СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................... 7

1.     АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В УПРАВЛЕНИИ ГОЧС г.Камышина....................................... ……………………………………………………………..9

1.1.      Описание работы управления ГОЧС:........................................................................... 8

1.1.1.       Описание управления ГОЧС................................................................................. 8

1.1.2.       Описание работы  помощника начальника Управления ГОЧС........................ 8

1.1.3.       Документы, разрабатываемые Управлением ГОЧС......................................... 10

1.1.4.       Организация информации……………………………………………………... 10

1.2.      Проблемы автоматизации............................................................................................ 11

2.     ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ АРМ помощника начальника УПРАВЛЕНИЯ ГОЧС        14

3.     ОБЗОР И ВЫБОР СРЕДСТВА ПРОГРАММИРОВАНИЯ............................................. 15

4.     РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА............................................................. 20

4.1.      Структура базы данных................................................................................................ 20

4.2.      Графическая часть......................................................................................................... 22

4.3.      Работа с данными.......................................................................................................... 23

5.     ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА..................................................... 226

5.2.      Эксперимент №1. Поиск.............................................................................................. 26

5.3.      Эксперимент №2. Расширенный поиск..................................................................... 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................. 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................................................ 30

Введение



В настоящее время всё больше организаций стремиться автоматизировать рабочий процесс и использовать электронную информацию. Сейчас хранение, поиск и доступ к информации стали важным  явлением не только для людей тесно связанных с деятельностью в сфере компьютерных технологий, но и входит в работу обычных людей (служащих, учащихся, и т.д.) помогая им сократить временные, материальные и даже физические затраты на поиск, приобретение, хранение, обмен различными материальными и нематериальными ресурсами.  

В Управлении до сих пор для поиска необходимых данных по тому или иному предприятию просматривают огромные папки с документами, а если данные потеряны по какой-либо причине, тогда приходится восстанавливать информацию заново. Иногда результаты были напрасными из-за недостатков самой организации хранения информации.

С развитием прогресса и компьютерного рынка программного обеспечения, в Управлении появилась необходимость создания программного продукта способного сократить все человеческие затраты и усилия, а главное оперативно выдавать результат необходимый работнику, а также заменить большие архивы на структурированное хранение в электронном виде.

Эта система способна хранить различную информацию, собирать, анализировать, искать.

Для данной системы важным фактором являются технические характеристики оборудования (объемы и скорости накопителей информации, типы процессоров) – от этого зависит результат и производительность такой системы. Еще одним важным фактором делопроизводства Управления ГОЧС является как хорошо организованная база данных, так и сам пользовательский интерфейс. Данный набор всех перечисленных компонентов необходимых для организации автоматизированного рабочего места может позволить себе не только Управление, но и объекты экономики- предприятия и учебные заведения. 

Данная выпускная работа имеет целью автоматизировать процессы делопроизводства в Управлении ГОЧС г.Камышина. Основной целью является создание и поддержка интерфейса взаимодействия автоматизированного рабочего места помощника начальника Управления ГОЧС, обеспечивающего оперативный обмен данными (сведения, донесения, основные данные, обеспеченность и т.д.), резервное хранение, а также организацию поиска объекта экономики и информации о нём.

В данной работе ставилась задача создание такой системы,  которая в кратчайшие сроки и с минимальными затратами финансовых и людских ресурсов на программное, и аппаратное обеспечение сможет обеспечить достойную работу Управления ГОЧС г.Камышина.

Основной результат данной работы и состоит в разработке программного продукта для обеспечения стабильной работы помощника начальника Управления ГОЧС.

Постановка задачи складывается из ниже перечисленных пунктов.

1.      Изучить проблемы автоматизации делопроизводства в Управлении ГОЧС г.Камышина;

2.      Обосновать и выбрать средство программирования;

3.      Разработать программный продукт;

4.      Протестировать программный продукт.





1.         АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В УПРАВЛЕНИИ ГОЧС ГОРОДА КАМЫШИНА



1.1.       Описание работы Управления ГОЧС г.Камышина:


1.1.1.      Описание Управления ГОЧС г.Камышина

            Управление ГОЧС г.Камышина организовано централизованно и осуществляется в целях поддержания высокой готовности и своевременного выполнения возложенных на неё задач в мирное и военное время.

            Управление ГОЧС осуществляется:

- в звене: город-объект экономики - путём принятия соответствующих решений на заседаниях, отдача начальником ГО приказов, постановке задач по техническим средствам связи и с использованием подвижных средств, а также личным общением.

            При постановке задач и передаче донесений не допускается  разглашение действительных целей проводимых мероприятий и других сведений, содержащих военную и государственную тайну.

            В экстренных случаях распоряжения и указания должностным лицам, подчиненным непосредственно начальнику ГО может отдавать от его имени начальнику Управления ГОЧС с последующем докладом начальнику ГО.

