МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

Т.Ю.Ласовской, С.А.Ильиной

«ОСОБЕННОСТИ  СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  ВЫГОРАНИЯ У  СОЦИАЛЬНЫХ   РАБОТНИКОВ Г.   НОВОСИБИРСКА И   НОВОСИБИРСКОЙ   ОБЛАСТИ»

(Журнал экспериментальной и клинической медицины, 2003, № 2-3, С. 53-59.)

1.  ОБЪЕКТНАЯ ОБЛАСТЬ

В данной статье исследуется феномен эмоционального выгорания  —  одно из проявлений воздействия профессии, связанной с работой с людьми, на личность специалиста. Под синдромом эмоционального выгорания принято понимать состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы, т.е. профессиях, в которых  ежедневное и интенсивное общение с проблемным контингентом является главным инструментом профессиональной деятельности.

Синдром эмоционального выгорания — широко известный и активно исследуемый в зарубежной психологии феномен. Имеет важное значение, поскольку, с одной стороны, является фактором, снижающим качество оказания услуг в медицинской и социальной сфере. С другой стороны, им обусловлен ряд психологических нарушений у самих медицинских и социальных работников.

В данной статье исследуются средние показатели   возраста, стажа и формирование фаз эмоционального выгорания. Исследуется также распространенность   симптомов эмоционального выгорания и их средние значения. Не исследуются индивидуально-психологические свойства социальных работников, как предрасполагающая причина для развития синдрома эмоционального выгорания. Не исследуются также материальные обстоятельства обследуемого контингента (возможное влияние уровня материального благосостояния, семейного положения, наличия детей в семье,  наличия полной или неполной семьи,  заработка самого работника и заработков других членов его семьи на развитие синдрома эмоционального выгорания). В связи с этим, не исследуется также режим труда и отдыха социального работника (работа на ставку, работа более чем на одну ставку, совместительство).

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретический (модельный) объект исследования – синдром эмоционального выгорания, его симптомы и фазы.

Эмпирический объект исследования  -  социальные работники. Всего было обследовано 220 специалистов по социальной работе и социальных работников (женщин) г. Новосибирска, г. Бердска, г. Искитима и некоторых районных центров Новосибирской области (Чулым,  Краснозерка, Карасук, Кочки, Тогучин). Средний возраст составил  40,6 года (9,06); средний стаж работы в социальной сфере - 5,27 года (3,43). Учитывались результаты только тех респондентов, функциональные обязанности которых предполагают ежедневный контакт с клиентами (отделения надомного обслуживания, срочной социальной помощи, социальной помощи семье и детям, профилактики безнадзорности).

Источник необходимых сведений – данные опросов. Для изучения синдрома эмоционального выгорания применялась методика диагностики уровня эмоционального выгорания (по В.В. Бойко). Методика  представляет  собой опросник, из 84 пунктов. Методика дает возможность описывать 12 симптомов выгорания, при этом показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов. При этом:

·        не сложившимся считается симптом, набравший менее 9 баллов,

·        от 10 до 15 баллов — складывающийся симптом;

·        от 16 и более баллов — сложившийся симптом;

·        симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим.

Диагностируются также 3 фазы выгорания, соответствующие фазам развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение», предельное теоретическое распределение баллов от 0 до 120.

·        Не сформировавшейся считается фаза, набравшая менее 36 баллов,

·        от 37 до 60 баллов — фаза в стадии формирования,

·        от 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.


3.  ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ

 Предложена трехкомпонентная структура выгорания, включающая эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к объектам своего труда, что выражается в бесчувственном, негуманном отношении к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения социальных услуг. Редукция профессиональных достижений представляет собой ощущение работником собственной некомпетентности в профессиональной сфере.

ГЛОССАРИЙ

Деперсонализация -  циничное отношение к объектам своего труда,  выражается в бесчувственном, негуманном отношении к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения социальных услуг. Является компонентом в структуре синдрома эмоционального выгорания.     

Истощение – третья, завершающая  фаза синдрома эмоционального выгорания. Выражается в формировании эмоционального дистресса.

Напряжение – первая фаза синдрома эмоционального выгорания. Выражается в максимальной затрате сил в процессе профессионального межличностного общения.

Редукция профессиональных достижений представляет собой ощущение работником собственной некомпетентности в профессиональной сфере.  Симптом «редукции профессиональных обязанностей» означает, что сотрудник исключает обязанности, требующие эмоциональных  затрат.   Контакт  с   клиентами формализуется,   сокращается   по   времени, выполняются только необходимые манипуляции. Данный симптом является компонентом в структуре синдрома эмоционального выгорания.

Резистенциявторая фаза синдрома эмоционального выгорания. Характеризуется повышенной сопротивляемостью к  эмоциональным нагрузкам и снижением эмоциональной чувствительности.

