Содержание
Введение..................................................................................................................3
1. Роль кадров и основные направления их деятельности
по обеспечению управления качеством...............................................................4
2. Развитие позитивного отношения кадров к проблемам
управления качеством..........................................................................................12
3. Активизация творческой деятельности кадров по обеспечению
управления качеством..........................................................................................18
4. Организация создания групп качества и конкурентоспособности..............23
Практическая часть..............................................................................................27
Заключение...........................................................................................................30
Список литературы..............................................................................................32
Введение
Качество продукции играет огромную роль в обеспечении конкурентоспособности да и просто возможности существования любой организации. Вследствие этого данному аспекту сегодня уделяется весьма значительное внимание. В системе управления качеством особое место занимает кадровое обеспечение, которое во многом определяет состояние всей системы управления качеством продукции.
Главная цель курсовой работы заключается в детальном рассмотрении кадрового обеспечения управления качеством продукции.
В связи с этим можно выделить следующие основные задачи:
- определить роль кадров и основные направления их деятельности по обеспечению управления качеством;
- изучить проблему развития позитивного отношения кадров к проблемам управления качеством;
- рассмотреть основные методы активизации творческой деятельности кадров по обеспечению управления качеством;
- изучить организацию создания групп качества и конкурентоспособности.
Для написания курсовой работы были использованы следующие источники литературы: Лифиц И.М. Основы стандартизации метрологии и сертификации; Безверхий С.Ф. Стандартизация и сертификация; Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации; Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии; Кузнецов В.А., Ялунина Г.В. Основы метрологии и др.
В книгах данных авторов содержится полна и достаточно подробная информация по исследуемой теме, и именно они составили основу курсовой работы.
Курсовая работа имеет четкую структуру, которая полностью соответствует поставленным задачам и направлена на раскрытие выбранной темы, которая, безусловно, имеет огромное практическое значение.
1. Роль кадров и основные направления их деятельности по обеспечению управления качеством
Достижение целей в области качества в условиях рыночных отношений возможно только при достаточно эффективном обеспечении управления качеством (УК). Среди всех видов обеспечения управления в целом и УК, в частности, наиболее значимым является кадровое (скорее, адекватное обеспечение персоналом), чему способствуют объективные тенденции, которые проявляются в деятельности современных руководителей (менеджеров или лиц, сочетающих функции предпринимателей и менеджеров)[1]. Среди таких тенденций необходимо обратить внимание на усиление: 1) роли УК и его влияния на социальные, экологические, экономические и другие результаты деятельности, что становится характерным для многих предприятий Западной Европы, Японии и США; 2) поведенческой роли (в том числе этики поведения) работников предприятий как во взаимоотношениях в своем коллективе, так и, что особенно важно, с потребителями, партнерами и др.; 3) «технократических» направлений в УК, т.е. возрастающие требования к технологическому оснащению и всей материально-технической базе производства и сервиса продукции на основе научно-технических достижений, что позволяет обеспечить необходимый уровень качества и конкурентоспособности продукции, а также более высокую производительность труда. Эта тенденция обусловливает необходимость наличия у руководителей разносторонних современных знаний. В соответствии с этими тенденциями и необходимостью оперативно принимать решения по УК наиболее важная роль в деятельности по УК принадлежит управленческим кадрам высшего звена. Наличие такой ответственности у высшего звена обусловливает необходимость их более высокой технико-технологической подготовки, понимания сущности используемых и новых технологических процессов. Недостаточно высокая ответственность данного звена управления может вызвать у других звеньев управления нерешительность, вследствие чего неизбежно замедлится процесс принятия решений. Подтверждением правильности такого вывода является, например, практика японской корпорации «Омрон».
Следовательно, именно от высшего звена УК зависит, будет ли отдан приоритет качеству продукции в четырехугольнике «качество – срок поставки – количество – затраты». Однако при приоритетном отношении к качеству и конкурентоспособности продукции без интегративного системного подхода невозможно достичь основных целей и обеспечить решение важнейших задач функционирования предприятия.
В зависимости от того, насколько руководители предприятия поняли и приняли к действию современную концепцию УК и конкурентоспособности продукции, зависит конечный результат деятельности предприятия. Без их прямого заинтересованного участия, рациональной организации труда и высокой профессиональности, а также, как показывает опыт зарубежных менеджеров, занятию не менее 50—60% рабочего времени только решению вопросов качества успехов не добиться. При этом необходима не мнимая, а фактическая со стороны Управленческих работников инициатива и поддержка работ по реализации системного подхода при создании и функционировании рыночно ориентированных систем качества (СК). Помощь в этом может оказать взаимодействие Руководителей с профсоюзами, новая роль которых в условиях рынка в достаточной степени пока не оценена. Руководителям следует довести до сознания каждого работника предприятия, что изготавливать продукцию нужно без дефектов, не допускать в работе ошибок. Однако в любом случае качество должно быть на первом месте. Как писал американский профессор Р. Шонбергер, «руководство предприятия должно попросту довести до производственных подразделений, что на первом месте стоит задача обеспечения качества, а объем производства – только на втором, и настоять на этом принципе». Главное – данный принцип реализовать на практике, что следует обеспечивать на каждом уровне УК. Для этого высшему звену УК необходимо при содействии среднего и низового звеньев сформировать систему целей, политику и обязательств в области качества. К этой работе можно привлечь специально создаваемый совет, такой, какой был создан, например, в фирме «Джонсон пластике» (США). В него вошли не только менеджеры различных звеньев, но и специалисты высокого класса некоторых подразделений. Этот совет заседал один раз в две недели, что в дальнейшем предотвращало возникающие проблемы в области качества. Таким образом, цели в области качества следует рассматривать как главные цели всей системы управления (СУ).