            Для поддержания системы управления в постоянной готовности к выполнению задач в любых условиях обстановки осуществляется круглосуточное дежурство оперативных дежурных Управления ГОЧС города на основном пункте управления, дежурного по ГУВД, диспетчеров химически опасных объектов, а также ОГПС-9, станции скорой помощи, межрайонных электросетей, ОАО «Межрайгаз»,  жилищно-ремонтное предприятие (ЖРЭП) с основными задачами:

- приём и передача сигналов (распоряжений) на перевод ГО с мирного на военное положение, а также на объявление сигнала «воздушной тревоги»;

- приём и проверка достоверности данных об авариях, катастрофах, надвигающихся и наступивших стихийных действиях;

- оповещение органов управления и населения об опасности заражения аварийно химически опасными веществами (АХОВ).

            Кроме того, как постоянно действующий орган, обеспечивает работу комиссии по ЧС (КЧС) Российской Системы предупреждения чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Управление силами РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава Управления ГОЧС. Всех подсистем и уровней по поддержанию их в готовности и руководство ими при действиях по защите населения, предупреждению ликвидаций ЧС. Оно включает: организацию осуществления мероприятий по поддержанию готовности органов управления РСЧС; сбор и анализ обстановки; подготовку расчетов и предложений для принятия начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) решения; уточнения планов и своевременное доведения задач до подчинённых; планирование действий; организацию и поддержанию взаимодействий; всестороннее обеспечение привлекаемых сил; организацию управления и контроль исполнения.

1.1.2.   Описание работы  помощника начальника Управления ГО и ЧС г.Камышина

            Помощник начальника Управления по боевой подготовке (ведущий специалист 1 категории) подчиняется начальнику и зам.начальника Управления по делам ГОЧС города и отвечает за планирование, организацию и осуществление контроля подготовки руководящего состава городского звена областной подсистемы ГОЧС, объектов экономики, рабочих и служащих, личного состава гражданские организации гражданской обороны (ГОГО) и перерабатывающего населения по ГО и действиям по ЧС.

На него возлагается:

-        разработка планов-графиков проведения комплексных учений, объектовых

тренировок, командно-штатных и тактико-специальных учений ГФ;

-        оказание методической помощи в организации, подготовки всех категорий обучаемых

на курсах ГО города и ОЭ;

-        оформление отчетных документов по результатам обучения.

Он обязан:

1.      При функционировании в режиме повседневной деятельности:

-        принимать участие в планировании боевой моб.подготовки управления ГОЧС города и

городского звена областной подсистемы ГОЧС;

-        разрабатывать план основных мероприятий по подготовке ГО, предупреждению и

ликвидации последствий ЧС на следующий учебный год;

-        разрабатывать организационно-методические указания начальника ГО города на

следующий учебный год;

-        разрабатывать проекты приказов, распоряжений начальника ГО и начальника

Управления ГОЧС города по оперативной работе, боевой подготовке и доводить их до городских служб, объектов экономики и курсов ГО города;

-        вести учет ГОГО города, оказывать помощь службам и объектам экономики в их

создании и подготовке, систематически проверять их готовность;

-        руководить учебной и методической работой курсов ГО города, осуществлять

контроль за состоянием их работы и оказывать им методическую помощь;

-        выполнять в порядке взаимозаменяемости, обязанности других работников

управления;

-        участвовать в  работе по комплексной и целевой проверке состояния ГО, организации

и ходе боевой подготовки в службах ГО города, на объектах экономики (ОЭ) и оказывать им методическую помощь;

-        принимать участие в пропаганде ГО среди населения;

-        обобщать и распространять положительный опыт в подготовке объектов экономики,

руководящего состава формирований и обучения населения;

-        планировать и осуществлять контроль за проведением мероприятий по созданию и

совершенствованию учебно-методической базы (УМБ) ГО на объектах экономики, курсах ГО и учебных заведениях города;

-        разрабатывать планирующие документы на проведение комплексных командно

штабных, специальных учений и тренировок и участвовать в их проведении;

-        оказывать помощь штабам служб и ОЭ в вопросах планирования основных

мероприятий по подготовке ГО, предупреждения и ликвидации последствий ЧС;

-        участвовать в разработке и корректировке Плана ГО, плана действий по

предупреждению и ликвидации ЧС;

-        принимать участие в подборе кадров курсов ГО и их аттестации;

-        выполнять распоряжения начальника и зам.начальника управления;

-        выполнять правила внутреннего распорядка, правила и нормы охраны труда, техники

безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Выполнять другую работу по распоряжению начальника Управления и его заместителя.

2.      В режиме повышенной готовности:

-        готовить предложения по организации подготовки населения к действиям в условиях

чрезвычайных ситуаций;

-        участвовать в проверках состояния подготовки рабочих и служащих потенциально

опасных объектов и населения, проживающего вблизи них, к действиям в условиях ЧС;

-        подготовиться к ведению рабочей карты по обстановке в районах ЧС;

-         участвовать в подготовке постановлений, приказов, распоряжений, донесений и

других документов по предотвращению ЧС и проектов документов по их ликвидации;

-        уточнять состав сил и средств, взаимодействующих организаций, их готовность и

возможный порядок их использования.

