Социально-педагогическая работа с подростками склонными к алкоголизму



Содержание


Введение........................................................................................................................................ 3

1. Влияние алкоголя здоровье на человека................................................................................ 5

1.1. Влияние алкоголя на центральную нервную систему................................................... 5

1.2. Воздействие алкоголя на печень...................................................................................... 8

1.3. Женщина и алкоголь........................................................................................................ 11

1.4. Влияние алкоголя на потомство..................................................................................... 13

1.5. Лечение алкоголизма....................................................................................................... 15

2. Социально-педагогическая работа с подростками склонными к алкоголизму............... 16

Заключение.................................................................................................................................. 21

Список использованной литературы........................................................................................ 23



Введение


Установлено, что алкоголь разрушающе действует на все системы и органы человека. В результате систематического употребления алкоголя развивается комплекс болезненного пристрастия к нему, выражающейся в потере чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя, нарушении деятельности центральной и периферической нервной системе и функций внутренних органов, изменение в психике, и возникающее при приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность, и т.д.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения[1].

По данным официальной статистики, в Англии 70 процентов самоубийств совершается в состоянии опьянения. По официальным статистическим данным, в США ежегодно регистрируется 400 тысяч травм, происшедших в состоянии опьянения.

У тех, кто начал употреблять алкоголь подростками, алкогольная болезнь развивается в 2,5-3 раза быстрее, нежели лиц, начавших употреблять алкоголь будучи уже совершеннолетними. Вот почему в борьбе с алкоголизмом и групповой преступностью важно антиалкогольное воспитание несовершеннолетних. Деморализованные систематическим употреблением алкоголя подростки систематически совершают мелкие кражи, и другие преступления, группируясь в асоциальные и криминальные группы.

Развитие алкоголизма начинается с безобидного, на первый взгляд, употребления алкоголя – из любопытства. Некоторая часть подростков, удовлетворив свое естественное в этом возрасте любопытство, больше никогда алкоголь не употребляет.

У других же, испытавших состояние алкогольного опьянения, потребление алкоголя в группах сверстников или с участием взрослых приобретает личностный смысл, когда выпивка становится средством самоутверждения.

Такие алкогольные эксцессы обычно носят групповой характер, должны иметь так называемую аудиторию, в глазах которой необходимо самоутвердиться (свою группу, других сверстников или взрослых). Группа алкоголизирующих подростков легко превращается в “скоп”, избрав для самоутверждения в качестве способов пьяный кураж, хулиганство, демонстрацию силы, совершение актов вандализма, драки, поножовчину, и т.п.

Иначе развивается групповое криминальное поведение несовершеннолетних, когда употребление спиртного входит в традиционные ритуалы в качестве компонента досуга. Сюда относятся группы “любителей кайфа”, а также “алкогольных эстетов”, у которых социальная зависимость от алкоголя дополняется психологической зависимостью. Первые пьют, чтобы испытать алкогольную эйфорию, а вторые подкрепляют употребление алкоголя своими “теориями”: что и как пить предпочтительнее, чтобы получить удовольствие и наслаждение. Из солидарности или под психологическим давлением к ним присоединяются и другие подростки, для которых в состоянии опьянения легче продемонстрировать свое превосходство над другими, показать себя “настоящим мужиком”, почувствовать уверенность в себе.

В связи с этим становится очевидным рассмотрение социально-педагогических методов работы с подростками склонными к алкоголизму.

Цель работы: ознакомиться с социально-педагогической работой с подростками склонными к алкоголизму.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. выявить, какое влияние оказывает алкоголь на здоровье;

2. обозначить приемы социально-педагогической работы с подростками склонными к алкоголизму.

1. Влияние алкоголя здоровье на человека


У некоторых людей бытует не правильное мнение о том, что употребление спиртных напитков в умеренных дозах не только не вредно, но и полезно. Многие искренни, убеждены, что алкоголь повышает работоспособность, помогает в творческой деятельности, улучшает аппетит, предохраняет от язвенной болезни желудка, простудных и других заболеваний и т.д[2].