Реальная заинтересованность, инициатива и требовательность руководителей в отношении работ в области качества объективно точно выявляются при проведении на предприятии предпроектных мероприятий по созданию СК, удовлетворяющих требованиям рынка. Наглядно это видно при выполнении анализа состояния дел по качеству в готовности действующей СК. В зависимости от глубины, полноты и объективности такого анализа и по сформированным на основе этого целям, политике и обязательствам можно сделать объективный вывод о настоящем отношении и стремлении менеджеров к повышению и обеспечению качества и конкурентоспособности продукции предприятия. Работа руководителей высшего звена не может ограничиваться только выполнением функций Системы общего управления качеством (СО УК). Им следует выполнять и функциональное разделение труда, и часть специальных функций УК. Относится это, например, к функции организации материально-технического снабжения (МТС), метрологического обеспечения, специальной подготовки и обучению кадров по повышению и обеспечению качества и др. Высшее звено обязано больше уделять внимания вопросам организации, координации, контроля и т.п. Особенно важно при этом добиться тесного взаимодействия и сотрудничества со службами и подразделениями, нужно придать этой работе систематический характер и не допускать личного противоборства между отдельными руководителями и тем более между подразделениями.
Исключительна роль управляющих работников по отношению к службе повышения и обеспечения качества, в противном случае деятельность этой службы будет малоэффективна. Особенно это важно в переходный период к рыночной экономике и функционирования предприятия в условиях конкуренции. В связи с этим возникает необходимость усиления в организационной структуре управления блока качества, непосредственно подчиняющегося заместителю генерального директора по качеству. В блок целесообразно включать, кроме традиционно входящего ОТК, подразделения по организации УК, аналитическую службу качества, подразделения по стандартизации, метрологии, испытаниям, разработке технологии контроля, надежности, наблюдению за эксплуатацией продукции и др., непосредственно связанных с повышением, обеспечением и УК. Только наличие на предприятии примерно такого состава подразделений в блоке может оказать существенное влияние на повышение уровня качества, его стабильность и конкурентоспособность продукции[2].
При создании и функционировании СК руководители всех уровней должны уделять внимание группам качества и конкурентоспособности, так как опыт организации и внедрения таких групп на наших предприятиях показал недостатки в направлении активизации работ, а именно: члены групп не заинтересованы в результатах своей работы; при организации и функционировании таких групп недостаточное внимание уделялось обучению и самообразованию каждого члена группы; практически не осуществлялись учет, анализ, контроль и отсутствовал механизм реализации предложений групп качества; нерегулярно проводились заседания и совещания; не был регламентирован порядок использования группами материально-технических ресурсов при проведении опытно-экспериментальных работ; руководители предприятия и подразделений не представляли группам перечни актуальных вопросов в области КП. Эти недостатки наряду со всеми другими были обусловлены недостаточным вниманием со стороны руководства к деятельности групп качества.
Нельзя не отметить определяющую роль руководства в организации сертификации СК и продукции. Эти вопросы объективно не могут быть решены без финансовой поддержки и активного участия высшего звена управления. С их стороны необходима реальная помощь в подготовке и выделении соответствующих финансовых ресурсов и кадров для организации, подготовки и проведения этой работы.
От среднего звена зависит эффективность вертикальных, горизонтальных и диагональных связей при создании продукции необходимого для потребителей качества. Среднее звено менеджеров является связующим элементом при реализации этих связей, оно должно идти высшему звену навстречу, неся каждый свою долю ответственности за главнейший аспект деятельности предприятия.
При рассмотрении роли руководства в повышении и обеспечении качества и конкурентоспособности нельзя не обратить внимание на такое явление, которое для наших предприятий ранее было нетипичным и почти неизвестным. Речь идет о проявляющемся на западных предприятиях психическом терроре – моббинге[3]. Психический террор связан с тем, что на промышленных предприятиях в условиях конкуренции и рыночных отношений люди претерпевают высокие физические, умственные и психологические нагрузки. По существу, многие работающие находятся в постоянном состоянии стресса, вызываемом высокой концентрацией внимания, большой отдачей физических сил и/или умственным напряжением. Последствиями стрессовых состояний являются: появление у работников агрессивности по отношению к своим коллегам, зависть к успехам других, желание заниматься разного рода интригами и т. п., а главное – постоянный страх потерять работу. В результате ряд работников предприятий становятся жертвами возникающего психического террора со стороны своих же коллег, вследствие чего возникают различные заболевания (язвенная болезнь, сердечно-сосудистые, невротические и др.). В конечном счете нарушается психологический климат в коллективе, ухудшаются производственные отношения, что безусловно отрицательно влияет на результаты деятельности всего предприятия. Зародилось такое явление, как известно, в последние годы в США, а прижилось в Германии и других благополучных в экономическом отношении странах.
Очевидно, что обстановка на рабочем месте (РМ) при наличии даже только наметок психического террора не позволяет создавать продукцию высокого качества и активно участвовать в работе групп качества и конкурентоспособности, поэтому профилактика психического террора является важнейшей задачей руководства. К наиболее часто используемым мерам относятся: 1) гласное обсуждение и осуждение малейших признаков проявления моббинга; 2) оперативное предупреждение возможных случаев этого феномена, рассмотрение жалоб и при необходимости принятие мер в отношении виновников (например, лишение на определенный период работы или увольнение с работы, возмещение ущерба и т. п.); 3) защита жертв как работодателями и руководством, так и профсоюзами, юристами, судом и т. п.