3.      В режиме чрезвычайной ситуации:

-        принимать участие в анализе, сложившейся в результате ЧС по данным разведки;

-        в составе оперативной группы управления находиться в районе ЧС и принимать

участие в ее ликвидации;

-        организовать усиленное наблюдение и ведение разведки на аварийном ОЭ;

-        вести рабочую карту по сложившейся обстановке в районе ЧС;

-        участвовать в подготовке постановлений, распоряжений, приказов, донесений и

других документов для ликвидации последствий ЧС.

1.1.2.      Документы, разрабатываемые Управлением ГОЧС города.

            По своему предназначению документы, разрабатываемые Управлением ГОЧС, подразделяются на оперативные, мобилизационные и административно-организационные.

            Оперативные документы подразделяются на документы по управлению и оперативно-информационные документы. К оперативным документам относятся: планы ГО; планы действий (взаимодействия) по предупреждению ликвидаций ЧС; планы основных мероприятий и другие планы; решения, приказы и распоряжения; рабочие карты, схемы, план города и другие.

            Оперативно-информационные документы состоят из донесений, сводок, информаций, сообщений, отчётов, журналов действий сил ГО и РСЧС, отчётных карт и другие.

            Мобилизационными являются документы, относящиеся к планированию и проведению мобилизационной работы.

            К административно-организационным относятся документы, касающиеся повседневной организаторской, административной, учебной и хозяйственной деятельности Управления ГОЧС.

            Основными планирующими документами Управления ГОЧС являются: план гражданской обороны на военное время; план действий города по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

            Кроме того, в Вышестоящие органы Управления ГОЧС представляются (докладываются) решения, планы, директивы, донесения и другие документы. В подчинённые органы Управления, формирования ГО высылаются выписки из документов в объёме, необходимом для выполнения задач.

            В Управлении ГО используются формализованные документы, которые применяются при оставлении приказов, распоряжении, донесений, сводок, справок и расчётов по обеспеченности и другие. Бланки формализованных документов разрабатываются с учётом их использования при помощи средств связи и АСУ.

1.1.3.      Организация информации.

Информация организуется и проводится постоянно. Информационное обеспечение функционирования Управления ГОЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят: абонентские пункты Управления ГОЧС города; средства связи и передачи данных.

  Порядок сбора информации о ЧС и обмена её между органами государственной власти и Управления ГОЧС определяется Правительством Российской Федерации.

  Информация включает: сбор, обработку, анализ и обобщение сведений, содержащихся в докладах, донесениях и сводках подчинённых; анализ и оценку сведений, поступающих от вышестоящих и взаимодействующих органов Управления; разработку и представления донесений, сводок и отчётов вышестоящие органы Управления; обмен информации между органами и пунктами Управления и внутри них, между службами ГО, взаимодействующими и соседями.

Информация по характеру содержащихся в ней сведений, может быть срочной, текущей и чрезвычайной.

 К срочной относится информация, содержащая сведения, сроки и очерёдность, которых заранее установлено табелем срочных донесений или представляются по отдельным распоряжениям.

К текущей информации относятся постоянно или периодически поступающие, запланированные к получению сведения. Обычно они докладываются по требованию или по мере накопления. Сроки их предоставления не устанавливаются.

К чрезвычайной относится информация, содержание которой требует незамедлительного принятия решения, она доводится до соответствующих должностных лиц и органа Управления немедленно.

Информация организуется начальником Управления ГОЧС. Им устанавливается порядок сбора, обработки и прохождения информации.

Для осуществления информации используются различные виды отчётно-информационных документов. Основными из них являются донесения и сводки. По характеру содержащихся сведений, донесения могут быть срочными и несрочными, сводки - только срочными. Срочные донесения и сводки представляются по времени, установленному табелем срочных донесений, внесрочные – в зависимости от обстановки или по требованию.

Итоговые донесения и сводки  представляются за определённый промежуток времени, обычно за сутки.

Текущая информация внутри органа Управления (комиссии по ЧС, оперативных групп, служб ГО и другие) осуществляется путём её доведения до структурных подразделений (отделов, отделений, рабочих групп) в соответствии с графиком или по мере необходимости. Для этой цели могут использоваться громкоговорящая селекторная связь, средства автоматизированной информационной управляющей системы и другие.

Для доведения важнейших данных может организовываться оперативное ориентирование руководства.


1.2.       Проблемы автоматизации


              Сегодня пользователи деловых компьютерных программ исчисляются, наверное, сотнями тысяч. Как бы ни были хороши компьютеры и программы, среди такого количества людей всегда найдутся недовольные результатами автоматизации. Для рынка в целом процент неудачных проектов не столь велик. Но для каждого конкретного потребителя неудача порой оборачивается большими проблемами. Отмечу, что и для программиста неудачные проекты несут дополнительные хлопоты и подрывают репутацию. Проблемы и конфликты в ходе автоматизации никому не нужны. Так почему же они возникают?

              Анализ критических ситуаций показывает, что почти всегда виноваты не программы или компьютеры, а люди. Намного легче исправить программу, чем изменить точку зрения человека. К моменту конфликта в проект уже вложена уйма средств. Закрыть проект - значит, выбросить затраченные средства и силы на ветер. Но и дальше так продолжаться не может. Чаще всего с помощью экспертного заключения люди надеются доказать вину противоположной стороны. Но на самом деле, поиск виновных не разрешает проблему.

