Министерство образования Российской Федерации

Волжский Университет им. Татищева

Экономический факультет

Кафедра: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Курсовая работа

 по дисциплине «Социально-экономическая статистика»

на тему: «Статистическое исследование безработицы».

Выполнила:

Студентка группы ЭБЗ – 301

Жукова И.Ю.

Проверил к.э.н., доцент:

Гениатулин В.Н.









Тольятти – 2003 г.

Содержание:

Введение                                                                                             3

1. Теоретические проблемы регулирования безработицы             5

1.1. Виды безработицы                                                              5

1.2. Причины безработицы                                                       10

1.3. Методы борьбы с безработицей                                              12

2. Статистическое исследование безработицы                              16

2.1. Безработица – общие данные                                            16

2.2. Регистрируемая безработица                                             23

2.3. Занятость и безработица по регионам России                 27

2.4. Экономическая неактивность                                            29

Заключение.                                                                                       31

Список литературы.                                                                          35

Введение


Осуществляемый в России, в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населе­ния. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди пе­реносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

1. Теоретические проблемы регулирования безработицы

1.1. Виды безработицы


В экономической теории используется два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.

Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве.

Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе.

Различают безработицу фрикционную, структурную, институциональную, циклическую, добровольную.

Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в движении, перемещаясь на новые рабочие места. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течение недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой без влияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве. В период внедрения новых достижений технического прогресса, такое движение становится не только неизбежным, но и более интенсивным. В какой-то мере эта безработица является желательной т.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем реального национального продукта.

Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.

Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у “фрикционных” безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.

Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы т.к. уменьшаются стимулы для энергичных поисков работы.

Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.

Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых “бомжей” не привели к переориентации этой категории населения.

Таким образом безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие “полная занятость” не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Например, в 60-ых годах в США естественной безработицей считались 4% от занятой рабочей силы. Сегодня этот уровень поднялся до 5-6%, что связано с изменением демографического состава рабочей силы и институциональными изменениями.

Здесь самое время ознакомиться с методикой, разработанной между­народной организацией труда (МОТ), и в частности с опытом, накопленным в этой области США.

Для расчета показателей безработицы производится сбор данных на основании ежемесячных опросов около 50 тысяч случайно выбранных семейных хозяйств. Вопросы касаются следующих проблем: имел ли тот или иной индивид работу на прошлой неделе; пытался ли он найти работу; сколько времени он уже потратил на трудоустройство, какие действия он предпринимал с этой целью. Исходя из ответов на вопросы, к безработным относят лиц старше 16 лет, которые в рассматриваемый период: не имели работы (доходного занятия); занимались активными поисками работы; были готовы приступить к работе.

Не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу лиц не учитывают при определении численности рабочей силы, т.е. экономически активного населения. Многие люди из этой категории могут трудиться, но не делают этого в силу тех или иных причин. Это студенты дневных отделений, пенсионеры, домохозяйки. Автоматически исключаются из категории экономически активного населения дети в возрасте до 16 лет и заключенные, отбывающие наказание в тюрьме.

Особую категорию представляют военнослужащие. Число лиц, состоящих на действительной воинской службе, входит в величину совокупной рабочей силы, а при определении численности рабочей силы, занятой в гражданском секторе экономики, эта категория экономически активного населения не учитывается, что сказывается в расчете общей нормы безработицы и нормы безработицы для гражданского сектора. Эти показатели отражают удельный вес безработных в численности совокупной рабочей силы и численности рабочей силы данного сектора соответственно. Расхождение между величинами составляет около десятой доли процента, и в публикациях чаще встречается последний показатель.

Тем не менее, методология МОТ не может преодолеть некоторых неточностей, связанных с измерением уровня безработицы, в связи, с чем официальное определение нормы безработицы можно критиковать как за уменьшение истинного числа безработных, так и за его преувеличение. Одним из способов избежания неясностей является сопоставление официального определения безработного с понятиями "неработающий" и "неспособный найти работу".

