Содержание


Введение ……………………………………………………………………….

3

1.1 Сущность и назначение управленческого учета …………………………

6

1.2 Объекты управленческого учета ………………………………………….

7

1.3 Методы и способы управленческого учета ………………………………

9

2.1 Принципы управленческого учета ………………………………………..

14

2.2 Функции управленческого учета ………………………………………….

15

2.3 Системы управленческого учета ………………………………………….

18

2.4 Составные части управленческого учета ………………………………...

28

3.1 Учет затрат в ООО «Лавоком» ……………………………..……………..

30

3.2 Учет финансовых результатов в ООО «Лавоком» ………………………

40

Заключение ……………………………………………………………………..

44

Список литературы …………………………………………………………….

45


Введение



Концепция бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения хозяйствующих субъектов.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско - правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации концепции бухгалтерского учета. Новая концепция бухгалтерского учета и разрабатываемые на ее основе правила и нормы постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроля за достоверностью и надежностью финансовой информации, должны создать элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного инвестирования, в том числе иностранных инвестиций.

В системе бухгалтерского учета организации формируется информация для внешних и внутренних пользователей. В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации,  полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений. Информация, сформированная исходя из этой цели, отвечает общим потребностям большинства заинтересованных пользователей. Это, однако, не означает, что в бухгалтерском учете формируется вся информация, которая может оказаться необходимой и достаточной для заинтересованных пользователей при принятии решений.

Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию. Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.

Поскольку интересы заинтересованных пользователей значительно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете, удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. В частности, решения, принимаемые всеми заинтересованными пользователями, требуют оценки способности организации воспроизводить денежные средства и аналогичные им активы, времени и определенности их поступления. В результате проведения такой оценки может быть установлена возможность организации обеспечить причитающиеся и предстоящие выплаты инвесторам, работникам, заимодавцам, поставщикам и подрядчикам, государству.

В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении.

Цель данной работы – исследовать сущность и назначение управленческого учета, как инструмента формирования информации для внутреннего пользования. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

·        определить объекты управленческого учета и способы управления ими для эффективной деятельности предприятия;

·        рассмотреть системы управленческого учета, действующие при рыночных отношениях;

·        выявить функции управленческого учета, способствующие получению максимально возможной прибыли, являющейся целью деятельности любого предприятия.


1.1 Сущность и назначение управленческого учета


Управление хозяйствующим субъектом осуществляется на основе полученной информации, основную часть которой представляет бухгалтерский учет. Посредством учетных данных выявляется эффективность принятых управленческих решений. Учетная информация содержит сведения, необходимые для реализации следующих функций управления:

·        планирование (прогнозирование);

·        контроль;

·        анализ.

Содержание, порядок формирования и способы представления информации для внутренних пользователей определяются руководством организации. Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной пользователям. Для того чтобы информация, формируемая в бухгалтерском учете, считалась полезной заинтересованным пользователям, она должна быть уместной, надежной и сравнимой.

Для успешной деятельности предприятия для руководства является важным владение экономическими методами управления на основе знаний бухгалтерского учета, умения построить и использовать управленческий учет для принятия решений, учитывать и контролировать затраты.

Основной задачей управленческого учета является помощь руководству предприятия в управлении бизнесом и принятии правильных и наиболее эффективных решений:

·        определять рациональную структуру пассивов предприятия и структуру заемных средств;

·        разрабатывать дивидендную политику;

·        определять основные направления расходования средств в интересах предприятия;

·        формировать наилучшую структуру активов;

·        регулировать кассу и динамику финансовых результатов.

Роль управленческого учета на предприятии трудно переоценить. Она состоит в том, чтобы предоставлять руководству информацию для следующих целей:

·        формулировка политики предприятия по различным вопросам;

·        планирование и контроль за различными хозяйственными или иными мероприятиями на предприятии;

·        выбор и принятие управленческих решений на альтернативной основе;

·        контроль за сохранностью активов предприятия;

·        представление информации структурным подразделениям предприятия.


1.2 Объекты управленческого учета


Объектами бухгалтерского управленческого учета являются:

·     затраты (текущие и капитальные) предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности;

·     результаты хозяйственной деятельности как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности (сегментов предприятия);

·     внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен;

·     бюджетирование и внутренняя отчетность.

Перечень статей затрат устанавливается предприятием самостоятельно с учетом требований отраслевых Инструкций по учету, планированию и калькулированию себестоимости продукции, работ, услуг. В качестве примера можно привести типовую номенклатуру статей расходов:

·        сырье и материалы;

·        возвратные отходы (вычитаются);

·        покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

·        топливо и энергия на технологические цели;

·        заработная плата производственных рабочих;

·        отчисления на социальные нужды;

·        расходы на подготовку и освоение производства;

·        общепроизводственные расходы;

·        общехозяйственные расходы;

·        потери от брака;

·        прочие производственные расходы;

·        коммерческие расходы.

Первые одиннадцать статей образуют так называемую производственную себестоимость производства и реализации продукции, работ, услуг.

Это позволяет формировать в учете информацию о затратах на производство по организации в целом, в поэлементном разрезе и детализировать ее:

·        по местам возникновения затрат,

·        по видам продукции,

·        по статьям калькуляции.

Производственный учет сегодня призван следить за издержками производства, анализировать причины перерасхода по сравнению с предыдущими периодами, сметами или прогнозами, а также выявлять возможные резервы экономики. Он должен четко и детально отражать все процессы, связанные с производством и реализацией продукции на предприятии.

Основными группировками затрат в управленческом учете выступают группировки:

·        по видам производств – основное и вспомогательное;

·        по местам возникновения затрат – цехи, производства, участки;

·        по видам изготавливаемой продукции – изделия, группы однородных изделий, переделы, процессы, заказы.

Затраты образуются в различных структурах предприятия, называемых сегментами или центрами ответственности, во главе которых стоит ответственное лицо. Их вклад в формирование конечного финансового результата неодинаков. Следовательно, появляется необходимость отдельно проанализировать доходы и расходы по каждому структурному подразделению. Объектом учета в данном случае являются отдельные структурные подразделения (сегменты) организации.

В управленческом учете анализ полной себестоимости продукции имеет значение для формирования конкурентоспособной ценовой политики организации, следовательно, себестоимость продукции также можно рассматривать в качестве объекта управленческого учета.

Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Основной задачей определения себестоимости является установление оптимального уровня затрат и выявление резервов экономии.

1.3 Методы и способы управленческого учета


Управленческий учет должен быть организован таким образом, чтобы формировать информацию по определенным объектам или направлениям деятельности организации.

Затраты по местам их возникновения могут группироваться в учете по одному из следующих вариантов:

·        учет затрат и калькулирование себестоимости продукции организуется по каждому подразделению. Этот вариант применяется в основном на крупных предприятиях в условиях цеховой структуры управления и соответствует требованиям усиления контроля за себестоимостью продукции;

·        учет затрат ведется по подразделениям без калькулирования себестоимости продукции. В этом случае контроль за формированием себестоимости продукции обеспечивается по прямым затратам путем сравнения их величины с плановой, пересчитанной на фактический выпуск продукции, а по общепроизводственным расходам – сопоставлением учетных данных с суммами по сметам;

·        затраты учитываются по предприятию в целом без группировки по подразделениям. Такой вариант обычно используется для организации аналитического учета затрат на предприятиях с бесцеховой структурой, на которых расходы на производство контролируются в целом по предприятию.

Если в учетной политике организации обоснована необходимость применения учета затрат и калькулирования себестоимости продукции по каждому подразделению, то в течение учетного периода прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 20 «Основное производство». Как правило, к прямым относятся расходы:

·        материалов,

·        покупных изделий и полуфабрикатов,

·        топлива и энергии на технологические цели,

·        заработная плата с отчислениями на социальные нужды.

