Содержание



Введение.....................................................................................................................3


1. Витрины, их виды, классификация и требования к ним....................................5


2. Витринный инвентарь и материалы для оформления витрин..........................10

3. Средства психологического воздействия при оформлении витрин................18


Практическая часть...................................................................................................23

 

Заключение................................................................................................................25

 

Список литературы...................................................................................................28    


























Введение


Тема данной работы является весьма актуальной, поскольку позволяет рассмотреть одно из важнейших средств наружной рекламы, используемом в современных условиях  каждым магазином – витрину.

Основной целью данной работы является подробное изучение данного средства рекламы и специфики его использования для привлечения покупателей.

В связи с этим можно выделить следующие задачи:

– подробно изучить витрины, их виды, классификацию и требования, предъявляемые к ним;

– рассмотреть основной витринный инвентарь и материалы для оформления витрин;

– изучить основные правила разработки композиции витринной выставки;

– рассмотреть применение витрины в качестве средства рекламы в практической деятельности.

Для написания работы были использованы следующие источники литературы: Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность; Гольман И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности; Денисон Д. Тоби Л. Учебник по рекламе; Дональд У. Гордон И. Основы рекламного дела; Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России; Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции; Уткин Э.А. Рекламное дело; Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы; Рогожин М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности;  Ромат Е.В. Реклама.

В этих книгах содержится достаточно полная и весьма подробная информация по исследуемой в работе теме, и именно эти источники составили основу курсовой работы.

Курсовая работа имеет следующую структуру.

В первой главе будет дана общая информация о витринах, названы их основные виды, дана подробная классификация и перечислены основные требования, предъявляемые к витринам.

Во второй главе будет перечислен основной витринный инвентарь и материалы, применяемые для оформления витрин. Здесь будет дано общее понятие о  витринном инвентаре, что входит в данное понятие, его назначение,  требования, предъявляемые к витринному инвентарю, так же будет дана подробная классификация витринного инвентаря и способы его применения.

В третьей главе речь пойдет о средствах психологического воздействия при оформлении витрин: цветовом и композиционном решении витрины магазина.

В практической части работы будет проведен анализ товарно-декоративной витрины магазина, составлен перечень ее основных компонентов, инвентаря и оборудования, определено цветовое решение витрины и приблизительный размер расходов на ее оформление.

Таким образом, структура данной работы соответствует поставленным в ней задачам и полностью направлена на раскрытие выбранной темы, которая, безусловно, имеет огромное практическое значение.


1. Витрины, их виды, классификация и требования к ним


Витрины являются одним из важнейших средств торговой рекла­мы. В основу их оформления положен принцип рекламного показа натурального товара.

Основные задачи витрины как функционального элемента магази­на состоят в следующем:

• знакомить с ассортиментом товаров, имеющихся в продаже, напоминать о приближении того или иного сезона;

• рекламировать товары-новинки, отражать новое направление моды;

• сообщать о существующих в магазине методах торговли и спе­циальных услугах, предлагаемых покупателю.

Витрины, помимо чисто рекламной, играют еще и важную воспи­тательную роль, поскольку представляют собой своеобразные посто­янно действующие выставки предметов народного потребления, кото­рые рассказывают о производстве непродовольственных товаров и продуктов питания, об образе жизни, национальных традициях, куль­туре народа.

Значение витрин заключается также и в пропаганде культуры оде­жды, эстетики быта. Со вкусом оформленные витрины ориентируют покупателя в новых направлениях моды, учат их правильно подбирать отдельные предметы туалета, сервировать стол, обставлять квартиру и т. п. Витрины рассказывают покупателям и о дополнительных услу­гах, которые предоставляют им предприятия торговли.

Кроме того, витрины являются основным элементом оформления улиц. Они оживляют их, делают праздничными, нарядными. Ярко ос­вещенные окна магазинов вместе с вывесками и световой рекламой служат красочным вечерним оформлением современных городов и других населенных пунктов [7 c. 205].

В зависимости от устройства витринной коробки и ее соотношения с интерьером магазина витрины можно разделить на три основ­ных типа:

1. Витрины, полностью сливающиеся с интерьером. Они харак­терны для магазинов современной архитектуры.

2. Витрины ленточного типа, также открывающие интерьер для свободного обзора с улицы. Такие витрины отделены от торгового зала стеклянной стенкой, простенками и несколько приподнятым уровнем пола. Это уже собственно витрины, т. е. застекленное про­странство, предназначенное для товарной выставки.

3. Витрины, изолированные друг от друга простенками окон (в ма­газинах старой архитектуры).

