Содержание


1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 3

2. Учет операционных доходов и расходов, а также внереализационных доходов и расходов. 5

3. Задача. 11

Список литературы: 13

 

1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также выполняющие разные работы (капитальный, текущий ремонт основных средств и др.) и оказывающие различные виды услуг.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляется после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации. Поставщикам и подрядчикам может быть выдан в соответствии с хозяйственным договором аванс.

Организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию, оказанные услуги.

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Все операции связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы, оказанные услуги отражаются на данном счете независимо от времени оплаты.

поставщиками являются расчетные документ (счета, счета-фактуры) и документы, свидетельствующие о факте совершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ).

Типовые бухгалтерские проводки по счету 60

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Акцептованы счета – фактуры поставщиков

07, 08, 10, 11, 15, 20, 23, 25, 26, 29, 44

60

Начислен НДС

19

60

Оплачены счета поставщиков или подрядчиков, выданы авансы поставщикам или подрядчикам

60

50, 51, 55

Отражены суммы зачтенные при взаимных расчетах

60

62

На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен обусловленных договором счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Без согласия организации в безвозмездном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, электроэнергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.

Учет выданных авансов осуществляется обособленно в отдельных регистрах аналитического учета с целью получения информации о расчетах с конкретными поставщиками  и контроля за их состояниями. Суммы выданных авансов перечисляются по платежному поручению с расчетного или других счетов в банке. Эти операции оформляются бухгалтерской записью: Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 50, 51, 52, 55.

Перечисленные авансы поставщикам и подрядчикам учитываются по дебету этого счета до тех пор, пока не будут полностью оформлены поставка материально производственных запасов или объем предусмотренных договором работ и услуг. За полученные товары и выполненные работы, подтвержденные документально, возникает задолженность перед поставщиками или подрядчиками, которая уменьшается на сумму ранее выданных авансов.

При невыполнении договора поставки неиспользованные средства авансов возвращаются поставщиком на расчетный счет покупателя. Такая операция оформляется платежным поручением, в котором обязательно должно быть указано основание (номер и дата платежного поручения, по которому зафиксировано получение аванса, а также договора). Возврат поставщиком неиспользованной суммы аванса оформляется бухгалтерской записью: Дебет 50, 51, 52, 55 Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых еще не наступил; поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых еще не наступил; поставщикам с просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность ведется на счете 60 обособленно.

При журнально-ордерной форме учета учет расчетов с поставщиками ведутся в журнале – ордере № 6. в этом журнале синтетический учет сочетается с аналитическим. Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах и порядке плановых платежей ведется в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал – ордер № 6[1]

2.Учет операционных доходов и расходов, а также внереализационных доходов и расходов.

Операционные и внереализационные расходы и доходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». К этому счету могут быть открыты субсчета: 91-1 «Прочие доходы»; 91-2 «Прочие расходы»; 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

На субсчете 91-1 «Прочие доходы» учитываются операционные и внереализационные доходы.

На субсчете 91-2 «Прочие расходы» учитываются операционные и внереализационные расходы.

Субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» предназначен для выявления сальдо прочих расходов и доходов за отчетный месяц

Записи по субсчетам 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы» осуществляются накопительно в течении отчетного года. В конце месяца путем сопоставления дебетового оборота по субсчету 91-2 «Прочие расходы» и кредитового оборота по субсчету 91-1 «Прочие доходы» определяют сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно списывается с субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «прибыли и убытки». Счет 91 «Прочие доходы и расходы » закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет

 По окончании отчетного года все субсчета открытые к счету 91 «Прочие доходы и расходы », кроме субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов», закрываются внутренними записями на субсчет 91-9.

По кредиту субсчета 91-1 в составе операционных доходов отражаются:

ü    поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств (60, 76, 50, 51 и др.)

