Оглавление

Учёт операций по расчётному счёту.. 3

Задание 1. 9

Задание 2. 11

Задание 3. 14

Задание 4. 15

Задание 5. 16

Список литературы... 17

 

Учёт операций по расчётному счёту

Расчётный счёт – счёт юридического лица, резидента по законодательству РФ, являющегося коммерческой организацией, а также счёт частного предпринимателя. [5, стр.248]

Основные операции, осуществляемые организациями по расчётному счёту, - это безналичные расчёты с покупателями за отгруженную продукцию, выполненные для них работы, оказанные им услуги и с поставщиками за полученные от них товарно-материальные ценности, выполненные ими работы или оказанные услуги. Расчёты производятся через банк на основании расчётных документов (платёжного требования, платёжного поручения, чека).

Для учёта наличия и движения денежных средств организации, хранящихся в банках, используется активный счёт 51 «Расчётные счета».

По дебету этих счетов отражаются поступления денежных средств, а по кредиту – их списание. Операции по движению денежных средств на счетах организации отражаются в бухгалтерском учёте на основании банковских выписок и приложенных к ним денежно-расчётных документов. При зачислении денежных средств на счета организации корреспондирующим счётом по кредиту будет счёт являющийся источником их поступления. При списании денежных средств корреспондирующим счётом по дебету является счёт, показывающий, на какие цели выбыли денежные средства предприятия.  

Движение денежных средств на расчётном счёте организации, т.е. их зачисление и списание, оформляется банковской выпиской.

Обязательными реквизитами этого документа являются:

·       Номер расчётного счёта клиента;

·       Входящий остаток (т.е. остаток денежных средств на счёте на начало рабочего дня в банке);

·       Дата предшествующей выписки т остаток на конец этого дня (он называется исходящим и проставляется как входящий остаток в следующую банковскую выписку); дата предшествующей выписки необходима бухгалтеру предприятия для того, чтобы убедиться, все или не все банковские выписки получены организацией.

В выписке две колонки предназначены для сумм, зачисляемых на расчётный счёт организации и списываемых с него в течение рабочего дня. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя как бы должником предприятия, поэтому остатки средств и поступления на расчётный счёт записывает по кредиту расчётного счёта, а уменьшение своего долга (списание, выдача) – по дебету. Бухгалтер организации, обрабатывая банковские выписки, должен у себя в учёте все суммы, указанные в колонке «кредит», считать приходом (т.е. дебетом) организации, а все суммы, поставленные в колонке «дебет» считать расходом организации (т.е. кредитом)

В конце выписки проставляется исходящий остаток. Бухгалтер должен при обработке выписок контролировать, чтобы такая же сумма стояла в следующей банковской выписке как входящий остаток. [2, стр.364-365]

Выписка банка является накопительным документам, так как содержит перечень проводок по дебету и кредиту расчётного счёта за определённое число. Получив выписку, следует проверить, все  ли приложены к ней оправдательные документы на каждую записанную сумму. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «Погашено». На полях проверенной выписки слева против каждой суммы следует поставить порядковый номер (с начала года или с начала месяца) приложенного документа, а справа - корреспондирующий счёт. Порядковый номер и корреспондирующий счёт одновременно проставляются в правой стороне на самих документах. [1, стр.348-349]

Следует отметить, что в настоящее время клиент может предъявлять претензии к банку.

Так, за несвоевременное (позднее следующего дня получения соответствующего документа) или неправильное с писание средств со счёта клиента-плательщика, а также за несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся клиенту-получателю, владелец в праве потребовать от банка уплатить штраф в размере 0,5% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки (просрочки) платежей, отразив в учёте предъявленную претензию записью:

дебет счёта 76 «Расчёты с разными кредиторами и дебиторами» субсчёт 2 «Расчёты по претензиям»

кредит счёта 91 «Прочие доходы и расходы», субсчёт 1 «Прочие доходы».[3, стр. 68]

