Задачи и функции психолога на предприятии
Содержание
Введение........................................................................................................................................ 3
Задачи и функции психолога на предприятии.......................................................................... 4
1. Должностные обязанности психолога................................................................................ 4
2. Функциональные обязанности психолога, осуществляющего первичный прием........ 7
3. Функциональные обязанности психолога, осуществляющего диагностическое обследование..................................................................................................................................................... 8
4. Функциональные обязанности психолога - семейного консультанта............................ 9
Заключение.................................................................................................................................. 10
Список использованной литературы........................................................................................ 11
Введение
Тема это очень актуальна, так как в современном обществе все больше открывается центров психологической помощи и им нужно и просто необходимо знать свои обязанности.
Должностные обязанности разрабатываются с учетом широкого диапазона функционирования специалистов в центрах отдельно для каждой специализации:
· консультирование,
· первичный прием,
· диагностическое обследование,
· семейное консультирование;
· коррекционно-развивающая деятельность.
В связи с эти актуальным является рассмотрение функций и задач психолога на предприятии.
Для раскрытия данной темы рассмотрим следующие вопросы:
1. основные компоненты должностных обязанностей психолога на предприятии;
2. обозначить функциональные обязанности психолога, осуществляющего первичный прием;
3. раскрыть сущность функциональных обязанностей психолога, осуществляющего диагностическое обследование;
4. обозначить функциональные обязанности психолога - семейного консультанта.
Задачи и функции психолога на предприятии
1. Должностные обязанности психолога
Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.
Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.
Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.
Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.
Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.
Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.
Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.
Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.
Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.
Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации.
Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.
Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.
2. Функциональные обязанности психолога, осуществляющего первичный прием
Собирает объективную информацию: биографические данные, условия труда работников, положение в семье. Выявляет субъективные мнения членов семьи о проблеме, ее истории, социальном фоне, привычных способах выхода из проблемной ситуации. Анализирует первичную жалобу семьи, соответствие или несоответствие этой жалобы объективной реальности и помогает семье сформулировать актуальную проблему и наметить пути разрешения[1].
Оказывает первичную психологическую поддержку, устанавливает контакт, информирует семью о возможных формах психологической, медицинской, социальной и педагогической помощи и способах ее получения.
Направляет к специалистам для оказания психологической помощи в соответствии с нуждами конкретногосотрудника, его семьи и их реальными жизненными условиями и возможностями специалистов центра.
Заводит документацию по установленной форме (психологическую карту на сотрудника).
Дополнительно должен знать:
- основы социальной политики, права, трудового и семейного законодательства;
- нормативные документы, регулирующие вопросы обучения, здравоохранения, их социальной защиты;
- структуру социальных служб, педагогических и медицинских учреждений на территории, обслуживаемой центром;
- организацию и структуру центра, возможности его специалистов.
3. Функциональные обязанности психолога, осуществляющего диагностическое обследование
Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения (с целью определения структуры личности, уровня развития интеллекта сотрудников, особенностей его нервно-психической сферы, профессиональных способностей, эмоциональных отношений в семье). Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии. Определяет факторы, препятствующие развитию личности[2].
Предлагает программу психолого-педагогической помощи с учетом данных диагностического обследования. Составляет психологическое заключение и проводит консультацию по материалам диагностического обследования с целью ориентацииобследуемого и специалистов по психолого-педагогической коррекции. Проводит повторное диагностическое обследование (с повторным заключением и консультациями всех вышеуказанных лиц) по прохождении обследуемым курса психологической коррекции.
Участвует в работе психолого-педагогического консилиума центра.
Дополнительно должен знать:
- медицинскую психологию, нейропсихологию, патопсихологию, семейную психологию;
- методы индивидуальной и групповой диагностики, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации;
- половозрастные нормы и особенности развития.
4. Функциональные обязанности психолога - семейного консультанта
Осуществляет консультативную работу с целью социально-психологической коррекции дисфункционального взаимодействия в семье. Достижение этой цели связано с решением следующих задач: снижение уровня тревоги в семье; выявлениe повторяющихся элементов взаимодействия и семейных стратегий; поддержание позитивных элементов поведения; развитие социально-психологической компетентности членов семьи; коррекция конфликтного поведения[3].
Дополнительно должен знать:
- теорию и практические методы семейного консультирования;
- методы диагностики и анализа семейных отношений;
- методы социально-психологического тренинга;
- методы активного обучения.
Заключение
В ходе проведения теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.
Психолог в сфере производства принимает участие в федеральных службах занятости, трудоустройства населения, в деятельности психологической службы на предприятии, профилактике производственных конфликтов, стимулировании труда, аттестации кадров, их подготовки и переподготовки.
Индивидуальное психологическое консультирование работников предприятий, профконсультирование безработных на биржах труда.
Список использованной литературы
1. Бодалев А.А. Психологическая служба в системе здравоохранения и образования (заседание "круглого стола" журнала) // Психол. журн. - 1984. - 6. - С.27-38.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПБ.: Свет, 1997.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., Питер, 2002.
4. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. – М., Педагогика, 1985.
[1] Бодалев А.А. Психологическая служба в системе здравоохранения и образования (заседание "круглого стола" журнала) // Психол. журн. - 1984. - 6. - С.27.
[2] Бодалев А.А. Психологическая служба в системе здравоохранения и образования (заседание "круглого стола" журнала) // Психол. журн. - 1984. - 6. - С.30.
[3] Бодалев А.А. Психологическая служба в системе здравоохранения и образования (заседание "круглого стола" журнала) // Психол. журн. - 1984. - 6. - С.34.