ü    поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;

ü    поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам) , - в корреспонденции со счетами учета расчетов (Д 76 К 91);

ü    поступления от продажи и прочего списания  основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, продукции, товаров, - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;

ü    проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке, - в корреспонденции со счетами учета финансовых вложений или денежных средств.[2]

По дебету 91-2 в составе операционных расходов отражаются:

ü    расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, - в корреспонденции со счетами учета затрат, активов;

ü    расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, - в корреспонденции со счетами учета затрат, активов;

ü    расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, - в корреспонденции со счетами учета затрат, активов;

ü    расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции, - в корреспонденции со счетами учета затрат;

ü    остаточная стоимость активов по которым начисляется амортизация, и фактическая себестоимость других активов, списываемых организацией, - в корреспонденции со счетами учета затрат;

ü    проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;

ü    расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями), - в корреспонденции со счетами учета расчетов ;

ü    отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности.[3]

Результаты от продажи и прочего выбытия основных средств (ликвидация в результате непригодности к дальнейшей эксплуатации, передача в уставной капитал других организаций, дарение физическим или юридическим лицам) в виде прибыли или убытка, определяются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета 91-2 «Прочие расходы» отражается остаточная стоимость выбывших основных средств, расходы, связанные с их выбытием, суммы НДС, полученные в составе выручки при продаже основных средств. По кредиту субсчета 91-1 «Прочие доходы» записывается выручка от продажи основных средств. Полученный результат переносится на счет 99 «Прибыли и убытки». При получении прибыли делается бухгалтерская запись: Д 91-9 К 99. Полученный убыток оформляется проводкой: Д 99 К 91-9.

Однако следует помнить, что убыток от выбытия основных средств не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Аналогично в бухгалтерском учете отражаются результаты от продажи другого имущества организации (нематериальные активы, материалы, иностранная валюта и т.д.)

Доходы от участия в уставных капиталах других организаций возникают при получении организацией части прибыли других организаций и дивидендов по акциям, принадлежащим организации – акционеру.

В настоящее время используют два варианта отражения доходов от участия в других организациях: по фактическому поступлению денежных средств или по предварительному начислению доходов на счетах.

По мере поступления денежных средств делаются бухгалтерские записи:

Д 51, 52, К 91 В конце месяца: Д 91К 99.

Сумму доходов, причитающуюся к получению от вкладов в уставной капитал организации и дивиденды отражают: Д 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К 91. В конце месяца6 Д 91 К 99.

Поступившие платежи по доходам заносят по счетам: Д 51, 52, К 76

К операционным расходам, учитываемым на счете 91, относятся также суммы причитающихся к уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ (налог на имущество организации; налог на рекламу и т.д.)

Начисление этих налогов и сборов отражаются бухгалтерской записью:

Д 91 К 68 «Расчеты по налогам и сборам»[4]

Под доходами и расходами от внереализационных операций следует понимать доходы и затраты предприятия, не связанные непосредственно с производством и реализацией продукции в рамках уставной деятельности

В составе внереализационных доходов и расходов отражаются:

ü    штрафы, пени, неустойки за нарушение условий хозяйственных договоров полученные (уплаченные) – в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;

ü    активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения– в корреспонденции со счетами учета доходов будущих периодов; при этом по основным средствам - по мере начисления амортизации; по иным материальным ценностям - при списании в производство;

ü    поступления (расходы) в возмещение причиненных организации убытков– в корреспонденции со счетами учета расчетов;

ü    прибыль (убытки) прошлых лет, выявленная в отчетном году, прибыль– в корреспонденции со счетами учета расчетов, убыток – со счетами учета расчетов, начислений амортизации и др.;

ü    суммы кредиторской и депонентской (дебиторской) задолженности, по которым истек срок исковой давности, - в корреспонденции соответственно кредиторской и дебиторской задолженности:;

ü    положительные (отрицательные) курсовые разницы– в корреспонденции со счетами учета денежных средств, финансовых вложений расчетов и др.;

ü    сумма дооценки (уценки) активов;

ü    прочие внереализационные доходы и расходы (убытки от списания стоимости материальных ценностей в результате хищений, виновники которых по решению суда не установлены; недостачи (излишки) материальных ценностей, выявленные при инвентаризации; судебные издержки и арбитражные сборы; суммы созданных резервов по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг и т.д.).

ü    перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий.

