Министерство образования и науки РФ

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Ярославский филиал













Контрольная работа по Экономике организаций (предприятий)

Организация (фирма) в рыночной экономике. Цель, задачи, функции

Вариант 5










Выполнила студентка 3-го курса БУ,АиА (День)

Назарова Екатерина Владимировна


Проверила: Белянкина Л.Г.











Ярославль. 2009

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Организация (фирма) в рыночной экономике. Цель, задачи, функции ……4

2. Задача 1 …………………………………………………………………………9

3. Задача 2 ………………………………………………………………………..10

Заключение ………………………………………………………………………12

Список использованной литературы …………………………………………..13







































Введение

Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется таким понятием, как предпринимательская деятельность.

Предпринимательская деятельность — это организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.

Очевидно, что существующее многообразие интересов общества и предпринимателя очень трудно реализовать бесконфликтно. Поэтому экономический и социальный успех предпринимательской деятельности зависит от степени гармонизации этих интересов, от того, насколько удалось минимизировать разрыв между интересами отдельных контрагентов и добиться динамического равновесия между их целями.

Основной структурной единицей, субъектом предпринимательской деятельности является фирма.

Целью данной работы является изучение фирмы как инструмента рыночной экономики, ее функций, целей.




























1. Организация (фирма) в рыночной экономике. Цель, задачи, функции

В России с началом рыночных реформ быстро растет количество разнообразных фирм – в торговле, промышленности, сфере услуг, финансовом секторе, в других отраслях экономики.

Организация (фирма) как хозяйственная структура и как экономическая категория за длительный период развития рыночных отношений существенно эволюционировала. Первоначально понятие «фирма» означало «торговое имя» коммерсанта. Ныне этот термин обозначает институт, преобразующий ресурсы в продукцию. В учебной литературе фирма рассматривается как определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся производственной деятельностью (производством экономических благ) и обладающий хозяйственной самостоятельностью в решении вопросов что, как и для кого производить, где, кому и по какой цене продавать. Более сложное определение фирмы учитывает ее координирующую роль как механизма распределения ресурсов. Таким образом, функция организации (фирмы)  состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг.

Цель деятельности предприятия – удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Основная цель предпринимательства – получение прибыли, но не любой ценой. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей. Вместе с тем развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствуют насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно – технических достижений, способствует повышению эффективности производства.

Современное предприятие – сложная организационная структура. В рыночных условиях возрастает значение трех основных направлений организации промышленного предприятия:

- научной организации производства;

- научной организации труда;

- научной организации управления.

Рынок – совокупность интересов действий существующих и потенциальных покупателей и продавцов, а так же условий, характеризующих состояние и движение таких интересов и действий. Рынок – механизм взаимодействия покупателей и продавцов, реализующийся через рыночные цены, взаимное соотношение спроса и предложения.

Организация (фирма) в рыночной экономике выступает на различных рынках: производственных ресурсов и готовой продукции; ориентируется на локальный, национальный или международный рынок. Организация (фирма) в рыночном механизме выступает агентом спроса и агентом предложения, предлагает свои цены потребителям и поставщикам и одновременно учитывает сложившийся на рынке уровень цен, реализует свои интересы и предложения и учитывает предложения других рыночных агентов, строит свою рыночную стратегию и тактику в соответствии с существующим типом рыночной структуры и текущей ситуации. Рынок складывается по мере формирования определенных исторических условий, учет которых необходим при характеристике положения предприятия в рыночной экономике.

Разделение труда, возникновение обмена привело к появлению денег, которое расширяло стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. В результате появлялось товарное производство, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен другие нужные для него предметы.

Важным условием складывания экономических отношений является экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление получить в замен своего товара эквивалентное количество другого. Такое стремление возникает вследствие экономической обособленности интересов.

Чтобы рыночное хозяйство эффективно функционировало, необходимо еще и третье условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Осуществление внерыночного регулирования хозяйством допускается в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Потребитель и фирма являются основными агентами рыночных отношений, представляют два полюса этих отношений. С другой стороны, сама организация (фирма) является продуктом рыночных отношений. Выделим основные, наиболее существенные признаки таких институтов координации хозяйственных действий людей.


Рынок


·        Предполагается обособление средств производства (принадлежность факторов производства тем или иным собственникам)

·        Господство косвенных (опосредованных) форм связей между людьми – через цены, деньги

·        Использование экономических (материальных) стимулов; исключается прямой диктант, приказ

    


Организация (фирма)


·        Основывается на концентрации (объединении) факторов производства

·        Господство прямых (непосредственных) форм связей между сотрудниками

·        Предполагается единоначалие основывается на административных методах управления

Отмеченные признаки показывают, что рынок – это сфера бессознательной, спонтанной координации действий его участников. Фирмы же – это участки сознательной координации (кооперации) между людьми. В противоположность рынку они представляют собой плановую, или иерархическую, систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками. Таким образом, фирмы и рынок являются альтернативными способами организации экономической деятельности людей.

На поведения каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

В любой экономической системе не только функционирует огромное количество фирм, но и существуют разнообразные их типы. Это связано, прежде всего, с разнообразием способов минимизации издержек. Фирма как производственная единица и инструмент предпринимательской деятельности всегда имеет ту или иную организационно – правовую форму. С правовой точки зрения под фирмой (предприятием) подразумевается самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, который соединяет под своим управлением факторы производства – капитал, землю и труд – с целью производства товаров и услуг.