Поскольку отпуск материалов со склада в цеха и на участки не является окончательным расходом, а рассматривается как внутреннее перемещение, то необходимо организовать текущий учет и контроль за использованием сырья и материалов в производстве. Методы такого учета и контроля зависят от особенностей применяемых материалов и технологии производства. Наиболее распространенными из них являются:

·        документальное оформление отклонений от норм;

·        учет раскроя по партиям;

·        предварительные расчеты по фактической рецептуре;

·        последующие расчеты с использованием данных инвентаризации.

Сущность метода документального оформления состоит в том, что на отпуск материалов сверх норм или их замену оформляются отдельными документами. Они сигнализируют об отклонениях вследствие замены материалов или  отпуска материалов сверх лимита при их перерасходе.

Метод учета раскроя по партиям заключается в том, что по каждой партии материала, поданного на рабочее место для заготовки деталей, определяется результат раскроя – экономия или перерасход.

Метод предварительных расчетов по фактической рецептуре применяется в производствах, где отклонения от норм расхода материалов возникают в результате структурных сдвигов в составе исходной смеси (смеси, композиции и т.п.). Такие отклонения выявляются сопоставлением фактически использованного набора материалов с их расходом по нормативной технологии.

Метод последующих расчетов  с использованием данных инвентаризации (инвентарный метод) заключается в следующем: для определения фактического расхода периодически инвентаризируются материалы на рабочих местах, а отклонения выявляются не по каждой партии материалов, а по отдельным исполнителям, бригадам, участкам в целом за смену, сутки, декаду, месяц. При этом фактический расход материалов определяется путем суммирования остатка на начало отчетного периода с поступлением и вычитанием из полученной суммы возврата и остатка на конец отчетного периода. Расход по нормам рассчитывается умножением количества изготовленных изделий на норму расхода.

На основании текущего учета составляются отчеты об использовании материалов и отклонениях от норм с расшифровкой причин и виновников, экономии или перерасхода. Расход материалов распределяется по видам изготавливаемой продукции прямым путем, то есть непосредственно по данным первичных документов, и отражается в разработочной таблице или в машинограмме "«распределение материалов по направлениям затрат"»

Вспомогательные материалы могут включаться в себестоимость продукции прямым путем или косвенными:

·        пропорционально расходу по нормам;

·        пропорционально весу переработанного сырья;

·        пропорционально количеству изготовленной продукции.

Производственный учет сегодня призван следить за издержками производства, анализировать причины перерасхода по сравнению с предыдущими периодами, сметами или прогнозами, а также выявлять возможные резервы экономики. Он должен четко и детально отражать все процессы, связанные с производством и реализацией продукции на предприятии.

Учет затрат по видам показывает, какие группы издержек возникли на предприятии в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) в отчетном периоде.

Учет затрат по местам их возникновения позволяет распределить их между отдельными подразделениями предприятия (центрами ответственности), в которых они были осуществлены.

Учет затрат по носителям предполагает определение всех издержек, связанных с производством единицы какой-либо конкретной продукции или с выполнением определенного заказа.

Таким образом, только в рамках производственного учета удается рассчитать себестоимость единицы продукции, приходящуюся на нее прибыль и уровень рентабельности.

Необходимо отметить, что управленческий учет тесно связан с другими видами учета: финансовым, налоговым и производственным. Причем, можно сказать, что производственный учет является базой управленческого учета. Если представить схематично взаимосвязь видов учета, то получится картина, представленная на рис. 1.









Надпись: Бюджетирование
Надпись: Управленческий
контроль

Надпись: Управленческий
анализ

Надпись: Принятие
управленческих решений

Надпись: Внутренняя
отчетность
 


 





                    Управленческий учет










Рис. 1. Взаимосвязь видов учета

2.1 Принципы управленческого учета


Управленческий учет обеспечивает формирование и отражение во внутренней отчетности данных о состоянии и динамике имущества и финансового положения предприятия в результате текущей, инвестиционной и финансовой деятельности путем обобщения плановой, фактической и аналитической информации и строится на следующих принципах:

·        Принцип ответственности за последствия принятых решений. Если ответственность за результаты хозяйствования на всех уровнях управления отсутствует, вести управленческий учет нет смысла.

·        Принцип целостности. Управленческий учет должен быть системным и обеспечивать согласованность данных с показателями финансового учета и отчетности даже тогда, когда он ведется без использования первичной документации, счетов и двойной записи.

·        Принцип понятности. Представление данных в виде аналитических таблиц, графиков, удобных и понятных для пользователей.

·        Принцип сопоставимости. Условие сравнения, сопоставления экономических величин, показателей, согласно которому они должны быть предварительно приведены к адекватной форме измерения, к сопоставимому виду.

·        Принцип управления по отклонениям. Управление по отклонениям способствует оперативному выявлению факторов роста прибыли или причин возникновения убытков по каждому подразделению или продукту, установлению ответственности за возникшие неблагоприятные отклонения

·        Целеполагание – один из методов формирования системы управления организацией. Чем более конкретно и детально будут сформулированы цели, тем более конкретные задания по их реализации могут быть поставлены перед отдельными звеньями системы управления, производственными подразделениями и отдельными исполнителями.

·        Полезность. Информация должна быть полезной для принятия управленческих решений.

В результате обработки информации управленческого учета составляются внутренние (сегментарные) отчеты, которые предъявляются руководству предприятия. Основной целью составления отчетности является обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных внутренних пользователей.

Таким образом, общие принципы управленческого учета сводятся к тому, чтобы максимально обеспечить руководство полезной информацией. Управленческий учет в большей степени основан на логике и опыте или на общей приемлемости. В этом смысле можно говорить о децентрализации управленческого учета.

2.2 Функции управленческого учета


 Управленческий учет можно разбить на три основных направления, отвечающих на основные вопросы жизнедеятельности предприятия:

1) Определение себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг)

·        рентабельность различных видов продукции (работ, услуг);

·        рентабельность различных видов деятельности;

·        зависимость затрат от различных факторов;

·        фактические результаты в сравнении с запланированными;

·        ценообразование, позволяющее покрывать затраты и обеспечивать требуемый уровень рентабельности;

·        влияние увеличения (уменьшения) выпуска продукции, прекращения производства того или иного вида продукции на рентабельность предприятия.

2) Анализ информации и принятие управленческих решений:

·        финансовые прогнозы;

·        информация для подготовки планов;

·        информация о выполнении планов и достижении поставленных целей;

·        информация о фактических результатах в сравнении с запланированными

3) Планирование и контроль:

·        зарабатывание денег;

·        инвестирование временно свободных средств;

·        сокращение расходов;

·        расходование средств;

·        привлечение финансовых ресурсов.

Определение целей необходимо для оценки будущих доходов и расходов и соответственно бюджетов для достижения поставленных целей. Это также является отправной точкой в планировании закупок и объемов производства.

Для достижения поставленных целей должны приниматься следующие решения[1]:


1. Решения по планированию

2. Решения по контролю

Рутинные примеры

Нерутинные примеры

Корректирующие действия на основании системы бюджетного контроля или другой системы оценки эффективности

Бюджетирование

Решения о выпуске нового вида продукции

Сокращение затрат

Стратегическое планирование

Решения о прекращении выпуска вида продукции



Инвестиционные решения



Когда определены цели и составлены бюджеты, они могут быть использованы как ориентиры, по которым предприятие будет оценивать степень эффективности или неэффективности в достижении поставленных целей.