В магазинах современной архитектуры витрина открывает прохо­жим интерьер магазина. Витриной становится торговый зал: его ин­терьер, экспозиция товаров. Задняя стенка, которая раньше служила основной частью витринной коробки, теперь устранена. Сквозная витрина привлекает покупателей в магазин, традиционная же витрина (с задней стенкой) отвечает этой цели в меньшей степени.

Вместе с тем у витрины — является ли она традиционной или со­временной — рекламная функция не изменилась. Она по-прежнему должна информировать о товарах, содействовать их покупке.

Прохожего заставляет остановиться перед витриной, прежде всего ее привлекательность и индивидуальность по сравнению с витринами соседних торговых предприятий.

Оконные витрины магазинов можно классифицировать в зависимости от подбора рекламируемых товаров, со­держания и способов оформления.

По товарному  признаку  витрины делятся на:

комбинированные, рекламирующие изделия нескольких товар­ных групп, связанных общностью спроса или потребления. Например, в магазинах «Одежда» могут быть витрины, демонстрирующие потре­бительские комплексы для детей, женщин и мужчин;

специализированные, демонстрирующие товары одной товар­ной группы [7 c. 207]. Так, в магазинах по продаже электробытовых приборов осуществляется раздельный показ электроосветительных приборов, стиральных машин, пылесосов, холодильников;

узкоспециализированные, рекламирующие часть изделий то­варной группы (например, фотоаппараты, часы, мужские сорочки);

смешанные демонстрируют товары различных групп, между ко­торыми нет прямой связи.

По характеру оформления  витрины бывают:

товарные, основу которых составляет товар без использования декоративных элементов. Например, витрина «Посуда для кухни», в которой товар представлен в большом ассортименте;

товарно-декоративные, где наряду с товаром применяются декоративные элементы, с помощью которых подчеркиваются наибо­лее характерные особенности и свойства товаров. Например, реклама холодильников, стиральных машин, пылесосов;

сюжетные, оформленные с использованием какой-либо жанро­вой сценки. Например, витрины на темы сказок, мультфильмов, оформляемые в магазинах по продаже детских товаров;

тематические, выполненные к праздникам, юбилеям, торжест­венным событиям.

При оформлении тематических витрин необходимо широко ис­пользовать текст, фотографии, плакаты, диаграммы, символы. Вы­кладка товара должна быть яркой, эффектной.

По техническим средствам оформления витрины делят на статичные, динамические, комбинированные. В них можно устанавливать механические устройства и другие приспособления для придания экспозиции движения, динамики.

К витринам предъявляются следующие основные требования:

1. Витрины, как правило, должны быть сквозными, а где пред­ставляется возможность — двусторонними, с тем, чтобы товары, вы­ставленные в них, были видны и с улицы, и со стороны торгового зала.

2. В витрине можно выставлять лишь те товары, которые имеются в продаже. Если товар распродан, его образцы необходимо снять с витрины.

3. В витрине разрешается выставлять только натуральные образцы товаров (коробки от духов, одеколонов, пудры, крема и т. д.).

4. Выставлять в витрине искусственные изображения товаров в виде муляжей и бутафории запрещается.

5. Наряду с товарами в витрине желательно использовать реклам­ные текстовые плакаты, раскрывающие потребительские свойства выставленных товаров, особенно новинок и товаров, мало известных покупателю. Выставленные в витрине образцы товаров должны быть снабжены хорошо оформленными ценниками, с четко написанными цифрами. Ценники не только информируют покупателя о стоимости товаров, но и сами могут служить декоративными элементами в вит­рине.

6. Все выставочное оформление, в целях обеспечения торгового зала естественным светом, как правило, не должно занимать больше половины площади стекла витрины.

7. Используемый в витрине инвентарь не должен быть заметен, чтобы не отвлекать внимание от товара.

8. Демонстрируя ассортимент товаров, имеющихся в данное время в магазине, необходимо учитывать фактор сезонности.

9. Обновление витрин нужно производить не реже двух раз в ме­сяц. Витрины с динамическим устройством и сезонные могут обнов­ляться через три месяца. Товары, которые могут поблекнуть и поте­рять свой первоначальный вид, заменяются чаще.

Частота смены оформления витрины определяется целым рядом условий.

Во-первых, следует учитывать назначение витрины. Так назы­ваемые экспресс-витрины, информирующие покупателей о новых по­ступлениях товаров в магазин, следует переоформлять не реже одного раза в неделю, а пополнять товарами ежедневно.

Во-вторых, необходимо принимать во внимание место располо­жения магазина. В центре города витрины рекомендуется переоформ­лять чаще, чем в отдаленных районах. Внутримагазинные витрины требуют более частой смены экспозиции.

