Содержание

Введение.................................................................................................................................................................................... 3

1. Общие понятия зрительного восприятия в психике человека........................................ 5

2. Теории зрительного восприятия в психологии........................................................................... 11

3. Основные особенности зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста................................................................................................................................................................................... 16

Выводы..................................................................................................................................................................................... 22

Заключение......................................................................................................................................................................... 22

Список литературы...................................................................................................................................................... 24

Введение

Первичный контакт ребенка с окружающим миром и собственным организмом, дающий ему исходную информацию, о свойствах и состояниях внешней и внутренней среды, происходит посредством ощущений (в классической терминологии) или сенсорных процессов (в современной терминологии) и восприятия. Это непосредственно чувственное отражение воспринимаемого объекта или явления.(3,6,8,15)

Младший школьный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что развиваются в учебной деятельности.(3)

Восприятие активно развивается на протяжении всего школьного периода под влиянием разнообразной деятельности: рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спорта, музыки, прогулок и т.д. Все эти виды деятельности способствуют развитию зрительного восприятия младшего школьника.

Значение зрительного восприятия в жизни младшего школьника велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, развития речи, памяти, внимания, воображения. И хотя в  младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущее значение, а восприятие обслуживающую функцию, оно будет продолжать развиваться.(6,10,12)

Хорошо развитое зрительное восприятие младшего школьника проявляется в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения зрительное восприятие младшего школьника будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, речью, воображением.

Если в процессе зрительного восприятия младший школьник не получит благоприятных условий для развития, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности. При серьезных отставаниях зрительного восприятия младшего школьника может наблюдаться задержка психического развития.

Все зрительные функции зависят от предшествующего опыта и обучения индивидуума.(13)

Итак, сущность процесса зрительного восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Зрительное восприятие помогает отличить один предмет от других, выделить какие-то предметы или явления из ряда других похожих или не похожих на него.

1. Общие понятия зрительного восприятия в психике человека

Для полного раскрытия темы особенности зрительного восприятия младшего школьника необходимо раскрыть основные понятия.

Восприятие – ведущий познавательный процесс младшего школьника, который выполняет объединяющую функцию:

1.     объединяет свойства предметов в целостный образ;

2.     объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;

3.     объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений  и форме предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка.(1)

Вместе с тем, без определения развития восприятия как ведущего познавательного процесса, нельзя представить его генезис. Раскроем основные понятия темы.

Зрительное восприятие связано с функцией колбочек. Из многочисленных теорий зрения наиболее признана трехкомпонентная теория, впервые высказанная М.В. Ломоносовым, получившая дальнейшее развитие в трудах Юнга и Г. Гельмгольца. Суть ее сводится к тому, что в глазу имеются три приемника, каждый из которых обладает максимальной чувствительностью в определенной области спектра: один – в красной, другой – в зеленой, третий – в синей. Свет любого спектрального состава может быть разложен на эти три составные части и, следовательно, вызывает ответ трех светочувствительных приемников глаза. По соотношению их возбуждения происходит опознание цвета излучения, попавшего в глаз. Трехкомпонентная теория  получает все большее морфофизиологическое подтверждение. В сетчатке позвоночных выделены три вида колбочек, зрительные пигменты которых имеют характерные спектры с максимумами в области основных цветов. Остается неясным, содержит ли каждый вид колбочек свой специфичный светочувствительный пигмент или смесь одних и тех же пигментов в разных пропорциях.(7,8)

Свотоощущение и цветоощущение являются той основой, на которой строятся другие функции зрительного восприятия. Важнейший из них – сходный процесс происходит в колбочках, зрительные пигменты которых иодопсин или цианопсин реагируют на свет различного спектрального состава. Функциональная недостаточность родопсина ведет к развитию заболевания, проявляющегося в резком снижении остроты зрения в условиях пониженного освещен, к гемералопии.

