Содержание


Введение..................................................................................................................3


1. Роль кадров и основные направления их деятельности

по обеспечению управления качеством...............................................................4


2. Развитие позитивного отношения кадров к проблемам

управления качеством..........................................................................................12


3. Активизация творческой деятельности кадров по обеспечению

управления качеством..........................................................................................18


4. Организация создания групп качества и конкурентоспособности..............23


Практическая часть..............................................................................................27

 

Заключение...........................................................................................................30

 

Список литературы..............................................................................................32


Введение

Качество продукции играет огромную роль в обеспечении конкурентоспособности да и просто возможности существования любой организации. Вследствие этого данному аспекту сегодня уделяется весьма значительное внимание. В системе управления качеством особое место занимает кадровое обеспечение, которое во многом определяет состояние всей системы управления качеством продукции.

Главная цель курсовой работы заключается в детальном рассмотрении кадрового обеспечения управления качеством продукции.

В связи с этим можно выделить следующие основные задачи:

- определить роль кадров и основные направления их деятельности по обеспечению управления качеством;

- изучить проблему развития позитивного отношения кадров к проблемам управления качеством;

- рассмотреть основные методы активизации творческой деятельности кадров по обеспечению управления качеством;

- изучить организацию создания групп качества и конкурентоспособности.

Для написания курсовой работы были использованы следующие источники литературы: Лифиц И.М. Основы стандартизации метрологии и сертификации; Безверхий С.Ф. Стандартизация и сертификация; Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандарти­зация в сертификации; Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии; Кузнецов В.А., Ялунина Г.В. Основы метрологии и др.

В книгах данных авторов содержится полна и достаточно подробная информация по исследуемой теме, и именно они составили основу курсовой работы.

Курсовая работа имеет четкую структуру, которая полностью соответствует поставленным задачам и направлена на раскрытие выбранной темы, которая, безусловно, имеет огромное практическое значение.

1. Роль кадров и основные направления их деятельности по обеспечению управления качеством


Достижение целей в области качества в условиях рыночных отно­шений возможно только при достаточно эффективном обеспечении управления качеством (УК). Среди всех видов обеспечения управления в целом и УК, в част­ности, наиболее значимым является кадровое (скорее, адекватное обеспечение персоналом), чему способствуют объективные тенденции, которые проявляются в деятельности современных руководителей (менеджеров или лиц, сочетающих функции предпринимателей и менеджеров)[1]. Среди таких тенденций необходимо обратить внимание на усиление: 1) роли УК и его влияния на социальные, экологические, экономические и другие результаты деятельности, что становится характерным для многих предприятий Западной Европы, Японии и США; 2) поведенческой роли (в том числе этики поведения) работни­ков предприятий как во взаимоотношениях в своем коллективе, так и, что особенно важно, с потребителями, партнерами и др.; 3) «тех­нократических» направлений в УК, т.е. возрастающие требования к технологическому оснащению и всей материально-технической базе производства и сервиса продукции на основе научно-технических достижений, что позволяет обеспечить необходимый уровень каче­ства и конкурентоспособности продукции, а также более высокую производительность труда. Эта тенденция обусловливает необходи­мость наличия у руководителей разносторонних современных знаний. В соответствии с этими тенденциями и необходимостью оперативно принимать решения по УК наиболее важная роль в деятельности по УК принадлежит управленческим кадрам высшего звена. Наличие такой ответственности у высшего звена обусловливает необходимость их более высокой технико-технологической подготовки, понимания сущности используемых и новых технологических процессов. Недо­статочно высокая ответственность данного звена управления может вызвать у других звеньев управления нерешительность, вследствие чего неизбежно замедлится процесс принятия решений. Подтвержде­нием правильности такого вывода является, например, практика японской корпорации «Омрон».

Следовательно, именно от высшего звена УК зависит, будет ли отдан приоритет качеству продукции в четырехугольнике «качество – срок поставки – количество – затраты». Однако при приоритетном отношении к качеству и конкурентоспособности продукции без интегративного системного подхода невозможно достичь основных це­лей и обеспечить решение важнейших задач функционирования предприятия.

В зависимости от того, насколько руководители предприятия по­няли и приняли к действию современную концепцию УК и конкурен­тоспособности продукции, зависит конечный результат деятельности предприятия. Без их прямого заинтересованного участия, рациональ­ной организации труда и высокой профессиональности, а также, как показывает опыт зарубежных менеджеров, занятию не менее 50—60% рабочего времени только решению вопросов качества успехов не до­биться. При этом необходима не мнимая, а фактическая со стороны Управленческих работников инициатива и поддержка работ по реализа­ции системного подхода при создании и функционировании рыночно ориентированных систем качества (СК). Помощь в этом может оказать взаимодействие Руководителей с профсоюзами, новая роль которых в условиях рын­ка в достаточной степени пока не оценена. Руководителям следует довести до сознания каждого работника предприятия, что изготавливать продукцию нужно без дефектов, не допускать в работе ошибок. Однако в любом случае качество должно быть на первом месте. Как писал американский профессор Р. Шонбергер, «руководство пред­приятия должно попросту довести до производственных подразделе­ний, что на первом месте стоит задача обеспечения качества, а объем производства – только на втором, и настоять на этом принципе». Главное – данный принцип реализовать на практике, что следует обеспечивать на каждом уровне УК. Для этого высшему звену УК не­обходимо при содействии среднего и низового звеньев сформировать систему целей, политику и обязательств в области качества. К этой работе можно привлечь специально создаваемый совет, такой, какой был создан, например, в фирме «Джонсон пластике» (США). В него вошли не только менеджеры различных звеньев, но и специалисты высокого класса некоторых подразделений. Этот совет заседал один раз в две недели, что в дальнейшем предотвращало возникающие проблемы в области качества. Таким образом, цели в области качества следует рассматривать как главные цели всей системы управления (СУ).

