Содержание

Введение…………………………………………………………………..……...3

1. Цели, задачи, функции МБРиР…………………...…………….….…..……..5

2. Развитие операций МБРиР……………………………….…………………...6

2.1. Международная финансовая корпорация………………..….………….6

2.2. Международная ассоциация развития…………………….…….……...8

2.3. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)……………………………………..…………….…………..…….10

2.4. Международный центр урегулирования инвес­тиционных

споров…………………………………………………………….………….11

2.5. Проблемы внешней задолженности России ………………………….12

Заключение……………………………………………………………………...16

Список используемой литературы…………….…………………………….....17

Введение

Современные международные валютные отношения очень нестабильны, ситуации, возникающие на валютных рынках отличаются большим риском и неопределенностью для участ­ников валютных сделок. Все это заставляет многие страны учас­твовать в координации экономической политики в этой облас­ти. Эту координацию на практике осуществляют такие органы, как  Международный валютный фонд, Международ­ный банк реконструкции и развития.

Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, её подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ и Всемирном банке. В условиях резко возросшей взаимозависимости современного мира страна не могла без ущерба своих интересов оставаться в стороне от участия  в формировании международного валютно-финансового механизма, с которым она реально взаимодействовала при осуществлении внешнеторговых связей. Кроме того, вступление в эти организации открывает доступ к важному источнику валютных кредитов.  

Международные и региональные валютно-кредитные и финан­совые организации — это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. Эти учреждения появились в текущем столетии, они следуют своим целям, решают разные задачи и действуют в глобальном или региональном масштабах.

Роль международных финансовых институтов повышается в условиях интернационализации хозяйственных связей. В их дея­тельности переплетаются тенденции партнерства и противоречия, характерные для всемирного хозяйства.[1]

Вступление Российской Федерации в 1992 г. в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития, который является ядром Всемирного банка (World Bank), значительно укрепило позиции Российской Федерации на ми­ровых валютно-финансовых рынках и способст­вовало адаптации к современной системе валютно-кредитных отношений.

Состав и организационная структура Всемирного банка претерпели существенные изменения со времени их создания. Количество стран - членов Международного банка реконструкции и развития - МБРР выросло с 38 в 1946 г. до 180 в 1996 г. Создание новых дочерних организаций позволило преобразовать МБРР в группу Всемирного банка, включающую четыре международных финансовых института. В 1956 г. была создана Между­народная финансовая корпорация - МФК, которая осуществляет фи­нансирование проектов частного сектора, в отличие от МБРР, предоставляющего займы только под гарантии правительств стран-членов. В 1960 г. была основана Международная ассоциации развитии - MAP, предоставляющая беспроцентные льготные кредиты наиболее бедным странам. Задачей Многостороннего агентства по гаран­тированию инвестиций - МАГИ, основанного в I988 г., является предоставление гарантий зарубежным инвесторам от некоммерческих политических рисков.

Рост потоков прямых иностранных инвестиций обусловит создание в 1966 г. Международного центра урегулирования инвестиционных споров - МЦУИС, связанного с деятельностью группы Всемирного банка. МЦУИС призван обеспечивать урегулирование и арбитраж споров между иностранными инвесторами и правительствами стран - заемщиц.[2]

1. Цели, задачи и функции МБРиР

МБРР, более известный как Мировой или Всемирный банк, был создан в 1944 г. с целью оказания помощи в восстановлении и развитии экономики западноевропейских стран, хозяйство кото­рых было подорвано Второй мировой войной. С середины 50-х гг. после восстановления положения в этих странах основное внима­ние МБРР было переключено на содействие экономическому раз­витию государств, освободившихся от колониальной зависимос­ти. Мировой банк как специализированный институт ООН оказы­вает развивающимся странам финансовую помощь, выступает в роли советника в разработке программ их экономического разви­тия, координирует действия промышленно развитых стран и раз­личных международных экономических организаций, оказываю­щих техническое содействие этим государствам.