В нашей стране моббинг проявлялся ранее, но не столь явно, нежели в настоящее время в западных промышленно-развитых странах. Тем не менее в период безработицы, снижения нравственных устоев в обществе и предпочтения сиюминутных материальных интересов общечеловеческим ценностям делает этот негативный феномен для наших условий потенциально реальным и значимым. Предпосылок для предотвращения моббинга у нас пока недостаточно, даже меньше, чем до начала экономических реформ. Следовательно, роль руководства в нераспространении и предупреждении психического террора именно сейчас нельзя переоценить, при этом очень важно, чтобы каждый работник постоянно ощущал поддержку и требовательность руководства к своей деятельности по обеспечению качества и конкурентоспособности.
Среди других направлений обеспечения УК большое значение имеет взаимодействие высших звеньев управления предприятиями с федеральными, региональными и местными органами власти. Это объективная необходимость в любой системе хозяйствования, поэтому руководителям предприятий следует учитывать политику государственных, региональных и местных органов управления и взаимодействовать с ними. Предприятия часто зависят от органов власти при получении заказов и т. п., при этом последние оказывают существенное влияние не только на предприятие, как производственно-хозяйственная система (ПХС) в целом, но и на УК и конкурентоспособность продукции.
В СССР в условиях плановой централизованной экономики взаимодействие с органами государственного управления осуществлялось в рамках Единой системы государственного управление качеством продукции (УКП) и через ее территориальные системы. Нужно особо отметить наличие в территориальных системах УК функции правового обеспечения качества, которая предусматривала со стороны государственных органов управления своего рода регулирование и государственный контроль за соблюдением законов и других правовых актов в области качества, поставок продукции и т.п. Таким образом, инициатива взаимодействия в условиях централизованной плановой экономики исходила сверху. В современных же условиях эти процессы взаимодействия следует осуществлять взаимонаправленно. Руководители предприятий могут это осуществлять через администрации территориальных образований (исполнительные органы), представительные (законодательные) органы, государственную налоговую службу, антимонопольные структуры, органы инспекций и надзора, статистики, суд, прокуратуру. Однако такое взаимодействие в новых условиях хозяйствования должно осуществляться на принципиально новой основе, исключительно на правовой базе. При этом следует руководствоваться законами и соблюдать все правовые требования при социально направленном и взаимовыгодном сотрудничестве, в интересах любого гражданина, общества, государства. Стремление к взаимодействию должно быть встречным и заинтересованным, но с приоритетом удовлетворения требований потребителей и защите его интересов, что обусловливает необходимость повышения качества и конкурентоспособности продукции. Например, органы управления регионом могут оказать влияние на организацию рационального сотрудничества и тесных взаимосвязей предприятий с НТО, находящихся на их территории. Такое сотрудничество не только позволяет достичь взаимовыгодности для непосредственных участников взаимосвязей — предприятий и организаций, но и дает возможность решать некоторые региональные задачи (обеспечение занятости населения, развитие научно-технического потенциала региона, повышение квалификации работающих и др.). Наибольших успехов в деле осуществления связей предприятий и НТО в регионе можно добиться при использовании системного подхода.
Вопросы взаимодействия руководства предприятия в области качества и конкурентоспособности с государственными, региональными и местными органами следует документировать. Так, в рамках СО УК может быть создан стандарт предприятия (СТП) «Взаимодействие предприятия в области качества и конкурентоспособности продукции с федеральными, региональными и местными органами управления. Основные положения» или иной документ[4].
2. Развитие позитивного отношения кадров к проблемам управления качеством
Под воздействием различных условий и факторов с течением времени заинтересованность, внимание и требовательность к повышению и обеспечению качества со стороны менеджеров за рубежом и отечественных руководящих работников претерпевали изменения. Все эти изменения отношений менеджеров и руководящих работников можно объединить в ретроспективном и перспективном планах в несколько последовательных этапов.
1. Эпизодически локальный этап. Менеджеры и руководящие работники принимают управленческие решения и осуществляют воздействие эпизодически, причем локального характера и узкой направленности, что обусловливается только крайней необходимостью устранения ярко выраженных недоработок в области качества продукции (КП). Очевидно, что в этот период высшее звено управления самое серьезное внимание уделяет объемным показателям производства, а не повышению и обеспечению качества и конкурентоспособности, т.е. этап характеризуется дефицитом продукции и практически отсутствием конкуренции.
2. Командно-комплексный этап. Он характеризуется желанием со стороны руководства предприятий использовать не локальное, а комплексное управляющее воздействие на повышение и обеспечение КП, потому что такое отношение менеджеров и руководителей определяется объективной необходимостью решения проблем качества. ^Применительно к нашим предприятиям данный этап малоэффективен, так как командные решения не воспринимаются остальными руководящими работниками и членами трудового коллектива. К тому же малоинициативными оказываются и руководители высшего звена управления, потому что решения эти принимались формально, по указаниям вышестоящих инстанций. Для многих предприятий отечественной промышленности рассматриваемый этап закончился с децентрализацией управления промышленностью. В актив данного этапа можно отнести разработку важнейших теоретических положений комплексного подхода к УК и апробацию их на многих предприятиях различных отраслей промышленности.