В-третьих, полезно учитывать также особенности товаров, представленных на витрине. Если это товар традиционный, то оформление витрины можно изменять сравнительно редко (два — три раза в год); в свою очередь витрины, в которых показывают модные товары, а также новинки, нуждаются в частой смене оформления (один — два раза в месяц).

Переоформлять витрины следует в соответствии с графиком, кото­рый должен быть составлен с учетом всех перечисленных выше об­щих условий и требований, а также специфических особенностей ра­боты каждого торгового предприятия.


2. Витринный инвентарь и материалы для оформления витрин


Витринный инвентарь представляет собой приспособле­ния и устройства, которые служат для показа товаров в витрине, а также для рекламной выкладки их в торговом зале магазина.

Современный витринный инвентарь — это стойки, стеллажи, по­диумы, разновысотные кубы, параллелепипеды, цилиндры, подставки различной конструкции, манекены и их части (руки, ноги, бюст, голо­ва), а также горки, постаменты, щиты, ярлыки цен, лотки для выклад­ки товаров, динамические и световые установки и др.

Назначение инвентаря в оформлении витрин — придать товару оп­ределенное положение в пространстве, представить его наиболее вы­разительно.

Витринный инвентарь должен быть простым, негромоздким, проч­ным, малозаметным, универсальным. Оформлять витрину надо с ми­нимальным количеством инвентаря.

Поскольку витрину необходимо систематически переоформлять, то инвентарь должен быть универсальным, чтобы его можно было использовать при каждой смене экспозиции. Быстрота монтажа и удобство в пользовании, возможность перемещения — важнейшие черты хорошего инвентаря. Вместе с тем инвентарь должен точно со­ответствовать характеру магазина, витрине, а также виду товара [9 c. 171].

Малозаметный инвентарь позволяет декоратору так оформить вит­ринную экспозицию, чтобы внимание покупателей сосредоточивалось непосредственно на самом товаре.

Для изготовления витринного инвентаря применяются различные материалы: металлические прутки, трубы, металлические ленты, жесть, дерево, столярные и стружечные плиты, папье-маше, фанера, шпон, слоистые пластики, силикатные и органические стекла, пено­пласт, поролон.

Весь витринный инвентарь можно подразделить по назначению, конструкции и характеру изготовления.

По  назначению витринный инвентарь подразделяется на:

универсальный — подставки, горки, столики, которые применя­ются в витринах для показа различных групп продовольственных и непродовольственных товаров, изготовляемые в виде моделей разных форм (квадрат, цилиндр, треугольник, круг, куб);

специализированный — манекены, бюсты, специальные стойки, подставки, которые отвечают определенным требованиям и применя­ются для показа конкретных видов или групп товаров.

По конструкции витринный инвентарь делят на следующие группы:

неразборный — это готовые приспособления, используемые де­коратором при оформлении витринной выставки;

сборно-разборный — набор деталей, из которых могут соби­раться различные виды приспособлений в зависимости от целей и за­дач, поставленных декоратором [9 c. 175].

По характеру изготовления витринный инвентарь мо­жет быть типовой и индивидуальный.

Типовой инвентарь производится рекламными комбинатами или мастерскими в большом количестве. Как правило, он бывает про­стым по конструкции.

Индивидуальный инвентарь изготавливается в одном или нескольких экземплярах по эскизу декоратора и применяется при оформлении конкретной витрины.

Для работы декораторов очень важны всякого рода подставки. На декоративных подставках можно показывать различные товары, такие, как шарфы, кружева, одежду, обувь, создавая из них привлека­тельные гармоничные композиции. Возможности использования в витрине подставок разнообразны. Однако нельзя допускать перена­сыщения ими витрины, так как это будет отвлекать внимание прохо­жих от товара. Следует помнить, что подставки — только вспомога­тельный инвентарь.

Подставки играют большую роль в рекламировании товаров в вит­ринах. Они вместе с товаром составляют единое содержание витрины, вносят в оформление порядок, а также служат для выделения того или иного выставленного образца. С их помощью увеличивается площадь выкладки товаров.

Основными требованиями к витринным подставкам являются: малозаметность, простота конструкции, минимальный расход мате­риалов на их изготовление, прочность, устойчивость, а также пра­вильное соотношение их с характером и размерами товара и витрин­ной коробки.