              Лучше всего, чтобы проблемы не возникало вовсе. Для этого очень важно уметь взглянуть на проект глазами другой стороны.

              Многие потенциальные проблемы закладываются еще на этапе выбора программы или фирмы-разработчика.

              К числу ошибок клиента можно отнести также неуместную экономию на внедрении, настройке, обучении. Дорогостоящие программы внедряются собственными силами на протяжении долгих месяцев и в результате работают лишь на 5-10% своих возможностей.

              Зачастую подводит желание быть полностью независимым от разработчика. Для этого приобретаются самые гибкие программы, чтобы можно было самостоятельно настроиться на любые изменения в законодательстве. Но ирония состоит в том, что для такой настройки привлекаются случайные программисты, зависимость от которых еще хуже, чем от разработчика.

              Предположим, что выбор сделан. Выбрана и установлена достойная программа. При этом контракт предусматривает обучение, но к началу опытной эксплуатации персонал заказчика понятия не имеет, как работать с системой. Директор и главный бухгалтер сами программу не выбирали, но они были в курсе, что на проект затрачены немалые деньги. Они почти поверили в то, что автоматизация - это не модное веяние, а приносящее результат дело. Вдруг оказывается, что компьютеры и программы стоят сами по себе, а персонал работает по старинке. С точки зрения этих руководителей, во всем виноваты разработчики. Им заплачены деньги, а результата нет.

              По мнению разработчиков, виноват заказчик, который не только не смог организовать процесс обучения, но и вообще не желал прилагать никаких организационных усилий. Переход на компьютерный учет для крупного и даже среднего предприятия - это очень непростой процесс, требующий пересмотра буквально всех привычных операций, проведения ревизии всех документов, сверхурочной работы персонала, двойной нагрузки от параллельного ведения ручного и компьютерного учета. Без железной воли руководства такой процесс не может быть проведен в сжатые сроки. А растягивание этого процесса во времени может отбить желание к автоматизации у любого сотрудника.

              Каждое достаточно крупное предприятие по-своему уникально. Начиная от способа распределения учетных функций между персоналом и заканчивая тем, как территориально расположены рабочие места с компьютерами и каким образом они соединены в сеть. Автоматизация зачастую ведется поэтапно и в целях экономии предварительное полномасштабное обследование не проводится. Поэтому через год - другой после начала работ вдруг выясняется, что производительность уже выбранной системы недостаточна. Прикладная разработка вполне хороша с точки зрения набора функций, но инструментальная платформа слабовата.

              Предположим, что проект доведен до логического конца. Система установлена, доработана, персонал обучен. Но накануне сдачи проекта выясняется, что, по мнению заказчика, ряд задач решен не так. Исполнитель в свою очередь утверждает, что по результатам опытной эксплуатации эти задачи были признаны полностью соответствующими требованиям технического задания.

              В чем же дело? Просто само задание было составлено давно и его авторы уволились. Отдельные элементы комплекса вполне удовлетворяют отдельных пользователей. Но кто-то должен принять все в целом. Для этого заказчик срочно назначает нового ответственного, который совсем не в курсе дел. Ответственный в целях подстраховки начинает придумывать новые требования, чтобы оттянуть момент подписания акта приемки.

              Надо сказать, что чаще всего новое руководство не имеет претензий к разработчикам, но и доводить до конца проект тоже не соглашается. Нередко оно настаивает на установке иной программы, более знакомой им по месту предыдущей работы. Персонал предприятия, потративший полгода на освоение и запуск одной программы, естественно, не хочет еще полгода осваивать другую.

              Одна из проблем автоматизации, имеющая место в аппарате Управления ГОЧС г.Камышина является отсутствие специализации кадров в данном направлении, так как большинство управленческого состава ГОЧС не имеет определённой специализации, которая могла бы быть присуще только работникам Управления ГОЧС. В виду того, что раньше проблема автоматизации стояла, не так остро, специализации в учебных заведениях при подготовке кадров уделялось мало. Да и к тому же основной направленности автоматизации управления как таковой не было. Основанной уклон при подготовке кадров управления сосредотачивался на личных качествах человека, его умение держаться в обществе, «влияние» на человека путём непосредственного с ним общения.

              Так же необходимо отметить, что большая часть состава Управления ГОЧС не имеет навыков работы с персональным компьютером. Отсутствие этих навыков можно считать главной причиной проблемы автоматизации в Управлении ГОЧС. На данный момент проблема автоматизации стоит очень остро, её решение позволит значительно облегчить трудоёмкие процессы, сократить временные  и материальные затраты. Но для решения этой проблемы, необходимо уделить особое внимание обучению, состава Управления ГОЧС работы с ПК. Это потребует определённых затрат на данную программу. Но в дальнейшем это новшество позволит не только вернуть, но и значительно повысить экономию как денежных, так и других затрат. Обучение состава Управления ГОЧС проводится как  в индивидуальном порядке, так и за счёт временного введения новых рабочих мест, повышению заинтересованности самих работников Управления ГОЧС в совершенствовании их профессиональной деятельности и уровня подготовки, необходимости введения новой программы автоматизации. Так как до сих пор многие работники относятся к данным новшествам и программам скептически, руководствуясь давно сложившимися «старыми» стереотипами управления и руководства.   