Реальная заинтересованность, инициатива и требовательность ру­ководителей в отношении работ в области качества объективно точ­но выявляются при проведении на предприятии предпроектных ме­роприятий по созданию СК, удовлетворяющих требованиям рынка. Наглядно это видно при выполнении анализа состояния дел по каче­ству в готовности действующей СК. В зависимости от глубины, пол­ноты и объективности такого анализа и по сформированным на осно­ве этого целям, политике и обязательствам можно сделать объектив­ный вывод о настоящем отношении и стремлении менеджеров к по­вышению и обеспечению качества и конкурентоспособности продук­ции предприятия. Работа руководителей высшего звена не может ог­раничиваться только выполнением функций Системы общего управления качеством (СО УК). Им следует вы­полнять и функциональное разделение труда, и часть специальных функций УК. Относится это, например, к функции организации материально-технического снабжения (МТС), метрологического обеспечения, специальной подготовки и обучению кадров по повышению и обеспечению качества и др. Выс­шее звено обязано больше уделять внимания вопросам организации, координации, контроля и т.п. Особенно важно при этом добиться тесного взаимодействия и сотрудничества со службами и подразделе­ниями, нужно придать этой работе систематический характер и не допускать личного противоборства между отдельными руководителя­ми и тем более между подразделениями.

Исключительна роль управляющих работников по отношению к службе повышения и обеспечения качества, в противном случае дея­тельность этой службы будет малоэффективна. Особенно это важно в переходный период к рыночной экономике и функционирования предприятия в условиях конкуренции. В связи с этим возникает не­обходимость усиления в организационной структуре управления блока качества, непосредственно подчиняющегося заместителю гене­рального директора по качеству. В блок целесообразно включать, кро­ме традиционно входящего ОТК, подразделения по организации УК, аналитическую службу качества, подразделения по стандартизации, метрологии, испытаниям, разработке технологии контроля, надежно­сти, наблюдению за эксплуатацией продукции и др., непосред­ственно связанных с повышением, обеспечением и УК. Только нали­чие на предприятии примерно такого состава подразделений в блоке может оказать существенное влияние на повышение уровня качества, его стабильность и конкурентоспособность продукции[2].

При создании и функционировании СК руководители всех уров­ней должны уделять внимание группам качества и конкурентоспособ­ности, так как опыт организации и внедрения таких групп на наших предприятиях показал недостатки в направлении активизации работ, а именно: члены групп не заинтересованы в результатах своей работы; при организации и функционировании таких групп недостаточное внимание уделялось обучению и самообразованию каждого члена группы; практически не осуществлялись учет, анализ, контроль и от­сутствовал механизм реализации предложений групп качества; нере­гулярно проводились заседания и совещания; не был регламентиро­ван порядок использования группами материально-технических ре­сурсов при проведении опытно-экспериментальных работ; руководи­тели предприятия и подразделений не представляли группам перечни актуальных вопросов в области КП. Эти недостатки наряду со всеми другими были обусловлены недостаточным вниманием со стороны руководства к деятельности групп качества.

Нельзя не отметить определяющую роль руководства в организа­ции сертификации СК и продукции. Эти вопросы объективно не могут быть решены без финансовой поддержки и активного участия высшего звена управления. С их стороны необходима реальная по­мощь в подготовке и выделении соответствующих финансовых ресур­сов и кадров для организации, подготовки и проведения этой работы.

От среднего звена зависит эффективность вертикальных, горизон­тальных и диагональных связей при создании продукции необходи­мого для потребителей качества. Среднее звено менеджеров является связующим элементом при реализации этих связей, оно должно идти высшему звену навстречу, неся каждый свою долю ответственности за главнейший аспект деятельности предприятия.

При рассмотрении роли руководства в повышении и обеспечении качества и конкурентоспособности нельзя не обратить внимание на такое явление, которое для наших предприятий ранее было нетипич­ным и почти неизвестным. Речь идет о проявляющемся на западных предприятиях психическом терроре – моббинге[3]. Психический террор связан с тем, что на промышленных предприятиях в условиях конкуренции и рыночных отношений люди претерпевают высокие физические, умственные и психологические нагруз­ки. По существу, многие работающие находятся в постоянном состо­янии стресса, вызываемом высокой концентрацией внимания, боль­шой отдачей физических сил и/или умственным напряжением. По­следствиями стрессовых состояний являются: появление у работни­ков агрессивности по отношению к своим коллегам, зависть к успе­хам других, желание заниматься разного рода интригами и т. п., а глав­ное – постоянный страх потерять работу. В результате ряд работников предприятий становятся жертвами возникающего психического тер­рора со стороны своих же коллег, вследствие чего возникают различ­ные заболевания (язвенная болезнь, сердечно-сосудистые, невроти­ческие и др.). В конечном счете нарушается психологический климат в коллективе, ухудшаются производственные отношения, что безус­ловно отрицательно влияет на результаты деятельности всего пред­приятия. Зародилось такое явление, как известно, в последние годы в США, а прижилось в Германии и других благополучных в экономи­ческом отношении странах.

Очевидно, что обстановка на рабочем месте (РМ) при наличии даже только наме­ток психического террора не позволяет создавать продукцию высоко­го качества и активно участвовать в работе групп качества и конкурен­тоспособности, поэтому профилактика психического террора является важнейшей задачей руководства. К наиболее часто используемым мерам относятся: 1) гласное обсуждение и осуждение малейших при­знаков проявления моббинга; 2) оперативное предупреждение воз­можных случаев этого феномена, рассмотрение жалоб и при необхо­димости принятие мер в отношении виновников (например, лишение на определенный период работы или увольнение с работы, возмеще­ние ущерба и т. п.); 3) защита жертв как работодателями и руковод­ством, так и профсоюзами, юристами, судом и т. п.

