ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение                                           высшего профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ                                                   ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА                                                                  И АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бухгалтерский (финансовый) учет»

на тему:

«Учет расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебеторами и кредиторами»











Владимир –2008 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………......стр. 3

1. Понятие, состав дебиторской и кредиторской задолженности…………………………………………...……….………стр. 5

2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………….стр.13

3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками. ……………………...…стр.20

4. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами……………...….стр.23

5. Хозяйственные операции………………………………………………...стр.26

Заключение…………………………………………………………….....….стр.28

Список используемой литературы………………………………………....стр.29




















Введение.

Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы  и  другие  товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями – за  купленные  ими  товары;  с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.

       В  условиях  нестабильной  рыночной  экономики  риск   неоплаты   или

несвоевременной  оплаты  счетов  увеличивается,  это  приводит  к  появлению дебиторской  и  кредиторской  задолженности.  Часть  этой  задолженности   в процессе  финансово  –  хозяйственной  деятельности   неизбежна   и   должна находится в рамках допустимых значений.

       Сомнительная дебиторская задолженность  и  просроченная  кредиторская  свидетельствуют о  нарушениях   поставщиками   и   клиентами финансовой и платежной дисциплины, что  требует  незамедлительного  принятия соответствующих мер для  устранения  негативных  последствий.  Своевременное принятие  этих  мер,  возможно,  только   при   осуществлении   со   стороны

предприятия систематического контроля.

Для учета дебиторской задолженности, обусловленную процессами основной деятельности организации, системой счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета:

Счет 60-«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

Счет 62- «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

Счет 76- «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

При покупке организацией товаров, работ или услуг у других юридических и физических лиц и осуществлении расчетов с ними возникают обязательства, представляющие собой кредиторскую задолженность. Организации и лица, которым должна данная организация, называются кредиторами.

Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по оплате труда своим работникам (начисленная, но не выплаченная), задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами и прочие отчисления называют обязательствами по распределению. Кредиторов, задолженность которым возникла по другим нетоварным операциям, называют прочими кредиторами.

Для учета кредиторской задолженности используются сч-та:

Счет 60-«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

Счет 70- «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

Счет 73- «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

Счет 76- «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.





















1.   Понятие, состав дебиторской и кредиторской задолженности.

Предприятие вступает в хозяйственные и финансовые отношения с другими предприятиями, лицами и т.д. Таким образом, возникают расчетные отношения. Расчеты делятся на 2 группы:

• по товарным операциям, которые производятся предприятием в случае, если предприятие является поставщиком готовой продукции (работ, услуг), заготовителем товарно-материальных ценностей, или покупателем

• по нетоварным операциям, связанным с погашением задолженности банку, бюджету, работникам, внебюджетным фондам и другие расчеты.

В бухгалтерском учете дебиторская задолженность отражается как имущество организации, а кредиторская задолженность - как обязательства.

Под дебиторской задолженностью понимаются задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации, которая возникает в процессе экономической деятельности организации, т.е. задолженность покупателей за купленные товары и услуги, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.

Дебиторская задолженность по своему характеру в зависимости от расчетных отношений может подразделяться на нормальную, которая является следствием хозяйственной деятельности организации и просроченную дебиторскую задолженность, которая создает финансовые затруднения для приобретения производственных запасов, выплаты з/пл.. Такая дебиторская задолженность должна быть в центре внимания, и должны быть приняты срочные оперативные меры по ее исключению.

Для целей учета и анализа дебиторская задолженность делится на текущую и долгосрочную. Текущая задолженность должна быть получена в течение года или нормального производственно-коммерческого цикла. Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии политика расчетов с клиентами, причем последний фактор особенно важен.

Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые возникают в ходе различных фактов хозяйственной деятельности. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Кредиторы, задолженность по которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.

В обобщенном виде факторы, влияющие на порядок отражения дебиторской задолженности в учете, оценки и погашения, представляют собой правила и нормы, установленные:

• договором, определяющим порядок расчетов по сделке;

• гражданским законодательством, определяющим порядок совершения       сделок

• законодательными и административными документами по налогообложению

В системе аналитического учета дебиторскую и кредиторскую задолженности отражают по их видам.

