Политика государства в сфере культуры



Содержание


Введение. 3

1. Основные аспекты законодательства в области культуры.. 5

1.1. Права и свободы человека в области культуры.. 5

1.2. Права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры   7

1.3. Обязанности государства в области культуры.. 9

2. Проект федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)"  13

2.1. Цели и задачи, определенные Программой для реализации культурной политики государства. 15

2.2. Реализация Программы.. 17

Заключение. 20

Список использованной литературы.. 22




Введение


Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность; создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации; определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности; определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

Законодательство Российской Федерации о культуре состоит из настоящих Основ, законов Российской Федерации и законов республик в составе Российской Федерации о культуре.

Законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, прямо или косвенно касающиеся вопросов культуры, должны соответствовать данным Основам. В случае возникновения разногласий действуют нормы настоящих Основ.

Подзаконные акты Российской Федерации в области культуры издаются в случаях, предусмотренных настоящими Основами и иными законодательными актами Российской Федерации о культуре.

Настоящие Основы регулируют культурную деятельность в следующих областях: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Таким образом, видно, что в РФ культурная деятельность имеет очень широкие границы. Поэтому она и относится к теме нашего исследования.

Цель работы: описать основные положения политики государства в сфере культуры.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач.

1. описать основные аспекты в области законодательства о культуре (права и свободы человека в области культуры, права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры, обязанности государства в области культуры);

2. дать описание основным положениям проекта федеральной программы "Культура России (2001-2005 годы)" (цели и задачи, определенные Программой для реализации культурной политики государства, этапы реализации Программы).


1. Основные аспекты законодательства в области культуры


1.1. Права и свободы человека в области культуры


В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств[1].

Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.

Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.

Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.

Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.

Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц. Порядок бесплатного посещения музеев устанавливается Правительством Российской Федерации.

Каждый человек без ограничения возраста имеет право на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Каждый человек имеет право собственности в области культуры. Право собственности распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты.

Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируются законодательством Российской Федерации.

Граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях.

Граждане имеют право вывозить за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи результаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации имеют право осуществлять культурную деятельность в зарубежных странах, создавать организации культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству этих государств.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере культурной деятельности. Особые условия культурной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации устанавливаются только законами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.


1.2. Права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры


Народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания[2].

Политика в области сохранения, создания и распространения культурных ценностей коренных национальностей, давших наименования национально-государственным образованиям, не должна наносить ущерб культурам других народов и иных этнических общностей, проживающих на данных территориях.

Российская Федерация гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, на культурно-национальную автономию.

Культурно-национальная автономия означает право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.

Национальные культурные центры, национальные общества и землячества вправе:

разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и управления предложения о сохранении и развитии национальной культуры;

проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия;

содействовать организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев;

создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка, общероссийские, республиканские и иные ассоциации.

Национальные культурные центры, национальные общества и землячества, а также общероссийские и иные территориальные ассоциации этих центров, обществ и землячеств пользуются правами юридических лиц и регистрируются в соответствии со своим статусом.

Реализация одними этническими общностями права на культурно-национальную автономию не должна наносить ущерб другим национальным общностям.

Российская Федерация гарантирует свой протекционизм (покровительство) в отношении сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности малочисленных этнических общностей Российской Федерации посредством исключительных мер защиты и стимулирования, предусмотренных федеральными государственными программами социально-экономического, экологического, национального и культурного развития.

Российская Федерация осуществляет моральную, организационную и материальную поддержку культурно-национальных центров, национальных обществ, землячеств, ассоциаций, учебных и других организаций соотечественников за пределами Российской Федерации, принимает меры по заключению межгосударственных соглашений в этой области.

Российская Федерация на основании межгосударственных соглашений определяет условия поддержки зарубежными странами культурно-национальных центров, национальных обществ, землячеств, ассоциаций, учебных и других организаций культуры соотечественников, проживающих в Российской Федерации, гарантирует правовую защиту указанных образований.


1.3. Обязанности государства в области культуры


Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации, осуществляет целевое финансирование разработки и осуществления таких программ. Программы утверждаются Верховным Советом Российской Федерации и публикуются. Верховный Совет Российской Федерации ежегодно рассматривает отчет Правительства Российской Федерации о ходе выполнения программ[3].

