Содержание


Введение_____________________________________________________ 3

Глава 1. Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России___________________________________________ 5

Глава 2. Анализ ситуации на рынке труда_______________________ 10

Глава 3. Предпосылки создания службы занятости населения______ 14

Глава 4. Характеристика органов занятости и их функций_________ 17

Заключение_________________________________________________ 22

Список литературы__________________________________________ 24

Приложение_________________________________________________ 25


Введение


Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.

Но и тогда реалии жизни вступали в противоречие с господствующей философией всеобщности труда. Об этом свидетельствовало наличие трудоизбыточных районов прежде всего в республиках Средней Азии и Закавказья. Наряду с вынужденной незанятостью в одних регионах существовала сверхзанятость в других. Это касалось европейской части РСФСР и республик Прибалтики.

Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предпчриятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – анализ его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования служб занятости в современных российских условиях.


Глава 1. Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России


В настоящее время оценить действительные масштабы безработицы довольно трудно. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же время велика скрытая, официально не фиксируемая «теневая» занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Невозможность ее учета создает искаженное представление об уменьшении занятости. Значительная часть работников, не имеющих официального трудового дохода, либо имеет «теневой доход», либо за ним сохраняется временно не функционирующее рабочее место. Безработица реально не стала острой социальной проблемой в общественном масштабе (хотя в различных регионах страны ситуация существенно различается)[1].

До сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям.

С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов и т. д.

На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.

В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников[2].

Во-вторых возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства прежде всего машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).

В целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и т. д.) в большей мере свидетельствуют о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.

Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они – будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.

На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда.

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе[3].

Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Возрастает также количество предложений за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений приводит к возникновению серьезных проблем. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. Проявляется четкая тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре общества.

Несмотря на кризис, в экономике все больше ощущается рост потребности в повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное образование. Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием отечественной экономики, так и с тенденциями на мировом рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом рыночной инфраструктуры. Вот почему при сокращении набора в ПТУ и средние специальные учебные заведения прием студентов в вузы из года в год увеличивается.

Таким образом, по мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность профессиональной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего ее вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно и изменяются требования нанимателей к рабочей силе. От тактики получения сиюминутной прибыли предприниматель переходит к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в последствие у них появится необходимость в увеличении найма молодой рабочей силы.



Глава 2. Анализ ситуации на рынке труда


Прежде чем решать проблемы занятости и исследовать возможные пути их решения, необходимо четко представить ситуацию, сложившуюся на рынке труда.

Рынок труда представляет собой элемент рыночной экономики, экономическую категорию, которая характеризует систему социально-трудовых отношений по поводу удовлетворения потребности экономики в рабочей силе и реализации гражданами права на труд, осуществляемых на основе спроса на рабочую силу и предложения рабочих мест[4].

В широком смысле слова рынок труда можно определить как специфический вид рынка, представляющий собой форму проявления рыночных отношений в сфере обращения и функционирования рабочей силы, как основанный на отношениях обмена и конкуренции механизм взаимосвязи между работодателем и наемным работником. В узком смысле под рынком труда понимается сфера обращения рабочей силы, рассматриваемая как совокупность форм ее движения, и фаза обмена в воспроизводственном процессе, представляющая собой множество актов купли-продажи способности работника к труду (т.е. рабочей силы).

На рынке труда оценивается стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможности получения образования, профессионального роста, гарантии занятости. Рынок труда выполняет также функции механизма распределения и перераспределения трудовых ресурсов по сферам и отраслям общественного производства. Особенность рынка труда в том, что регуляторами здесь помимо обычных макро- и микроэкономических факторов выступают факторы социальные и социально-психологические, факторы культуры. Данная категория отличается от всех других рынков тем, что в качестве товара на этом рынке выступают физические, интеллектуальные и эмоциональные способности людей.

Ситуация на рынке труда. Термин «ситуация» означает обстановку, положение, систему внешних по отношению к субъекту условий и факторов, побуждающих и опосредующих его активность. Любая конкретная ситуация возникает в результате особого сочетания обстоятельств (факторов внешней среды) и собственных возможностей субъекта деятельности.

