Содержание
Содержание. 2
Введение. 3
Глава 1. Виды аудиторских доказательств. 4
Глава 2. Источники получения аудиторских доказательств (доказательной информации): 5
2.1. Источники аудиторских доказательств при использовании аудиторской организацией бумажных носителей. 5
2.2. Источники аудиторских доказательств и документирования в условиях применения аудиторской организацией компьютеров. 6
2.3. Особенности получения аудиторских доказательств. 7
Глава 3. Методы получения аудиторских доказательств. 9
Заключение. 16
Список литературы. 17
Введение.
В международных и российских стандартах аудиторской деятельности выделен специальный раздел «Аудиторские доказательства». Требования к аудиторским доказательствам, на основе которых аудиторская организация или аудитор работающий самостоятельно, может составить обоснованное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, определены правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6).
Требования данного правила обязательны для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения этот факт определяет актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является рассмотрение основных вопросов связанных с аудиторскими доказательствами их видами источниками и методами получения.
Задачами данной работы будут:
Ø Рассмотрение видов аудиторских доказательств;
Ø Изучение источников аудиторских доказательств и особенностей их получения;
Ø Рассмотрение основных методов получения аудиторских доказательств
При написании работы использовались следующие источники: Правила (стандарты) аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства», «Особенности аудита малых экономических субъектов», "Проведение аудита с помощью компьютеров"; периодические издания «Аудит», «Аудиторские ведомости»; СПС «Гарант»
Глава 1. Виды аудиторских доказательств.
Проводя аудиторские процедуры (оценка системы внутреннего контроля, аналитические процедуры, проверка отражения в учете оборотов и сальдо по счетам и т.д.), аудитор должен получить необходимые и достаточные доказательства о степени достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта. Объем требующейся информации может быть определен только аудитором на основе своего опыта и профессионального суждения.
Исходя из способа их получения аудиторские доказательства можно разделить на внутренние, внешние и смешанные.
Внутренние доказательства получают на основе информации, предоставляемой непосредственно аудируемым экономическим субъектом в письменном или устном виде.
Внешние - от третьих сторон, как правило, по запросу аудиторской организации обычно в письменном виде.
Смешанные формируются на основе информации, получаемой от экономического субъекта и подтвержденной третьей стороной.
С точки зрения аудитора, наиболее достоверными представляются доказательства, поступившие в письменном виде от третьей стороны или полученные непосредственно самим аудитором, то есть наибольшую ценность представляют внешние доказательства, затем по степени ценности и достоверности следуют смешанные доказательства и внутренние.
Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными. Их достаточность в каждом конкретном случае определяют на основе оценки внутреннего контроля и величины аудиторского риска. Для составления объективного и обоснованного заключения аудитор обязан собрать достаточное количество качественных доказательств. Доказательства, полученные самой аудиторской организацией, обычно более достоверные, чем доказательства, предоставленные экономическим субъектом. Также доказательства в форме документов и письменных показаний обычно более достоверные, чем устные показания.[1]
Глава 2. Источники получения аудиторских доказательств (доказательной информации):
2.1. Источники аудиторских доказательств при использовании аудиторской организацией бумажных носителей.
Ø первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
Ø регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;
Ø результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;
Ø результаты анализа на основе сопоставления одних документов или данных экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов или данных экономического субъекта с документами или данными третьих лиц;
Ø результаты инвентаризации имущества экономического субъекта;
Ø бухгалтерская отчетность;
Ø материалы арбитражных или судебных дел;
Ø устные пояснения сотрудников экономического субъекта и третьих лиц.
Значимость и достаточность аудиторских доказательств зависят от многих факторов. Но в первую очередь от:
Ø степени принятого аудиторского риска и существенности (материальности) в аудите;
Ø независимости источника доказательств;
Ø результатов анализа, выполненного непосредственно аудитором;
Ø уровня организованности системы внутреннего контроля;
Ø возможности проанализировать и сопоставить документы и данные, полученные из различных источников. Ценность любых доказательств повышается, если они получены в письменном, а не в устном виде.[2]
2.2. Источники аудиторских доказательств и документирования в условиях применения аудиторской организацией компьютеров.
Источниками получения аудиторских доказательств при проведении аудиторских процедур являются данные, подготовленные в электронной среде экономического субъекта в виде:
Ø таблиц,
Ø ведомостей,
Ø регистров бухгалтерского учета экономического субъекта.
