Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
Теоретическая часть
Сущность, задачи и организация управленческого
учета производственной деятельности…………………………………………4
Классификация затрат по экономическим элементам………………………...9
Классификация затрат по статьям калькуляции………………………………15
Методы учета затрат на производство продукции……………………………19
Учетная политика организации для целей
управленческого учета………………………………………………………….24
Практическая часть………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………....40
Список литературы……………………………………………………...42
Введение
В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб. В настоящее время немногие российские организации имеют таким образом поставленный бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа. На сегодняшний день только банки по требованию Центробанка РФ в целях контроля за их надежностью и ликвидностью сводят баланс ежедневно. Предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения. Информация, необходимая для оперативного управления предприятием, содержится в системе управленческого учета, который считают одним из новых и перспективных направлений бухгалтерской практики.
Целью выполнения курсовой работы является – закрепление и оценка полученных теоретических знаний в области бухгалтерского управленческого учета, приобретение и расширение приемов и навыков самостоятельного исследования.
Основные задача, решаемая в работе - определение сущности и задач управленческого учета производственной деятельности, его организации, а именно, изучение:
ü учета затрат на производство продукции по статьям калькуляции;
ü учета затрат по центрам ответственности;
ü методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;
ü учетной политики организации для целей управленческого учета.
Теоретическая часть
Сущность, задачи и организация управленческого учета производственной деятельности
Управление представляет собой направленное воздействие предприятия на хозяйственные процессы в целях увеличения прибыли и сохранения собственного капитала. Основой принятия и осуществления управленческих решений является информация о всех аспектах деятельности предприятия. В управленческом учете предприятия используется в основном экономическая информация, состоящая из плановой, нормативной, учетной и прочей информации, к которой относятся материалы аудиторских проверок, объяснительные и докладные записки, комментарии специалистов по проблемам производства и сбыта соответствующих продуктов и т.д.
Выделяют два подхода к пониманию сущности термина «управленческий учет производственной деятельности»: первый связан с management accounting, второй – с европейским «контроллинг» (Германия).
В соответствии с первым термином основной задачей учетной деятельности является обеспечение управленческого персонала предприятия своевременной и полной информацией для принятия управленческих решений. Это означает, что деятельность по учету неразрывно связана с управлением предприятием в целом и отдельными его частями. Поэтому management accounting может быть переведен как организация учета, исходя из потребностей управления. При таком подходе управленческий учет – не только система сбора и анализа информации об издержках предприятия, но и система бюджетирования, система оценки деятельности подразделений. В целом, это в большей степени управленческие, чем бухгалтерские технологии.
В соответствии со вторым понятием управленческий учет производственной деятельности рассматривается как система сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости продукции, т.е. это расширенная система организации учета для целей контроля за деятельностью предприятия.
В узком смысле под управленческим учетом производственной деятельности можно понимать учет и контроль затрат и доходов, связанных с деятельностью предприятия. В российской практике чаще управленческий учет производственной деятельности рассматривается в широком смысле (в соответствии с термином management accounting) как система, которая в рамках одной организации обеспечивает управленческий персонал информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации.
Предметом управленческого учета производственной деятельности является производственная деятельность организации в целом и его отдельных структурных подразделений. Целью – формирование и представление информации управленческому персоналу предприятия и его структурным подразделениям, необходимой для планирования, контроля и управления деятельностью предприятия и его структурным предприятиям.
Объектами управленческого учета производственной деятельности являются издержки предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности; результаты хозяйственной деятельности всего предприятия и центров ответственности; внутреннее ценообразование; бюджетирование и внутренняя отчетность.
Различные сочетания экономических, юридических, организационных и технико-технологических факторов определяют разнообразие форм организации управленческого учета (Рис. 1).
|
Рис. 1 Виды подсистем управленческого учета
Методы, используемые в управленческом учете, разнообразны:
Ø некоторые элементы метода БУ (ФУ) (счета, двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение, отчетность);
Ø приемы и методы, применяемые в статистике и экономическом анализе (индексный метод, факторный анализ и т.д.);
Ø математические методы (корреляция, линейное программирование, метод наименьших квадратов и т.д.)
Под организацией управленческого учета производственной деятельности понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности предприятия, осуществление контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью.
Ответственность за организацию управленческого учета на предприятиях несут руководители предприятия. В зависимости от объема учетной работы они могут:
v учредить службу управленческого учета как структурное подразделение, возглавляемое соответствующим руководителем;
v ввести в штат бухгалтерии должности специалистов по управленческому учету.
Для обеспечения рациональной организации управленческого учета большое значение имеет разработка плана его организации. План организации управленческого учета состоит из следующих элементов: план документации и документооборота; план счетов и их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда работников, занимающихся управленческим учетом. При составлении плана документации и документооборота используют соответствующие разделы плана организации финансового учета, дополняя их первичными документами, используемыми только в управленческом учете. При разработке плана счетов для управленческого учета необходимо иметь в виду, что действующий в настоящее время План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2001 г. №94н, позволяет осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей финансового и управленческого учета. План отчетности и технического оформления составляют на основе этих планов в финансовом учете. В них добавляют формы отчетов и средства регистрации информации, используемые в управленческом учете. В плане организации труда работников службы управленческого учета определяются структура аппарата данной службы, ее штат, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ.
Классификация затрат по экономическим элементам
Себестоимость складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат. Затраты на производство включаются в себестоимость продукции, работ и услуг того календарного периода, к которому они относятся, независимо от времени их возникновения.