Оформляя витрину, следует всегда помнить, что она предназначена только для рекламирования товаров. Все подсобные элементы, кото­рые служат в витрине для наиболее выгодного показа товара (сюда относятся и подставки), должны быть целиком подчинены товару. Сами по себе подставки не должны привлекать внимание покупателя, поэтому при оформлении витрины следует подбирать такие конструк­ции, которые нетрудно будет сделать малозаметными или совсем скрытыми от глаз покупателей. Чем меньше рабочих элементов будет видно в витрине, тем большее внимание будет обращено на товар. Покупателя, в первую очередь, интересует сам товар, а не то, на чем он выложен в витрине. Исходя из этого, форма подставок должна быть наиболее упрощенной. Не имеет смысла прибегать к разного рода из­лишествам и украшениям в конструкциях. При изготовлении нужно расходовать минимальное количество материала, чтобы подставки были легкими, компактными [9 c. 182]. Во-первых, это создает удобство в ухо­де за ними и, во-вторых, дает возможность быстро расставить их в витрине. Использование громоздких подставок не только не помогает наиболее выгодно показать товар, но и мешает этому.

Подставки должны соответствовать размеру товара. Некрасиво вы­глядят небольшие образцы товара на большой плоскости и, наоборот, трудно бывает хорошо выложить товар на сравнительно маленькой площадке.

Подставки выпускаются жесткой конструкции или разборные, представляющие собой элементы деталей, из которых можно создать разнообразные конструкции с помощью держателей. Как правило, подставки изготовляют из металла, оргстекла, силикатного стекла или дерева. По своему назначению подставки делятся на универ­сальные и специализированные.

Универсальные подставки пригодны для выкладки разнооб­разных групп промышленных товаров. По форме они представляют собой металлические конструкции с полочками из стекла или пласти­ка. На таких подставках можно демонстрировать парфюмерию, школьно-канцелярские принадлежности, мелкие культтовары, обувь, посуду (стеклянную и металлическую) и некоторые виды хозяйствен­ных товаров.

Специализированные — это такие подставки, которые предна­значаются для показа только определенных групп товара.

К другим видам инвентаря относятся конструкции в фор­ме геометрических фигур. Их изготовляют из древесностружечных плит и обтягивают материалом или цветной бумагой. Ком­плект стендов различных размеров позволит чаще менять оформ­ление витрины. Стенды используют для показа продовольственных, писчебумажных, галантерейных товаров, обуви и инструментов.

Для показа готовой одежды, а также наколки тканей в виде готово­го платья, используются манекены. Промышленностью выпуска­ются мужские, женские, детские и подростковые манекены, которые находят широкое применение, как в витринах, так и в торговых залах магазинов.

Сейчас изменилась не только роль манекенов, но и их вид. Если раньше им старались придать реалистические черты и формы, при­ближая к человеческой фигуре, то сейчас они, как правило, имеют стилизованную форму, а их силуэт носит динамический характер. Применение манекенов, имеющих черты людей, возможно лишь в сюжетной композиции, когда хотят показать товар в процессе его ис­пользования.

Не меньшим успехом при выкладке одежды пользуются полуманекены и торсы из папье-маше, проволоки, лозы. С их по­мощью можно разнообразить композицию витрины. Полуманекены подвешивают в витрине на лесках в разных ракурсах, укрепляют на устойчивых стержнях или просто ставят на пол. Они удобны, легки и дают много возможностей для всестороннего показа изделий.

Для выкладки мужского и женского готового платья и нижнего женского белья часто используют бюсты-каркасы из проволоки и оргстекла. Благодаря своей компактности они бывают почти скры­тыми от глаз покупателя, но своей формой придают необходимую объемность выставленному изделию. Они могут использоваться и для показа верхнего трикотажа (мужского и женского).

Для показа в витрине головных уборов предназначены полумане­кены, женские и мужские головки, которые позволяют создавать ин­тересные композиции.

Одним из важнейших элементов витринного инвентаря служит планшет. Он позволяет придавать витрине различную форму, при­влекать внимание прохожих, повышать действенность витрины.

Изготовление планшета не требует больших затрат. Он представ­ляет собой раму, обтянутую мешковиной и оклеенную бумагой, на которой можно рисовать, размещать фотографии и другие элементы. Если планшет используется постоянно, то его с двух сторон покрыва­ют пленкой, фольгой, цветной бумагой или окрашивают.

Выразительность планшета во многом зависит от подбора красок. Не рекомендуется использовать гуашь и мел, которые не обладают необходимой насыщенностью цвета. Лучше использовать масляные и клеевые, а также фосфоресцирующие (светящиеся) краски.

Среди разнообразных рекламных элементов, которые используют в витрине, особое место занимает фотография. Кроме декоратив­ной функции фотография передает подробную, точную, правдивую информацию о товаре.

Фотопланшет в витрине может включать фотографии: потребителя в момент приобретения товара или пользования им; товара вместе с рекламным лозунгом или фирменным знаком; товара в разных фазах движения (фотомонтаж); характерной детали товара; объекта, кото­рый подчеркивает ценность товара или показывает его с лучшей сто­роны.