В нашей стране моббинг проявлялся ранее, но не столь явно, нежели в настоящее время в западных промышленно-развитых странах. Тем не менее в период безработицы, снижения нравственных устоев в обществе и предпочтения сиюминутных материальных интересов общечеловеческим ценностям делает этот негативный феномен для наших условий потенциально реальным и значимым. Предпосылок для предотвращения моббинга у нас пока недостаточно, даже меньше, чем до начала экономических реформ. Следовательно, роль руковод­ства в нераспространении и предупреждении психического террора именно сейчас нельзя переоценить, при этом очень важно, чтобы каждый работник постоянно ощущал поддержку и требовательность руководства к своей деятельности по обеспечению качества и конку­рентоспособности.

Среди других направлений обеспечения УК большое значение имеет взаимодействие высших звеньев управления предприятиями с федеральными, региональными и местными органами власти. Это объективная необходимость в любой системе хозяйствования, поэтому ру­ководителям предприятий следует учитывать политику государствен­ных, региональных и местных органов управления и взаимодейство­вать с ними. Предприятия часто зависят от органов власти при полу­чении заказов и т. п., при этом последние оказывают существенное влияние не только на предприятие, как производственно-хозяйственная система (ПХС) в целом, но и на УК и конкурентоспособность продукции.

В СССР в условиях плановой централизованной экономики взаи­модействие с органами государственного управления осуществля­лось в рамках Единой системы государственного управление качеством продукции (УКП) и через ее тер­риториальные системы. Нужно особо отметить наличие в территори­альных системах УК функции правового обеспечения качества, кото­рая предусматривала со стороны государственных органов упра­вления своего рода регулирование и государственный контроль за со­блюдением законов и других правовых актов в области качества, по­ставок продукции и т.п. Таким образом, инициатива взаимодействия в условиях централизованной плановой экономики исходила сверху. В современных же условиях эти процессы взаимодействия следует осуществлять взаимонаправленно. Руководители предприятий могут это осуществлять через администрации территориальных образова­ний (исполнительные органы), представительные (законодательные) органы, государственную налоговую службу, антимонопольные структуры, органы инспекций и надзора, статистики, суд, прокурату­ру. Однако такое взаимодействие в новых условиях хозяйствования должно осуществляться на принципиально новой основе, исключи­тельно на правовой базе. При этом следует руководствоваться зако­нами и соблюдать все правовые требования при социально направ­ленном и взаимовыгодном сотрудничестве, в интересах любого граж­данина, общества, государства. Стремление к взаимодействию долж­но быть встречным и заинтересованным, но с приоритетом удовлет­ворения требований потребителей и защите его интересов, что обус­ловливает необходимость повышения качества и конкурентоспособ­ности продукции. Например, органы управления регионом могут оказать влияние на организацию рационального сотрудничества и тесных взаимосвязей предприятий с НТО, находящихся на их терри­тории. Такое сотрудничество не только позволяет достичь взаимовы­годности для непосредственных участников взаимосвязей — пред­приятий и организаций, но и дает возможность решать некоторые региональные задачи (обеспечение занятости населения, развитие научно-технического потенциала региона, повышение квалифика­ции работающих и др.). Наибольших успехов в деле осуществления связей предприятий и НТО в регионе можно добиться при использо­вании системного подхода.

Вопросы взаимодействия руководства предприятия в области ка­чества и конкурентоспособности с государственными, региональными и местными органами следует документировать. Так, в рамках СО УК может быть создан стандарт предприятия (СТП) «Взаимодействие предприятия в области качества и конкурентоспособности продукции с федеральными, регио­нальными и местными органами управления. Основные положения» или иной документ[4].

2. Развитие позитивного отношения кадров к проблемам управления качеством


Под воздействием различных условий и факторов с течением вре­мени заинтересованность, внимание и требовательность к повыше­нию и обеспечению качества со стороны менеджеров за рубежом и отечественных руководящих работников претерпевали изменения. Все эти изменения отношений менеджеров и руководящих работников можно объединить в ретроспективном и перспективном планах в не­сколько последовательных этапов.

1. Эпизодически локальный этап. Менеджеры и руководящие ра­ботники принимают управленческие решения и осуществляют воз­действие эпизодически, причем локального характера и узкой на­правленности, что обусловливается только крайней необходимос­тью устранения ярко выраженных недоработок в области качества продукции (КП). Оче­видно, что в этот период высшее звено управления самое серьезное внимание уделяет объемным показателям производства, а не повы­шению и обеспечению качества и конкурентоспособности, т.е. этап характеризуется дефицитом продукции и практически отсутствием конкуренции.

2. Командно-комплексный этап. Он характеризуется желанием со стороны руководства предприятий использовать не локальное, а ком­плексное управляющее воздействие на повышение и обеспечение КП, потому что такое отношение менеджеров и руководителей опре­деляется объективной необходимостью решения проблем качества. ^Применительно к нашим предприятиям данный этап малоэффекти­вен, так как командные решения не воспринимаются остальными руководящими работниками и членами трудового коллектива. К тому же малоинициативными оказываются и руководители высшего звена управления, потому что решения эти принимались формально, по указаниям вышестоящих инстанций. Для многих предприятий отече­ственной промышленности рассматриваемый этап закончился с де­централизацией управления промышленностью. В актив данного эта­па можно отнести разработку важнейших теоретических положений комплексного подхода к УК и апробацию их на многих предприяти­ях различных отраслей промышленности.

3. Всеобще инициативный этап. Проявляются всеобщий интерес и внимание к КП как со стороны членов трудового коллектива, так и менеджеров, при изменении отношения собственности и значительной заинтересованности работающих в конечных результатах деятель­ности предприятия. При таком отношении достигаются ощутимые положительные сдвиги в повышении КП. Менеджеры высшего звена принимают минимальное количество каких-либо принудительных мер оперативного характера, так как это компенсируется активным участием менеджеров среднего и низового звеньев и всех работников. Для наших предприятий рассматриваемый этап – дело будущего, когда изменения отношения собственности, рыночные условия и конкуренция станут реальностью, однако и на этом этапе менеджеры должны достаточно эффективно способствовать стимулированию производства высококачественной продукции.