Фотохимический механизм адаптации зрения, сформулированный еще П.П. Лазаревым и Гехтом основан на соответствии между световой чувствительностью глаза и концентрацией зрительного пигмента. Прямые измерения этих величин внесли уточнение в эти представления: световая чувствительность фоторецептора определяется не количеством имеющегося в данный момент пигмента, а количеством распавшихся при действии света молекул, то есть определяется какими-то промежуточными или конечными продуктами выцветания зрительного пигмента. Помимо фотохимического механизма, адаптация зрения осуществляется другими механизмами – зрачковым рефлексом, а также перестройкой нервных связей в зрительной системе, что определяется либо изменениями рецептивных полей (или влияниями так называемых побочных раздражителей) внутри зрительной системы, либо взаимодействием с другими органами чувств.(4,13)

Зрительное восприятие различения и опознания формы предметов. Для его осуществления важна не абсолютная чувствительность глаза к свету и цвету, а чувствительность к их изменениям в пространстве и времени – так называемая контрастная чувствительность глаза. Ее свойства выражают многочисленными количественными отношениями, установленными опытным путем – психофизическими законами зрения.(6)

Помимо пространственной и временной суммации светового стимула описан целый ряд психофизических феноменов, оказывающих существенное влияние на восприятие формы объектов. Так, при наблюдении глазом поверхности, имеющей два и более уровней яркости, на границе их раздела отмечается усиление контраста: край более светлого поля, примыкающий к границе, светлеет, а край более темного поля еще больше темнеет. Поля разного цвета субъективно меняют свою окраску в зависимости от фона, на котором они расположены (явление цветового контраста).

Из временных феноменов зрительного восприятия наибольшее значение имеет последовательный образ, или послеобраз, сохраняющееся на некоторое время зрительное впечатление после прекращения стимула. Последовательный образ сначала видится в том же цвете, что и вызвавший его стимул (положительный последовательный образ), а затем принимает окраску дополнительного (при цветовом стимуле) или противоположного (при ахроматическом стимуле) цвета (отрицательный последовательный образ). Последовательные образы отражают инерционность зрения. Это свойство лежит в основе слияния световых мельканий выше определенной частоты в непрерывное ощущение свечения, оно же обусловливает возможность соединять отдельные кадры кино и телевизионного изображения в единую движущуюся картину.(10,11)

Все свойства взаимодействия зрительных восприятий ранее изучались на основании психофизических феноменов. С развитием теории переработки информации в зрительной системе начинают вырисовываться материальные основы этих закономерностей. Зрительная система является многоуровневой структурой со сложной закономерностью передачи сигнала с низших уровней на высшие. Совокупность элементов низшего уровня, функционально связанных с одним элементом следующего за ним высшего уровня, называется рецептивным полем данного элемента. Под рецептивным полем сетчатки понимают совокупность фоторецепторов, связанных через биполяры с одной ганглиозной клеткой сетчатки. X. Хартлайн показал, что рецептивные поля сетчатки бывают трех типов: реагирующие на включение света (on – ответ), выключение света (off – ответ) и на включение и выключение света (on – off – ответ). Дальнейшие исследования выявили, что в рецептивном поле одной и той же ганглиозной клетки концентрически чередуются зоны с разными типами ответов. Электрофизиологические исследования Барлоу, В.Д. Глезера на сетчатке различных животных позволили установить, что рецептивное поле не является строго ограниченной структурой: величина, а иногда и форма его меняются в зависимости от освещения соседних полей и всей сетчатки. Как показали многолетние исследования А.Л. Бызова это регулирование осуществляется как за счет горизонтальных взаимодействий в сетчатке на уровне биполяров, горизонтальных и амакринных клеток, так и за счет нисходящего влияния с верхних отделов сетчатки на нижние. Предполагают, что в механизме этих взаимодействий существенную роль играет распространение электрических потенциалов на межнейронные синапсы. Изменения рецептивных полей обеспечивают локальную адаптацию сетчатки, то есть исчезновение сигнала с участков постоянной освещенности. Сигнал посылается только с тех участков, где появляется перепад освещенностей, – край или контур их. Если распределение света на сетчатке длительное время остается постоянным, то есть если изображение на сетчатке неподвижно, сигнал также постепенно прекращается. С этим связано явление “фиксационной слепоты” – исчезновение видимости предмета, изображение которого неподвижно относительно сетчатки. Отсюда, для того чтобы непрерывно видеть предмет, на который нацелена зоркая линия, глаз должен постоянно совершать мелкие движения. Такие движения бывают трех видов:

1)      тремор – высокочастотные (30 – 150 гц) колебания вокруг точки фиксации с очень малой амплитудой (до 17 угловых секунд);

2)      дрейф – медленное (до 6 угловых минут в 1 сек.) соскальзывание взора с заданного направления (на величину от 3 до 30 угловых минут);

3)      микросаккады (микроскачки) – быстрые перемещения взора от 1 до 50 угловых минут.(4)

Считают, что дрейф в основном способствует восстановлению видимости изображения на сетчатке, а микросаккады – восстановлению заданного направления взора.