            Проблему автоматизации обуславливает так же информационный допуск, так как неотъемлемой частью составляющей структуры Управления ГОЧС г.Камышина является наличие ограниченного доступа к информации о деятельности, планировании необходимых работ и т.д. Большая часть закрытой информации ставит проблему автоматизации на данный период особенно остро. Программу автоматизации необходимо вводить постепенно, учитывая все особенности деятельности Управления ГОЧС, только тогда это позволит строго упорядочить доступ к секретной информации через ЭВМ, только строго определённых лиц, имеющих на данную информацию допуск разрешения.








 

 








2. Постановка задачи АРМ ПОМОЩНИКА НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ГОЧС



     Целью данной работы является разработка приложения автоматизированного рабочего места помощника начальника Управления ГОЧС г.Камышина.

     Необходимо разобраться со структурой Управления ГОЧС и проблемами автоматизации документооборота.

     Разрабатываемый продукт должен удовлетворять ниже перечисленным требованиям:

1.      Должен обеспечивать надёжное хранение и защиту информации.

2.      Должен обеспечивать удобный ввод, редактирование, просмотр данных.

3.      Должен формировать отчеты и производить расчет сводок для всех документов.

4.      Обеспечивать архивное (резервное) хранение данных за прошедший год.

5.      Не требовать огромных ресурсов.

6.      Быть устойчивым при сбоях (способность восстанавливаться).

АРМ помощника начальника Управления ГОЧС должно функционировать на рабочем месте сотрудников, которые имеют небольшой опыт работы с ЭВМ, поэтому его интерфейс должен быть разработан таким образом, чтобы учитывать все возникающие проблемы и решать их.


































3. ОБОСНОВАНИЕ И ВЫБОР СРЕДСТВА ПРОГРАММИРОВАНИЯ



            В данной работе для реализации автоматизированного рабочего места помощника начальника Управления ГОЧС был использован пакет Microsoft Visual Studio 6.0 предоставляющий для создания программ среду программирования Visual FoxPro 6.0 и язык программирования FoxPro.

            Разработчики и руководители отделов информатизации всегда испытывали смешанные чувства к FoxPro , теперь Visual FoxPro. Для некоторых FoxPro – вся жизнь. Для того, чтобы еще больше затуманить ситуацию Microsoft включила в состав последней версии целый набор всякого рода усовершенствований, что позволит пожару дискуссий полыхать в обоих лагерях.

            Прежде чем начать анализ новых возможностей версии 5.0 стоит сделать шаг назад и взглянуть на версию 3.0. Те, кто не знаком с FoxPro отметим, что корни продукта лежат в языке xBase. FoxPro создал себе нишу, будучи лучшей dBase чем dBase и стал любимым инструментом для многих разработчиков.

            Вышедшая в июне 1995 года версия 3.0 могла похвастаться такими возможностями как среда разработки клиент-серверных приложений, словарь данных и объектные расширения языка программирования. Версия 5.0 продолжила эту линию.

            Интернет – это слов присутствует в описание любого нового продукта Microsoft. Visual FoxPro – не исключение. Наиболее заметными из большого числа средств поддержки Интернет являются возможность использования ActiveX, создания OLE серверов и Internet Search Wizard.

            Visual FoxPro 5.0 значительно быстрее своего предшественника, поддерживает работу в распределенных средах за счет использования оторванных представлений и возможностей синхронизации и имеет расширенную среду разработки, интегрированную с Visual Source Safe, полномасштабный отладчик и новый контейнер баз данных, позволяющий совместную работу нескольких человек.

  Рис. 1 Интегрированная среда разработки Visual FoxPro отличается от стандартной среды, используемой Visual C++, J++ и Фортран.


            Одним из уникальных аспектов среды Visual FoxPro является диалог Конструктора выражений, снабженный раскрывающимися списками команд и обеспечивающий возможность интерактивной проверки синтаксиса непосредственно в процессе написания кода.

Мощь ActiveX

            Microsoft пообещала внедрить ActiveX везде, и мы свидетели того, что они держат слово. Подобно остальным продуктам и средствам разработки Visual FoxPro поддерживает ActiveX компоненты, и сам может выступать Automation сервером. Теперь разработчики могут выйти за рамки собственной среды разработки Visual FoxPro и подключить целую гамму дополнительных средств. При этом, в Microsoft похоже, забыли, что OLE теперь называется ActiveX, Visual FoxPro 5.0 по-прежнему работает с такими компонентами как "OLE Bound Control" и "OLE Container Control" при построении форм. Но, как бы то ни было, возможности ActiveX компонентов теперь доступны и разработчикам на Visual FoxPro. Обеспечение поддержки OLE Automation открывает для Visual FoxPro дополнительную нишу применимости. FoxPro всегда считался великолепным инструментом для пакетной обработки больших массивов данных. Начиная с версии 5.0, логика обработки может быть упакована в OLE сервер, которые можно поместить на любой компьютер в сети. Такие OLE серверы способны реализовать бизнес правила и сложные схемы обработки данных. Для облегчения создания распределенных приложений Microsoft включила поддержку Remote automation, интерфейса, впервые появившегося у Visual Basic и Visual C++ для этого в состав продукта включен Remote Automation Connection Manager. Библиотека FOXISAPI.DLL позволяет использовать Visual FoxPro для разработки приложений Интернет. Использование этой библиотеки и Web сервера, поддерживающего ISAPI, например Microsoft IIS, разработчик создает OLE Automation сервер, обращения к которому могут быть организованы через программу просмотра. Для создания и повторного использования новых классов в язык программирования было добавлено много новых объектных расширений. Скорость всегда была отличительной чертой FoxPro. Именно это послужило причиной, что до сих пор никому не удавалось погубить FoxPro, даже после того как его основные технологии были использованы в других «стратегических» продуктах Microsoft, FoxPro просто не удалось поймать! В версии 6.0 группа разработки Visual FoxPro внесла дополнительные усовершенствования, позволившие повысить производительность, снизить требования к ресурсам и ускорить отработку индивидуальных объектов.