Аудитор имеет возможность применять их, их копии, в том числе фотокопии, в качестве рабочей документации аудита, сопровождая обработку этих документов ссылками, пометками, специальными символами. В случае работы аудитора непосредственно в электронной среде экономического субъекта (без вывода данных на печать) рабочие документы, подтверждающие факт сбора аудиторских доказательств, составляются аудитором самостоятельно.
Аудитору необходимо убедиться в том, что:
а) база данных бухгалтерского учета, сформированная системой КОД экономического субъекта, соответствует данным первичного учета (наличие системы КОД не освобождает экономический субъект от обязанности документировать в установленном порядке факты хозяйственной жизни);
б) отсутствуют несанкционированные изменения базы данных бухгалтерского учета экономического субъекта (коррективы, вносимые в связи с изменением хозяйственного или налогового законодательства, должны быть в соответствии с установленными требованиями согласованы, одобрены и проверены, надлежащим образом задокументированы).
Аудиторская организация в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Документирование аудита" должна обеспечить сохранность данных на машинных носителях, их оформление и сдачу в архив. Система идентификации рабочих документов на машинном носителе устанавливается аудиторской организацией.
Собранные аудиторские доказательства должны быть обязательно отражены в рабочей документации аудитора в виде таблиц, заполненных бланков, записей и т.п. В том случае, если аудиторские доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из других источников, аудитор, чтобы быть уверенным в достоверности собранных доказательств, должен провести дополнительные аудиторские процедуры с обязательным их отражением в рабочей документации.[3]
2.3. Особенности получения аудиторских доказательств
С учетом особенностей аудиторского риска в малых экономических субъектах аудиторской организации следует исходить из того, что ее мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности должно в преобладающей мере определяться аудиторскими доказательствами, получаемыми при проведении аудиторских процедур по существу. Аудиторская организация при сборе аудиторских доказательств должна соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства" и "Аналитические процедуры".
В соответствии с вышеизложенными причинами, в ходе аудита малого экономического субъекта следует уделять большое внимание получению официальных письменных разъяснений от его руководства, в котором эти руководители подтвердили бы понимание своей ответственности за организацию надлежащего ведения бухгалтерского учета и подготовку достоверной и полной бухгалтерской отчетности, а также в необходимых случаях привели бы свои аргументы и высказали бы аудиторской организации свою позицию по возникшим в ходе аудита спорным вопросам бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. При этом следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта". Письменные разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта, являются одной из форм аудиторских доказательств, которой специалисты аудиторской организации не должны доверять абсолютно.
В ходе сбора и оценки информации о малом экономическом субъекте аудиторской организации необходимо учитывать специфику нормативной базы таких субъектов, в том числе:
а) упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации деятельности субъектов малого предпринимательства;
б) упрощенный порядок представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
в) допустимость использования (при соблюдении необходимых условий) субъектами малого предпринимательства самостоятельно разработанных форм для документирования хозяйственных операций и представления форм бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно;
г) меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, влияющие на их финансово-хозяйственную деятельность;
Использование компьютеров при аудиторской проверке малых экономических субъектов (в случае, когда такое использование имеет место) должно производиться в соответствии с разделом 8 правила (стандарта) аудиторской деятельности "Проведение аудита с помощью компьютеров".[4]
Глава 3. Методы получения аудиторских доказательств
Методы получения аудиторских доказательств выбираются непосредственно аудитором в зависимости от профиля, деятельности проверяемого экономического субъекта, рискованности его бизнеса, финансового состояния, качества внутреннего контроля и состояния бухгалтерского учета
К наиболее распространенным способам получения аудиторских доказательств, которые аудиторские организации могут применить на конкретных участках аудита:
Ø проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);
Ø инвентаризация;
Ø оценка активов;
Ø проверка соблюдения налогового законодательства и порядка совершения отдельных хозяйственных операций;
Ø подтверждение;
Ø проверка документов;
Ø устный опрос;
Ø аналитические процедуры;
Ø прослеживание;
Ø составление альтернативного баланса.[5]
Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) заключается в проверке арифметической точности источников, документов и бухгалтерских записей и в выполнении независимых подсчетов.
Как правило, пересчет осуществляется выборочно. При проведении аудиторской выборки аудиторские организации обязаны следовать установленным правилам аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».
Инвентаризация позволяет получить точную информацию о наличии и состоянии имущества экономического субъекта; она может быть сплошной и выборочной, проводиться как силами экономического субъекта под наблюдением аудиторов, так и непосредственно аудиторской организацией.
В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за процессом проведения инвентаризации. Такое наблюдение может помочь аудиторской организации правильно оценить надежность системы бухгалтерского учета и действительность системы внутреннего контроля. Если аудиторская организация оценит надежность системы внутреннего контроля как высокую, она вправе разумным способом снизить количество элементов учета, проверяемых в ходе аудиторской выборки.