Таким образом, к конкретным практическим задачам управленческого учета можно отнести:

·        выявление областей наибольшего риска и узких мест в деятельности предприятия;

·        формирование ценовой политики предприятия, в том числе пределов скидок, при различных условиях сбыта и платежа;

·        формирование ассортиментной политики и выявление убыточных видов продукции;

·        оценка эффективности дополнительных затрат и рациональности капитальных вложений.

Таким образом, к основным функциям управленческого учета можно отнести: выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.

Управленческий учет представляет собой одновременно и систему и область исследований. Он является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета

2.3 Системы управленческого учета


Реальность оценки деятельности предприятия требует точного исчисления (калькулирования) фактической себестоимости всех объектов учета, потому, что себестоимость является базой для определения цены производственной продукции, выполненных работ и услуг. Именно себестоимость продукции оказывает влияние на размеры получаемой прибыли по результатам деятельности предприятия и его рентабельность.

Системы управленческого учета строятся по способам отнесения затрат на себестоимость продукции., которые делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты непосредственно связаны с производством данного вида продукции (работ, услуг) и могут быть учтены в себестоимости данного вида продукции (работ, услуг).

Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции (работ, услуг) и распределяются между ними пропорционально какому-либо признаку (избранной базе), который должен быть отражен в учетной политике предприятия.

Калькулирование себестоимости изделий занимает главное место в смете расчета себестоимости.

Калькулирование – это система расчетов, с помощью которой определяется себестоимость готовой продукции (работ, услуг).

Объектом калькулирования является любой вид продукции, который считается готовым с точки зрения данного производства. Калькулирование применяется для стоимостного измерения имущества хозяйства и процессов на всех стадиях его кругооборота.

На первой стадии кругооборота (процесс снабжения) определяется себестоимость заготавливаемых предметов труда и средств труда.

На второй стадии кругооборота (процесс производства) рассчитывается производственная себестоимость продукции.

На третьей стадии кругооборота (процесс реализации) исчисляется полная фактическая себестоимость реализованной продукции, работ и услуг.

При калькулировании продукции, работ и услуг применяются различные методы. При этом под методом калькулирования понимается совокупность приемов и способов исчисления себестоимости.

Метод прямого счета – себестоимость единицы продукции определяется путем деления себестоимости товарной продукции на количество изготовленных изделий.

Расчетно-аналитический метод – прямые затраты на единицу продукции определяются нормативным расчетом; косвенные затраты на единицу продукции распределяются пропорционально принятой базе.

Методы учета затрат и калькулирования продукции в управленческом учете следующие:

1) Нормативный метод содержит технически обоснованные расчетные величины затрат материальны, денежных ресурсов, затрат рабочего времени и т.д. Правильный и своевременный учет изменения норм позволяет контролировать внедрение новой техники, выполнение планов организационно-технических мероприятий. Отклонения от норм свидетельствуют о перерасходе материальных ресурсов производства.

2) Позаказный метод применяется в индивидуальных и мелкосерийных производствах. Объектом учета и калькуляции является заказ. Данный метод приемлем в производствах со взаимосвязанными стадиями технологического процесса, а готовую продукцию выпускает последний в технологической цепочке цех. Производственные затраты, собранные по цехам, суммируются, после чего рассчитывается себестоимость единицы продукции исходя из суммы затрат всех цехов.

В течение изготовления заказа по дебету счетов учета затрат на производство (счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательное производство», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы») – с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты по каждому заказу отдельно, с подразделением на прямые, относимы в дебет счетов 20 и 23, и косвенные (накладные), относимые в дебет собирательно-распределительных счетов 25 и 26, не связанных непосредственно с конкретным заказом, а обусловленных процессом организации, обслуживания производства и управления им.

Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию по принадлежности по завершении производства заказа в дебет счетов 20 и 23 с одновременным их распределением между заказами, в разрезе которых организуется аналитический учет, пропорционально выбранной базе. Счета 25 и 26 закрываются; калькулируется полная фактическая себестоимость готового заказа, т.е. суммы фактической производственной себестоимости выполнения заказа переносятся с кредита счета 20 в дебет счета 43 «Готовая продукция» или счета 90 «Продажи».

3) Попередельный метод применяется в производствах, в которых обрабатываемое сырье последовательно проходит несколько отдельных самостоятельных фаз обработки – переделов (например, в металлургии, текстильной и других отраслях промышленности). Себестоимость конечного продукта будет составлять сумму затрат всех переделов (бесполуфабрикатный вариант).

Здесь применяется традиционный калькуляционный вариант учета. В течение отчетного периода по дебету счетов учета затрат на производство – счета 20, 23, 25, 26 и другие с кредита счетов учета ресурсов – собираются затраты отчетного периода. Их подразделяют на прямые, относимые в дебет счетов 20, 23, и косвенные, относимые в дебет счетов 25, 26.

Расходы, собранные на счете 25 и 26, подлежат списанию в конце периода в дебет счетов 20 и 23 по принадлежности с одновременным их распределением между объектами калькулирования пропорционально выбранной базе. Счета 25 и 26 в конце периода закрываются.

По окончании отчетного периода (месяца), выявившаяся на счетах 20, 23 фактическая производственная себестоимость продукции переносится в дебет счета 43 «Готовая продукция» или счета 90 «Продажи».

Если калькулируется себестоимость полуфабрикатов после каждого передела (что позволяет определять их себестоимость на различных стадиях обработки), то речь идет о полуфабрикатном варианте попередельного метода.

4) Простой метод применяется в организациях с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или имеет незначительный размер (например, в угольной промышленности производственная себестоимость 1 тонны угля определяется делением затрат на количество добытого угля).

5) Система учета «директ – кост».

Система неполного ограниченного включения затрат в себестоимость по признаку их зависимости от динамики объемов производства и разделения на постоянные и переменные величины называется системой direct costinq.

Переменные затраты в сумме изменяются в прямой пропорции с изменением объема производства, но рассчитанные на единицу продукции являются постоянными (сдельная заработная плата рабочих, материалы, топливо, электроэнергия на технологические нужды).

Постоянные затраты в сумме не изменяются при изменении объема производства, но рассчитанные на единицу продукции зависят от изменения уровня производства – амортизационных отчислений, заработной платы руководителей и т.п.

Принципиальное отличие системы «директ – кост» от калькулирования полной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. Они, как и общехозяйственные расходы, исключаются из издержек производства, что, в свою очередь, отражается на схеме построения финансового результата предприятия. В системе «директ – кост» содержатся два показателя – маржинальный доход и операционная прибыль.

Маржинальный доход – это разница между выручкой от реализации и переменными затратами, собираемыми на счетах 20 «Основное производство» и 25 «Общепроизводственные расходы», субсчет «Переменные общепроизводственные расходы».

«Директ -кост» заостряет внимание руководителей предприятия на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным видам изделий. При этой системе разница между продажной ценой и суммой переменных затрат не затушевывается в результате списания доли постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий или всей суммы на общие издержки предприятия при тенденции роста удельного веса постоянных расходов.

Порядок отражения операций на бухгалтерских счетах в условиях этой системы следующий. Прямые производственные затраты собираются в дебете счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство» с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и других. Переменная часть общепроизводственных расходов с кредита счета 25, субсчет «Переменные производственные расходы» списываются в дебет счета 20 с использованием выбранной базы их распределения и дальнейшим отнесением распределенных сумм на соответствующие носители затрат, то есть эти расходы участвуют в калькулировании продукции и услуг по видам.

Постоянная часть общепроизводственных расходов – кредит счета 25, субсчет «Постоянные производственные расходы», вместе с общехозяйственными расходами – кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы», в конце каждого отчетного периода полностью списываются на результаты продажи продукции за данный период по дебету счеты 90 «Продажи».