Высшим органом МБРР является Совет управляющих, состо­ящий из представителей всех стран — членов Банка, назначае­мых соответствующими правительствами на пятилетний срок. Собирается на сессии один раз в год совместно с МВФ. Члена­ми МБРР могут быть страны, вступившие в МВФ, поскольку обязаны проводить валютно-финансовую политику, соответст­вующую Уставу МВФ. Членами МБРР являются 180 стран, од­нако благодаря системе распределения голосов ведущую роль в Банке играет группа из 10 наиболее развитых стран во главе с США. Решения в Совете управляющих принимаются простым большинством. Каждая страна имеет 250 голосов плюс один голос за акцию в 100 тыс. СДР в капитале Банка, и в результате на «группу 10» приходится более 60% всех голосов. Для приня­тия наиболее важных решений требуется квалифицированное большинство (85%) голосов, а потому США, имеющие более 17% голосов, обладают правом вето по всем важнейшим вопро­сам. Даже такие крупные страны, как Россия, Китай и Индия, имеющие по 3% голосов, не могут оказывать серьезного влияния на принятие решений.[3]

2. Развитие операций МБРиР

2. 1. Международная финансовая корпорация

Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956 г. Стимулирует направление частных инвестиций в промышлен­ность развивающихся стран для роста частного сектора. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям. Кредиты выдаются на срок до 15 лет (в среднем от 3 до 7 лет). Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором.

Высший орган МФК - Совет управляющих состоит из членов Совета управляющих МБРР, президентом МФК является президент МБРР. Текущие операции осуществляет Совет испол­нительных директоров. Однако в отличие от MAP МФК не только полностью отделена от МБРР в финансовом и юридическом отношении, но и имеет собственный штат сотрудников.

Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и МАР, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе МБРР тенденция сотрудничества, а не конку­ренции с частными инвесторами.

МФК выпускает собственные облигации, имеющие наивысший рейтинг на мировом рынке, примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимствований у Всемирного банка.

Корпорация может инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий, которым оказывает кредитную поддержку. Она финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий — от заводов до банков. Большое внимание при этом уделяется развитию малого бизнеса и охране окружающей среды. Предоставляются также консультативные услуги и техническая помощь местным органам власти и предприятиям по широкому спектру направлений.

Одними из главных принципов деятельности МФК являются: финансирование не более 25% общей суммы расходов по проектам; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении (невладение контрольными пакетами). Размеры процентных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3—15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет. В настоящее время корпорация ежегодно одобряет займы по более 200 проектам на общую сумму, превышающую 3 млрд. долл. Ее участниками являются 170 стран.

Интересно, что МФК начала свою деятель­ность в России еще в 1991 г., т. е. раньше, чем наша страна вступила во Всемирный банк. Отличительной особенностью МФК, как уже отмечалось, является то, что она вкладывает средства в частный сектор, в том числе и в виде инвестиций непосредственно в акционерный капитал частных предприятий. Такая форма помощи является очень эффективной, и в этом смысле сотрудничество с МФК является для российской экономики не менее важным, чем с МБРР.

Первый пакет инвестиций МФК в России был утвержден вскоре после вступления России в эту организацию в апреле 1993 г. С тех пор МФК стала одним из ведущих инвесторов, действующих в частном секторе России. При содействии МФК были мобилизованы денежные средства в размере 1,1 млрд. дол. для финансирования различных проектов, 265,5 млн. дол. было предоставлено не­посредственно МФК по 16 проектам в ряде регио­нов России, что составило 21% общего инвести­ционного портфеля МФК по Европе. Общий объем финансирования, утвержденный Советом испол­нительных директоров МФК, включает 134,9 млн. дол. в виде займов, синдицированные кредиты на сумму 45 млн. дол., взносы в акционерный капитал в размере 80,6 млн. дол., а также гарантии, свопы и резервные кредитные линии на сумму 5 млн. дол. Проекты, по которым было утверждено финан­сирование, осуществляются в самых различных сферах деятельности.