3. Всеобще инициативный этап. Проявляются всеобщий интерес и внимание к КП как со стороны членов трудового коллектива, так и менеджеров, при изменении отношения собственности и значительной заинтересованности работающих в конечных результатах деятельности предприятия. При таком отношении достигаются ощутимые положительные сдвиги в повышении КП. Менеджеры высшего звена принимают минимальное количество каких-либо принудительных мер оперативного характера, так как это компенсируется активным участием менеджеров среднего и низового звеньев и всех работников. Для наших предприятий рассматриваемый этап – дело будущего, когда изменения отношения собственности, рыночные условия и конкуренция станут реальностью, однако и на этом этапе менеджеры должны достаточно эффективно способствовать стимулированию производства высококачественной продукции.
4. Профессионально-инициативный этап. Он характеризуется максимальной требовательностью менеджеров всех звеньев к повышению качества и обеспечению конкурентоспособности продукции при одновременном серьезном отношении всех работающих к решению самого приоритетного направления деятельности предприятия в условиях жесткой конкуренции. Наряду с требовательностью каждый менеджер и работник должны обладать высоким профессионализмом, больше уделять внимания проблемам качества. Инициативность примерно такая же, как на предыдущем этапе, но темпы роста повышения качества в начале этапа весьма несущественны. Это определяется тем, что интерес и инициативность подойдут к своему насыщению, пределу, поэтому необходимость высокого профессионализма и требовательности при достигшей предела инициативности – объективное явление.
5. Системно-глубинный этап. Его особенностью является то, что для дальнейшего повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции требуются не только профессионализм и инициативность, но и эффективное стимулирование анализа и более системно-глубинное изучение процессов повышения качества, поощрение коллективных действий по определению и ликвидации недостатков, использование передового опыта в этой области. Должна возрасти роль менеджеров в реальном воплощении системной концепции менеджмента в области качества и конкурентоспособности, проявления с их стороны большей инициативы и поддержки коллектива по постоянному систематическому совершенствованию системного подхода к решению проблем качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Нашим промышленным предприятиям трудно найти место среди перечисленных этапов, т.е., по существу, они находятся вне этапов. Связано это с тем состоянием дел в области качества, которое сложилось в результате происшедших кризисных явлений в экономике, вызванных политическими решениями при переходе к рыночным отношениям и, как следствие, деформированием и соответственным ухудшением производственных отношений, снижением общей и личной требовательности к качеству труда и продукции. «Выпадание» отечественных предприятий из этапного развития отношений к качеству не связано с теми объективными тенденциями, которые должны были бы проявиться при исторически нормальном развитии экономики. При последовательно развивающихся формах собственности, улучшающих отношение человека к средствам производства и результатам своего труда отечественное производство должно было бы находиться в начале 90-х гг. на первых ступенях третьего этапа. Вместе с тем стабилизация экономической деятельности в соответствии с объективными законами и закономерностями развития общества и производства сравнительно быстро поставит все наши предприятия на реально достигнутый этап[5].
Таким образом, при осуществлении кадрового обеспечения управления следует учитывать те изменения в отношениях зарубежных менеджеров и российских руководителей к УК, которые объективно происходят в практике управления. Наряду с этим представляется целесообразным определить понимание и реальные приоритетные направления деятельности менеджеров и руководителей предприятий, выбираемые ими. Так, отечественные руководители в 90-х гг. достаточно полно осознавали значимость КП и его приоритетность в условиях рынка и конкуренции среди других важнейших направлений деятельности. Однако практические действия отечественных руководителей в отношении приоритетных рассматриваемых направлений отличаются от тех, которые могли бы быть при следовании руководителей теоретически осознанному выбору. Приоритетность повышения и обеспечения качества в деятельности руководителей каждого звена управления предприятием потребует от них проявления новых свойств, которые, сейчас у многих отсутствуют или не развиты. К таким свойствам следует отнести демократическое сознание и поведение, уважение к отдельной личности и ориентировку на личность подчиненного, плюрализм, видение перспективности решений в области качества, обоснованный риск и экономическую расчетливость в вопросах качества, критичность и самокритичность решений по качеству, восприятие и стремление реализовать современную концепцию УК и др.
Независимо от этапов и приоритетов в нынешних условиях и тем более при дальнейшем развитии рыночных отношении специалист в области УК по сравнению со своими коллегами — специалистами в других областях менеджмента должен обладать позитивными свойствами, внутренне исповедывать и выполнять в работе с подчиненными и коллегами, общении с потребителями и партнерами определенные правила, выработанные и апробированные практикой менеджмента и жизнью. Ряд таких правил, с учетом рекомендаций Д. Карнеги, кратко можно сформулировать так:
проявлять уважение к потребителям, партнерам-смежникам, коллегам и подчиненным, дорожить их доверием;
быть точным, пунктуальным и обязательным;
проявлять общую культуру, здравый смысл и профессиональную компетентность (знания, умения и навыки);
стремиться к успехам в области качества и конкурентоспособности на длительное время, а не к сиюминутной выгоде;
уметь ставить цели по УК и конкурентоспособности, уметь анализировать ход достижения и достигать их;
создавать в коллективе творческую, деловую обстановку, и т.д.
Наряду с выполнением данных правил, реализацией принципов УК и требований к руководителям в условиях рыночных отношений крайне важно объективно воспринимать и стремиться на практике реализовать концепцию системного УК. По существу, современную концепцию УК правильно должен воспринимать каждый работник предприятия, это должно также стать одной из целей обучения специалистов. При этом в понимание такой концепции каждым работником необходимо заложить следующее: необходимость знания основ современного системного УК и их наличия у каждого работающего; внутреннюю убежденность в необходимости только высококачественно выполнять свои обязанности, независимо от занимаемой должности; убежденность в приоритетности качества среди других направлений деятельности во имя более полного удовлетворения потребностей и получения на этой основе прибыли; уверенность в том, что более полезно и целесообразно предупреждать, заранее не допускать дефекты и брак, а не исправлять их. Надо четко понимать: нужно делать все возможное для потребителя, чтобы он был доволен, и удовлетворять его потребности, так как без потребителя не будет прибыли. Выяснение понимания каждым работником предприятия современной концепции целесообразнее начинать с распространения, заполнения и обработки специальной анкеты, в которой в доходчивой и простой форме могли бы быть поставлены вопросы или утверждения для однозначных ответов («да» или «нет», «правильно» или «неправильно»).