Такое представление является глубоким заблуждением. Хроническое употребление алкоголя наносит вред всем органам и системам, особенно предрасположенных к заболеванию.


1.1. Влияние алкоголя на центральную нервную систему


Человек выпивает рюмку-другую – и через несколько минут по телу разливается чувство тепла, поднимается настроение. Человек оживлен, болтлив, доволен собой и окружающими. Еще несколько рюмок – и благодушно-приподнятое настроение сменилось обидчивостью, раздражительностью, гневливостью. Заметно нарушилась координация движений, речь стала невнятной, смазанной.

Эти внешние признаки опьянения – результат отравления головного мозга алкоголем. Он легко проходит сквозь биологические мембраны и начинает всасываться в кровь, а затем в желудке и кишечнике; с током крови разносится по всему организму. Головной мозг обильно снабжается кровью, алкоголь попадает сюда довольно быстро и жадно поглощается липидами – жировыми веществами, содержащиеся в клетках мозга – нейтронах. Здесь он задерживается и проявляет свое токсическое действие до тех пор, пока не изойдет его полное окисление.

Алкоголь часто называют стимулирующим средством. Это неверно. Ведь алкоголь не что иное, как специфический яд, и на центральную нервную систему он оказывает не стимулирующее, а угнетающее действие. Как известно, в основе нервной высшей деятельности человека лежат два противоположных процесса – возбуждение и торможение; в нормальном состоянии они уравновешены. Но даже незначительная доза спиртного угнетает процессы активного внутреннего торможения, отсюда и некоторая развязность, несдержанность[3].

Доказано, что действие алкоголя на мозг находится в прямой зависимости от его концентрации в крови. В начале опьянения страдают структуры коры больших полушарий; активность центров мозга, управляющих поведением, подавляется: утрачивается разумный контроль над поступками, снижается критическое отношение к себе. По мере того как концентрация алкоголя в крови нарастает, происходит дальнейшее угнетение тормозных процессов в коре головного мозга. Центры ее приходят в хаотическое возбуждение, из-под их регулирующего влияния высвобождаются нижележащие подкорковые отделы, что сопровождается раскрепощенностью низших форм поведения и инстинктов. И. П. Павлов называл такое состояние "буйством подкорки".

При очень большом содержании алкоголя в крови угнетается активность двигательных центров мозга, главным образом страдает функция мозжечка – человек полностью теряет ориентацию.

Многочисленные эксперименты и наблюдения показали, что даже одноразовый прием крепких спиртных напитков вызывает хотя и временные, но довольно серьезные нарушения работа всех отделов головного мозга. Не станем "опускаться" на молекулярный уровень и касаться тех сложнейших процессов, которые происходят в нервных клетках под действием алкоголя (хотя именно патологические изменения обмена веществ в нейтроне – первопричина расстройства и его функции и функции мозга в целом). Обратимся к фактам, лежащим на поверхности.

Алкогольная диплопия (двоение в глазах) – явление, хорошо всем известное. Сколько существует шуток и анекдотов по этому поводу! А сущность этого явления заключается в том, что в результате токсического действия алкоголя в глазодвигательном центре мозга создается очаг торможения. Мышцы глаз сокращаются медленнее, их согласованная работа нарушается. Зрительные оси смещаются относительно друг друга, и изображение попадет на несимметричные места сетчатки – у человека начинает двоиться в глазах[4].

После приема алкоголя заметно снижается острота зрения, и, чтобы различить мелкие предметы, человеку необходимо более сильное освещение. Некоторые специалисты сравнивают действие алкоголя на зрение с эффектом черных очков в сумерках или темноте.

Отрицательно сказывается действия алкоголя на слуховом восприятии; искажаются вкусовые ощущения; снижаются реакции на внешние раздражители; увеличивается число ошибок при решении простейших арифметических примеров.

Алкоголь крайне неблагоприятно влияет на сосуды головного мозга. В начале опьянения они расширяются, кровоток в них замедляется, что приводит к застойным явлениям в головном мозге. Затем, когда в крови помимо алкоголя начинают накапливаться вредные продукты его неполного распада, наступает резкий спазм, сужение сосудов. Поэтому в состоянии опьянения довольно часто (и особенно у людей пожилых) развиваются такие опасные осложнения, как мозговые инсульты, приводящие к тяжелой инвалидности и даже смерти.

