Глава 2. Психолого-педагогические исследования по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников


2.1. Различные научные подходы к профессиональной ориентации учащейся молодежи на государственном, региональном и муниципальном уровнях


Важное значение профессионального самоопределения школьников определено на государственном уровне Министерством образования в примерных программах основного общего образования [26], где предложены несколько программ: «Профессиональное самоопределение» (40 ч.), «Профессиональная карьера в системе рыночных отношений» (12 ч.) и «Моя профессиональная карьера» (10 ч.). Все эти факультативы предлагается проводить в рамках образовательной области «технология» для учащихся старших классов.

В проекте Концепции содержания и структуры 12-летней школы (2000 г.) профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение школьников рассматриваются на всех этапах образования. [13] В основе организационной структуры 12-летней школы лежит периодизация развития личности, основным содержанием которой является типология ведущих видов деятельности, характерных для разных возрастных периодов.

1 ступень – начальное общее образование (обязательное), 1-4 классы. В этот период происходят интенсивное умственное развитие формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решении познавательных задач, развиваются коммуникативные умения детей.

2 ступень – основное общее образование (обязательное), 5-10 классы. В подростковом возрасте начинается интенсивное  социальное развитие личности, становление нравственных норм. Подросток может ставить перед собой личностно значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах профессиональной деятельности; формируется образ «Я», составляющий основу для самоопределения.

Десятилетняя основная школа предполагает  относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения обучения в общеобразовательной или профессиональной школе. Создает условия для подготовки учеников к выбору профиля и способа дальнейшего образования, их профессионального самоопределения и самообразования. Учитывая индивидуальные возможности и склонности учащихся, образовательные учреждения могут осуществлять профильное обучение.

3 ступень – среднее (полное) общее образование (общедоступное), 11-12 классы. На основе овладения системой знаний о природе, обществе и человеке у школьников в возрасте от 16 до 18 лет возможно формирование целостной мировоззренческой позиции, проектирование своего будущего, путей достижения своих целей. В этом возрасте появляются стремление к самореализации в общественной жизни, способности реальной оценить свои учебные, профессиональные возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения.

Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение, и как следствие постановки во главу угла профессионального самоопределения старшеклассников, определена Правительством России в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р), где ставится задача создания «…системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в т.ч. с учетом потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Узловые сроки процесса перехода определяются следующим. В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена Приказом Министерство образования России № 2783 от 18.07.2002) и Распоряжением Минобразования России «Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования» (№ 970-13 от 30.09.2002) переход на профильное обучение должен начаться с 2005/06 уч.года, чему будет предшествовать с 2004/05 уч.года введение в школах предпрофильной подготовки в 9-х классах. Соответственно в 2003/04 уч.году пройдет эксперимент, в котором должны быть отработаны различные варианта предпрофильной подготовки. Экспериментальными регионами названы Владимирская и Калининградская области, Краснодарский край, Московская, новгородская, Псковская, Самарская и Смоленская области, Республика Татарстан и Челябинская область.

Принятая в Концепции гибкая система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых старшеклассниками. [24] Эта система включает в себя курсы трех типов: базовые общеобразовательные (50%), профильные общеобразовательные (30%), элективные, т.е. обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы (20%).

Согласно Концепции профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Массив учащихся может быть дифференцирован, например, по следующим признакам:

·        способные либо не способные к самостоятельному формулированию запроса к образовательному учреждению;

·        связывающие либо не связывающие профильное обучение с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью;

·        обладающие либо не обладающие необходимым уровнем сформированности общеобразовательных способностей универсального характера, востребованных в вариантах дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления.

В соответствии с данными признаками с каждой группой учащихся профессиональная ориентация осуществляется дифференцированно и индивидуально.

На завершающем этапе профессиональной ориентации целесообразно реализовать однодневное или двухдневное «погружение» в проблему выбора направления профессионального самоопределения, заранее предусмотренное учебным планом школы.

Например, исходя из базового объема предпрофильной подготовки примерно в 100 часов, объем профессиональной ориентации школьников в 9 классе можно определить величиной в 24 часа, при этом желательно не менее 6 часов отвести на ее завершающий этап.

Для эффективной организации профориентации должны быть использованы ресурсы социокультурной среды, учреждений профессионального и дополнительного образования, позволяющие раскрыть перед учащимися потенциал внешкольного образовательного пространства.

Примерными критериями готовности учащихся к выбору профессии могут выступать:

·        выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующим ему направлением послешкольного образования;

·        представленность индивидуально выраженных целей профессионального самоопределения;

·        информационная подготовленность с отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;

·        наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в выбранном профессиональном направлении.

Организационно-методическое сопровождение профильной ориентации учащихся должен осуществлять специалист, компетентный не только в общепедагогических, но и в информационных, психологических и организационных проблемах профессиональной ориентации и профильного обучения в целом.

Авторы учебника по педагогике [28] для высших учебных заведений Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. профильную ориентацию представляют как обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение. Социальная значимость и удовлетворенность профессией повышаются, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий характер, высоко оценивается материально.

Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты.

·        Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических, психофизиологических особенностях тех или иных профессий.

·        Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик, где изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.

·        Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к профессии, и индивидуально-психологическими особенностями личности.

·        Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий, его осуществляют учебные заведения или учреждения, принимающие человека на работу.

·        Профессиональная адаптация – это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности.