Срок, в течение которого дебиторская и кредиторская задолженности отражаются в учете и отчетности, включает в себя период времени, с которым гражданское законодательство связывает те или иные правовые последствия. Наступление или истечение срока влечет возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений, связанных с правами и обязанностями сторон. Сроки бывают нормативные - установленные законом или иными правовыми актами и договорные - определяемые соглашением сторон. Как разновидность нормативных сроков гражданского права различают сроки, в течение которых нарушенное или оспариваемое право подлежит защите, например, срок исковой давности. Общий срок исковой давности установлен в три года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или увеличенные по сравнению с общим сроком.

Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на основании приказа руководителя на уменьшение финансовых результатов организации или резерва по сомнительным долгам. Но эта списанная задолженность не считается аннулированной; ее отражают на забалансовом счете в течение пяти лет и наблюдают за возможностью взыскания.

Дебиторская задолженность отражается в активе баланса обособленно в зависимости от предполагаемых сроков ее погашения (в течении 12 месяцев или более чем через 12 месяцев после отчетной даты), кредиторская задолженность фиксируется в пассиве баланса.

Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на увеличение финансовых результатов организации.

Обычно платежи по текущим обязательствам, вытекающим из договоров купли-продажи, комиссии и поручения, аренды, вексельного займа, коммерческого кредитования и пр., участники хозяйственных операций погашают не наличными деньгами, а перечислением денежных средств через банковские организации.

В Гражданском кодексе РФ и Положении о безналичных расчетах в РФ указаны традиционные и часто применяемые на практике формы расчетов. Основными формами расчетов по товарным операциям являются: акцептная, аккредитивная, платежными поручения-ми, чеками, векселями, путем плановых платежей. Применение той или иной формы расчетов предусматривается в договоре между сторонами (поставщиком и покупателем), за исключением случаев, когда правилами банка установлены обязательные формы расчетов.

Кроме того, все расчеты можно подразделить на иногородние и одногородние. Иногородними являются расчеты между организациями, имеющими счета в учреждениях банка, расположенных в разных населенных пунктах. К одногородним относятся расчеты между организациями, счета которых находятся в одном или разных учреждениях банка одного населенного пункта.

Акцептная форма расчетов раньше была наиболее распространенной. Акцепт - это согласие на оплату расчетного документа в определенный срок. Акцептная форма расчетов и расчеты платежными требованиями применяются между поставщиками и покупателями (заказчиками) за отгруженные товары или оказанные услуги. Эта форма расчетов позволяет покупателю контролировать выполнение поставщиком условий договора: сроков, условий поставки и цен.

Акцепт может быть предварительный и последующий. В случае предварительного акцепта плательщик, получив платежное требование, должен решить вопрос о его оплате: по иногородним счетам в течение трех рабочих дней, по одногородним - в течение двух дней. Если в этот срок не поступит отказ от оплаты, то требование считается акцептованным и оплачивается на следующий день.

При последующем акцепте платежное требование оплачивается немедленно при получении его банком плательщика, но затем плательщик должен в течение трех рабочих дней рассмотреть правильность оплаты и при необходимости заявить отказ от акцепта.

Отказы покупателей от акцепта платежных требований могут быть частичными и полными. Полный отказ от акцепта платежного требования имеет место при отгрузке товара не по адресу, досрочной поставке товара без согласия покупателя. Счет допускается оплачивать частично, когда в нем указана цена, превышающая установленную договором, нарушен ассортимент материальных ценностей, допущены арифметические ошибки и пр. За необоснованный отказ от акцепта покупатель может нести материальную ответственность (по решению арбитражного суда). Грузы, по которым последовал полный отказ от акцепта, поступают на ответственное хранение к покупателю до получения указаний от поставщика.

При аккредитивной форме расчетов учреждение банка по заявлению обслуживаемого им покупателя дает поручение иногороднему учреждению банка, обслуживающего поставщика, оплатить отгруженные поставщиком товарно-материальные ценности, работы или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении получателя. Сумму аккредитива банк покупателя депонирует на отдельном счете для последующего покрытия выплат поставщику по извещениям обслуживающего его банка. Аккредитив может выставляться и за счет ссуды банка.

