Тема: Функции менеджера в процессе принятия управленческого решения


План


Введение...................................................................................................................... 3

1. Требования к профессиональному и культурному уровню менеджера, принимающего управленческие решения................................................................. 4

2. Основные управленческие функции в организации.............................................. 8

Заключение............................................................................................................... 14

Список литературы.................................................................................................. 15


Введение

Принятие управленческих решений является важной частью любой управленческой деятельности. Принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта.

Принятие решений представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации.

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом.

1. Требования к профессиональному и культурному уровню менеджера, принимающего управленческие решения

Управленческое решение представляет собой развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт, выполняемый руководителем в пределах предоставленных ему полномочий единолично или с привлечением других лиц, т.е. коллегиально. Выступая в качестве управляющего воздействия на объект, управления, оно определяет весь дальнейший ход производственного процесса.

Руководитель с помощью персонала управления направляет деятельность всего производственного коллектива для получения наибольшего производственного и экономического эффекта. Он несет персональную ответственность; за своевременное принятие и реализацию стратегических, оперативных и иных решений по всем жизненно важным вопросам функционирования и развития возглавляемой им производственной организации.

Основная задача руководителя состоит в общем руководстве процессом функционирования и развития производственной системы в целом. В своей деятельности руководитель сосредотачивает внимание на решении таких принципиальных вопросов, как:

-         определение целей всей системы и целей ее основных элементов,

-         постоянное совершенствование структуры производства и органов управления,

-         подбор и расстановка кадров,

-         активизация их труда и т. п.

В современных условиях необходимо в полной мере учитывать ограниченность природных и трудовых ресурсов, усложнение объектов управления. одним из главных социально-экономических последствий современной научно-технической революции является дальнейшее углубление специализации труда и его дифференциации. Этот процесс характерен как для объекта управления, так и для управляющей системы. В этих условиях возрастает роль руководителя в интеграции трудовых усилий специализированных подразделений для достижения общих целей. Роль руководителя повышается также и в связи с общим возрастанием фактора в производстве. Наряду с техническими все большее значение приобретают проблемы коллектива и личности. Становятся весьма актуальны проблемы рационального сочетания принципа единоначалия с коллегиальностью и коллективными решениями, а также использования демократических форм принятия управленческих решений.

Социальная и в особенности профессиональная структура современного производственного коллектива и внутриколлективных отношений значительно усложнялись. Это связано с появлением новых профессий, существенными изменениями в  содержании труда работников традиционных профессий, общим ростом уровня образования и культуры. В то же время современные методы кооперации труда и организации комплексного производства и управления требуют исключительно высокой трудовой и производственной дисциплины, формирование сплоченного коллектива, большой творческой отдачи работников. Это выдвигает на одну из главных ролей воспитательную функцию руководителя. Можно сказать, что осуществляя руководство, руководитель воспитывает. И только воспитывая, он может руководить.

Следует учитывать возрастающую роль правового фактора, которая проявляется не только в правовом закреплении методических рекомендаций при выработке и реализации решений, в регламентировании общих вопросов документирования и делопроизводства, но и в подготовке новых юридических актов -  процедур, правил подготовки, принятия и исполнения решений, классификации  задач, подлежащих  решению,  программ (алгоритмов) управления, методик оценки эффективности решений и т. д. для различных звеньев управления.

Принципиально важным является использование  практике подготовки и принятия руководителем управленческих решений результатов, полученных наукой управления. Неправильно представление о том, что научные результаты нужно «внедрять», т.е. навязывать их как некий товар. Выступая в качестве подобного «продавца», специалист в области управления играет роль эксперта, который призван «выправить» положение дел. При таком подходе мало заботятся о том, чтобы понять и использовать опыт управления, накопленный в данной организации. В этом случае руководитель организации начинает занимать позицию «покупателя» или «пациента», ожидая от специалистов по управлению готовых рецептов по управлению своей организацией. В такой ситуации проигрывают оба: и руководитель, и специалист по управлению, поскольку первоначально доверие и готовность использовать рекомендации науки сменяются у руководителя все возрастающим сопротивлением предлагаемым мерам.

Иной, более плодотворной, является стратегия использования достижений науки в практике, которую можно назвать стратегией «вовлечения». Суть ее состоит в сотрудничестве руководителя и аппарата управления со специалистами по нayке управления на всех стадиях совместной работы, начиная с самых ранних стадий исследования и кончая реализацией полученных результатов.

Эта стратегия предполагает хорошо развитую систему коммуникаций  между специалистами по управлению и руководством организации.  Чтобы разумно использовать наукy управления, руководители должны понимать смысл  логически непротиворечивых решений и способы, посредством которых их собственные мнения трансформируются в результаты анализа. Им важно знать, когда можно или нужно модифицировать  или даже игнорировать полученные наукой результаты. Когда приступают к выполнению полученных в ходе исследований результатов следует иметь в виду, что эти результаты вытекают из абстрактных моделей. Поскольку эти модели основаны на предположениях и упрощениях, даже в наиболее обоснованных прогнозах о последствиях принятых решений сохраняется некоторый  остаток неопределенности. Практические результаты использования научных рекомендаций лучше рассматривать как эксперимент или проверку, а не как окончательное подтверждение той или иной точки зрения.