2.2. Методика курса «Основы профессионального самоопределения» для старшеклассников (образовательная область «технология»)


На основе исследований ученых педагогов [9], [10] и психологов [31], [32] нами был разработан самостоятельный курс «Основы профессионального самоопределения» в рамках образовательной области «технология» для старшеклассников.

Пояснительная записка. Профессиональное самоопределение – сложный процесс формирования адекватности восприятия профессиональных планов индивидуальным возможностям личности. Представленная методика курса представляет дидактические средства для изучения учащимися своих индивидуальных способностей и соответствия их избираемой профессии. В курс включены задания по основным темам: профессиональная пригодность, профессионально важные качества личности, способности, профессиональная направленность личности. Курс разработан в соответствии с требованиями минимума содержания образования по образовательной области «технология».

Вряд ли можно признать правильной точку зрения, согласно которой главная цель профориентационного обследования учащихся состоит в том, чтобы, опираясь на полученные результаты, подобрать ему наиболее подходящую профессию или область деятельности. Диагностическое обследование себя, которое в нашем курсе учащиеся делают сами, позволяет понять: достиг ли школьник формирования тех или иных способностей, в т.ч. профессиональных, но не дает оснований строить долговременный прогноз. Обучающий помогает подросткам лучше узнать себя, свои способности, возможности, интересы, активизировать стремление к профессиональному самоопределению. Для этого и была создана программа «Основы профессионального самоопределения».

Таблица 2.1

Учебно-тематический план курса

Тема

Кол-во часов

1

Внутренний мир человека и система представлений о себе

1

2

Способности и условия их проявления

2

3

Психические процессы (память, внимание, мышление) и их роль в профессиональной деятельности

2

4

Темперамент

1

5

Информированность о мире профессий

2

6

Алгоритм принятия решения и умение планировать свою профессиональную жизнь

2

7

Профессиональная пригодность и профессионально важные качества личности

1

8

Профессиональная пригодность и здоровье

1

9

Дневник профессионального самоопределения

1

Итого:

13


Программа курса

1.     Внутренний мир человека и система представлений о себе

Цель: создать условия для самоанализа с целью формирования адекватного образа «Я».

Содержание работы. Беседа о личности; уникальности и неповторимости личности каждого человека; многообразии личностных особенностей; о профессиональной деятельности как способе реализации личности; о роли самооценки в решении проблемы профессионального выбора. Виды самооценки (адекватная, заниженная, завышенная).

Техники – методика самооценки личности. [10]


2.     Способности и условия их проявления

Цель: раскрыть сущность понятия «способности» и показать их роль в профессиональном самоопределении личности

Содержание работы. Беседа о способностях, их значимости в дальнейшей профессиональной деятельности.

Техники – методика и тесты по определению способностей (познавательных интересов, творческого потенциала и др.) [10]


3.     Психические процессы (память, внимание, мышление) и их роль в профессиональной деятельности

Цель: раскрыть сущность понятий «память», «внимание», «мышление» и показать влияние протекания данных психических процессов на профессиональное становление личности.

Содержание работы. Беседа по раскрытию понятий психических процессов и их роли в профессиональной деятельности.

Техники – вычислить объем оперативной памяти, зависимость запоминания от установки личности, вербальное исследование ассоциаций, выявление зависимости запоминания от особенностей личности, исследование логической памяти, тест на внимание, тест «Ты - гений?». [10]


4.     Темперамент

Цель: повышение внутреннего интереса к самому себе с точки зрения особенностей личности; научиться определять тип темперамента, составлять схемы характеристик авторитарного, демократического и либерального стиля деятельности.

Содержание работы. теоретический материал по темпераменту и свойствам личности.

Техники – вычислить показатели силы нервной системы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, методика оценки темперамента. [10]


5.     Информированность о мире профессий

Цель: научиться извлекать информацию о мире профессий и отдельных профессиях.

Содержание работы. Беседа о двух уровнях информации: о мире профессий в целом и об отдельных профессиях. Составление картотеки профессий по схеме: условия работы, требования профессии к человеку, требования к уровню образования и конкретные места получения образования, перспективы профессионального роста.

Техники – индивидуальная и групповая работа (возможно перенести часть задания на дом). [31]


6.     Алгоритм принятия решения и умение планировать свою профессиональную жизнь

Цель: освоить алгоритм принятия решений и навыки по планированию своего профессионального пути.

Содержание работы. Конспект алгоритма принятия решения, понятие «план», виды планирования, характеристики перспективы плана по Е.И.Головахе и А.А.Кронику, этапы планирования профессионального пути по Ли и Лейбовицу, схема профессионального планирования по Е.А.Климову.

Техники – «корова», «плюс, минус, интерес», проективный рисунок «Я через 10 лет», «Мой товарищ через 10 лет». [31]


7.     Профессиональная пригодность и профессионально важные качества личности

Цель: дать представление о профессиональных и жизненных планах, профессиональной пригодности и профессионально важных качествах личности, раскрыть их значение в профессиональной деятельности.

Содержание работы. Беседа о профессионально важных качествах личности и профессиональной пригодности. Дополнение картотеки профессий.

Техники – социометрия, тест «Способны ли вы к эффективной конкуренции?» [10]


8.     Профессиональная пригодность и здоровье

Цель: оценить собственные возможности здоровья к выбираемой профессии.

Содержание работы. Беседа о вредных профессиях и профессиях с повышенными нагрузками на организм человека. Работа с картотекой профессий.

Техники – тесты по профессиональной пригодности. [10]


9.     Дневник профессионального самоопределения

Цель: сделать самостоятельный вывод о профессиональной пригодности для выбранной профессии.