В себестоимость включаются только затраты, непосредственно связанные с производством продукции и ее реализацией. Ряд фактических и необходимых для работы предприятия затрат, связанных, например, с социально-культурной сферой, покрывается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. За счет нее же компенсируются и некоторые затраты предприятия сверх установленных нормативов (сверхнормативная величина расхода на рекламу, командировочные расходы сверх нормы и т. д.).
В себестоимость продукции включаются следующие фактические расходы предприятия:
Ø на непосредственное производство продукции, что обусловлено его технологией и организацией, что все расходы по контролю производственных процессов и качества продукции (нормоконтроль и технический контроль) отражаются в себестоимости продукции в полной мере;
Ø на развитие изобретательства и рационализаторства.
Ø на обслуживание производственного процесса. Однако следует обратить внимание, что затраты на модернизацию оборудования, а также реконструкцию объектов основных фондов в себестоимость не включаются;
Ø на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности.
При расчете себестоимости особо нужно определить тот круг затрат, который не может быть в нее включен:
· это затраты на выполнение самим предприятием мероприятий по благоустройству поселков или оплаченные им расходы на эти цели, помощь сельскому хозяйству, если они не связаны с производством продукции непосредственно;
· это затраты на строительство, оборудование и содержание (включая амортизационные отчисления и затраты на все виды ремонта) культурно-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятий;
· расходы на помощь и участие в деятельности других предприятий и организаций.
Организация учета затрат на производство строится с учетом классификации затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Затраты по экономическим элементам распадаются на статьи, каждая из которых содержит только один вид расходов. Затраты, образующие себестоимость продукции, работ и услуг, группируются по следующим элементам (в соответствии с экономическим содержанием затрат):
· материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
· затраты на оплату труда;
· отчисления на социальные нужды;
· амортизация;
· прочие затраты.
Материальные затраты — это затраты на сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов), покупные изделия и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, энергию, износ МБП.
Затраты на оплату труда:
· затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия.
· выплаты заработной платы, начисленной по сдельным расценкам, тарифным ставкам, должностным окладам основного производственного персонала;
· выплаты по установленным системам премирования работников предприятия;
· расходы на оплату труда сотрудников, работающих в порядке совместительства, а также не состоящих в штате предприятия, за выполнение ими работ по договорам гражданско-правового характера (включая договор подряда).
· стимулирующие и компенсирующие выплаты.
Не включаются в себестоимость следующие выплаты в денежной и натуральной формах:
· материальная помощь независимо от суммы (в том числе на
жилищное строительство);
· различные вознаграждения, имеющие единовременный характер;
· оплата дополнительно предоставляемых отпусков работникам;
· единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;
· беспроцентная ссуда, выдаваемая работникам на улучшение жилищных условий;
· дивиденды и проценты по вкладам членов трудового коллектива;
· стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты. Отчисления на социальные нужды — это обязательные страховые взносы, установленные законодательством РФ в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по эколисту «затраты на оплату труда» (кроме тех видов оплаты труда, на которые социальный налог не начисляется).
Страховые взносы не начисляются на: выплаты, носящие единовременный либо компенсационный характер (командировочные расходы, материальная помощь и т. д.); на пенсии, пособия, дивиденды по акциям, суммы авторских вознаграждений за изобретения, на оплату аренды автомобиля и компенсационные выплаты за использование личного транспорта его владельцами в служебных целях.
Амортизация основных фондов. Сюда входят все суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов по утвержденным нормам амортизации, включая и ускоренную амортизацию их активной части.
Прочие затраты включают следующие расходы и выплаты:
· налоги и сборы, относимые на себестоимость продукции;
· платежи по кредитам;
· затраты на командировки по установленным законодательством нормам;
· оплата услуг связи, банка;
· затраты на все виды ремонта и т.д.;
· представительские расходы;
· затраты на рекламу;
· затраты на подготовку и переподготовку кадров.
При группировке затрат по этапам производственного процесса из общей суммы затрат, включаемых в себестоимость изделий или отдельных видов продукции, выделяются расходы, относящиеся к соответствующим процессам, видам работ, операциям и т. п. В учете затраты по этапам группируются на основе первичной документации о расходах, данных учета работы оборудования, вспомогательных производств и т. д. Группировка затрат по этапам производственного процесса используется для:
· анализа и контроля за уровнем затрат по отдельным звеньям технологического процесса;
· выявления звеньев, в которых процесс протекает с отклонениями от принятой технологии и норм затрат;
· выявления экономической эффективности различных способов и схем организации производства как внутри предприятия, так и на различных предприятиях;
· сравнительного анализа себестоимости одинаковой продукции, выпускаемой разными предприятиями.
Для определения себестоимости продукции затраты на производство распределяются по календарным периодам таким образом, чтобы доля затрат, включаемая в себестоимость каждого периода, соответствовала количеству продукции, выпускаемой в этом периоде. С этой целью затраты на производство подразделяются на:
· текущие, т. е. постоянные, обычные или имеющие частую (менее месяца) периодичность производственные расходы;
· единовременные, т. е. однократные или периодически производимые (с периодичностью более месяца) расходы, обеспечивающие процесс производства в течение длительного времени.
К единовременным однократным расходам относятся:
· расходы на освоение вводимых в эксплуатацию новых предприятий, цехов, производств и агрегатов (пусковые расходы);
· расходы на подготовку и освоение производства новых видов
продукции на действующих предприятиях; другие единовременные однократные затраты, обеспечивающие производство в течение длительного времени.
К единовременным, периодически производимым (с периодичностью более месяца) расходам относятся:
· постоянные расходы сезонных отраслей;
· расходы на оплату отпусков и выплату единовременного вознаграждения трудящимся за выслугу лет;
· расходы на текущий ремонт основных фондов (при неравномерности этих расходов в течение года);
· другие единовременные расходы, имеющие периодический характер.
