Содержание

Введение. 3

Глава 1. История становления требований к специалистам.. 4

аудита. 4

1.1. Требования к специалистам аудита в Западной Европе. 4

1.2. Требования к специалиста аудита в США.. 5

1.3. Требования к специалистам аудита В России. 5

Глава 2. Аттестация специалистов аудита. 6

2.1 Международное регулирование вопросов аттестации специалистов аудита. 6

2.2 Аттестация специалистов аудита в мире: на примере Швеции. 7

2.3. Аттестация специалистов аудита в России. 10

2.3.1. Критерии допуска к аттестации. 10

2.3.2. Совершенствование обучения и проведения аттестации. 11

Глава 3.   Лицензирование специалистов аудита в России и в мире. 13

Заключение. 16

Список литературы. 17














Введение.


Одним из основных направлений реформирования аудита является комплекс мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, занятых в финансово-бухгалтерских и аудиторских службах. Поэтому вопрос о требованиях к подготовке специалистов, методах их обучения, аттестации и повышении квалификации находится в центре внимания.

Так целью данной работы будет рассмотрение вопросов связанных с требованиями, предъявляемыми к специалистам аудита в России и в мире.

Задачами является:

ü    Рассмотрение вопросов появления требований к специалистам аудита в Росси и в мире на примере некоторых стран

ü    Освещение процедуры аттестации специалистов аудита в России и в мире на примере Швеции

ü    Изучение правил лицензирования специалистов аудита в России и в мире

Актуальность выбранной темы определяется тем, что на данный момент проблема нормативного регулирования процедуры аттестации и лицензирования, соответствия требований предъявляемых к специалистам аудита с нормами международных стандартов в России стоит достаточно остро.

Действующие в нашей стране программы подготовки аудиторов и профессиональных бухгалтеров, стремящиеся, с одной стороны, к отражению в обучающих программах целей, форм и методов экономического развития, с другой - к нормированию учебного процесса, не обладают достаточно эффективным влиянием на качество образования.

В процессе написания работы использовались нормативно-правовые акты, такие как ФЗ «Об аудиторской деятельности», правило (стандарт) «Об образовании аудитора», периодические издания: «Аудиторские ведомости», «Аудит», «Финансовые и бухгалтерские консультации» за 2002 и 2003 гг.; СПС «Гарант»

 Глава 1. История становления требований к специалистам

аудита

1.1. Требования к специалистам аудита в Западной Европе

Профессия независимого бухгалтера-аудитора возникла в прошлом веке в акционерных обществах Европы. Это было вызвано потребностью в объективной оценке отчетности акционерного общества, получении достоверных данных и финансовом положении предприятия. Эти объективные данные мог дать только независимый от фирмы специалист.

Бухгалтеры-аудиторы появились в Великобритании в середине XIX в., где в 1862 г. Вышел закон об обязательном аудите, во Франции – в 1867 г.., в США – в 1937 г.

В Италии законную деятельность могут осуществлять в соответствии с Постановлением Правительства 1992 г. Только те лица, которые внесены в специальный именной реестр, находящийся под контролем Министерства юстиции. Попасть в этот реестр могут лишь аудиторы, сдавшие экзамены по бухгалтерскому учету, праву, вычислительной техники и информатике. Соискателями звания аудитора могут стать специалисты с высшим экономическим, юридическим и коммерческим образовании при наличии не менее трех лет практического стажа.

В Германии первая попытка введения аудита была предпринята в 1870 году, когда дополнение к закону об акционерных обществах обязало наблюдательные советы этих обществ осуществлять проверку основных отчетных форм и докладывать о результатах проверки на общих собраниях акционеров.

В настоящее время в институт аудиторов входят более 6000 аудиторов и 700 аудиторских организаций. Основным условием членства является добровольное, но строгое соблюдение профессиональных правил, включающее соблюдение этических норм.

Государственное влияние на аудиторскую деятельность в Германии определяется тем, что все аудиторы и аудиторские фирмы должны в обязательном порядке состоять членами Аудиторской палаты ФРГ.