Эффективность деятельности и авторитет современного менеджера определяются прежде всего именно умением реализовать требуемую для условий рынка и конкуренции концепцию, наличием у него совокупности чисто человеческих и профессиональных свойств, а не правами, полномочиями и должностным статусом менеджера. Поэтому представляет интерес и практическую целесообразность сопоставление наиболее характерных свойств, присущих большинству зарубежных менеджеров и нашим руководящим работникам предприятий. На основе такого сравнения следует избрать наиболее нужные свойства (научные, технические, экономические, организационные, социально-психологические, экологические) и интегрировать их для каждого руководителя. Кроме того, они должны уметь использовать свои лучшие свойства, знания, весь прогрессивный арсенал методов и способов стимулирования и активизации труда каждого работника, даже интуицию, системно воспринимая решая проблемы качества.
3. Активизация творческой деятельности кадров по обеспечению управления качеством
Приоритетной задачей УК является повышение творческой активности каждого члена коллектива и подразделений по обеспечению качества, в противном случае предприятию в условиях рынка и конкуренции трудно выжить. При активизации творческой деятельности каждому работнику необходимо учитывать, что любой труд должен включать: 1) собственно труд, 2) работу мысли (творческий труд) и 3) удовлетворение трудом (социальный фактор). Очевидно, что в труде большинства производственных рабочих второй и третий факторы во многом отсутствуют[6].
На предприятиях, особенно это относится к производству сложной продукции, всем звеньям управления следует обеспечить работникам возможность использовать в работе творческий подход и удовлетворение своим трудом. Руководители должны понимать, что труд, как и личность работающего, индивидуален, требует уважения, соответствующей оплаты и признания. Следует больше внимания уделять индивидуальной активизации труда работников именно на этой основе, поощряя в каждом творческий потенциал, интерес к труду, личную и групповую ответственность за выполнение работы. Вместе с тем нужно создавать соревновательный дух внутри групп работающих и между различными группами.
Для повышения и обеспечения качества важно инициировать активизацию инновационных процессов повышения и обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции. Среди условий и факторов, формирующих у каждого работающего на предприятии позитивную инициацию этих процессов, следует выделить:
• занимаемую работником должность, его права, обязанности и знание цели своего труда;
• уровень образования и культуры (общей, технологической и производственной);
• личные свойства (качества) и цели на ближайшее время и перспективу;
• ситуацию и обстановку на предприятии (в том числе условия труда, отношение собственности, социально-психологическую атмосферу, научно-технические, экономические, социальные, организационные и другие условия);
• состояние внешней среды (ситуацию и обстановку за пределами предприятия).
Создание благоприятных мотивационных условий зависит от организационных форм их использования. Как показывает практика и опыт фирм Японии, США, других промышленно развитых стран, одной из таких форм является создание различных кружков, объединяющих работников для решения конкретных задач в области производства. Положительный опыт в организации и функционировании аналогичных кружков накоплен в процессе обеспечения КП. В Японии такие кружки получили дальнейшее развитие и расширили сферу своей деятельности, что обусловило их преобразование в кружки качества и производительности.
Применительно к решению проблемы повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности, т. е. проблемы более сложной, чем только обеспечение качества в процессе производства, в концепцию организационно-структурной мотивации деятельности работников, независимо от организационно-правовой формы предприятий, следует заложить следующее:
1) создание в рамках организационной структуры управления предприятия и/или в структурах взаимосвязанных и взаимодействующих объединений предприятий (например, при кооперации или связанных с проведением научно-исследовательских работ (НИР) и проектно-конструкторских) групп качества и конкурентоспособности, представляющих специфические общественные организационно-структурные формирования работников одного или нескольких подразделений;
2) главной целью создания групп качества является активизация работ по поиску и реализации путей повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции для достижения генеральной цели деятельности всего предприятия (как правило, это удовлетворение потребностей потребителей на основе получения прибыли);
3) привлечение к участию в группах максимально возможного числа работающих;
4) группы создаются и функционируют на принципах: добровольности, когда объединяются для решения конкретных задач, как правило, 3 – 12 человек (большее число работников менее результативно);
коллективного участия в выборе задач по повышению качества и конкурентоспособности продукции (на всех стадиях ее жизненного цикла);
реальной поддержки со стороны руководства предприятия и создания всех необходимых условий для эффективной работы групп и мотивации их деятельности; само- и взаиморазвития;
систематического воспитания, обучения и повышения профессионального уровня каждого члена группы;
учета результатов работы каждого члена группы при установлении ставок, надбавок к оплате труда, а также при должностном продвижении;
формирования атмосферы творчества и соревновательности в группах и между группами;
широкого использования прогрессивных методов повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности;
активности работы и непрерывного функционирования;
осознанного понимания целей и необходимости повышения и обеспечения высокого качества и конкурентоспособности продукции;
взаимосвязи деятельности членов группы со своими рабочими функциями;
широкого освещения в средствах внутрифирменной информации достижений групп качества;
5) общее организационное и методическое руководство группами осуществляют менеджеры предприятия и специально создаваемый совет по группам качества или научно-технический совет предприятия. Для координации и организации работ в группах качества целесообразно сформировать четкую оргструктуру управления ими, определив при этом головное подразделение из числа действующих на предприятии (например, отдел качества, отдел организации управления).