Сумма фактической себестоимости продукции, законченной производством и переданной на склад, относится со счета 20 в дебет счета 43 «Готовая продукция» или 90 счета.

«Директ - кост» имеет несколько вариантов применения:

·        классический «директ - кост» предполагает калькулирование по прямым (основным) затратам;

·        система переменных затрат – калькулирование осуществляется по переменным затратам, в которые входят прямые расходы и переменные косвенные;

·        система учета затрат в зависимости от загрузки производственных мощностей – в калькуляцию включаются все переменные расходы и часть постоянных, рассчитываемых в соответствии с коэффициентом использования производственной мощности.

Общим для этих вариантов является то, что калькулируется не полная, а частичная себестоимость.

Использование системы «директ – кост» на предприятии создает следующие преимущества:

·        выявляются изделия с большей рентабельностью для расширения их выпуска;

·        проводится эффективная политика цен, появляется возможность использования в конкурентной борьбе демпинга – продажи товаров по заниженным ценам, нижний предел которых не должен быть меньше общей суммы переменных затрат;

·        представляется возможным проконтролировать изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции;

·        создаются условия для оперативного контроля величины постоянных расходов, т.к. при учете полной себестоимости часть нераспределенной суммы накладных расходов переходит из одного периода в другой, и поэтому контроль за ними ослабевает;

·        расширяются аналитические возможности учета, происходит процесс тесной интеграции учета и анализа.

 

6) Система «стандарт – кост»

Система «стандарт – кост», широко применяемая в западных странах, заключается в разработке норм – стандартов, составлении стандартных калькуляций до начала производства и учете фактических затрат с выделением отклонений от стандартов, систематизированных как совокупность. Термин «стандарт – кост» означает:

·     «стандарт» – количество необходимых для производства единицы продукции материальных, трудовых и накладных затрат;

·     «кост» – денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции.

В рамках системы «стандарт – кост» нормативные затраты на единицу продукции состоят из шести элементов:

·        нормативной цены основных материалов;

·        нормативного количества основных материалов;

·        нормативного рабочего времени (по прямым трудозатратам);

·        нормативной ставки прямой оплаты труда;

·        нормативного коэффициента переменных общепроизводственных расходов;

·        нормативного коэффициента постоянных общепроизводственных расходов.

Стандарты рассчитываются внутри производства и составляют базу функционирования данной системы. Основными факторами, вызывающими отклонения и подвергающимися оценке (анализу), в системе «стандарт – кост» являются отклонения по количеству затраченных ресурсов (материальных, трудовых), отклонения по ценам (ставкам). Обязательно вскрываются причины данных отклонений.

Принципиальным моментом данной системы является то, что нет необходимости полного распределения всех накладных расходов на себестоимость произведенной продукции. Возможно, их прямое вычитание из прибыли – отнесение без распределения по видам продукции на счет 44 «Расходы на продажу» как расходы текущего периода. Методика установления нормативных затрат определяется предприятием, а не задается вышестоящей организацией.

Система «стандарт – кост» имеет много общего с системой нормативного учета затрат на производство, созданной в нашей стране в период с 1930-х по 1940-е гг.

В основе обеих систем лежит:

·        строгое нормирование затрат; предварительное (до начала отчетного периода) составление нормативных калькуляций на основе установленных норм (стандартов) расходов ресурсов по отдельным статьям издержек;

·        осуществление раздельного учета и контроля производственных затрат по действующим нормам и отклонениям от норм в местах их возникновения и центрах ответственности;

·        систематическое отклонение от расходных норм с целью использования информации об отклонениях для устранения негативных явлений в производственном процессе и управления издержками.

Обе системы учета являются универсальными и могут применяться при любом методе учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

При ведении учетных записей по такому варианту исходные позиции следующие:

·        на отклонение прямых фактических затрат материалов и труда основных производственных рабочих влияние оказывают два фактора: отклонения по цене материала и соответственно отклонения по ставке заработной платы; отклонения по использованию материала и соответственно отклонения по производительности труда;

·        общепроизводственные расходы рассматриваются в разрезе переменной и постоянной частей;

·        на отклонение переменных общепроизводственных расходов влияние оказывают два фактора: отклонение переменных общепроизводственных расходов по затратам; отклонение переменных общепроизводственных расходов по эффективности;

·        неблагоприятные отклонения отражаются по дебету, а благоприятные  - по кредиту счета;

·        постоянные общепроизводственные и общехозяйственные расходы списываются на счет 99 «Прибыли и убытки».

Списание материалов на основное производство проводится следующим образом:

Дебет 20 Кредит 10 – производится по стандартным затратам, скорректированным на фактический выпуск. В пределах норм такие прямые переменные затраты, как заработная плата, начисленная основным производственным рабочим с учетом отклонений на социальные нужды, отражаются проводкой: Дебет 20 Кредит 70 (69).

Возникшие отклонения по прямым переменным затратам отражаются на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» в разрезе следующих субсчетов:

·        субсчет 1 – отклонения по ценам заготовления материалов:

благоприятные: Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 16-1;

неблагоприятные: Дебет 16-1 Кредит 60

·        субсчет 2 – отклонения по использованию материалов в производстве:

благоприятные: Дебет 60 Кредит 16-2;

неблагоприятные: Дебет 16-2 Кредит 60;

·        субсчет 3 – отклонения по ставке заработной платы:

благоприятные: Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 16-3;

неблагоприятные: Дебет 16-3 Кредит 70;

·        субсчет 4 – отклонения по производительности труда:

благоприятные: Дебет 70 Кредит 16-4;

неблагоприятные: Дебет 16-4 Кредит 70.

Счет 16 регулируется счетом 99 «Прибыли и убытки», к которому открывается субсчет 1 «Отклонения по прямым переменным затратам»:

благоприятные: Дебет 99-1 Кредит 16;

неблагоприятные: Дебет 16 Кредит 99-1.

Списание переменных общепроизводственных расходов на основное производство осуществляется с учетом нормативной ставки и фактического выпуска продукции, рассчитанного в нормо - часах: Дебет 20 Кредит 25-1.

Учет отклонений от норм организуется на дополнительных субсчетах:

·        субсчет 2 – отклонение переменных общепроизводственных расходов по затратам: благоприятное – Дебет 25-2 Кредит 99-2; неблагоприятное – Дебет 99-2 Кредит 25-2;

·        субсчет 3 – отклонение переменных общепроизводственных расходов по эффективности: благоприятное -–Дебет 25-3 Кредит 99-3; неблагоприятное – Дебет 99-3 Кредит 25-3;

Сальдо отклонений на субсчетах к счетам 16 и 25 заключительным оборотом списываются в конце отчетного периода на финансовые результаты – счет 99 «Прибыли и убытки» и на аналогичные субсчета.

Списание затрат на готовую продукцию осуществляется проводками:

Дебет 43 «Готовая продукция» и Кредит 20 «Основное производство» и себестоимость реализованной продукции по Дебету 90 «Продажи» Кредит 43 «Готовая продукция» отражается по стандартным величинам.

Списание постоянных общепроизводственных и общехозяйственных расходов на счет 99 «Прибыли и убытки» отражается записью:

Дебет 99-4 Кредит 25-4 и Дебет 99-4 Кредит 26.

Преимущества системы «стандарт – кост»:

·        расходы сверх установленных норм относятся на виновных лиц и на финансовые результаты и не включаются в затраты на производство;

·        возможности контроля затрат и оценка выполнения работ с помощью сравнения фактических данных и данных согласно бюджету. Задачей контроля является производство продукции с возможными наименьшими затратами в соответствии с определенными нормативами;

·        выделение проблемных зон с помощью «управления  по отклонениям»;

·        адресное определение ответственности за нежелательный результат с последующим корректирующим воздействием.