Во Франции имеются две основные аудиторские организации , занимающиеся аудиторской деятельностью в стране: палата экспертов-бухгалтеров и Национальная компания комиссаров счетов. Основное отличие между бухгалтерами и комиссарами по счетам заключается в том, что первые приглашаются для проведения проверок бухгалтерского учета и отчетности в акционерных обществах, а вторые назначаются в обязательном порядке, согласно существующему законодательству об акционерных обществах комиссары по счетам осуществляют наиболее ответственные проверки.[1]

1.2. Требования к специалистам аудита в США

До начала ХХ века независимый аудит в соединенных Штатах Америки строился по английской модели, предусматривающий детальные исследования данных баланса. В этой связи Р. Монтгомери назвал американский аудит этого раннего этапа «счетоводческим аудитом», отметив , что три четверти рабочего времени аудитора уходило на подсчеты и составление бухгалтерских книг. Первое официальное постановление об аудите в США было опубликовано в 1917 году и было посвящено аудиту балансов. Это постановление было подготовлено Американским институтом бухгалтеров-экспертов.

Стандартизация аудита В США началась с 1939 года, когда был учрежден комитет по аудиторским процедурам. До 1972 года вышло 54 положения. Комитет преобразовался в Совет по аудиторским стандартам. Совет обобщил все положения и свел их воедино в виде Положения об аудиторской процедуре № 1 которое действует и в настоящее время.[2]

1.3. Требования к специалистам аудита в России

Одним из основных направлений реформирования бухгалтерского учета является комплекс мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, занятых в финансово-бухгалтерских и аудиторских службах. Поэтому вопрос о требованиях к подготовке специалистов, методах их обучения, аттестации и повышении квалификации находится в центре внимания. Ввиду многих общих проблем, решаемых в области подготовки бухгалтеров и аудиторов, представляется возможным рассмотреть их в комплексе, не выделяя отдельно эти проблемы в области подготовки бухгалтеров и в области подготовки аудиторов.

Ниже приведены три блока проблем, разрешение которых, позволит приблизить качество профессиональной подготовки бухгалтерско-аудиторских кадров к международным образовательным стандартам:

1. Определение критериев допуска к аттестации.

2. Совершенствование обучения и проведения аттестации аудиторов и профессиональных бухгалтеров.

3. Повышение квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров.

Глава 2. Аттестация специалистов аудита.

2.1 Международное регулирование вопросов аттестации специалистов аудита.

 Несомненна  необходимость регламентирующего документа, где были бы сформулированы национальные требования к уровню образования аудиторов. В системе МСА такого стандарта нет не потому, что данный вопрос не важен, просто IFAC выпускает по этому вопросу отдельную подборку инструктивных и регулирующих материалов. У нас требования к образованию аудиторов сформулированы во Временных правилах, и в Правиле (стандарте) "Образование аудитора", как документе более низкого законодательного уровня, требования Временных правил могли бы лишь конкретизироваться и детализироваться, но содержать какие-либо новации Правило (стандарт) не могло. Многие из этих требований с сегодняшних позиций воспринимаются неоднозначно, например, вероятность того, что аудитором может быть лицо, имеющее юридическое образование, по нашему мнению, использовалось на практике редко- не так уж много профессиональных юристов разбираются в дебете и кредите. В силу ряда причин в бухгалтерский учет и аудит за последнее время пришло много специалистов с техническим образованием, которые вынуждены были для формального соблюдения аттестационных требований получить дополнительное высшее или среднее специальное образование. Вместе с тем давно говорят о необходимости введения требования относительно дополнительной послевузовской подготовки для тех, кто хочет получить аудиторский аттестат. Однако пока такое требование может быть лишь рекомендательным. Таким образом, российский стандарт, посвященный образованию, необходим, но документ этот может стать полноценным только в том случае, когда неоправданно жесткие и конкретные положения Временных правил будут заменены отсылочной нормой закона об аудите, передающей полномочия формулировать соответствующие требования в таком стандарте.[3]

2.2 Аттестация специалистов аудита в мире: на примере Швеции.