С 30 сентября 1996 г. МФК включила акции крупнейших российских компаний в ежедневный глобальный композитный индекс курса акций раз­вивающихся стран и стран с переходной эконо­микой. Так как глобальный индекс МФК служит своего рода барометром для серьезных западных инвесторов, факт включения российских компаний в индекс рассматривался инвесторами в качестве подтверждения положительных перспектив роста российской экономики и дальнейшего развития финансовых рынков в России. Это способствовало росту интереса к российским акциям со стороны западных инвестиционных фондов.[4]

2. 2. Международная ассоциация развития

Международная ассоциация развития (MAP) была образована в 1960 г. для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у Всемирного банка. Она предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 30 - 40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой платежей на 10 лет, взимая лишь ко­миссию в размере 34 % на покрытие административных расходов. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют страны с годовым доходом на душу населения, не превышающим 835 долл. Цель этих кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности МАР заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов.

MAP финансируется за счет взносов стран-доноров, возврата старых кредитов и отчислений от прибыли МБРР. формирование ресурсов MAP происходит в виде так называемых "пополнений" -соглашении стран-доноров о выделении определенной суммы дня финансирования кредитов MAP один раз в три года. До настоящего времени прошло 10 пополнений. 19 марта 1996 г. в Токио состоялась встреча 36 стран-доноров, на которой была достигнута договоренность о проведении одиннадцатого попол­нения. Одиннадцатое пополнение предусматривает выделение в общей сложности 22 млрд. дол. для предоставления льготных кредитов бедным странам в 1997 - 1999 финансовых годах. Взносы доноров долж­ны составить 11 млрд. дол. Остальные средства по­ступят от погашения донорами задолженности по предыдущим пополнениям, возврата ранее выданных кредитов и отчислений МБРР.

Россия вступила в MAP в 1992 г., при этом бы­ло решено принять участие в девятом пополнении ресурсов, внеся 100 млн. СДР в течение 10 лет. На 1 апреля 1996 г. из них было уплачено 44 млн. СДР. В Десятом пополнении Российская Федерация не принимала участия. В одиннадцатом пополнении взнос России в MAP должен составить 17 млн. СДР, а взнос во Временный доверительный фонд - 8 млн. СДР. Общая сумма взноса Российской федерации в MAP составила 143,8 млн. дол. США.

Несмотря на юридическую самостоятельность, МАР во многих случаях осуществляет совместную с Всемирным банком деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение. В настоящее время она ежегодно выделяет кредиты по более чем 125 проектам на общую сумму около 6 млрд. долл.

На сегодняшний день членами MAP являются 159 стран, хотя членство открыто для всех го­сударств, принятых в МБРР. Только самые бедные развивающиеся страны имеют право на получение кредитов MAP. По формальным критериям это стра­ны со средним доходом на душу населения 1465 дол. или менее. Но на практике кредиты MAP предоставляются лишь странам со средним доходом на душу населения 905 дол. или менее. Страны с доходом меньше 1465 дол. могут получить помощь, состоящую частично из займов МБРР, а частично из кредитов MAP. Займы МБРР предоставляются заемщикам с доходом ниже 5295 дол. Если доход превысил 5295 дол. на душу населения, страна теряет право на займы МБРР и по терминологии Всемирного банка "получает аттестат зрелости".[5]

2. 3.   Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)

МАГИ создано в 1988 г. для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков, а именно: экспроприаций, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т. п. Агентство предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.

Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение отдается обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют частные инвестиции в течение 15-20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн. долл.

Членами МАГИ являются 135 государств. Еще 21 страна подписала Конвенцию о создании МАГИ и находится в процессе принятия в эту организацию. Российская Федерация вступила в МАГИ в декабре 1992 г. По состоянию на 30 сентября 1996 г. Российская Федерация владела 2,71% акций МАГИ на сумму 33,9 млн. дол. США, из которых 6,8 млн. дол. были оплачены.

Гарантии от политических рисков, предостав­ляемые МАГИ, позволяют иностранным инвесто­рам сосредоточиться только на экономических и кредитных рисках, связанных с реализацией их ин­вестиционных проектов. С другой стороны, боль­шинство финансовых институтов или страховых компаний не хотят или не могут взять на себя некоммерческие риски, возникающие в политически нестабильных развивающихся странах. Таким образом, МАГИ призвано заполнить существующую нишу.

