Введение………………………………………………………………………….….3
Глава 1. Нормативная база российского страхового рынка…………………. ….5
1.1. Общие положения о страховом законодательстве……………………...….5
1.2. Нормы гражданского права……………………………………………...…..6
1.3. Нормы административного права……………………………………...……8
1.4. Нормы финансового права……...…………………………………………...9
Глава 2. Основные положения закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»…………………………………………………………...10
2.1. Основные положения Закона о страховании……………………………...10
2.2. Основные противоречия Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Гражданского кодекса по вопросам страховых отношений…………………………………………………………………………..12
Глава 3. Основные направления совершенствования законодательного обеспечения российского страхового рынка……………...……………………...17
3.1. Общие принципы государственного регулирования в страховании…….17
3.2. Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью страховщиков……………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………………….27
Введение
Законодательство о страховании имеет комплексный характер и может быть выделено в качестве отдельной комплексной отрасли законодательства, включающей в себя законы, регулирующие стразовую деятельность указы Президента РФ, Постановления Правительства Российской Федерации, приказы и инструкции, издаваемые в пределах своей компетенции федеральными органами по надзору за страховой деятельностью.
Тема данной курсовой работы – «Законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка» – актуальна в силу того, что, во-первых, осуществляется государственный страховой надзор за деятельностью страховщиков на страховом рынке, во-вторых, обеспечиваются единые правила и стандарты за деятельностью страховых организаций, оказывающих страховые услуги, в-третьих, именно государство осуществляет предварительный контроль за деятельностью страховщиков, порядок получения ими лицензий, применяет санкции к страховщикам.
Целью данной работы является описать сущность нормативной базы российского страхового рынка, обозначить основные противоречия Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Гражданского кодекса по вопросам страховых отношений и проследить основные направления совершенствования законодательного обеспечения национального страхового рынка.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. описывается нормативная база российского страхового рынка;
2. показываются общие положения о страховом законодательстве: нормы гражданского права, нормы административного права, нормы финансового права;
3. описываются основные противоречия Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Гражданского кодекса по вопросам страховых отношений;
4. показываются основные направления совершенствования законодательного обеспечения российского страхового рынка: общие принципы государственного регулирования в страховании, порядок осуществления государственного надзора за деятельностью.
Работа состоит из Введения, трех Глав, Заключения и Списка литературы.
В Главе 1 – Нормативная база российского страхового рынка – решаются первые две из поставленных выше промежуточных задач, а именно: описывается нормативная база российского страхового рынка и показываются общие положения о страховом законодательстве: нормы гражданского права, нормы административного права, нормы финансового права.
В Главе 2 – Основные положения закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» – решается третья из промежуточных задач, а именно: описываются основные противоречия Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Гражданского кодекса по вопросам страховых отношений.
В Главе 3 – Основные направления совершенствования законодательного обеспечения российского страхового рынка – решается последняя из промежуточных задач, а именно: показываются основные направления совершенствования законодательного обеспечения российского страхового рынка: общие принципы государственного регулирования в страховании, порядок осуществления государственного надзора за деятельностью.
В Заключении делаются основные выводы по работе.
Глава 1. Нормативная база российского страхового рынка
1.1. Общие положения о страховом законодательстве
Законодательство о страховании складывается из норм гражданского кодекса, специально посвящённых страхованию (ст. 927 - 970), ряда федеральных законов, посвящённых страхованию или его отдельным видам,1 указов Президента РФ, приказов и инструкций, издаваемых федеральными органами по надзору за страховой деятельностью. Правда ныне действующий ГК не предоставляет федеральным органам по надзору за страховой деятельностью прав по изданию приказов и инструкций, регламентирующих страхование. Однако такие правила содержатся в законе о страховании (ст. 30) и, в принципе, ГК не противоречат.2
Помимо указанных нормативных актов отношения по страхованию регламентируются правилами об отдельных видах страхования, подавляющее большинство которых было издано до начала 90 – х годов Министерством финансов СССР. В настоящее время подобные правила должны быть признаны необязательными для страхователей исходя из ст. 943 ГК. Эти правила могут использоваться для регламентации отношений между участниками страхования, но только по обоюдному согласию. Не случайно с момента принятия Закона о страховании подобные правила издаются в качестве примерных.
