Содержание

1.     История развития центрального банка Италии …………………………….. 3

2.     Центральный банк Италии, органы управления, функции ………………. 5

3.     Коммерческие банки, их виды ………………………………………………… 9

4.     Специальные кредитно-финансовые институты ………………………….. 14

Список литературы………………………………………………………………….16

1. История развития центрального банка Италии 

Сложившаяся еще в начале XX в. двухуровневая кредитно-банковская система Италии продолжает существовать и в настоящее время. Первый ее уровень — центральный банк — Банк Италии, второй уровень представлен коммерческими и специализированными банками.

На вершине пирамиды кредитных учреждений находится Банк Италии. Он выступает и в качестве посредника в сфере кредитования, и в качестве банка банков; кроме того, он осуществляет эмиссию денег и контролирует деятельность других банков.

Банк д’Италия — центральный банк Итальянской республики. Правовое положение этого банка не урегулировано каким-либо отдельным законом: его права и обязанности зафиксированы в многочисленных нормативных актах, принятых в разное время.

Банк д’Италия был образован в 1893 г. в результате слияния трех крупных банков: Banco Nazionale Renio, Banco Nazionale Toscana и Banco Toscana di Credito per le nazionale induatrie. Первоначально Банк д'Италия имел форму частноправовой компании. С момента основания Центробанк Италии является эмиссионным банком (до 1926 г. эмиссию денег наравне с центральным банком осуществляли Banco di Napoli и Banco di Cizilia, а с 1926 г. Банк д'Италия становится монополистом).

В 1926 г. в ходе реорганизации итальянской системы кредит­ных учреждений Банк д'Италия был поставлен во главе банковской системы. На него были возложены контрольные функции. Банк может давать правительству конкретные рекомендации по вопросам валютно-финансовой политики согласно закону от 7 марта 1938 г. Капитал банка составляет 300 млн. лир: он представляет 300 тыс. акций, каждая по 1000 лир; акции должны быть оплачены полностью. Акции в капитале Банка д'Италия являются именными и могут принадлежать лишь:

·        сберегательным кассам;

·        кредитным учреждениям публичного права и национальным страховым обществам;

·        страховым учреждениям.




2.     Центральный банк Италии, органы управления, функции

Четкое функционирование центральных банков обеспечивается законодательно закрепленной системой управления этим важнейшим финансово-кредитным механизмом. Центральные банки, в том числе принадлежащие государству, строятся как акционерные общества. В связи с этим построение органов управления центральных банков в общих чертах совпадает с аналогичной структурой иных национальных компаний.

В специальной литературе обычно выделяют следующие цели банковского контроля:

1) защита мелких вкладчиков от плохого управления и мошенничества;

2) защита клиентов банка от «системного риска», защита страхового фонда или собственных фондов правительства от потерь в тех странах, которые имеют национальные системы страхования депозитов или осуществляют другие меры по защите банковских вкладчиков;

3) обеспечение доверия вкладчиков и населения к финансово-кредитной системе в целом и к кредитным институтам в отдельности.

В Италии осуществление банковского надзора возложено на Центральный банк. Контрольная деятельность Центрального банка требует развитой системы статистики, которая обеспечивает надлежащий учет и аналитическую оценку работы самого банка и контролируемых им других банковских учреждений.

В экономической литературе в течение многих лет функции центрального банка формулируются почти неизменно:

·        монополия денежной эмиссии;

·        функции банка правительства (в частности, исполнение бюджета и управление государственным долгом);

·        банка банков (расчетный центр, кредитор последней инстанции);

·        проводник официальной денежно-кредитной и валютной политики;

·        орган надзора за банками и финансовыми рынками.

Однако отмечается снижение значения функций эмиссионной монополии и расчетного центра в связи с модификацией денежного обращения и внедрения электронных расчетных систем.

Монополия эмиссии денежных знаков принадлежит центральным банкам часто только в отношении банкнот. Чеканка монет и эмиссия казначейских билетов осуществляются казначейством. Какого-либо строгого планирования эмиссии банкнот в странах Запада не существует.

Центральный банк Италии исполняет две основные функции: во-первых, он выступает в качестве финансового посредника; во-вторых, он осуществляет контроль за деятельностью кредитных учреждений.

Сделки, осуществляемые Центральным банком Италии, входят в качестве основных компонентов в финансовую систему Италии. Их целью является поддержание системы кредитования и сохранение общей ликвидности банковской системы. Можно выделить 4 основные категории функций Центрального банка Италии:

1.     эмиссия денег;

2.     операции с казначейством;

3.     сделки внутри банковской и кредитной систем;

4.     управление валютными фондами и совершение сделок на международном валютном рынке.

Центральный банк Италии обладает монополией на эмиссию валюты (банковских билетов); банкноты и мелкую разменную монету выпускает казначейство.

Количество банковских билетов соответствует объему золотых запасов.

В качестве составной части эмиссионной функции также можно рассматривать функции центрального банка в системе расчетов (передача фондов и клиринговые услуги).