До начала проведения инвентаризации экономическим субъектом аудиторская организация обязана:
Ø Выяснить, как часто проводилась инвентаризация имущества и финансовых обязательств
Ø Проверить бухгалтерскую документацию по ранее проводившимся экономическим субъектам инвентаризациям.
Ø Ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей
Ø Выявить дорогостоящие товарно-материальные ценности
Ø Проанализировать систему учета товарно-материальных ценностей и систему контроля экономического субъекта, выявить слабые и сильные стороны таких систем.
Ø Наблюдая за проведением инвентаризации экономическим субъектом, аудиторской организации следует:
Ø Принять участие в проведении контрольных измерений (взвешивание, пересчет) с целью проверки надежности средств контроля;
Ø Выяснить имеются ли устаревшие, неиспользуемые или малоиспользуемые ТМЦ
Ø Проверить, хранятся ли отдельно запасы, принадлежащие третьим лицам, и учитываются ли они отдельно в складском учете и в бухгалтерии на забалансовых счетах.
Ø Изучить реальность дебиторской и кредиторской задолженности.
Для повышения точности получаемых данных аудиторской организации рекомендуется провести проверки в двух направлениях:
1. Сверить учетные данные с фактическим наличием товарно-материальных ценностей
2. Сверить фактические запасы ТМЦ с данными учетных записей.
Оценка активов проводится силами привлекаемых независимых оценщиков и позволяет определить реальную стоимость имущества, находящегося на балансе экономического субъекта, для ее сопоставления с кредиторской задолженностью организации.[6]
Проверка соблюдения налогового законодательства и порядка совершения отдельных хозяйственных операций позволяет определить возможные убытки экономического субъекта ввиду нарушения законодательства; информация может быть признана достоверной только в случае ее получения в момент проведения исследования совершенных организацией операций.
Подтверждение осуществляется с целью получения доказательств о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетах расчетов, счетах дебиторской и кредиторской задолженности; аудитор должен иметь подтверждение в письменной форме от третьей стороны, для чего от имени экономического субъекта аудиторская организация отправляет запросы в адреса третьих сторон (один из возможных вариантов письма о подтверждении дебиторской и кредиторской задолженности приведен ниже).
Письмо - подтверждение задолженности рассылается по факсу, телексу или заказной почтой дебиторам и кредиторам проверяемой организации. Письмо подписывается руководителем проверяемой организации и заверяется печатью. Все запросы и полученные ответы приобщаются к рабочим документам аудитора и являются основанием для подтверждения (неподтверждения) имеющейся дебиторской и кредиторской задолженности.
Прослеживание – процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно (или неправильно) отражены в бухгалтерском учете.
Прослеживание позволяет изучить нетипичные статьи и события, отраженные в документах клиента.
При определении категории операций, в отношении которых следует применить процедуру прослеживания, аудитору рекомендуется изучить кредитовые обороты по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.
При проведении прослеживания следует выполнять требования правила (стандарта) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».
Проверка документов. Документальная информация может быть внутренней, внешней либо внутренней и внешней одновременно. Документы, подготовленные и обработанные внутри экономического субъекта, являются внутренними. Степень доверия аудиторской организации зависит от надежности средств внутреннего контроля за подготовкой и обработкой таких документов. Более убедительными, чем внутренние, являются внешние документы – документы, подготовленные и отправленные экономическому субъекту третьим лицом. Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.
В случае если полученная от третьих сторон информация расходится с данными проверяемого экономического субъекта, аудитор должен выполнить дополнительные процедуры для получения достоверных подтверждений.[7]
Аналитические процедуры являются одним из способов получения аудиторских доказательств и состоят в выявлении, анализе и оценке финансово-экономических показателей деятельности аудируемого экономического субъекта. На стадии планирования аудита аналитические процедуры позволяют аудитору сформулировать особенности деятельности организации, выявить необычные или неверно отраженные в отчетности факты, определить области повышенного риска, требующие дополнительного внимания. В процессе проведения аналитических процедур аудитор также изучает экономическую деятельность организации, оценивает непрерывность ее работы, выявляет искажение бухгалтерской отчетности, проводит анализ, тестирование. Аналитические процедуры проводятся аудитором на протяжении всего процесса аудита, что позволяет повысить его качество и сократить трудозатраты. В период исследований аналитические процедуры могут выполняться в сочетании с другими аудиторскими процедурами.