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:

поощрять, в том числе через налоговую и ценовую политику, деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;

создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования, прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов, сохранения бесплатности для населения основных услуг библиотек всех ведомств, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества);

стимулировать посредством налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи зданий и другими способами создание и деятельность государственных и негосударственных, в том числе частных организаций культуры, способствовать развитию их материально-технической базы;

осуществлять бюджетное финансирование государственных организаций культуры и при необходимости принимать долевое участие в финансировании негосударственных организаций культуры;

способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;

осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.

Представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики и государственных программ культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.

Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

Действия органов государственной власти и управления, должностных лиц, препятствующие возникновению новых субъектов культурной деятельности по мотивам нецелесообразности, квалифицируются как осуществление монополии и подпадают под действие антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Для борьбы с монополизмом в сфере производства и распространения культурных ценностей органы государственной власти и управления обязаны содействовать созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных культурных объединений.

Органы государственной власти и управления осуществляют свой протекционизм (покровительство) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающим творческим коллективам, не посягая на их творческую независимость. Содержание, формы и способы такого протекционизма (покровительства) определяются государственными программами сохранения и развития культуры.

Государство осуществляет протекционизм (покровительство) по отношению к национальным культуре и искусству, литературе, иным видам культурной деятельности.

В целях создания благоприятных условий для их развития органы государственной власти и управления могут вводить квоты и таможенные тарифы на импорт культурных ценностей зарубежного производства, лицензирование и в соответствии с налоговым законодательством дифференцированные ставки налогообложения при их распространении.

Государство ответственно за выявление, учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры. Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязаны содействовать сохранности и использованию таких памятников, находящихся в частной и коллективной собственности, брать особо значимые их них на государственный учет. Государство обладает приоритетным правом приобретения культурных ценностей, находящихся в частном владении, законодательно регулирует права и обязанности владельцев.

Органы государственной власти и управления ведают всей официальной статистикой культуры в Российской Федерации, обязаны обеспечить ее достоверность, своевременность и открытость.


2. Проект федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)"


Федеральная целевая программа "Культура России (2001-2005 годы)" разработана Министерством культуры Российской Федерации и Федеральной архивной службой Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2000 года № 764-р.

Государственным заказчиком-координатором Программы определено Министерство культуры Российской Федерации, государственным заказчиком подпрограмм "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" и "Кинематография России" - Министерство культуры Российской Федерации, государственным заказчиком подпрограммы "Архивы России" - Федеральная архивная служба Российской Федерации.

Федеральная целевая программа включает в себя три подпрограммы[4]:

I. "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России", состоящая из 9 разделов: "Искусство России", "Цирковое искусство России", "Культурное наследие России", "Библиотеки России", "Профессиональное образование и выявление и поддержка молодых дарований", "Культурные основы федерализма, региональной и национальной политики", "Модернизация материальной базы, технического и технологического оснащения организаций культуры", "Комплексные целевые проекты", "Правовое, научное и информационное обеспечение мероприятий подпрограммы";

II. "Кинематография России";

III. "Архивы России".

Федеральная целевая программа разработана как продолжение реализовывавшихся в 1993-1999 годах федеральных целевых программ в сфере культуры.

Предпринятые в 1993-1999 годах усилия в рамках федеральных целевых программ "Сохранение и развитие культуры и искусства Российской Федерации (1993-1995 годы)", пролонгированной на 1996 год и "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)" позволили в целом замедлить нарастание кризисных явлений в российской культуре. За эти годы сохранена система учреждений и организаций культуры и искусства, поддерживалось развитие художественного процесса и культурного обмена внутри страны.

Удалось сохранить многие памятники истории и культуры, остановить процесс закрытия и перепрофилирования государственных учреждений культуры и искусства, образовательных учреждений в сфере культуры, оказать поддержку в создании и становлении национально-культурных центров, в реализации региональных программ сохранения и развития культуры и искусства. Формирование и поддержка системы традиционных общероссийских акций (Дни славянской письменности и культуры, Международный чеховский театральный фестиваль, конкурс имени П.И.Чайковского, Московский международный кинофестиваль, конкурс артистов балета, фестивали национальных культур, подготовка и проведение празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина) позволили, до некоторой степени, преодолеть тенденции к культурной изоляции отдельных регионов, сохранить общероссийское культурное пространство.

Однако, так и не удалось решить ряд задач, предусмотренных программами, прежде всего в связи с недостаточным финансированием из средств федерального бюджета в предыдущие годы, что снижало их эффективность и целостность, уменьшало значимость программного метода государственного регулирования культурных процессов, обедняло культурную жизнь страны.

В условиях становления рыночных отношений и демократизации общества накопленный культурный потенциал требует радикальной модернизации, на осуществление которой и направлена настоящая Программа.


