Вопрос 1. Финансовые ресурсы как основа организации финансов предприятия.

Финансовые ресурсы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использование их на цели воспроизводства. Выделяют три стадии процесса общественного воспроизводства: производство, распределение и потребление. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизведенного процесса, когда происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована.[1]

 В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов(предприятия, организации, учреждения), страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную организационную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства.

Взаимодействие между выделенными звеньями финансовой системы осуществляется, как правило, при посредничестве учреждений банковской системы, играющих особо важную роль в отношении функционирования финансов предприятий.

Финансы субъектов хозяйствования являются основными элементами приведенной схемы и представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов. Формируются финансовые ресурсы за счет таких источников, как: собственные и приравненные к ним средства (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и др.); мобилизуемые на финансовом рынке как результат операций с ценными бумагами; поступающие в порядке перераспределения (страховое возмещение и т.п.)

Процесс функционирования любого предприятия носит циклический характер. В пределах одного цикла осуществляется: привлечение необходимых ресурсов, соединение их в производственном процессе, реализация произведенной продукции и получение конечных результатов. В условиях рыночной экономики происходит смещение приоритетов в объектах и целевых установках системы управления объектом хозяйствования. Как известно, укрупненным и относительно самостоятельным объектам, составляющим сферу приложения общих функций управления, являются денежные средства(точнее финансовые ресурсы), трудовые ресурсы, средства и предметы труда.

В условиях рыночной экономики снимаются ограничения в пользовании ресурсами(лимит и т.д.) , а эффективное управление предполагает оптимизацию ресурсного потенциала предприятия. В этой ситуации резко повышается значимость эффективного управления ресурсами.  От того, насколько эффективно и целесообразно они трансформируются в основные и оборотные   средства, а также в средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его владельцев и работников.

Финансовые ресурсы в этих условиях приобретают первостепенное значение, поскольку это- единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый непосредственно и с минимальным временным лагом в любой другой вид ресурсов. В той или иной степени роль финансовых ресурсов важна на всех уровнях управления(стратегический, тактический, оперативный), однако особое значение она приобретает в плане стратегии развития предприятия. Таким образом, финансовый менеджмент как одна из основных функций аппарата управления  приобретает ключевую роль в условиях рыночной экономики.

Финансовые ресурсы субъекта хозяйствования выполняют три основные функции:

·        формирование, поддержание оптимальной структуры и наращивание производственного потенциала предприятия;

·        обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности;

·        обеспечение участия хозяйствующего субъекта в осуществлении социальной политики.

Финансовые ресурсы - это кровеносная система бизнеса. Движение денег, его скорость и масштабы определяют работоспособность финансовой системы. С движения денег начинается и им завершается кругооборот средств предприятия, оборот всего капитала. В условиях рынка вопрос финансовых ресурсов предприятия интересует миллионы акционеров, а также других непосредственных и опосредствованных участников экономического процесса. Этот вопрос наиболее важен для работников самого предприятия и его администрации, потому что механизм рынка ясно вырисовывает возможность банкротства.

Начиная с составления бизнес-плана руководство предприятия должно четко представлять, за счет каких финансовых ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность и какие сферы вложения капитала будет использовать. Это необходимо фирме  при получении кредитов и при организации дальнейшей деятельности. Забота о финансовых ресурсах является отправным пунктом и конечным результатом всей производственно- хозяйственной деятельности предприятия.[2]  

Необходимым условием эффективного функционирования финансов являются:

·        многообразие форм собственности;

·        наличие рынков товаров, труда и капитала;

·        самофинансирование предпринимательства;

·        свобода предпринимательства и самостоятельность в принятии решений;

·        рыночное ценообразование и конкуренция;

·        регламентация государственного вмешательства в деятельность предприятий и организаций;

·        наличие правил экономического поведения.















Вопрос 2. Назначение и область применения бизнес-плана предприятия.

В первые годы становления российского бизнеса всем казалось, что о планировании можно забыть. Это понятие ассоциировалось с командными методами управления экономикой и не вписывалось в новые представления об экономической свободе.

Серьезные трудности из-за высокого кредитного процента испытывают  те,  кто хочет начать свое дело или внедриться на новые рынки. В то же время огромные кредитные средства, которые западные коммерческие банки готовы направить в Россию, остаются невостребованными, т.к. наши бизнесмены не могут должным образом обосновать свои программы. Существует инструмент для решения этих проблем, это бизнес-план, предназначен как для решения внутренних проблем фирмы, так и для внешнего пользования.[3]

Для  управленческой команды фирмы бизнес-план служит основой проработки конкретной программы, оценки возможностей и путей реализации. Внешнее использование состоит в обосновании целесообразности инвестиций в бизнес-программу или получения кредитов для ее финансирования.

