Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации



НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

 ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ



КУРСОВАЯ РАБОТА

 по курсу «Бухгалтерский финансовый учет»


Тема: «Бухгалтерский учет материалов и оценка рациональности их использования»

Выполнила студентка  Судакова Юлия Викторовна

ИОО                            II курса___________________

На базе                       среднего специального образования

Специальность          Бухгалтерский учет и аудит







Представительство в городе Искитим

НГАЭ и У

Содержание




Введение………………………………………………………

3

1.

Теоретические аспекты учета и оценки материалов…………….

4


1.1.

Понятие и классификация материалов……………………

4


1.2.

Учет поступления материалов……………………………….

6


1.3.

Документальное оформление учета материалов....................

6


1.4.

Налог на добавленную стоимость при приобретении материалов.................................................................................

9


1.5.

Оценка и формирование фактической себестоимости……..

10


1.6.

Забалансовый учет материалов...............................................

13


1.7.

Инвентаризация материалов....................................................

14

2

Оценка рациональности использования материалов на основе данных ООО ''Лето – 1''

16


2.1

Краткая характеристика предприятия ООО «Лето-1»……

16


2.2

Методы списания материалов………………………………...

18



Заключение…………………………………………………….

26



Список литературы……………………………………………

27













Введение


Для осуществления бесперебойного процесса производства предприятию необходимо иметь в достаточном количестве различные  производственные запасы. Производственные запасы, как и другие оборотные средства, при потреблении полностью  переносят свою стоимость на создаваемую готовую продукцию, поэтому у предприятий возникает проблема в приобретении дешевого и качественного сырья и материалов, используемых для производства продукции, способной удовлетворять спрос покупателей и обеспечить финансовую устойчивость предприятия. Необходима информация для изыскания резервов снижения себестоимости продукции при рациональном использовании материальных ценностей, пошедших на ее создание. Покупная стоимость сырья и материалов списывается на реализацию по одному  из принятых методов, включая их в издержки  обращения:

·      по стоимости единицы запаса;

·      ФИФО - по стоимости первой поступившей партии;

·      ЛИФО - по стоимости последней поступившей партии;

·      по средней стоимости

Необходимо отследить более перспективный и выгодный  способ списания материалов на реализацию. В этом  заключается актуальность выбранной темы.

Цель данной курсовой работы: изучение учета и оценки рациональности использования материалов.

Для достижения этих целей в работе необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты оценки и учета материалов

2. Научиться рассчитывать на практическом примере рациональность списания материалов.

3. Научиться выявлять более эффективный метод оценки списания материалов

1.  Теоретические аспекты учета и оценки материалов

 

1.1. Понятие и классификация  материалов


Под производственными запасами понимают различные вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производственном и ином хозяйственном процессе. Они целиком потребляются в каждом цикле и полностью переносят свою стоимость производимой продукции, выполненных работ и оказания услуг.[1]

В зависимости от той роли, которую играют разнородные производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

·     сырье и основные материалы – предметы труда, из которых изготавливают продукт, и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта;

·     вспомогательные материалы – придание продукту определенных потребительских свойств;

·     покупные полуфабрикаты – сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией;

·     возвратные отходы производства – остатки сырья и материалов в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства (опилки, стружка).

Внутри каждой из перечисленных групп материалы подразделяют по видам, сортам, маркам. Каждому наименованию сорту, размеру материалов присваивается краткое числовое обозначение (номенклатурный номер) и записывают его в специальный реестр, который называют номенклатурой- ценником.[2] При использовании в учете ЭВМ содержание номенклатуры-ценника можно существенно расширить, вводя в него показатели нормы запаса. Кодирование номенклатуры ценника обычно осуществляется по смешанной порядково-серийной системе, используя семи и восьмизначные коды. Первые два знака указывают синтетический счет, третий субсчет, один или два следующих знака обозначают группу материалов, остальные различные признаки Информация записывается на машинные носители и многократно используется для получения необходимых выходных данных.

Основными документами по учету материальных запасов являются:

1. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 ''Учет материалов производственных запасов'', утвержденное Правительством Минфина Р.Ф. от 9 июня 2001г. № 44н

2. Методические указания по бухгалтерскому учету Материально производственных запасов утвержденные Приказом Минфина Р.Ф. от 26.12.2001г. №119н

 Состав материальных запасов:

Под материалами понимается часть материально производственных запасов являющихся предметом труда предназначенного для использования в производстве, либо для хозяйственных нужд.