2.1. Цели и задачи, определенные Программой для реализации культурной политики государства


В Программе обозначены стратегические цели государственной политики в сфере культуры[5]:

1. сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни и культурных инноваций;

2. обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп для доступа к культурным ценностям, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;

3. формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешные преобразования российского общества.

Программа, будучи важнейшим механизмом реализации политики Российской Федерации в области культуры, призвана обеспечить социально-психологические и личностные предпосылки для установления нового общественного договора.

Отсюда вытекают основные задачи, на решение которых направлена Программа:

- гарантированная поддержка государством развития профессионального творчества, участия граждан в культурной жизни страны, профессионального художественного образования;

- сохранение культурного наследия России и его эффективное использование;

- усиление роли деятелей культуры и ее институтов в решении важнейших социально-политических задач: укрепление институтов гражданского общества, формирование социально активной личности, защита социально уязвимых категорий и групп граждан;

- формирование и укрепление материальной и информационной инфраструктуры единого культурного пространства страны.

Данные задачи в рамках осуществления государственной политики в области культуры решаются программно-целевыми средствами и посредством устойчивого текущего финансирования из федерального бюджета расходов на осуществление деятельности базовых учреждений культуры и архивных учреждений (музеи, библиотеки, театры, консерватории и другие учебные заведения в сфере культуры и т.д.). Предполагаемое Программой последовательное расширение сферы применения программно-целевых и контрактных методов финансирования для отдельных категорий учреждений культуры будет сочетаться со сметными формами. В первую очередь это относится к музеям, архивам и библиотекам, хранящим неисчерпаемые богатства национального культурного наследия.

Программа сформирована таким образом, что основные усилия по расширению сферы применения программно-целевых и контрактных форм государственной поддержки культуры сосредоточены именно на тех направлениях, где этот метод позволяет достичь наибольшего эффекта в сохранении и развитии отечественной культуры.


2.2. Реализация Программы


Программа рассчитана на 2001-2005 годы[6].

Осуществление программных мероприятий предусматривает:

разработку конкретных механизмов реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям с учетом реальных финансовых возможностей государства в среднесрочной перспективе;

создание и развитие инфраструктуры (материальной и информационной), обеспечивающей единство культурного пространства страны, базовые условия для доступа граждан к культурным благам;

последовательное внедрение программного подхода к определению стратегии и тактики культурного развития страны, концентрацию бюджетных средств на наиболее приоритетных направлениях политики государства в сфере культуры, отвечающих стратегическим целям развития культуры;

создание общероссийских систем мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, сохранности предметов музейного и архивного фондов, фондов библиотек, эффективности работы учреждений культуры;

реализацию комплексной программы экстренных противоаварийных работ по памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения, повышение эффективности системы государственной охраны памятников истории и культуры;

реализацию комплексной программы информатизации отрасли, создание качественно новой системы информационно-библиотечного обслуживания населения России, включение России в мировую информационную инфраструктуру;

реализацию программы укрепления материально-технической базы отрасли, реконструкцию и ремонт зданий, занимаемых федеральными учреждениями культуры, архивными учреждениями, их техническое перевооружение.

Система программных мероприятий разработана как взаимоувязанная совокупность действий, направленных на решение конкретных задач каждого из разделов. Неразрывное единство программных мероприятий обусловлено самой спецификой культурного развития: без сохранения культурного наследия невозможно обеспечить развитие профессионального искусства, которое в свою очередь формирует потребность в подготовке профессиональных кадров и т.д.

Решение данных задач возможно при постоянной государственной поддержке. При этом реализация каждого из мероприятий будет осуществляться на основе конкурсного отбора конкретных проектов, представляемых организациями культуры, творческими коллективами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими субъектами культурной деятельности, что требует применения исключительно программного подхода.

По итогам этого отбора ежегодно будет утверждаться план мероприятий по реализации Программы, с включением в него конкретных проектов, видов работ, объемов и источников финансирования.

Механизм реализации Программы предусматривает создание в установленном порядке дирекций Программы (по подпрограммам и отдельным разделам).

Минкультуры России как государственный заказчик-координатор Программы несет ответственность за ее подготовку и реализацию. Министерство осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков и обеспечивает их согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий. На Минкультуры России возлагается взаимодействие по целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, подготовка и представление сводной бюджетной заявки на ассигнование мероприятий целевой программы на очередной финансовый год. Минкультуры России подготавливает ежегодно доклады о ходе реализации целевой программы за отчетный год.