Аккредитивная форма расчетов применяется при эпизодических, разовых расчетах между поставщиком и покупателем. При аккредитивной форме расчетов продукция оплачивается по месту нахождения поставщика, вслед за ее отгрузкой, после предъявления поставщиком своему банку счетов и товарно-транспортных накладных, подтверждающих факт отгрузки товаров (и других документов, предусмотренных условиями аккредитива).

В данной форме расчетных отношений участвуют четыре стороны: покупатель, банк покупателя, банк продавца и продавец. При расчетах аккредитивами покупатель поручает обслуживающему его банку произвести за счет своих депонированных средств или ссуды оплату материалов, товаров, работ или услуг продавцу через банк продавца. Таким образом, аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку продавца оплатить расчетные документы.

В тех случаях, когда продавец сомневается в платежеспособности покупателя и требует предварительной оплаты, а покупатель сомневается в надежности поставщика и боится заранее перечислять деньги, аккредитивная форма расчетов может стать способом решения конфликта.

В отличие от акцептной формы аккредитивная форма расчетов ведет к отвлечению, как бы «замораживанию» средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использования. Поэтому нецелесообразно применение аккредитивной формы расчетов с постоянными покупателя-ми, своевременно производящими платежи по своим обязательствам.

Наиболее распространенной формой безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениям. Такие расчеты ведутся в тех случаях, когда владелец счета дает распоряжение обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы со своего счета на счет получателя средств. Используются платежные поручения для предварительной и последующей оплаты уже полученных товаров (услуг, работ), для перечисления платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, различным юридическим и физическим лицам. Платежное поручение действительно в течение десяти дней со дня выписки. Если срок платежа в поручении не проставлен, то сроком платежа считается дата принятия документа банком. Платежное поручение считается исполненным только в момент зачисления денежных средств на указанный в поручении счет получателя.

В условиях перехода к рыночной экономике для безналичных расчетов используются расчетные чеки. Расчетный чек - это составленное на специальном банковском бланке письменное поручение владельца счета (чекодателя) произвести выплату определенной суммы денег получателю (чекодержателю) или о перечислении средств на его счет.

Обычно расчеты с использованием чеков производятся в следующей последовательности. Заключается договор купли-продажи товаров, в котором отражается, что расчеты производятся чеком (или чеками). Для получения чековой книжки покупатель товаров представляет в банк заявление с такой просьбой. Затем покупатель депонирует на специальном счете в обслуживающем банке сумму, за счет которой в дальнейшем будут оплачиваться чеки. После этого поставщик отгружает то-вар, а покупатель выписывает ему чек на стоимость полученного товара. Поставщик предъявляет чек в обслуживающий его банк на инкассо для получения платежа. Банк поставщика предъявляет полученный чек для оплаты в банк покупателя, а банк покупателя производит оплату чека за счет депонированных ранее сумм.

Все чаще встречается в повседневной практике расчетных и кредитно-денежных отношений вексель. Вексель является средством оформления отношений между организациями или товарных кредитов, предоставляемых продавцом покупателю в виде отсрочки уплаты денег за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги, в качестве залога для получения банковского кредита или займа, как средство обеспечения обязательств третьих лиц и пр. Различают  простые  и  переводные   векселя.   Простой   вексель   по определению  Кондракова  Н.  П.,  -   это   письменное   долговое   денежное обязательство одной  стороны  (вексельдателя)  уплатить  определенную  сумму денег по наступлению срока  платежа  другой  стороны (векселедержателю)  по совершенным  торговым  сделкам  или  в  уплату  за выполненные  работы  или указанные услуги.

Переводной вексель (тратта) выписывается  кредитором  (трассантом)  и содержит приказ дебитору  (трассату)  уплатить  указанную  в  векселе  сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. С  помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно,  выполняя функцию универсального кредитно – расчетного документа.

С момента выдачи векселя обязательство по первоначальному договору (купли-продажи, подряда и т.п.) трансформируется в долг по вексельной сделке - договор коммерческого кредита. В векселе могут быть указаны сроки платежа:

·        в момент предъявления векселя;

·        спустя определенное время после предъявления векселя;

·        спустя определенное время после составления векселя;

·        в установленный день.

Проценты могут начисляться только по векселям, которые подлежат оплате по предъявлении или через определенное время после предъявления. Когда срок платежа в векселе определен конкретной датой, то проценты по нему не начисляются.