Система подготовки аудиторов в Швеции является многоступенчатой. Она содержит четыре ступени.

Первая ступень - основное обучение через университеты или вузы.

Вторая ступень - базовое аудиторское обучение (теоретический курс и практика на аудиторских фирмах), которое слушатели проходят в специализированных образовательных учреждениях.

Третья ступень - получение статуса (аттестация) уполномоченных и утвержденных аудиторов сроком на 5 лет, на который можно претендовать после сдачи экзамена после второй ступени.

Четвертая ступень - ежегодное повышение квалификации (через систему института повышения квалификации аудиторов).

На первой ступени обучение проводится в университетах и вузах по специальности "экономика", и здесь руководствуются, как и в России, образовательными стандартами. Образование, полученное в шведском университете или шведском институте, должно быть в объеме не менее 120 недель по таким предметам, как экономика предприятий, право (в том числе торговое право, налоговое право), национальная экономика, статистика и математика. Не менее 110 недель должны быть распределены по следующим направлениям (обучение на стационаре высшего учебного заведения в Швеции в объеме одного семестра соответствует 20 неделям): экономика предприятий - 60 недель; право - 30 недель; прочие обязательные предметы - 20 недель.

Образовательный стандарт предписывает, что, например, по экономике предприятий обучение должно дать знания в области экономической теории и методов, а также дисциплин, имеющих особое значение для деятельности в сфере учета и аудита. Особое внимание удаляется изучению учета, аудита, финансирования, управления финансами и организационной теории. Занятия в области аудита дают знания об основных принципах и целях аудита, а также о роли, задачах и ответственности аудитора. Курсы по внешнему учету занимают не менее 10 недель.

Все остальные образовательные ступени аудиторов регламентирует Комиссия по аудиторской деятельности при Министерстве торговли и промышленности (КАД), которая своим предписанием об образовании и экзаменах 25 апреля 1996 г. утвердила требования к претендентам на сдачу ими аудиторского экзамена.

Чтобы быть допущенным к сдаче экзамена на звание аудитора, претендент обязан:

иметь диплом о высшем образовании по специальности "экономика промышленности" или с удовлетворительным результатом завершить любую другую равнозначную теоретическую подготовку;

пройти под руководством аудитора практику в течение не менее трех лет (для утвержденных аудиторов) и пяти лет (для уполномоченных аудиторов), в которой особый упор делается на аудит годового отчета и заключение о достоверности бухгалтерской отчетности на предприятии (или аналогичных отчетных документов).

Квалификационный экзамен должен гарантировать, что аудитор обладает достаточными теоретическими знаниями для осуществления утвержденной законом аудиторской проверки и способностью на практике применить эти знания в аудиторской деятельности. Задания на экзаменах приближены к ситуациям, в которые аудитор может быть поставлен в ходе проведения проверки.

Практическое образование должно соответствовать минимум трем годам работы на полную ставку, что по времени соответствует 1600 рабочим часам в год.

КАД также предписывает и порядок сдачи аудиторского экзамена, высшего аудиторского экзамена и экзамена на пригодность. Так, аудиторский экзамен и высший аудиторский экзамен проводятся два раза в год (в июне и ноябре). Экзамен на пригодность проводится один раз в год (в октябре или ноябре). Место и дата проведения экзаменов, а также размер платы за экзамен утверждаются в январе на весь последующий год.

В Швеции существует общественная организация - Ассоциация уполномоченных аудиторов (ФАР), членом которой в обязательном порядке должен стать каждый аудитор. Для вступления в ФАР необходимо сдать соответствующие экзамены.