1.2. Нормы гражданского права
К основным нормам гражданского права, регламентирующего порядок заключения, действия и прекращения договоров страхования, права и обязанности сторон по договору страхования, порядок создания и ликвидации страховщиков, деятельности страховых посреднических организаций относятся:1
1) Гражданский кодекс РФ, глава 48 которого, носящая название «Страхование», устанавливает основные положения, касающиеся проведения страховых операций, в ней определены возможные формы страхования, регламентируются порядок проведения обязательного страхования, ответственность за неосуществление обязательного страхования. Даётся характеристика договоров имущественного и личного страхования, их подотраслей. Установлены основные требования, предъявляемые к страховым организациям. Охарактеризованы общие принципы проведения взаимного страхования и перестрахования. Регламентированы принципы взаимоотношений сторон по договору страхования, права и обязанности страхователя, страховщика, других лиц, участвующих в страховании. Установлены требования к форме договора страхования, даётся характеристика его существенных условий, Определяется порядок заключения и случаи досрочного прекращения договоров страхования. Регулируются действия сторон при наступлении страховых случаев;
2) Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 Г. (с последующими изменениями и дополнениями), часть первая. В нём формулируются основные понятия в области страхования. В частности, даются определения страхования и перестрахования, форм страхования. Характеризуются участники договора страхования и требования, предъявляемые к ним, а также виды страховых посредников. Рассматриваются термины, используемые в договорах страхования, - объект страхования, страховая сумма, страховой тариф, страховой взнос, страховой риск, страховой случай, страховая выплата;
3) Кодекс торгового мореплавания от 30 апреля 1999 г., в главе 15 которого регламентируются условия договора морского страхования;
4) Закон РФ «О медицинском страховании граждан» от 28 июня 1991 г. (с изменениями и дополнениями от 2 апреля 1993 г.), который регламентирует порядок проведения медицинского страхования;
5) Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 г.;
6) Указ президента РФ от 6 апреля 1994 г. «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования», в котором определены принципы осуществления ряда видов страхования, проводимых в обязательной форме;
7) Указ президента РФ от 7 июля 1992 г. «О государственном обязательном страховании пассажиров».1
1.3. Нормы административного права
К основным нормам административного права, регулирующего отношения между государством и участниками страхового рынка и являющегося базой осуществления государственного надзора за деятельностью страховщиков, относятся:1
А) Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (часть третья), где установлены основные положения, регламентирующие порядок осуществления государственного надзора за страховой деятельностью, и, в частности, сформулированы цели осуществления такого надзора, функции и права государственного органа страхового надзора за деятельностью страховщиков;
Б) «Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации», утверждённые Приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г., в которых определён общий порядок получения юридическими лицами лицензий для проведения страховых операций;
В) «Положение о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации», утверждённое Приказом министра финансов РФ от 17 июля 2001 г., являющееся основным документом, регламентирующим порядок наложения санкций на страховые организации;
Г) «Правила размещения страховщиками страховых резервов», утверждённые Приказом министра финансов РФ от 22 февраля 1999 г., в которых регламентируются порядок инвестирования страховщиками средств страховых резервов;
Д) «Положение о порядке расчёта страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств», утверждённое приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 ноября 2001 г., в котором установлен порядок расчёта соотношения активов и обязательств.
1.4. Нормы финансового права
К основным нормам финансового права, регламентирующего отношения по поводу уплаты налогов участниками страхового рынка, образования и использования страховых резервов и других финансовых фондов страховыми организациями, относятся следующие:1
1) налоговый кодекс РФ;
2) Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (часть вторая), где даётся характеристика страховых резервов, создаваемых страховыми организациями, регламентируется порядок ведения ими учёта и составления отчётности;
3) «Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни», утверждённые Приказом Росстрахнадзора от 1 марта 1994 г., в которых дан перечень создаваемых страховым организациями страховых резервов и определён порядок их образования и использования.