К июню 1996 г. МАГИ выдала 223 гарантии, покрывающие риски па общую сумму 2-3 млрд. дол., в том числе для России, Казахстана, Киргизии и Узбекистана, в таких секторах экономики, как финансы, инфраструктура, добыча полезных иско­паемых, телекоммуникации, энергетика и туризм. В Российской Федерации с 1993-го по 1996 г. были выданы 11 гарантий от политических рисков на общую сумму 279,9 млн. дол. для инвестиционных проектов, общая сумма которых составляет 303 млрд. дол. Гарантии в основном выдаются для инвестиций в проекты, осуществляемые иностранными или совместными компаниями.[6]

2. 4. Международный центр урегулирования инвес­тиционных споров

Международный центр урегулирования инвес­тиционных споров (МЦУИС) является независимой международной организацией, созданной в 1966 г. на основе международной Конвенции по урегулированию инвес­тиционных споров, открывшейся для подписания в 1965 г. и вступившей в силу начиная со следующего года. В 1996 г. членами МЦУИС были 126 стран и еще 13 стран находились в процессе вступления. Задачей МЦУИС является урегулирование и арбитраж споров между правительствами и государственными организациями стран - членов МЦУИС и зарубежными ин­весторами, как частными, так и корпоративными. По­средством укрепления доверия и взаимопонимания между правительствами и иностранными инвесторами МЦУИС способствует увеличению потоков инвестиций.[7]

2.5. Проблемы внешней задолженности России

Российская Федерация — правопреемника СССР по его зару­бежным активам и пассивам. СССР привлекал среднесрочный и долгосрочный иностранный капитал преимущественно в форме экспортных кредитов и банковских ссуд. В настоящее время ос­новными кредиторами России стали международные финансо­вые организации, которые при предоставлении кредитов требуют проведения стабилизационной программы, прежде всего со­кращения бюджетного дефицита и инфляции.

Россия является должником и одновременно кредитором. Российская Федерация взяла на себя обязательства по обслужи­ванию внешнего долга СССР. Внешняя задолженность страны в переходный период резко возросла. Если в 1985 г. она составля­ла 28,3 млрд. долл., то в 1990 г. увеличилась до 59,8 млрд. долл., а в 1993 г. — до 80 млрд. долл., а по состоянию на 1999 г. пре­высила 140 млрд. долл.

По оценкам экспертов Международного банка реконструк­ции и развития (МБРР), Российская Федерация занимает шес­тое место в мире по размерам внешней задолженности после Бразилии, Мексики, Китая, Индии и Индонезии. Основная часть внешнего долга приходится на задолжен­ность СССР. Россия в период с 1991 по 1998 гг. получила креди­ты от МВФ в размере более 13,6 млрд. долл., от МБРР — 5,6 млрд. долл., от Европейского банка реконструкции и разви­тия и от стран ОЭСР под гарантии их правительств более 22 млрд. долл. США.

Внешний долг России подразделяется на:

·                   задолженность России по отношению к иностранным правительствам и долговые обязательства, гарантирован­ные правительствами зарубежных стран;

·                   внешний долг иностранным коммерческим банкам. Дол­говые обязательства России иностранным банкам являют­ся объектом свободной купли-продажи на мировом меж­банковском рынке';

·                   задолженность внешнеторговых объединений по центра­лизованным импортным поставкам, образовавшаяся до 1991 г. В соответствии с Постановлением Совета Минист­ров России такая задолженность будет оформляться в виде векселей, гарантированных Правительством РФ. СССР имел репутацию надежного должника и задолженность погашалась строго по графику. В 1992 г. график перестал соблю­даться. Россия должна была выделить на обслуживание внешнего долга 19,5 млрд. долл., а реально платежи составили 2,6 млрд. долл. Такая же ситуация повторилась в 1993,1994 и 1995 гг.