Товарные знаки могут использоваться в витрине в качестве самостоятельных бликфангов. Они также служат графическим допол­нением к товарной композиции. В различных вариантах использова­ния их всегда нужно размещать рядом с товаром данного предпри­ятия. Товарный знак может быть увеличенным (в зависимости от ком­позиционного решения).

Товарные и фирменные знаки должны точно соответствовать ут­вержденным образцам и выполняться на высоком художественном уровне.

Для оформления витрин в качестве вспомогательных ма­териалов используют капроновую леску, булавки, гвозди, стекло, рейки, проволоку, картон, фанеру и шнур.

При помощи капроновой лески в витрине производят все подвесы и оттяжки.

Для крепления товара декоратор пользуется булавками (канце­лярскими и портновскими). Канцелярские булавки с головкой хорошо гнутся и в то же время легко вбиваются в дерево, ими при­крепляют товар и декоративные элементы. Портновские булавки с колечками более тонкие, с их помощью драпируют и накалывают ткани, закалывают швейные и другие изделия.

Гвозди различных размеров и сечений служат для подвеса на них инвентаря и товара. При помощи мелких гвоздей ткань натягивается на подрамник.

Стекло применяют либо в качестве полок, либо декоративного фона. Его нарезают в форме прямоугольников, треугольников, кругов. Кромки шлифуют. Иногда стекла окрашивают с одной стороны мас­ляной или нитрокраской.

Рейки используют для изготовления набора подвесок, на которые крепят товар.

Из тонкой проволоки или металлического прутка сечением 2 — 3,5 мм делаются контуры для показа швейных и трикотажных изделий. С помощью трехмиллиметрового алюминиевого прутка де­коратор может изготовить простейшие подставки для белья, подкаб­лучники для обуви и т. д.

Окрашенный картон служит материалом для вырезки вклады­шей в швейные и вышитые изделия. Из уплотненного картона вы­краивают бюсты и картонные полуманекены. Свернутый в трубку и укрепленный скрепками или булавками картон используется как кар­кас для показа тканей и льняных штучных изделий, как опора для стекла, подставка для шляп. Из полос фанеры и плотного картона вы­пиливают вкладыши для показа брюк, мужских сорочек и юбок1.

При декорировании витрин используют, кроме того, такие мате­риалы, как стружка, гравий, мраморная крошка, осколки зеркала и т. п. Так, в зависимости от замысла оформителя и особенностей демон­стрируемых товаров, пол витрины засыпают цветными опилками, песком, ракушками или выстилают мхом; новогодние витрины укра­шают снежинками из битых елочных разноцветных шаров, обрезков фольги.

В целях привлечения внимания к товарам-новинкам, а также при оформлении сюжетных витрин применяют динамические уст­ройства. Это различные вращающиеся подставки для товаров, движущиеся куклы, качающиеся или колеблющиеся декорации и т. п.

В рекламном показе товаров динамические установки так же, как и весь инвентарь, служат целям наглядной и наиболее полной демонст­рации товара. Поэтому на различных вращающихся дисках, движу­щихся площадках нужно показывать не декоративные элементы, а сам товар, который благодаря его передвижению в пространстве стано­вится более заметным, что позволяет покупателю обозревать его с разных сторон.

Интересную витрину можно создать с помощью световых эффектов: блики, гаснущий и зажигающийся свет, смена цветов, вращающиеся рефлекторы, эффект тени, усиление света посредством отражения в зеркалах, концентрация света в одной точке, где нахо­дится товар. С помощью зеркал можно создать эффект ближних и дальних планов.

Другой прием — движение воздуха. Струя воздуха может создавать вращательное или колебательное движение экспонатов. «Живое» движение экспонатов — наиболее эффектная форма движе­ния в витрине.

Формы движения могут быть различными. Иллюзорное движе­ние — это такой вид динамической рекламы, когда выкладка товара и сопровождающие ее пластические элементы (графика, фотография, подставки, манекены) создают иллюзию движения, вынуждают поку­пателя перемещать взгляд с предмета на предмет. Такой эффект могут вызвать и цветовые сочетания товаров, а также их фактура и узоры.


3. Средства психологического воздействия при оформлении витрин


Работа по оформлению оконной витрины начинается с отбора товаров, предназначенных для рекламирования. Выбор товара определяется в соответствии с планом рекламной работы предприятия (фирмы или организации), а также с учетом коммерческих задач. Тщательное изучение объекта рекламы — свойств и назначения това­ра, условий потребления и других особенностей — должно служить основой для определения целевой установки и идеи витрины. В соот­ветствии с идеей витрины определяются тексты, лозунги, помещае­мые в ней, разрабатывается композиционное построение витрины.