Обстановка, существующая на рынке труда в данный конкретный момент времени, может быть описана с помощью набора разнообразных показателей (абсолютных размеров и уровня занятости и безработицы, их структуры, уровня заработной платы и т.д.).

Для определения характера ситуации на рынке труда в конкретный момент времени или за конкретный период необходимо количественно определить состояние на рынке труда данной территории с помощью показателей численности зарегистрированных службой занятости граждан, не занятых трудовой деятельностью; численности безработных; продолжительности безработицы; величины скрытой безработицы; наличия свободных мест и вакантных должностей.

Оценка ситуации включает в себя анализ сложившегося положения дел, определение целей будущего развития и выбор путей достижения этих целей.

Оценка ситуации предполагает развернутую характеристику текущего состояния региона, позволяющую разработать программу действий в соответствии с существующими в регионе возможностями и с учетом факторов, препятствующих его развитию. Следует изучить общий контекст развития экономической ситуации, качество местной инфраструктуры, «силу» местной экономики и рынка труда.

Местный рынок труда - это рынок труда территории, являющейся единицей административно-территориального деления. Обычно данная категория является сферой деятельности местных служб занятости.

Региональный рынок труда - это рынок труда, ограниченный  территорией определенного региона; совокупность локальных (местных) рынков труда, находящихся на территории этого региона (формально-административный принцип выделения) или объединенных экономической общностью (наличием единого территориально-хозяйственного комплекса и/или общими либо сходными тенденциями в движении рабочей силы).

Для получения полной картины, характеризующей ситуацию на рынке труда, следует выявить факторы, которые оказывают на нее влияние[5]. Таких факторов много, но их можно объединить в укрупненные группы:

·     экономика данного региона;

·     ресурсы, сосредоточенные на территории региона;

·     демографическая ситуация;

·     качество жизни;

·     инфраструктура;

·     значение региона для более обширной территории, страны, ближнего и дальнего зарубежья;

·     экономико-географическое положение региона;

·     уникальные особенности и культура данной местности.

После оценки состояния рынка труда можно охарактеризовать ситуацию следующим образом:

·     благоприятная,

·     неблагоприятная,

·     стабильная (по сравнению с ранее проведенными исследованиями),

·     нестабильная, изменяющаяся,

·     критическая,

·     напряженная,

·     меняющаяся к лучшему.

Глава 3. Предпосылки создания службы занятости населения


 В экономической и хозяйственной практике нашей страны вопросы управления трудовыми ресурсами в различных формах решались всегда. Возникновение современной службы занятости произошло на базе четкой системы распределения трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись: - распределение выпускников средних специальных и высших учебных заведений; - организованный набор рабочих;

 - сельскохозяйственное переселение семей;

 - общественные призывы;

 - самостоятельный прием предприятием работника;

 - деятельность органов трудоустройства населения.

 Некоторые из этих форм распределения и перераспределения рабочей силы себя изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службе занятости населения. Система органов трудоустройства населения начала формироваться во второй половине 60х годов. Экономическая потребность в создании этой службы возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы, были ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями я того города осталась без внимания. Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население города не имело информации о предложении рабочих мест в городе. Всеми этими проблемами и должна была заняться служба трудоустройства. Сначала подразделения службы назывались "Бюро по трудоустройству населения" и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившимся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались трудоустройством - предприятие не обязано было это делать. Сами предприятия предоставляли в службу не полные сведения о свободных местах - в основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда. Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этом значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название "Государственное бюро по трудоустройству и информации населения" /ГБТИН/. Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным. Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было создание на базе существующих ГБТИН центров /бюро/ по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 году. Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных Советом народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источников рабочей силы, информированием населения о вакансиях, проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой и консультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации работников. При создании системы центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно расширились функции и задачи существующей ранее службы трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то, что на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни, начиная от союзного, республиканского краевого, областного и заканчивая городским. Именно эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальным предшественником современной государственной службы занятости населения. Однако на современном этапе для преодоления упрощенного подхода к решению проблем занятости, осуществления глубокого анализа тенденций на рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных масштабов безработицы и ее социально-политических последствий необходимы новые структуры управления занятостью, отвечающие потребностям общества. Принятые в январе 1991 года Основы законодательства СССР и республик о занятости населения, а затем в апреле 1991 года подобный документ Российской Федерации определяют основные понятияв области занятости, механизмы ее обеспечения и проведения мер по социальной поддержке граждан.