"Безработный и "неработающий". На практике определения безработного и занятого существенно отличаются от понятий "работающий" и "неработающий". С одной стороны, многие работающие не попадают в категорию занятых, например, домохозяйки. Они учитываются в качестве занятых только тогда, когда они за свой труд получают денежное вознаграждение. Кроме того, в число занятых не включаются работающие дети до 16 лет, независимо от того, получают ли они заработную плату за труд или работают бесплатно.

С другой стороны, совсем не каждый "неработающий" попадает в категорию безработных. К ним можно отнести много людей, не делающих ничего, чтобы найти себе новую работу. Безработными не считаются те, кто отсутствует в данный момент на рабочем месте из-за болезни или плохой погоды, а также так называемые "частично занятые" (работающие неполный рабочий день и т.д.).

"Безработный" и "неспособный найти работу". Эти сходные понятия на самом деле также лишь приблизительны. Например, в число безработных попадают люди, временно уволенные с места службы, а также нашедшие место работы и предполагающие начать работать в течение месяца. Вряд ли можно также говорить о "неспособности найти работу" у тех, кто оставил прежнее место в поисках лучшего варианта.















1.2. Причины безработицы


Анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в труде английского экономиста-священника Т.Мальтуса (конец 18 века) “Опыт о законе народонаселения”. Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Недостаток этой теории состоит в том, что она не может объяснить возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью.

Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в “Капитале” (вторая половина XIX века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, т.к. если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает, или хотя бы рассасывается, несмотря на то, что рост капитала происходит еще более высокими темпами.

Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развития рыночного хозяйства.

Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.

Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.

Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А.Пигу, который в своей известной книге “Теория безра­ботицы” (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату, квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы.








1.3. Методы борьбы с безработицей


Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.

Пигу и его последователи, считающие, что корень зла - в высокой заработной плате, предлагают:

1.           содействовать снижению заработной платы ;

2.           разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;

3.           государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.

Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.

В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Многие подходы к решению этой проблемы использовались на практике в конце 70-х годов, в не столь уж отдаленном прошлом, во время нефтяных кризисов. Далее будет рассмотрен взгляд на преодоление безработицы с точки зрения двух школ: кейнсианской и монетаристской.

В 1950-х годах в политике государственного регулирования применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потреблений и инвестиций).

Дж.-М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...".

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

Прежде всего, следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Неокейнсианцы вводят понятие "мультипликатор занятости", который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.

Согласно взглядам автора "Общей теории", "подлинная" инфляция возникает только тогда, когда экономика страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая ("ползучая") инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода.

В 60-х годах сторонники кейнсианского подхода использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию и учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане.

 Монетаристы выступили против кейнсианского истолкования кривой Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как "неизбежная плата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет к все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя "бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридмен считал нерациональным достижение полной занятости.

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения государственных инвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.

Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом "свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.

2 Статистическое исследование безработицы [1]

2.1. Безработица - общие данные

                                           

По данным проведенного обследования, по состоянию на последнюю неделю ноября 2001 г., численность лиц, не имеющих работы или доходного занятия, активно его ищущих и готовых приступить к работе, которые в соответствии с методологией МОТ классифицируются как безработные, составила 6,3 млн. человек, или 8,9% экономически активного населения.

Общая численность безработных в течение всего периода с 1992 по 1999 г. постоянно увеличивалась, достигнув максимального значения в феврале 1999 г. (10,4 млн. человек, или 15% экономически активного населения), после чего отмечается ее снижение. За последний год численность безработных сократилась на 0,7 млн. человек, или на 10%.

Таблица 2.1.1.

Динамика общей численности безработных

(тыс. человек)



Всего

Мужчины

Женщины

Городские жители

Сельские жители

Октябрь 1992

3877

2026

1851

3226

651

Октябрь 1995

6712

3616

3096

5320

1392

Октябрь 1998

8902

4793

4110

6811

2091

Ноябрь 1999

9094

4801

4293

6868

2225

Ноябрь 2000

6999

3781

3219

5143

1856

Ноябрь 2001

6303

3411

2893

4460

1843


На женщин приходится 51,3% общего снижения численности безработных. За последний год численность безработных-мужчин сократилась на 9,8%, безработных-женщин – на 10,1%. Удельный вес женщин в общей численности безработных составил 45,9% и за последний год практически не изменился. В конце 1992 г. женщины составляли 47,7% в общей численности безработных.