Глава 2. Основные положения закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
2.1. Основные положения Закона о страховании
Глава 1. «Общие положения» содержит статьи которые характеризуют основной понятийный (категориальный) аппарат.1
Следует отметить высокий научный уровень этой главы: само страхование определяется как отношение между страховщиками, страхователями и третьими лицами; чётко и понятно выделяется и формулируется цель отношений; объекты, по поводу которых возникают страховые отношения, и конкретизируются субъекты этих отношений. В главе содержатся статьи, однозначно трактующие понятия «страховой риск», «страховой случай», «страховая выплата», «страховая сумма», «страховое обеспечение».
В других статьях главы раскрываются такие основополагающие понятия страхования как формы, в которых оно реализуется, страховые взносы и тарифы; введены новые понятия для нашей практики: сострахование, перестрахование.
Таким образом, глава 1 выполняет две важные задачи: во – первых, обеспечивает однозначную, понятную трактовку основополагающих категорий страховой теории и практики, во – вторых, предусматривает организационно – правовые и экономические формы страховых предприятий (всех форм собственности), механизм их создания и деятельности.
Глава 2. «Договор страхования» включает статьи которые законодательно определяют во – первых, само понятие «договора страхования»; во – вторых, регламентируют порядок заключения и прекращения договора страхования, обязанности и права страхователей и страховщиков, порядок и условия осуществления страховой выплаты, отказ в страховой выплате и др. стороны выполнения договора.
Обобщая главу 2, можно сказать, что она регламентирует работу центрального звена в реализации механизма страховых отношений в РФ.
Весьма важным другим звеном этого механизма является глава 3 «Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков». Контроль, согласно Закону, за формированием, наличием и целевым использованием каждым страховщиком страховых фондов, уставного капитала обеспечивает действительные гарантии страхователям – клиентам страховщиков, поможет укреплению доверия клиентам (гражданам и юридическим лицам) к страховому бизнесу в РФ.1
В главе предусмотрено положение об инвестициях ресурсов страховых компаний на условиях получения ими дополнительных доходов, обеспечения гарантии возврата средств, высокого уровня ликвидности операций.
Глава 4. «Государственный надзор за страховой деятельностью». Здесь законодательно регулируется создание и функционирование в стране механизма государственного надзора в системе страхового рынка РФ, его взаимодействие с международным страховым рынком. Главные функции госнадзора – соблюдение страхового законодательства всеми субъектами страховых отношений и лицензирование (а также изъятие лицензий по закону) страховой деятельности страховщиков, пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке.
Наконец, глава 5 «Заключительные положения» предусматривает страхование иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в РФ, рассмотрение вопросов и отношение страхового рынка РФ к международным договорам.
2.2. Основные противоречия Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Гражданского кодекса по вопросам страховых отношений
Точкой отчёта в страховании служит интерес. Именно интерес есть предпосылка права. «Лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе» (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Применительно к страхованию интерес создаётся субъектом экономических отношений и заключается в желании преодолеть возможные неблагоприятные последствия. Отсутствие у субъекта интереса лишает страхование смысла. «Наличие страхового интереса является необходимым условием заключения действительного договора…».1
Принято выделять три вида страхования, которые связаны, во – первых, с жизнью и здоровьем, во – вторых, с владением и распоряжением имущества и, в – третьих, с возмещением вреда. Специфика страхования проявляется в том, что в основе всех трёх вышеперечисленных видов страхования лежит имущественный интерес. Практически всё поддаётся денежной оценке и тем самым превращается в имущественный интерес и становится объектом страхования. «Объектами страхования могут быть … имущественные интересы» (ст. 4 Закона). Под приведённым термином «имущественный интерес» Закон упоминает все три упомянутых вида страхования. Основы гражданского законодательства Союза ССР 1991 года были близки к Закону и выделяли два объекта страхования: имущество и имущественный интерес (ст. 106).2
Практически те же самые виды страхования закрепляются и в ГК, но уже как виды имущественного страхования. ГК, в частности, выделяет страхование имущества (ст. 930), страхование риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу (ст. 931), страхование ответственности по договору (ст. 932) и страхование предпринимательского риска (ст. 933). Интерес в ГК немного отходит на задний план. Он отныне не упоминается как объект страхования напрямую. Но из смысла статьи 928 «Интересы, страхование которых не допускается» видно, что имущественный интерес остаётся столпом страхования. Более того, договор страхования имущества, заключённый при отсутствии у страхователя или выгодоприобретателя интереса в сохранении застрахованного имущества, недействителен (п. 2 ст. 930).