Глава 4. Характеристика органов занятости и их функций


Закон о занятости, принятый в России в 1991 г., дал новое направление политике трудоустройства и изменил структуру службы занятости. Финансирование органов занятости, включая выплату пособий по безработице, осуществляется через ФЗН, источником которого являются поступления из налоговой системы (бюджета)[6].

В Российской Федерации административная структура службы занятости имеет три уровня (табл.).


Таблица. Уровни органов Государственной службы занятости.

Виды служб

Управленческий уровень

Министерство труда и

социального развития


Региональные службы




Районные службы

Общегосударственный



Административно-территориаль-

ные единицы, республики, края,

Москва, Санкт-Петербург


Административно-территориаль-

ные единицы нижнего уровня


В соответствии с указанным Законом РФ органы занятости разрабатывают и осуществляют государственную политику занятости населения, проводят организационные мероприятия, всю необходимую работу по ее реализации[7]. Этот Закон содержит в себе положения о роли служб занятости различного уровня в 45 пунктах, (особенно в пп. 3, 5, 7, 13, 14, 20, 22, 25, 27, 281). В них определяется роль различных уровней служб занятости.

Местные службы занятости реализуют меры, предусмотренные в Законе о занятости, непосредственно работая с населением. Местные службы - это основное звено, связывающее службу занятости с населением. На этом уровне производится повседневная работа службы занятости (например, регистрация претендентов на работу и выплата пособий).

Региональные службы занятости руководят реализацией программ и работой местных служб занятости, находящихся под их юрисдикцией, включая планирование, финансирование, инструктирование и предоставление экспертной помощи местным службам, а также контроль за их деятельностью.

Министерство труда и социального развития отвечает за общее руководство, выработку политики и управление национальной системой служб занятости, действуя в основном через ее региональные отделения. В его функции наряду с другими входят разработка и финансирование государственных программ, управление Фондом занятости, постановка задач и разработка стандартов совместно с региональными отделениями, разработка процедур и контроль за работой системы служб занятости.

В настоящее время органы занятости предлагают услуги ищущим работу и работодателям примерно через 2385 региональных и местных бюро трудоустройства, расположенных в 89 административных подразделениях Российской Федерации.

Задачи органов занятости включают в себя трудоустройство, предоставление консультаций и информацию о рынке труда гражданам, ищущим работу, частным и государственным предприятиям, а также оказание ряда других услуг, включая пособия по безработице, профессиональную переподготовку безработных, организацию местных временных общественных работ[8].

Можно выделить четыре важнейшие задачи органов занятости:

·     облегчение адекватного трудоустройства;

·     предоставление социальной защиты;

·     развитие человеческих ресурсов через профессиональное обучение;

·     предоставление информации о рынке труда.

Для решения этих задач органы занятости применяют различные мероприятия по реализации политики занятости, которые можно объединить в пять основных блоков:

1.   Регулирование рынка труда, трудовое посредничество и содействие занятости безработных:

·     информирование граждан о возможностях занятий и трудоустройства, а работодателей - о состоянии и конъюнктуре рынка труда;

·     предоставление гражданам возможности широкого выбора различных видов и форм занятий, включая профессиональное обучение и работу за выездом;

·     подбор квалифицированных работников по заявкам работодателей;

·     проведение ярмарок вакансий для рабочих профессий и специалистов и обеспечение других форм работы на рынке труда.

Содействие и обеспечение занятости - это подбор подходящей работы; информирование и консультирование о возможностях службы содействовать временному трудоустройству, профессиональному обучению, самозанятости, переезду к новому месту жительства и работы; организация и проведение временных общественных работ с целью трудовой и социальной адаптации безработных, испытывающих сложности в поиске постоянной работы.