Средний возраст безработных в ноябре 2001 г. составлял 34,8 года и за последний год снизился на 0,3 года. При этом средний возраст безработных мужчин не изменился, а безработные-женщины за последний год стали в среднем моложе на 0,7 года. По сравнению с 1992г. безработные стали старше в среднем на 2,4 года. Модальное значение возраста среди безработных составляет 20 лет.

Безработные в России в среднем моложе занятого населения. Самая большая пятилетняя группа в составе безработных – это лица в возрасте от 20 до 24 лат, на их долю приходится 17,7% общей численности безработных, а всего в возрасте до 30 лет находится 38,7% безработных.

Среди занятых доля лиц в возрасте до 30 лет значительно меньше – 24,2%.

Таблица 2.1.2.

Возрастной состав безработных в ноябре 2001 г.

(в процентах)



Всего

Мужчины

Женщины

Уровень безработицы

Всего

Мужчины

Женщины

Безработные, лет

100

100

100

8,9

9,3

8,5

моложе 20

8,6

8,5

8,6

28,8

26,4

32,3

20-24

17,7

17,6

17,8

15,2

14,9

15,6

25-29

12,4

13,2

11,5

8,8

9,3

8,2

30-34

12,0

12,0

11,9

9,1

9,1

9,1

35-39

13,0

12,5

13,6

8,1

8,3

7,9

40-44

13,8

13,7

13,9

7,7

8,4

7,0

45-49

10,7

10,9

10,5

6,7

7,6

5,8

50-54

6,7

6,2

7,3

5,6

5,7

5,4

55-59

2,6

3,0

2,0

6,1

6,7

5,4

60-72

2,6

2,3

2,9

5,7

5,1

6,3

Средний возраст, лет


34,8


34,7


34,9





Около 39,5% безработных имеют высшее или среднее профессиональное образование. Среди женщин такое образование имеют 45,8%, среди мужчин – 34,1%. Уровень образования женщин выше, чем у мужчин, во всех группах безработных.

Таблица 2.1.3.

Численность безработных по уровню образования в ноябре 2001 г.


Всего

в том числе

Тыс. человек

В % к итогу

мужчины

женщины

Тыс. человек

В % к итогу

Тыс. человек

В % к итогу

Безработные

6303

100

3411

100

2893

100

из них имеют образование:

высшее профессиональное




700




11,1




350




10,3




351




12,1

неполное высшее

профессиональное


199


3,2


75


2,2


124


4,3

среднее профессиональное


1588


25,2


737


21,6


850


29,4

начальное профессиональное


834


13,2


523


15,3


312


10,8

среднее (полное) общее


2102


33,3


1168


34,2


934


32,3

основное общее

813

12,9

508

14,9

305

10,5

начальное общее, не имеют началь- ного общего



67



1,1



49



1,4



18



0,6


В 2001 году уменьшился приток в безработицу лиц, высвобожденных с предприятий в связи с ликвидацией или сокращением штатов. Среди безработных в конце ноября 2001 г. численность лиц, потерявших работу по этой причине, составила 1,6 млн. человек и уменьшилась по сравнению с ноябрем 2000 г. на 0,3 млн. человек, или на 16,3%. Снизилась в составе безработных численность лиц, уволившихся по собственному желанию, на 197 тыс. человек, или на 10,6%.

Среди безработных, уволившихся по собственному желанию, 61,5% составляют лица в возрасте 30-49 лет.

Почти пятая часть безработных – это лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. По состоянию на последнюю неделю ноября 2001., их численность составила 1,3 млн. человек, или 19,9%, и за последний год практически не изменилась. Данная группа безработных преимущественно формируется из числа молодежи (на 33,7% за счет молодежи до 20 лет и на 43,5% - от 20 до 24 лет). Более трех четвертей безработных в возрасте до 20 лет и около половины безработных в возрасте 20-24 лет – это лица, ищущие свою первую работу.