4. Профессионально-инициативный этап. Он характеризуется мак­симальной требовательностью менеджеров всех звеньев к повышению качества и обеспечению конкурентоспособности продукции при од­новременном серьезном отношении всех работающих к решению са­мого приоритетного направления деятельности предприятия в усло­виях жесткой конкуренции. Наряду с требовательностью каждый ме­неджер и работник должны обладать высоким профессионализмом, больше уделять внимания проблемам качества. Инициативность при­мерно такая же, как на предыдущем этапе, но темпы роста повыше­ния качества в начале этапа весьма несущественны. Это определяет­ся тем, что интерес и инициативность подойдут к своему насыщению, пределу, поэтому необходимость высокого профессионализма и тре­бовательности при достигшей предела инициативности – объектив­ное явление.

5. Системно-глубинный этап. Его особенностью является то, что для дальнейшего повышения качества и обеспечения конкурентоспособ­ности продукции требуются не только профессионализм и инициа­тивность, но и эффективное стимулирование анализа и более систем­но-глубинное изучение процессов повышения качества, поощрение коллективных действий по определению и ликвидации недостатков, использование передового опыта в этой области. Должна возрасти роль менеджеров в реальном воплощении системной концепции ме­неджмента в области качества и конкурентоспособности, проявления с их стороны большей инициативы и поддержки коллектива по посто­янному систематическому совершенствованию системного подхода к решению проблем качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Нашим промышленным предприятиям трудно найти место среди перечисленных этапов, т.е., по существу, они находятся вне этапов. Связано это с тем состоянием дел в области качества, которое сложи­лось в результате происшедших кризисных явлений в экономике, вызванных политическими решениями при переходе к рыночным от­ношениям и, как следствие, деформированием и соответственным ухудшением производственных отношений, снижением общей и личной требовательности к качеству труда и продукции. «Выпадание» отечественных предприятий из этапного развития отношений к каче­ству не связано с теми объективными тенденциями, которые должны были бы проявиться при исторически нормальном развитии эконо­мики. При последовательно развивающихся формах собственности, улучшающих отношение человека к средствам производства и резуль­татам своего труда отечественное производство должно было бы на­ходиться в начале 90-х гг. на первых ступенях третьего этапа. Вместе с тем стабилизация экономической деятельности в соответствии с объективными законами и закономерностями развития общества и производства сравнительно быстро поставит все наши предприятия на реально достигнутый этап[5].

Таким образом, при осуществлении кадрового обеспечения управ­ления следует учитывать те изменения в отношениях зарубежных ме­неджеров и российских руководителей к УК, которые объективно про­исходят в практике управления. Наряду с этим представляется целесо­образным определить понимание и реальные приоритетные направле­ния деятельности менеджеров и руководителей предприятий, выбира­емые ими. Так, отечественные руководители в 90-х гг. достаточно пол­но осознавали значимость КП и его приоритетность в условиях рынка и конкуренции среди других важнейших направлений деятельности. Однако практические действия отечественных руководителей в отно­шении приоритетных рассматриваемых направлений отличаются от тех, которые могли бы быть при следовании руководителей теоретичес­ки осознанному выбору. Приоритетность повышения и обеспечения качества в деятельности руководителей каждого звена управления предприятием потребует от них проявления новых свойств, которые, сейчас у многих отсутствуют или не развиты. К таким свойствам следу­ет отнести демократическое сознание и поведение, уважение к отдель­ной личности и ориентировку на личность подчиненного, плюрализм, видение перспективности решений в области качества, обоснованный риск и экономическую расчетливость в вопросах качества, критич­ность и самокритичность решений по качеству, восприятие и стремле­ние реализовать современную концепцию УК и др.

Независимо от этапов и приоритетов в нынешних условиях и тем более при дальнейшем развитии рыночных отношении специалист в области УК по сравнению со своими коллегами — специалистами в других областях менеджмента должен обладать позитивными свой­ствами, внутренне исповедывать и выполнять в работе с подчиненны­ми и коллегами, общении с потребителями и партнерами определен­ные правила, выработанные и апробированные практикой менедж­мента и жизнью. Ряд таких правил, с учетом рекомендаций Д. Карнеги, кратко можно сформулировать так:

проявлять уважение к потребителям, партнерам-смежникам, кол­легам и подчиненным, дорожить их доверием;

быть точным, пунктуальным и обязательным;

проявлять общую культуру, здравый смысл и профессиональную компетентность (знания, умения и навыки);

стремиться к успехам в области качества и конкурентоспособности на длительное время, а не к сиюминутной выгоде;

уметь ставить цели по УК и конкурентоспособности, уметь анализировать ход достижения и достигать их;

создавать в коллективе творческую, деловую обстановку, и т.д.

Наряду с выполнением данных правил, реализацией принципов УК и требований к руководителям в условиях рыночных отношений крайне важно объективно воспринимать и стремиться на практике реализовать концепцию системного УК. По существу, современную концепцию УК правильно должен воспринимать каждый работник предприятия, это должно также стать одной из целей обучения спе­циалистов. При этом в понимание такой концепции каждым работни­ком необходимо заложить следующее: необходимость знания основ современного системного УК и их наличия у каждого работающего; внутреннюю убежденность в необходимости только высококаче­ственно выполнять свои обязанности, независимо от занимаемой должности; убежденность в приоритетности качества среди других направлений деятельности во имя более полного удовлетворения потребностей и получения на этой основе прибыли; уверенность в том, что более полезно и целесообразно предупреждать, заранее не допускать дефекты и брак, а не исправлять их. Надо четко понимать: нужно делать все возможное для потребителя, чтобы он был дово­лен, и удовлетворять его потребности, так как без потребителя не будет прибыли. Выяснение понимания каждым работником пред­приятия современной концепции целесообразнее начинать с рас­пространения, заполнения и обработки специальной анкеты, в кото­рой в доходчивой и простой форме могли бы быть поставлены воп­росы или утверждения для однозначных ответов («да» или «нет», «правильно» или «неправильно»).

