼───────┤
Вид операции │ │
└───────┘
┌─────────┬───────────┬──────┐
│ Номер │ Дата │ │
│документа│составления│ │
├─────────┼───────────┼──────┤
АКТ │ │ │ │
ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НАЛИЧНЫХ └─────────┴───────────┴──────┘
ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ,
НАХОДЯЩИХСЯ ПО СОСТОЯНИЮ
НА "12"октября 2003 Г.
РАСПИСКА
К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные
документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные
средства, разные ценности и документы, поступившие на мою
ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Материально ответственные лица
__ст. продавец__ ______________ __А.К. Морозова_______
должность подпись расшифровка подписи
__продавец______ ______________ __П.М. Ярмолова_______
должность подпись расшифровка подписи
__продавец______ ______________ __П.Д. Катина_________
должность подпись расшифровка подписи
__продавец______ ______________ __М.И. Волокова_______
должность подпись расшифровка подписи
Акт составлен комиссией, которая установила следующее:
1) наличных денег __2753_____ руб. _45_ коп.
2) марок ___________ руб. ____ коп.
3) ценных бумаг ___________ руб. ____ коп.
4) ___________ руб. ____ коп.
5) ___________ руб. ____ коп.
Итого фактическое наличие на сумму ___2753_____ руб. _45_ коп.
цифрами
___две тысячи семьсот пятьдесят три рубля ________________________
прописью
___________________________________________________ руб. _45_ коп.
По учетным данным на сумму _____2846___________ руб. _00_ коп.
цифрами
__две тысячи восемьсот сорок шесть рублей 00 коп._________________
прописью
___________________________________________________ руб. ____ коп.
Результаты инвентаризации: излишек ____________ руб. ____ коп.
недостача ___92_____ руб. _55_ коп.
Последние номера кассовых ордеров: приходного N ___47________,
расходного N ___154________
Председатель комиссии экономист _______ _М.Д. Валеева ________
должность подпись расшифровка подписи
Члены комиссии: бухгалтер _______ __Р.К. Карпова________
должность подпись расшифровка подписи
оператор БД _______ ____М.И. Киплина______
должность подпись расшифровка подписи
_________ _______ ______________________
должность подпись расшифровка подписи
Подтверждаю, что денежные средства, перечисленные в акте,
находятся на моем ответственном хранении.
Материально ответственные лица
__ст. продавец__ ______________ __А.К. Морозова_______
должность подпись расшифровка подписи
__продавец______ ______________ __П.М. Ярмолова_______
должность подпись расшифровка подписи
__продавец______ ______________ __П.Д. Катина_________
должность подпись расшифровка подписи
__продавец______ ______________ __М.И. Волокова_______
должность подпись расшифровка подписи
"12" октября 2003 г.
Оборотная сторона формы N ИНВ-15
Объяснение причин излишков
или недостач __________________________
_________ошибки при подсчете______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Материально ответственные лица
__ст. продавец__ ______________ __А.К. Морозова_______
должность подпись расшифровка подписи
__продавец______ ______________ __П.М. Ярмолова_______
должность подпись расшифровка подписи
__продавец______ ______________ __П.Д. Катина_________
должность подпись расшифровка подписи
__продавец______ ______________ __М.И. Волокова_______
должность подпись расшифровка подписи
Решение руководителя организации _________________________________
______списать недостачу денежных средств в размере девяноста _____
______двух руб. 55 коп. на материально ответственных лиц _________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Руководитель ООО «Вентос»_______ __________А.А. Коротков__________
должность подпись расшифровка подписи
"12" октября 2003 г.
Таким образом, в результате проведения инвентаризации наличных денежных средств была выявлена недостача в размере 92 руб. 55 коп. Недостача произошла по вине материально ответственных лиц. Она относится на виновных лиц.
Учет результатов инвентаризации наличных денежных средств будет выглядеть следующим образом.
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 50 «Касса»
92 р. 55 к. – сумма выявленной недостачи.
Дебет 73/2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям / расчеты по возмещению материального ущерба»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
92 руб. 55 коп. - делится на четыре части в соответствии с четырьмя материально ответственными лицами.
Дальше можно поступить двояко: бригада вносит сумму недостачи в кассу либо сумма ущерба удерживается из заработной платы.
Для проведения инвентаризации остатков товаров в торговом зале и на складе руководство ООО «Вентос» разработало упрощенную форму акта инвентаризации. Цель – облегчить проведение инвентаризации в отношении торговых работников (понимание требований к заполнению формы).