Среди безработных, имеющих опыт работы, около 29% - это работники промышленности, 16,7% - сферы торговли, 11,2% - сельского хозяйства, 10,4% - строительства. Наиболее многочисленную группу (28,8%) составляют квалифицированные рабочие. На долю специалистов высшего и среднего уровня квалификации приходится 16,6%, работников сферы обслуживания – 11,8, неквалифицированных рабочих – 15,9%.

Как показали материалы обследований, за последний год увеличилась доля безработных, использующих в качестве способа поиска работы обращение в органы государственной службы занятости (ГСЗ). Среди безработных, учтенных в ноябре 2001 г., этот способ поиска работы использовали 30,3% (в ноябре 2000г. – 25,9%). Наиболее высокий уровень обращаемости безработных в органы ГСЗ отмечен в октябре 1997 г. – около 40% безработных в это время прибегли к помощи ГСЗ в поисках работы. В настоящее время наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых – его использовали 59% безработных. Отмечается увеличение доли безработных, ищущих работу с использованием средств массовой информации.




Таблица 2.1.4

Безработные по способам поиска работы в ноябре 2001 г.

(в %  к общей численности)



Всего

Мужчины

Женщины

Обращение в ГСЗ 

30,3

25,7

35,8

Обращение в коммерческую службу занятости


3,5


3,6


3,3

Подача объявлений в печать, отклик на объявления


24,7


24,7


24,8

Обращение к родственникам, друзьям, знакомым


59,1


60,3


57,7

Прямое обращение к работодателю

27,9

29,7

25,8

Другие способы

11,5

11,7

11,4


 В зависимости от уровня образования безработных меняются соотношения способов поиска работы, которые ими используются. Так, безработные с высшим образованием в большей мере используют личные связи, чем безработные, имеющие более низкий уровень подготовки.

Подавляющее большинство безработных хотели бы, иметь работу по найму, и только 3% выразили желание заняться собственным бизнесом.

 Среднее время поиска работы значительно различается по возрастным группам безработных – от шести месяцев в группе моложе 20 лет до 9-10 месяцев и выше в группах от 45 лет. При этом в ноябре 2001 г. 42% безработных моложе 20 лет занимались поиском работы не более трех месяцев.

В среднем на один месяц больше время поиска работы женщинами по сравнению с длительностью поиска работы мужчинами, а в возрастных группах от 40 до 44 лет – на 1,5 месяца, от 50 до 60 лет – на 1,8–2,3 месяца.

Большие трудности при поиске работы испытывают женщины предпенсионной пятилетней возрастной группы – среди них в ноябре 2001 г. более половины занимались поиском работы год и более.

В 2001 г. наиболее значительно сократилась численность безработных, ищущих работу год и более. В ноябре 2001г. стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 2'326 тыс. человек, или 36,9% безработных, против 2'964 тыс. человек, или 42,3%, - в ноябре 2000 г.

Таблица 2.1.5.

Динамика структуры безработных и продолжительности поиска работы по возрасту

(в процентах)



Безработные

Ищут работу год или более

Средняя продолжи- тельность поиска работы, месяцев

2000

2001

2000

2001

2000

2001

всего

100

100

42,3

42,3

9,1

8,2

из них в возрасте, лет:

до 20


7,0


7,0


15,7


20,7


5,8


6,0

20-24

17,3

17,3

34,2

28,0

8,1

7,2

25-29

13,4

13,4

41,4

39,0

8,8

8,4

30-34

11,5

11,5

40,4

38,1

8,9

8,4

35-39

14,4

14,4

47,6

40,0

9,7

8,7

40-44

13,8

13,8

47,7

41,5

9,7

8,9

45-49

10,3

10,3

49,5

42,2

10,1

9,1

50-54

6,1

6,1

51,2

41,5

10,0

8,7

55-59

3,4

3,4

52,5

42,9

10,8

8,8

60-72

2,7

2,7

60,7

55,2

11,3

10,1


Состав длительно безработных отличается более высокой долей лиц средних возрастов. Так в числе безработных, ищущих работу один год и более, доля лиц в возрасте от 30 до 49 лет составляет 54,2%, что 7,8 п.п. выше, чем у безработных, ищущих работу менее года. Самую большую пятилетнюю группу среди длительно безработных представляют лица в возрасте от 40 до 44 лет, на их долю приходится 15,5%. Доля возрастных групп до 29 лет среди длительно безработных составляет 31,4%, среди безработных, ищущих работу до года, - 43,0%.