Бизнес – планирование имеет мало общего с привычным представлением о планировании. Предпринимая первые шаги в бизнесе или реализуя новый бизнес-проект вы столкнетесь, во-первых, с нехваткой финансовых средств, во-вторых с множеством обстоятельств, которые могут увлекать ваше предприятие в сторону от правильно выбранного долговременного курса.  Поэтому необходимо предварительно изложить цели, оценки и прогнозы такого курса на бумаге.

Таким образом, существует две важнейшие причины для подготовки бизнес-плана: убедить посторонних инвесторов в целесообразности вкладывания денег в ваш бизнес или предоставления кредита;  сохранить избранный курс и не позволить случайным обстоятельствам отклонить  вас от него.

Основная цель бизнес-плана – достижение разумного и выполнимого компромисса между тем, что фирма хочет и что может делать. План призван показать работникам фирмы целостность предлагаемого курса, продемонстрировать, как одно вытекает из другого.

Бизнес – план может ответить на три ключевых вопроса:

1.Где сейчас находимся  ( текущее положение фирмы)

2.Куда движемся (желаемое состояние)

3.Как мы придем туда(наиболее эффективный путь)

Эти вопросы определяют основные этапы бизнес-планирования на предприятии:

·        бизнес-анализ

·        оценка целей, предпосылок, ресурсов

·        составление бизнес-плана

Бизнес-план должен показать фирме, как эффективно перейти из нынешнего состояния в желаемое, отразить текущие задачи, так и задачи на средне и долгосрочный период.

Бизнес- анализ внешней среды и текущего состояния фирмы является необходимой предпосылкой разработки эффективного плана. Текущее состояние фирмы должно рассматриваться по основным сферам деятельности, но начинать анализ нужно с внешней среды, в которой действует фирма.

Большинство менеджеров рассматривают бизнес-план как необходимый документ для получения денег в банке или у другого инвестора или кредитора. По этой причине фирмы, которым требуется дополнительный капитал, не составляют формальный бизнес план.

В действительности бизнес-план может составлять и крупная , и  небольшая фирма. При небольших размерах капитала, персонала, небольшом ассортименте товаров, проще осуществлять планирование. У крупной фирмы несомненно больше возможностей в сборе информации, ее обработки, в том числе и на ЭВМ, больше денег на разработку плана, но и проблемы  у нее более разнообразны.

Итак бизнес –план необходим в следующих ситуациях:

1.     Фирме требуются кредиты или инвестиции для дальнейшего развития(требуется дополнительный капитал).

2.     Создается новая фирма или меняется собственник фирмы.

3.     Даже если планирование не осуществляется регулярно, оно необходимо во время значительных изменений: перехода на выпуск новой продукции, реконструкции, покупки оборудования и т.д.

4.     Фирма работает постоянно в изменяющемся окружении, когда требуется оценить деятельность в условиях быстро меняющейся среды, тогда бизнес- плане выделяются стратегические и тактические ключевые моменты, позволяющие фирме адаптироваться  к изменениям (как адаптироваться , за счет чего выживать)

5.     Исследуется чувствительность основных факторов деятельности фирмы, чтобы понять и оценить уровень риска , т.е. анализ чувствительности факторов по принципу «что-если».

Три типа людей заинтересованы в бизнес-плане: менеджеры, собственники, кредиторы. Менеджеры являются создателями и исполнителями бизнес-плана. Собственники также заинтересованы в составлении бизнес плана, который показывает перспективы развития фирмы. В малых фирмах менеджер может быть одновременно и менеджером и собственником, то есть одновременно выступать в разных ролях: как создатель плана, его исполнитель и контролирующий орган.

Для всех трех групп есть общие выгоды составления бизнес-плана:

·        Оценка возможностей фирмы или проекта. Будет ли проект работать,  принесет ли коммерческий или финансовый успех. Все заинтересованы в том, чтобы «ошибиться на бумаге», гипотетически проверить возможности до начала реального дела.

·        Управление целей деятельности фирмы и бюджетов. Каково общее направление развития фирмы и финансовые задачи ? существует ли ясное понимание бюджета?

·        Определение требуемого количества денег. Сколько и каких средств требуется для выполнения плана? Прогноз потока наличности- основа правильного определения заемного капитала.