2.4 Составные части управленческого учета


Основой управленческого учета является сбор информации об издержках организации и калькулирование. Отечественной практикой глубоко проработаны вопросы, связанные с калькулированием. Накоплен богатый теоретический и практический опыт в области нормативного метода учета затрат и калькулирования, так похожего на систему «стандарткост»  в управленческом учете.

Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции организуется по каждому подразделению предприятия и строится в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой.

Направленность развития бухгалтерского учета находит отражение в новом «Плане счетов», разделом 3 которого «Затраты на производство» определяется возможность применения двух вариантов формирования информации о расходах предприятия:

с применением счетов 20-29;

с применением счетов 20-39.

Для формирования информации о расходах организации по обычным видам деятельности для группировки расходов по статьям, местам возникновения и исчисления себестоимости следует применять счета 20-29, а для учета расходов по элементам следует применять счета 30-39. При этом счета 20—29 отражают производственную бухгалтерию, где формирование затрат производится по статьям калькуляции, в то же время счета 30-39 будут отражать финансовую бухгалтерию.

Таким образом, счета 20-29 можно назвать счетами управленческого учета и они предназначены для обобщения информации о процессах формирования издержек производства и обращения, стоимости готовой продукции, а также процессах ее реализации.

Рациональная организация учета с применением счетов 20-29 предполагает выбор оптимальных объектов учета, то есть, группировка затрат по видам производств и местам возникновения, которые на практике объединяются в одну. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции организуется по каждому подразделению.


3. 1 Учет затрат в ООО «Лавоком»

Основным видом деятельности ООО «Лавоком» является производство лицензионных видеокассет. Выпуск кассет планируется на предстоящий год по результатам исследования спроса населения на данный вид продукции. По окончании отчетного периода по данным бухгалтерского учета подводятся итоги работы организации (таблица 1, 2).

Видеокассеты и упаковки для кассет предприятие закупает у внешних поставщиков.

Таблица 1.

Смета доходов и расходов ООО «Лавоком» на 2002 год

Показатели

Сумма,  руб.

Выручка от продаж 5000 видеокассет по цене 60 руб. за единицу

300 000

Расходы


Основные материалы:


видеокассеты 5500 штук по цене 13 руб. за единицу

71 500

упаковка для видеокассет 5000 по цене 0,4 руб. за единицу

2 000

Итого прямых материальных расходов

73 500

Заработная плата производственных рабочих

90 000

(из расчета 10 руб. за час при балансе времени 9000 часов)


Общепроизводственные расходы, всего

99 000

в том числе:


переменные (по 4 руб. за 1 час труда основных производственных рабочих)

36 000

постоянные (по 7 руб. за 1 час труда основных производственных рабочих)

63 000

Всего расходов

262 500

Валовая прибыль

37 500



Таблица 2.

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов за 2002 год



Показатели


Сумма,  руб.


Выручка от продаж 4500 видеокассет по цене 70 руб. за единицу


315 000

Расходы


Основные материалы:


видеокассеты 5500 штук по цене 13,5 руб. за единицу

67 500

упаковка для видеокассет 5000 по цене 0,5 руб. за единицу

2 500

Итого прямых материальных расходов

70 000

Заработная плата производственных рабочих

93 500

(из расчета 11 руб. за час при балансе времени 8500 часов)


Общепроизводственные расходы, всего

91 500

в том числе:


переменные

32 000

постоянные

59 500

Всего расходов

255 000

Валовая прибыль

60 000



Для сравнения нужно сделать сводную таблицу плановой сметы и фактической (таблица 3).

Таблица 3.

Анализ исполнения сметы доходов и расходов за 2002 год



Показатели

Сумма,  руб.

Сумма,  руб.

Отклонения, руб.

(гр.3-гр.2)

1

2

3

4

Выручка от продаж 5000 видеокассет по цене 60 руб. за единицу

300 000

315 000

15 000

Расходы




Основные материалы:




видеокассеты 5500 штук по цене 13 руб. за единицу

71 500

67 500

-4 000

упаковка для видеокассет 5000 по цене 0,4 руб. за единицу

2 000

2 500

500

Итого прямых материальных расходов

73 500

70 000

-3 500

Заработная плата производственных рабочих


90 000

93 500

3 500

Общепроизводственные расходы, всего

99 000

91 500

-7 500

в том числе:




переменные

36 000

32 000

-4 000

постоянные

63 000

59 500

-3 500

Всего расходов

262 500

255 000

-7 500

Валовая прибыль

37 500

60 000

22 500


При сравнении двух таблиц видно, что производственным отделом допущены отклонения от стандартных затрат по:

·        использованию материалов в сумме 3 500 руб. (экономия).;

·        начислению заработной платы основным производственным рабочим в сумме 3500 руб. (перерасход);

·        общепроизводственным расходам в сумме 7500 руб. (экономия).

Учет затрат в данной организации осуществляется по системе «стандарт-кост», цель которой правильно и своевременно рассчитать эти отклонения и записать на счетах бухгалтерского учета.

На первом этапе анализа будем рассчитывать отклонения по материалам. Стандартная стоимость потребленных материалов зависит от двух факторов: стандартного расхода материала на единицу продукции и стандартной цены на него.

Отклонения по ценам на материалы определяются по формуле:


Отклонения цены материалов = (Фактическая цена за единицу – Стандартная цена за единицу) * Количество закупленного материала


По данным таблиц 2 и 3 определяем размер отклонений фактических затрат от стандартных по ценам по ценам на видеокассеты и упаковку.

Видеокассеты:

Отклонения цены материалов = (13,5-13) * 5000 = + 2500 руб.

Упаковка для видеокассет:

Отклонения цены материалов = (0,5 – 0,4) * 5000 = + 500 руб.

Вывод: отклонения фактических материальных затрат от стандартных – неблагоприятные, допущен перерасход средств.

Ответственность за отклонения фактических материальных затрат от стандартных возложена на руководителя центра ответственности – начальника производства. При выяснении причин такого отклонения было установлено, что цены поставщика на видеокассеты выросли. Увеличение стоимости упаковки для видеокассет связано с ростом курса доллара, от которого зависит стоимость упаковок.

Вторым фактором, влияющим на размер материальных затрат, является удельный расход материалов, то есть их затраты на единицу продукции. Сравним стандартный расход видеокассет с фактическим. Согласно смете затрат стандартный расход на одну видеокассету должен был составить 1,1 (5500 / 5000) шт. Фактический же удельный расход составил: 1,11 (5000 / 4500).

С учетом того, что фактически произведено 4500 видеокассет, стандартный расход видеокассет под запись равен: 1,1 * 4500 = 4 950 ед.

Отклонения фактических затрат от стандартных по использованию материалов можно рассчитать формуле:


Отклонения цены материалов = (Фактический расход материалов – Стандартный расход материалов) * Стандартная цена материалов


Тогда по видеокассетам имеем: (5000-4950)*13 руб. = + 650 руб. – отклонение неблагоприятное.

По упаковкам для видеокассет: (5000-4500)*0,4 руб. = + 200 руб. – отклонение неблагоприятное.

Как выяснилось, перерасход связан с низким качеством закупленного материала. Ответственность за выявленные отклонения возложена на отдел закупок.

Далее рассчитаем совокупное отклонение расхода видеокассет от стандартного с учетом обоих факторов. Совокупное отклонение по материалам – это разница между фактическими затратами на материал и стандартными затратами с учетом фактического выпуска продукции.

Стандартные удельные затраты видеокассет: 14,3 руб./ед. (71500 руб./5000 ед.).