Реализация программных мероприятий, направленных на достижение стратегических целей политики государства в области культуры, позволит добиться:

- повышения социальной роли культуры, укрепления авторитета России как великой культурной державы;

- увеличения доступности для граждан России, независимо от места их жительства, произведений профессионального театрального, музыкального и изобразительного, циркового и кинематографического искусства, дополнительного образования в сфере культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, библиотечных фондов и информации в сфере культуры;

- оптимизации расходования бюджетных средств, сосредоточения ресурсов на приоритетных направлениях развития культуры;

- преодоления кризисной ситуации с сохранностью недвижимых памятников истории и культуры, принципиального увеличения внебюджетных средств и негосударственных ресурсов, привлекаемых к решению этой задачи;

- создания для деятелей культуры и искусства и профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений в сфере культуры благоприятных условий для творчества;

- повышения качества профессионального образования в сфере культуры, обеспечения конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда.

Общая стоимость реализации Федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)" составляет - 49057,3 млн.рублей, в том числе из федерального бюджета - 28453,14 млн.рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации - 7775 млн.рублей, из внебюджетных источников -12908,66 млн.рублей.

Заключение


Российская Федерация самостоятельно реализует на своей территории соглашения и иные акты, регулирующие отношения Российской Федерации в области культуры с другими государствами, объединениями государств, а также международными организациями.

Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры.

Органы государственной власти и управления Российской Федерации в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях федеральные государственные программы развития, аналогичные программы республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.

Состав (перечень) культурного достояния народов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации по представлению субъектов Федерации и согласованию с Верховным Советом Российской Федерации. Культурное достояние народов Российской Федерации находится на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правомочия по владению, пользованию, распоряжению особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации изменяются исключительно решениями Верховного Совета Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, согласованному с субъектами Федерации и иными собственниками.

Решение принимается на основании заключений независимых экспертных комиссий с учетом: интересов целостности исторически сложившихся коллекций и других собраний, условий их хранения, наибольшей доступности для граждан Российской Федерации, происхождения объекта.

Целостность общероссийских библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов, порядок их сохранения, функционирования и развития обеспечиваются государством.



Список использованной литературы


1.     Гражданский кодекс Российской Федерации Ч.1. Профиздат 1995. - 240 с.

2.     Концепция развития культуры и искусства РФ. М.: Министерство культуры РФ, 1996 – 16 с.

3.     Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Самара. 1992 .- 34 с.

4.     О библиотечном деле. - Федеральный закон.- М.: Совет Федерации, 1994. –10 с.

5.     О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации. - Федеральный закон.-М.: Совет Федерации, 1996. – 30 с.

6.     О государственной политике по поддержке отечественной науки, культуры, образования и предпринимательства//Обозреватель. Спецвыпуск. 1994. –115 с.

7.     О государственной политике в области культуры и туризма. Доклад Министерства культуры и туризма Правительства РФ. М.: Министерство культуры РФ, 1992. – 85 с.

8.     О национально-культурной автономии. - Федеральный закон. М.: Совет Федерации, 1996. – 20 с.

9.     О федеральной целевой программе “Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.). “Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 1996 г. No715. M. 1996. - 115 с.

10.            Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. М.: Экономика, 1990. –129 с.

11.            Карпухин О.И. Культурная политика и менеджмент. М., 1998. – 174 с.

12.            Культурная политика в современном обществе (Сб. научных трудов). М.: Российский институт искусствознания, 1992. – 271 с.

13.            Лихачев Д.С. Декларация в защиту прав культуры. //Российский обозреватель. 1996 /4. – с. 13-14

14.            Любимцев Ю. Российский федерализм: проблемы и решения. //Экономист. 1995/6. С.11-23.

15.            Теоретические основания культурной политики (Сб. научных трудовРИК). М. 1993.

16.            Флиер А. О новой культурной политике России //Общественные науки и современность. 1994/5.

17.            Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.)

18.            Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2001 г. N 837 "Об утверждении подпрограммы "Поддержка полиграфии и книгоиздания России (2002-2005 годы)" федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)"

19.            Приказ Минкультуры РФ от 22 января 2002 г. N 92 "О вопросах реализации мероприятий подпрограммы "Кинематография России" Федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)" в 2002 году"

20.            Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2000 г. N 764-р О проекте федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".



[1] Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.)

[2] Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.)

[3] Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.)

[4] Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2000 г. N 764-р О проекте федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".

[5] Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2000 г. N 764-р О проекте федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".

[6] Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2000 г. N 764-р О проекте федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)".