Синдром эмоционального выгорания — это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы, т.е. профессиях системы «человек — человек», где ежедневное и интенсивное общение является инструментом деятельности. Используется трехкомпонентная структура выгорания, включающая эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Диагностируются 3 фазы выгорания, соответствующие фазам развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение».

Эмоциональное истощение -  чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой. Является компонентом в структуре синдрома эмоционального выгорания.


4. ОСНОВНАЯ ГИПОТЕЗА И ЕЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ

Синдром выгорания у социальных работников формируется уже через 2 — 4 года после начала трудовой деятельности, и контакт с определенными категориями клиентов (инвалиды, пожилые, и пр.) создает высокий риск развития синдрома.

Гипотеза доказывалась путем статистической обработки данных опроса.

В результате исследования получены следующие данные:  Только 20 человек из числа обследованных (9,1 %) социальных работников не имеют симптомов эмоционального выгорания, их средний стаж составляет 4,65 лет. У остальных респондентов фазы выгорания либо формируются, либо имеется одна или две сформированные фазы, а 17 человек (7,73 %), стаж которых составляет в среднем 5,74 лет, имеют полностью сформированные все три фазы синдрома. Таким образом, сделан вывод, что формирование синдрома эмоционального выгорания у социальных работников начинается в среднем через 5,29 лет работы (формируются 1 и более фазы). Это может иметь значение при определении сроков начала профилактической работы (до 5 лет стажа), поскольку активное формирование симптомов проходит за короткий срок 5,29 — 5,7 лет.

В ходе исследования у социальных работников выявлены следующие доминирующие симптомы эмоционального выгорания: «редукция профессиональных обязанностей» (59,09 % случаев), «переживание психотравмирующих обстоятельств» (48,64 % случаев) и «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (44,55 % случаев), причем первый и последний относятся ко второй фазе синдрома выгорания.  Наименее распространенными симптомами выгорания у социальных работников являются «неудовлетворенность собой» — 5,46%, «эмоциональный дефицит» — 9,09 %.

Прямых фальсификаций данная статья не содержит, но данные исследования в некоторых пунктах могут быть подвергнуты сомнению ввиду использования неоднородной выборки:

1.                          Исследовались как жители г. Новосибирска, так и жители районных центров Новосибирской области (Чулым,  Краснозерка, Карасук, Кочки, Тогучин). Очевидно, что социально-психологические условия труда в условиях областного и районного центра значительно отличаются. В районных центрах зачастую приходится работать с изначально хорошо знакомыми людьми.   Не показано, как влияет на развитие синдрома эмоционального выгорания это различие в социально-психологической обстановке. 

2.                          Как указано выше, не учитывались личные материальные обстоятельства работников, их семейное положение и условия труда  и отдыха, что также влияет на однородность выборки.

3.                          Те симптомы, которые отнесены к наименее распространенным, могут показаться такими вследствие формирования у респондентов «комплекса жертвы» и дачи ими социально желательных ответов. Не указана защита данного опросника.

4.                          Вместе с тем, данные замечания носят частный характер и не ставят под сомнение как основной массив полученных данных, так и сделанные по нему выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Статья Т.Ю. Ласовской и С.А. Ильиной содержит результаты актуального социально-психологического исследования в  сфере профессиональной деятельности социальных работников. Гипотеза, выдвинутая в статье, в целом получила подтверждение, однако имеется несовпадение теоретических и реальных сроков развития синдрома эмоционального выгорания со значительным разбросом, что указывает на  неполную адекватность гипотезы. Методы исследования в целом адекватны поставленной цели, однако с учетом высказанных замечаний следует обратить внимание на однородность выборки; это может поставить вопрос об увеличении выборки (если выборка охватывает по Новосибирской области всю генеральную совокупность, обратиться  к данным других областей региона). 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ:

ОСОБЕННОСТИ  СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  ВЫГОРАНИЯ У  СОЦИАЛЬНЫХ   РАБОТНИКОВ  Г.   НОВОСИБИРСКА И   НОВОСИБИРСКОЙ   ОБЛАСТИ


Т.Ю.Ласовская, С.А.Ильина


Новосибирская государственная медицинская академия,

Областной центр социокультурной реабилитации инвалидов


Журнал экспериментальной и клинической медицины, 2003, № 2-3, С. 53-59.


Феномен эмоционального выгорания  — как одно из проявлений воздействия профессии на личность специалиста, впервые был выделен американским психиатром Френденбергером в 1974 году. Синдром эмоционального выгорания — это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы, т.е. профессиях системы «человек — человек», где ежедневное и интенсивное общение является инструментом деятельности.

