Задачи и функции психолога на предприятии


Содержание


Введение........................................................................................................................................ 3

Задачи и функции психолога на предприятии.......................................................................... 4

1. Должностные обязанности психолога................................................................................ 4

2. Функциональные обязанности психолога, осуществляющего первичный прием........ 7

3. Функциональные обязанности психолога, осуществляющего диагностическое обследование..................................................................................................................................................... 8

4. Функциональные обязанности психолога - семейного консультанта............................ 9

Заключение.................................................................................................................................. 10

Список использованной литературы........................................................................................ 11




Введение


Тема это очень актуальна, так как в современном обществе все больше открывается центров психологической помощи и им нужно и просто необходимо знать свои обязанности.

Должностные обязанности разрабатываются с учетом широкого диапазона функционирования специалистов в центрах отдельно для каждой специализации:

·        консультирование,

·        первичный прием,

·        диагностическое обследование,

·        семейное консультирование;

·        коррекционно-развивающая деятельность.

В связи с эти актуальным является рассмотрение функций и задач психолога на предприятии.

Для раскрытия данной темы рассмотрим следующие вопросы:

1. основные компоненты должностных обязанностей психолога на предприятии;

2. обозначить функциональные обязанности психолога, осуществляющего первичный прием;

3. раскрыть сущность функциональных обязанностей психолога, осуществляющего диагностическое обследование;

4. обозначить функциональные обязанности психолога - семейного консультанта.


Задачи и функции психолога на предприятии


1. Должностные обязанности психолога


Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.

Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации.

Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.

Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.

Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.


2. Функциональные обязанности психолога, осуществляющего первичный прием


Собирает объективную информацию: биографические данные, условия труда работников, положение в семье. Выявляет субъективные мнения членов семьи о проблеме, ее истории, социальном фоне, привычных способах выхода из проблемной ситуации. Анализирует первичную жалобу семьи, соответствие или несоответствие этой жалобы объективной реальности и помогает семье сформулировать актуальную проблему и наметить пути разрешения[1].

Оказывает первичную психологическую поддержку, устанавливает контакт, информирует семью о возможных формах психологической, медицинской, социальной и педагогической помощи и способах ее получения.

Направляет к специалистам для оказания психологической помощи в соответствии с нуждами конкретногосотрудника, его семьи и их реальными жизненными условиями и возможностями специалистов центра.

Заводит документацию по установленной форме (психологическую карту на сотрудника).

Дополнительно должен знать:

-   основы социальной политики, права, трудового и семейного законодательства;

-   нормативные документы, регулирующие вопросы обучения, здравоохранения, их социальной защиты;

-   структуру социальных служб, педагогических и медицинских учреждений на территории, обслуживаемой центром;

-   организацию и структуру центра, возможности его специалистов.


3. Функциональные обязанности психолога, осуществляющего диагностическое обследование


Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения (с целью определения структуры личности, уровня развития интеллекта сотрудников, особенностей его нервно-психической сферы, профессиональных способностей, эмоциональных отношений в семье). Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии. Определяет факторы, препятствующие развитию личности[2].

Предлагает программу психолого-педагогической помощи с учетом данных диагностического обследования. Составляет психологическое заключение и проводит консультацию по материалам диагностического обследования с целью ориентацииобследуемого и специалистов по психолого-педагогической коррекции. Проводит повторное диагностическое обследование (с повторным заключением и консультациями всех вышеуказанных лиц) по прохождении обследуемым курса психологической коррекции.

Участвует в работе психолого-педагогического консилиума центра.

Дополнительно должен знать:

-   медицинскую психологию, нейропсихологию, патопсихологию, семейную психологию;

-   методы индивидуальной и групповой диагностики, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации;

-   половозрастные нормы и особенности развития.


4. Функциональные обязанности психолога - семейного консультанта


Осуществляет консультативную работу с целью социально-психологической коррекции дисфункционального взаимодействия в семье. Достижение этой цели связано с решением следующих задач: снижение уровня тревоги в семье; выявлениe повторяющихся элементов взаимодействия и семейных стратегий; поддержание позитивных элементов поведения; развитие социально-психологической компетентности членов семьи; коррекция конфликтного поведения[3].

Дополнительно должен знать:

-   теорию и практические методы семейного консультирования;

-   методы диагностики и анализа семейных отношений;

-   методы социально-психологического тренинга;

-   методы активного обучения.


Заключение


В ходе проведения теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

Психолог в сфере производства принимает участие в федеральных службах занятости, трудоустройства населения, в деятельности психологической службы на предприятии, профилактике производственных конфликтов, стимулировании труда, аттестации кадров, их подготовки и переподготовки.

Индивидуальное психологическое консультирование работников предприятий, профконсультирование безработных на биржах труда.



Список использованной литературы


1. Бодалев А.А. Психологическая служба в системе здравоохранения и образования (заседание "круглого стола" журнала) // Психол. журн. - 1984. - 6. - С.27-38.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПБ.: Свет, 1997.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., Питер, 2002.

4. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. – М., Педагогика, 1985.






[1] Бодалев А.А. Психологическая служба в системе здравоохранения и образования (заседание "круглого стола" журнала) // Психол. журн. - 1984. - 6. - С.27.

[2] Бодалев А.А. Психологическая служба в системе здравоохранения и образования (заседание "круглого стола" журнала) // Психол. журн. - 1984. - 6. - С.30.

[3] Бодалев А.А. Психологическая служба в системе здравоохранения и образования (заседание "круглого стола" журнала) // Психол. журн. - 1984. - 6. - С.34.