Таким образом, общая сумма затрат на производство продукции в каждом периоде складывается из текущих расходов и части единовременных расходов, относимых на продукцию, изготовляемую в данном периоде, в размерах, определяемых с помощью специального расчета. Полные затраты каждого периода разделяются на часть, относящуюся к незавершенному производству, и часть, образующую себестоимость готовой продукции.
Приведенная группировка классификации затрат по экономическим элементам является обязательной и единой для всех отраслей народного хозяйства. Она показывает структуру отдельных элементов затрат в общей сумме расходов.
Классификация затрат по статьям калькуляции
Затраты по статьям калькуляции характеризуют себестоимость как каждого отдельного вида изготовленной продукции, так и продукции организации в целом. Статьи калькуляции включают как элементные, так и комплексные расходы. Зная затраты по статьям калькуляции в разрезе отдельных видов продукции, работ и услуг, простым делением их на количество или объем выпуска рассчитывают себестоимость (калькуляцию) единицы продукции. Информация о себестоимости единицы продукции каждого вида продукции, работ и услуг необходима для формирования договорных цен, планирования коэффициента рентабельности и расчета авансовых платежей по налогообложению прибыли. Типовая номенклатура статей калькуляции представлена в таблице:
Типовая номенклатура статей калькуляции
№ |
Статьи калькуляции |
1 |
Сырье и материалы |
2 |
Возвратные отходы (вычитаются) |
3 |
Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций |
4 |
Топливо и энергия на технологические цели |
5 |
Заработная плата производственных рабочих |
6 |
Отчисления на социальные нужды |
7 |
Расходы на подготовку и освоение производства |
8 |
Общепроизводственные расходы |
9 |
Общехозяйственные расчеты |
10 |
Потери от брака |
11 |
Прочие производственные расходы |
Итого |
Производственная себестоимость продукции |
12 |
Коммерческие расходы |
Всего |
Полная себестоимость продукции |
Помимо классификации затрат по экономическому признаку, их, в зависимости от способов включения в себестоимость продукции, работ и услуг, подразделяют на прямые и косвенные (накладные).
Прямые затраты — расходы, связанные с производством конкретного вида продукции, работ, услуг, которые можно прямо и непосредственно включить в его себестоимость: сырье и основные материалы, оплата труда за изготовление продукции и др.
Косвенные затраты — расходы, связанные с организацией и управлением производственным процессом организации в целом; в себестоимость конкретных видов продукции, работ, услуг их включают пропорционально какой-либо базе распределения, установленной инструкцией по планированию, учету и калькулированию (например, пропорционально оплате труда производственных рабочих, прямым затратам). К ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
По экономической роли в процессе производства затраты подразделяют на основные и накладные.
Основные расходы — это расходы, вытекающие непосредственно из технологического процесса производства продукции. К ним относятся затраты на сырье, материалы, технологическое топливо, заработная плата производственных рабочих и др.
Накладные расходы — это расходы, необходимые для создания соответствующих условий и управления производством. К ним относятся расходы на отопление, освещение, заработная плата управленческого персонала и др.
По отношению к объему производства затраты подразделяются на переменные и условно-постоянные.
Переменные расходы — это расходы, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства продукции — сырье, основные материалы, заработная плата производственных рабочих и др. Условно-постоянные расходы — это расходы, которые не связаны с изменением объема, нормируются и планируются не на единицу продукции, а в целом по цеху или предприятию. Это расходы на управление цехами и предприятием, в значительной степени прочие производственные расходы.
Объем производства не оказывает влияния на общую сумму этих затрат, но при изменении объема в сторону снижения доля таких расходов в себестоимости отдельного изделия увеличивается, а при росте его — уменьшается. Затраты, связанные с созданием продукции и управлением производством, относятся к производственным. В сумме они позволяют получить производственную себестоимость.
Коммерческие расходы (присоединяются к производственной себестоимости для определения полной себестоимости продукции организации): отгрузка продукции своим покупателям, расходы на упаковку, доставку до станции или пристани отправления, погрузку в транспортные средства, сопровождение груза.
Ø производительные расходы – предусмотренные нормами или сметами.
Ø непроизводительные расходы – расходы, не предусмотренные ни нормами, ни сметами (выпуск некачественной продукции, брак простои, порча продукции и т.д.)
Выявление непроизводительных расходов, установление причин, виновников и возможностей их устранения — важнейшая задача не только учета, но и анализа себестоимости и рентабельности продукции.
Если нельзя точно установить, к какому калькуляционному периоду относятся расходы (например, подготовку и освоение производства, возмещение износа специального инструмента и приспособлений), то их следует включать в затраты на производство в сметно - нормализованном порядке.
Себестоимость единицы продукции отражается в калькуляциях. Калькуляция - исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции, работ и услуг или всей реализованной продукции. Различают калькуляции плановые, нормативные и отчетные.
Плановые калькуляции составляют до начала отчетного периода, исходя из прогрессивных норм сырья, материалов, топлива, энергии, использования норм расходов по организации обслуживания производства. Разновидностью плановой являются сметные калькуляции, которые составляют на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками и другие цели. Плановые калькуляции определяют уровень затрат, который должен быть достигнут в среднем за планируемый период.
Нормативная калькуляция составляется на основе прогрессивных норм, уже достигнутых к началу отчетного периода. Они отражают тот уровень затрат, который вытекает из действующих на предприятии норм расхода средств производства и рабочего времени.
Отчетные калькуляции составляются по данным бухгалтерского учета затрат на производство за отчетный месяц.