Эффективность деятельности и авторитет современного менед­жера определяются прежде всего именно умением реализовать тре­буемую для условий рынка и конкуренции концепцию, наличием у него совокупности чисто человеческих и профессиональных свойств, а не правами, полномочиями и должностным статусом ме­неджера. Поэтому представляет интерес и практическую целесооб­разность сопоставление наиболее характерных свойств, присущих большинству зарубежных менеджеров и нашим руководящим работ­никам предприятий. На основе такого сравнения следует избрать наиболее нужные свойства (научные, технические, экономические, организационные, социально-психологические, экологические) и интегрировать их для каждого руководителя. Кроме того, они долж­ны уметь использовать свои лучшие свойства, знания, весь прогрессивный арсенал методов и способов стимулирования и активизации труда каждого работника, даже интуицию, системно воспринимая решая проблемы качества.

3. Активизация творческой деятельности кадров по обеспечению управления качеством


Приоритетной задачей УК является повышение творческой ак­тивности каждого члена коллектива и подразделений по обеспече­нию качества, в противном случае предприятию в условиях рынка и конкуренции трудно выжить. При активизации творческой деятель­ности каждому работнику необходимо учитывать, что любой труд должен включать: 1) собственно труд, 2) работу мысли (творческий труд) и 3) удовлетворение трудом (социальный фактор). Очевидно, что в труде большинства производственных рабочих второй и тре­тий факторы во многом отсутствуют[6].

На предприятиях, особенно это относится к производству слож­ной продукции, всем звеньям управления следует обеспечить работ­никам возможность использовать в работе творческий подход и удов­летворение своим трудом. Руководители должны понимать, что труд, как и личность работающего, индивидуален, требует уважения, соответ­ствующей оплаты и признания. Следует больше внимания уделять ин­дивидуальной активизации труда работников именно на этой основе, поощряя в каждом творческий потенциал, интерес к труду, личную и групповую ответственность за выполнение работы. Вместе с тем нуж­но создавать соревновательный дух внутри групп работающих и меж­ду различными группами.

Для повышения и обеспечения качества важно инициировать акти­визацию инновационных процессов повышения и обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции. Среди условий и фак­торов, формирующих у каждого работающего на предприятии пози­тивную инициацию этих процессов, следует выделить:

• занимаемую работником должность, его права, обязанности и зна­ние цели своего труда;

• уровень образования и культуры (общей, технологической и про­изводственной);

•  личные свойства (качества) и цели на ближайшее время и перспек­тиву;

• ситуацию и обстановку на предприятии (в том числе условия тру­да, отношение собственности, социально-психологическую атмос­феру, научно-технические, экономические, социальные, организа­ционные и другие условия);

• состояние внешней среды (ситуацию и обстановку за пределами предприятия).

Создание благоприятных мотивационных условий зависит от органи­зационных форм их использования. Как показывает практика и опыт фирм Японии, США, других промышленно развитых стран, одной из таких форм является создание различных кружков, объединяющих работ­ников для решения конкретных задач в области производства. Положи­тельный опыт в организации и функционировании аналогичных круж­ков накоплен в процессе обеспечения КП. В Японии такие кружки по­лучили дальнейшее развитие и расширили сферу своей деятельности, что обусловило их преобразование в кружки качества и производительности.

Применительно к решению проблемы повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности, т. е. проблемы более сложной, чем только обеспечение качества в процессе производства, в концеп­цию организационно-структурной мотивации деятельности работников, независимо от организационно-правовой формы предприятий, сле­дует заложить следующее:

1) создание в рамках организационной структуры управления предприятия и/или в структурах взаимосвязанных и взаимодейству­ющих объединений предприятий (например, при кооперации или связанных с проведением научно-исследовательских работ (НИР) и проектно-конструкторских) групп качества и конкурентоспособности, представляющих специфические общественные организационно-структурные формирования работ­ников одного или нескольких подразделений;

2) главной целью создания групп качества является активизация ра­бот по поиску и реализации путей повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции для достижения ге­неральной цели деятельности всего предприятия (как правило, это удов­летворение потребностей потребителей на основе получения прибыли);

3) привлечение к участию в группах максимально возможного числа работающих;

4) группы создаются и функционируют на принципах: добровольности, когда объединяются для решения конкретных задач, как правило, 3 – 12 человек (большее число работников менее результативно);

коллективного участия в выборе задач по повышению качества и конкурентоспособности продукции (на всех стадиях ее жизненного цикла);

реальной поддержки со стороны руководства предприятия и создания всех необходимых условий для эффективной работы групп и мотивации их деятельности; само- и взаиморазвития;

систематического воспитания, обучения и повышения професси­онального уровня каждого члена группы;

учета результатов работы каждого члена группы при установле­нии ставок, надбавок к оплате труда, а также при должностном про­движении;

формирования атмосферы творчества и соревновательности в группах и между группами;

широкого использования прогрессивных методов повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности;

активности работы и непрерывного функционирования;

осознанного понимания целей и необходимости повышения и обес­печения высокого качества и конкурентоспособности продукции;

взаимосвязи деятельности членов группы со своими рабочими функциями;

широкого освещения в средствах внутрифирменной информации достижений групп качества;

5) общее организационное и методическое руководство группами осуществляют менеджеры предприятия и специально создаваемый совет по группам качества или научно-технический совет предпри­ятия. Для координации и организации работ в группах качества це­лесообразно сформировать четкую оргструктуру управления ими, определив при этом головное подразделение из числа действующих на предприятии (например, отдел качества, отдел организации управления).