Материалы, как правило, целиком потребляются, в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

Кроме того, как материалы учитываются средства труда, сроком службы до одного года.

 

1.2. Учет поступления материалов.

 

Учет принадлежащих организации материалов ведется с использованием активного счета 10 ''Материалы'', при котором открываются субсчета в соответствии с категориями материалов.

Материалы, которые составляют основу продукции, учитываются на субсчетах 10/1 ''Сырье и материалы'' и 10/2 ''Покупные полуфабрикаты, конструкции и детали''. Субсчет 10/4 ''Тара и тарные материалы'' предназначен для движения тарных материалов и тары, для упаковки готовой продукции.

Оприходование материалов отражается по дебиту счета 10 и кредиту счетов учета расчетов с поставщиками и других источников поступления.

 

1.3.         Документальное оформление учета материалов.

 

 Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материальные ценности за наличные. На поставку материалов организации заключают договора с поставщиками, в которых определяют права, обязанности и ответственность  сторон по купле-продаже материальных ресурсов. С отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие  сопроводительные документы – платежные поручения и платежные требования-поручения в  двух экземплярах (один покупателю, дугой через банк), товарно-транспортные накладные, квитанции и железнодорожные накладные.

Расчетные документы поступают в бухгалтерию, где проверяют правильность их оформления и после этого передают ответственному исполнителю по снабжению. В службе снабжения по поступившим документам производят проверку соответствия объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и прочих параметров договорных условий. Осуществляют контроль, за поступлением грузов и их розыск. С этой целью ведут журнал учета поступающих грузов. В нем указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счет, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке.

Проверенные  расчетные документы из службы снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций экспедитору для получения и доставки материалов.

В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления к транспортной организации или поставщику. Для получения материалов непосредственно со склада  поставщиков экспедитору выдаются наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку. Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материалов.

В случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствует данным счета поставщика, их приемку осуществляет комиссия и оформляет ее актом о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику.

Если материалы перевозят автотранспортом, то в качестве первичного документа применяется товарно-транспортная накладная, которую составляет грузоотправитель  в 4 экземплярах (первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй для оприходования материалов получателем; третий – для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортная накладная применяется в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождений количества поступивших грузов с данными накладной.

Материалы, поступающие на ответственное хранение, записываются заведующим складом (кладовщиком) в специальную книгу (карточку), хранятся на складе обособленно и не могут расходоваться.

При небольшой номенклатуре материалов и небольших оборотах разрешается на всех или на отдельных складах, (кладовых) организации и подразделений карточек (книг) складского учета вести месячные материальные отчеты.

В месячных материальных отчетах обычно отражают материалы, по которым имелось движение (приход или расход) в данном месяце. В этом случае на начало каждого квартала составляется сальдовая ведомость по всей номенклатуре материалов данного склада (кладовой).

Материальные отчеты с приложением всех первичных документов представляются в бухгалтерскую службу организации в установленные в организации сроки.

В организации должен быть установлен контроль за поступлением материалов (за отгрузкой поставщиками), а также за производством расчетов с поставщиками и  покупателями.

Контроль за своевременным оприходованием материалов, осуществляется согласно решению руководителя организации соответствующими подразделениями (службой снабжения, бухгалтерской службой и т.п.) или должностными лицами.

Материалы, закупленные подотчетными лицами организации, подлежат сдаче на склад. Оприходование материалов производится в общеустановленном порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру – при покупке у другой организации за наличный расчет, акт или справка о покупке на рынке или у населения),  прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.

Недостачи и порча, выявленные при приемке  поступивших в организацию материалов, учитываются в следующем порядке:

1) сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих или испорченных материалов на договорную цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и налог на добавленную стоимость, относящиеся к ним, не учитываются. Сумма недостач и порчи списывается с кредита счета расчетов в корреспонденции с дебетом счета ''Недостачи и потери от порчи ценностей. Одновременно недостающие или испорченные материалы списываются  со счета ''Недостачи и потери от порчи ценностей'' и относятся на транспортно-заготовительные расходы или на счета отклонений в стоимости материальных запасов.

  Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от порчи.

1)        недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости.

 

1.4. Налог на добавленную стоимость при приобретении материалов

Налог на добавленную стоимость, начисленный при приобретении материалов, учитывается на счете 19 ''Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям'' одновременно с оприходованием поступивших материалов. Налог не включается в фактическую себестоимость материалов и в их учетные цены, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В частности, в случаях, когда в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, приходно-кассовых ордерах, актах выполненных работ и др.), подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов, не выделена сумма налога, то в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива) исчисление ее расчетным путем не производится. Стоимость приобретенных в таких случаях материальных ресурсов, включая предполагаемый по ним налог, учитывается в целом на счетах учета материально-производственных запасов.

Списание налога со счета производится в момент оплаты материалов в дебет счета ''Расчеты с бюджетом'' по соответствующим субсчетам.

 

 

 

1.5. Оценка и формирование фактической себестоимости.

Учет материалов ведется по фактической себестоимости их приобретение или заготовление или по учетным ценам. Выбор того или иного метода определяется учетной политикой организации.

Фактическая себестоимость материалов приобретенных за плату является сумма фактических затрат организации на приобретение за исключением НДС.

В фактическую себестоимость включаются, суммы уплаченные поставщиком, суммы, уплаченные за информационные, консультационные, посреднические услуги, таможенные пошлины.

Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных материалов. Учет и формирование затрат на производство материалов осуществляются в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов списываемых на производство, производится следующим образом:

1)По себестоимости единицы запасов:

Этот метод используется в том случае, если учет материалов по каждой конкретной единице, что позволяет четко проследить остаток конкретной единицы материала на начало отчетного периода, количество товара, поступившего и реализованного за отчетный период, и определить количество товара, оставшегося на конец отчетного периода.

2)        По средней себестоимости:

Традиционно, в течение отчетного месяца материальные ресурсы списываются на производство, как правило, по учетным ценам, а в конце месяца списывают соответственно долю отклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам.

3)        По себестоимости первых по времени закупок ФИФО:

Независимо от того, какая партия отпускается в производство, сначала списывают материалы по цене первой закупленной партии, затем по цене второй партии.

       3) По себестоимости последних закупок ЛИФО:

Последняя партия на приходе, первая в расходе, т.е. сначала списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей и т.д.

Для оценки материалов расчетным путем:

Р = Он + П – Ок;

Где: Р – стоимость израсходованных материалов;

       Он,Ок – стоимость начального и конечного остатка материалов;

        П – поступление за месяц.

В зависимости от принятой учетной политики могут применяться различные варианты учета поступления материалов на предприятие:

С использованием счета 15 ''Заготовление и приобретение материальных ценностей''

Необходимость учета материалов по учетным плановым ценам возникла в случае, если необходимо оформить приходные и расходные материалы, рассчитать фактическую себестоимость. При учете материалов по учетным ценам, разница между стоимостью по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения отражается на счете 16 ''Отклонение в стоимости материальных ценностей''. Накопленные на этом счете суммы списываются в дебет учета затрат на производство и расходов на продажу, пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам.

В качестве  учетных цен на материалы применяются:

а) договорные цены. В этом случае другие расходы, входящие в фактическую себестоимость материалов, учитываются отдельно в составе транспортно-заготовительных расходов;

б) фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года). В этом случае отклонения между фактической себестоимостью материалов текущего месяца и их учетной ценой учитываются в составе транспортно-заготовительных расходов;

в) планово-расчетные цены. В этом случае отклонения договорных цен от планово-расчетных учитываются в составе транспортно-заготовительных расходов. Планово-расчетные цены разрабатываются и утверждаются организацией применительно к уровню фактической себестоимости соответствующих материалов. Они предназначены для использования внутри организации;

г) средняя цена группы. В этом случае разница между фактической себестоимостью материалов и средней ценой группы учитывается в составе транспортно-заготовительных расходов. Средняя цена группы - разновидность планово-расчетной цены.