Синдром эмоционального выгорания — феномен широко известный и активно исследуемый в зарубежной психологии (свыше 1500 публикаций за последнее десятилетие). В настоящее время на теоретическом уровне изучения данной проблемы существует определенное единство взглядов на сущность и составляющие синдрома. Maslach C. предложена трехкомпонентная структура выгорания, включающая эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к объектам своего труда, что выражается в бесчувственном, негуманном отношении к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения социальных услуг. Редукция профессиональных достижений представляет собой ощущение работником собственной некомпетентности в профессиональной сфере.

На уровне эмпирических исследований зарубежными психологами подробно разрабатываются вопросы о факторах, вызывающих выгорание, его особенностях у представителей различных профессий и мерах предупреждения.

В тоже время, в отечественной психологии феномену выгорания посвящено незначительное количество работ. Часто проблема синдрома эмоционального выгорания обозначается и осмысливается авторами на теоретическом уровне, либо в контексте более широкой проблематики. Так, Форманюк Т.В. в своей работе рассматривает синдром эмоционального выгорания в рамках проблемы эмоциональной дезадаптации учителей; работа Трунова Д.Г. представляет собой осмысление значения выгорания в работе психолога-консультанта; Лотова И.П. описывает проявления синдрома как один из психологических барьеров в деятельности социальных работников.

Интересный подход к пониманию источников выгорания предложила Гришина Н.В. Автор, основываясь на данных исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов, считает его причиной фрустрацию метапотребностей (по А. Маслоу) и предлагает использовать экзистенциальный анализ для описания и изучения синдрома. Другой отечественный автор В.В. Бойко рассматривает выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты. Он разработал процессуальную модель данного феномена, в рамках которой выгорание протекает согласно основным фазам стресса. В.В. Бойко указал симптомы, характерные для каждой фазы выгорания. |

На практическом уровне достаточно подробно изучение синдрома выгорания проводилось Аминовым Н.А. у преподавателей. Н.А. Аминов показал связь индивидуальных раэличий в толерантности к развитию синдрома с типологическими свойствами нервной системы (слабостью, лабильностью, активированностью нервных процессов). Автор рассматривал индивидуальные различия в склонности к развитию выгорания как базисные предпосылки к выбору педагогической профессии.

Однако, вопросам возникновения и профилактики эмоционального выгорания у социальных работников уделяется недостаточное внимание, при том что синдром выгорания у данной категории формируется уже через 2 — 4 года после начала трудовой деятельности, и контакт с определенными категориями клиентов (инвалиды, пожилые, и пр.) создает высокий риск развития синдрома. С учетом происходящего в последние годы становления и расширения сферы социальной помощи в России, можно говорить об актуальности изучения синдрома эмоционального выгорания у социальных работников.

Цель исследования: изучение структуры синдрома эмоционального выгорания у социальных работников.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось сотрудниками кафедры клинической психологии Новосибирской государственной медицинской академии совместно с психологами Областного центра социокультурной реабилитации инвалидов в 2002 — 2003 гг. Особенности синдрома эмоционального выгорания были изучены у 220 специалистов по социальной работе и социальных работников (женщин) г. Новосибирска, г. Бердска, г. Искитима и некоторых районных центров Новосибирской области (Чулым,  Краснозерка, Карасук, Кочки, Тогучин). Средний возраст составил — 40,6 года (9,06); средний стаж работы в социальной сфере - 5,27 года (3,43). В исследование не вошли руководители среднего и высшего звеньев и учитывались результаты только тех респондентов, функциональные обязанности которых предполагают ежедневный контакт с клиентами (отделения надомного обслуживания, срочной социальной помощи, социальной помощи семье и детям, профилактики безнадзорности).

Для изучения синдрома эмоционального выгорания применялась «методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, представляющая собой опросник, состоящий из 84 пунктов. Методика позволяет описать 12 симптомов выгорания, показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов. Не сложившимся считается симптом, набравший менее 9 баллов, от 10 до 15 баллов — складывающийся симптом, от 16 и более баллов — сложившийся симптом. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим. Диагностируются также 3 фазы выгорания, соответствующие фазам развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение», предельное теоретическое распределение баллов от 0 до 120. Не сформировавшейся считается фаза, набравшая менее 36 баллов, от 37 до 60 баллов — фаза в стадии формирования, от 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Результаты исследования и их обсуждение Исследование показало высокую распространенность синдрома эмоционального выгорания у социальных работников г. Новосибирска и Новосибирской области (табл. 1). Таблица 1 Средние показатели   возраста, стажа и формирование фаз эмоционального выгорания

Сформированность фаз


%


Кол-во (чел-к)