Наиболее ярко наличие интереса прослеживается в т.н. личном страховании. Жизнь и здоровье относятся к личным невосстановительным благам, и к ним, с одной стороны, неприменима гражданско – правовая ответственность как способ восстановления прежнего состояния. Но в то же время гражданско – правовая ответственность предполагает возможность компенсировать неблагоприятные имущественные последствия при причинении вреда жизни и здоровью.
ГК пытается разграничить личное и имущественное страхование, но полного обособления данных видов не выходит. Своего рода объединяющим началом выступают те же жизнь и здоровье. Перечень страхуемых неимущественных интересов как в личном, так и в имущественном страховании, на первый взгляд, идентичны (сравн. Ст. 929 и 934 ГК). Если статья 929 говорит о страховании риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу «других лиц», то статья 934 имеет отношение к страхованию причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя. Разница лежит в выгодоприобретателях. Ещё одним отличием личного страхования от имущественного является то, что страхование жизни предусматривает накопление денежных сумм к моменту окончания срока страхования.1
В том, что в имущественном страховании предусматривается страхование обязательства из причинения вреда жизни, заключается одно из несовпадений ГК от Закона. Статья 4 Закона, раскрывая содержание имущественного страхования, никак не относит туда жизнь и здоровье. По закону имущественное страхование целиком сводится к страхованию интересов, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Связь между имущественным и личным страхованием по Закону устанавливается через всё тот же имущественный интерес. ГК не воспринял эту концепцию.
Второе базовое понятие в страховании – риск – также подверглось изменению в ГК по сравнению с законом. Риск – та опасность, от которой и производится страхование. Если по Закону «страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого производится страхование» (п. 1 ст. 9 Закона), то ГК приравнивает интерес к риску (п. 2 ст. 929). Возможно, такой переход объясняется тем, что на практике «интерес» не выступает объектом страхования. Например, Правила № 224.3 «страхования имущества граждан» компании АСКО1 в качестве объектов страхования выделяли имущество в целом, и его виды в частности. Интерес же материализовался в цели заключения договора, выступавшей, по упомянутым правилам, в приобретении гарантий возмещения понесённого ущерба.
Что может означать смещение акцентов от интереса к риску в страховом правоотношении? Страховой интерес выступает в двух качествах. Страховой интерес как экономическое отношение есть и выражается в вещи, в определённой материальной ценности. У страхователя всегда налицо желание сохранить ценность той или иной вещи. С этой трактовкой интереса и связано понятие риска. Противоположная конструкция страхового интереса – правовая – воплощает отношение к данной ценности определённого лица. Если исходить из второй позиции, то страхованию подлежит интерес определённого лица, и, таким образом, объектом страхования выступает субъективный интерес страхователя.2
Говоря о страховании, можно отметить, что прежде всего перед нами договор. «Существовавший долгое время вокруг договора страхования законодательный вакуум отражал реальное снижение роли страхования в экономике страны и роли этого договора в структуре правовых отношений российского общества …» В этом одна из главных причин, почему «сегодня договор страхования по распространённости значительно уступает ряду гражданско – правовых договоров, регламентация которых содержится в части второй Гражданского Кодекса».1
Закон не проводит различий между договорами имущественного и личного страхования. Наоборот, закон в отличие от ГК, объединил все положения о договоре страхования в отдельную главу. «Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, … а страхователь, обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки» (ст. 15 Закона). В случае личного страхования выплата выступает в виде страхового обеспечения, при имущественном страховании – в виде страхового возмещения (п. 3 ст. 9 Закона).2
ГК же даёт два самостоятельных определения договора имущественного страхования и соответственно договора личного страхования (ст. 929 и ст. 934). Они не только отличаются от определения договора страхования, приведённого в Законе, но и имеют ряд особенностей при сравнении между собой. Начнём с договора имущественного страхования (п. 1 ст. 929). Приводить дословно весь пункт нет смысла, ибо изменение порядка слов в определении не повлияло на его суть. Но следует отметить, что «по договору имущественно страхования … страховщик обязуется … возместить другой стороне … убытки … (выплатить страховое возмещение)». Итак, «страховая выплата» по Закону заменяется на убытки по ГК, состав которых определён в п. 2 статьи 15 ГК. И это, возможно, удобнее.