По действующему законодательству в настоящее время в России существуют следующие организационно – правовые формы предприятий:


Государственное предприятие

Муниципальное предприятие

Индивидуальное (семейное) частное предприятие

Полное товарищество

Смешанное товарищество

Товарищество с ограниченной ответственностью

Акционерное общество (открытого и закрытого типов)

Объединение предприятий

Предприятие, созданное на основе аренды и выкупа имущества трудовым коллективом


Такие понятия, как МП (малое предприятие), СП (совместное предприятие), кооператив, ныне считаются устаревшими. Они отражали не юридический статус предприятия, а некоторые его экономические особенности.

Важную роль в рыночной экономике продолжают играть государственные предприятия, которые в зависимости от способа и степени участия государства в собственности и управлении имеют следующие правовые формы: бюджетные предприятия; государственные корпорации; смешанные компании. Роль государственного сектора заключается в том, чтобы способствовать функционированию национальной экономики в условиях, близких к экономическому оптимуму: он должен обеспечить возможность более эффективного использования ресурсов страны и увеличения совокупного продукта.

Рынок представляет собой социальный (общественный) организм, обеспечивающий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ через процесс взаимного приспособления (выравнивание) спроса и предложения, формирование рыночных цен. Основными составляющими рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Спрос характеризует желание (и возможность) потребителей купить определенное количество товара по определенной цене. Спрос зависит от различных факторов; наиболее отчетливо проявляется зависимость спроса от цены: чем ниже цена блага, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить потребители, тем выше на него спрос.

Организация (фирма) предъявляет спрос на различные факторы производства – необходимые для производства экономических благ элементы. Спрос предприятия на ресурсы зависит от спроса потребителей на продукцию предприятия: чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос на ресурсы.

         Предложение – количество экономического блага, которое продавцы готовы предложить потребителям по определенной цене. Предложение товаров также неразрывно связанно с ценой, но зависимость эта прямая: чем выше цена, тем больше товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.

Предложение организации (фирмы) формируется с учетом трех групп факторов: предъявляемым платежеспособным спросом потребителей его продукции; имеющимся и потенциальным (планируемым) уровнем издержек производства (затрат предприятия на производство благ); общей рыночной ситуацией и поведением конкурентов.

 Рынки передают информацию в форме цен продавцам и покупателям товаров и услуг. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний.

Равновесие достигается под влиянием конкурентной среды рынка, иначе говоря, на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяется рыночным спросом и предложением.


ФАКТОРЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ДЕЛОВУЮ АКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (в процентах от общего числа базовых организаций)


 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Недостаток денежных средств

74

69

65

61

56

42

Недостаточный спрос на продукцию организации внутри страны

36

37

44

44

43

51

Неопределенность экономической обстановки

36

29

24

23

20

21

Отсутствие надлежащего оборудования

19

20

19

19

18

30

Высокая конкуренция со стороны зарубежных производителей

11

12

15

16

17

22

Недостаточный спрос на продукцию организации за рубежом

11

12

14

13

13

19









































2. Задача 1

Предприятие выпустило за год тысячу изделий. Себестоимость единицы составляет 25300 рублей, цена больше себестоимости на 15%. Среднегодовой остаток оборотных средств составляет 500 тысяч рублей. Определить длительность  одного оборота в днях, причем в расчете принять, что в году 360 дней.


Решение:

Длительность одного оборота, в днях, определяется делением количества дней в периоде на коэффициент оборачиваемости:


6



Коэффициент оборачиваемости определяется делением объема  выручки реализации продукции на средний остаток оборотных средств:


58,19



Зная, что предприятие за год выпустило тысячу изделий общей себестоимостью 25300000руб., определяем, что их общая цена =   29095000руб.



Ответ: длительность одного оборота составляет 6 дней.
















3. Задача 2

Первоначальная стоимость металлорежущего станка составляет 600тыс. руб., срок службы - 10 лет. Определить годовую сумму амортизационных отчислений линейным способом и по способу списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.


Решение:


1. Определим сумму амортизационных отчислений линейным способом.


Найдем годовую норму по формуле: , где   - полезный срок службы равный 10 годам


руб.



2. Определим годовую сумму амортизационных отчислений по способу списания стоимости по сумме чисел.

 

Найдем годовую норму амортизационных исчислений:


, где   - полезный срок службы равный 10 годам,

       - очередной год нормативного срока службы объекта


18.18%   - (первый год)

16.36%   - (второй год)

14.54%   - (третий год)

12.72%   - (четвертый год)

10.91%   - (пятый год)

9.1%   - (шестой год)

7.28%   - (седьмой год)

5.46%   - (восьмой год)

3.63%   - (девятый год)

1.81%   - (десятый год)


Найдем годовую сумму амортизационных отчислений по формуле:



 109080 руб.

 98160 руб.

 87300 руб.

 76320 руб.

  65460 руб.

      54600 руб.

  43680 руб.

  32760 руб.

  21780 руб.

  10860 руб.




Заключение

Организация (фирма) – это такое институциональное образование в рыночной экономике, которое призвано выполнять координирующую роль в процессе распределения экономических ресурсов и в результате минимизировать издержки участников. Фирма определяется как некоторая организация, производящая затраты экономических факторов, таких, как земля, труд и капитал, для изготовления продукции и услуг, которые предназначены для продажи потребителям или другим фирмам.

Получение максимальной прибыли — это конечная цель любой коммерческой деятельности. Но представление о том, что в современных условиях единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным. Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.





























Список использованной литературы

1.     Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я, Горфинкеля, проф. В.А. Швандара - 4-е изд. переработанное и дополненное. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г.

2.     Экономика организации (предприятия): Учебник/Под ред. Н.А. Сафронова - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: ИНФРА-М, 2004.

3.     Основы бизнеса: Учебник для студентов вузов - 5-е изд., переработанное и дополненное. - М,: Маркет-Дс, 2003 г.

4.     Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.А. Шухгальтер. - М.: ИНФРА-М, 2004 г.