Столь тяжелые испытания, выпадают на долю нервных клеток пьющего человека, приводят к их преждевременному износу и дегенерации (перерождению); наблюдается их массовая гибель. Распадаются и исчезают нервные волокна: выходят из строя километры нервных коммуникаций. Правда, мозг насчитывает более 10 миллиардов нейтронов, нервная ткань высоко пластична и обладает большим запасом компенсаторных возможностей. Но всему есть предел. А если учесть, что нервные клетки в отличие от всех других неспособны к регенерации, а "алкогольные залпы" уничтожают их тысячами, то становится понятным, почему у людей, злоупотребляющих спиртными напитками, отмечаются изменения структуры головного мозга. Сморщиваются и уменьшаются в размерах большие полушария, извилины коры истончаются.

Изменения структуры мозга, вызванные многолетней алкогольной интоксикацией, почти необратимы, и даже после длительного воздержания от употребления спиртных напитков они сохраняются. Если же человек не может остановиться, то органические и, следовательно, психические отклонения от нормы идут по нарастающей. Практика свидетельствует: злоупотребление алкоголем является истоков и первопричиной многих психических расстройств.


1.2. Воздействие алкоголя на печень


Когда речь заходит о влиянии алкоголя на внутренние органы, в первую очередь вспоминают о его токсическом действии на печень. Статистика говорит, в частности, о том, что у людей злоупотребляющих спиртными напитками, возникновение цирроза печени наблюдается в семь раз чаще, чем у непьющих[5].

С помощью специальных методов исследования удалось установить, что даже однократный прием значительной дозы спиртного ведет к серьезным изменениям функции печеночных клеток. Правда, в здоровом организме благодаря его высоким компенсаторным возможностям эти нарушения быстро устраняются. Но если человек выпивает систематически, патологические изменения приобретают устойчивый характер. И чем чаще и массированнее атаки алкоголя, тем большее число гепатоцитов вовлекается в патологический процесс. Наступает первая фаза алкогольного поражения печени – ожирение.

Ожирение печеночных клеток (жировая дистрофия) у людей, пристрастившихся к спиртному, наблюдается довольно часто.

Все структурные – органеллы клетки – деформируются, цитоплазма почти целиком заполняется жиром, ядро смещается к периферии. Клетка увеличивается в размерах, но ее полезная, рабочая площадь уменьшается. Ожиревшие гепатоциты не в состоянии выполнить свои обязанности. Если в начальных стадиях поражения печени наблюдается повышенная активность алкогольдегидрогеназы – основного фермента, разлагающего алкоголь, то в последствии наступает ее снижение, что объясняется истощением клетки. В печени не только ухудшаются обменные процессы, но и страдает ее барьерная функция. Клиницистам известны случаи, когда жировое перерождения печеночных клеток становилось причиной внезапной смерти.

Если же человек продолжает (даже изредка и понемногу) выпивать, клетки печени, не выдерживая хронической алкогольной интоксикации, погибают. Развивается цирроз печени. Место погибших клеток занимает соединительная ткань, печень покрывается рубцами.

Соединительно-тканные тяжи деформируют печеночные дольки, изменяется архитектоника сосудистого русла, и пропускная способность печени уменьшается. Кровь начинает застаиваться в кровеносных сосудах желудка, пищевода, кишечника, поджелудочной железы: создаются предпосылки для разрыва стенок сосудов и внутренних кровотечений.

Страдает и углеводный обмен, в связи, с чем повышается уровень сахара в крови, меньше образуется гликогена в печени, затрудняется усвоение углеводов тканями организма.

Известно, что печень играет важную роль в регуляции, свертывающей и противосвертывающей систем крови. У алкоголиков нарушение равновесия этих систем выражается по-разному: у одних легко возникают кровотечения, у других – тромбы, что приводит к закупорке кровеносных сосудов.