1.         Получены материалы:

Дт 15 Кт 60

2.         Отражается НДС по полученным материалам:

Дт 19/3 Кт 60

3.         Оприходованы материалы по фактической себестоимости:

Дт 10 Кт 15ф

4.         Списана сумма превышения стоимости поступивших товарно-материальных ценностей над их покупной стоимостью:

Дт 15 Кт 16

Счет 10 ''Материалы'' может  находиться в корреспонденции со счетами 60 ''Расчеты с поставщиками и подрядчиками'',71 ''Расчеты с подотчетными лицами'' – стоимость приобретенных материалов и погрузочно-разгрузочные работы, оплаченных наличными из подотчетных сумм, 70 ''Расчеты с персоналом по оплате труда'' – начисления грузчикам, 69 ''Расчеты по социальному страхованию и обеспечению'' – в социальные фонды от заработной платы грузчиков кредитуемый счет выбирается в зависимости от того, откуда поступили материалы, и от характера расходов по заготовлению и доставке материалов.

Материалы должны быть оприходованы независимо от того, когда они поступили: до получения расчетно-платежных документов или после. Материалы, поступившие без документов поставщиков, называются неотфактурованными поставщиками и приходуются по условным ценам: по ценам предыдущей поставки, средним договорным, учетным.[3]

Д 10 К 60

 
После получения документов от поставщика  стоимость неотфактурованных поставок в условной оценке сторнируется

и делается новая запись: Дт 10 Кт 60 на сумму, указанную в расчетно-платежных документах поставщика. В конце месяца на стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути,  делается запись Дт 10 Кт 60, без оприходования на склад, вначале месяца эта сумма сторнируется. Текущий учет материалов в пути ведут на счете 60 ''Расчеты с поставщиками и подрядчиками''.

Данный метод целесообразно применять при учете материалов по фактической себестоимости, заготовления. Если учет ведут, по учетным ценам, то удобнее заготовление материалов отражать с использованием счетов 15 и 16.  При этом все затраты в момент их возникновения отражаются в дебете этого счета с кредитованием  аналогичных счетов.

 

1.6. Забалансовый учет материалов

Материалы, принятые организацией на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 ''Товарно-материальные ценности принятые на ответственное хранение''.

На ответственное хранение принимаются материальные ценности:

а) ошибочно адресованные данной организации;

б) готовая продукция, оплаченная и принятая покупателем на месту у поставщика, но временно оставленная у него покупателем на ответственное хранение, когда задержка отгрузки продукции вызвана техническими и иными уважительными причинами;

в) от оплаты, которых организация отказалась ввиду порчи, поломки, низкого качества, несоответствия стандартам, техническим условиям, условиям договора.

Давальческие материалы -  это материалы, принятые организацией от заказчика для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции.

Аналитический учет давальческих материалов ведется по заказчикам, наименованиям, количеству и стоимости, а также по местам хранения и переработки (выполнения работ, изготовления продукции).

 

1.7.Инвентаризация материалов

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Проведение инвентаризации  определяется руководителем  организации, за исключением случаев, когда проведение  инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

-                   при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании;

-                   перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

-                   при смене материально ответственных лиц;

-                   при выявлении фактов хищении, злоупотреблении или порчи имущества;

-                   в случаях стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.

С целью организации текущего контроля за сохранностью запасов, оперативного выявления возможных расхождений между данными бухгалтерского учета и их фактическим наличием по отдельным наименованиям или группам в местах хранения и эксплуатации в организациях проводятся проверки.

Порядок проведения проверок, в том числе определение конкретных наименований, видов, групп материалов, подлежащих проверке, сроки проведения проверки устанавливается руководителем организации, а также руководителями подразделений организации по поручению руководителя организации.

По результатам инвентаризации  и проверок  принимаются соответствующие решения по устранению недостатков в хранении и учете материалов и возмещению материального ущерба. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке:

1) излишки материалов приходуются по рыночным ценам и одновременно их стоимость, относится:

-                   в коммерческих организациях – на финансовые результаты;

-                   в некоммерческих организациях – на увеличение доходов;

2) сумма недостач и порчи материалов списываются со счетов учета по их фактической себестоимости, которая включает в себя договорную цену и долю транспортно-заготовительных расходов.

2. Оценка рациональности использования материалов на основе данных ООО ''Лето – 1''


2.1.  Краткая характеристика предприятия ООО ''Лето –1''


Общество с ограниченной ответственностью ''Лето-1''. Учрежденное несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенные учредительными документами, размер доли оговорен в документах,  разработан в соответствии с Гражданским Кодексом Р.Ф.  Зарегистрирован Новосибирской регистрационной палатой, дата регистрации 08 января 1998года.