 Если учёт на предприятии ведётся по мемориально-ордерной форме счетоводства, каждая выписка банка с проставленными корреспонденциями счетов выполненных операций заносится в накопительную ведомость отдельной строкой. По окончании месяца на основании итогов по всем графом накопительной ведомости составляется мемориал-ордер 2 (с кредита счёта 51 в дебет разных счетов и в дебет счёта 51 с кредита разных счетов). Если документов за месяц мало,  то записи по ним производятся непосредственно в мемориальном ордере без составления накопительной ведомости. Мемориальный ордер 2 регистрируется в Регистрационном журнале (хронологическая запись), потом в Главной книге (систематическая запись). Обороты и выходное сальдо из главной книги по счёту 51 заносится отдельной строкой в Сводную сальдо-оборотную ведомость, из которой выходное сальдо записывается в баланс.

Если учёт на предприятии ведётся по журнально-ордерной форме счетоводства. Каждая выписка банка с проставленными корреспонденциями счетов выполненных операция заносится отдельной строкой в журнал-ордер 2. При этом все однородные проводки (идущие на один корреспондирующий счёт) записываются одной суммой. Происходит группировка проводок по корреспондирующим счетам только за одну дату. По окончании месяца итоговые данные всех граф журнала-ордера 2 переносятся в Главную книгу, а информация на корреспондирующие счета по правилу двойной записи переносятся листками-расшифровками. Поскольку все журналы ордера построены по кредитовому признаку, а главная книга по дебетовому признаку отпадает необходимость вести Сводную сальдо-оборотную ведомость. Данные по счёту 51 в баланс заносятся сразу из главной книги.[1, стр.349]

Если учёт на предприятии ведётся по регистро-сальдовой форме счетоводства, то можно выбрать один из двух вариантов, выбор которых зависит от количества операций в день и от частоты выписок в течение месяца. Если операций в день выполняется не более двух-трёх и количество выписок ограничено за месяц, все операции можно записывать непосредственно в учётный регистр по дебету и кредиту счёта 51. при этом в регистре счёта 51 в графе «№ стр.» записывается порядковый номер очередной записи, а в графе «№ зап.» записывается номер строки этой же записи в регистре корреспондирующего счёта. Этот способ помогает организовать быстрый поиск первичного документа по проводке и помогает контролировать обязательность выполнения двойной записи. Если операций в день более трёх-пяти и выписки поступают каждый день, то при численности штата бухгалтеров на предприятии более пяти человек и наличии нескольких функциональных групп, информация из выписки банка ежедневно накапливается в сальдо-оборотной ведомости. По окончании месяца итоги всех граф из сальдо-оборотной ведомости счёта 51 заносятся в регистр 51 и по корреспондирующим счетам передаются в виде специальных «Листков-расшифровок», которые заменяют первичные документы при выполнении бухгалтерских записей, в другие сальдо-оборотные ведомости или непосредственно в другие регистры. После этого подводят итоги в регистре счёта 51 по графам дебет и кредит. После этого только обороты и сальдо за отчётный месяц по счёту 51 переносят из регистра в «Сводную сальдо-оборотную ведомость». Если операций за день в одной выписке банка зарегистрировано много и по отдельным документам нужно выполнить несколько проводок, рационально применять специальные расшифровки выписок. [1, стр.350]

Перечень применяемы постоянных бухгалтерских проводок по учёту средств на расчётном счёте:

Дебет

Кредит

Содержание проводки

51

50

Сданы деньги из кассы на расчётный счёт

51

55

Погашен депозитный сертификат

51

57

Зачисление на счёт средств, числящихся в пути

51

58

Возврат краткосрочного займа заёмщиком

51

60

Возврат дебиторской задолженности поставщика

51

62

Поступление от заказчика аванса

51

66(67)

Зачисление краткосрочных (долгосрочных) кредитов

51

68

Возврат по расчётам с налоговой службой

51

69

Поступление от фондов социальной защиты при превышении расходов над отчислениями

51

75

Поступление сумм от учредителей

51

76/1

Поступление от страховых компаний  страховых возмещений

51

76/2

Поступление сумм по выставленным претензиям

51

76/3

Поступление арендной платы

51

79

Поступление от дочерних предприятий

51

86

Поступление из бюджета на целевые нужды

51

91/1

Зачисление доходов по ценным бумагам, поступление доходов прошлых лет, штрафов, пени, неустоек по договорам