Исследования последних лет позволяют проследить прямую связь между необильными, но систематическими выпивками и поражением печени. Многочисленные данные свидетельствуют: жировая дистрофия печени развивается в среднем через 5-10 лет злоупотребления алкоголем, цирроз – через 15-20 лет. Над этим стоит задуматься.

Сердечно-сосудистая система. Алкоголь начинает поступать в кровь через 1-5 минут после приема спиртного напитка и циркулирует по кровеносному руслу 5-7 часов. И все это время сердце работает в крайне неблагоприятных условиях.

В результате действия алкоголя на вегетативную нервную систему учащается пульс: вместо 70-80 ударов в минуту, как обычно бывает в норме, он достигает 100. Одновременно снижаются сила и скорость сокращения сердечной мышцы (миокарда), поскольку алкоголь является сердечным депрессантом – веществом, подавляющим и угнетающим деятельность органа.

Исследования показали, что у практически здоровых людей после одноразового приема крепкого спиртного напитка значительно повышается в крови содержание адреналина и норадреналина. Хорошо известно, что усиленный выброс в кровоток этих биологически активных веществ характерен для стрессовых ситуаций, психических переживаний. Под воздействием адреналина и норадреналина резко увеличивается потребление сердечной мышцей кислорода, питательных веществ. Если коронарные сосуды способны обеспечить повышенный приток крови к миокарду, то нарушения деятельности сердца не происходит. Однако дело приобретает иной оборот, когда возможности артерий сердца ограничены болезнью (например, атеросклерозом) и по ним не может быть доставлено необходимое количество крови - возникает опасность острой коронарной недостаточности. Чтобы ее спровоцировать, порой, бывает достаточно даже небольшого количества спиртного, и об этом надо всегда помнить людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Статистика свидетельствует: у людей, злоупотребляющих алкоголем, те или иные болезни сердечно-сосудистой системы наблюдаются в 2,5 раза чаще, чем у непьющих. Наиболее распространенное из них – алкогольная кардиомиопатия, характеризующаяся болью в области сердца, тахикардией (учащенным сердцебиением). Человек быстро утомляется, снижается его работоспособность. Болезненные явления нарастают постепенно. Сначала дряблая, потерявшая упругость сердечная мышца (ведь значительную ее часть составляет неработоспособная соединительная ткань!) перестает справляться с повышенной нагрузкой: Быстрая ходьба, бег, подъем по лестнице вызывают отдышку. Затем отдышка появляется при спокойной ходьбе и, наконец, в состоянии покоя. Так исподволь развивается сердечная недостаточность, возникают расстройства ритма сердца, в том числе такие грозные, как фибриляция и трепетание предсердий, нарушается проводимость импульсов, вызывающих сокращения миокарда.

Доказано, что заболевания сердечно-сосудистой системы у людей, злоупотребляющих алкоголем, протекают значительно тяжелее, чем у непьющих. В первую очередь это относится к ишемической болезни сердца. Инфаркты миокарда у людей, злоупотребляющих спиртным, отличаются глубиной и обширностью. Доказана зависимость между употреблением алкоголя и гипертонией[6].


1.3. Женщина и алкоголь


Природа наделила женщину одной из высочайших обязанностей – быть матерью. Мы не ставим под сомнение, все прекрасное в человеке – от матери, что без нее не было бы на земле ни поэтов, ни героев. С именем женщины, матери связаны нежность и красота, любовь к детям и самоотверженность, забота о них, о семье.

У 50 процентов женщин первое приобщение к алкоголю приходится на возраст 20 лет. Причиной этого специалисты считают дефекты этического воспитания девочек и девушек.

Нельзя сбрасывать со счетов, что девушки весьма эмоциональны, возбудимы, впечатлительны. Среди них встречаются и натуры замкнутые, чувствительные, истерично-возбудимые, мнительные. Вот и бывает, что девушка застенчивая, ранимая, болезненно нерешительная ищет выход в расслабляющем и будоражащем действии алкоголя. По ее мнению, это помогает ей подняться до уровня менее застенчивых, психологически раскрепощенных подруг. Девушка гордая, самоуверенная, замкнутая или, напротив, стремящаяся к самоутверждению, также ошибочно ищет в спиртном возможность еще более утвердить себя.