ООО ''Лето-1''  создано для оптовой торговли. Важнейшей задачей является:

-       достижение эффективности работы и ее прибыльности в интересах участников и занятых в обществе работников;

-       увеличение товарооборота, удовлетворение спроса покупателей;

-       организация наиболее рациональной системы товародвижения, предусматривающей наиболее прогрессивных методов доставки товаров.

Общество является юридическим лицом по Российскому законодательству.

Общество имеет самостоятельный баланс и действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

Применяют счета согласно плану счетов Утвержденный Приказом  Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н. Предприятие пользуется программой ''1С: Бухгалтерия'' версия 7.7.

Графика приема документов на предприятии нет.

Юридический адрес: 630032, г. Новосибирск ул. Большая, 256А

Коммерческий адрес:630075, г. Новосибирск ул. Д.Ковальчук,394

Реквизиты:

ИНН 5405158186

Р/с  40702810300000000534

К/с 30101810600000000752

В КРАБ «Новосибирсквнешторгбанк»

БИК 045006598

ОКОНХ 71100

ОКПО 49074292

Организационная структура  ООО ''Лето – 1''

Генеральный директор




Зам генерального директора

 

 

 

Главный бухгалтер

 


 

Проектный отдел

 

 

Коммерческий отдел


Общая численность персонала: 8 человек.

 



2.2. Расчеты списания материалов по способам средней себестоимости,

ФИФО и ЛИФО

 

Первый вариант – путем определения средней себестоимости (взвешенная оценка).

                 Таблица 1

№ п/п

Содержание операции

Кол-во (кг)

Покупная цена

Сумма (руб)

1

2

3

4

5

А. Исходные данные

1

Остаток на 1 января

1 000

5-00

5 000

2

Поступило в январе:





Первая партия

6 000

10-00

60 000


Вторая партия

4 000

12-00

48 000


Третья партия

20 000

20-00

400 000


Итого поступило за январь

30 000


508 000


Всего с остатком на начало месяца

31 000


513 000

3

Отпущено в январе:





- на производство

16 000




-на продажу

1 000




-обслуживающим производствам и хозяйствам

5 000




Итого отпущено

22 000



4

Остаток на 1 февраля

9 000



Б. Списание материала по способу средней себестоимости

5

Средняя цена в январе:

51 300/31 000 = 16,55




6

Итого списывается в январе




7

В том числе:





- на производство

16 000

16,55

264 800


- на продажу

1 000

16,55

16 550


- обслуживающим производствам и хозяйствам

5 000

16,55

82 750


Итого

22 000


364 100

8

Остаток на 1  февраля

9 000

16,55

148 900

В. Списание материала по способу ФИФО

9

Израсходовано в январе





В том числе:





-по цене остатка на начало месяца

1 000

5-00

5 000


- по цене первой партии

6 000

10-00

60 000


- по цене второй партии

4 000

12-00

48 000


- по цене третьей партии

11 000

20-00

220 000


Итого списывается

22 000

15-14

333 000


В том числе





- на производство (с учетом округлений)

16 000

15-14

242 160


-на продажу

1 000

15-14

15 140


-обслуживающим производствам и хозяйствам

5 000

15-14

75 700


Итого (с учетом округлений)

9 000

15-145

333 000

10

Остаток на 1 февраля

9 000

20-00

180 000

Г. Списание материала по способу ЛИФО

11

Израсходовано в январе





- по цене третьей партии

20 000

20-00

400 000


- по цене второй партии

2 000

12-00

24 000


Итого списывается

22 000

19-27

424 000

12

В том числе:





- на производство (с учетом округлений)

16 000

19-27

308 380


- на продажу

1 000

19-27

19 270


- обслуживающим производствам и хозяйствам

5 000

19-27

96 350


Итого (с учетом округлений)

22 000

19-27

424 000

13

Остаток на 1 февраля

9 000

9-89

89 000


1.Списание материалов по способу ФИФО: сначала списывается остаток на начало месяца, затем поступления в отчетном месяце: сначала первая партия, затем вторая и т.д., пока не наберется общее количество, подлежащее списанию в данном месяце (22 000 кг). Из поступлений третьей партии 20 000 кг. Взято только 11 000кг. – столько, сколько нужно для того, чтобы в итоге получилось 22 000кг.