Содержание работы. Соединить все полученные данные о своей личности и соотнести с выбранной профессией, сделать вывод о профессиональной пригодности.

Техники – анализ полученных результатов, составление сводной таблицы. [10]

Глава 3. Экспериментальная работа.


3.1. Организация экспериментальной работы.


В ходе теоретического анализа исследуемой проблемы, которому были посвящены первая и вторая глава, мы выдвинули ряд предположений, требующих экспериментальной проверки.

Проверка этих предположений осуществлялась в ходе экспериментальной работы с основной целью - проверка гипотезы исследования, согласно которой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными способностями и профессии с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку.

На констатирующем этапе эксперимента в ходе анализа планов работы школ г.Челябинска выявлено:

·        35,7% школ не имеют в планах разделов по профориентации;

·        53,5% проводят мероприятия по профпросвещению, но отсутствует преемственность этой работы по возрастным группам;

·        21,4% школ проводят целенаправленную работу по развитию профессиональных интересов школьников;

·        50% школ ведут работу по профдиагностике учащихся, но результаты диагностики используют в индивидуальной работе со школьниками только 20,4%школ;

·        17,8% школ проводят работу с учителями и родителями.

Эти данные показывают, что в школах отсутствует система профориентационной работы. Для устранения этих недостатков нами был предложен годовой план профориентационной работы в школе [Приложение 1], разработанный на основе изысканий И.А.Кильмасовой и Н.К.Окуневой (ЧГПУ). [20]

Недостаточность профориентационной работы в школах подтвердило и анкетирование учащихся, которое позволило выявить диапазон представлений о профессиях в целом. Более половины опрошенных (65,5%) имеют сформированные профессиональные планы. Однако широта профессиональных установок у школьников невелика. Так выпускники 11 классов назвали только 14 профессий (как правило, это юрист, менеджер по туризму, психолог, экономист, косметолог-визажист, модельер-дизайнер – профессии сферы услуг).

Основным мотивом выбора профессии у школьников выступает материальный мотив (высокооплачиваемая работа и стабильное будущее). На последнем месте стоит такой мотив, как возможность после обучения получить работу.

Свыше 50% школьников, определившихся с выбором профессии, имеют представление о своих будущих профессиональных обязанностях. Около 40% выпускников могут назвать необходимые или желательные качества личности для профессии.

Основную роль в информированности о профессиях и содержании труда выполняют средства массовой информации (45%), родители (33,1%), друзья (16%), учебные заведения (4,4%). Влияние школы на выбор профессии указали 3,8% от общего числа опрошенных.

Таким образом, низкий уровень профориентационной работы в образовательных учреждениях города влечет и недостаточное профессиональное самоопределение старшеклассников. Потому нами была создан курс «Основы профессионального самоопределения» и апробирован в образовательном процессе школы.

В педагогическом эксперименте приняли участие школьники 10-х классов. В течение второго полугодия экспериментальная группа (10 «а» класс – 23 человека) принимала участие в изучении курса «Основы профессионального самоопределения» в рамках образовательной области «технология». [См. п.2.2.] В качестве контрольной группы был выбран класс из этой же параллели (10 «б» – 25 человек), но не посещавший предлагаемый курс.

Принципиально важным в ходе нашего исследования явился выбор критериев оценивания эффективности нашей работы. Понятие «критерий» образовано от греческого «kriterion» - средство, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. [4]

На основе анализа состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике и сущности понятия «профессиональное самоопределение» мы выделили следующие критерии профессионального самоопределения школьника: 1) автономность (А), информированность (И), принятие решения (Р), планирование (П) и эмоциональное отношение (Э).

Термин «автономность» относится к философским понятиям. Под автономностью понимается «способность личности как морального субъекта к самоопределению на основе собственного законодательства». [29] любой человек будет удовлетворен своим профессиональным решением (выбор или смена профессии, места обучения, места работы, специализации, переобучения и т.д.) только в том случае, если он будет воспринимать это решение как свое собственное, а не навязанное извне.

Характеристики автономного человека: 1) вычленение себя из мира окружающих людей, 2) стремление реализовать свои возможности в практических действиях, 3) накопление опыта, 4) умение прогнозировать профессиональный рост, 5) инициатива и изобретательность в реализации возможностей, 6) уровень реализма в принятии карьерных решений.

Информированность о мире профессий мы рассматриваем на двух уровнях: 1) информация о мире профессий в целом, 2) информация об отдельных профессиях или их группах.

В круг информации о мире профессий входят: а) осознание подразделение мира профессий по предмету и целям труда, орудиям производства; б) знание культуры труда, трудовой дисциплины, принципов планирования производства, структуры предприятия, принципов оплаты; в) знание отдельных профессий; г) знание или практическое умение по приобретению профессии, по поиску и поступлению на работу, о требуемом уровне образования для различных профессий, о том, как удержаться на работе, как продвигаться по профессиональной лестнице.

В круг информации об отдельных профессиях или их группах входит: а) уровень знакомства с различными профессиями по «Схеме описания профессии» (условия работы, требования профессии к человеку, требования к уровню образования и конкретные места получения образования, перспективы профессионального роста); б) знания о способах овладения профессией; в) знание потребностей общества, конкретного региона и предприятия.