В последнее время среди образованных, много работающих женщин наблюдается стремление снять нервно-эмоциональное напряжение с помощью алкоголя. И это привычное, бытовое пьянство со временем становится первоосновной развития алкоголизма. Оно обретает черты болезни, когда человек теряет способность контролировать степень опьянения, у него возникает необходимость во все больших дозах спиртных напитках, то есть, формируется болезненное влечение к алкоголю. Это первый признак хронического алкоголизма, который появляется задолго до симптома похмелья и изменений в психике.

Употребление алкогольных напитков женщинами имеет свои особенные черты. Прежде всего, оно быстрее, чем у мужчин, приобретает систематический характер, перерастая в алкоголизм, который труднее поддается лечению. Женщины, как правило, склонны скрывать свой порок.

Злоупотребление спиртным влечет за собой груз болезней и недомоганий преждевременную старость. Женщина или совсем теряет способность стать матерью, или, что еще более трагично, если и родит, то слабого, неполноценного ребенка. У нее ослабевает или полностью угасает инстинкт материнства. Больная алкоголизмом отказывается от детей или перестает заботиться о них.

Пьющим девушкам, женщинам родные, друзья, сослуживцы должны помочь, понять, что пристрастие к алкоголю можно преодолеть, что лечиться не когда не поздно и не стыдно. А вот тратить жизнь на пьянство не только стыдно, но и преступно!





1.4. Влияние алкоголя на потомство


В начале века немецкий врач Крепелин писал, что последствия алкоголизма не столь страшны, так как половина человечества – женщины почти непричастны к алкоголю. Если алкоголизм получит распространение среди женщин – нашим потомкам будет грозить полная гибель, пророчил он.

Алкоголь пагубно воздействует на половые клетки, нарушает их созревание, жизнеспособность, вызывает в организме и другие непоправимые изменения. Из-за них женщина может навсегда потерять способность стать матерью, а мужчина – отцом. Нельзя забывать, что невоздержанность к спиртному нередко своей оборачивается теневой стороной через многие годы, когда в пору отцовства и материнства вступают уже дети. Вот тут-то выясняется, что они лишены этого счастья. Давнишний порок родителей дает о себе знать жестоко и неумолимо: молодой человек не может стать отцом, молодая женщина - матерью. Об опасности подобного явления все чаще пишут ученые, называя его "отзвучавшим эффектом".

Иногда приходится слышать: наша, мол, знакомая пила, вела не слишком здоровый образ жизни, а сейчас ждет ребенка. Что ж, у такой женщины может наступить беременность. Но хотели бы напомнить и предостеречь: у любительниц спиртного она чаще всего протекает с осложнениями, токсикозами, инфекцией, а роды наступают в большинстве случаев раньше срока.

Все необходимое для роста и развития ребенок, находящийся в утробе матери, получает с ее кровью через специальный орган – плаценту. Она обладает свойствами избиратель пропускать питательные вещества, трансформируя, обезвреживая их, удаляя из них продукты переработки. К сожалению, алкоголь не только успешно преодолевает этот барьер, но и оставляет свой след, нарушая защитные функции плаценты и материнского организма. По этой причине плод попадает в условия, которые неблагоприятно сказываются на нем, развивается кислородное голодание, нарушается голодание и т. д. Опыты на животных убедительно доказывают, что под влиянием алкоголя в ранний период беременности зародыш либо погибает, либо у него грубо нарушается развитие. Плацента может задерживать и обезвреживать наиболее токсичный продукт распада алкоголя – уксусный альдегид, начиная только с 12 недель беременности. У плода закладываются и формируются важнейшие органы. Поэтому наиболее опасен алкоголь в первые три месяца беременности.