Быстродействие

            Результатом пристального внимания к скорости отработки объектов явилось то, что формы в версии 6.0 загружаются быстрее. Посредством оптимизации самого процесса отрисовки объектов и отложенной привязки данных, разработчики FoxPro смогли повысить как реальную, так и кажущуюся скорость отработки интерфейса. Под поздней привязкой данных понимается, что привязка данных к объекту выполняется не сразу после его создания, а после того как форма загружена и пользователь смотрит на нее, пытаясь понять, что же ему делать дальше. Подобный подход позволяет распределить процесс загрузки формы, во времени достигая кажущегося повышения производительности.            Основные объекты интерфейса, такие как поле ввода, списки и некоторые другие требуют меньше памяти. Загрузка формы и отображение данных происходит быстрее и более нет необходимости в частых обновлениях экрана. Для организаций, которые до сих пор используют устаревшее оборудование на базе 486 процессоров снижение требований к памяти для приложений, разработанных на Visual FoxPro, может оказаться весьма привлекательным. И, наконец, сам процессор данных работает быстрее. При операциях объединения условия связи таблиц формулируются в предложении FROM, а не WHERE, как было раньше. Помимо соответствия стандартам ANSI, такой подход работает быстрее. Разработчики, переходящие на версию 6.0 с более старой, будут довольны, узнав, что Конструктор запросов автоматически конвертирует запросы старого синтаксиса. Microsoft предупреждает, что основной прирост скорости обработки данных был получен на машинах на базе 486 процессора с 8 МБ памяти. Разработчикам это может не понравится, зато должно понравиться тем компаниям, которые по-прежнему используют такие компьютеры, а их немало.

Визуализация

            Среда разработки также получила развитие. Во-первых, контейнер баз данных поддерживает групповую работу и интегрируется с системой контроля версий Source safe. Групповая работа с контейнером подразумевает, что при разработке сложной схемы базы данных несколько человек не мешают друг другу.

            Поддержка средства контроля версий обеспечивает управление исходными текстами, поддержку истории изменений и т.д. Старые окна Trace и Debug заменены на полнофункциональные отладчики, поддерживающие перехват событий, сохранение окружения отладки, развитую поддержку прерываний. Между окнами отладчика полностью поддерживается Drag & Drop.

            В новом жестоком мире информационных технологий данные - это все. Пользователи много перемещаются, редко бывают в основном офисе и хотят, чтобы все 28 гигабайт корпоративной базы данных присутствовали у них на портативном компьютере. И хотя пока они и не могут получить всю базу данных, кусочек может быть доступен уже сейчас.

            Для обеспечения информационных потребностей мобильных пользователей Visual FoxPro предлагает оторванные представления. Разработчик может использовать оторванные представления для подключения к основной базе данных и создания локального набора. С этого момента, пользователь может работать с данными, редактировать, удалять, а впоследствии синхронизировать изменения. Что особенно удобно, данные, использованные в оторванных представлениях, могут располагаться в базе данных формата самого Visual FoxPro или в любой ODBC совместимой базе.

            Не следует игнорировать и средства манипулирования объектами при создании форм и поддержку внешних объединений.

  Рис. 2

            Подобно Visual Basic Visual FoxPro имеет развитые средства разработки пользовательского интерфейса, основанного на использовании объектов.

            Учитывая все перечисленные нововведения, неудивительно, что язык Visual FoxPro развился в полнофункциональный инструмент разработки приложений баз данных.

            Впечатляет интеграция Visual FoxPro с серверами баз данных. Скорость обработки запросов по-прежнему привлекает разработчиков. Поддержка ActiveX компонентов и способность создания OLE серверов расширяет возможности Visual FoxPro еще более.        При выработке стратегии разработки организациям ни в коем случае не следует сбрасывать Visual FoxPro со счетов. Иногда инструмент со значительной историей предоставляет наибольшие возможности.

Заключение

            Visual FoxPro представляет собой развитый язык манипулирования данными, способный работать с любым источником, для которых есть ODBC драйвер. Visual FoxPro может использоваться для создания высокоэффективных клиентских компонентов, равно как OLE Automation компонентов, доступ к которым организован через программу просмотра Интернет.


