Материалы по способу ЛИФО  списываются в обратном порядке: сначала списывается последняя партия из числа поступивших  в отчетном месяце, затем предыдущая партия и т.д.

2.Отпущенные в производство материалы (на производство, продажу, обслуживающим производствам и хозяйствам и на другие цели) списываются  в суммах, определенных исходя из средней цены, которая определяется путем деления общей списываемой в данном месяце суммы на списываемое количество материала.

Средняя цена за январь составила:

По способу средней себестоимости – 513 000/31 000 = 16,55;

По способу ФИФО – 333 000/22 000кг = 15-14 (п.9, итог)

По способу ЛИФО – 424 000/22 000кг = 19-27 (п.11, итог)

Фактически списанные суммы имеют небольшие расхождения по сравнению с расчетными суммами за счет округления среднемесячной цены.

3. Остаток материала на начало следующего месяца по способу       ФИФО определен (п.10):

гр.3 = из исходных данных (п.4);

гр.3 = 9 000

гр.5 = п.1 + п.2 (итог) – п.9 (итог);

гр.5 = 5 000 + 508 000 – 333 000 = 180 000

гр.4 = гр.5/гр.3 (по тому же пункту).

Гр.4 = 180 000/9 000 = 20-00

Таким же путем определяется остаток по способу ЛИФО (п.13).

4.     Стоимость отпущенных (списываемых) материалов по способам ФИФО и ЛИФО может определяться упрощенно, расчетным способом, когда вначале устанавливается стоимость материалов, переходящая на следующий месяц, а остальная сумма списывается в отчетном месяце.

Таблица 2

№ п/п

Содержание операции

ФИФО

ЛИФО



Кол-во

Цена

Сумма

Кол-во

Цена

Сумма

 

1

Остаток материала на 1 февраля

9 000

20-00

180 000

1 000

6 000

2 000

5-00

10-00

12-00

5 000

60 000

24 000

 


Итого

9 000

20-00

180 000

9 000

9-89

89 000

 

2

Материалы, поступившие в январе, с добавлением остатка на 1 января

31 000


513 000

31 000


513 000

 


Материалы, подлежащие списанию в январе (п.2-п.1)

22 000


333000

22 000


424 000

 


Второй вариант – путем определения цены в момент отпуска материала (скользящая цена).


Предусмотренный в первом варианте метод списания материалов по среднемесячным ценам может вызвать неудобства при практическом применении этого варианта в связи с тем, что цена, как правило, может определяться только в конце месяца, после подсчета месячных оборотов.

 ООО '' Лето-1'' применяет второй вариант оценки материала – путем определения цены исходя из состояния данного материала к моменту отпуска, не ожидая окончания месяца.

В этом случае пересчет средней цены материала может осуществляться исходя из выбранного  в организации варианта методом ФИФО на момент каждого отпуска материала. При этом алгоритм расчета аналогичен порядку, изложенному в первом варианте расчета.

Условный расчет распределения отклонений и транспортно-заготовительных расходов за июнь месяц 2003 года.

 

№ П/п

Содержание

Вид материала

Учетная стоимость материала

Сумма отклонений или ТЗР

1

2

3

4

5

1

Остаток на начало месяца на складах, в кладовых подразделений организации и других местах хранения

Сталь

19 000

1 500

2

Поступило за отчетный месяц (без внутреннего оборота)


11 000

900

3

Итого (п.1 + п.2)


30 000

2 400






4

Процент отклонений или ТЗР (2400/30000)*100




8,0

5

Списано за отчетный месяц (период) на:





- основное производство


6 500

520


- вспомогательное производство


2 000

160


- общепроизводственные расходы


1 500

120


- общехозяйственные расход


1 000

80


- подсобным производствам


500

40


- расходы будущих периодов


400

32


- расходы на продажу


100

8


- потери от брака


200

16


- продано


800

64


Итого по п.5


13 000

1 040

6

Остаток на конец месяца (отчетного периода) (п.3 – п.5)


17 000

1 360



Упрощенный вариант распределения, когда вся сумма отклонений или ТЗР относится на счет основного, вспомогательного производства и на удорожание.