51

98/1

Поступление сумм в счёт будущих доходов

51

98/2

Поступление сумм в счёт безвозмездной помощи

50

51

Перечислены наличные денежные средства в кассу

50/3

51

Оплата денежных документов

60

51

Оплата счетов поставщиков

66(67)

51

Погашение краткосрочной (долгосрочной) задолженности

68

51

Перечисление налогов

69

51

Перечисление взносов в различные фонды социальной защиты

76/1

51

Перечисление взносов страховым компаниям

76/2

51

Уплата штрафов, пени, неустоек по договорам

76/3

51

Перечисление алиментов, арендной платы, дивидендов юридическим лицам

79

51

Перечисление средств дочерним организациям

86

51

Списание сумм по целевому назначению

99

51

Уплата экономических санкций по платежам в бюджет за счёт чистой прибыли

    

    

 Задание 1


Необходимо произвести экономическую группировку хозяйственных средств предприятия и их источников.

Наименование хозяйственных средств предприятия и их источников

Цена за единицу, тыс. р.

Количество

Стоимость, тыс. р.

1. Здание общежития

-

-

2100,0

2. Задолженность персонала по суммам, полученным на командировочные расходы

-

-

1,5

3. Оргстекло в процессе обработки

-

-

37,4

4. Грузовые автомобили, шт.

160,0

4

640

5. Куртки брезентовые, шт.

0,19

40

7,6

6. Денежные средства на депозитном счёте в банке

-

-

100,0

8. Задолженность пенсионному фонду

-

-

0,9

9. Обтирочные материалы

-

-

14,0

10. Телефонные аппараты, шт.

1,2

6

7,2

11. Резерв на капитальный ремонт

-

-

95,0

12. Задолженность покупателей за отгруженную продукцию

-

-

120,0

13. Медь на складе

-

-

390,0

14. Тара

-

-

19,0

15. Задолженность банку по краткосрочному кредиту

-

-

360,0

16. Уставный капитал

-

-

3031,2


Решение:

Актив

На нач. года

Пассив

На нач. года

I. Внеоборотные активы


III. Капиталы и резервы


Основные средства в т.ч.:

2798

Уставный капитал

3031

здание общежития

2100

V.Краткосрочные обязательства


грузовые автомобили

640

Задолженность банку по краткосрочному кредиту

360

измерительные приборы

50

Задолженность пенсионному фонду

1

телефонные аппараты

8

Резерв на капитальный ремонт

95

II. Оборотные активы




Запасы в т.ч.:

468



оргстекло в процессе обработки

37



куртки брезентовые

8



обтирочные материалы

14



медь на складе

390



тара

19



Дебиторская задолженность в т.ч.

121



задолженность покупателей за отгруженную продукцию

120



задолженность персонала по суммам, полученным на командировочные расходы

1



Денежные средства в т.ч.

100



денежные средства на депозитном счёте в банке

100



БАЛАНС

3487

БАЛАНС

3487


Задание 2


Что означает сальдо счёта № 60? Дать подробную характеристику этого счёта.

Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчётах с поставщиками и подрядчиками за:

·        Полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потреблённые услуги, включая предоставления электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчётные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

·        Товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчётные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);

·        Излишки товарно-материальных ценностей; выявленные при их приёмке;

·        Полученные услуги по перевозкам, в том числе расчёты по недоборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.

Все операции, связанные с расчётами за приобретённые материальные ценности, принятые работы или потреблённые услуги, отражаются на счёте 60 независимо от времени оплаты.

Счёт 60 кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учёту товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учёта этих ценностей (либо счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») или счетов учёта соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счёта 60 производятся в корреспонденции со счетами учёта производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учёте счёт 60 в синтетическом учёте кредитуется согласно расчётным документам поставщика. Когда счёт поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приёмке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также, если при проверке счёта поставщика или подрядчика (после того как счёт был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных  договором, а также арифметические ошибки, счёт 60 кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счётом 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»  (субсчёт «Расчёты по претензиям»).