Уровень умений по принятию решений неразрывно связан с уровнем зрелости личности. [32] Дж.Крумбольтц в 1965 г. выделил основные этапы алгоритма принятия решения:

1.     сбор возможных вариантов решения,

2.     сбор информации по каждому варианту решения,

3.     исследование шансов успешности в каждой альтернативе,

4.     связь каждой альтернативы с целями и ценностями человека,

5.     разработка конкретного плана действий и определение факторов, способствующих или препятствующих данному варианту решения проблемы,

6.     формулировка плана действий для новых возможностей и развития.

Планирование – это непрерывный процесс, даже не меняя своего рабочего места человек всегда развивается. Любое планирование, по нашему мнению, должно обладать тремя характеристиками: реалистичностью, оптимистичностью и дифференцированностью. Ли и Лейбовиц [Lea] предалагают следующие этапы планирования профессионального пути: а) сбор информации (Что необходимо сделать?), б) моделирование (Что возможно?), в) дизайн (Что реально?), г) претворение в жизнь (Какие шаги необходимо предпринять?), д) оценка (Что необходимо дополнить или изменить?).

Период принятия решения и профессиональный путь всегда проявляются в эмоциональном отношении к разным профессиям и их группам. Эмоциональный компонент профессионального самоопределения проявляется в общем настрое человека. Эмоциональная включенность в выбор у старших школьников является одним из важнейших показателей профессиональной зрелости. [31]

Для оценки выделенных критериев нами была использована диагностическая методика «Профессиональная готовность». [Приложение 4]

Методика представляет собой опросник, состоящий из 99 вопросов. Форма ответов на вопросы – дихотомическая. Форма проведения – индивидуальная или групповая. Опросник состоит из 5 шкал: автономность (20 вопросов), информированность (17 вопросов), ориентация во времени (20 вопросов), принятие решения (20 вопросов), эмоциональное отношение (22 вопроса). Вопросы отдельных шкал распределены в методике случайным образом.

Надежность отдельных шкал методики колеблется от 0,670 до 0,839 и находится на уровне, допустимом для данного вида методик. Ре-тестовая надежность находится в пределах от 0,617 до 0,885.

Результаты тестирования в целом – это информация об учениках в данный момент, некоторый статический срез данных. Этот срез является фиксацией начального состояния системы, отправной точкой для выстраивания дальнейших практических шагов. Но самым главным является возможность слежения за изменениями системы, за изменениями показателей ученика, класса, учителя, школы от года к году, отслеживание результативности педагогических действий.

В ходе изучения психолого-педагогической литературы, наблюдения за школьниками, анкетирования, анализа устных ответов и выполненных практических заданий мы выбрали порядковую шкалу экономической подготовки и выделили условно пять уровней каждого критерия: высокий, выше среднего, средний, ниже срежнего и низкий.

Уровень – это возможные значения чего-либо, как объекта научного познания. [3] Уровни выделенных критериев представлены в таблице. [Таблица 3.1]

Таблица 3.1

Уровень критерия

Процент совпадений по ключу

Низкий

0 – 20,0

Ниже среднего

20,1 – 40,0

Средний

40,1 – 60,0

Выше среднего

60,1 – 80,0

Высокий

80,1 – 100


3.2. Результаты экспериментальной работы.

В предыдущих главах нами рассматривалось общее состояние исследуемой проблемы. Педагогический эксперимент был направлен на разработку и апробацию курса «Основы профессионального самоопределения», способствующего правильному выбору профессиональному самоопределению подростка.

Критерии оценивания эффективности нашей работы: 1) автономность (А), информированность (И), принятие решения (Р), планирование (П) и эмоциональное отношение (Э).

Результаты нулевого среза представлены в таблице. [Таблица 3.2]

Таблица 3.2

Распределение школьников контрольной и экспериментальной групп по уровням критериев профессионального самоопределения (нулевой срез)

группа

критерии

Уровни критериев профессионального самоопределения школьников

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

ЭГ

А

1

4,4

7

30,4

11

47,8

3

13,0

1

4,4

И

0

0,0

0

0,0

4

17,4

10

43,5

9

39,1

Р

0

0,0

6

26,1

10

43,5

6

26,1

1

4,4

П

0

0,0

3

13,0

10

43,5

9

39,1

1

4,4

Э

0

0,0

0

0,0

12

52,2

9

39,1

2

8,8

КГ

А

0

0,0

8

32,0

13

52,0

2

8,0

2

8,0

И

0

0,0

0

0,0

5

20,0

10

40,0

10

40,0

Р

0

0,0

7

28,0

11

44,0

5

20,0

2

8,0

П

0

0,0

3

12,0

11

44,0

10

40,0

1

4,0

Э

0

0,0

0

0,0

14

56,0

9

36,0

2

8,0


Как показали результаты констатирующего эксперимента и нулевого среза у учащихся выявлен недостаточный уровень профессионального самоопределения, особенно такого критерия как информированность. Возможно, это объясняется малым вниманием к проблеме и недостаточной работой педагогических кадров школы по ее улучшению.