·        Уяснение идей. Бизнес-план – итоговый документ, соединяя вместе итоги анализа и случайные мысли, идей, он позволяет дать более ясное представление о желаемом положении дел и о том, как его достичь.

·        Создание команды. Разработка плана может усилить чувство сопричастности к делу, способствовать созданию команды.

·        Практика в проведении анализа и презентации. Исследования и анализ, присущие бизнес-планированию, также как количественный прогноз прибыли, убытков и наличности, широко используется на западе как инструмент обучения менеджеров.

·        Помощь в получении денег. Хорошо составленный бизнес-план не гарантирует, а лишь помогает получить деньги.

·        Оценка ликвидности риска. Должны быть исследованы основные активы фирмы и дебиторская задолженность .

·        Оценка качества управления. Качество управления  зачастую является важным фактором гарантии кредитов, чем осязаемые активы фирмы. Часто не только содержание плана, но и то, как он оформлен и представлен может иметь значение при принятии решения о выдаче денег.

Бизнес-план это итоговый документ, который является результатом большой аналитической работы.

Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Очевидно, что чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка разделов плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему, чем такой же план крупного производства.

Состав и структура бизнес-плана также зависят от размеров предлагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия, поскольку чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует усложнения структуры бизнес-плана. Особенно важные для предприятия сегменты рынка или наиболее важные конкуренты могут быть вынесены в особый раздел плана для более пристального изучения.

В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, для финансовых партнеров, привлечения партнеров, контрактов с персоналом фирмы) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.

Однако, как правило, в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия и удовлетворения им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста пред приятия.[4]

В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему).

В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический бизнес-план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии.

К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно также отнести:

• специфику вида предпринимательской деятельности;

• размеры предприятия;

• цель составления бизнес-плана;

• общую стратегию предприятия;

• перспективы роста создаваемого предприятия;

• размер предполагаемого рынка сбыта;

• наличие конкурентов.

На предприятии разрабатываются два варианта бизнес- плана: официальный и рабочий бизнес-план. Бизнес-план — официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу и т. д. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и т. п. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана, потому целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана — официальный и рабочий бизнес-план. В рабочий бизнес-план включаются все рабочие информационные материалы, сгруппированные по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы могут иметь самый разнообразный характер (от описаний формулирования своих идей до расчетов, оформленных в таблицах произвольного вида), постоянно дополняться в процессе работы и использоваться при модернизации официального варианта бизнес-плана.


















Задача. Рассчитать плановую прибыль. Предприятие сдает в аренду помещения, величина арендной платы составляет 50млн. руб. Планируется реализовать излишнее имущество, выручка от продажи должна  составить 168млн. руб. Доходы от совместной деятельности  составляют 450млн. руб.

Показатели

Сумма , млн.руб

1

Выручка от  продажи ,млн. руб

102500

2

Косвенные налоги, млн.руб

18628

3

Себестоимость продукции, млн. руб

71100

4

Прибыль от реализации, млн. руб

12772

5

Прибыль от прочей реализации, млн. руб

450

6

Доходы от внереализационных операций, млн. руб

218(50+168)

7

Балансовая прибыль, млн.руб

13440
















Список литературы

1.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Методика финансового анализа»- М, Инфра –М, 1995г.

2.Г.В. Савицкая «анализ хозяйственной деятельности» : Учебное пособие. – М.: Инфра –М , 2002.-256с,-(серия «Вопрос –ответ»)

3. И.Н. Чуев, л.Н. Чечевицына «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» учебное пособие .- 2004.- 368с (Серия «Высшее образование»)

4.Арустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Платонов А.П., Рыкова И.В. «Организация предпринимательства: Учебное пособие.» М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», МУПК, 2001.- 249 с.

5.В.Г. Поляков, В.Д. Маркова «Бизнес-планирование», Практическое руководство.- Новосибирск, фирма «Экор», 1993г.-79стр.

6.В.В. Ковалев «Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетнгсти.- М.: Финансы и статистика,1996.-432с.: ил.




[1] В.В. Ковалев «Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетнгсти.- М.: Финансы и статистика,1996.-432с.: ил.

[2] А.Д.шеремет, Р.С. Сейфулин «Финансы предприятий».-М.: ИНФРА-М, 1998г.-343с.

[3] В.Г. Поляков, В.Д. Маркова «Бизнес-планирование», Практическое руководство.- Новосибирск, фирма «Экор», 1993г.-79стр.

[4] Арустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Платонов А.П., Рыкова И.В. Организация предпринимательства: Учебное пособие. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», МУПК, 2001.- 249 с.