Использование науки управления имеет и более далеко идущие цели: вырабатывать у руководителя понимание специфики возглавляемой им организации, побуждать его уделять внимание задаче формирования в явном виде проблем, требующих решения, и переходить от случайного накопления опыта к постановке продуманных экспериментов.

Культура управления производством включает себя такие компоненты, как:

-         культура управленческих кадров, в первую очередь личность современного руководителя и уровень интеллектуального потенциала коллектива;

-         культура процесса управлениями документирования (включая наличие формализованных процедур рассмотрения всех аспектов ситуации и апробированных методов коллегиальной работы);

-         культура условий труда.

Личностью руководителя в конечном счете определяются своевременность и эффективность принимаемых управленческих решений. Поэтому повышение профессионального и культурного уровня руководящих работников и специалистов - важный составной элемент обеспечения адекватности принимаемых ими решений.

Условия рыночной экономики требуют усвоения руководителями современных знаний и навыков прежде всего по следующим направлениям:

-         общая профессиональная подготовка руководящих кадров;

-         целевое повышение квалификации по отдельным направлениям науки, технологии, экономики, организации и управления в соответствии со специализацией конкретной организации и должностными обязанностями;

-         переподготовка с учетом специфики взаимодействия заказчика, подрядчика, банка, поставщика, проектировщика.

Деятельность руководителя, особенно среднего звена управления, должна быть направлена на выполнение двух основных функций повышение производственной и социальной эффективности предприятия. Первая обеспечивается профессиональной (предметной) компетентностью руководителя, вторая – его социальными навыками,  умением воздействовать на коллектив.

Профессиональная деятельность по управлению производством - это совместная деятельность участников соответствующих производственных процессов, поэтому совершенствование умений и навыков ее осуществления наиболее успешно может быть реализовано путем моделирования различного рода взаимодействий между людьми в динамических условиях управления производством. Широкие возможности в этом отношении открывает применение разного рода деловых игр.

В настоящее время еще не сложилось общепринятое определение понятия «деловая игра». По-видимому, можно принять следующее определение: деловая игра - это групповые упражнения по выработке решений в искусственно создаваемой производственной обстановке, в условиях которой участники игры в рамках выполняемых ими должностных ролей имитируют хозяйственную и организационную деятельность подразделений аппарата управления производственной организации в процессе достижения конкретных целей.

Отсюда следует, что, в деловой игре должны воспроизводиться два процесса: процесс производства и процесс деятельности занятых в нем людей. Следовательно, деловая игра представляет собой единство двух моделей: имитационной и игровой. Первая представляет собой модель предметного содержания профессии, а вторая - игровую модель содержания профессиональной деятельности. Первая модель является, таким образом, результатом инженерно-экономического моделирования, вторая – психологического.

Руководитель, соответствующий современным требованиям обладает способностями всесторонней оценки сложившейся ситуации.



2. Основные управленческие функции в организации

Основными управленческими функциями  в организации являются:

-         управление процессами, происходящими внутри организации;

-         управление процессами взаимодействия организации с внешней средой;

-         непосредственное управление организацией.

Рассмотрим их последовательно.

Внутри организации управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения поставленных ею целей.

Внутреннюю среду организации составляют:

-         структура,

-         внутриорганизационные процессы,

-         технология,

-         кадры,

-         организационная культура.

Структура в искусственной организации, а именно такие организации представляют для нас наибольший интерес, формируется при создании организации и корректируется при ее последующей деятельности.

Исходной точкой при проектировании организации является проектирование работ, которые должны выполняться ею.

Работы могут выполняться автономно, могут быть использованы модульный принцип, конвейерный принцип и т. д.

Все это наряду с требованиями, предъявляемыми спецификой деятельности организации к профессиональной подготовке персонала, отражается при проектировании работ.

Для реализации работ, которые предполагает проводить организация, формируется ее структура: подразделения организации, взаимодействия между ними, их размеры, горизонтальные и вертикальные связи, права и обязанности, задачи, которые они должны решать.

Внутриорганизационные процессы включают координацию, заключающуюся в руководстве с помощью приказов, распоряжений, предложений, а также принятие решений, коммуникацию.

Процедуры и нормы принятия решений в организациях могут различаться. В некоторых фирмах решения принимаются только высшим руководством. На многих японских фирмах решения принимаются снизу вверх.

В одних организациях коммуникации осуществляются в письменном виде, и других - в виде устного разговора, в третьих сосуществуют обе формы в зависимости от характера деятельности фирмы и установок руководства.

Внутриорганизационные процессы являются одними из ключевых объектов управления деятельностью организации.

Объектом пристального внимания управленцев являются технологии, используемые при производстве продукции или услуг, поскольку они во многом определяют качество производимой организацией продукции, а следовательно, ее конкурентоспособность.