Проведение заключительного среза явилось итоговым этапом нашей исследовательской работы по совершенствованию экономических знаний и умений старшеклассников. Заключительный срез был сделан в феврале 2003 г. Его результаты представлены в таблице. [Таблица 3.3]

Таблица 3.3

Распределение школьников контрольной и экспериментальной групп по уровням критериев профессионального самоопределения (заключительный срез)

группа

критерии

Уровни критериев профессионального самоопределения школьников

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

ЭГ

А

3

13,0

9

39,1

10

43,5

1

4,4

0

0,0

И

2

8,7

10

43,5

8

34,8

3

13,0

0

0,0

Р

0

0,0

11

47,8

8

34,8

4

17,4

0

0,0

П

1

4,4

4

17,4

9

39,1

8

34,8

1

4,4

Э

0

0,0

1

4,4

11

47,8

10

43,5

1

4,4

КГ

А

1

4,0

8

32,0

12

48,0

2

8,0

2

8,0

И

0

0,0

1

4,0

5

20,0

9

36,0

10

40,0

Р

0

0,0

7

28,0

12

48,0

4

16,0

2

8,0

П

0

0,0

3

12,0

12

48,0

9

36,0

1

4,0

Э

0

0,0

0

0,0

14

48,0

9

36,0

2

8,0

Для большей наглядности выборочная динамика результатов по некоторым критериям профессионального самоопределения в контрольной и экспериментальной группе представлена в виде диаграмм. [Диаграммы 1 - 6]

Диаграмма 1. Динамика результатов оценки автономности в экспериментальной группе


Диаграмма 2. Динамика результатов оценки автономности в контрольной группе


Диаграмма 3. Динамика результатов оценки информативности в экспериментальной группе

Диаграмма 4. Динамика результатов оценки информативности в контрольной группе


Диаграмма 5. Динамика результатов оценки планирования в экспериментальной группе


Диаграмма 6. Динамика результатов оценки планирования в контрольной группе

Из приведенных статистических данных можно сделать вывод, что разработанный нами курс «Основы профессионального самоопределения» способствует в первую очередь повышению уровня информативности о мире профессий у школьников. Число учащихся, повысивших свой уровень автономности и умения планировать значительно в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе мы наблюдаем менее значительные изменения. Сравнительный анализ проведенных срезов позволяет сделать вывод о положительных результатах проводимой нами работы.

Таким образом, экспериментальная работа по апробации разработанного нами курса для старших школьников способствует повышению уровня их профессионального самоопределения.

Заключение

Результаты нашего исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1.     Анализ проблемы исследования в теории и практике подтвердил ее актуальность, которая определяется современной российской экономической и образовательной ситуацией.

2.     Определение понятия профориентации как фактора, обеспечивающего выбор профессии, современного состояния организации и провеления профориентационной работы в школе на государственном, региональном и муниципальном уровнях, а также понятия профессиональное самоопределение школьников способствовало проведению экспериментальной работы.

3.     Выделены критерии профессионального самоопределения школьников: автономность, информированность, планирование, принятие решения и эмоциональное отношение.

4.     Разработан и апробирован курс «Профессиональное самоопределение» для старшеклассников общеобразовательных школ, способствующий повышению профессиональной готовности учащихся, в рамках образовательной области «технология». Предложен годовой пан профориентационной работы школы.

Данная квалификационная работа, естественно, не решает всех проблем, касающихся профессионального самоопределения школьников, но доказывает общедидактическую значимость полученных результатов. Исследование может быть продолжено в таких направлениях, как:

·        использование компьютерных программ в профориентационных курсах для повышения эффективности профессиональной готовности,

·        влияние самообразования и рефлексии на профессиональное самоопределение старшеклассников,

·        исследование влияния реформы профильной школы на выбор профессии школьниками.

Список используемой литературы


1.     Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды – М., 1980. – Т.1.

2.     Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростков. - М.: Высшая школа, 1990.

3.     Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание – М., 1986.

4.     Большая советская энциклопедия: [В 30 т.]/ Гл.ред. А.М.Прохоров – 3-е изд.стереотип. – М.: Институт новой экономики, 1998. – 864 с.

5.     Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности – Киев, 1984.

6.     Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988.

7.     Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: Кн. для учителя/ И.П.Арефьев, Т.В.Васльева, А.Я.Журакина и др.; под ред. С.Н.Чистяковой – М.: Просвещение, 1998. – 191 с.

8.     Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

9.     Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения – Челябинск: ИДПОПР, 1998. – 25 с.

10.                       Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения. Образовательная область «Технология». Рабочая тетрадь для учащихся 9 – 11 классов. – Челябинск: Изд.центр Взгляд, 2002. – 36 с.

11.                       Климов Е.А. как выбирать профессию – М., 1984.

12.                       Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение,1980г. - 192с.

13.                       Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)// Народное образование, 2000, №2. – С. 19-25.

14.                       Левшинов А. 12 сторон ладони – СПб: Питер, 1996. – 146 с.

15.                       Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь// Принцип развития в психологии – М., 1978.

16.                       Любавин М.Л. Хочешь узнать себя? Нет проблем! – Челябинск: Атоксо-СТ «Пресса», 1992. – 238 с.

17.                       Методические рекомендации к профконсультационной работе/ Сост. И.В.Кузнецова – Ярославль, 1986.

18.                       Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения – М., 1988.

19.                       Национальная доктрина образования в РФ// Народное образование, 2000, №2. – С.14-18.

20.                       Некоторые аспекты организации технологического образования в условиях общеобразовательного учреждения – Челябинск, 2002. – 74 с.

21.                       Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Психология образования. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - 496с.

22.                       Неустроев Г.Н. Методические указания к лабораторным работам по общей психологии – Челябинск: ЧГАУ, 1991. – 50 с.

23.                       Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера – М., 1987.

24.                       Основы формирования содержания образования и БУП для профильной школы – Вестник образования. Профильное обучение/ Тематический выпуск, декабрь 2002. (Материал написан А.А. Кузнецовым)

25.                       Полев Д.М., Рузаков А.А. Компьютерный психолого-педагогический мониторинг и качество образовательного процесса// Информатика и образование. – 2000. - № 8. – С. 22 – 26.