Что же касается личного страхования, то «по договору личного страхования … страховщик обязуется … выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) … » (ст. 934). Здесь страховая выплата (или страховое обеспечение) заменяются на «страховую сумму». Закон под страховой суммой (п. 1 ст. 10) понимает тот предел, в котором страховщик обязан при наступлении страхового случая произвести страховую выплату.1 В ГК таковым пределом выступают убытки или обусловленная договором сумма.
Кстати, Основы гражданского законодательства 1991 г. также предписывали, что при наступлении страхового случая убытки подлежат возмещению (п. 1 ст. 107).
Одним из составляющих компонентов убытков, как известно, является реальный ущерб. Но подсчитав ущерб, невозможно говорить о масштабах убытков. В наследство от государственной монополии страховых услуг нам достались и отшлифованные до мелочей системы страхового обеспечения (профессиональная, первого риска, предельной ответственности).
Здесь изложены основные различия.
Но стоит оговориться, что Гражданский кодекс не предлагает принятие специального закона, устанавливающего правила для регулирования гражданских правоотношений в области страхования. Статья 938 ГК предусматривает принятие законов о страховании, содержащих только требования к страховым организациям, порядок лицензирования их деятельности о осуществление государственного надзора за этой деятельностью.
Глава 3. Основные направления совершенствования законодательного обеспечения российского страхового рынка
3.1. Общие принципы государственного регулирования в страховании
Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии решений. Целями государственного регулирования являются:1
1) обеспечение надёжного и стабильного функционирования страхового рынка страны;
2) обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства;
3) повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильности в обществе;
4) обеспечение выполнения обязательств сторонам договора страхования;
5) защита внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных компаний;
6) получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности.
Методы государственного регулирования состоят в осуществлении следующих функций:
А) принятие законов и других нормативных актов в области страхования;
Б) контроль уполномоченными государственными органами за соблюдением участниками страхового рынка законов и других нормативных актов;
В) регулирование финансовой устойчивости страховщиков и обеспечение выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг;
Г) контроль за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов;
Д) наложение санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования.
Государственному регулированию в страховании подлежат: 1) деятельность страховщиков и перестраховщиков (продавцов страховых услуг); 2) деятельность страховых посредников; 3) деятельность страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей (потребителей страховых услуг).
Государственное регулирование страховой деятельности, как правило, осуществляется с помощью специально создаваемых государственных организаций – органов государственного страхового надзора. В России функции данного органа в настоящее время выполняет Министерство Финансов РФ, в составе которого функционирует Департамент страхового надзора.
Министерство Финансов РФ как орган государственного страхового надзора осуществляет, в частности, следующие функции:1
1) выдаёт страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности на территории России и ведёт их единый государственный реестр;
2) осуществляет регистрацию страховых брокеров и ведёт их реестр;
3) обобщает практику страховой деятельности, разрабатывает и представляет предложения по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании;
4) осуществляет контроль за исполнением требований законов и иных правовых актов РФ, связанных с проведением страховой деятельности;
5) разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности и контролирует их соблюдение;
6) получает от страховщиков бухгалтерскую и статистическую отчётность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, рассматривает и анализирует её;
7) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства РФ о страховании даёт им предписания по устранению нарушений, а в случае невыполнения предписаний, приостанавливает или ограничивает действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимает решение об отзыве лицензий;
8) обращается в арбитражный суд с исками о ликвидации страховщиков, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензии;
9) рассматривает заявления, предложения и жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования.