В конечном счете успех деятельности групп качества во многом зависит от массовости участия работающих, которая может быть обеспечена планомерной, кропотливой работой менеджеров. При этом важно стимулировать работу групп «сверху», ненавязчиво направляя их творческий потенциал на решение наиболее важных задач для достижения целей предприятия. Непереоценимую роль в активизации работ в области качества и конкурентоспособности играет мотивация труда всех сотрудников. Необходимо создавать такие условия, чтобы каждый работник чувствовал себя нужным, востребованным; понимал, что его труд почетен и что за высококачественную работу он будет уважаем и достаточно хорошо вознагражден. Только в этом случае работающий будет требовательно относиться к качеству своего и чужого труда. Примерно по этому поводу выдающийся русский философ И. А. Ильин в своей книге «Путь духовного обновления» в середине 30-х гг. отмечал, что важно, «...чтобы полезный и продуктивный труд реально обогащал трудящегося, чтобы масса живо чувствовала поощряющее влияние частной собственности, а также успешность и почетность труда»[7].
За рубежом (в Японии, США и других странах) вопросам мотивации качества уделяют серьезное внимание, в том числе создают условия для состязательности между работниками, коллективами (в том числе между группами качества), предприятиями. Это стало заметно в 80 – 90-е гг. и определило проведение различного рода конкурсов по КП и соответственное присуждение премий. В мировой практике присуждаются престижные премии за качество, например призы «Золотой глобус» Фонда содействия Востоку, «Золотая звезда за качество» Клуба менеджеров торговли (в него входят представители 120 стран), «За высокое качество на мировом уровне» Всемирного клуба предпринимателей, Европейская премия за качество, присуждаемая с 1990 г., премия Малькольма Боддриджа (США), присуждаемая с 1987 г., приз Эдвардса Деминга (Япония), присуждаемый промышленным предприятиям за доконкурсов и присуждении призов и премий за высокое качество должны участвовать не только общественные организации, но и государственные органы, так как это может стать эффективным средством активизации работ по повышению и обеспечению качества в стране. Следует отметить, что в 1996 г. для предприятий учреждены также ежегодные Государственные премии в области качества (не более 12 в год), ас 1997 г. введены премии Правительства РФ. Безусловно это положительно влияет на адаптацию российских товаров к условиям конкуренции отечественного и мирового рынков.
Премии, призы и конкурсы в области качества следует дифференцировать по уровням управления системой УК в стране: федеральном, региональном, городском или районном, организации (предприятия), в том числе по ее уровням управления. Критериями награждения могут быть удовлетворенность потребителей продукцией, безопасность и экологичность продукции, воздействие на общество и т. п. Премии за качество не гарантируют сбыт продукции, но позволяют повысить эффективность маркетинговых работ. В конечном счете, это увеличит объем продаж продукции премированного предприятия. Кроме того, участие в конкурсах на получение премии качества требует самооценки и проверки со стороны предприятия своей системы УК.
4. Организация создания групп качества и конкурентоспособности
Решение об организации групп должны принимать менеджеры высшего звена или собственники предприятия, однако это не исключает проявления инициативы менеджеров среднего и низового звеньев, а также непосредственно работников подразделений предприятия.
В процессе создания и дальнейшего обеспечения групп качества целесообразно выделить этапы подготовки, создания и обеспечения их функционирования, состав работ которых может быть примерно следующим (в скобках указаны исполнители работ)[8].
Подготовительный этап:
проведение разъяснительной и информационной работы в коллективах об экономическом и социальном значении групп, принципов и организации их работы, по вопросам стимулирования и поощрения (руководство предприятия и подразделении);
издание приказа руководителя предприятия об организации работ по созданию и обеспечению функционирования групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству);
определение функций и создание координирующего подразделения по созданию и обеспечению функционирования групп (при наличии такого решения) (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству);
разработка положения о совете по группам и его формирование (при наличии такого решения) (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству);
обучение руководителей и специалистов, участвующих в работе по организации и созданию групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);
разработка нормативно-методическая документация (НМД) по организации создания и обеспечению функционирования групп, в том числе установление порядка рассмотрения и реализации предложений групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);
проведение анализа состояния дел на предприятии по качеству и конкурентоспособности продукции и определение наиболее актуальных направлений деятельности групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);
определение конкретных подразделении предприятия для создания в них опытных групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);
оценка подготовленности предприятия к организации и созданию групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение).
Создание групп:
формирование опытных групп и назначение их кураторов (заместитель руководителя предприятия, координирующее подразделение, подразделения);
обучение членов опытных групп (заместитель руководителя предприятия, координирующее подразделение, подразделения, кураторы);
обеспечение функционирования опытных первоочередных групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение, другие подразделения, кураторы);
накопление, обобщение и анализ опыта организации и функционирования опытных групп. Определение более широкого круга направлений и тематики деятельности групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение, подразделения, кураторы);
определение конкретных участков производства и других производственных и функциональных структур для формирования широкого круга групп (руководитель предприятия, координирующее подразделение, подразделения, кураторы);
уточнение, корректировка и утверждение НМД по организации создания и обеспечению функционирования групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение, подразделения, кураторы);
формирование новых групп и назначение их кураторов. Обучение членов новых групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение, подразделения, кураторы).