В конечном счете успех деятельности групп качества во многом зависит от массовости участия работающих, которая может быть обес­печена планомерной, кропотливой работой менеджеров. При этом важно стимулировать работу групп «сверху», ненавязчиво направляя их творческий потенциал на решение наиболее важных задач для до­стижения целей предприятия. Непереоценимую роль в активизации работ в области качества и конкурентоспособности играет мотивация труда всех сотрудников. Необходимо создавать такие условия, чтобы каждый работник чувствовал себя нужным, востребованным; пони­мал, что его труд почетен и что за высококачественную работу он бу­дет уважаем и достаточно хорошо вознагражден. Только в этом случае работающий будет требовательно относиться к качеству своего и чу­жого труда. Примерно по этому поводу выдающийся русский фило­соф И. А. Ильин в своей книге «Путь духовного обновления» в сере­дине 30-х гг. отмечал, что важно, «...чтобы полезный и продуктивный труд реально обогащал трудящегося, чтобы масса живо чувствовала поощряющее влияние частной собственности, а также успешность и почетность труда»[7].

За рубежом (в Японии, США и других странах) вопросам мотивации качества уделяют серьезное внимание, в том числе создают условия для состязательности между работниками, коллективами (в том числе между группами качества), предприятиями. Это стало заметно в 80 – 90-е гг. и определило проведение различного рода конкурсов по КП и соответ­ственное присуждение премий. В мировой практике присуждаются престижные премии за качество, например призы «Золотой глобус» Фонда содействия Востоку, «Золотая звезда за качество» Клуба менеджеров торговли (в него входят представители 120 стран), «За высокое качество на мировом уровне» Всемирного клуба предпринимателей, Европейская премия за качество, присуждаемая с 1990 г., премия Маль­кольма Боддриджа (США), присуждаемая с 1987 г., приз Эдвардса Деминга (Япония), присуждаемый промышленным предприятиям за доконкурсов и присуждении призов и премий за высокое качество дол­жны участвовать не только общественные организации, но и государ­ственные органы, так как это может стать эффективным средством активизации работ по повышению и обеспечению качества в стране. Следует отметить, что в 1996 г. для предприятий учреждены также ежегодные Государственные премии в области качества (не более 12 в год), ас 1997 г. введены премии Правительства РФ. Безусловно это положительно влияет на адаптацию российских товаров к условиям конкуренции отечественного и мирового рынков.

Премии, призы и конкурсы в области качества следует дифференци­ровать по уровням управления системой УК в стране: федеральном, региональном, городском или районном, организации (предприятия), в том числе по ее уровням управления. Критериями награждения могут быть удовлетворенность потребителей продукцией, безопасность и экологичность продукции, воздействие на общество и т. п. Премии за качество не гарантируют сбыт продукции, но позволяют повысить эффективность маркетинговых работ. В конечном счете, это увеличит объем продаж продукции премированного предприятия. Кроме того, участие в конкурсах на получение премии качества требует самооцен­ки и проверки со стороны предприятия своей системы УК.

4. Организация создания групп качества и конкурентоспособности


Решение об организации групп должны принимать менеджеры высшего звена или собственники предприятия, однако это не ис­ключает проявления инициативы менеджеров среднего и низового звеньев, а также непосредственно работников подразделений пред­приятия.

В процессе создания и дальнейшего обеспечения групп качества целесообразно выделить этапы подготовки, создания и обеспечения их функционирования, состав работ которых может быть примерно следу­ющим (в скобках указаны исполнители работ)[8].

Подготовительный этап:

проведение разъяснительной и информационной работы в коллек­тивах об экономическом и социальном значении групп, принципов и организации их работы, по вопросам стимулирования и поощрения (руководство предприятия и подразделении);

издание приказа руководителя предприятия об организации работ по созданию и обеспечению функционирования групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству);

определение функций и создание координирующего подразделе­ния по созданию и обеспечению функционирования групп (при на­личии такого решения) (руководитель предприятия, заместитель ру­ководителя по качеству);

разработка положения о совете по группам и его формирование (при наличии такого решения) (руководитель предприятия, замести­тель руководителя по качеству);

обучение руководителей и специалистов, участвующих в работе по организации и созданию групп (заместитель руководителя по каче­ству, координирующее подразделение);

разработка нормативно-методическая документация (НМД) по организации создания и обеспечению функ­ционирования групп, в том числе установление порядка рассмотре­ния и реализации предложений групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);

проведение анализа состояния дел на предприятии по качеству и конкурентоспособности продукции и определение наиболее актуаль­ных направлений деятельности групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение);

определение конкретных подразделении предприятия для созда­ния в них опытных групп (заместитель руководителя по качеству, ко­ординирующее подразделение);

оценка подготовленности предприятия к организации и созда­нию групп (заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение).

Создание групп:

формирование опытных групп и назначение их кураторов (замес­титель руководителя предприятия, координирующее подразделение, подразделения);

обучение членов опытных групп (заместитель руководителя пред­приятия, координирующее подразделение, подразделения, кураторы);

обеспечение функционирования опытных первоочередных групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение, другие подразделения, кураторы);

накопление, обобщение и анализ опыта организации и функциони­рования опытных групп. Определение более широкого круга направле­ний и тематики деятельности групп (заместитель руководителя по ка­честву, координирующее подразделение, подразделения, кураторы);

определение конкретных участков производства и других произ­водственных и функциональных структур для формирования широ­кого круга групп (руководитель предприятия, координирующее под­разделение, подразделения, кураторы);

уточнение, корректировка и утверждение НМД по организации создания и обеспечению функционирования групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству, координирую­щее подразделение, подразделения, кураторы);

формирование новых групп и назначение их кураторов. Обуче­ние членов новых групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделение, подраз­деления, кураторы).