Акт инвентаризации товаров в торговом зале (на складе аналогично) содержит: название документа, наименование организации и структурного подразделения, дату и номер документа, на основании которого проводится инвентаризация, дату проведения инвентаризации. В форму включена расписка материально ответственных лиц (аналогично форме ИНВ-15).
Далее в акте следует таблица, схема которой представлена в таблице 3.
Таблица 3
Схема таблицы для акта инвентаризации товаров
№ п/п |
Наименование товара |
Единицы измерения |
Количество |
Цена |
Сумма |
1 |
Товар 1 |
|
|
|
|
2 |
Товар 2 |
|
|
|
|
3 |
Товар 3 |
|
|
|
|
4 |
Товар 4 |
|
|
|
|
5 |
Товар 5 |
|
|
|
|
Итого по строкам с … по … |
|
Общее количество |
|
Общая сумма |
Нумерация строк ведется сквозная через всю ведомость. Опись товаров производится по порядку расположения товаров на витринах, полках и т.п.
Цены в ведомости указываются розничные.
Итоги подводятся по каждой строке (графа сумма).
Наименования инвентаризируемых товаров, их количество указывают в ведомости по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице ведомости указывают прописью число порядковых номеров товаров и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах) эти товары показаны.
Исправление ошибок производится в всех трех экземплярах ведомости путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления также оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.
В описи не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
Затем проводится подсчет итого по каждой странице и общий итог остатков товаров в торговом зале и на складе.
Акт инвентаризации подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Т.к. инвентаризация проводится в связи со сменой материально ответственных лиц, принявшая бригада расписывается в получении товаров, а сдавшая бригада – в сдаче товаров.
Выполнив все обязательные требования, инвентаризационная комиссия получила следующие результаты по инвентаризации товаров в торговом зале и на складе: фактический остаток товаров составил 452168 руб. 00 коп., по плану остаток товаров должен быть 451733 руб. 00 коп. По товарам выявлен излишек в размере 435 рублей.
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации данный излишек необходимо оприходовать и списать на финансовые результаты. В бухгалтерском учете будет составлена следующая проводка:
Дебет 41 «Товары»
Кредит 91/1 «Прочие доходы и расходы / прочие доходы»
На сумму 435 руб. 00 коп.
Можно сделать следующие выводы.
1. В результате проведения инвентаризации наличных денежных средств выявлена недостача в размере 92 руб. 55 коп.
2. В результате проведения инвентаризации товаров на складе и в торговом зале выявлен излишек в размере 435 руб. 00 коп.
3. Одна бригада торговых работников сдала, а другая приняла ценности (товары и денежные средства) на общую сумму 454921 руб. 45 коп.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первая часть работы посвящена описанию порядка проведения и отражения в учете результатов инвентаризации имущества и финансовых обязательств предприятия (организации). Определено понятие инвентаризации. Охарактеризованы ее основные виды. Подробно рассмотрена инвентаризация отдельных видов имущества и финансовых обязательств.
Во второй части работы рассмотрен пример проведения частичной инвентаризации на предприятии ООО «Вентос». Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем предприятия, но в соответствии с действующим законодательством.
Проведение инвентаризации позволило проконтролировать сохранность товаров и денежных средств и осуществить передачу материальной ответственности от одной бригады торговых работников к другой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г.
2. Письмо Минторговли РСФСР от 21 мая 1987 г. № 085 «О нормах естественной убыли продовольственных товаров в торговле».
3. Письмо Минфина РФ от 26 августа 1997 г. № 16-00-17-50.
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. – М., 2002. – 176с.
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н.
6. Постановление ГКС РФ от 18.08.1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
7. Постановление ГКС РФ от 27.03.2000 г. № 26 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией»».
8. Приказ Минфина России от 13.06.1995 г. №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
9. Гуккаев В.Б. Учетная политика организации. – М., 2002. – 256 с.
10. Климова М.А. Бухгалтерский учет: пособие для переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров. – М., 2003. – 384 с.
11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М., 2001. – 640 с.
12. Малявкина Л.И. Инвентаризация имущества и обязательств. / Бухгалтерский учет. - №23. – 2002 г.
13. Малявкина Л.И. Оценка и инвентаризация активов и пассивов организации. / Бухгалтерский учет. - №23, 24. – 2001 г.
14. Парушина Н.В. Инвентаризация денежных средств. / Бухгалтерский учет. - №23. – 2002 г.
15. Парушина Н.В. Инвентаризация имущества и учет ее результатов. / Бухгалтерский учет. - №22. – 2001 г.