26.                       Примерные программы основного общего образования/ Сост. А.М.Водянский, Н.Н.Гара – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 448 с.

27.                       Психология и педагогика: Учеб. пособие для ВУЗов./ Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – 255 с.

28.                       Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений – М.: Школа – Пресс, 1998. – 512 с.

29.                       Словарь по этике – М., 1989. – С.9

30.                       Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8-го класса общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д. Симоненко. – М.:"Вентана-Граф", 1998. - 240с.

31.                       Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.

32.                       Чернявская А.П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии// Психологическая наука: проблемы и перспективы – Киев, 1990.

33.                       Щебетенко А.И. Тесты для делового человека и для всех – Пермь: Алгос-Пресс, 1995. – 197 с.

34.                       Lea H.D., Leibowitz Z.V. (Eds.). (1983). Handbook of Vocational Psychology. Vol.1. – N.Jersey; L.











П Р И Л О Ж Е Н И Я

Приложение 1

Годовой план профориентационной работы в школе

Мероприятия

Класс

Сроки

Ответственный

Профпросвещение

1

Проведение классных часов:

«В мире профессий»

«Все профессии важны»

«Построение проф.плана»


5-7

8-9

10-11

В течении года

Кл.рук.

2

Организация экскурсий на предприятия

5-9

В течении года

Кл.рук., уч-ля технологии

3

Обзор литературы о профессиях, просмотр видеофильмов «Выбор профессии – второе рождение человека»

5-11

В течении года

Библиотекарь

4

Организация встреч с выпускниками школы, поступившими и окончившими профессиональные учебные заведения

8-9

сентябрь

Зам.дир. по ВР

5

Организация недели «Технологии»

5-11

декабрь

Зам.дир по ВР, уч-ля технологии

6

Выставки творческих работ уч-ся, связанные с проф.праздниками и юбилеями

5-11

В течении года

Библиотекарь, уч-ля предметники

7

Проведение тематических лекций-выставок по типам профессий: Человек-Человек, Человек-Природа, Человек-Знаковая система, Человек-Художественный образ

9-11

В течении года

Уч-ля технологии, приглашенные специалисты

8

Информация о днях открытых дверей в вузах города

10-11

В течении года

Кл.рук.

Развитие профессиональных интересов

1

Организация работы предметных факультативов и кружков по интересам


В течении года

Зам.дир. по ВР

2

Формирование технологических ЗУН

5-



11

В течении года

Уч-ля технологии

3

Проведение профориентационных игр с межпредметным содержанием

8-11

В течении года

Уч-ля технологии, уч-ля предметники, психолог

4

Выпуск стенгазеты «Сто профессий»

7

февраль

Кл.рук.

5

Работа над творческим проектами, их выставки

5-11

Апрель - май

Завуч, уч-ля технологии

6

Проведение экскурсий на предприятия по изучению конкретных профессий

9

В течении года

Уч-ля технологии

7

Проведение конкурсов профмастерства

7-10

декабрь

Уч-ля технологии

8

Участие в олимпиадах «Одиссея разума», «Шаг в будущее», НОУ

10-11

В течении года

Зам.дир. по ВР, уч-ля предметники

9

Тренинг «Я – частный предприниматель»

10

ноябрь

Уч-ля экономики

Профессиональная диагностика

1

Сочинение на тему «Мои увлечения»

5-8

ноябрь

Психолог, кл.рук., уч-ля рус.яз.

2

Диагностика интересов,

склонностей, способностей,

состояния здоровья, качеств личности

5-7

8, 10

9, 11

4 четверть

3 четверть

1 четверть

Психолог, медработник, уч-ля технологии

3

Конкурс сочинений «Моя будущая профессия»

10

сентябрь

Уч-ля рус.яз., психолог

4

Конкурс-обследование «Мы выбираем-нас выбирают»

11

февраль

Психолог, соц.пед., зам.дир. по ВР

5

Диагностика проф.намерений

9-11

май

Кл.рук.

Профессиональная консультация

1

Групповые консультации «Здоровье и выбор профессии»

9, 11

декабрь

Медработник

2

Консультации по результатам тестов

8, 9

январь

Психолог, соц.пед.

3

Инд.проф.консультации по результатам обследования

11

3 четверть

Психолог, соц.пед., кл.рук.

4

Цикл бесед: «Региональный рынок труда и его особенности», «Здоровье и профессия», «Профессиональная пригодность», «Самовоспитание и выбор профессии»

9-11

В течении года

Медработник, психолог, уч-ля технологии, зам.дир. по ВР

Работа с родителями

1

Лекция для родителей «Какие болезни детей являются препятствием для выбора специальности»

9-11

декабрь

Медработник

2

Род.собрания о взаимодействии семьи и школы в подготовке детей к проф.самоопределению

9-11

октябрь

Кл.рук.

3

Родительские собрания – консультации по результатам тестирования школьников

9-11

март

Психолог, соц.пед., кл.рук.

4

Кл.часы «Семейные династии», «Профессия моих родителей» с участием родителей

7, 8

В течении года

Кл.рук.

5

Инд.консультации по проблеме выбора профессии

9, 11

В течении года

Психолог, уч-ля технологии


Приложение 2


Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

Методика предназначена для отбора по различным видам профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова.

Испытуемый должен в каждом из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один.