1

2

3

4

5


Списано за отчетный месяц (период) на:





- основное производство


6 500

727


- вспомогательное производство


2 000

224


- общепроизводственные расходы


1 500

-


- общехозяйственные расходы


1 000

-


- подсобным производствам


500

-


- расходы будущих периодов


400

-


- расходы на продажу


100

-


- потери от брака


200

-


- продано


800

89


Итого по п.5


13 000

1 040


Распределению подлежит вся сумма отклонений или ТЗР, приходящаяся на отпущенные в течение месяца (отчетного периода) материалы. При этом указанная сумма относится только на увеличение учетной стоимости материалов, списанных на нужды основного, вспомогательного производства и проданных, то есть:

(13 000*8)/100 = 1 040 – расчет величины отклонений или ТЗР, приходящейся на отчетный месяц;

1 040/(6 500 + 2 000 + 800) = 11,18% - расчет процента отклонений или ТЗР.

Сумма отклонений или ТЗР, относящаяся на увеличение стоимости материалов, отпущенных:

(6 500*11,2)/100 = 7 270 – в основное производство;

(2 000*11,2)/100 = 224 – во вспомогательное производство;

(800*11,2)/100 = 89 – на стоимость продаж.

Заключение

Целью данной курсовой работы является исследование методов оценки материалов, рационального их использования на предприятии ООО ''Лето – 1'',

специализирующееся на оптовой торговле. Для достижения этой цели в работе было сделано следующее:

1)               введены основополагающие для данной работы понятия методов оценки материалов;

2)               описана методика расчета списания материалов, методы оценки применяемые на предприятии – ООО ''Лето – 1'';

3)                выявлен более эффективный метод оценки материалов.

 Приведем результаты расчетов получения наибольшей прибыли:

1)                          При методе ФИФО = метод средней оценки -  метод ФИФО =  364 100 – 333 000 = 31 100 руб.

2)                          При методе ЛИФО = метод средней оценки – метод ЛИФО = 364 100 – 424 000 =  - 59 900 руб.

Общий вывод из приведенных в этой курсовой работе вычислений можно было сделать следующее. При разных методах оценки получается разная стоимость реализованных товаров (меньшая при методе ФИФО и большая при методе ЛИФО), а, следовательно, и разная оценка  товарных запасов.

В зависимости от конъюнктуры рынка применение того или иного метода через изменение покупной стоимости реализованных товаров дает возможность влиять на величину валового дохода от реализации, а, следовательно, на величину прибыли торговой организации.

Наибольшая прибыль получается при методе ФИФО  31 100 руб., а наименьшая при методе ЛИФО 59 900 руб.

Торговая организация в праве выбирать метод оценки материалов и предусматривать его в своей учетной политики.

Список литературы


1.                Безруких П.С., Ивашкевич В.Б.  Бухгалтерский учет. – М.:             Бухгалтерский учет, 1998. – 107 с.

2.                Геворкян Е.А. Бухгалтерский учет товарных операций в торговле. – М.: Издательско-книготорговый центр ''Маркетинг'', 2001.

3.                Кожинов В.Я.  Бухгалтерский учет в торговле. – М.: Издательство ''Экзамен'', 2002.

4.                Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА-М,2001 – 191 с.

5.                Медведев М.Ю. Положения по бухгалтерскому учету. – М.: ИД БФК-ПРЕСС, 2002.

6.                Нумова Н.А., Василевич И.П. Основы бухгалтерского учета. Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 100 с.

7.                Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 1999.

8.                Рабинович А.М., Гудков Ф.А. Бухгалтерский учет и налогообложение. – М.: « Налоговый вестник », 2001.

9.                Шапигузов С.М., Склеймов Н.В. Альбом типовых бухгалтерских проводок. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.

10.           Щур Д.Л.  Основы торговли. Оптовая торговля. Настольная книга руководителя, бухгалтера и юриста. – М.: « Дело и Сервис », 1999.


[1]Безрукин  П.С.,  Ивашкевич В.Б.  Бухгалтерский учет. –  М.: Бухгалтерский учет , 1998. – Стр. 107.


[2] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА-М, 2001. – Стр.191.

[3] Наумова Н.А.,Василевич И.П. Основы бухгалтерского учета. – М.: Аудит,ЮНИТИ, 1998 – Стр. 100.