С ганглиозных клеток сетчатки по волокнам зрительного нерва сигнал поступает в латеральное коленчатое тело, являющееся подкорковым центром зрения. Здесь сосредоточены клетки, имеющие рецептивные поля двух типов: одни ответственны за передачу сведений о яркости, другие – о контурах (форме) изображения на сетчатке.

Последний нейрон зрительного пути начинается в латеральном коленчатом теле и заканчивается в зрительной коре. Рецептивные поля корковых нейронов реагируют на различные сложные длительные стимулы.

Описано три типа корковых зрительных полей:

1)      простые, имеющие вытянутую форму и реагирующие на линию, полосу или контрастный кран изображения, переходящие через поле;

2)      сложные, реагирующие на движущийся край разной ориентации;

3)      сверхсложные, отвечающие на фигуры типа угла, выпуклости, отрезка прямой, полосы определенной толщины.(5,10,12)

И.А. Шевелевым в эксперименте показано, что и корковые рецептивные поля не являются стабильными структурными образованиями: их размер, форма и характер ответа меняются в зависимости от освещенности и уровня бодрствования животного.(14)

Таким образом, зрительное восприятие представляется в виде многоэтажной иерархической сети элементов, выделяющих (детектирующих) отдельные все более сложные элементы изображения. Конечным этапом работы этой системы является синтез зрительного образа и опознание его путем сопоставления с запасом образов, хранящихся в памяти. Согласно В.Д. Глезеру существует три типа зрительного опознания. По первому типу с помощью врожденных механизмов (эталонов-детекторов) опознаются простые пространственные признаки изображения: ориентация линий и фигур, их местоположение в поле зрения, величина. По второму типу путем многоступенчатого анализа признаков и сопоставления их сочетания с набором признаков зрительных образов, усвоенных в течение жизни, опознаются предметные рисунки, геометрические фигуры. По третьему типу опознаются те же сложные изображения после многократного их повторения: и зрительной системе формируются эталоны этих образов наподобие врожденных эталонов для простых фигур; таким путем опознаются буквы, цифры н другие графические символы.(4)

2. Теории зрительного восприятия в психологии

Развитие представления о зрительном восприятие сыграло важную роль в теории зрения. Это заставило искать универсальные элементы изображений, пригодные для анализа любого зрительного образа. Общая теория передачи изображений позволила установить, что таким элементом является решетка из чередующихся черных и белых полос.

Любое распределение света на поверхности может быть разложено на сумму таких решеток различной ориентации, частоты и контраста. Кемпбелл показал, что зрительное восприятие можно рассматривать как многоэтажный набор пространственно-частотных фильтров. Оптический аппарат глаза ограничивает пропускание главным образом низкочастотных решеток, тогда как зрительно-нервный канал – главным образом высокочастотных. Исследования на животных показали существование в зрительной системе реальных детекторов, специфически чувствительных к решеткам определенных частот и направлений. Такая многоканальная пространственно-частотная гипотеза зрения позволяет объяснить ряд феноменов зрения человека, в частности так называемую меридиональную амблиопию – различную остроту зрения для линий разной ориентации при высоком некорригированном астигматизме.(8,9)

Большинство изложенных данных о работе зрительной системы получены на животных путем отведения биопотенциалов от клеточных элементов на разных уровнях зрительного пути. Получение таких данных на человеке невозможно, однако исследование суммарных электрических ответов на световой стимул позволяет и у человека получить сведения о переработке зрительной информации. Р. Гранит впервые дал толкование компонентов электроретинограммы – суммарного ответа сетчатки человеческого глаза на световой стимул. Карпе ввел электроретинографию в клиническую практику офтальмологии. Электрический фосфен – зрительное ощущение вспышки в ответ на электрическое раздражение зрительного нерва – позволяет судить о состоянии этого звена зрительного пути, а вызванные светом потенциалы головного мозга характеризуют состояние всего пути в целом. А.П. Богословским создана единая система диагностики поражений зрительно-нервного аппарата, использующая указанные явления.(12)