Держатель векселя, срок платежа по которому назначен на определенный день или в определенный день от составления или предъявления, должен предъявить его к оплате в этот день (или в последующий рабочий день недели). Если в течение трех дней векселедержатель не предъявил вексель к платежу, то все затраты и риски по нему переходят от должника к векселедержателю. В случае частичного платежа должник может потребовать отметки о таком платеже на векселе и выдачи ему расписки об этом. Должник освобождается от обязательств, если он оплатил вексель в срок.

Расчеты, в порядке плановых платежей используются при устойчивых постоянных взаимоотношениях между организациями за товары, работы и услуги. Платежи в этих случаях производят оговоренными суммами в заранее установленные сроки. Обычно такие расчеты не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу. Не реже одного раза в месяц поставщик и покупатель проверяют, соответствуют ли платежи действительному объему поставок, и делают перерасчет.



















2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

К поставщикам относятся предприятия, поставляющие материалы, товары, оказывающие услуги/работы, а к подрядчикам - предприятия, проводящие строительные работы.

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

На этом счете учитываются расчеты:

1) за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

2) за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили, т.е. так называемые неотфактурованные поставки;

3) за излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке, - когда фактическое количество поступивших ценностей превышает количество, указанное в расчетных документах поставщиков.

Излишки, выявляемые при приемке материальных ценностей, должны отражаться в первичных учетных документах. Так как появление излишков признается отклонением от нормального режима поставки, то применяются специальные формы первичных учетных документов, утвержденные Госкомстатом для предприятий и организаций различных видов деятельности;

4) за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта);

Учет на счете 60 ведется методом начисления, т.е. все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются независимо от времени оплаты.

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счетом 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", если его использование предусмотрено учетной политикой) или счетами учета соответствующих затрат.

За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

Многие предприятия приобретают материальные ценности, товары, работы и услуги, счета за которые выражены в условных денежных единицах, поэтому особенно указание счетного плана о том, что независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Это означает, что по дебету стоимость товарно-материальных ценностей может быть "разнесена" по различным счетам, например, по счету 10 в нормативной оценке согласно номенклатуре-ценнику и счету 16 - отклонение фактической себестоимости ТМЦ от нормативной оценки, но по кредиту (на счете 60) стоимость должна быть указана в соответствии с документами поставщика.

Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза ("товары в пути"), а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин, счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по претензиям"

Такая задолженность регулярно должна подвергаться инвентаризации. При этом составляется акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути (унифицированная ф.N ИНВ-6).

Так же отражается в учете задолженность по акцептованному счету поставщика, когда при его последующей проверке обнаруживаются несоответствие цен, обусловленных договором, либо арифметические ошибки.

За неотфактурованные поставки счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах. При получении документов от поставщика на ТМЦ возможны два варианта:

·        если поступившие документы соответствуют условиям договора, предприятие производит дополнительную запись только на сумму НДС (если он предусмотрен);

·        если поступившие документы не соответствуют условиям договора, то предварительная бухгалтерская запись сторнируется, и производятся записи на суммы, соответствующие отгрузочным документам.

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" дебетуется на суммы исполнения обязательств, т.е. оплату счетов. Согласно новому Плану счетов по дебету этого счета отражаются также авансы и предварительная оплата по счетам поставщиков в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а учитываются обособленно в аналитическом учете.

Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:

·        поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

·        поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам;

·        авансам выданным;

·        поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

·        поставщикам по просроченным оплатой векселям;

·        поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

На суммы предъявленных на оплату счетов поставщиков за поставленные ценности, оказанные услуги (работы) или фактически поступившие товары и материалы, потребленные услуги и работы составляется бухгалтерская запись:

Д-т 10 «Материалы»,

41 «Товары»,

25 «Общепроизводственные расходы»,

26 «Общехозяйственные расходы» и т.д.

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сумма налога на добавленную стоимость включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя записью:

 Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально - производственным запасам»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

По действующему законодательству налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям или услугам, стоимость которых списывается на затраты организации (или издержки обращения), после погашения обязательств перед поставщиками предъявляется бюджету, т.е. на сумму налога, уплаченного поставщикам, уменьшаются обязательства организации перед бюджетом по уплате НДС.

 Это отражается записью:

Д-т 68 «Расчеты с бюджетом»

К-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным по материально-производственным запасам».

Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления товарно-материальных ценностей, а при приемке их на склад обнаружилась недостача, или при последующей проверке счета было обнаружено несоответствие цен условиям договора или арифметические ошибки, до выяснения их причин делают следующие бухгалтерские записи:

Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора-ми»,

субсчет 2 «Расчеты по претензиям»

К-т 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками ».

Оплата счетов поставщиков, т.е. погашение задолженности перед ними, отражается на счетах следующей записью:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 51 «Расчетные счета»,

52 «Валютные счета»,

55 «Специальные счета в банках»,

71 «Расчеты с подотчетными лицами».

При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков (неотфактурованные поставки), по кредиту счета 60 отражается стоимость ценностей, исходя из цены и других условий, предусмотренных договором. Если цена не указана и не может быть установлена исходя их условий договора, то для определения величины кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет цену в отношении аналогичных ценностей.

Счет 60 дебетуется на суммы исполнения обязательств, включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов с покупателями и заказчиками, иными организациями. Возвращенные поставщиком неиспользованные суммы аванса отражают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 60. Ранее выданные, но не востребованные авансы списываются на убытки организации.

Схемы бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками и подрядчиками зависят от применяемых форм расчетов.

Если задолженность погашается кредитами банка, то делается запись:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»,

67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».[1;379]

Но во время совершения расчетов организация может и сама выступать поставщиком или подрядчиком, т.е. сама продавать покупателям и заказчикам товарно-материальные ценности, выполнять работы или оказывать услуги.



















3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.

Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками в новом Плане счетов предназначен счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены покупателям расчетные документы.

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. На счете 62 также отражаются суммы полученных авансов и предварительной оплаты. Их учет должен вестись обособленно на отдельном субсчете "Расчеты по полученным авансам" счета 62. Аналитический учет должен быть организован по каждому полученному авансу.

Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (на сумму погашения задолженности) и 91 "Прочие доходы и расходы" (на величину процента).

Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется:

·        по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету,

·        при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику.

Построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

·        покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

·        покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам;

·        векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

·        векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

·        векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

По мере отгрузки продукции и оказания услуг к оплате предъявляются расчетные документы, в которых величина выручки от их реализации (по договорной цене с налогом на добавленную стоимость) отражается:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».

Погашение задолженности покупателями и заказчиками (оплата расчетно-платежных документов) отражается:

Д-т 51 «Расчетные счета»,

52 «Валютные счета»,

50 «Касса»

К-т 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками ».

Организации могут получать авансы (предварительную оплату) под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ или при частичной оплате продукции и услуг, производимых для заказчиков. На счетах бухгалтерского учета это отражается записью:

Д-т 51 «Расчетные счета»,

52 «Валютные счета» и др.

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

суб-счет «Авансы полученные».

При зачете сумм ранее полученных авансов при предъявлении покупателям (заказчикам) счетов за полностью произведенные работы, проданные изделия делается проводка:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

суб-счет «Авансы полученные»

К-т 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками ».

Если расчеты производятся при совершении товарообменной операции, то по соглашению сторон может производиться взаимный зачет задолженностей. Такая операция может отражаться по:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» [2;233].

























4. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами возникают по различным причинам. Предприятие обязуется быть посредником между рабочими и служащими и третьими лицами, организациями, учреждениями (по исполнительным листам, за товары, проданные в кредит), оно хранит своевременно не полученную рабочими и служащими заработную плату, ведет расчеты по претензиям, по возмещению материального ущерба и т.п.

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами учитываются на счетах 63,73,76 и др.

Аналитический учет по счетам 61,64,65,75,78,79,62 ведется в ведомости №7, а по счету 76 такая ведомость открывается для каждого субсчета.

В конце месяца по ведомости аналитического учета подсчитывают итоги оборотов и выводят сальдо на следующий месяц.

Кредитовые обороты в разрезе корреспондирующих счетов из ведомостей №7 записывают в журнал-ордер №8 по кредиту счетов 61,62,63,68,73,76,78,79 и др. Записи по счетам 61,63,73 производят в журнале-ордере одной строкой за месяц, а по счету 76 - итогами за месяц по субсчетам. По счетам 68,78,79 синтетический учет в журнале-ордере №8 совмещается с аналитическим.