Экспозиция в витрине должна пространственно делиться на пе­редний, средний и задний планы. Это значит, что одни предметы сле­дует располагать ближе к стеклу, другие — в глубине витрины. С по­мощью фона, который создается дополнительными экранами, можно изменять зрительное восприятие витрины, ее пропорций, масштабов [8 c. 258].

Витрина должна быть броской. Это достигается путем создания композиционного центра витрины, который бросается в глаза зрителю в первую очередь, а затем уже его внимание переключается на остальные элементы экспозиции в порядке их значимости. Витри­на, где отдельным частям придается одинаковое значение, никогда не воспринимается как гармоническое целое: она лишь утомляет глаз человека, создавая у него впечатление путаницы и беспорядка.

Центр композиции должен лежать в плоскости, находящей­ся на уровне глаз человека среднего роста, т. е. на расстоянии 150-165 см от уровня земли.

Композиционным центром могут быть та или иная часть витрины, тот или иной товар или декоративный элемент. Он может совпадать с оптическим центром, а может иметь отклонение от него.

Чтобы заставить зрителя осмотреть витринную экспозицию, необ­ходимо правильно расположить и сгруппировать товары и элементы оформления, следуя при этом важнейшим правилам компози­ции, принятым в декоративном искусстве. При оформлении витрин руководствуются тремя основными принципами композици­онной группировки товаров и декоративных элементов.

Первый принцип — соблюдение равновесия (баланса). Простейшим видом равновесия является симметрия.

Композиция витрины может быть различна: симметричная и асим­метричная, плоскостная и пространственная.

При симметричной композиции витрины предметы распола­гаются равномерно от центра по обе стороны воображаемой оси, т. е. левая сторона выкладки является зеркальным отражением правой.

При асимметричной композиции центр ее смещается. Одна сторона витрины может быть заполнена больше, но в целом компози­ция должна быть уравновешена. Равновесие достигается правильным распределением отдельных элементов в плоскости витрины.

Симметричная композиция чаще всего бывает статичной. Асим­метричная — динамичной, т. е. само расположение элементов оформ­ления в витрине создает впечатление движения. Динамичное решение больше действует на зрительное восприятие человека, а, следователь­но, помогает привлечь внимание покупателя к рекламируемому това­ру. На практике чаще всего применяют асимметричное равновесие. Кроме того, асимметричная композиция дает возможность создавать больше вариантов оформления.

В зависимости от глубины витрины композиция может быть пло­скостной или пространственной. В том случае, когда мы не можем воспользоваться витринным пространством в глубину и вынуждены производить выкладку по фронту, создавая какой-то силуэт из товаров в одной плоскости, композиционное решение будет являться фрон­тальным или плоскостным.

Если витрина имеет достаточную глубину 0,8-1,2 м и более, можно решать композицию в пространстве. Такое решение позволяет использовать всю глубину витрины и производить выкладку в несколько планов.

Второй принцип — обеспечение устойчивости. Устой­чивость витринной экспозиции достигается обычно расширением ос­нования выставки, а также расположением крупных предметов в ниж­ней части витрины и удалении от зрителя. Пример такой устойчи­вости — пирамида.

Третий принцип — соблюдение ритма. В композиционном решении оформления витрины ритм представляет собой повторение очертаний отдельных предметов или групп товаров, а также расстоя­ний между отдельными предметами или их группами, линиями скла­док и т. п.

В работе по оформлению витрин большое значение имеет цвет. Декоратор должен хорошо знать цвета и их сочетания, для того чтобы грамотно подбирать товар по цвету.

Все товарные и декоративные элементы надо очень тщательно подбирать в соответствии с общим замыслом.

Цветовое построение витрины может быть самым различным, ос­новываться на преобладании какого-то одного, например, голубого тона, на переливах двух — трех близких друг к другу цветов или на контрастных сочетаниях.

Контрастные сочетания всегда привлекательны. Оформитель вит­рин должен учитывать контрасты по оттенку, интенсивно­сти и глубине.

При показе в витрине нескольких предметов красного цвета целе­сообразно сконцентрировать их в одном месте, так как красный цвет подавляет товары других цветов. Пример контраста по интенсивнос­ти — светлые предметы выглядят светлее, если расположены на тем­ном фоне. Обратите внимание на то, как хорошо смотрятся серебря­ные изделия на черном фоне.

Оформителю витрин следует помнить о трех принципах сочетания цветов.

1. Ритм. С помощью цвета можно создать четкий ритм в витрине посредством повторения одной и той же цветовой гаммы через опре­деленные интервалы.