Принято различать физиологию глаза и психологию зрительного восприятия. Первая изучает процессы, обеспечивающие вегетативные функции глаза: гемодинамику, гидродинамику, регуляцию внутриглазного давления, физиологию оптических переломляющих сред (роговой оболочки и склеры, хрусталика и стекловидного тела); функции ресничного тела и радужки; метаболизм сетчатки и пигментного эпителия; физиологию защитных механизмов.(8,11)

Психология зрительного восприятия исследует процессы, непосредственно обеспечивающие зрительное восприятие, физиологию движения глаза, в том числе зрачковые рефлексы; фоторецепцию, нейрофизиологию сетчатой оболочки, зрительных путей и центров; психофизиологию зрительных функций; светоощущение; цветовое зрение; поле зрения; бинокулярное зрение; остроту зрения; распознавание образов.

Изложенные представления характеризуют зрение как единичный акт переработки информации, содержащейся в изображении. В действительности зрение представляет собой непрерывный процесс, в котором наряду с сенсорным звеном постоянно участвуют моторные компоненты, прежде всего аккомодация, обеспечивающая постоянную фокусировку изображения ни сетчатке. Непрерывные флуктуации оптической установки глаза с амплитудой 0,2–0,3 дптр, по-видимому, также необходимы для получения четкого изображения, как и микродвижения глаз для сохранения видимости фиксируемого объекта. Они позволяют сглаживать мелкие аберрации оптической системы, присутствующие практически в каждом глазу. В процессе зрения постоянно участвуют движения глаз. По характеру движений различают скачки - быстрые, почти мгновенные повороты глаз, переводящие взор с одной цели на другую, и медленные прослеживающие движения, позволяющие следить за движущимся предметом. По сочетанию движении двух глаз различают версионные, при которых оба глаза поворачиваются в одну и ту же сторону на один и тот же угол и вергентные, при которых глаза совершают поворот навстречу друг другу или наоборот, в разные стороны в плоскости, проходящей через их центры и точку фиксации. Версионные движения имеют целью сохранить общую точку фиксации двух глаз при неизменном расстоянии до цели, вергентные – при изменении расстояния до нее. Движения глаз в этих случаях обеспечивают бинокулярное зрение. Как и процесс зрительной фиксации объекта одним глазом, так и процесс совместной фиксации (бификсации) обеспечивается характерными микродвижениями глаз имеющими характер встречного дрейфа с наибольшей плотностью в овале размером 5-10 угловых минут по горизонтали и 3–4 угловых минуты по вертикали с центром точки совместной фиксации.(6,8,11)

Бинокулярное зрение имеет три стороны:

1)      слияние двух изображений, за счет чего достигается некоторое повышение надежности информации об объекте;

2)      локализация направления на предмет в поле зрения;

3)      определение относительной удаленности предметов от наблюдателя благодаря неодинаковой проекции их на сетчатках обоих глаз; это свойство иногда называют стереоскопическим зрением.

Перечисленные свойства зрения позволяют составить впечатление о рассматриваемом предмете. Раз получив это впечатление, человек стремится сохранить его до конца наблюдения, независимо от изменения освещенности, движения предмета относительно наблюдателя или головы наблюдателя относительно предмета, а также искажения его формы различными оптическими факторами (константность зрительного восприятия). Отчасти она обеспечивается моторными системами фиксации, бификсации и слежения за объектом, но в основном за счет инвариантных преобразований зрительного образа в головном мозге.(12)

В.П. Зинченко и Б.Ф. Ломов высказали мнение, что движения глаз могут выполнять как вспомогательные (ориентировка, поиск, установка глаза в оптимальное для приема информации положение), так и гностические (измерение, контроль, построение образа и опознавание) функции. Не уточняется, однако, каким образом информация о сокращении внешних глазных мышц, отражающая перемещение органа зрения в эгоцентрической (глаз—голова) системе координат, может перекодироваться в координаты внешнего пространства в единой метрике со зрительной информацией. Б.Х. Гуревич, следуя традициям Сеченова и Шеррингтона, предположил существование генерализованного проприоцептивного отображения окружающего пространства, которое позволяет, в частности, достаточно точно ориентировать движения глаз даже в случае полной темноты.(3)