Функционирование групп:

обеспечение деятельности всех групп (руководитель предприятия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подразделе­ние, подразделения, кураторы);

контроль соблюдения установленного порядка создания и обеспе­чения функционирования групп (руководитель предприятия, замес­титель руководителя по качеству, координирующее подразделение);

организация и проведение семинаров и конференций по обмену опытом. Проведение смотров-конкурсов на лучшую организацию работы групп (заместитель руководителя по качеству, координирую­щее подразделение);

обеспечение гласности и пропаганды результатов деятельности групп, обобщение и распространение положительного опыта их ра­боты (заместитель руководителя по качеству, координирующее под­разделение);

совершенствование деятельности групп (руководитель предприя­тия, заместитель руководителя по качеству, координирующее подраз­деление, подразделения, кураторы).

В организации и оказании постоянной эффективной помощи группам качества значимую роль могут играть кураторы групп, на­значаемые, как правило, из числа наиболее квалифицированных инженерно-технических и экономических работников. Свои обя­занности каждый куратор может осуществлять как в одной, так и в нескольких группах. Группы целесообразно формировать из числа работников подразделения, но для решения задач более широкого характера могут создаваться группы на базе нескольких подразделе­ний (например, «сквозные» группы качества); в некоторых случаях состав групп требуется формировать из работников нескольких предприятий, если решение задач по повышению и обеспечению качества и конкурентоспособности конечной продукции зависит от их взаимодействия.

Возглавлять группу должен наиболее инициативный и квалифици­рованный работник, избираемый всеми членами группы. Важнейшей его функцией может быть обеспечение активности и конструктивно­го обсуждения имеющихся проблем всеми работниками, входящими в группу, создание в группе уважительного отношения к предложени­ям каждого члена. Рабочие заседания группы следует проводить не реже одного раза в неделю как в рабочее (не более 1–2 часов), так и во внерабочее время. Высшее звено управления формирует координиру­ющее подразделение, на которое возлагается вся оперативная работа по организации и координации работы групп качества, а также обя­занность по разработке перечня проблем для решения группами, ве­дение регистрации и учета поступающих предложений, их технико-экономическая экспертиза и обеспечение внедрения принятых пред­ложений.

Организованная работа групп качества может дать значительный эффект, например, как на японских предприятиях. При этом в составе комплекса документации следует иметь положение о группах качества и конкурентоспособности или СТП «Организация и порядок работы групп качества и конкурентоспособности»[9]. Особенностью такого до­кумента должно стать то, что круг деятельности групп следует опреде­лить значительно шире, чем это регламентируется документами для непосредственно традиционных групп качества.

Практическая часть №1

Группа показателей качества

Характеристика группы

Показатели качества

1. Показатели назначения


Характеристики природного или технического совершенства данной продукции и соответствие ее своему функциональному назначению.

Создание четко определенной температуры воздуха

2. Показатели технологичности

Характеризует эффективность конструктивных и технологических решений, обусловливающих оптимальное распределение затрат материалов труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

Конструкция предназначенная для охлаждения

3. Показатели сохраняемости.

Характеризует приспособленность продукции к сохранению показателей ее качества в течение и после хранения и транспортирования.

Прочный корпус, надежность соединения внутренних узлов.

4. Показатели ремонтопригодности

Характеризует приспособленность изделия к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и повреждений при техническом обслуживании и ремонте.

Удобство при вскрытие и ремонте, широкий выбор комплектующих.

5. Показатели безотказности

Характеризует способность изделия сохранить работоспособность  в течении некоторой наработки без вынужденных перерывов вследствие возникновения отказов.

Электронная конструкция позволяет работать до разряда батареи.

6. Показатели долговечности

Характеризует способность изделия сохранить работоспособность  до наступления некоторого предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и текущих ремонтов.

Электронная конструкция позволяет функционировать неограниченное количество времени.

7. Показатели эргономичности

Характеризует свойства изделия, которые проявляются  в системе «человек-изделие-среда использования» и влияют на эффективность деятельности человека при его взаимодействии с изделием (гигиенические, антропометрические, психофизиологические).

Четкая работа, удобство в обращении.

8. Показатели стандартизации и унификации

Характеризует насыщенность изделия стандартизованными и унифицированными частями.

Комплектующие единого стандарта качества.

9. Показатели патентно- правовые

Характеризует качество и весомость новых изобретений, реализованных в данном изделии, а так же возможность беспрепятственной реализации оцениваемого изделия внутри страны и за рубежом.

Производство по технологии фирмы LG.

10. Эстетические показатели

Характеризует способность определенных видов продукции удовлетворять человеческие потребности в красоте.

Современный дизайн.

11. Показатели транспортабельности

Позволяет количественно охарактеризовать приспособленность данной продукции качества к ее перевозкам определенными транспортными средствами и качества соответствующим погрузочно-разгрузочным работам.

Компактность и прочность.

12. Показатели безопасности

Характеризует особенность продукции, обуславливающих безопасность лиц, взаимодействующих с этой продукцией.

Полное отсутствие в конструкции элементов, представляющих хоть какую то опасность.

13. Экологические показатели

Характеризует степень воздействия на природу побочных явлений сопровождающих процесс использования данной продукции.

Конструкция состоит из экологически чистых материалов.

14. Показатели экономного использования сырья материалов, топлива.

 Характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемого им сырья, материалов, топлива и энергии.

Минимальный расход электроэнергии.

15. Экономические показатели.

Характеризуют затраты на изготовление и испытание опытных образцов, себестоимость изготовления продукции, затраты на расходные материалы и т.д.

Общая себестоимость 1500 руб.

Практическая часть №2


Программа повышения качества работы

Мероприятия

Сроки

Ресурсы, руб.