Ср. возраст


Ср. стаж


Все сформированы


7,73


17


39,88


5,74


2 из трех


14,09


31


40,58


5,24


1 из трех


29,55


65


40,12


5,34


1 и более формируются


39,55


87


41,1


5,29


Фазы не формируются


9,1


20


40,3


4,65


Только 20 человек из числа обследованных (9,1 %) социальных работников не имеют симптомов эмоционального выгорания, их средний стаж составляет 4,65 лет. У остальных респондентов фазы выгорания либо формируются, либо имеется одна или две сформированные фазы, а 17 человек (7,73 %), стаж которых составляет в среднем 5,74 лет, имеют полностью сформированные все три фазы синдрома. Если предположить, что формирование фаз синдрома эмоционального выгорания происходит последовательно (напряжение - резистенция - истощение), и расценивать синдром как способ адаптации к особым условиям трудовой деятельности, то можно сказать, что у социальных работников формирование синдрома начинается в среднем через 5,29 лет работы (формируются 1 и более фазы). Это может иметь значение при определении сроков начала профилактической работы (до 5 лет стажа), поскольку активное формирование симптомов проходит за короткий срок 5,29 — 5,7 лет.

В ходе исследования у социальных работников выявлены следующие доминирующие симптомы эмоционального выгорания: «редукция профессиональных обязанностей» (59,09 % случаев), «переживание психотравмирующих обстоятельств» (48,64 % случаев) и «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (44,55 % случаев), причем первый и последний относятся ко второй фазе синдрома выгорания (табл. 2).

Таблица 2 Распространенность   симптомов эмоционального выгорания и их средние значения

Симптом


Среднее значение


Процент (%)


«переживание психотравмирующих обстоятельств»


22,75


48,64


«неудовлетворенность собой»


20,33


5,46


«загнанность в клетку»


20,8


23.18


«тревога и депрессия»


20,63


29,09


«неадекватное избирательное эмоциональное реагирование»


20,55


44,55


«эмоционально-нравственная дезориентация


19,45


35


«расширение сферы экономии эмоций»


21.98


38.18


«редукция профессиональных обязанностей»


22,67


59.09


«эмоциональный дефицит»


20,65


9.09


«эмоциональная отстраненность»


20


12,73


«личностная отстраненность, или деперсонализация»


21.55


20


«психосоматические и психовегетативные нарушения»


23,26


31,82


Симптом «редукции профессиональных обязанностей» означает, что сотрудник исключает обязанности, требующие эмоциональных  затрат.   Контакт  с   клиентом формализуется,   сокращается   по   времени, выполняются только необходимые манипуляции. Симптом   «переживание   психотравмирующих обстоятельств»   означает,   что у  сотрудника усиливается   осознание   психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые невозможно   изменить   или   устранить, с преобладанием эмоции раздражения, отчаяния и негодования.   При   наличии   неадекватного избирательного эмоционального реагирования профессионал   ограничивает   эмоциональную вовлеченность в контакт с клиентами за счет сознательного выбора (хочу — уделю внимание данному клиенту, будет настроение — откликнусь на его состояние и потребности). Обращает на себя внимание следующее обстоятельство: все три доминирующих   симптома   так   или   иначе затрагивают эмоциональную сферу личности профессионала, что может явиться основой для составления профилактических и терапевтических программ для работников социальной сферы. Например,   становится   понятным,   что   целью программы   может   быть   —   стабилизация эмоционального состояния, а задачами — например,

осознание эмоций, работа с негативными эмоциями, агрессией и т. д.

Навыки работы с собственной эмоциональной сферой могут быть даны будущему специалисту по социальной работе в рамках их профессиональной подготовки (психологические дисциплины в вузах).

Наименее распространенными симптомами выгорания у социальных работников являются «неудовлетворенность собой» — 5,46%, «эмоциональный дефицит» — 9,09 %.

Мы проанализировали также средние значения сложившихся симптомов и обнаружили, что наибольший балл получил симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений», затем «переживание психотравмирующих обстоятельств»  и «редукция профессиональных обязанностей». Это, по нашему мнению, свидетельствует о том, что симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» хотя и встречается у каждого третьего респондента (31,82 %), но, присутствуя в картине выгорания, может быть значительно выражен.

Выводы

1. Специалисты по социальной работе и социальные работники г. Новосибирска и Новосибирской области в среднем приходят в профессию в возрасте 34 — 35 лет.

2. Синдром эмоционального выгорания широко распространен среди данной категории специалистов.

3. Активное формирование синдрома эмоционального выгорания проходит в период 5,29 — 5,7 лет стажа.

4. Доминирующими симптомами являются: редукция профессиональных достижения, переживание психотравмирующих обстоятельств, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.

5. Профилактические и терапевтические программы для социальных работников должны проводиться в период до 5 лет стажа с ориентацией на коррекцию эмоциональной сферы профессионала.