В настоящее время под напором многочисленных экспериментальных данных ряды сторонников этого афферентного (inflou) варианта моторной теории восприятия значительно поредели. Большее число приверженцев данной теории либо следуют в русле иннервационной, или эфферентной (outflow), концепции (Гельмгольц, Хольст и Миттельштадт, Сперри), либо вовсе отказываются определить источник дополнительной, экстрарецепторной информации.

Праксеологический подход к развитию зрительного восприятия. Решение фундаментальных проблем восприятия может быть найдено при изучении процесса его развития в онтогенезе. Придерживаясь этой принципиальной точки зрения швейцарский психолог Ж. Пиаже предложил рассматривать развитие восприятия как определенного рода деятельность, организующую и обогащающую взаимосвязи между элементами в сенсорном поле. Многочисленные экспериментальные данные, полученные в рамках этого направления исследований на детях разного возраста, позволили выделить стадии развития восприятия, его тенденции и формы деятельности.

Первоначальная недифференцированность перцептивного поля приводится в соответствие с внешнедвигательной активностью ребенка, которая, сталкиваясь с неизменными свойствами вещей, порождает сенсомоторные схемы перемещения в среде и манипулирования с объектами.

Согласно Пиаже, развитие восприятия происходит на протяжении всего детского возраста, все больше обогащаясь опытом разнообразной перцептивной деятельности и преодолевая эффекты поля, двигаясь в направлении константного и категориального образа, который, однако, всегда слишком ситуативен по сравнению с научным понятием.

Открытому в исследованиях этого направления эффекту центрации (субъективной переоценки фиксируемого объекта или фрагмента) придается всеобщее значение. Он дает ключ к объяснению ошибок и иллюзий восприятия и открывает доступ к измерению адекватности восприятия по степени его.(5,7)

Итак, в исследованиях по психологии зрительного восприятия прослеживается тенденция от объяснения с физиологической точки зрения к психологическим концепциям объяснения этапов переработки зрительной информации.

Цель настоящего изложения – прежде всего осветить современные исследования зрительного восприятия. Таким образом, зрительное восприятие представляет собой не мгновенный акт, а сложный многоступенчатый процесс, включающий получение изображения в глазу, выделение наиболее важной информации из него, передачу этой информации в мозг, интерпретацию изображения; выделение важных участков объекта.

3. Основные особенности зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте продолжается развитие восприятия. Благодаря совершенствованию наблюдения восприятие превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс. Благодаря накопленному опыту семи-, десятилетние дети легко узнают предметы и целые картины. Даже незнакомые механизмы, растения, знаки школьники уверенно воспринимают "категориально", то есть как представителей какой-то группы вещей: "Это какая-то машина", "Какой-то куст", "Какие-то буквы". Синкретичность у младших школьников выражается все слабее благодаря обостряющемуся вниманию к отношениям частей в целом, стремлению найти смысловые связи при восприятии предмета.(1)

Однако и у младшего школьника легко увидеть некоторое своеобразие восприятия. Оно вызвано в значительной мере ошибками в познании пространства, хотя точность различения геометрических форм, их правильное называние у детей после 7 лет заметно возрастают по сравнению с детьми-школьниками (Л.А. Шварц, С.В. Мухин, М.Н. Волокитина). Но правильно обозначают геометрические формы все же только 55% детей, поступивших в школу (Б.И. Хачапуридзе). Сохраняется у школьников и тенденция опредмечивания незнакомых им форм (О.И. Галкина, С.Н. Шабалин). Поэтому младшие ученики называют цилиндр стаканом, конус (опрокинутый) – волчком или крышей, четырехгранную призму – столбиком и т.д. Это говорит о неизжитых еще трудностях в абстрагировании формы от предмета.(3)

Ошибки в узнавании геометрических тел свидетельствуют о низком уровне ориентировки детей в формах. Действительно, до школы дети обычно осваивают лишь две формы: шар и куб. Причем куб им знаком скорее как элемент строительного материала (кубик), а не как геометрическое тело. Плоскостные фигуры они знают лучше, среди них квадрат, круг, треугольник, иногда овал.