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»


Текст опросника


1

Ухаживать за животными

Обслуживать машины, приборы

2

Помогать больным

Составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ

3

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных изделий

Следить за состоянием, развитием растений

4

Обрабатывать материалы

Доводить товары до потребителя, рекламировать продавать

5

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты

6

Выращивать молодняк животных

Тренировать товарищей или младших в выполнении каких-либо действий

7

Копировать рисунки, настраивать музыкальные инструменты

Управлять грузовым средством (подъемным краном, трактором, тепловозом)

8

Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения

Оформлять выставки, витрины

9

Ремонтировать вещи, изделия, жилище

Искать, исправлять ошибки в текстах, таблицах

10

Лечить животных

Выполнять вычисления, расчеты

11

Выводить новые сорта растений

Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий

12

Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах

13

Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

Наблюдать, изучать жизнь микробов, растений

14

Обслуживать, налаживать мед.приборы, аппараты

Оказывать людям мед.помощь при ранениях, ушибах, ожогах

15

Художественно описывать, изображать события

Составлять точные описания, отчеты

16

Делать лабораторные анализы в больнице

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17

Красить или расписывать стены помещений, изделий

Осуществлять монтаж или сборку машин

18

Организовывать культпоходы

Играть на сцене, принимать участие в концертах

19

Изготовлять по чертежам детали

Заниматься черчением

20

Вести борьбу с болезнями растений

Работать на клавишных машинах


Лист ответов

П

Т

Ч

З

Х








10а



10б


11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15б

15а

16а


16б


17а


17б

18а


18б


19а


19б


20а



20б


+





-






Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков + в каждом из пяти столбцов. Каждый столбец соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков +. Название типов профессий по столбцам:

·        Человек-природа – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

·        Человек-техника – все технические профессии.

·        Человек-человек – все профессии, связанные с обслуживанием людей.

·        Человек-знак – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в т.ч. музыкальные специальности.

·        Человек-художественный образ – все творческие специальности.


Приложение 3


Коммуникативные и организаторские способности (КОС-1)


Инструкция. Вам нужно ответить на все вопросы + или -.


Лист вопросов


1.     много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2.     часто ли вам удается склонить большинство ваших товарищей к принятию ими вашего решения?

3.     долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших друзей?

4.     всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5.     есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

6.     нравится ли вам заниматься общественной работой?

7.     верно ли, что вам приятней проводить время с книгами или за другим занятием, чем с людьми?

8.     если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?

9.     легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10.           любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11.           трудно ли вам включаться в новую для вас компанию?

12.           часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы совершить сегодня?

13.           легко ли вам установить контакты с незнакомыми людьми?

14.           стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши друзья действовали в соответствии с вашим мнением?

15.           трудно ли вам осваиваться в новом коллективе?

16.           верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17.           стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и пообщаться с новым человеком?

18.           часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19.           раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20.           правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21.           нравится ли вам постоянно находится среди людей?

22.           возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23.           испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства, стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24.           правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25.           любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26.           часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27.           правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?

28.           правда ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29.           полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомой для вас обстановке?

30.           принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?

31.           стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32.           верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

33.           чувствуете ли вы себя непринужденно в незнакомой для вас компании?

34.           охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35.           правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36.           часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37.           верно ли, что у вас много друзей?

38.           часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39.           часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40.           правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?


Дешифратор

Подсчитывается количество совпадений

Коммуникативные способности

1+

9+

17+

25+

33+

3-

11-

19-

27-

35-

5+

13+

21+

29+

37+

7-

15-

23-

31-

39-


Организаторские способности

2+

10+

18+

26+

34+

4-

12-

20-

28-

36-

6+

14+

22+

30+

38+

8-

16-

24-

32-

40-


Количество совпадающих ответов (М) делится на максимально возможное число совпадений (20) и получается оценочный коэффициент способностей (К). Показатель К варьируется от 0 до 1.


Шкала оценок коммуникативных способностей

К

оценка

Уровень проявления коммуникативных способностей

0,10-0,45

1

Низкий

0,46-0,55

2

Ниже среднего

0,56-0,65

3

Средний

0,66-0,75

4

Высокий

0,76-1

5

Очень высокий


Шкала оценок организаторских способностей

К

оценка

Уровень проявления коммуникативных способностей

0,20-0,55

1

Низкий

0,56-0,55

2

Ниже среднего

0,66-0,70

3

Средний

0,71-0,80

4

Высокий

0,81-1

5

Очень высокий


Приложение 4


Диагностическая методика «Профессиональная готовность»


Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. Если вы согласны с утверждением, то в бланке листа ответов поставьте +,если нет, то -.постарайтесь не думать олго над ответом, нас интересует ваша первая реакция. Ответить необходимо на все вопросы. Надеемся на вашу искренность. Заранее благодарим.

Вопросы.