Функционирование групп:
обеспечение деятельности всех групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение, подразделения, кураторы);
контроль соблюдения установленного порядка создания и обеспечения функционирования групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);
организация и проведение семинаров и конференций по обмену опытом. Проведение смотров-конкурсов на лучшую организацию работы групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);
обеспечение гласности и пропаганды результатов деятельности групп, обобщение и распространение положительного опыта их работы (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);
совершенствование деятельности групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение, подразделения, кураторы).
В организации и оказании постоянной эффективной помощи группам качества значимую роль могут играть кураторы групп, назначаемые, как правило, из числа наиболее квалифицированных инженерно-технических и экономических работников. Свои обязанности каждый куратор может осуществлять как в одной, так и в нескольких группах. Группы целесообразно формировать из числа работников подразделения, но для решения задач более широкого характера могут создаваться группы на базе нескольких подразделений (например, «сквозные» группы качества); в некоторых случаях состав групп требуется формировать из работников нескольких предприятий, если решение задач по повышению и обеспечению качества и конкурентоспособности конечной продукции зависит от их взаимодействия.
Возглавлять группу должен наиболее инициативный и квалифицированный работник, избираемый всеми членами группы. Важнейшей его функцией может быть обеспечение активности и конструктивного обсуждения имеющихся проблем всеми работниками, входящими в группу, создание в группе уважительного отношения к предложениям каждого члена. Рабочие заседания группы следует проводить не реже одного раза в неделю как в рабочее (не более 1–2 часов), так и во внерабочее время. Высшее звено управления формирует координирующее подразделение, на которое возлагается вся оперативная работа по организации и координации работы групп качества, а также обязанность по разработке перечня проблем для решения группами, ведение регистрации и учета поступающих предложений, их технико-экономическая экспертиза и обеспечение внедрения принятых предложений.
Организованная работа групп качества может дать значительный эффект, например, как на японских предприятиях. При этом в составе комплекса документации следует иметь положение о группах качества и конкурентоспособности или СТП «Организация и порядок работы групп качества и конкурентоспособности»[9]. Особенностью такого документа должно стать то, что круг деятельности групп следует определить значительно шире, чем это регламентируется документами для непосредственно традиционных групп качества.
Практическая часть №1
Группа показателей качества |
Характеристика группы |
Показатели качества |
1. Показатели назначения |
Характеристики природного или технического совершенства данной продукции и соответствие ее своему функциональному назначению. |
Создание четко определенной температуры воздуха |
2. Показатели технологичности |
Характеризует эффективность конструктивных и технологических решений, обусловливающих оптимальное распределение затрат материалов труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. |
Конструкция предназначенная для охлаждения |
3. Показатели сохраняемости. |
Характеризует приспособленность продукции к сохранению показателей ее качества в течение и после хранения и транспортирования. |
Прочный корпус, надежность соединения внутренних узлов. |
4. Показатели ремонтопригодности |
Характеризует приспособленность изделия к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и повреждений при техническом обслуживании и ремонте. |
Удобство при вскрытие и ремонте, широкий выбор комплектующих. |
5. Показатели безотказности |
Характеризует способность изделия сохранить работоспособность в течении некоторой наработки без вынужденных перерывов вследствие возникновения отказов. |
Электронная конструкция позволяет работать до разряда батареи. |
6. Показатели долговечности |
Характеризует способность изделия сохранить работоспособность до наступления некоторого предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и текущих ремонтов. |
Электронная конструкция позволяет функционировать неограниченное количество времени. |
7. Показатели эргономичности |
Характеризует свойства изделия, которые проявляются в системе «человек-изделие-среда использования» и влияют на эффективность деятельности человека при его взаимодействии с изделием (гигиенические, антропометрические, психофизиологические). |
Четкая работа, удобство в обращении. |
8. Показатели стандартизации и унификации |
Характеризует насыщенность изделия стандартизованными и унифицированными частями. |
Комплектующие единого стандарта качества. |
9. Показатели патентно- правовые |
Характеризует качество и весомость новых изобретений, реализованных в данном изделии, а так же возможность беспрепятственной реализации оцениваемого изделия внутри страны и за рубежом. |
Производство по технологии фирмы LG. |
10. Эстетические показатели |
Характеризует способность определенных видов продукции удовлетворять человеческие потребности в красоте. |
Современный дизайн. |
11. Показатели транспортабельности |
Позволяет количественно охарактеризовать приспособленность данной продукции качества к ее перевозкам определенными транспортными средствами и качества соответствующим погрузочно-разгрузочным работам. |
Компактность и прочность. |
12. Показатели безопасности |
Характеризует особенность продукции, обуславливающих безопасность лиц, взаимодействующих с этой продукцией. |
Полное отсутствие в конструкции элементов, представляющих хоть какую то опасность. |
13. Экологические показатели |
Характеризует степень воздействия на природу побочных явлений сопровождающих процесс использования данной продукции. |
Конструкция состоит из экологически чистых материалов. |
14. Показатели экономного использования сырья материалов, топлива. |
Характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемого им сырья, материалов, топлива и энергии. |
Минимальный расход электроэнергии. |
15. Экономические показатели. |
Характеризуют затраты на изготовление и испытание опытных образцов, себестоимость изготовления продукции, затраты на расходные материалы и т.д. |
Общая себестоимость 1500 руб. |
Практическая часть №2
Программа повышения качества работы
Мероприятия |
Сроки |
Ресурсы, руб. |
1. Перевод производства на новую технологию с использованием более экологически чистого сырья. |
1 месяц. |
75 т.р. |
2. Разработки новых решений в дизайне изделия и их внедрение. |
1 месяц. |
40 т.р. |
3. Переход на применение в производстве новых микросхем для увеличения срока эксплуатации. |
2,5 месяца. |
70 т.р. |
4. Переход на применение более прочного материала для изготовления корпуса. |
2 месяца. |
70 т.р. |
5. Создание центров сервисного обслуживания продукции. |
6-8 месяцев. |
120 т.р. |
6. Выпуск отдельных комплектующих и их продажа. |
3 месяца. |
30 т.р. |
7. Создать отделы контроля качества продукции. |
2 месяца. |
25 т.р. |
Реализация данной программы позволит повысить такие показатели качества выпускаемого изделия как надежность и долговечность, экологичность и безопасность, пригодность и удобство ремонта, длительность срока эксплуатации, повышение эстетических качеств, повышение общего уровня качества изделия.