4.      РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА



            Разработка программного продукта автоматизированное рабочее место помощника начальника Управления ГОЧС заключалась в создании базы данных, графической части (интерфейса) и возможностью работы с данными.



            4.1.    Структура базы данных


            Имеется таблица obeconom, в которой два поля – наименование объекта экономики и его id. Id объявлен как первичный ключ. По этому  id мы связываемся со всеми таблицами, имеющимися в базе данных. При добавлении нового объекта экономики, id добавляется во все таблицы. Каждое поле таблицы имеет свой тип. Если это текст, то тип будет character, если цифровые значения – integer, а если дату, то date. Каждая таблица соответствует своему документу. Документы делятся на три типа:

            1.Простые - по каждому предприятию одна запись.

            2.Полусложные - у каждого предприятия может быть несколько записей.

            3.Сложные - документ состоит из оперативной информации, которая вносится, постоянной информации и характеристик.

            В таблицах сложных документов помимо id объекта экономики добавляется id постоянной информации (см. рис.3).


Id

Наим_об_экономики

1

НТК


N

ТЭЦ

 

id

Id_m

дата

примечание

1

1

01/01/03

Примечание1

1

2

02/02/03

Примечание2

1

3

03/03/03

Примечание3

1

4

.................

.......................

1

5

.................

.......................

2

1

.................

.......................

...

.....

................

.......................




Id_m

Наим_мероприятия

1

Объектовые учения


5

Штабные тренировки








 




                                                          

Рис.3


            При добавлении в такую таблицу нового объекта экономики, дублирую id столько раз, сколько у нас id постоянной информации. Это, конечно, нарушает правила нормализации, но это оптимальный способ организации структуры. Ниже приведена блок – схема добавления нового объекта экономики.           

           

Рис.4. Блок-схема добавления нового объекта экономики во все таблицы



           




4.2.        Графическая часть


            При рассмотрении этого пункта разработки программного продукта, следует учитывать интерфейс. Он  должен быть простым, понятным, удобным и зрительно приятным. А также он должен быть различным для разных пользователей, которые имеют различный доступ к информации, в зависимости от категории доступа. Так, например помощник может пользоваться всеми возможностями программы, в то время как все остальные работники Управления ГОЧС только могут просмотреть отчеты и сводки.

            Для удобства работы было создано меню, со следующими вкладками:

            1.Работа с документами – здесь можно выбрать тот документ, по которому будет открыта удобная форма для работы с данными.

            2.Отчеты – просмотр отчетов по имеющимся объектам экономики и учебным заведениям и их печать.

            3.Сводки – просмотр сводных таблиц.

            4.Помощь – здесь можно получить справку по имеющемуся вопросу по работе с программным продуктом.


Рис.5. Изображение главного меню

           

            При изучении работы помощника начальника Управления ГОЧС выяснилось, что больше всего времени уходит на создание отчетов и подсчет сводок Эту волокитную работу можно упростить. Поэтому для удобства просмотра отчетов была создана форма, где пользователь выбирал тип отчета и наименование объекта экономики и учебного заведения, и ему открывался нужный отчет. А для вывода на экран и печать сводок необходимо лишь выбрать в меню нужный документ, всё остальное сделает программа.

            Но чтобы получить отчет необходимо ввести какие-либо данные. Чтобы этот процесс упростить были созданы очень удобные формы, для работы с которыми необходимо лишь вводить данные в нужные поля, где сразу же проверяется правильность ввода. Редактируется информация так же просто - здесь же в форме, а чтобы избежать случайного изменения выводится диалоговое окно с просьбой подтверждения изменения.

 

Рис.6. Так выводится форма


4.3.      Работа с данными


            Как уже было сказано выше простота работы с данными – основополагающее моей работы. Поэтому такая мелочь как поиск предприятия в таблице из базы данных кажется ненужной, можно ведь и просто перебирать все предприятия по очереди пока не найдешь нужное. Но ведь в городе более сотни различных организаций и перебор всех их приведёт к трате времени, значит, необходимость вводить поиск предприятия есть. Но если мы будем писать вручную то не исключено, сто мы допустим ошибку в точном написании. Поэтому название организации можно выбрать из «выпадающего списка», здесь мы уж точно не ошибёмся в написании. И при нажатии кнопки «Открыть» мы уже можем работать с данными – вводить, исправлять, удалять, не нарушая ссылочной целостности. Ниже приведена блок-схема процедуры поиска.

 

Рис.7. Блок-схема поиска и вывода данных объекта экономики


            В этом пункт также рассматривалось, как правильно организовать работу с данными, чтобы пользователь не запутался, и не была бы нарушена логика. Так, например, для организации работы с отчетами был использован язык запросов SQL. Ниже приведён пример кода-открытие выбранного отчета для выбранного предприятия


otch1=thisform.Combo1.text //переменной присваиваем значение выбранного документа

otch2=thisform.Combo2.text //переменной присваиваем значение выбранного объекта экономики

//выбираем тип отчета и запускаем

do case

            case otch1='План проведения учений'

creat view temp;

as SELECT Obeconom.наим_объекта_экономики AS name_obj,;

  Plan_merop.наим_мероп AS name_merop, Plan.дата_прове AS dat_prov,;

  Plan.примечание AS primech;

 FROM  dbase!plan_merop INNER JOIN dbase!plan;

    INNER JOIN dbase!obeconom ;

   ON  Obeconom.id = Plan.id ;

   ON  Plan_merop.id_m = Plan.id_m;

 WHERE Obeconom.наим_объекта_экономики=otch2

report form plan to print preview

drop view temp


           

           




























5.      ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА



Эксперименты посвящены изучению времени затрачиваемого на поиск в базе данных и вывод результата, а так же правильности работы программы.