1.     я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования

2.     я не принимаю серьезных решений мгновенно

3.     когда мне нужно решиться на какое-то важное дело, я самым серьезным образом оцениваю свои способности

4.     я знаю, в каких условиях я буду работать

5.     я анализирую свое прошлое

6.     я тяжело переношу неудачи в жизни

7.     я знаю обязанности, которые буду выполнять на работе

8.     меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт

9.     я ищу в прошлом истоки того, что со мной происходит в настоящем

10.           мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий

11.           все мои действия подчинены определенным целям

12.           у меня вошло в привычку думать о том, что со мной происходило раньше

13.           по моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей не гарантирует от разочарований

14.           я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической)

15.           у меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни

16.           я ничего не делаю без причины

17.           меня вполне устраивает моя пассивность

18.           я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем

19.           я предпочитаю спокойную, малоответственную работу

20.           я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно

21.           я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно

22.           первая же крупная неудача может «выбить меня из седла»

23.           я не задумываюсь о своем будущем

24.           я не выберу работу, требующую большой отдачи

25.           я знаю самого себя

26.           я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких

27.           чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать

28.           мне не нравится быть самостоятельным

29.           я не собираюсь планировать уровень образования, который я хотел бы получить

30.           меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения

31.           я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач

32.           когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что я ни на что не способен

33.           я не представляю себя работником, решающим производственные и личные проблемы, связанные с производством

34.           я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя

35.           мне трудно узнать о перспективах, которые дает та или иная профессия

36.           я считаю, что интуиция основана на знании

37.           чтение справочников о профессиях ничего мне не дает

38.           у меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее

39.           в моей жизни мало успехов

40.           я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы

41.           я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни

42.           я признаю только обдуманный риск

43.           многие мои планы срываются из-за моей неуверенности в себе

44.           я отношусь к тем людям, которые живут настоящим

45.           я с детства привык доводить начатое дело до конца

46.           я боюсь делать важные шаги в своей жизни

47.           я знаю, что мне интересно

48.           было время, когда я строил образ «идеальной профессии» без конкретного названия

49.           когда я иду на компромисс, у меня портится настроение

50.           я готов приложить много усилий, чтобы добиться того, что мне нужно

51.           я знаю, чего я добьюсь в жизни

52.           я могу назвать профессии, которые интересовали меня в детстве

53.           я мало задумываюсь о своей жизни

54.           я не могу определить своего отношения к тому, что мне необходимо принимать решения

55.           в оценке профессий эмоции у меня играют большую роль

56.           если я чего-то очень захочу, я преодолею любые препятствия

57.           у меня нет определенных требований к будущему

58.           при принятии решений я полагаюсь на интуицию

59.           мне не нравится, когда от меня требуют инициативы и активности

60.           я знаю, что у меня есть такие черты характера, которые совершенно необходимы для моей профессии

61.           я – соломинка, влекомая течением жизни

62.           когда я думаю о том, что мне нужно выбирать профессию и место работы (учебы), у меня портится настроение

63.           при выборе из двух или нескольких возможностей я полагаюсь на ту, которая внешне более привлекательна

64.           своим поведением в настоящем я строю фундамент для будущего

65.           если что-то помешает мне получить выбранную профессию, я легко поменяю ее на другую

66.           я никогда не задумывался, по каким законам устроен мир профессий

67.           я считаю, что люди, которые многого достигли в жизни, знали: почему они поступают так, а не иначе

68.           практическая работа (в кружках, на УПК и практике) очень помогла мне в понимании мира профессий

69.           я с трудом уживаюсь с другими людьми

70.           я сознательно стремлюсь к достижению намеченных целей

71.           любой совет, данный мне со стороны, может поколебать мой выбор профессии

72.           я знаю, что для меня в жизни важно

73.           я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях

74.           я планирую свою жизнь, хотя бы на неделю вперед

75.           я не знаю, почему я выбрал именно эту профессию

76.           лучший способ познакомиться с профессией – поговорить с тем, кто по ней работает

77.           мне не нравится, когда много думают о будущем

78.           в учебном заведении я получу все необходимые знания и больше никогда учиться не буду

79.           я знаю область, в которой я добьюсь больше успехов, чем в других

80.           заранее известных способов изучения мира профессий не существует

81.           мне не нравится, когда много рассуждают о том, кем быть

82.           мне трудно спланировать свою жизнь даже на неделю вперед

83.           я считаю, что в обществе все равны по своему положению

84.           большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные

85.           фактически я выбрал (выбираю) учебное заведение, не думая где я буду работать после его окончания

86.           мне все равно, будут ли меня уважать на работе как профессионала

87.           в своих поступках я всегда опираюсь на проверенные сведения

88.           все, что со мной происходит – дело случая

89.           мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии

90.           в важных решениях я не иду на компромиссы

91.           я не доверяю рекламе профессий

92.           я не понимаю причин многих своих поступков

93.           мои самооценки совпадают с тем, как оценивают меня мои друзья

94.           я не понимаю самого себя

95.           я начинаю нервничать, когда задумываюсь о том, что меня ожидает

96.           мой опыт показывает, что от анализа своих мыслей и переживаний пользы мало

97.           я не знаю как осуществить свой профессиональный выбор

98.           я могу отказаться от многого, сейчас ценного от меня

99.           я представляю, каким я буду через 10 лет


Ключ

Автономность (А)

8

14

19

24

30

34

45

50

53

57

61

65

71

75

78

83

86

92

94

96


+

+

-

-

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-


Информированность (И)

1

4

7

13

21

27

35

37

40

48

66

68

73

76

80

84

91


+

+

+

-

+

+

-

-

+

+

-

+

-

-

-

-

-


Принятие решения (Р)

2

3

11

16

20

25

31

36

42

47

51

56

58

63

67

72

79

87

90

93


+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+


Планирование (П)

5

9

12

15

18

23

29

38

44

52

60

6

70

74

82

85

88

97

98

99


+

+

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

+

+

-

-

-

-

+

+


Эмоциональное отношение (Э)

6

10

17

22

26

28

32

33

39

41

43

46

49

54

55

59

62

69

77

81

95


-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-