Ситуация №6
В марте 2001 года семья Петровых приобрела пылесос. Через три месяца он вышел из строя. Поскольку ближайшая гарантийная мастерская, указанная в гарантийном талоне, находится в другом городе, они отдали пылесос в частную мастерскую. Впоследствии узнали, что вышедшую из строя вещь до истечения гарантийного срока можно вернуть продавцу. В январе 2003 года пылесос отнесли в магазин, но нам отказали в ремонте на том основании, что пломбы на товаре нарушены.
Правы ли работники магазина?
Решение:
В данной ситуации работники магазина абсолютно правы, поскольку гарантийные пломбы вправе вскрывать только центры гарантийного обслуживания. В противном случае гарантия автоматически перестает действовать.
Заключение
В заключение можно привести ряд выводов, которые позволят подвести итог проделанной работе.
1. Достижение целей в области качества в условиях рыночных отношений возможно только при достаточно эффективном обеспечении управления качеством (УК).
2. Среди всех видов обеспечения управления в целом и УК, в частности, наиболее значимым является кадровое (скорее, адекватное обеспечение персоналом), чему способствуют объективные тенденции, которые проявляются в деятельности современных руководителей (менеджеров или лиц, сочетающих функции предпринимателей и менеджеров).
3. Приоритетной задачей УК является повышение творческой активности каждого члена коллектива и подразделений по обеспечению качества, в противном случае предприятию в условиях рынка и конкуренции трудно выжить. При активизации творческой деятельности каждому работнику необходимо учитывать, что любой труд должен включать: 1) собственно труд, 2) работу мысли (творческий труд) и 3) удовлетворение трудом (социальный фактор). Очевидно, что в труде большинства производственных рабочих второй и третий факторы во многом отсутствуют.
4. Решение об организации групп должны принимать менеджеры высшего звена или собственники предприятия, однако это не исключает проявления инициативы менеджеров среднего и низового звеньев, а также непосредственно работников подразделений предприятия.
5. В процессе создания и дальнейшего обеспечения групп качества целесообразно выделить этапы подготовки, создания и обеспечения их функционирования
6. В организации и оказании постоянной эффективной помощи группам качества значимую роль могут играть кураторы групп, назначаемые, как правило, из числа наиболее квалифицированных инженерно-технических и экономических работников.
7. Группы целесообразно формировать из числа работников подразделения, но для решения задач более широкого характера могут создаваться группы на базе нескольких подразделений (например, «сквозные» группы качества); в некоторых случаях состав групп требуется формировать из работников нескольких предприятий, если решение задач по повышению и обеспечению качества и конкурентоспособности конечной продукции зависит от их взаимодействия.
Таким образом, становится очевидным, что данная тема является довольно сложной, но, тем не менее, весьма важной для изучения и применения в практической деятельности.
Список литературы
1. Лифиц И.М. Основы стандартизации метрологии и сертификации – М.: ЮРАЙТ, 2001.
2. Безверхий С.Ф. Стандартизация и сертификация. – М.: ЮНИТИ, 2001.
3. Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. М.: ИПК Издательство стандартов, 1999.
4. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 1998.
5. Кузнецов В.А., Ялунина Г.В. Основы метрологии. М.: ИПК Издательство стандартов, 1999.
6. Закон РФ от от 31.07.98 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг».
7. Ильенкова С.Ф. Управление качеством. – М., 1999.
8. Новицкий Н.И. Управление качеством продукции. – Минск.: Новое знание, 2001.
9. Окрепилов В.В. Управление качеством. – М., 1998.
10. Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
11. Ялунина Г.В. Основы метрологии. – М., 2000.
12. Мишин В.М. Управление качеством. – М., 2001.
13. Ильенкова С.Д. Управление качеством. – М., 1998.
14. Круглов М.И. Менеджмент качества. – М., 2001.
15. Курицин А.И. Современное управление качеством продукции. – М., 1999.
[1] Мишин В.М. Управление качеством. – М., 2001. 281.
[2] Мишин В.М. Управление качеством. – М., 2001. с. 284.
[3] Мишин В.М. Управление качеством. – М., 2001. с. 286.
[4] Лифиц И.М. Основы стандартизации метрологии и сертификации – М.: ЮРАЙТ, 2001. с. 177.
[5] Курицин А.И. Современное управление качеством продукции. – М., 1999. с. 215.
[6] Курицин А.И. Современное управление качеством продукции. – М., 1999. с. 223.
[7] Курицин А.И. Современное управление качеством продукции. – М., 1999. с. 226.
[8] Ильенкова С.Ф. Управление качеством. – М., 1999. с. 163.
[9] Ильенкова С.Ф. Управление качеством. – М., 1999. с. 166.