Кроме органа страхового надзора, государственный контроль на страховом рынке в пределах предоставленной им компетенции осуществляют налоговые органы (которые осуществляют контроль за уплатой налогов), Центральный банк РФ (который контролирует проведение страховых операций в иностранной валюте), орган по антимонопольной политике (на который возложено предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке)1 и др.
3.2. Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью страховщиков
Основное значение при осуществлении государственного страхового надзора придаётся регулированию деятельности страховщиков на страховом рынке. Его первоначальной задачей является обеспечение выполнения страховыми организациями обязательств по договорам страхования. Возложение такой задачи на государство объясняется спецификой страхования. Страхование является довольно сложной услугой, о которой потенциальному потребителю непросто составить правильное представление в связи с отсутствием специальных знаний о принципах, на которых основана деятельность страховых организаций. В то же время страховщик является профессионалом в данной области, а потому он может злоупотреблять своими знаниями в ущерб интересам клиентов.
Одной из особенностей страховой услуги является разрыв во времени между датами уплаты страховых взносов страхователем и осуществления страховщиком страховых выплат. Заключение договора страхования является лишь началом взаимоотношений сторон, которые продолжаются в течение всего года действия договора. Страховщик сначала получает страховые взносы, а страховые выплаты ему придётся производить гораздо позже, когда произойдёт страховой случай. Поэтому страхователя бывает достаточно сложно оценить, окажется ли страховщик способен произвести страховые выплаты при наступлении страхового случая. Таким образом, одной из главных задач государства является обеспечение надёжности деятельности страховщиков. Помимо этого, договоры страхования представляют собой сложные документы с юридической точки зрения, а потому страхователю бывает непросто разобраться в их формулировках, понять, какие услуги предоставляет ему страховщик, насколько текст договора соответствует требованиям законодательства. В связи с этим государство устанавливает контроль за условиями договора страхования.1
Можно выделить три стадии контроля за деятельностью страховщиков – предварительный и текущий контроль.
На первой стадии – стадии предварительного контроля – осуществляется отбор организаций, которые получают право заниматься страховой деятельность. Задача этой стадии – не допустить на страховой рынок компании, не соответствующие установленным критериям.1 Поскольку страхование является довольно сложным видом деятельности, им может заниматься далеко не каждый, необходим предварительный отбор лиц, желающих оказывать страховые услуги. Для этого требуется получить в органе страхового надзора разрешение (лицензию) на право заниматься страховой деятельностью. Для получения лицензии следует представить предусмотренные законодательством документы, располагать необходимыми финансовыми средствами, выполнить другие установленные требования.2
В России для получения права заниматься страховой деятельностью юридическое лицо должно получить лицензию в Министерстве финансов РФ. Лицензия выдаётся на осуществление строго оговоренных в ней видов страхования. Она может быть выдана для осуществления страховой деятельности как на всей территории страны, так и в пределах отдельных регионов. Лицензия, как правило, не имеет ограничения по сроку действия, но в некоторых случаях страховщикам выдаётся временная лицензия, где указывается срок её действия.
Для получения лицензии страховщик должен обладать (на день подачи документов) уставным капиталом, оплаченным за счёт денежных средств в установленных законом размерах.
Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности юридические лица должны представить в Министерство финансов РФ следующие документы:
1) заявление установленной формы;
2) учредительные документы (устав, разработанный в соответствии с действующим законодательством; протокол учредительного собрания, решение о создании или учредительный договор; документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица);
3) документы, подтверждающие оплату уставного капитала (справка банка, акта приёма – передачи имущества, другие документы);
4) экономическое обоснование страховой деятельности (бизнес – план на первый год деятельности; план по перестрахованию, если максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования превышает 10 % собственных средств страховщика; положение о порядке формирования и использования страховых резервов; баланс с приложением отчёта о финансовых результатах на последнюю отчётную дату; расчёт соотношения активов и обязательств, осуществляющими страховую деятельность не менее одного года);
5) правила страхования с приложением к ним образцов форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов);
6) расчёт страховых тарифов с приложением использованной методики расчёта и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
7) сведения о руководителе страховой компании и его заместителях по установленной форме.1
При осуществлении текущего контроля органы страхового надзора рассматривают и анализируют представляемую страховщиками бухгалтерскую и статистическую отчётность, при необходимости требуют от них предоставления дополнительных сведений о деятельности страховых организаций, рассматривают заявления, предложения и жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования, проводят проверки соблюдения страховщиками законодательства о страховании и достоверности предоставляемой им отчётности.