На таких рынках котируются долговые обязательства многих развивающихся государств и стран бывшего социалистического содружества. Переговоры по урегулированию официальной задолженности Россия проводит в рамках Парижского и Лондонского клубов.

В начале апреля 1993 г. Россия подписала первое соглашение с Парижским клубом, по которому страна получила право не выплачивать по советским долгам в 1993 г. 15 млрд. долл., огра­ничившись лишь выплатой 2 млрд. долл. процентных платежей.

В конце апреля 1996 г. в Париже было подписано новое со­глашение о долгосрочной реструктуризации российского долга кредиторам Парижского клуба. В соответствии с подписанным документом погашение долга Россией начинается в 2002г. и должно завершиться в 2020 г. Таким образом, Россия получила шестилетний льготный период, в течение которого она освобож­дена от оплаты этого долга. Это дает возможность приступить к погашению внешнего долга кредиторам Парижского клуба после выхода России из экономического кризиса, когда в стране нач­нется реальный подъем экономики. Подписание договора дало также России возможность самой стать членом этого клуба, что облегчит стране получение долгов со стран-неплательщиков, поскольку члены Клуба проводят солидарную политику по от­ношению к должникам.

В марте 1996 г. МВФ принял решение о предоставлении России в течение трех лет расширенного кредита в размере 10,2 млрд. долл. США, первые транши которого Россией уже получены. Выделение кредита началось в марте 1996 г. путем перечисления каждый месяц 340 млн. долл.

В июле 1998 г. вновь Россией была достигнута договорен­ность с МВФ о предоставлении 10—15 млрд. долл. США для обеспечения стабилизации российского рубля при условии про­ведения страной жесткой финансовой политики (снижение тем­пов инфляции и бюджетного дефицита).

Следует отметить, что Россия получила отсрочку по погаше­нию капитальной суммы долга. Это не относится к выплате процентов по нему. Только в 1999 г. сумма процентных плате­жей должна составить 17,5 млрд. долл. США. Кроме того, еще один млрд. в год стоит обслуживание наших облигаций, разме­щенных на внешнем рынке. По краткосрочным обязательствам — ГКО задолженность нерезидентам составляет 20 млрд. долл. США. Сложная финансовая ситуация на российском рынке вы­звала сброс нерезидентами наших ценных бумаг, что резко обо­стрило валютное положение России. По состоянию на 1 января 1999 г. внешний долг России составил 143,9 млрд. долл. США, из которых на советские долги приходится 103 млрд. долл. Вследствие тяжелого финансового кризиса и невозможности крупных платежей по внешнему долгу Правительство РФ ведет переговоры с Парижским клубом кредиторов о списании долгов бывшего СССР.

Важная проблема России состоит в том, чтобы добиться пре­кращения оседания в зарубежных банках значительной части выручки от экспорта продукции и возвращения этих капиталов на родину. По данным зарубежной печати, за границей оседает от 15 до 17 млрд. долл. ежегодно.

Таким образом, решение проблемы платежей по внешнему долгу во многом зависит от восстановления доверия к нацио­нальной денежной единице и создания условий для внутреннего инвестирования. И если экономическая и денежная стабилиза­ция будут проходить активно, то и сложности с выплатой внеш­них долгов будут преодолены.

Более чем в кредитах, Россия нуждается в инвестициях, по­скольку именно инвестиции создают экономическую активность и реальное богатство.

Россия выступает не только в роли должника, но и в каче­стве кредитора. Долг бывших социалистических и развиваю­щихся государств составляет около 140 млрд. долл. США. Ос­новная часть внешнего долга приходится на Кубу, Монголию, Вьетнам, Индию, Сирию, Ирак, Ливию. В 1992 г. Россия должна была получить по операциям в счет погашения задол­женности 14,2 млрд. долл., а фактические поступления соста­вили 2 млрд. долл. Большая часть долга погашается традици­онными для этих стран товарами, тогда как Россия рассчиты­вается со своими кредиторами в свободно конвертируемой ва­люте. Такие долги оформлены в рублях и долларах США и не котируются на мировых рынках, поскольку в договорах указы­валось, что любые действия по этим долгам должны быть объ­ектом предварительной государственной договоренности. К середине 1990-х годов осуществлена продажа лишь единичных долговых обязательств. Постепенно возвращают долги Арген­тина, частично Вьетнам. Индия погашает свой долг, поставляя в Россию чай, хлопок, изделия ширпотреба. Вступление Рос­сии в Парижский клуб стран-кредиторов должно облегчить по­лучение долгов с таких стран, как Алжир, Йемен, Вьетнам и др. МВФ, рассматривая вопросы о предоставлении этим стра­нам очередных кредитов, ставит перед ними требования о не­обходимости заключения с Россией соглашений о погашении их задолженностей.