Современные условия развития экономики позволяют использовать такую форму сотрудничества предприятий, как совместная деятельность. Она не предполагает образования юридического лица и осуществляется на основе договора между участниками. Ведение общих дел участников поручается одному из них - доверенному лицу, которое ведет учет совместной деятельности на отдельном балансе. Результаты совместной деятельности распределяются в порядке, предусмотренном договором.

Согласно письму Минфина РФ №480 от 01.02.1994 г. вклады участников в совместную деятельность учитываются ими на счетах 06 ”Долгосрочные финансовые вложения”, или 58 ”Краткосрочные финансовые вложения”, на соответствующих субсчетах ”По совместной деятельности”, расчеты между участниками производятся на счете 77 ”Расчеты по совместной деятельности”. Доверенное лицо вклады участников учитывает на счете 96, субсчет ”Общая долевая собственность по совместной деятельности”, а расчеты между участниками - на счете 77 ”Расчеты по совместной деятельности”.

Передача вкладов осуществляется на основании авизо или другого первичного документа. Предприятия-участники отражают свои вклады в совместную деятельность: Д-т счетов 58,06, К-т счетов 47,48 - на согласованную между участниками сумму вклада; Д-т счетов 47,48, К-т счетов 01,04; Д-т счетов 02,05, К- т счетов 47,48 - при передаче имущества; Д-т счетов 06,58, К-т сч. 48; Д-т сч. 48, К-т сч. 20 при передаче незавершенного производства; Д-т сч. 06, К-т счетов 51,52,60,62,76 - при передаче денежных средств, дебиторской задолженности.

Если сумма вклада оценена выше балансовой стоимости имущественных ценностей, то разница относится на счет 85” Добавочный капитал” : Д-т счетов 47,48, К-т сч. 85; если сумма ниже - Д-т счетов 81,88, К-т счетов 47,48.

Сумма начисленной прибыли от совместной деятельности отражается: Д-т сч. 77, К-т сч. 80; убытков - Д-т счетов 81,88,85, К-т сч. 77.

Доверенное лицо отражает вклады участников на отдельном балансе в следующем порядке: Д-т счетов 01,04,10,12,20,40,41,50,51,52,60 и др., К-т сч. 96.

Учет совместной хозяйственной деятельности осуществляется в общеустановленном порядке.

Начисление прибыли участникам отражается: Д-т сч. 81, К-т сч. 77; убытков Д-т сч. 77, К-т сч. 87.

При прекращении совместной деятельности оставшиеся имущество и денежные средства распределяются в соответствии с условиями договора и используются участниками в первую очередь для закрытия счета 06 или 58. Если сумма полученных средств превышает сумму вклада, то разница относится на счет 88, субсчет” Безвозмездно полученные средства” , меньше суммы вклада, то списывается за счет собственных средств - Д-т счетов 81,88.

Доверенное лицо на отдельном балансе делает следующие записи: Д-т сч. 96, К-т счетов 50,51,52 и др. - при возврате денежных средств и дебиторской задолженности; при возврате имущества и других ценностей: Д-т сч. 96, К-т счетов 47,48,46; Д-т счетов 02,05,13, К-т счетов 46,47,48; Д-т счетов 46,47,48, К-т счетов 01,04,10,12,40,20; Д-т счетов 46,47,48, К-т сч. 80.

Аналитический учет вкладов и расчетов по совместной деятельности ведется в разрезе договоров по каждому участнику в ведомости №7, синтетический - в журнале-ордере №8.




















5. Хозяйственные операции и их документальное оформление.

Рассмотрим хозяйственные операции, связанные с учетом дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета на примере промышленного предприятия ООО «Тонар».


№ п\п

Факты хозяйственной деятельности

Документ-основание

Сумма, руб.