  За неотфактурованные поставки счёт 60 кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определённую исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах. [4, стр.85-86]

Согласно Плану счетов, по дебету этого счёта отражаются также авансы и предварительная оплата по поставщиков в корреспонденции со счетами учёта денежных средств. Суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счёта 60, а учитываются, обособлено в аналитическом учёте.

Аналитический учёт по счёту 60 ведётся по каждому предъявленному счёту, а расчётов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. Построение аналитического учёта должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:

·  поставщикам по акцептованным и другим расчётным документам, срок оплаты которых не наступил;

·  поставщикам по не оплаченным в срок расчётным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам;

·  авансам выданным; 

·  поставщикам по выданным векселям, срок уплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям;

·  поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

Сальдо по счёту 60 без учёта сальдо по субсчёту «Расчёты по авансам выданным» может быть только кредитовым. [5, стр.272]

Сальдо кредитовое показывает задолженность по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам, а сальдо дебетовое показывает сумму перечисленных авансовых платежей.


Задание 3

Сформулировать хозяйственные операции по предложенным корреспонденциям счетов

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственной операции

70

68

Произведены удержания из заработной платы персонала предприятия по налогу на доходы физических лиц

51

76

На расчётный счёт поступила оплата от дебиторов

20

69,2

От начисленной заработной платы произведены отчисления по пенсионному обеспечению

75,2

50

Из кассы выплачены дивиденды

60

50

Из кассы оплачено поставщикам

20

70

Начислена заработная плата работников основного производства

10,1

60

От поставщика поступило сырьё (материалы)

99

68

Начислен налог на прибыль

55

67

Получен долгосрочный кредит на специальный счёт в банке

62

91

Отражена выручка


Задание 4

Решить задачу. На основе исходных данных произвести необходимые расчёты, дать пояснение.

Дано:

Сальдо начальное счёта №20 – 10 тыс.р.

В течение отчётного периода в процессе производства учтены следующие изменения (сформулировать):

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Содержание хозяйственной операции

20

10

60000

Отпущены со склада материалы в производство

20

60

40000

Полученные материалы от поставщика поступили в производство

20

71

20000

Списаны подотчётные суммы на производство

20

70

150000

Начислена заработная плата работников основного производства

20

69,1

6000

От начисленной заработной платы произведены отчисления в фонд социального страхования

20

69,2

42000

От начисленной заработной платы произведены отчисления в фонд пенсионного обеспечения

20

69,3

5400

От начисленной заработной платы произведены отчисления в фонд обязательного медицинского страхования

43

20

420000

Оприходована на складе готовая продукция по плановой себестоимости


Отчисления в фонд социального страхования:

150000*4%=6000руб.

Отчисления в фонд пенсионного страхования:

150000*28%=42000руб.

Отчисления в фонд обязательного медицинского страхования:

150000*3,6%=5400руб.

Задание 5

1.                Рассчитать фактическую себестоимость готовой продукции, если незавершённое производство на конец периода – 30000 руб.

2.                Определить и списать отклонения фактической себестоимости от плановой по готовой продукции. 

Фактическая себестоимость =

=10000+60000+40000+20000+150000+53400-30000=303400

Отклонение фактической себестоимости от плановой =

=420000-303400= 116600

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Содержание хозяйственной операции

43

20

116600

Сторнируется отклонение фактической себестоимости от плановой (экономия)

Список литературы

1.                Глушков И.Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учёт на современном предприятии. М.: «КНОРУС», Н-ск «ЭКОР-книга», 2002-1200с.

2.                Краснова Л.П,, Шалашова Н.Т,, Ярцева Н.М. Бухгалтерский учёт: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 550с.

3.                Пипко В.а., Бережной В.И,, Булавина Л.Н.. и др. Бухгалтерский (финансовый) учёт: Учёт активов и расчётных операций. Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2002. 416с.: ил.

4.                План счетов бухгалтерского учёта хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. – М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2001. – 160 с.

5.                Черемисина С.В., Тюленова н.А,, Земцова А.А. Бухгалтерский и налоговый учёт. – Томск: Изд-во НТЛ, 2002. - 404с.