В связи с обострившимся в августе 1998 г. валютно-финансовым кризисом у России возникла сложная проблема во взаимоотношениях с западными банками, которые приобрели на крупную сумму российские государственные ценные бумаги ГКО и ОФЗ.[8]

Заключение

Преобладавшая до недавнего времени государственная форма собственности предполагала в основном централизованное бюджетное финансирование предприятий. Существовавшая ранее система, при которой бюджетные средства выделялись в рамках государственного планирования развития эко­номики, не учитывала необходимости четкого законодательного регулирования финансово-кредитных  вопросов.

При столь быстром развитии международного кредита возрастает роль его межгосударственного регулирования. Противоречие между уровнем ин­тернационализации хозяйственной жизни и ограничен­ностью национальных форм регулирования привело к развитию межгосударственного регулирования между­народного кредита. Оно преследует следующие основ­ные цели:

·                   регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный ба­ланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;

·                   совместные межгосударственные меры по преодоле­нию кризисных явлений;

·                   согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам — в основном к развивающимся, а также странам Во­сточной Европы и бывшего СССР.

·                   Межгосударственное регулирование международ­ного кредита осуществляется в различных формах:

·                   координация условий экспортных кредитов и га­рантий;

·                   согласование размера помощи развивающимся странам;

·                   регламентация деятельности международных и регио­нальных валютно-кредитных и финансовых организаций;

·                   рециклирование нефтедолларов и др.

Государство стремится встроить рыночные силы, конку­ренцию в сфере международного кредита в механизм государственного регулирования, придать ему гибкость.

Список используемой литературы

1.                Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: на рубеже столетий // Деньги и кредит. – 1999. - №7.-С. 58-66, - №8.-С.61-68, - №9.-С. 54-65, - № 10. – С.44-58,- №12.- 59-71

2.                Александровский Е.Э. Структура группы всемирного банка // Деньги и кредит. – 1997. - №11. – С.66-71

3.                Финансы, деньги, кредит. / Под ред. Соколовой А.В. – М.: Юристъ, 2000

4.                Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е. Ф. Жуков, Л. И. Максимова, А. В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 622 с. – С. 186-196, 393-412

5.                Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: Меркавание, 1994. – 270 с. – С.152-157

6.                Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 1999. – 464с.: ил. – С. 270-274, 277-282

7.                Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Научн. Ред. Д-р эконом. Наук, профессор В.В Круглов – М.: ИНФРА-М-1998


[1] Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: на рубеже столетий // Деньги и кредит. – 1999. - №7.-С. 58-66, - №8.-С.61-68, - №9.-С. 54-65, - № 10. – С.44-58,- №12.- 59-71.

[2] Александровский Е.Э. Структура группы всемирного банка // Деньги и кредит. – 1997. - №11. – С.66-71.

[3] Финансы, деньги, кредит. / Под ред. Соколовой А.В. – М.: Юристъ, 2000

[4] Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е. Ф. Жуков, Л. И. Максимова, А. В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 622 с. – С. 186-196, 393-412

[5] Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: Меркавание, 1994. – 270 с. – С.152-157.

[6] Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 1999. – 464с.: ил. – С. 270-274, 277-282

[7] Александровский Е.Э. Структура группы всемирного банка // Деньги и кредит. – 1997. - №11. – С.66-71.

[8] Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Научн. Ред. Д-р эконом. Наук, профессор В.В Круглов – М.: ИНФРА-М-1998