2. Социальные меры, проекты и программы обеспечения занятости и адаптации к рынку труда:

·     квотирование рабочих мест для женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, неквалифицированной молодежи;

·     создание рабочих мест для трудоустройства социально не защищенных граждан;

·     временное трудоустройство подростков и учащейся молодежи, выпускников учебных заведений;

·     другие мероприятия по расширению возможности трудоустройства и социальной адаптации граждан, не имеющих работы длительное время.

3. Меры активной политики занятости:

·     профессиональная ориентация населения и переобучение незанятых граждан и безработных, повышение квалификации высвобождаемых работников;

·     меры экономической поддержки занятости населения, включая поддержку рабочих мест на действующих предприятиях, перепрофилирование и создание новых рабочих мест, предоставление компенсационных выплат работникам, находящимся под угрозой увольнения или уволенным.

4. Социальные гарантии зарегистрированным безработным:

·     организация выплат пособий по безработице и их индексация;

·     предоставление материальной помощи безработным и членам их семей;

·     содействие досрочному выходу на пенсию при невозможности трудоустройства в установленном порядке;

·     оказание гуманитарной помощи и проведение благотворительных акций.

5.Финансово-организационное обеспечение и сопровождение  проводимых мер политики занятости:

·     организация работы региональных фондов занятости по регистрации и  сбору платежей работодателей;

·     планирование статей расходов фондов занятости в соответствии с разработанными и утвержденными программами содействия занятости и специальными проектами развития службы занятости и исполнения соответствующих смет расходов;

·     развитие и совершенствование организационных структур, обеспечивающих реализацию мер политики занятости;

·     кадровое обеспечение организации работы по основным направлениям политики занятости;

·     привлечение дополнительных источников и ресурсов к реализации мер политики занятости.


Заключение


Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников , и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов.

Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

В нашей экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

 

Список литературы


                    О занятости населения в РФ. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №  1032-1 с изменениями и дополнениями.

                    Базышенко Т.Ю. Становление и развитие службы занятости     населения //Рынок труда, занятость и социально-трудовые отношения в переходной экономике России.-М.:Изд-во МГУ, 1995.-с.22.

                    Занятость, безработица, служба занятости. Толковый словарь терминов и понятий/Под. ред. Ю.В.Колесникова.-М.:Нива России, 1996.-с.288.

                    Социальный менеджмент. Учебник / под ред. С.Д.Ильенковой. - М.: «Банки и биржи», Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998. - С.87-108.

                    Экономика тpуда. /Под pедакцией Г. Р. Погосяна и Л. И. Жукова M.: Экономика, 1991.

                    Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М. Н. Киров, 1994., стр. 233-248;

                    Руденко Г. Служба занятости и ее функции. - Москва.: РЭА, 1992.

                    Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.  //Вопросы экономики., №2, 1996г., стр. 76-91.

                    Микульский К. Формирование новой модели занятости.  //Экономист, №3, 1997, стр. 47-52;

                    Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. //Вопросы экономики, №2, 1997г., стр. 102-113.


Приложение


Схема №1

Анализ ситуации на рынке труда.


Оценка ситуации




Схема №2

Органы государственной службы занятости.




[1] Базышенко Т.Ю. Становление и развитие службы занятости     населения //Рынок труда, занятость и социально-трудовые отношения в переходной экономике России.-М.:Изд-во МГУ, 1995.-с.22.

[2] Микульский К. Формирование новой модели занятости.  //Экономист, №3, 1997, стр. 47-52;

[3] Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.  //Вопросы экономики., №2, 1996г., стр. 76-91.

[4] Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М. Н. Киров, 1994., стр. 233-248;

[5] Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. //Вопросы экономики, №2, 1997г., стр. 102-113.

[6] Руденко Г. Служба занятости и ее функции. - Москва.: РЭА, 1992.


[7] О занятости населения в РФ. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №  1032-1 с изменениями и дополнениями.

[8] Руденко Г. Служба занятости и ее функции. - Москва.: РЭА, 1992. С.142.