Присужденные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий хозяйственных договоров, отражаются: Д 76 К 91 и одновременно на сумму НДС – Д 91 К 68. При поступлении средств – Д 51 К 76

Начисленные организации суммы штрафов, пени, неустоек за нарушение условий хозяйственных договоров записываются по счетам: Д 91 К 60, 76.

Однако, суммы внесенные в бюджет и в государственные внебюджетные фонды в виде санкций, в состав внереализационных расходов не включаются, а относятся на уменьшение прибыли организации, что отражается бухгалтерской проводкой : Д 99 К 68, 69

Курсовые валютные разницы (положительные или отрицательные) возникают в связи с пересчетом по действующему курсу Банка России наличной валюты на банковских счетах и расчетов, осуществляемых в конвертируемой валюте. С января 2000 г. Введена в действие новая редакция Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выраженных в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000). Согласно этому положению курсовые разницы следует отражать как внереализационные доходы и расходов по мере их возникновения.[5]

Положительные курсовые разницы в зависимости от объекта учета отражаются записями:

Ø    на разницу по операциям с долгосрочными финансовыми вложениями – Д 58 К 91

Ø    на разницу по денежным средствам в валюте – Д 50, 52 К 91

Ø    на разницу по операциям выдачи валюты под отчет – Д 71 К 91

Отрицательные курсовые разницы оформляются обратными бухгалтерскими проводками по отношению к положительной курсовой разнице.

3. Задача

Условия:

Составить расчет издержек обращения списываемых на реализацию и приходящихся на остаток товаров на 01.06 2002 г. По следующим данным:

§     Издержки обращения на 01.05.02 – сальдо начальное по дебету счета 44 – сумма транспортных расходов 480,00

§     Издержки обращения по поступившим товарам в мае месяце 1975,40

§     В т.ч. транспортные расходы 511,00+120,80

§     Реализовано товаров в мае месяце 2570,90

§     Остаток товаров на конец мая месяца 4721,40

Решение:

1. Сумма издержек обращения на остатки товаров исчисляется по среднему проценту издержек обращения за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

2. Суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца, произведенные в отчетном месяце: 511,00+120,80=631,80

3. Определяется сумма товаров реализованных в отчетном месяце (2570,90) и остатков товаров на конец месяца (4721,4)

4. Отношением, определенном в п. 1, суммы издержек обращения и производства к сумме реализованных и оставшихся товаров в п. 2 определяется средний процент издержек обращения и производства к общей стоимости товаров:

Средний процент = =((480,00+631,8)/(20570,9+4721,4))*100%=1111,8/25292,3=4,39%

5. Умножением суммы остатков товаров на конец месяца на средний процент издержек обращения определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца:

Издержки обращения = 4721,40*4,39%/100%=207,26

6. Определяется сумма издержек обращения в части транспортных расходов, списываемых в отчетном периоде на реализацию:

Списываемые изд. обр. = 480+631,8-207,26=904,54

7. Кроме того, списываются издержки обращения за отчетный период по другим статьям расходов: 1975,4-631,8=1343,6

8. Всего за май списано издержек обращения: 1343,6+904,54=2248,14 или

480+1975,4-207,26=2248,14

Ответ: Издержки обращения на 01.06.2002 = 207,26

             Списываемее издержки обращения = 2248,14

Список литературы:


1. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99(утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.)

2. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.)

3. Богатая И.Н. Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. Серия «Учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002. 608 с.

4. Бухгалтерский учет: учебник для вузов / Под. Ред. Проф. Ю.А. Бабаева. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 476 с.

5. Николаева Г.А., Сергеева Т.С. Бухгалтерский учет в оптовой торговле – М.: Издательство ПРИОР, 2002. - 272 с.

6. Толкачева О.М. Бухгалтерский учет: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. – Новосибирск, 2003.-.312 с.


[1] Богатая И.Н. Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. Серия «Учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002. - С. 366

[2] Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99(утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.)

[3] Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н) (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.)

[4]Толкачева О.М. Бухгалтерский учет: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. – Новосибирск, 2003.-.С.284-287

[5] Бухгалтерский учет: учебник для вузов / Под. Ред. Проф. Ю.А. Бабаева. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – С. 215