Но в знании первоклассников даже этих нескольких фигур обнаруживаются ошибки, связанные с неверным обучением детей до школы. Например, дети легко путают объемные тела с плоскими формами. Видя нарисованный круг, дети называют его "шариком", "мячиком". Нарисованный шар (с характерной для него выпуклостью, отмеченной штриховкой и бликами) дети воспринимают как кружок. Еще больше ошибок наблюдается в узнавании цилиндра и конуса (О.И. Галкина). Причина тут одна – отсутствие специального обучения детей видению предмета в третьем измерении, которое познается прежде всего с помощью осязания, в процессе моделирования, конструктивной деятельности. Поэтому работа по труду должна быть широко использована учителями для ознакомления детей, с объемными формами и закрепления у школьников четких представлений о них.

Причиной устойчивости многих ошибок в восприятии и различении младшими школьниками фигур является сохраняющаяся у них ситуативность восприятия. Так, многие из них узнают прямую линию, если она проведена в горизонтальном положении, но если она начерчена вертикально или наклонно, дети уже не воспринимают ее как прямую. То же происходит и при восприятии треугольника. Если это слово дети связали только с прямоугольным треугольником и только при одном его положении в пространстве (допустим, гипотенуза справа, вершина вверху), то все остальные виды той же фигуры и даже тот же прямоугольный треугольник, помещенный вершиной вниз, уже не относятся учениками к этой группе геометрических фигур. Такая ограниченность свидетельствует о сохранившейся у младших школьников смутности, нерасчлененности их восприятия.

Эта особенность восприятия младших школьников, обнаруженная М.А. Байтовой, не определяется их возрастными особенностями. Как показали ранее проведенные исследования В.И. Зыковой, такая же ситуативность восприятия формы наблюдается и у школьников V‑VI классов. Она свидетельствует о недостаточной работе учителя с учащимися по вычленению (абстрагированию) формы разных предметов, ее существенных признаков и обобщенному ее отражению.

Если учащиеся воспринимают треугольники разных видов и размеров и в различных положениях, если дети имеют опыт самостоятельного конструирования отдельных фигур и их сочетаний в орнаментах, бордюрах и узорах, причем одинаковые фигуры всегда обозначаются одним и тем же словом, то даже шести-, семилетние дети быстро вычленяют существенные признаки каждой из фигур. У них формируется обобщенное представление о геометрической фигуре. В процессе такого опыта вырабатывается удивительная зоркость ее восприятия и различения в разных узорах, вышивках, орнаментах. Такие, дети воспринимают треугольники разных видов и размеров, в различных положениях.(1,2)

Многие первоклассники, списывая к себе в тетрадь с доски или из книги буквы и цифры, делают типичные ошибки (Б.Г. Ананьев, А.Н. Попова, М.Н. Волокитина, А.А. Люблинская). Чаще всего они пишут зеркально, то есть переворачивают знак, пропускают или добавляют элементы, сливают два знака.(3)

Подобные ошибки имеют общую причину: слитность воспринимаемого знака. Ребенок схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов, структуры, пространственных отношений этих элементов. Преодолевается такая слитность не количеством повторных записей каждого знака, а его членением на элементы и активным конструированием знака. Детям нужно показывать, где, откуда идет кружок, точка, длинная палочка, куда "смотрит" короткая горизонтальная линия у цифры 5, где соединяются линии в заданной букве.

К началу школьного возраста внешне воспринимающие аппараты ребенка уже вполне сформированы. Однако это не значит, что зрительное восприятие у детей-школьников не развивается. Напротив, в младшем школьном возрасте восприятие продолжают быстро совершенствоваться прежде всего за счет развития и усложнения деятельности центральной части анализаторов, что приводит к повышению чувствительности, к более тонкому различению свойств окружающих предметов и явлений.

Возрастающее участие второй сигнальной системы в процессах анализа делает ощущения более точными и вместе с тем придает им сознательный характер.(7)

Интенсивно развиваются у школьников зрительные восприятия, слуховые, а также восприятия кожные и двигательные.