Детям алкоголиков свойственны некоторые общие черты. Во-первых, как правило, они рождаются маленького веса (около 2 килограмм), имеют маленький рост (45 сантиметров и меньше). У таких детей низкий лоб, кожная складка над бровями, укороченный нос с запавшей переносицей, маленькие неправильно расположенные глазными щелями, ушные раковины неправильной формы. Кроме того, окружность головы и размеры мозга уменьшены. Дети, организм которых систематически поражался алкоголем в утробе матери, плохо развиваются, они чаще болеют, не в состоянии усвоить комплекс знаний и навыков, необходимых человеку в жизни. И помочь им врачи практически не могут.

Но и этим не исчерпывается коварство алкоголя. К концу беременности плод может перенять пристрастие матери к спиртному. Пусть это никого не удивляет: дети, чьи родители "дружны" с рюмкой, отличаются особой физиологической ранимостью, повышенной потребностью и чувствительностью к алкоголю. В будущем даже редкое употребление ими спиртных напитков может быстро выработать тяжелую привычку и в короткие сроки привести к различным психозам, с тяжелыми последствиями. Когда ученые обследовали большую группу людей, страдающих алкоголизмом, то оказалось, что почти 40 процентов из них имеют отягощенную наследственность. Иначе в их болезни  повинны  родители.

Алкоголь и потомство – несовместимы. Это надо усвоить всем, кто мечтает иметь детей, кто хочет вырастить здоровых, красивых, талантливых продолжателей своего рода.

Каждому следует помнить: здоровье сына или дочери во многом зависит от образа жизни матери и отца.


1.5. Лечение алкоголизма


Чем раньше люди, склонные к злоупотреблению спиртным, обращаются за медицинской помощью, тем выше эффективность лечения. И наоборот: чем сильнее запущена болезнь, тем хуже результат. Поэтому исключительно важно как можно раньше выявлять лиц с начальными формами заболевания. И это должно стать заботой не только работников наркологической службы, но и, в первую очередь, родных, близких больного. Вовремя обнаружить заболевание, без промедления начать лечение – в этом залог того, что человек сможет вернуться к нормальной, полноценной жизни.

Безусловно, добиваться своевременного обращения за медицинской помощью – задача непростая. Люди боятся огласки, опасаются, что их поставят на наркологический учет. Некоторые не желают идти к врачу до тех пор, пока не оказываются в безвыходном положении.

Общество предпринимает большие усилия, чтобы решить эту проблему. Больным предоставляется возможность пройти курс лечения анонимно в хозрасчетных поликлиниках или в хозрасчетных наркологических кабинетах. Уже есть опыт анонимного лечения в условиях обычных наркологических диспансеров.

2. Социально-педагогическая работа с подростками склонными к алкоголизму


В настоящее время в стране присходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. В связи с этим возникла острая необходимость в развитии социально-педагогической службы по оказанию помощи детям и подросткам.

Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная  на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации.

Рассмотрим содержание социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя.

Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе, склонным к употреблению спиртных напитков:

1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;

2) деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя;

3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;

4) деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость;

5) посредническую деятельность между ребенком и окружающим им социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.

Первая функция деятельности социального педагога – диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному, – реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению спиртных напитков; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения алкогольных лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучение влияния на ребенка микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлеченности его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.

Третья функция – образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция деятельности социального педагога – правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.

Шестая функция – коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.

Седьмая функция – предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает  возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:

-  советника, информирующего семью о важности и возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогические советы;

-  консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного законодательства, а также вопросы, касающейся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения проблем жизненных ситуаций, по вопросам воспитания детей в семье;

-  защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей или ближайщего окружения.

Центральное место в деятельности социального педагога с детьми, склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование у детей с раннего возраста отрицательного отношения к алкоголю.

Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи с отклоняющимся поведением является возврат их к норме, Для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.

В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма, сколько на безнравственности самого факто употребления алкоголя. Необходимо обращать внимание на моральный урон, который наносят пьяницы окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя – это признак взрослости и возмужания.

Деятельность социального педагога должна быть нацелена на формирование здоровых социально-психологических установок путем просвещения родителей и внушения мысли о личной ответственности родителей за каждый случай употребления алкоголя детьми. Противоалкогольная работа с родителями должна строиться в зависимости от возраста ребенка, но конечным результатом этой деятельности должно служить привлечение родителей к антиалкогольному воспитанию детей.