Статьи калькуляции включают как элементные, так и комплексные расходы. Из них складывается фактическая производственная себестоимость, а если к ее сумме прибавить коммерческие расходы, то получим полную фактическую себестоимость продукции, работ, услуг. Зная затраты по статьям калькуляции в разрезе отдельных видов работ, услуг и продукции, делением их на количество или объем выпуска определяют себестоимость единицы продукции.
Методы учета затрат на производство продукции
Нормативный метод учета затрат применяется при массовом и серийном производстве разнообразной и сложной продукции, состоящей из большого количества деталей и узлов, на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности (машиностроительной и металлообрабатывающей, швейной, обувной, трикотажной, шинной, мебельной и др.). Метод позволяет своевременно выявлять и устанавливать причины отклонения фактических расходов от действующих норм основных затрат и смет расходов на обслуживание производства и управление. Отклонением от норм считается как экономия, так и дополнительный расход сырья, материалов, заработной платы и других производственных затрат (в том числе вызванные заменой сырья и материалов, оплатой работ, не предусмотренных технологическим процессом, доплатами за отступление от нормальных условий работы и т. п.). Отклонения, вызванные превышением нормативов, говорят о нарушениях установленного технологического процесса, о неполадках в организации производства и материально-технического снабжения. Если же фактические затраты ниже нормативных, то отклонения свидетельствуют об экономии и указывают, как правило, на положительные моменты в работе организации. Отклонения от норм могут быть сгруппированы:
а) по характеру влияния на себестоимость продукции — благоприятные (снижение, экономия) и неблагоприятные (удорожание, перерасход);
б) по полноте и своевременности выявления — документированные (учтенные) и недокументированные (неучтенные);
в) по степени детализации и способу отнесения на себестоимость конкретной продукции — прямые и обезличенные;
г) в зависимости от потребностей управления — допустимые и недопустимые.
Применение метода нормативного учета предопределяет использование нормативного метода калькулирования, при котором фактическая себестоимость продукции, выпущенной из производства, исчисляется из нормативной себестоимости плюс (минус) отклонения от норм плюс (минус) изменения норм. Это требует предварительного исчисления нормативной себестоимости продукции, работ и услуг на основе нормативных калькуляций.
Основой для исчисления фактической себестоимости выпускаемой продукции при нормативном методе учета служат калькуляции нормативной себестоимости (нормативные калькуляции), составленные на основании норм затрат, действующих на начало месяца. Нормативная калькуляция отличается от плановой. При составлении нормативной калькуляции за основу берут действующие (в отчетном месяце) в данной организации прогрессивные нормы, а при составлении плановой калькуляции — прогрессивные средневзвешенные нормы за квартал или год. Плановые и нормативные калькуляции имеют одинаковую номенклатуру статей. Важно определить, как следует составлять нормативные калькуляции: на каждую деталь, узел, сборочное соединение, цеховой комплект полуфабрикатов или сразу на готовое изделие в целом. Следует распределять отклонения по конкретным изделиям по следующему признаку: прямые — на основании первичных документов; обезличенные (учтенные), а также неучтенные отклонения, выявленные при инвентаризации, индексным методом, т. е. пропорционально нормативным затратам плюс прямые отклонения.
Попередельный метод применяется в таких производствах, где готовая продукция создается путем последовательной обработки исходного сырья на разных переделах (стадиях): металлургических, текстильных, кирпичных и др. При таком методе учета затраты на производство (начиная с подготовки добычи полезных ископаемых или обработки исходного сырья и до выпуска конечного продукта) учитываются в каждом цехе (переделе, фазе, стадии), включая, как правило, себестоимость полуфабрикатов, изготовленных в предыдущем цехе. В связи с этим себестоимость продукции каждого последующего цеха слагается из произведенных им затрат и себестоимости полуфабрикатов. При применении попередельного метода должны быть использованы важнейшие элементы нормативного метода — систематическое выявление отклонений фактических расходов от текущих норм (в отдельных отраслях — от плановой себестоимости), а также выявление изменений этих норм. В первичной документации и в оперативной отчетности должен отражаться (за смену, сутки, декаду и т. д.) не только фактический расход сырья, основных материалов, полуфабрикатов, технологического топлива, энергии и др., но и расход их по нормам или основанным на них производственным заданиям (рецептурам, смескам и т. д.). Использование элементов нормативного метода является основой для надлежащего контроля и анализа затрат на производство, обоснованного калькулирования фактической себестоимости продукции, контроля за соблюдением и совершенствованием норм. Различают два варианта попередельного метода учета затрат и калькулирования: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный.
При полуфабрикатном способе затраты учитываются по переделам или цехам, а внутри каждого из них — по отдельным видам продукции и статьям расходов. В дальнейшем на основе данных об их затратах и количестве изготовленных полуфабрикатов составляют отчетные калькуляции.
При бесполуфабрикатном варианте все расходы по обработке сырья, материалов, а также цеховые и общезаводские расходы полностью относятся на законченную готовую продукцию (последний передел). На всех предыдущих переделах незавершенное производство оценивается только по стоимости исходного сырья.
Использование попередельного метода позволяет наиболее четко контролировать остатки незавершенного производства, а возможность получать оперативную информацию о степени готовности продукции в разрезе цехов и производств позволяет эффективно управлять материально-производственными запасами.