Так как ощущения и восприятия служат единственным источником нашего познания окружающего, то воспитание детей в младшем школьном возрасте обязательно включает в себя задачу сенсорного воспитания, то есть задачу, состоящую в том, чтобы активно развивать у детей ощущения и восприятие.(9,14)

Помимо специальных упражнений в различении цветов, звуков, запахов и т.п., важную роль в развитии восприятия играют занятия по родному языку, музыке, рисованию, лепке, конструированию и т. д.

Сенсорное воспитание опирается на знание общего хода развития зрительного восприятия в младшем школьном возрасте и на знание тех условий, от которых это развитие зависит. Как же происходит развитие ощущений у детей школьного возраста?

Главнейшие изменения в зрительных восприятиях у детей школьного возраста происходят в развитии остроты зрения (то есть способности различать малые или удаленные объекты) и в различении оттенков цвета.

Нередко думают, что, чем меньше ребенок, тем лучше, острее у него зрение. На самом деле это не вполне верно. Исследования показали, что острота зрения у младших школьников ниже, чем у старших школьников. Так, еле заметный разрыв в черном кольце, нарисованном на белом фоне, могут увидеть дети 6–7 лет на расстоянии (в средних цифрах) 2 м 80 см, дети 7–8 лет – 2 м 90 см, а дети 8–9 лет – 3 м 30 см.(3)

С другой стороны, острота зрения у детей способна резко повышаться под влиянием упражнений в различении удаленных объектов. Так, у младших школьников она повышается в среднем на 15–20%, а в старшем школьном возрасте – на 30%.

Главное условие успешного воспитания остроты зрения состоит в том, что ребенку дают такую понятную и интересную для него задачу, которая требует отличить один от другого объекты, удаленные от него.

Подобные задачи могут быть даны в форме игры, которая, например, требует от ребенка показать, в какой из нескольких одинаковых коробочек, стоящих на полочке, спрятана картинка или игрушка. На коробочке, в которой спрятана картинка, изображен кружок с еле заметным разрывом в одном месте (например, вверху), а на других коробочках – кружки с разрывами, находящимися в других местах (внизу, слева и справа). В ходе такого рода дидактической игры дети постепенно научаются отыскивать картинку, ориентируясь на местоположение едва заметных разрывов в кольцах, изображенных на коробочках.(5)

Таким образом, активное развитие способности различения удаленных объектов должно происходить в процессе той или иной конкретной и содержательной для ребенка деятельности, а отнюдь не путем формальной "тренировки". Формальная "тренировка" остроты зрения не только не дает повышения ее, но в некоторых случаях может принести даже прямой вред, особенно если при этом перенапрягать зрение ребенка или давать ему рассматривать объект в условиях очень слабого, слишком сильного или неровного, мерцающего освещения. Следует также избегать давать детям рассматривать очень мелкие объекты, которые приходится держать близко к глазам.

У детей младшего школьного возраста недостатки зрения иногда остаются незамеченными. Поэтому поведение ребенка, которое объясняется тем, что он плохо видит, может истолковываться неправильно и подсказывать неправильные педагогические выводы. Например, вместо того чтобы посадить близорукого ученика ближе к доске, учитель, не зная о его близорукости, тщетно старается привлечь его внимание к деталям картинки, которые тот не видит. Вот почему учителю всегда полезно интересоваться медицинскими данными о состоянии зрения детей, а также самому наблюдать за их зрительным восприятием окружающих предметов.(2)

В младшем школьном возрасте значительно развивается у детей точность в различении оттенков цветов. Хотя к началу школьного возраста большинство детей безошибочно различают основные цвета спектра, различение сходных между собой оттенков у младших школьников является еще недостаточно совершенным.

Важную роль в развитии восприятия цвета играет выполнение детьми таких работ, как выкладывание цветных узоров, аппликационные работы из естественных цветных материалов, рисование красками и т. д.

Следует иметь в виду, что в отдельных (правда, довольно редких) случаях у детей встречаются нарушения цветового зрения. Ребенок не видит оттенков красного или оттенков зеленого цвета и смешивает их между собой. В других, более редких случаях, плохо различаются некоторые оттенки желтого и синего. Наконец, бывают также случаи полной "цветной слепоты", когда ощущаются лишь различия по светлоте, а собственно цвета не ощущаются вовсе. Изучение цветового зрения требует применения особых таблиц и должно производиться врачами-специалистами.(3)

Выводы

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.           Восприятие требует не только готовности анализаторов, но и опыта: знаний о вещах, умений их воспринимать. Поэтому зрительное восприятие формируется на протяжении всего школьного периода.