В общей численности безработных 725 тыс. человек составляют граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть присвоен статус безработного  в органах по содействию занятости населения. Среди них 224 тыс. (3,6%) – студенты и учащиеся дневных образовательных учреждений, и 501 тыс. (7,9%) – пенсионеры, занимающиеся поиском работы и готовые приступить к ней, то есть отвечающие критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ. По сравнению с ноябрем 2000 г. численность студентов и учащихся ищущих работу и готовых приступить к ней, увеличилась на 13%, а их доля в численности безработных возросла на 0,8 п.п. при сохранении численности и удельного веса пенсионеров соответственно на 2,5% и 0,6 п.п.

Уровень безработицы населения в трудоспособном возрасте, определенный без учета студентов, учащихся и пенсионеров, в ноябре 2001 г. составил 7,9%.







2.2. . Регистрируемая безработица

По данным Минтруда России, в конце ноября 2001 г. на учете в органах ГСЗ состояло 1,3 млн. незанятых граждан, ищущих работу, из них 1,1 млн. человек имели статус безработного. В ноябре 2001 г. общая численность безработных превышала численность зарегистрированных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте, без студентов, учащихся, пенсионеров, отнесенных к безработным) в 5,7 раза. В конце 1992 г. это расхождение составляло 4,9 раза.

Такое существенное расхождение в размерах общей и зарегистрированной безработицы объясняется тем, что значительная часть безработных предпочитает вести поиск работы самостоятельно, не вставая на учет в службе занятости.

За период с 1992 до 1996 г. динамика общей и зарегистрированной безработицы была однонаправленной – отмечался рост. Достигнув наибольшей величины в апреле 1996 г. (2,8 млн. человек), регистрируемая безработица стала снижаться, что явилось следствием пересмотра условий регистрации граждан в качестве безработных. Некоторое ее повышение после августа 1998 г. не остановило процессы постепенного снижения, вызванного также финансовыми трудностями фонда занятости. Начиная с IV квартала 2000 г. отмечается некоторый рост численности зарегистрированных безработных.

В течение 2001 г. в органы ГСЗ обратилось в поисках работы 5,5 млн. граждан. В их числе 68% составляли незанятые граждане, 28% - учащиеся, желающие совмещать работу с учебой, около 4% - занятые граждане, желающие сменить место работы или иметь дополнительную работу. Нашли работу при содействии служб занятости в течение года 3,7 млн. граждан.




Таблица 2.2.1.

Динамика численности незанятого населения,

состоящего на учете в органах ГСЗ.

год

Число незанятых граждан, состоящих на учете в органах ГСЗ, тыс. человек

Из низ имеют статус безработного

тыс. человек

в %

1991

469

62

13

1992

982

578

59

1995

2549

2327

91

1998

2148

1929

90

1999

1443

1263

88

2000

1196

1037

87

2001

1311

1123

86


В 2001 г. более 2,2 млн. незанятых граждан были признаны безработными в органах ГСЗ, снято с учета за этот период около 2,2 млн. безработных, из них 1,1 млн. человек (52%) нашли работу. В целях оказания содействия безработным ГСЗ в течение 2001 г. направила 347 тыс. человек на профессиональное обучение, в их числе 39,1 тыс. человек для последующей организации предпринимательской деятельности.

В течение 2001 г. предприятия и организации различных отраслей экономики направили в органы ГСЗ заявки о наличии 6,2 млн. вакансий. В течение года в службах занятости было снято с учета по различным причинам 6,1 млн. вакансий.