Выполнение аналитических процедур состоит из: определения цели процедуры, выбора метода процедуры, непосредственно проведения процедуры и анализа результатов. Выбор метода аналитических процедур зависит от цели их проведения и определяется аудитором.
К основным методам аналитических процедур можно отнести:
Ø числовые и процентные сравнения;
Ø коэффициентный анализ;
Ø анализ, основанный на статистических методах;
Ø корреляционный анализ;
Ø генерацию случайных чисел.
Применяя данные методы, аудитор проводит:
Ø сравнение фактических показателей с плановыми (сметными);
Ø сравнение показателей отчетного периода с показателями предыдущих периодов;
Ø сравнение фактических финансовых показателей с показателями, определенными аудитором;
Ø вычисление коэффициентов финансового состояния организации и анализ их динамики;
Ø сравнение показателей аудируемого экономического субъекта со среднеотраслевыми данными.
Использование аналитических процедур в процессе аудита позволяет аудитору произвести оценку финансовых показателей путем изучения вероятных зависимостей между ними. Это в свою очередь дает возможность оценить эффективность методов планирования, используемых организацией, выявить сложившиеся тенденции, области потенциального риска, вероятность банкротства и т.п.
Устный опрос работников организации может проводиться аудитором на всех этапах аудиторской проверки.
Результаты опроса должны записываться в виде протокола или краткого конспекта, в котором обязательно указывается фамилия аудитора, проводившего опрос, а также ФИО опрошенного лица, для проведения опроса целесообразно готовить специальные бланки с перечнем необходимых вопросов. В бланках указываются фамилии опрошенных специалистов и данные ими ответы. Письменная информация по итогам устных опросов должна приобщаться аудиторской организацией е другим рабочим документам аудиторской проверки.
Составление альтернативного баланса производится аудитором с целью установления отклонений от нормативного расхода сырья, материалов и иных средств для получения доказательств правильности исчисления финансового результата. Для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции (выполнения работ, оказанных услуг) аудиторская организация может составить баланс израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции. Баланс сырья, материалов и выхода продукции позволяет аудиторской организации выявить отклонения от нормативного расхода сырья, материалов и выхода продукции и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата. Возможен вариант получения оборотного или сальдового баланса по результатам деятельности предприятия. Эта работа является весьма трудоемкой, но позволяет проверить правильность ведения учета в целом по предприятию.[8]
Заключение.
Таким образом, изучив основные вопросы, касающиеся аудиторских доказательств можно сделать следующие выводы:
Аудиторские доказательства бывают внутренними, внешними и смешанными. Наибольшую ценность представляют внешние доказательства, затем по степени ценности и достоверности следуют смешанные доказательства и внутренние.
Основными источниками аудиторских доказательств являются:
Ø первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
Ø регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;
Ø результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;
Ø результаты инвентаризации имущества экономического субъекта;
К наиболее распространенным способам получения аудиторских доказательств, которые аудиторские организации могут применить на конкретных участках аудита:
Ø проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);
Ø инвентаризация;
Ø оценка активов;
Ø устный опрос;
Ø аналитические процедуры;
Ø составление альтернативного баланса и др.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи выполнены.
Список литературы.
1. Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Особенности аудита малых экономических субъектов" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол N 1). Раздел 4
2. Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Проведение аудита с помощью компьютеров" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол N 1). Раздел 6
3. Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)
4. Аудит: Учебн. Для вузов / Подольский В.И. и др. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 13-14
5. Скобара В.В. Аудиторские доказательства и методы их получения // Аудиторские ведомости, - 2001, - N 11, - С. 15-19
6. Шапошников А.А. Границы достоверности в аудите // Аудиторские ведомости. – 2003. - № 4. – С. 65
[1] Аудит: Учебн. Для вузов / Подольский В.И. и др. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 232
[2] Аудит: Учебн. Для вузов / Подольский В.И. и др. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 234-235
[3] Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Проведение аудита с помощью компьютеров" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол N 1). Раздел 6
[4] Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Особенности аудита малых экономических субъектов" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., протокол N 1). Раздел 4
[5] Скобара В.В. Аудиторские доказательства и методы их получения // Аудиторские ведомости, - 2001, - N 11, - С. 15-19
[6] Скобара В.В. Аудиторские доказательства и методы их получения // Аудиторские ведомости, - 2001, - N 11, - С. 15-19
[7] Шапошников А.А. Границы достоверности в аудите // Аудиторские ведомости. – 2003. - № 4. – С. 65
[8] Скобара В.В. Аудиторские доказательства и методы их получения // Аудиторские ведомости, - 2001, - N 11, - С. 15-19