С учетом фактического объема производства (4500 ед.) общая сумма стандартных затрат на пустые видеокассеты составит:

14,3 руб. * 4500 = 64350 руб.

Фактические затраты по видеокассетам составляют 67500 руб., следовательно, совокупное отклонение по кассетам составит: 67500-64350=+3150 руб.

Данная ситуация сложилась под воздействием двух факторов:

·        отклонение по цене + 2500;

·        отклонение по использованию материала + 650

Итого отклонения составили: 2500 + 650 = + 3150

Аналогичные расчеты выполним по упаковкам для видеокассетам. Сумма совокупного отклонения в этом случае составит:

2500 – 2000 / 5000 * 4500 = + 700 руб.

Полученное отклонение складывается из:

·        отклонения по цене + 500 руб.

·        отклонения по использованию материала + 200 руб.

Итого по использованию материала + 700 руб.

Как уже отмечалось в данной работе, особенностью системы «стандарт-кост» является учет стандартных издержек и отдельно – возникших отклонений фактических затрат от стандартных. Схема записей в управленческом бухгалтерском учете будет следующей:

№№

п/п

Наименование хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма,

руб.

дебет

кредит

1

Отражена задолженность поставщику по стандартным

ценам за приобретенные материалы




за пустые видеокассеты

10

60

65 000

за упаковку для видеокассет

10

60

2 000

2

Списаны материалы на основное производство по

стандартным ценам, скорректированным на

фактический объем производства




пустые видеокассеты

20

10

64 350

упаковки для видеокассет

20

10

1 800

3

Учтены отклонения по стоимости видеокассет

16

10

2 500

4

Учтены отклонения по стоимости упаковок

16

10

500


Как видно из записей по хозяйственным операциям, для отражения возникших отклонений использован счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При этом благоприятные отклонения отражаются по кредиту счета, а неблагоприятные, как в нашем случае, - по дебету.

Вторым этапом расчетов является выявление отклонений фактической заработной платы основных производственных рабочих от стандартной, и установление причин их возникновения.

Общая сумма начисленной заработной платы при почасовой форме оплаты труда зависит от количества фактически отработанного времени и от ставки оплаты труда. Соответственно и размер отклонения фактически начисленной заработной платы основных рабочих от ее стандартной величины определяется двумя факторами:

·        отклонением по ставке заработной платы;

·        отклонением по количеству отработанных часов, т.е. по производительности труда.

Отклонение по ставке заработной платы определяется как разница между фактической и стандартной ставками заработной платы, умноженная на фактическое число отработанных часов:


Отклонение по ставке з/п = (Факт. ставка з/п – Стандарт. ставка з/п)

 * Фактически отработанное время


Пользуясь данными таблиц 2 и 3 имеем следующее:

 (11-10) * 8500 = + 8500 руб. – отклонение неблагоприятное. Данная ситуация сложилась вследствие выполнения работ высококвалифицированным рабочим, соответственно работающим по повышенной ставке.

Отклонение по производительности труда определим следующим образом:


Отклонение по производительности труда = (Факт. отработанное время в час. – Стандартное время на факт. выпуск продукции)

Стандартная почасовая ставка заработной платы

Фактически отработанное время составило 8500 час.

Стандартная трудоемкость рассчитывается по данным таблицы 2 на основании следующей информации:

Ожидаемый объем производства – 5000 ед.,

Стандартные трудозатраты на этот объем – 9000 час.

Следовательно, стандартная трудоемкость = 9000 / 5000 = 1,8 час.

Отсюда отклонение по производительности труда составит:

(8500 – 1,8 * 4500) * 10 = + 4000 руб. – отклонение неблагоприятное.

В данном случае причины объективные – низкое качество основных  материалов, в результате чего возрастают трудозатраты основных рабочих. Ответственность ложится опять же на отдел закупок. Кроме того, причиной являются простои оборудования вследствие физического и морального износа.

Далее определяем совокупное отклонение фактически начисленной заработной платы от ее стандартной величины, которая определяется как разница между фактически начисленной заработной платой основных рабочих и стандартных затрат по заработной плате с учетом фактического объема производства.

Сумма фактически начисленной заработной платы 93500 руб.

Стандартную заработную плату нужно рассчитать:

·        90000 / 5000 = 18 руб. – стандартная заработная плата в расчете на единицу;

·        18 * 4500 = 81000 руб. – стандартная заработная плата в пересчете на фактический объем производства.

Совокупное отклонение по трудозатратам:

93500 – 81000 = +12500 – отклонение неблагоприятное.

Как показали расчеты, данное отклонение сформировалось под воздействием двух факторов:

Отклонения по ставке заработной платы + 8500 руб.

Отклонения по производительности труда + 4000 руб.

Что в сумме дало 12500 руб.

Списание заработной платы отражается по стандартным затратам как произведение фактического выпуска продукции в нормо -часах и нормативной ставки заработной платы: 1,8 * 4500 = 81000 руб.

№№

п/п

Наименование хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма,

руб.

Дебет

кредит

1

Начислена заработная плата рабочим по нормо-часам

20

70

81 000

2

Учтены отклонения по оплате труда

16

70

8 500

3

Учтены отклонения по производительности труда

16

70

4 000


На третьем этапе рассчитываются отклонения от норм фактических общепроизводственных расходов (ОПР). С этой целью рассчитывается нормативная ставка распределения общепроизводственных расходов. Данные расчеты целесообразно производить в электронных таблицах (таблица 4).

Таблица 4.

Стандартные и фактические общепроизводственные расходы


№№ п/п

Показатели

Стандарт, руб.

Факт, руб.

1

Постоянные общепроизводственные расходы

63 000

59 500

2

Переменные общепроизводственные расходы

36 000

32 000

3

Производство в нормо-часах

9 000

81 000

4

Нормативная ставка распределения постоянных ОПР

на нормо-час (стр.1 / стр.3)

7


5

Нормативная ставка распределения переменных ОПР

на нормо-час (стр.2 / стр.3)

4



Вычислим значение постоянных ОПР, которое по норме должно было соответствовать фактически достигнутому объему производства. Для этого фактический объем производства в нормо-часах умножим на ставку распределения накладных расходов: 81000 * 7 = 56700 руб.

Отсюда отклонение фактических постоянных накладных расходов от сметных составляет: 59500 –56700 = + 2800 руб. – отклонение неблагоприятное.

Это отклонение формируется под воздействием двух факторов:

·        за счет отклонений в объеме производства;

·        за счет отклонений фактических постоянных расходов от сметных.

Определим:

влияние первого фактора: (90000-8100) * 4 = + 6300 руб. – отклонение неблагоприятное;

влияние второго фактора: 59500 – 63000 = - 3500 руб. – отклонение благоприятное.

В учете сделаны следующие записи:

№№

п/п

Наименование хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма,

руб.

дебет

кредит

1

Списаны на основное производство по нормам ОПР

20

25

56 700

2

Учтены отклонения за счет отклонений в производстве

16

25

6 300

3

Учтены отклонения за счет отклонений фактических

постоянных расходов от сметных

25

16

3 500


Аналогичные расчеты выполняются по переменным ОПР:

32000-8100 * 4 = - 400 руб. – отклонение благоприятное.

Первой причиной отклонения может явиться отклонение фактического времени труда основных рабочих от сметного: 32000 – 4*8500 = - 2000 руб.

Вторая причина – отличие фактических ОПР от сметных. Такое отклонение называют отклонением переменных ОПР расходов по эффективности: (8500 – 8100) * 4 = + 1600 руб. – отклонение неблагоприятное.

Таким образом, неблагоприятное совокупное отклонение фактических переменных накладных расходов от сметных сложилось под воздействием двух факторов:

·        отклонения по переменным накладным расходам – 2000 руб.