2.           В восприятии ребенком предмета решающая роль принадлежит форме(контуру), вне которой не может существовать предмет. Цвет также становится акцентированным компонентом воспринимаемого предмета.

3.           Зрительное восприятие любого предмета и его изображения есть отражение целого во взаимоотношении его частей. Эти отношения целого и части изменчивы и подвижны. Любой процесс зрительного восприятия предмета как целого требует вычленения его признаков, сторон, частей и установления связей между ними.

4.           Научившись осмысленно воспринимать предметы и явления окружающего мира, младшие школьники получают возможность непосредственно связывать подмеченные в жизни факты со своей практической (внеучебной, общественной, спортивной и т.д.) деятельностью.

5.           Зрительное восприятие дает возможность произвольно и последовательно наблюдать окружающее, связывать подмеченные в жизни факты со сведениями, полученными из книг и объяснений учителя. Культура зрительного восприятия – это совершенствование всей познавательной деятельности ребенка.

Заключение

Зрительное восприятие младшего школьника имеет свои особенности. Оно не завершает своего развития на данном возрастном этапе, а лишь переходит на другой, более высокий уровень.

Развитие зрительного восприятия младшего школьника направленно на то, чтобы научить детей точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. Психологические исследования показывают, что без развитого зрительного восприятия знания детей остаются поверхностными, отрывочными и не создают необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Основное содержание развития зрительного восприятия младшего школьника базируется на общих подходах развития психики человека. Поэтому в данной работе мы рассмотрели: общие подходы зрительного восприятия человека, теории зрительного восприятия младшего школьника.

В процессе учебной деятельности зрительное восприятие младшего школьника совершенствуется: увеличение знаний цветовых оттенков; формы; способы обследования величены предметов; употребление мерки, выступающей в качестве промежуточного средства при переходе от прикладывания  соизмеряемых предметов друг к другу к глазомерному действию.

Таким образом, зрительное восприятие младшего школьника является важной основой в общей структуре развивающейся психике ребенка.

Список литературы

1.     Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240с.

2.     Блехер Ф.Н. Зрительное восприятие младшего школьника и его особенности //Начальная школа. - 1991. - №5. - С.12-19

3.     Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М.: Просвещение, 1984. - С.45-128

4.     Глезер В.Д. Опознание зрительных образов. М.-Л.: Наука, 1966. – 328с.

5.     Кропотов Ю.Д., Кремень И.З., Пономарев В.А. Моделирование зрительной системы с помощью реалистической нейронной сети.

6.     Радченко А.Н. Влияние размеров рецептивных полей сетчатки на точность восприятия изображений // Биофизика. - 1991. Т. 36. №3. - С. 521.

7.     Радченко А.Н. Запись, консолидация и воспроизведение информации в нейронной памяти // Биофизика. 1993. Т. 38. № 2. С. 300.

8.     Радченко А.Н. Информационная модель сетчатки // Физиология человека. 1994. Т. 20. №1. С. 151.

9.     Радченко А.Н. Моделирование структуры и функции наружных коленчатых тел в системе зрительного анализатора // Физиология человека. 1997. т.23. №4. С.28–35.

10.                       Радченко А.Н. Обеспечение инвариантности телевизионного канала к параметрам развертки // Автометрия. 1992. № 2. С. 98.

11.                       Радченко А.Н. Оптимизация распределенной ассоциативной памяти со случайной организацией // Биофизика. 1993. Т. 38. № 2. С. 294.

12.                       ХъюбелД. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. – 97 с.

13.                       Филин В.А. О механизме непроизвольных скачков глаз и их роли в зрительном процессе // Моторные компоненты зрения. М.: Наука, 1975. С. 69.

14.                       Шевелев И.А. Временная переработка сигналов в зрительной коре. //Физиология человека. 1997. Т.23. №2. С.68–79.

15.                       Ярбус АЛ. Роль движений глаз в процессе зрения. М., 1965.