Из общего количества вакансий, которыми службы занятости располагали по состоянию на конец 2001 г., 28% числились в банках данных менее одного месяца, 33% - от одного до трех месяцев, 21,8% - от трех до шести месяцев, 12% - от шести месяцев до одного года и 4,4% вакансий – более одного года. Средняя продолжительность существования вакансий в банках данных служб занятости составила в 2001 г. 3,5 месяца.

В 2001 г. закончили профессиональное обучение по направлениям ГСЗ 342 тыс. незанятых граждан, что на 18,7% больше, чем в 2000 г. По состоянию на конец декабря 2001 г., по направлениям ГСЗ обучалось 95,1 тыс. человек.


Таблица 2.2.2.

Динамика объемов профессиональной подготовки

                         незанятого населения по видам обучения       

Прошли проф. обучение по нап- равлениям ГСЗ

Всего

в том числе

первонач. обучение

прошли пе- реподготовку

освоили вторые профессии

повысили квалифика- цию

Тыс. человек:






1995 г.

266,9

83,6

136,2

28,5

18,6

1998 г.

222,4

63,1

108,8

24,0

26,5

1999 г.

256,1

74,3

123,7

25,3

32,8

2000 г.

288,2

98,5

125,8

26,9

37,0

2001 г.

342,0

131,6

137,6

29,0

43,9

В % к итогу:






1995 г.

100

31,3

51,0

10,7

7,0

1998 г.

100

28,4

48,9

10,8

11,9

1999 г.

100

29,0

48,3

9,9

12,8

2000 г.

100

34,2

43,7

9,3

12,8

2001 г.

100

38,5

40,2

8,5

12,8


Из общего количества незанятых граждан, прошедших профессиональное обучение в 2001 г., 17,9% обучалось в учебных центрах службы занятости, 18,3% - на учебно-производственных базах организаций и на рабочих местах, 22,5% - в учреждениях начального профессионального образования, 13,7% - высшего и среднего профессионального образования, 27,6%– в других учреждениях дополнительного профессионального образования.

 Материалы обследования населения по проблемам занятости и данные Минтруда России позволяют сравнить состав безработных, зарегистрированных в органах ГСЗ в качестве безработных, и тех, кто не имеет статуса зарегистрированного безработного. Сравнение проводилось по сопоставимым категориям населения, то есть по безработным в трудоспособном возрасте, без учета студентов, ищущих работу и готовых приступить к ней.

Результаты анализа возрастной структуры безработных  показывают что лица, не зарегистрированные в органах службы занятости, имеют более молодой состав – среди них 39,5% находятся в возрасте до 30 лет (среди зарегистрированных – 32%).

Значительные отличия рассматриваемых категорий безработных имеются в их составе по полу. Если среди зарегистрированных безработных преобладают женщины (68%), то среди тех кто не зарегистрирован, удельный вес женщин значительно меньше и составляет 43,5%.

Таблица 2.2.3.

Состав зарегистрированных и незарегистрированных

безработных по полу и возрастным группам в 2001 г.


Численность зарегистриро-ванных в органах ГСЗ*

Численность незарегистри-рованных в органах ГСЗ**

по полу, в %:



мужчины

32,0

56,5

женщины

68,0

43,5

по образованию,

в %:



высшее профессиональное


12,4


10,3

неполное высшее профессиональное


0,4


2,5

среднее профессиональное


24,3


24,8

начальное

профессиональное


18,6


14,5

среднее (полное) общее


30,6


33,9

не имеют среднего (полного) общего


13,7


14,1

*по данным Минтруда России; на конец года.

**по данным обследования населения по проблемам занятости; на конец ноября.



2.3. Занятость и безработица по регионам России


Показатели, характеризующие экономическую активность населения, имеют большую территориальную дифференциацию, обусловленную сложившейся структурой размещения производительных сил, историческими и природно-климатическими особенностями. Разница между самым высоким и самым низким уровнем занятости и безработицы между регионами России составляет два раза и 17 раз.