Позаказный метод учета затрат применяется в индивидуальном и мелкосерийном производствах сложных изделий (главным образом в машиностроительной и металлоперерабатывающей промышленности), а также при производстве опытных, экспериментальных, ремонтных и т. п. работ. При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный заказ, фактическая себестоимость изделий определяется после его выполнения. При изготовлении крупных изделий с длительным технологическим циклом производства производственные заказы могут выдаваться на отдельные его агрегаты и узлы, представляющие законченные конструкции. Затраты цехов учитываются по отдельным заказам и статьям калькуляции, а затраты сырья, материалов, топлива и энергии — по отдельным группам. Фактическая себестоимость единицы изделий или работ определяется после выполнения заказа путем деления суммы затрат на количество изготовленной по этому заказу продукции (изделий). При сдаче продукции (изделий) заказчику или на склад частями до окончания заказа в целом сдаваемая продукция (изделия) оценивается по плановой или фактической себестоимости однородных изделий, выпускавшихся ранее, с учетом изменений в их конструкции, технологии и условий производства. При позаказном методе учета фактическая себестоимость выпуска продукции может быть выявлена, как правило, только после полного окончания соответствующих заказов. Если выполнение заказа длится свыше одного месяца, то организация за отчетный период не может определить фактическую себестоимость законченных деталей или отдельных единиц продукции данного заказа. Поэтому по итогам месяца она отчитывается не фактическими затратами за произведенные изделия, а плановыми (нормативными), что снижает эффективность контрольных функций.
Метод директ-костинг (себестоимость по прямым затратам) впервые возник в Германии. Сущность данного метода заключается в том, что сокращенная или неполная производственная себестоимость продукции исчисляется только по переменным и условно-переменным затратам. Прямы переменные расходы учитываются на счетах учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»). Условно-переменные расходы в течение месяца учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и по окончании месяца списываются на счета учета прямых переменных затрат (20,23,29). Постоянные расходы учитываются в течении месяца на счете 26 «Общехозяйственные расходы», с которого по окончании месяца их списывают на счет 90 «Продажи». Это означает, что общехозяйственные расходы в производственную себестоимость продукции не включаются.
При исчислении сокращенной себестоимости продукции используют показатели маржинального и остаточного дохода. Маржинальный доход определяется вычитанием из выручки от продажи продукции или стоимости произведенной продукции суммы переменных затрат. Показатель остаточного дохода или прибыли от производства исчисляют вычитанием из маржинального дохода постоянных затрат. Данные показатели имеют важное значение для управления себестоимостью продукции. Они показывают зависимость этих показателей от цен на продукцию, структуры выпускаемой продукции, величины переменных и постоянных затрат.
Учетная политика предприятия для целей управленческого учета
Применительно к управленческому учету учетная политика предприятия — это принятая им совокупность способов ведения учета и составления отчетности. К способам ведения управленческого учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы. Учетная политика предприятия формируется работником, на которого возложена ответственность за организацию и ведение управленческого учета, и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются:
· выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;
· рабочий план счетов управленческого учета;
· форма первичных документов и учетных регистров, используемых в управленческом учете;
· формы отчетов центров затрат и центров ответственности;
· перечень центров затрат и центров ответственности;
· методы калькулирования себестоимости продукции для соответствующих центров затрат и центров ответственности;
· трансфертные цены;
· правила документооборота и технология обработки учетной информации;
· порядок контроля за хозяйственными операциями;
· другие решения, необходимые для организации управленческого учета.
Принятая предприятием учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией организации (приказами, распоряжениями и др.). Способы управленческого учета, избранные предприятием при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями предприятия (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.
Выбор вариантов учета и оценки объектов учета:
1) по основным средствам:
основные элементы учетной политики:
• выбор способов начисления амортизации по основным средствам;
• определение сроков полезного использования объектов;
• определение объектов основных средств, стоимость которых не погашается;
• определение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции.
При выборе способа начисления амортизации по основным средствам нужно учитывать, что в настоящее время используются различные подходы к порядку амортизационных отчислений по амортизируемым активам в финансовом и налоговом учете. Вместе с тем общим для этих видов учета является линейный способ начисления амортизации. Поэтому данный способ в первую очередь следует рекомендовать для использования в финансовом, управленческом и налоговом учете. Сроки полезного использования объектов основных средств и перечень объектов, стоимость которых не погашается, устанавливаются организацией исходя из конкретных условий функционирования объектов основных средств и финансовой стратегии организации. Основой для принятия решений по данному вопросу могут быть ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и постановление Правительства Российской Федерации «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2002 г. № 1 (ред. от 12.09.2008). Порядок списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции целесообразно определять с учетом варианта, принятого в учетной политике финансового учета.
2)по нематериальным активам элементами учетной политики являются:
• способы начисления амортизации по отдельным группам нематериальных активов;
• сроки полезного использования нематериальных активов. При выборе способа начисления амортизации для соответствующей группы нематериальных активов следует использовать следующие нормативные документы:
• ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов»;
• НК РФ (глава 25);
• МСФО № 38 «Нематериальные активы».
В соответствии с ПБУ 14/07 амортизационные отчисления по нематериальным активам осуществляются одним из следующих способов: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг). НК РФ предусматривает возможность использования линейного и нелинейного методов начисления амортизации по нематериальным активам. МСФО № 38 (п. 89) рекомендует использовать следующие методы начисления амортизации:
• метод равномерного начисления;
• метод уменьшаемого остатка;
• метод единиц продукции.
Согласно ПБУ 14/07 срок полезного использования нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету, исходя из ожидаемого срока использования объекта, срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов, количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет. Срок полезного использования нематериальных активов не может превышать срок деятельности организации. В соответствии с МСФО № 38 срок полезной службы нематериальных активов может составлять более 20 лет (п. 11). В п. 84 МСФО № 38 указывается, что «срок полезной службы нематериального актива может быть очень большим, но всегда имеющим предел».