2. Баланс. Яркие цвета должны уравновешиваться приглушен­ными тонами, темные — светлыми, теплые — холодными.

3. Пропорция. Примером соблюдения пропорции может служить небольшое пространство витрины, оформленное в ярком тоне, «при­ближающее» его к публике, которое необходимо сочетать с анало­гичным по величине пространством, в приглушенных, «удаляющих» цветах.

Наиболее привлекательны витрины с использованием гармонии цветов. Обычно применяются четыре колористические схемы.

1. Монохроматическая — использование в оформлении вит­рины одного цвета разной интенсивности и глубины.

2. Аналогичная — основывается на использовании нескольких цветов, расположенных в цветовой шкале рядом. Например, оттенки голубого, голубовато-фиолетового и фиолетового цветов.

3. Контрастная — это результат сочетания разных цветов. Ис­пользуется цвет, контрастный выставляемым товарам. На фоне друго­го цвета товар фиксирует на себе внимание. Например, показ в витри­не серого женского костюма и черной кожаной сумки.

4. Полихромная (многоцветная) — базируется на комбинациях нескольких цветов. Для этого выбирают один основной цвет товара, которым задают сочетание цветов для товаров, сопутствующих ос­новному.

Варианты возможных цветовых сочетаний неисчерпаемы. Однако важно при этом точно выбрать оттенок, а также научиться соблюдать пропорции в использовании цвета. Чем более активен цвет, тем меньше его должно быть в витрине. Так, в витрине одежды или тка­ней достаточно дать два — три пятна красного, чтобы оживить ахро­матические (серые или черные и белые) цвета.

В немалой степени рекламный эффект витринной выставки зави­сит и от оформления ярлыков цен на рекламируемые товары. Стиль оформления и расположение ценников в витрине должны в полной мере соответствовать общему композиционному решению экспозиции товаров.

Рекламный ценник отличается от обычных — формой, размером и решением. Как правило, он более крупных размеров, может иметь форму треугольника, ромба или повторять силуэт товара, что помога­ет привлекать внимание покупателей [6 c. 324].

Рекламные ценники применяются для товаров-новинок и товаров, в продаже которых магазин особенно заинтересован. Эти ценники должны быть более красочными; кроме необходимых сведений — наименования товара, веса, сорта, цены — они могут содержать и до­полнительную информацию о потребительских свойствах товара (размер экрана телевизора, емкость камеры холодильника, часы с автоподзаводом и др.).

Особую рекламную роль играют ценники при снижении цен в пе­риод сезонной распродажи товаров. Сопоставление двух цен: старой, зачеркнутой линией другого цвета (чаще всего красной), и новой ока­зывает эффективное психологическое воздействие на покупателя, стимулирует его желание приобрести товар.

                                          Практическая часть

Анализ витринной рекламы магазина Samsung

 



















Рассмотрим эскиз витрины фирменного магазина техники Samsung. На представленном рисунке видно, что данная витрина имеет коробочную конструкцию с непрозрачной задней стенкой. Голубой фон витрины создает дополнительный привлекающий внимание покупателя. Надписи Samsung, расположенные как в верхней части витрины, так и на стекле, информируют покупателя об имеющемся в магазине товаре и дополнительно подчеркивают имидж данной торговой марки.

Образцы товаров в данной витрине расположены на стеклянных полках, что создает дополнительный привлекающий эффект.  В качестве товарных образцов выбраны товары, отличающиеся наиболее современным и стильным дизайном способные привлечь к себе определенное внимание. Так же выставлены  на показ выставляются товары-новинки и товары, редко встречающиеся в продаже.

На некоторых товарах прикрепляются ценники яркого цвета с указанием цены (как правило, сниженной) или процентами скидки.

В верхней части витрины установлены осветительные приборы дневного света. В вечерние они создают свечение витрины голубым светом, что делает витрину заметной и весьма привлекательной. Кроме этого это делает заметным и товар представленный на витрине.  Таким образом, даже просто проходящий мимо прохожий не может не обратить внимания на витрину, которая так и привлекает его внутрь магазина.

На надписях Samsung, расположенных на карнизе витрины и вертикально выше нее установлены гирлянды, которые, создают в вечерние часы атмосферу праздника и служат дополнительным привлекающим фактором для возможного будущего покупателя.

Большие прозрачные стеклянные двери фасада витрины открывают внутренний интерьер магазина, который так же отличается оригинальностью решения.

Рассчитаем приближенную стоимость такой витрины.

Подсветка галагеновая – 60$ / шт.

Световая вывеска – 240$ / шт.

Монтаж вывески – 80$   
Монтаж световых конструкций – 20$

Стеклянные полки – 50$ / шт.