·        отклонения по эффективности накладных расходов + 1600 руб.

-         400 руб.

В учете сделаны следующие записи:



№№

п/п

Наименование хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма,

руб.

дебет

кредит

1

Списаны на основное производство по нормам ОПР

20

25

32 400

2

Учтены отклонения по переменным накладным расходам

25

16

2 000

3

Учтены отклонения по эффективности накладных расходов

16

25

1 600



3.2 Учет финансовых результатов в ООО «Лавоком»


Целью расчетов, выполненных в предыдущем разделе, были анализ и контроль работы цеха, ответственного за выпуск продукции. Однако фактическая прибыль отклоняется от сметной не только в связи с изменениями стандартных затрат. Фактическая прибыль зависит и от успехов работы другого подразделения – отдела продаж. Продать можно больше запланированных сметой объемов продукции (первый фактор, влияющий на прибыль) и по более высоким ценам (второй фактор). Поэтому расчеты заканчиваются анализом отклонений фактической прибыли от сметной, явившихся следствием двух этих факторов.

Совокупное отклонение этого показателя рассчитывается как разность между фактической прибылью, определенной на базе нормативных издержек и сметной прибылью, также рассчитанной на основе нормативных издержек.

Цена реализации одной видеокассеты по плану составляла 60 рублей. Удачно проведенная рекламная кампания позволила предприятию повысить отпускную цену до 70 рублей. С учетом данных вычитаемая сметная прибыль будет равна:

60*5000-(73500+90000+36000+63000)=37500 рублей

Остается определить размер фактической прибыли, пересчитанной с учетом нормативных издержек. Эта процедура выполняется потому, что отдел продаж отвечает лишь за количество реализованной продукции и ее цену, но не за производственные затраты.

Фактическая выручка от реализации продукции составила:

4500*70=315000 рублей

Затем по данным сметы рассчитывается нормативная себестоимость единицы продукции. Для этого все запланированные затраты делят на ожидаемое количество продукции в натуральном выражении:

262500/5000=52,5 рублей

Фактически произведено и реализовано 4500 видеокассет, следовательно, нормативная себестоимость фактического объема реализации составляет:

52,5*4500=236250 рублей

Отсюда фактическая прибыль равна:

315000-236250=78750 рублей

Отклонение показателя прибыли от его сметного значения составляет:

78750 – 37500 = +41250 рублей

Это отклонение является благоприятным, так как речь уже идет о доходной, а не о расходной части сметы.

Вычисленное совокупное отклонение может вызываться двумя причинами. От сметы могут отклоняться:

·        фактическая цена продаж;

·        фактический объем продаж.

Отклонение по цене продаж  можно рассчитать по формуле:

Отклонение по цене продаж = (Фактическая прибыль, рассчитанная на базе нормативной себестоимости единицы продукции – Нормативная прибыль, рассчитанная на базе нормативной себестоимости единицы продукции)*Фактический объем продаж.

В цифровом выражении это составит:

[(70-52,5)-(60-52,5)]*4500=+45000 рублей, где

70 рублей – фактическая цена одной видеокассеты;

52,5 рубля – нормативная себестоимость одной видеокассеты;

60 рублей – нормативная цена одной видеокассеты.

Отклонение по объему продаж  вычисляется по формуле:


Отклонение по объему продаж = (Фактический объем продаж - Сметный объем продаж)* Нормативная прибыль на единицу продукции.


Нормативная прибыль на единицу продукции рассчитывается как разность между нормативной ценой и нормативной себестоимостью одной видеокассеты:

60-52,5=7,5 рублей

Тогда отклонение по объему продаж составит:

(4500-5000)*7,5= -3750 рублей

Итак, благоприятное совокупное отклонение прибыли, составившее  41250 рублей, сформировалось под воздействием двух факторов:

Цены за единицу продукции                                       +45000

Объема продаж                                                   - 3750

                                                                             +41250

Обращаясь  к учетным записям, отметим, что списание затрат на готовую продукцию (Д 43  К20) и себестоимость реализованной продукции (Д90  К43) отражаются по нормативным издержкам. Выполненные расчеты показали, что исходя из фактического объема реализации 5000 ед. совокупные нормативные затраты составили 236250 рублей (5000*52,5). Выручка от реализации продукции достигла 315000 рублей.

Следовательно, прибыль, рассчитанная исходя из нормативных затрат, составляет:

315000-236250=78750 рублей.

Для окончательного расчета необходимо списать отклонения по счету 16 в сумме 18750 руб.



   Счет 16 «Отклонение в стоимости                            Счет 99 «Прибыли

Д         материальных ценностей»      К               Д              и убытки»            К

 

2500                     3500                              18750                            78750

500                       2000

650

200                                                                                          С.к. 60000            8500

4000

6300

1600

Д.о. 24250                     К.о. 5500

С.к. 18750


Данная информация позволяет увязать ожидаемую прибыль с фактически достигнутой, оперативно устранять и компенсировать последствия неблагоприятных отклонений, то есть эффективно управлять издержками.

Заключение

На примере ООО «Лавоком» показано практическое применение в управленческом учете одной из систем учета «стандарт-кост», которая позволяет оптимизировать запасы материальных ценностей и эффективно управлять производством.

В заключении необходимо отметить, что управленческий учет ведется на предприятиях по их усмотрению, он не является обязательным, как финансовый учет. Также следует акцентировать внимание на том, что данные управленческого учета являются информацией конфиденциальной, коммерческой тайной.

Предприятие занимается управленческим учетом для целей внутреннего анализа эффективности своей деятельности и планирования этой деятельности на будущее. По данным управленческого учета составляются бизнес-планы, бюджеты различных уровней, строятся стратегии и т.п.

Кроме того, в данной работе определены объекты управленческого учета и способы управления ими для эффективной деятельности предприятия, рассмотрены системы управленческого учета, действующие при рыночных отношениях; выявлены функции управленческого учета, способствующие получению максимально возможной прибыли, являющейся целью деятельности любого предприятия, что было определено целью данной работы, следовательно цель достигнута.

1.     Положение по бухгалтерскому учету "Расходы  организации" ПБУ 10/99 утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н (ред. от 30.03.2001).

2.     План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н. (с изм. от 07.05.2003).

3.     Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: ЗАО Финстатининформ, 1999.

4.     Карпова Т.П Управленческий учет. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002.

5.     Ковалева О.В., Хахонова Н.Е Новый план счетов: комментарии и рекомендации к применению с учетом последних изменений. Ростов – на – Дону: Феникс, 2002.

6.     Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России // Экономика и жизнь (бух. Приложение), 1998, №2.

7.     Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-кост». М.: Финансы и статистика, 1993.

8.     Осипенкова О.П. Управленческий учет. М.: Экзамен, 2002.

9.     Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета. Краткий курс лекций. СПб.: Издательский центр «Сервис», 2000.

10.            Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. Учебное пособие. С-П – М. – Харьков – Минск. ПИТЕР, 2002.

11.            Палий В.Ф. Основы калькулирования. Финансы и статистика, 1987.

12.            Соколов Я.В. Управленческий учет: миф или реальность?// Бухгалтерский учет, 2000, № 18.

13.            Управленческий учет/Под ред. А.Д. Шеремета. М.: ФБК-Пресс, 1999.