В составе ФАР имеется экзаменационный совет, основными задачами которого являются:

ü    назначение составителей экзаменационных билетов, обеспечение их сохранности, а также разработка необходимых письменных положений и указаний по составлению экзаменационных билетов и проверке экзаменационных работ;

ü    утверждение размера платы за экзамен и представление правлению проекта бюджета на год;

ü    проверка и утверждение экзаменационных билетов и проверочных бланков перед каждым экзаменом;

ü    установление положений о пользовании вспомогательными средствами на экзамене и продолжительности самого экзамена;

ü    оценка результатов экзамена;

ü    рассмотрение поданных заявлений о пересмотре экзаменационных работ и представление исключений из правил относительно ограничения количества пересдач;

ü    назначение экзаменаторов на устный аудиторский экзамен, разработка указаний экзаменаторам;

ü    рассмотрение по заданию правления вопроса об обязательных проверках знаний для членов ФАР;

ü    поддержание контактов по принципиальным вопросам с руководством и ответственным за обучение входящих в ФАР аудиторских фирм.[4]

2.3. Аттестация специалистов аудита в России

2.3.1. Критерии допуска к аттестации.

Наиболее существенными критериями допуска к аттестации являются образование и опыт работы. Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" к аттестации допускаются лица, имеющие юридическое образование. Опыт показывает, что эта норма практически не действует. Ведь аудиторство – это прежде всего экономический вид деятельности, и мы считали бы целесообразным исключить допущение лиц, имеющих юридическое образование, к аттестации на право занятия аудиторской деятельностью.

Согласно Указу N 2263 и Положению об аттестации профессиональных бухгалтеров, утвержденному Институтом профессиональных бухгалтеров (ИПБ) 29.09.98 г., протокол N 4, к аттестации могут быть допущены лица, имеющие среднее специальное образование. Сегодня назрела необходимость ужесточить требования к образованию по ряду причин. Прежде всего изменились роль и функции аудиторской и бухгалтерской служб. Посредством аудиторской деятельности реализуется возможность привлечения инвестиций, осуществляются финансово-бухгалтерская диагностика, инвестиционный, финансовый и управленческий анализ. Бухгалтерская служба в современных условиях часто принимает решения в сфере финансирования, ценообразования, анализа, бизнес-планирования, участвует в подготовке управленческих решений, выполняет контрольные функции.

Только специалисты высшей квалификации, т.е. специалисты с высшим специальным образованием, могут обеспечить реальное выполнение указанных сложных задач.

Так как аудиторы и профессиональные бухгалтеры должны обладать специальными знаниями, навыками и опытом работы по специальности, то, по нашему мнению, руководитель организации не может быть допущен к аттестации.

Указом N 2263 к аттестации допускаются лица, имеющие стаж работы по специальности не менее 3 лет из последних пяти. Положением об аттестации профессиональных бухгалтеров предусмотрен стаж работы по специальности не менее 5 лет по совокупности. Однако, именно в последние 5-8 лет в России сложилось новое бухгалтерское мышление, сформировалась принципиально новая бухгалтерская философия, а потому только опыт работы, приобретенный за последние 5 лет, может служить основанием допуска претендента к аттестации.

2.3.2. Совершенствование обучения и проведения аттестации

Проблема реформирования российской системы образования вряд ли может быть решена, если главной целью не будет поставлено управление качеством образования. Европейские и международные образовательные стандарты раскрывают процедуры, обеспечивающие качество обучения. Действующие в нашей стране программы подготовки аудиторов и профессиональных бухгалтеров, стремящиеся, с одной стороны, к отражению в обучающих программах целей, форм и методов экономического развития, с другой - к нормированию учебного процесса, на наш взгляд, не обладают достаточно эффективным влиянием на качество образования. Практически нерешенным остается сегодня вопрос о методическом обеспечении процесса обучения. Учебно-методические центры (УМЦ) восполняют пробелы методического обеспечения самостоятельно в силу своих возможностей. Так, в УМЦ Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева по программам Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии (ЦАЛАК Минфина России) и ИПБ разработаны и изданы учебно-методические пособия по изучению дисциплин "Аудит", "Управленческий учет", "Экономический анализ", "Правовое регулирование хозяйственной деятельности". Однако уже назрела необходимость унификации подходов к методическому обеспечению и организации учебного процесса.