Цветовое оформление – 70$
60$ * 3 + 240$ * 3 + 80$ + 20$ + 50$ * 4 + 70$ = 1270$ = 39370 рублей.

Таким образом, стоимость изготовления такой витрины достаточно высока, но ее эффект скорее всего будет весьма положительным, что будет способствовать не только ее быстрой окупаемости, но и успешной работе всего магазина.










Заключение


В заключение можно привести ряд обобщающих выводов, которые позволят подвести итог проделанной работе:

1. Витрины являются одним из важнейших средств торговой рекла­мы. В основу их оформления положен принцип рекламного показа натурального товара.

2. Витрины, помимо чисто рекламной, играют еще и важную воспи­тательную роль, поскольку представляют собой своеобразные посто­янно действующие выставки предметов народного потребления, кото­рые рассказывают о производстве непродовольственных товаров и продуктов питания, об образе жизни, национальных традициях, куль­туре народа.

3. Прохожего заставляет остановиться перед витриной, прежде всего ее привлекательность и индивидуальность по сравнению с витринами соседних торговых предприятий.

4. При оформлении тематических витрин необходимо широко ис­пользовать текст, фотографии, плакаты, диаграммы, символы. Вы­кладка товара должна быть яркой, эффектной.

5. По техническим средствам оформления витрины делят на статичные, динамические, комбинированные. В них можно устанавливать механические устройства и другие приспособления для придания экспозиции движения, динамики.

6. Витринный инвентарь представляет собой приспособле­ния и устройства, которые служат для показа товаров в витрине, а также для рекламной выкладки их в торговом зале магазина.

7. Современный витринный инвентарь — это стойки, стеллажи, по­диумы, разновысотные кубы, параллелепипеды, цилиндры, подставки различной конструкции, манекены и их части (руки, ноги, бюст, голо­ва), а также горки, постаменты, щиты, ярлыки цен, лотки для выклад­ки товаров, динамические и световые установки и др.

8. Витринный инвентарь должен быть простым, негромоздким, проч­ным, малозаметным, универсальным. Оформлять витрину надо с ми­нимальным количеством инвентаря.

9. Работа по оформлению оконной витрины начинается с отбора товаров, предназначенных для рекламирования. Выбор товара определяется в соответствии с планом рекламной работы предприятия (фирмы или организации), а также с учетом коммерческих задач.

10. Экспозиция в витрине должна пространственно делиться на пе­редний, средний и задний планы. Это значит, что одни предметы сле­дует располагать ближе к стеклу, другие — в глубине витрины. С по­мощью фона, который создается дополнительными экранами, можно изменять зрительное восприятие витрины, ее пропорций, масштабов.

11. Витрина должна быть броской. Это достигается путем создания композиционного центра витрины, который бросается в глаза зрителю в первую очередь, а затем уже его внимание переключается на остальные элементы экспозиции в порядке их значимости.

Таким образом, в курсовой работе раскрываются основные моменты, касающиеся данного средства рекламы и специфики его использования для привлечения покупателей.

В первой главе была дана общая информация о витринах, названы их основные виды, дана подробная классификация и перечислены основные требования, предъявляемые к витринам.

Во второй главе был перечислен основной витринный инвентарь и материалы, применяемые для оформления витрин. Здесь было дано общее понятие о  витринном инвентаре, что входит в данное понятие, его назначение,  требования, предъявляемые к витринному инвентарю, так же была дана подробная классификация витринного инвентаря и способы его применения.

В третьей главе речь шла о средствах психологического воздействия при оформлении витрин: цветовом и композиционном решении витрины магазина.

В практической части работы был проведен анализ товарно-декоративной витрины магазина, составлен перечень ее основных компонентов, инвентаря и оборудования, определено цветовое решение витрины и приблизительный размер расходов на ее оформление.

Таким образом, в курсовой работе были освещены  основные моменты выбранной темы, которая, безусловно, имеет огромное практическое значение.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

Список литературы


1.     Гольман И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. — М.: Гелла-Принт, 1996.

2.     Денисон Д. Тоби Л. Учебник по рекламе. — Минск, 1996.

3.     Дональд У. Гордон И. Основы рекламного дела. — Самара, 1996.

4.     Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. — М., 1999.

5.     Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. — М., 1998.

6.     Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. – М., 1999.

7.     Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность. – М.: «Маркетинг», 1999.

8.     Рогожин М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности. – М., 2001.

9.      Ромат Е.В. Реклама. – М., 1999.

10.                       Уткин Э.А. Рекламное дело. – М., 1997.


1 Ромат Е.В. Реклама. – М., 1999. с. 241.