3)по материально-производственным запасам основным элементом учетной политики является выбор способа (метода) оценки израсходованных МПЗ. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и НК РФ разрешают отражать в учете израсходованные материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо и др.), используя методы оценки запасов по:
• себестоимости каждой единицы;
• средней себестоимости, определяемой по окончании каждого месяца по однородным видам материальных ресурсов или по отдельным видам ресурсов;
• себестоимости первых по времени закупок партий материальных ресурсов (метод ФИФО);
• себестоимости последних по времени закупок партий материальных ресурсов (метод ЛИФО).
В международной практике помимо вышеназванных используют следующие способы (методы):
• ХИФО;
• ЛОФО;
• перманентной переоценки;
• по твердым ценам;
• по ценам концерна;
• по ценам приобретения;
• по ценам дня;
• по учетным ценам.
При выборе варианта оценки израсходованных материалов следует принимать во внимание уровень инфляции, финансовое состояние организации, политику ценообразования и налогообложения, а также условия реализации продукции. По покупным товарам элементом учетной политики является выбор метода их оценки, при котором целесообразно за основу принять соответствующие положения финансового или налогового учета. В соответствии с п. 6 и 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» затраты по заготовке и доставке то ил ров до центральных складов, производимые до момента их передачи в продажу, могут включаться:
• в стоимость приобретенных товаров;
• в состав расходов на продажу.
Организации розничной торговли могут оценивать товары (п. 13 ПБУ 5/01) по:
• продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок);
• стоимости приобретения.
Налоговым кодексом (ст. 268) предусмотрена оценка приобретенных товаров одним из следующих методов:
• по методу ФИФО;
• по методу ЛИФО;
• по средней стоимости;
• по стоимости единицы товара.
5) по учету затрат на производство и выпуска продукции элементами учетной политики являются:
• определение центров затрат;
• установление контролируемых расходов по каждому центру затрат;
• выбор ответственных за расходы по каждому центру затрат;
• выбор способа группировки затрат и списания затрат;
• выбор перечня статей калькуляции;
• выбор способа оценки незавершенного производства;
• выбор способа оценки готовой и отгруженной продукции;
• выбор трансфертных цен;
• выбор варианта сводного учета затрат на производство;
• определение порядка и сроков погашения расходов будущих периодов;
• выбор способов распределения косвенных расходов между объектами учета и калькулирования;
• выбор методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
Определение центров затрат зависит от организационных, технологических и ряда других особенностей организации, а также целей управленческого учета. При установлении перечня центров затрат должно быть обеспечено оптимальное соотношение затрат на ведение учета с эффектом осуществления контроля по каждому центру затрат. Установление контролируемых расходов по каждому центру затрат зависит от уровня управления затратами (первого, второго и последующих уровней) и времени осуществления расходов. Перечень контролируемых расходов по каждому центру затрат указывают в формах смет затрат на производство и отчетов по центрам затрат. Выбор ответственных за расходы по каждому центру затрат зависит от принятой системы управления затратами и уровня соответствующих центров затрат. В центрах затрат первого уровня управления затратами ответственность за них обычно возлагается на исполнителей соответствующих работ. На уровне организационных единиц ответственными за расходы обычно признаются руководители этих единиц (бригад, участков, отделений и т.п.).
Выбор способа группировки затрат и списания затрат на производство. В настоящее время в учетной практике России применяются два основных способа группировки и списания затрат на производство:
• деление затрат на основные и накладные и исчисление пол ной производственной себестоимости продукции;
• деление затрат на переменные, условно-переменные и постоянные и исчисление неполной производственной себе стоимости продукции.
Наряду с указанными двумя способами в управленческом учете можно использовать третий способ — деление затрат на переменные и постоянные и исчисление себестоимости на основе переменных затрат (вариант системы директ-костинг). Выбор перечня статей калькуляции. При установлении перечня статей калькуляции необходимо учитывать отраслевые особенности организации, ее организационную структуру, необходимость обеспечения сопоставимости статей калькуляции в планировании и учете и ряд других особенностей. Для промышленных организаций за основу целесообразно принять статьи калькуляций, установленные Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. При выборе перечня статей калькуляции на следующий год нужно принять во внимание их состав в истекшем году (для обеспечения сопоставимости), в аналогичных сторонних организациях (для сравнительной оценки), планируемые изменения в технике, технологии, организации производства и управления, соответствие со статьями затрат в управленческом учете и т.п. Выбор способа оценки незавершенного производства. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве целесообразно оценивать способами, принятыми в финансовом учете. Выбор способа оценки готовой и отгруженной продукции. Готовая продукция и товары отгруженные могут отражаться в управленческом учете, как правило, аналогично вариантам, принятым в финансовом учете. Выбор трансфертных цен. Трансфертные цены устанавливаются на основе:
• рыночных цен;
• затрат;
• договоров.
При использовании второго метода для определения трансфертных цен указывают конкретную основу затратной трансфертной цены:
• переменные затраты;
• полные затраты;
• полные затраты плюс прибыль.