Представляется, что подготовка аудиторов и профессиональных бухгалтеров должна строиться по учебным модулям, включающим аудиторную и внеаудиторную работу слушателей:

утвержденные программы;

учебники по каждой дисциплине и их компьютерные версии;

учебно-методические пособия;

"кейсы" (для аудиторов это могут быть задания по составлению аудиторских отчетов, для профессиональных бухгалтеров - сквозные задачи с закрытием счетов, элементами калькулирования и выходом на отчетность);

задания для самостоятельной работы;

методическое обеспечение вопросов, связанных с особенностями аудита и бухгалтерского учета в различных отраслях национальной экономики.

Решение проблемы качества подготовки аудиторов и профессиональных бухгалтеров невозможно без надлежаще сформированного штата преподавателей. Более 50% времени лекционного курса в УМЦ должны читать кандидаты экономических наук и доктора экономических наук по соответствующему профилю дисциплин.

Сложившаяся система подготовки органично связана с процессом аттестации аудиторов и профессиональных бухгалтеров, что не соответствует нормам международных профессиональных образовательных стандартов. Необходимо отделить процесс подготовки бухгалтерско-аудиторских кадров от процесса аттестации.[5]

Глава 3 Лицензирование специалистов аудита в России и в мире

Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.03.02 г. N 190 "О лицензировании аудиторской деятельности", которое вступило в силу 4 апреля 2002 г. Постановлением утверждено новое Положение о лицензировании аудиторской деятельности, в котором предусмотрено предоставление соискателям единой лицензии на осуществление аудиторской деятельности на 5 лет (без разделения на различные виды аудита), включающей и право проведения аудита кредитных организаций (при наличии у аудиторской организации соответствующих аттестованных специалистов). Таким образом, решена проблема, связанная с прекращением с сентября 2001 г. Банком России выдачи лицензий на осуществление аудита кредитных организаций. В Положении определены обновленные лицензионные требования и условия, которые обязаны соблюдать аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при осуществлении аудиторской деятельности, более четко описаны процедуры контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

Так, лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверки их деятельности, основанием для чего являются:

а) план проверок, утвержденный лицензирующим органом;

б) распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;

в) нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;

г) обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

При проведении проверки лицензиат обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, в том числе аудиторские заключения и рабочую документацию, составление которой предусмотрено федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также другие необходимые при проверке сведения, объяснения и документы с соблюдением в ходе контрольных мероприятий органом регулирования требований ст.8 "Аудиторская тайна" Закона N 119-ФЗ. Программа, срок проведения проверки, состав группы проверяющих и ее руководитель определяются уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа. Срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 45 календарных дней.

Лицензирующий орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора по одним и тем же вопросам (основаниям), за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается лицензиату. В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения. Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов используемых им для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечить условия для проведения проверок.

В соответствии с постановлением N 190 Минфином России издан приказ от 1.04.02 г. N 26н "Об утверждении формы бланка лицензии на осуществление аудиторской деятельности" и выпущены приказы Минфина России от 10.04.02 г. N 70, от 20.05.02 г. N 98 и от 25.06.02 г. N 123 на предоставление права и единой лицензии на осуществление аудиторской деятельности 1046 лицензиатам.

Минфин России и ранее в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.99 г. N 472 "О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации" в рамках своей компетенции осуществлял работу по лицензированию аудиторской деятельности (кроме банковского аудита). Количество действующих лицензий у аудиторских организаций и аудиторов на 1 января 2002 г. (с учетом ранее выданных лицензий) составило соответственно 8601.