В условиях рыночной экономики происходит постоянное совершенствование выпускаемой продукции. Поэтому необходимо постоянно отслеживать используемые в производстве технологии, обеспечивать совершенствование их уровня, вводя новые элементы, используя патенты, лицензии, ноу-хау.

Кадры являются неотъемлемой составляющей частью любой организации. Они производят продукцию, осуществляют деятельность основных функциональных подразделений, определяют внутреннюю культуру организации.

Эффективная кадровая политика во многом определяет эффективное функционирование организации.

Организационную культуру составляют устойчивые нормы, представления, убеждения, принципы, сложившиеся внутри организации.

Организационная культура во многом инициируется менеджерами и оказывает существенное влияние на производственную деятельность, межличностные взаимоотношения, климат внутри организации

При всем разнообразии видов деятельности производственных организаций можно выделить пять основных:

-         производство,

-         маркетинг,

-         финансы,

-         работу с кадрами,

-         учет и анализ хозяйственной деятельности, управление которыми определяет эффективность деятельности организации.

Управление организацией при ее взаимодействии с внешней средой распространяется преимущественно на ее непосредственное деловое окружение:

-         покупателей,

-         поставщиков,

-         конкурентов,

-         деловых партнеров,

-         деловые объединения и ассоциации и т. д.

Контроль является одной из важнейших функций управления.  Сущность контроля состоит в проверке и определении степени соответствия фактического состояния производственной системы принятым управленческим решениям,  а также правовым, финансовым, техническим и моральным нормам. Функция контроля связана с функцией учета. Данные учета используются при контроле, однако эти функции не являются эквивалентными.

Контроль управленческого решения (УР) – как на стадии разработки, так и на стадии реализации является важнейшей функцией управления. Контроль может осуществляться в двух вариантах: по результатам и по упреждению.

Контроль по результатам осуществляется на базе организационной, технической, экономической, финансовой и другой документации. Оценивается отклонение фактического результата от планового, зафиксированного в соответствующих документах. Например, контроль сроков, проработанности, согласованности с заинтересованными сторонами элементов бизнес-плана. Данный вариант контроля эффективен для циклических процессов с малым временем цикла, например, несколько часов или дней, при небольшой стоимости разработки или реализации УР. Путем корректировок УР можно постепенно, «цикл за циклом» совершенствовать УР, анализируя предыдущий результат разработки или реализации (рис 1.).


Разработка или реализация УР

 
                                                                            Удовлетворительная


 



                                                                                   Неудовлетворительная


Рис. 1. Схема процесса контроля по результатам

Контроль по упреждению осуществляется на базе норм, стандартов и правил до начала или в процессе разработки или реализации УР. Он применим к любой организации и характеризует высокий профессионализм управленческого ремесла.

Контроль УР. Развитие теории и практики контроля привело к созданию нового направления в менеджменте - контроллинг). Он включает административный и технологический контроль, ревизию, аудит (рис. 2).


 







Рис. 2. Типология контроля УР


Объектами контроллинга являются конечная продукции, технологические и управленческие решения. Для УР составляющие контроллинга имеют следующие толкования:

-         административный контроль - проверка и постоянное наблюдение за процессами РУР, сроками и качеством их выполнения;

-         технологический контроль - проверка и постоянное наблюдение за используемыми технологиями при разработке и реализации УР;

-         ревизия - документальная фискальная проверка результатов разработки или реализации УР;

-         аудит - документальная проверка результатов разработки или реализации УР, устанавливающая уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Аудиторов обычно выбирает сама контролируемая организация.

Различают три вида контроля:

-         предварительный,

-         текущий,

-         заключительный.

Предварительный контроль осуществляется до начала реализации целей и программ организации. Основная его задача - разработка или корректировка критериев оценки, отладка методики и регламента проведения дальнейшего контроля. Неудачно разработанная система контроля может ориентировать работников не на выполнение поставленных целей, а на удовлетворение требований контроля. Текущий контроль осуществляется в ходе разработки и реализации УР по разработанному peгламенту. Контроль может быть пассивным или активным. Заключительный контроль выполняется после завершения работ и достижения целей.





Заключение

Главной функцией менеджера является общее руководство процесса функционирования и развития производственной системы в целом. В своей деятельности менеджер, принимающий управленческие решения сосредотачивает внимание на решении таких принципиальных вопросов, как:

-         определение целей всей системы и целей ее основных элементов,

-         постоянное совершенствование структуры производства и органов управления,

-         подбор и расстановка кадров, активизация их труда и т. п.

Принятие решений в организации характеризуется как:

-                 сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляющая человеком;

-                 поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;

-                 часть общего процесса управления;

-                 неизбежная часть ежедневной работы менеджера;

-                 важно для выполнения всех других функций управления.

Список литературы

1.            Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1998.

2.            Глущенко В.В. Разработка управленческого решения. – М.: Инфра– М, 2000.

3.            Литван Б.Г. Разработка управленческого решения. – М.: Филинъ, 2000.