Выбор варианта сводного учета затрат на производство. Сводный учет затрат на производство организуется по бесполуфабрикатному или полуфабрикатному вариантам. На практике нередко применяется смешанный или частично полуфабрикатный вариант сводного учета затрат на производство, при котором часть полуфабрикатов отражается в учете, а на последующих стадиях учет ведется по бесполуфабрикатному варианту. Определение порядка и сроков погашения расходов будущих периодов. Порядок и сроки погашения расходов будущих периодов зависят прежде всего от вида этих расходов. Например, расходы на подготовку и освоение производства списываются на текущие затраты в течение нескольких лет. Расходы на приобретение лицензий списываются на затраты в течение срока их действия. Расходы по ремонту основных средств, учтенные в начале года, могут списываться в течение года равномерно по месяцам или пропорционально объему продукции по месяцам. Выбор способов распределения косвенных расходов между объектами учета и калькулирования зависит от технологических, организационных и ряда других особенностей организаций и должен быть направлен на обеспечение более точного исчисления себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг. Если организация является многопрофильной и осуществляет несколько видов деятельности, то общепроизводственные и общехозяйственные расходы целесообразно распределять по видам деятельности пропорционально суммам выручки, полученным от каждого вида деятельности. Выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. В организациях применяют поза-казный, попередельный и попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции. В качестве методов калькулирования могут применяться нормативный метод и метод директ-костинг. Следует отметить, что в организациях могут применяться не один, а несколько или даже все методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Для управления себестоимостью продукции особо эффективным представляется нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. При решении вопроса о выборе методов учета затрат на про изводство и калькулирования себестоимости продукции нужно принимать во внимание технологические, организациоппыг. отраслевые и другие особенности производства продукции
Выбор техники, формы и организации управленческого учета:
1)разработка рабочего плана счетов: Планом
счетов бухгалтерского учета
• 20-29;
• 20-39.
При использовании счетов 20-39 счета 30—39 рекомендуется применять для учета расходов по элементам затрат. Для целей управленческого учета предприятия могут вводить новые синтетические счета, используя свободные коды счетов. На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, предприятия определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также их кодовые обозначения.
2)выбор форм управленческого учета: предприятия самостоятельно выбирают или разрабатывают форму управленческого учета, под которой понимают перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.
3)организация управленческого учета: организация самостоятельно выбирает организационное построение службы, занимающейся управленческим учетом.
4)система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля: организации самостоятельно разрабатывают систему внутрипроизводственного учета, функционирования и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.
Практическая часть
Задача 7
ЗАО "Траст" занимается сооружением объектов пожарной безопасности. Организационная структура предприятия представлена двумя производственными подразделениями (проектное и монтажное управление) и тремя непроизводственными подразделениями (договорной отдел, отдел подготовки производства).
Таблица
Центр ответственности |
Затраты, руб. |
Договорной отдел (ДО) |
60 000 |
Отдел согласований (ОС) |
75000 |
Отдел подготовки производства (ОПП) |
50000 |
Проектное управление (ПУ) |
875 000 |
Монтажное управление (МУ) |
1 670000 |
Итого |
2 730 000 |
Распределите затраты непроизводственных подразделений между производственными секторами:
а) методом прямого распределения затрат;
б) методом пошагового распределения затрат;
в) методом взаимного распределения затрат (двусторонним).
При распределении затрат прямым методом за базу распределения следует принять выручку производственных подразделений, считая, что доля ПУ в общей выручке организации составляет 40%, а МУ - 60%.
При распределении затрат пошаговым методом исходить из следующего. Услуги договорного отдела потребляются как производственными подразделениями (ПУ и МУ), так и ОПП и ОС; услуги ОПП потребляются производственными подразделениями и ОС, а услуги ОС - производственными подразделениями.
В процессе распределения необходимо использовать следующую информацию:
- численность работающих в договорном отделе и отделе подготовки производства - по 10 чел., в отделе согласований - 20 чел., в проектном и монтажном управлении - 40 и 50 чел. соответственно;
- потребности в комплектах разрешительной документации на производство работ, подготавливаемых ОПП: ПУ - 10 комплектов, МУ- 40 комплектов, ОС - 30 комплектов;
- количество выходов машин: для ПУ - 60, для МУ - 80.
При распределении затрат двусторонним методом договорной отдел и отдел подготовки производства объединить в одно подразделение - отдел документированного обеспечения.
Решение
1) метод прямого распределения затрат:
Показатели |
Производственные подразделения |
Итого |
|
ПУ |
МУ |
||
Прямые затраты, руб., |
875 000 |
1 670 000 |
2 545 000 |
Доля прямых затрат в выручке от продаж, % |
40 |
60 |
100 |
Распределение косвенных затрат: |
|||
Договорной отдел (ДО) |
24 000 |
36 000 |
60 000 |
Отдел согласований (ОС) |
30 000 |
45 000 |
75 000 |
Отдел подготовки производства (ОПП) |
20 000 |
30 000 |
50 000 |
Итого затрат после распределения |
949 000 |
1 781 000 |
2 730 000 |
2) метод пошагового распределения затрат:
Центр ответст-венности |
Затраты, тыс. руб. |
ДО, тыс. руб. |
Промеж. расчет, тыс. руб. |
ОС, тыс. руб. |
Промеж. расчет, тыс. руб. |
ОПП, тыс. руб. |
Общие затраты, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Договорной отдел (ДО) |
60 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Отдел согласо-ваний (ОС) |
75 |
5´1=5 |
75+5=80 |
- |
- |
- |
- |
Отдел подго-товки произ-водства (ОПП) |
50 |
5´2=10 |
50+10 =60 |
10´1= 10 |
60+10=70 |
- |
- |
Проектное уп-равление (ПУ) |
875 |
5´4=20 |
875+20= 895 |
10´4 =40 |
935 |
5´6=30 |
965 |
Монтажное уп-равление (МУ) |
1 670 |
5´5=25 |
1670+25= 1695 |
10´3= 30 |
1725 |
5´8=40 |
1765 |
Итого |
2 730 |
60 |
2730 |
80 |
2730 |
70 |
2730 |
а) распределяем затраты ДО (база распределения – численность работников)
10 : 10 : 20 : 40 : 50 или 1 : 2 : 4 : 5 (всего частей 12, численность работников распределяемого отдела в расчет не берем)
Затраты ДО – 60 000 делим на 12 получаем величину 5 000 . Затем производим распределение (см. гр. 3 и 4 табл.)