В ряду ранжирования всех регионов России  по показателям уровня занятости и безработицы самые низкие показатели по уровню занятости и самые высокие по уровню безработицы приходятся на республики Южного федерального округа, Агинский Бурятский автономный округ, Республику Тыва.

Высокий уровень занятости сложился в автономных округах Уральского и Сибирского федеральных округов, Чукотском и Ненецком автономных округах, Магаданской области.

По уровню безработицы наиболее низкие показатели (менее 7%) имеют Москва, Санкт-Петербург, Белгородская, Тульская, Московская, Костромская, Калужская, Самарская, Новгородская, Липецкая, Пермская, Ленинградская, Ивановская области, Эвенкийский автономный округ, Республика Татарстан.

Межрегиональные различия имеются в возрастном составе занятых и безработных. Наиболее молодой возрастной состав занятого населения в Республике Ингушетия и Агинском Бурятском автономном округе – здесь средний возраст занятых составляет 37 лет и на два года ниже, чем в среднем по России. Свыше 40 лет средний возраст занятого населения в городах Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Калининградской, Липецкой областях, что связано с наличием в составе занятых сравнительно многочисленной группы лиц в возрасте старше 60 лет. В этих регионах удельный вес возрастной группы 60-72 года в общей численности занятых составляет 5,2-7,3% (по России – 4,4%).

Таблица 2.3.1.

Группировка субъектов Российской Федерации по

уровням безработицы в 2001 г.

Уровень безработицы, в % к экономически активному населению

Количество регионов в интервале

В % к общему числу регионов

Численность безработных попавших в интервал, тыс. человек

В % к общей численности безработных

до 5,0

3

3,4

189

2,9

от 5,1 до 10,0

49

55,7

3459

53,9

от 10,1 до 12,0

13

14,8

1147

17,9

от 12,1 до 14,0

9

10,2

884

13,8

от 14,1 до 16,0

4

4,5

70

1,1

от 16,1 до 20,0

6

6,8

342

5,3

более 20,0

4

4,5

324

5,0

итого

88

100

6416

100

Среди безработных наиболее молодой возрастной состав отмечается в республиках Тыва, Марий-Эл, Дагестан, Ингушетия, Чувашской Республике, Агинском Бурятском и Корякском автономных округах.

В республиках Тыва, Дагестан, Ингушетия, а также в Таймырском и Усть-Ордынском Бурятском автономных округах, Республике Адыгея и Кабардино-Балкарской Республике в составе безработных доля лиц, не имеющих опыта работы, составляет одну треть или более (в среднем по России – 21%).

Самое длительное время поиска работы безработными среди регионов  России в Карачаево-Черкесской Республике и Агинском Бурятском автономном округе, где три четверти безработных ищут работу год и более. В республиках Северная Осетия-Алания и Дагестан около двух третей безработных являются длительно безработными.




2.4. Экономическая неактивность


Среди населения в возрасте 12-72 лет 39,4 млн. человек, или 35,7% составляют лица, отнесенные к экономически неактивному населению (то есть не являются ни занятыми, ни безработными), из них 19,8 млн. человек, или половину, составляют лица в трудоспособном возрасте. Средний возраст экономически неактивного населения – 43,8 года.

Таблица 2.4.1.

Состав экономически неактивного населения

по отдельным категориям в ноябре 2001 г.


Возраст 15-72 года

Трудоспособный возраст

всего

мужчины

женщины

всего

мужчины

женщины

Экономически неактивное насе- ление, млн. человек




39,4




15,5




23,9




19,8




8,7




11,1

из них, в %:







студенты, учащиеся


29,4


36,8


24,5


47,1


52,5


42,8

пенсионеры по воз-расту и инвалиды


52,8


40,2


55,2


17,7


22,8


13,6

лица, ведущие дом. хозяйство


8,4


0,9


13,3


16,7


1,5


28,7

другие

9,4

13,1

7,0

18,5

23,2

14,9


Среди экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте 0,5 млн. человек составляют лица, не имеющие работы, ищущие работу, но не готовые приступить к ней, то есть не отвечающие категории готовности к работе, и по этой причине не отнесенные к безработным, и 1 млн. человек – лица, отчаявшиеся найти работу и отказавшиеся от ее поисков. По сравнению с ноябрем 2000 г. количество отчаявшихся найти работу несколько уменьшилось – 53 тыс. человек, или на 5%.