1. Перевод производства на новую технологию с использованием более экологически чистого сырья.

1 месяц.

75 т.р.

2. Разработки новых решений в дизайне изделия и их внедрение.

1 месяц.

40 т.р.

3. Переход на применение в производстве новых микросхем для увеличения срока эксплуатации.

2,5 месяца.

70 т.р.

4. Переход на применение более прочного материала для изготовления корпуса.

2 месяца.

70 т.р.

5. Создание центров сервисного обслуживания продукции.

6-8 месяцев.

120 т.р.

6. Выпуск отдельных комплектующих и их продажа.

3 месяца.

30 т.р.

7. Создать отделы контроля качества продукции.

2 месяца.

25 т.р.

Реализация данной программы позволит повысить такие показатели качества выпускаемого изделия как надежность и долговечность, экологичность и безопасность, пригодность и удобство ремонта,  длительность срока эксплуатации, повышение эстетических качеств, повышение общего уровня качества изделия.

 
 
Ситуация №6

В марте 2001 года семья Петровых приобрела пылесос. Через три месяца он вышел из строя. Поскольку ближайшая гарантийная мастерская, указанная в гарантийном талоне, находится в другом городе, они отдали пылесос в частную мастерскую. Впоследствии узнали, что вышедшую из строя вещь до истечения гарантийного срока можно вернуть продавцу. В январе 2003 года пылесос отнесли в магазин, но нам отказали в ремонте на том основании, что пломбы на товаре нарушены.

Правы ли работники магазина?


Решение:

В данной ситуации работники магазина абсолютно правы, поскольку гарантийные пломбы вправе вскрывать только центры гарантийного обслуживания. В противном случае гарантия автоматически перестает действовать.

Заключение

В заключение можно привести ряд выводов, которые позволят подвести итог проделанной работе.

1. Достижение целей в области качества в условиях рыночных отно­шений возможно только при достаточно эффективном обеспечении управления качеством (УК).

2. Среди всех видов обеспечения управления в целом и УК, в част­ности, наиболее значимым является кадровое (скорее, адекватное обеспечение персоналом), чему способствуют объективные тенденции, которые проявляются в деятельности современных руководителей (менеджеров или лиц, сочетающих функции предпринимателей и менеджеров).

3. Приоритетной задачей УК является повышение творческой ак­тивности каждого члена коллектива и подразделений по обеспече­нию качества, в противном случае предприятию в условиях рынка и конкуренции трудно выжить. При активизации творческой деятель­ности каждому работнику необходимо учитывать, что любой труд должен включать: 1) собственно труд, 2) работу мысли (творческий труд) и 3) удовлетворение трудом (социальный фактор). Очевидно, что в труде большинства производственных рабочих второй и тре­тий факторы во многом отсутствуют.

4. Решение об организации групп должны принимать менеджеры высшего звена или собственники предприятия, однако это не ис­ключает проявления инициативы менеджеров среднего и низового звеньев, а также непосредственно работников подразделений пред­приятия.

5. В процессе создания и дальнейшего обеспечения групп качества целесообразно выделить этапы подготовки, создания и обеспечения их функционирования

6. В организации и оказании постоянной эффективной помощи группам качества значимую роль могут играть кураторы групп, на­значаемые, как правило, из числа наиболее квалифицированных инженерно-технических и экономических работников.

7. Группы целесообразно формировать из числа работников подразделения, но для решения задач более широкого характера могут создаваться группы на базе нескольких подразделе­ний (например, «сквозные» группы качества); в некоторых случаях состав групп требуется формировать из работников нескольких предприятий, если решение задач по повышению и обеспечению качества и конкурентоспособности конечной продукции зависит от их взаимодействия.

Таким образом, становится очевидным, что данная тема является довольно сложной, но, тем не менее, весьма важной для изучения и применения в практической деятельности.

Список литературы

1.     Лифиц И.М. Основы стандартизации метрологии и сертификации – М.: ЮРАЙТ, 2001.

2.     Безверхий С.Ф. Стандартизация и сертификация. – М.: ЮНИТИ, 2001.

3.     Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандарти­зация в сертификации. М.: ИПК Издательство стандартов, 1999.

4.     Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.: ЮНИТИ, 1998.

5.     Кузнецов В.А., Ялунина Г.В. Основы метрологии. М.: ИПК Издательство стандартов, 1999.

6.     Закон РФ от от 31.07.98 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг».


7.     Ильенкова С.Ф. Управление качеством. – М., 1999.

8.     Новицкий Н.И. Управление качеством продукции. – Минск.: Новое знание, 2001.

9.     Окрепилов В.В. Управление качеством. – М., 1998.

10.                       Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

11.                       Ялунина Г.В. Основы метрологии. – М., 2000.

12.                       Мишин В.М. Управление качеством. – М., 2001.

13.                       Ильенкова С.Д. Управление качеством. – М., 1998.

14.                       Круглов М.И. Менеджмент качества. – М., 2001.

15.                       Курицин А.И. Современное управление качеством продукции. – М., 1999.



[1] Мишин В.М. Управление качеством. – М., 2001. 281.


[2] Мишин В.М. Управление качеством. – М., 2001. с. 284.


[3] Мишин В.М. Управление качеством. – М., 2001. с. 286.


[4] Лифиц И.М. Основы стандартизации метрологии и сертификации – М.: ЮРАЙТ, 2001. с. 177.


[5] Курицин А.И. Современное управление качеством продукции. – М., 1999. с. 215.


[6] Курицин А.И. Современное управление качеством продукции. – М., 1999. с. 223.


[7] Курицин А.И. Современное управление качеством продукции. – М., 1999. с. 226.


[8] Ильенкова С.Ф. Управление качеством. – М., 1999. с. 163.


[9] Ильенкова С.Ф. Управление качеством. – М., 1999. с. 166.