Кроме того, Минфином России издан приказ от 29.04.02 г. N 38н "Об утверждении Временного положения о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации", зарегистрированный Минюстом России 31 мая 2002 г., регистрационный N 3478 (далее - Временное положение). Временное положение определяет порядок получения аккредитации, отказа в выдаче аккредитации и отзыва аккредитации, права и обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, а также формы контроля за их деятельностью.[6]

Чтобы получить лицензию, нужно собрать пакет документов и представить его в соответствующий государственный орган (ст.9 Закона N 128-ФЗ).

Какие это документы? Это:

- заявление с просьбой предоставить лицензию. В нем укажите название и организационно-правовую форму вашей организации, ее местонахождение, а также вид деятельности, для которого вы хотите получить лицензию;

- копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;

- копия свидетельства о постановке вашей организации на учет в налоговой инспекции;

- платежное поручение на перечисление 300 руб. сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии;

- сведения о квалификации работников соискателя лицензии.[7]

Заключение

Таким образом, изучив основные требования к специалистам аудита в частности процедуры аттестации и лицензирования можно сделать следующие выводы:

Существует три блока проблем, разрешение которых, позволит приблизить  требования к  качеству профессиональной подготовки бухгалтерско-аудиторских кадров к международным образовательным стандартам:

1. Определение критериев допуска к аттестации.

2. Совершенствование обучения и проведения аттестации аудиторов и профессиональных бухгалтеров.

3. Повышение квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров

Сложившаяся система подготовки специалистов аудита  органично связана с процессом аттестации аудиторов и профессиональных бухгалтеров, что не соответствует нормам международных профессиональных образовательных стандартов. Необходимо отделить процесс подготовки бухгалтерско-аудиторских кадров от процесса аттестации.

Несомненна  необходимость регламентирующего документа, где были бы сформулированы национальные требования к уровню образования аудиторов. В системе МСА такого стандарта нет не потому, что данный вопрос не важен, просто IFAC выпускает по этому вопросу отдельную подборку инструктивных и регулирующих материалов.

Что касается лицензирования, то в требованиях предъявляемых российским законодательством и международными требованиями есть существенные различия, определяющиеся спецификой  аудиторской деятельности.

Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи выполнены.




Список литературы.

1.                Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.).

2.                Правило  (стандарт)  аудиторской  деятельности  "Образование   аудитора" (Одобрено  Комиссией   по  аудиторской   деятельности  при    Президенте Российской Федерации 22 января 1998 г., протокол N 2)

3.                Аудит: Учебн. Для вузов /  Подольский В.И. и др. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 13-14

4.                Крикунов А.В. Аудиторская профессия: современный этап развития // Аудиторские ведомости, - 2003. - № 4.- С. 7

5.                Лабынцев Н.Т. Шведский опыт подготовки кадров в области аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости, - 2002. - № 7. -  С. 23

6.                Ремизов Н.А.,  Золотухина Ю.А. Международные стандарты аудита и российская аудиторская практика // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2002. - N 1. – С.5

7.                Филиппов А.П. Как изменились правила лицензирования? // Главбух, -2003. -  N 3. – С. 14

8.                Хоружий Л.И. Подготовка и аттестация бухгалтерско-аудиторских кадров: проблемы и пути их решения // Аудиторские ведомости,- 2002, - № 3 С. 15




[1] Аудит: Учебн. Для вузов /  Подольский В.И. и др. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 13-14

[2] Там же С. 14

[3] Ремизов Н.А.,  Золотухина Ю.А. Международные стандарты аудита и российская аудиторская практика // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2002. - N 1. – С.5

[4] Лабынцев Н.Т. Шведский опыт подготовки кадров в области аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости, - 2002. - № 7. -  С. 23

[5]  Хоружий Л.И. Подготовка и аттестация бухгалтерско-аудиторских кадров: проблемы и пути их решения // Аудиторские ведомости,- 2002, - № 3 С. 15

[6] Крикунов А.В. Аудиторская профессия: современный этап развития // Аудиторские ведомости, - 2003. - № 4.- С. 7

[7] Филиппов А.П. Как изменились правила лицензирования? // Главбух, -2003. -  N 3. – С. 14