На стадии текущего контроля также принимаются решения о мерах воздействия к страховщикам, не соответствующим каким – либо требованиям. Здесь проводятся мероприятия по санации страховщиков, попавших в затруднительное финансовое положение, или, в крайнем случае, по их ликвидации.1 Основной задачей этой стадии является минимизация убытков потребителей страховых услуг от деятельности страховщиков, попавших в сложное финансовое положение. При этом органы государственного страхового надзора могут давать указания по ограничению или приостановлению приёма новых договоров на страхование, изменению размеров тарифных ставок, внесению корректив в инвестиционную деятельность и по другим аспектам функционирования страховой организации.
Так, в частности, Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ имеет право при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства о страховании налагать на такие организации следующие санкции: предписание, ограничение действия лицензии, приостановление действия лицензии и отзыв лицензии. Предписание представляет собой письменное распоряжение органа страхового надзора, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения.
Заключение
Итак, исследования, проведенные в данной курсовой работе, исходили из следующих положений:
1) законодательство о страховании имеет комплексный характер и может быть выделено в качестве отдельной комплексной отрасли законодательства, включающей в себя законы, регулирующие стразовую деятельность указы Президента РФ, Постановления Правительства Российской Федерации, приказы и инструкции, издаваемые в пределах своей компетенции федеральными органами по надзору за страховой деятельностью;
2) в настоящее время существуют противоречия Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Гражданского кодекса по вопросам страховых отношений.
Поставленные во введении к работе промежуточные задачи решены со следующими результатами.
1. Законодательство о страховании складывается из норм гражданского кодекса, специально посвящённых страхованию (ст. 927 - 970), ряда федеральных законов, посвящённых страхованию или его отдельным видам, указов Президента РФ, приказов и инструкций, издаваемых федеральными органами по надзору за страховой деятельностью.
2. Нормы гражданского права: Гражданский кодекс РФ, глава 48 которого, носящая название «Страхование»; Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 Г. (с последующими изменениями и дополнениями), часть первая; Кодекс торгового мореплавания от 30 апреля 1999 г.; закон РФ «О медицинском страховании граждан» от 28 июня 1991 г. (с изменениями и дополнениями от 2 апреля 1993 г.); федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 г.; указ президента РФ от 6 апреля 1994 г. «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования»; Указ президента РФ от 7 июля 1992 г. «О государственном обязательном страховании пассажиров».
Нормы административного права: федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (часть третья); «условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации», утверждённые Приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г.; «Положение о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации», утверждённое Приказом министра финансов РФ от 17 июля 2001 г.; «правила размещения страховщиками страховых резервов», утверждённые Приказом министра финансов РФ от 22 февраля 1999 г.; «положение о порядке расчёта страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств», утверждённое приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 ноября 2001 г.
Нормы финансового права: налоговый кодекс РФ; федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (часть вторая); «правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни», утверждённые Приказом Росстрахнадзора от 1 марта 1994 г.
3. В том, что в имущественном страховании предусматривается страхование обязательства из причинения вреда жизни, заключается одно из несовпадений ГК от Закона. Статья 4 Закона, раскрывая содержание имущественного страхования, никак не относит туда жизнь и здоровье. Второе базовое понятие в страховании – риск – также подверглось изменению в ГК по сравнению с законом. Закон не проводит различий между договорами имущественного и личного страхования. Наоборот, закон в отличие от ГК, объединил все положения о договоре страхования в отдельную главу.
4. Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии решений. Основное значение при осуществлении государственного страхового надзора придаётся регулированию деятельности страховщиков на страховом рынке. Его первоначальной задачей является обеспечение выполнения страховыми организациями обязательств по договорам страхования. Возложение такой задачи на государство объясняется спецификой страхования. Страхование является довольно сложной услугой.
Список литературы
Законы и нормативные акты:
1. Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г. / Ведомости РФ. 1993. № 2. Ст. 56.
2. Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. М, 1996.
4. Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Утверждены Приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г.
5. Положение о порядке ограничения, приостановления и тзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Утверждено Приказом министра финансов РФ от 17 июля 2001 г.
Литература:
1. Герасименко С. А. «Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно – предметный указатель», М. 1996.
2. «Гражданское и Торговое право капиталистических государств», М. 1993.
3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. Учебник. Часть 2 /Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.
4. Журнал «СТРАХОВОЕ ДЕЛО», июнь 1996 г. Публикация: Закон РФ «О страховании» и ГК.
5. Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф. СТРАХОВАНИЕ: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002. – (Серия «Высшее образование»).
6. Страховое дело. Учебник. Под. Ред. Проф. Рейтмана Л. И. М: 1992 г.
7. Турбина Н. Е. Тенденции развития мирового рынка страхования – М.: АНКИЛ, 2002.
1 Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г. / Ведомости РФ. 1993. № 2. Ст. 56.
2 ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. Учебник. Часть 2 /Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. С. 497.
1 Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф. СТРАХОВАНИЕ: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002. – (Серия «Высшее образование»). С. 62 – 63.
1 Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф. СТРАХОВАНИЕ: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002. – (Серия «Высшее образование»). С. 62 – 63.
1 Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф. СТРАХОВАНИЕ: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002. – (Серия «Высшее образование»). С. 63 – 64.
1 Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф. СТРАХОВАНИЕ: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002. – (Серия «Высшее образование»). С. 64.
1 Страховой портфель /Под редакцией Ю. Б. Рубина и В. И. Солдаткина – М.: СОМИНТЭК, 1994. С. 73.
1 Страховой портфель /Под редакцией Ю. Б. Рубина и В. И. Солдаткина – М.: СОМИНТЭК, 1994. С. 74.
1 «Гражданское и Торговое право капиталистических государств», М. 1993. С. 403.
2 Журнал «СТРАХОВОЕ ДЕЛО», июнь 1996 г. Публикация: Закон РФ «О страховании» и ГК. С. 14.
1 Журнал «СТРАХОВОЕ ДЕЛО», июнь 1996 г. Публикация: Закон РФ «О страховании» и ГК. С. 14.
1 Были введены в действие Приказом генерального директора ТОО «Страховая компания АСКО» от 29.12.94 № 564.
2 Журнал «СТРАХОВОЕ ДЕЛО», июнь 1996 г. Публикация: Закон РФ «О страховании» и ГК. С. 15.
1 Герасименко С. А. «Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно – предметный указатель», М. 1996. С. 492.
2 Журнал «СТРАХОВОЕ ДЕЛО», июнь 1996 г. Публикация: Закон РФ «О страховании» и ГК. С. 15.
1 Журнал «СТРАХОВОЕ ДЕЛО», июнь 1996 г. Публикация: Закон РФ «О страховании» и ГК. С. 15.
1 Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф. СТРАХОВАНИЕ: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002. – (Серия «Высшее образование»). С. 64.
1 Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Утверждены Приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г.
1 Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф. СТРАХОВАНИЕ: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002. – (Серия «Высшее образование»). С. 66.
1 Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф. СТРАХОВАНИЕ: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002. – (Серия «Высшее образование»). С. 67.
1 Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф. СТРАХОВАНИЕ: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002. – (Серия «Высшее образование»). С. 67.
2 Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Утверждены Приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г.
1 Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф. СТРАХОВАНИЕ: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002. – (Серия «Высшее образование»). С. 69.
1 Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф. СТРАХОВАНИЕ: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002. – (Серия «Высшее образование»). С. 70.