В численности экономически неактивного населения 8,4%составляют лица в трудоспособном возрасте, не занятые учебой и ведением домашнего хозяйства, которые при проведении опроса не выразили желание иметь работу. В целом по России это 1,7 млн. человек, в их числе 52% мужчин. По сравнению с ноябрем 2000 г. количество лиц в трудоспособном возрасте, не занятых экономической деятельностью, учебой и ведением домашнего хозяйства и не желающие иметь работу, практически не изменилось.

Заключение


Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно  оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих  развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики,  поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

Одним из основных элементов формирования политики эффективной  занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

-   оживление экономической ситуации и инвестиционной активности  в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;

-   совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей  получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных  пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся  молодежи и пенсионеров.

В реализации первого направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов  в экономике и развития новых форм собственности.

Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими словами, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток децентрализованных средств (предпринимателей,  населения, западных инвесторов и т.д.).

Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих  формирование экономически активного населения и их возможное воздействие на рынок труда в конце 90-х годов, показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений надо особое внимание  уделить вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических групп населения.

Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов.  Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности  федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному  учету и анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей  предприятий, учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и созданию соответствующих условий для их подготовки. Одновременно следует шире развивать дуальную форму получения  образования, основанную на периодической смене учебного процесса  и производственной практики (опыт Германии), что позволит устранить  определенные противоречия между формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса с учетом потребностей производства.

При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной  поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.

Понимая неизбежность нарастания масштабов безработицы в России в условиях углубления экономических реформ, в ближайшие годы, видимо,  следует ориентироваться на социально допустимые масштабы безработицы  в размере 7-8%, определяемой как отношение числа лиц, ищущих работу, ко всей численности экономически активного населения. С учетом специфики российской экономики это ниже, чем в других странах, переходящих от плановой к рыночной экономике.

Предметом взаимной заботы федеральных и региональных органов исполнительной власти остаются проблемы регулирования миграционного движения населения по территории России с учетом ситуации, складывающейся  на региональных рынках труда. Особенности обеспечения возвращения русскоязычного населения из ближнего зарубежья в Россию должны учитываться при реализации мер, связанных с их расселением и обустройством. Вопрос сегодня состоит в том, каким образом и с помощью каких рычагов и стимулов Россия должна воздействовать на создание единого политического и экономического пространства на территории бывшего СССР, позволяющего простому россиянину (а не беженцу или вынужденному переселенцу), проживающему в настоящее время за пределами России, реализовать свое право жить там, где он пожелает, в том числе и в Российской Федерации. Достичь этого можно только путем политических и экономических решений.

Перемещение людей в экономическом пространстве должно происходить,  прежде всего, сообразно их интересам. Причем роль государства заключается в том, чтобы создавать на соответствующих территориях такие правовые, экономические и социальные условия, которые бы позволили заинтересовать часть населения в перемещении в нужном государству направлении.

Список литературы


1.  Воронцов В.А. «Безработица и пути смягчения».М.: Институт экономики., 1994 г.

2.           Заславский И.« Труд, занятость, безработица». М.: РАН., 1994 г.;

3.           Кириллова З.В. Теория статистики. – М.: 2000

4.           Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Под ред. Пороховского А.А. М.: 1996.

5.           Никифорова А. Н. " Рынок труда, занятость и безработица ". М.: Международные отношения., 1994 г.

6.           Павлов А. «Безработица, проблемы, пути решения». С.-Пб.: Институт экономики ., 1993 г;

7.           Розенберг И.« Проблемы занятости». М.: Институт экономики1995 г;

8.           Современная экономика. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону., 1996

9.           «Рынок труда и занятость населения». Вопросы статистики 9/2002.


[1]Все данные взяты из статьи: «Рынок труда и занятость населения». Вопросы статистики 9/2002.