Корреспонденция счетов




дебет

кредит


1

Приняты к оплате расчетные документы поставщиков по приобретенным объектам основных средств:

Покупная цена

НДС

Приходный

ордер, накладная, счет- фактура

103400

18162

08

19

60

60


2

Приняты у оплате расчетные документы поставщиков по приобретенным нематериальным активам:

Покупная цена

НДС

Приходный

ордер, накладная, счет- фактура

11300

2034

08

19

60

60


3

Приняты к оплате расчетные документы транспортных организации за доставку приобретенных основных средств:

По тарифу

НДС

Приходный

ордер, накладная, счет- фактура

4300

774

08

19

76

76


4

Оплачено с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам и подрядчикам, возникшей за:

Приобретенные основные средства

Приобретенные нематериальные активы

Транспортные услуги

Платежное поручение, выписка банка

121562

13334

5074

60

60

76

51

51

51


5

Отражена сумма выручки за проданные объекты основных средств (включая НДС)

Накладная, акт об оказанных услугах

67378

62

91


6

Начислен НДС за проданные объекты основных средств

Книга продаж

10278

91

68


7

Поступили на расчетный счет суммы за:

Проданные объекты основных средств

Выписка банка, платежное поручение

67378

51

62


8

Депонированы невыплаченные суммы заработной платы

Платежная ведомость

56527

70

76


9

Получены наличные денежные средства в виде аванса и предоплат от покупателей и заказчиков

Приходный кассовый ордер, кассовый ордер

783940

50

62


10

Начислены суммы НДС с полученных авансов

Счет- фактура

119584

62

68


11

Акцептованы счета-фактуры за оказанные услуги, использованные в процессе обслуживания:

Цехов основного производства

Служб, связанных со сбытом продукции

Приходный

ордер, накладная

45800

28865

25

44

60

60


12

Оплачены счета поставщиков и подрядчиков за оказанные услуги

Выписка банка,

74665

60

51


13

Отражено погашение задолженности

Договор мены

9900

60

62








Заключение.

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами у предприятий возникают по различным причинам. В зависимости от содержания операций расчеты производятся по товарным операциям, если предприятие выступает поставщиком своей готовой продукции или заготовляющим товарно-материальные ценности, и по нетоварным операциям, связанным только с движением денежных средств, т.е. с погашением задолженностей бюджету, банку, органам социального страхования и обеспечения, работникам. Предприятие хранит своевременно не полученную рабочими и служащими заработную плату, ведет расчеты по претензиям, по возмещению материального ущерба, по исполнительным листам.

Основными задачами учета расчетов являются:

·        своевременное и правильное документирование операций по движению средств и расчетов;

·        контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;

·        контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

·        своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние предприятий.

На примере промышленного предприятия ООО «Тонар» я показала учет хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, связанных с расчетами с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами в корреспонденции со счетами учета денежных средств, внеоборотных активов, затрат на производство продукции, расчетов по налогам и сбором и другие.



Список используемой литературы.

1. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю. А. Бабаева - М.: Вузовский учебник, 2003г.- 525с.

2. Бухгалтерский учет: Учебник / под ред. проф. П.С. Безруких - М.: Бухгалтерский учет, 1999г. - 624с.

3. Финансовый учет: учебное пособие / В.Ф. Палий, В.В. Палий - М.: ФБК-Пресс, 1998г. - 304с.

4. Бухгалтерский учет: Учебник / Л.П. Краснова, Н.Т. Шалашова, Н.М. Ярцева - М.: Юристь, 2002г. - 542с.

5. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность: Учебное пособие/ Н.Л. Маренков - М.: Изд-во «Экзамен», 2004г. - 336с.

6. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие / Е.В. Акчурина, Л.П. Солодко - М.: Изд-во «Экзамен»,2004г.-416с.

7. Бухгалтерский учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности: Учебно-практическое пособие/ Под ред. проф. Ю. А. Бабаева - М.: ТК Велби Изд-во «Проспект», 2004г.- 424с.

8. План счетов бухгалтерского учета: комментарий к последним изменениям: - М.: Инфоцентр 21 века, 2005г. - 112с.

9. ПБУ в последней редакции с профессиональными комментариями - М.: АК ДИ «Экономика и жизнь», 2004г. - 424с.

10. Как работать с новым планом счетов / Безруких П.С. - М.: "Бухгалтерский учет", 2001г.- 112с.

11. Шнейдман Л.З. Рекомендации по переходу на новый план счетов. - Москва. Изд-во «Бухгалтерский учет» 2000г.- 95с. (Библиотека журнала «Бухгалтерский учет»).

12. Министерство финансов РФ Приказ «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» от 31 октября 2000г. № 94с.