В обязанности социального педагога может входить также совместная с родителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников и торжеств без употребления алкоголя.

Основным методом работы социального педагога по формированию здорового образа жизни является семейная профилактика, проводимая в форме бесед, консультаций, тренингов, диспуты, деловая игра, экскурсии.

Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростков алкоголем. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы дети могли выбрать занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлечения детей и помочь организовать содержательный досуг.

В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощерять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и другое.

Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социального педагога. Ему необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам и были примером трезвого образа жизни, отрицательного отношения к алкоголю во всех ситуациях  школьной и внешкольной жизни.

Заключение


Проблема алкоголизма детей – проблема комплексная, поэтому и ее решение может дать положительные результаты только при условии, что ее реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности.

Антиалкогольное воспитание детей и подростков. Еще одна острая сторона профилактики пьянства – воспитание школьников. Для части старшеклассников вино является атрибутом "красивой жизни". Необходимо добиться, чтобы еще на школьной скамье у детей вырабатывалась отрицательная установка к алкоголю. Тут нужна систематическая совместная работа врачей, педагогов и родителей. Каждый должен внести вклад в решении проблемы, которая по своей сути является и социальной, и медицинской, и педагогической.

В семье, школе, ПТУ подросток должен получить первые знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его частого употребления. Имеют значения не только беседы об опасном влиянии алкоголя на здоровье, но и отдельные замечания, просто разъяснения причин собственного отрицательного отношения к распитию спиртного, к пьяницам в тех случаях, когда жизнь сталкивает ребенка с фактами пьянства. Антиалкогольное воспитание должно быть частью общего воспитания. Оно проводится постоянно. Надо развенчивать все факты употребления спиртных напитков.

Антиалкогольное воспитание в школе, училище обернутся пустой фразой, если дети в семье, наблюдая употребление спиртных напитков родителями, будут невольно проходить "курс алкогольного воспитания". Поэтому необходимо работать с семьями учащихся. У преподавателей и мастеров производственного обучения есть мощный психологический фактор для воздействия на сознание родителей, употребляющих алкоголь и злоупотребляющих им, – будущее их детей. Правильно использовать эту возможность – задача учебного заведения.

Подросток не только должен знать твердо, что алкоголь вреден и употребление его опасно. Он еще должен обладать определенными моральными и волевыми качествами, позволяющими ему отстоять свои убеждения в компании, где его будут уговаривать выпить подчас весьма уважаемые им старшие товарищи или сверстники. Больные хроническим алкоголизмом являются дурным, заразительным примером для окружающих, особенно для молодежи, они формируют вокруг себя "алкогольные группы", распространяют пьянство со всеми вытекающими последствиям: аморальными поступками, разрушением семьи, материальным и духовными обкрадыванием детей, неизлечимыми болезнями, тяжелыми травмами, преступлениями. Выявление, лечение и изоляция алкоголиков от подростков являются действительной мерой профилактики распространения пьянства среди молодежи.



Список использованной литературы


1.           Васильева З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья. – М., 1984

2.           Куценко Г.И., Новиков Ю.В., Книга о здоровом образе жизни. – М., "ПРОФИЗДАТ", 1987.

3.           Педагогика: Учебное пособие/Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое общество России, 1998.

4.           Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2000





[1] Куценко Г.И., Новиков Ю.В., Книга о здоровом образе жизни. – М., "ПРОФИЗДАТ", 1987. – с.36

[2] Куценко Г.И., Новиков Ю.В., Книга о здоровом образе жизни. – М., "ПРОФИЗДАТ", 1987. – с.42

[3] Васильева З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья. – М., 1984. – с.86

[4] Куценко Г.И., Новиков Ю.В., Книга о здоровом образе жизни. – М., "ПРОФИЗДАТ", 1987. – с.44

[5] Васильева З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья. – М., 1984. – с.90

[6] Васильева З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья. – М., 1984. – с.92