Отчет о прибылях и убытках

за 2002 год

КОДЫ

Форма № 2 по ОКУД


0710002

Дата (год, месяц, число)



Организация ООО "Лавоком"                                                           по ОКПО


Идентификационный номер налогоплательщика                                     ИНН

5410124633

Вид деятельности: производство кинокопировальной

                                 продукции                                                              ОКОНХ

19751

Организационно-правовая форма/форма собственности



Общество с ограниченной ответственностью               по ОКОПФ / ОКФС


Единица измерения тыс. руб., млн. руб. (ненужное зачеркнуть) по СОЕИ

384/385









Наименование показателя

Код

строки

За отчетный

период

За аналогичный

период предыдущего года

1

2

3

4

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ,

услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных

обязательных платежей

010

315

298

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

020

255

250

Валовая прибыль

029

60

48

Коммерческие расходы

030



Управленческие расходы

040



Прибыль (убыток) от продаж (стр. 010 - 020 - 030 - 040)

050

60

48

II. Операционные доходы и расходы

Проценты к получению

060



Проценты к уплате

070



Доходы от участия в других организациях

080



Прочие операционные доходы

090



Прочие операционные расходы

100



III. Внереализационные доходы и расходы

Прочие внереализационные доходы

120



Прочие внереализационные расходы

130



Прибыль (убыток) до налогообложения




(стр. 050+060-070+080+090-100+120-130)

140

60

48

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

150

14

12

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

160

46

36

IV. Чрезвычайные доходы и расходы

Чрезвычайные доходы

170



Чрезвычайные расходы

180



Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток)




отчетного периода (стр. 160+170-180)

190

46

36





Руководитель                        ________________


___________________

подпись


расшифровка подписи





Главный бухгалтер               ________________


___________________

подпись


расшифровка подписи



БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

на 1 января 2003 г.



КОДЫ

                                                      Форма №1 по ОКУД


0710001

 Дата (год, месяц, число)




Организация ООО "Лавоком"                                                  по ОКПО



Идентификационный номер налогоплательщика     ИНН                                                  

5410124633

Вид деятельности: производство кинокопировальной продукции      ОКОНХ

19751

Организационно-правовая форма/форма собственности




Общество с ограниченной ответственностью                   по ОКОПФ / ОКФС



Единица измерения тыс. руб., млн. руб. (ненужное зачеркнуть)        по СОЕИ

384/385





Адрес: 630129, г. Новосибирск, ул. Курчатова,5. оф. 21




Дата утверждения




Дата отправки (принятия)








АКТИВ

Код 

стр.

На начало года

тыс. руб.

На конец

года

тыс. руб.

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ




Нематериальные активы (04,05)

110

25

25

в том числе:




                 патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслу-

111



                 живания), иные аналогичные с перечисленными




                 права и активы




                 организационные расходы

112

15

15

                 деловая репутация организации

113



Основные средства (01, 02, 03)

120

50

50

в том числе:




                 земельные участки и объекты природопользования

121



                 здания, сооружения, машины и оборудование

122

50

50

Незавершенное строительство (07,08,61)

130



Доходные вложения в материальные ценности

135

0

0

в том числе:имущество для передачи в лизинг

136



                  имущество, предоставляемое по договору проката

137



Долгосрочные финансовые вложения (06,82)

140

0

0

в том числе:




                 инвестиции в дочерние общества

141



                 инвестиции в зависимые общества

142



                 инвестиции в другие организации

143



                 займы,предоставленные организациям на срок




                 более 12 месяцев

144



                 прочие долгосрочные финансовые вложения

145



Прочие внеоборотные активы

150

0

0

ИТОГО по разделу I

190

75

75

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ




Запасы

210

12

5

в том числе:




                 сырье,материалы и другие аналогичные




                 ценности (10,14,15,16)

211



                 животные на выращивании и откорме (11)

212

2

2

                 затраты в незавершенном производстве




                 (издержках обращения) (20,21,23,29,30,36,44)

213

10

3

                 готовая продукция и товары для




                 перепродажи (14,15,16,20,41,42,43)

214



                 товары отгруженные (45)

215



                 расходы будущих периодов (97)

216



                 прочие запасы и затраты

217

0

0

Налог на добавленную стоимость по приобретенным




ценностям (19)

220

20

23

Дебиторская задолженность (платежи по которой




ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

2

4

в том числе:




                 покупатели и заказчики (62,63,76)

231



                 векселя к получению (62)

232



                 задолженность дочерних и зависимых обществ (76)

233



                 авансы выданные (60,76)

234



                 прочие дебиторы

235

2

4

Дебиторская задолженность (платежи по которой




ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

0

0

в том числе:




                 покупатели и заказчики (62,63,76)

241



                 векселя к получению (62)

242



                 задолженность дочерних и зависимых обществ (76)

243



                 задолженность участников (учредителей) по




                 взносам в уставный капитал (75)

244



                 авансы выданные (60,76)

245



                 прочие дебиторы

246



Краткосрочные финансовые вложения (58,59,81)

250

0

0

в том числе:




займы,предоставленные организациям на срок менее 12 мес.

251



                 собственные акции, выкупленные у акционеров (81)

252



                 прочие краткосрочные финансовые вложения

253



Денежные средства

260

38

53

в том числе:




                 касса (50)

261

14

13

                 расчетные счета (51)

262

24

40

                 валютные счета (52)

263



                 прочие денежные средства (55,57)

264



Прочие оборотные активы

270



ИТОГО по разделу II

290

72

85

БАЛАНС (сумма строк 190+290)

300

147

160




Код 

На нача-

На конец

ПАССИВ

стр.

ло года

года

1

2

3

4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ




Уставный капитал (80)

410

100

100

Добавочный капитал (83)

420

5

5

Резервный капитал (82)

430

0

0

в том числе:




                  резервы, образованные в




                  соответствии с законодательством

431



                  резервы, образованные в соответствии




                  с учредительными документами

432



Фонд социальной сферы (84)

440

0

0

Целевые финансирование и поступления (86)

450

0

0

Нераспределенная прибыль прошлых лет (84)

460

36

46

Непокрытый убыток прошлых лет (84)

465



Нераспределенная прибыль отчетного года (99)

470



Непокрытый убыток отчетного года (99)

475



ИТОГО по разделу III

490

141

151

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ




Заемные средства (67)

510



в том числе:




                  кредиты банков, подлежащие погашению более




                  через 12 месяцев после отчетной даты

511



                  прочие займы, подлежащие погашению более




                  чем через 12 месяцев после отчетной даты

512



Прочие долгосрочные пассивы

520

0

0

ИТОГО по разделу IV.

590

0

0

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ

Заемные средства (66)

610



в том числе:




кредиты банков,подлежащие погашению в течение 12 меся-

611



цев после отчетной даты




займы,подлежащие погашению в течение 12 месяцев

612



после отчетной даты




Кредиторская задолженность

620

6

9

в том числе:




                   поставщики и подрядчики (60,76)

621

4

6

                   векселя к уплате (60)

622



                   задолженность перед дочерними и




                   зависимыми обществами (76)

623



                   задолженость перед персоналом организации (70)

624

2

3

                   задолж.перед госуд.внебюджетными фондами(69)

625



                   задолженность перед бюджетом (68)

626



                   авансы полученные (62)

627



                   прочие кредиторы

628



в том числе: поставщики и подрядчики (60,76)

621



                   задолженность перед персоналом (70)

624



                  задолженность перед госуд.внебюдж.фондами (69)

625



                  задолженность перед бюджетом (68)

626



Задолж. участникам (учредителям) по выплате доходов (70,75)

630



Доходы будущих периодов (98)

640



Резервы предстоящих расходов (96)

650



Прочие краткосрочные обязательства

660



ИТОГО по разделу V.

690

6

9

БАЛАНС (сумма строк 490+590+690)

700

147

160









Руководитель                        ________________


___________________

подпись


расшифровка подписи





Главный бухгалтер               ________________


___________________

подпись


расшифровка подписи


 


[1] Осипенкова О.П. Управленческий учет. М.: Экзамен, 2002, с. 12