            Эксперимент №1. Поиск

            На компьютере запускается АРМ помощника начальника Управления ГОЧС и настраивается.

            Нам необходимо было исследовать такую характеристику как время поиска запроса. В экспериментах учитывалось время, затрачиваемое программой на поиск и выдачу данных.

            Были проведены замеры времени выполнения запроса по поиску объекта экономики и данных по нему. Запрос по поиску выполняем в трёх разных формах. Результаты практических исследований приведены в следующей таблице.

                   Таблица 1 – Результаты выполнения запросов

Документы

Время

1

1

0.36

2

1

0.4

3

1

0.36

1

2

0.6

2

2

0.6

3

2

0.63

1

3

0.38

2

3

0.35

3

3

0.37


            Как показал эксперимент, запросы и вывод результатов осуществляются  быстро. Разность во времени, затрачиваемом на выполнение операций, зависит от количества записей в таблице для каждого документа. А также зависит от производительности компьютера, на котором выполняется запрос.

            Эксперимент №2. Формирование отчетов

            Для этого эксперимента выбираем в меню пункт «Отчеты». Из «выпадающего списка» выбираем тип документа и организацию, по которой мы хотим увидеть отчет. Здесь мы проверяем быстродействие и правильность.

            Во-первых, выбираем только тип документа – отчет не открывается. Теперь выбираем только организацию – результат аналогичен.

            Во-вторых, проверяем быстродействие по открытию различных документов.

                                                   Таблица 2

Время

1

0.2

2

0.22

3

0.22

4

0.3

5

0.2


            Как мы видим время, затрачиваемое на вывод очень мало и практически одно и то же. Быстрота обуславливается выполнением SQL-запроса, где формируется временная таблица со структурой заданной в запросе, а потом она очищается.

            Это осуществляется таким образом: при помощи CREATE VIEW temp создаем временную таблицу temp со структурой определённой оператором запроса SELECT. Затем просто выводим на экран отчет, в котором при создании мы определили, что его ячейки будут полями из таблицы temp. А             потом просто удаляем temp при помощи операции DROP VIEW.

            Так же приведу результат такой операции.


Рис.8. Результат запроса – отчет


            Как мы видим результат правильный, и документ можно распечатывать. Такой вид организации рабочего места очень облегчает работу помощника начальника Управления ГОЧС г.Камышина.











 






ЗАКЛЮЧЕНИЕ



            В процессе выполнения данной выпускной работе бакалавра был проведен анализ требований предъявленных к автоматизированному рабочему месту. Исходя из этих требований, был выбран язык программирования и среда, позволяющие реализовывать структурированную базу данных, и обеспечить оптимальный пользовательский интерфейс. В качестве языка программирования был выбран Visual FoxPro 6.0, обладающий всеми функциями для успешной разработки баз данных и является хорошо зарекомендовавшим себя, он представляет собой развитый язык манипулирования данными, способный работать с любым источником, для которых есть ODBC драйвер. Visual FoxPro может использоваться для создания высокоэффективных клиентских компонентов, доступ к которым организован через программу просмотра Интернет. Был создан удобный пользовательский интерфейс, способный взаимодействовать с базой данных. Он позволяет искать информацию, вводить новую, удалять, создавать резервные копии (архив), а так же формировать отчеты и рассчитывать сводки. В заключение можно сказать, что поставленные задачи требуют более продолжительных и тщательных исследований и разработок. Например, продукт можно модернизировать для работы в сети. Таким образом, можно будет взаимодействовать со всеми объектами экономики по сети. Информация будет поступать в электронном виде и автоматически добавляться в базу данных. А потом можно будет формировать отчеты и отправлять в г.Волгоград.

 




















 

 


 


список литературы



1.    Райан Стивенс, Рональд Плю. SQL (освой самостоятельно за 24 часа) / перевод с англ. – М.: ЗАО «Издательство Бином »– 1998 - 400с.

2.    «Наставление по организации и ведению гражданской обороны в городском районе (городе) и на промышленном объекте народного хозяйства». Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва-1976

3.    «Руководство по действиям органов Управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций». ВНИИ ГОЧС, Москва-1996

4. Журнал. BackOffice Magazine. «Почему Visual FoxPro – хороший выбор для вашей организации » ноябрь 1997

5. Единая система программной документации ГОСТ 19.XXX-78.

6. Финансовая газета, №50. «Проблемы автоматизации - взгляд с двух сторон». 13 декабря 2000

7. Чеботарев А.М. «Инструкция по управлению гражданской обороной г.Камышина».