б) распределяем затраты ОС (база распределения – потребность в комплектах документации). По итогам промежуточного расчета сумма затрат отдела согласований составляет 80 000 руб. (см. гр. 4 табл.)
10 : 40 : 30 или 1: 4 : 3 (всего частей 8)
80 000 : 8 = 10 000. Результаты распределения см. в табл. в гр. 5, 6.
в) распределяем затраты ОПП (база распределения количество выходов машин)
60 : 80 или 6 : 8 (всего 14)
70 000 : 14 – 5 000. Результаты распределения см в гр. 7, 8 табл.
3) метод двустороннего распределения затрат:
Объединив затраты ДО и ОС получим, что в отделе документированного обеспечения (ОДО) затраты составили 135 000 руб.
В качестве базы распределения выберем прямые затраты. (см. табл.)
Центры, оказывающие услуги |
Центры, потребляющие услуги |
Итого |
|||
ОДО |
ОПП |
ПУ |
МУ |
||
ОДО - прямые затраты, тыс. руб. - доля прямых затрат в общей сумме затрат, % |
- - |
50 50/2595´ 100 = 1,93 |
875 875/2595´ 100 = 33,72 |
1670 1670/2595´ 100 = 64,35 |
2595 100 |
ОПП - прямые затраты, тыс. руб. - доля прямых затрат в общей сумме затрат, % |
135 135/2680´ 100 = 5,04 |
- - |
875 875/2680´ 100 = 32,65 |
1670 1670/2680´ 100 = 62,31 |
2680 100 |
Затем составляем и решаем систему уравнений:
ОДО = 50 + 0,0193 ОПП
ОПП = 135 + 0,0504 ОДО
ОПП = 135 + 0,0504 (50 + 0,0193 ОПП)
0,999 ОПП = 137,52
ОПП = 138 тыс. руб.
ОДО = 50 + 0,0193 ´ 137,658 = 53 тыс. руб.
Далее скорректированные затраты распределяем между центрами ответственности:
Распределение затрат непроизводственных подразделений |
ПУ |
МУ |
Итого |
ОДО - 53 тыс. руб. ´ 0,3372 - 53 тыс. руб. ´ 0,6435 |
18 - |
- 35 |
- - |
ОПП - 138 тыс. руб. ´ 0,3265 - 138 тыс. руб. ´ 0,6231 |
46 - |
- 86 |
- - |
Всего распределено, тыс. руб. |
64 |
121 |
185 |
Прямые затраты, тыс. руб. |
875 |
1670 |
2730 |
Заключение
Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений. Для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг занимают важное место в системе бухгалтерского учета организаций. В то же время это и наиболее сложный участок учета, так как при его организации следует учитывать отраслевые особенности управления, техники, технологии и организации производства продукции, работ и услуг и организационной структуры организации. Одной из важнейших стадий кругооборота средств организации является процесс производства. В ходе этого процесса организация, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость изготовленной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Значение учета затрат на производство продукции, работ и услуг и определение ее себестоимости вытекает прежде всего из необходимости соизмерения этих затрат с результатами — созданным и реализованным объемом продукции и выявлением доходности. Себестоимость продукции — важнейший показатель, который отражает в денежной форме затраты организации, связанные с производством и реализацией продукции, проведением и реализацией работ, оказанием и реализацией услуг. Величина себестоимости зависит от организации производства, качества сырья и материалов, умения руководителя эффективно организовать процесс производства и множества других факторов. Себестоимость — качественный показатель деятельности организаций — представляет собой сумму затрат живого и овеществленного труда. В условиях рыночной экономики усиливается значение показателя себестоимости продукции, работ и услуг, от величины которой зависит размер прибыли.
Управлением себестоимостью продукции организация обеспечивает необходимую эффективность в достижении наилучшего конечного результата, поэтому участок учета затрат на производство и калькулирование себестоимости является важнейшим в общей организации бухгалтерского учета в организации. Правильная организация учета затрат на производство, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за эффективным использованием в организации материальных, трудовых и финансовых ресурсов и, с другой стороны, позволяет организации избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговыми органами при решении вопросов налогообложения прибыли. Бухгалтерский (управленческий) учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг неразрывно связаны между собой. Бухгалтерский учет строится в соответствии с требованиями калькулирования продукции, работ и услуг, а калькуляция в свою очередь составляется на основе данных бухгалтерского учета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астахов В.П., Теория бухгалтерского учета – М.: ИКЦ МАРТ, 2002
2. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. – М: Омега-Л,2008
3. Вахрушина М.А. Внутрипроизводственный учет и отчетность. М.: АКДИ, Экономика и жизнь,2000
4. Карпова Т.П. Основы управленческого учета - М.: ИНФРА-М, 2002
5. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н., Бухгалтерский учет – М.: Финансы и статистика, 2004
6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебник – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ИНФРА-М,2008
7. Николаева О., Шишкова Т. Управленческий учет: учебное пособие. М.-УРСС, 2003
8. Палий В.Ф. Организация управленческого учета. –М.: Бератор-Пресс,2003
9. Соколов Я. В., Патров В. В., Карзаева Н. Н. Счета бухгалтерского учета: содержание и применение – М.: Финансы и статистика, 2006
10. Шеремет А.Д. Управленческий учет: Учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004
11. СПС «Консультант Плюс»