Операции, осуществляемые между Центральным банком и казначейством, связаны с предоставлением кредитов казначейству. Такие кредиты могут быть предоставлены при чрезвычайных обстоятельствах на основании специального закона.

Одним из инструментов финансирования казначейства является предоставление займов в иностранной валюте итальянским учреждением валютного обмена.

Однако в настоящее время основным путем финансирования деятельности правительства является покупка государственных ценных бумаг центральным банком. Банк дает необходимые рекомендации по выпуску таких бумаг, определяя сумму, на которую можно выпустить ценные бумаги, определяя срок их оплаты, и т. п.

Центральный банк Италии совместно с Итальянским управлением по валютному обмену осуществляет управление валютными фондами Италии. Управление по валютному обмену (УИК) использует структурные подразделения Центрального банка, им разрешено осуществлять обмен валюты при осуществлении внешнеэкономической деятельности итальянскими предприятиями и компаниями. Эти подразделения банка выступают в качестве агентов данных предприятий и компаний. Центральный банк Италии обеспечивает Управление по валютному обмену необходимыми средствами; последние поступают на специальный текущий счет управления.

  3. Коммерческие банки, их виды

Банковскую систему Италии составляют “обычные кредитные банки”, осуществляющие краткосрочное кредитование (сроком до 18 месяцев). Закон подразделяет кредитные банки на следующие категории:

·        государственные (публично-правовые) банки;

·        банки национальных интересов;

·        обычные банки;

·        кооперативные банки;

·        сберегательные и ссудные банки 1-го класса;

·        сельскохозяйственные и ремесленные банки;

·        отделения иностранных банков в Италии;

·        центральные кредитные учреждения.

Основным источником средств обычных кредитных банков являются поступления на текущие счета. Кредит предоставляется в виде банковской ссуды.

Характерной чертой этих банков является то, что все они имеют форму фондов. Первоначально капитал этих кредитных учреждений формируется за счет пожертвований частных лиц или переводов, поступающих от правительства и других государственных органов, и за счет удержания прибыли. Часть прибыли отводится на финансирование общественно полезной илиблаготворительной деятельности, а также направляется на нужды здравоохранения или культуры.

В своей посреднической деятельности публично-правовые (государственные) банки используют те же приемы, что и банки частного сектора.

В свою очередь, операции публично-правовых банков осуществляются через широкую сеть коммуникаций внутри страны, через их отделения и филиалы за рубежом и через систему специального кредитования, охватывающую множество отраслей экономики. В категорию публично-правовых банков входят шесть банков: Banco Napoli, Banco di Sizilia, Banco Nazionale del Lavoro, Istituto bancario San Paolo di Turino, Monte dei Paschi Siena, Banco di Sardenia.

Государственные кредитные учреждения (19,3% депозитов, 19,3% кредитов и 23% штата служащих) являются собственностью государства (среди них и очень старые банки, например, Monte dei Paschi di Sienna, недавно созданные). В эту же группу входит самый крупный итальянский банк, созданный в 1913 г. — Banca nazionale del Lavoro.

Три банка национальных интересов (БНИ) — это второй вид участия государства в банковском секторе (11,4% депозитов, 14% кредитов и 17,5% штата служащих), которые являются собственностью Istituto per la ricostruzione industriale — IRI, в свою очередь являющегося собственностью государства. Государство приобрело их в результате крупной финансовой реформы.

К порядку организации банков национальных интересов предъявляются особые требования: во-первых, устав такого банка должен быть утвержден декретом министра казначейства, изданным после проведения консультаций с межминистерским комитетом по кредитованию и сбережениям; во-вторых, акции этих банков заносятся в специальный реестр и могут быть записаны только на имя итальянских граждан декретом Президента 1965 г. (это ограничение было снято для граждан других стран Европейского Сообщества); в-третьих, назначение директоров таких банков должно быть подтверждено Банком Италии. Представитель Центрального банка присутствует на заседаниях Совета директоров.

Традиционно банкам национальных интересов принадлежит особая роль в развитии экономической деятельности частного сектора. Кроме того, банки национальных интересов всегда играли ведущую роль в развитии внешнеэкономической деятельности итальянских предприятий.

БНИ являются: Банко ди Рома, Банка Коммерчиале Итальяна и Кредите Итальяно.

Обычные кредитные банки — это юридические лица частного права; чаще всего они имеют форму компании

Активные и пассивные операции этой категории банков не отличаются от аналогичных операций публично-правовых банков и банков национальных интересов. Отличие заключается в составе держателей акций банков этой категории: существует и иная система контроля за их деятельностью.

На данный момент существует 121 обычный кредитный банк.

По характеру осуществляемых операций кооперативные народные банки схожи с обычными банками. Кооперативные банки освобождены от контроля, установленного для других видов кооперативных товариществ.

Основное отличие кооперативных банков заключается в том, что капитал кооперативного банка должен быть распределен между определенным количеством его членов. Величина пая каждого из участников такого банка не может быть меньше суммы, устанавливаемой в зависимости от совокупной величины капитала банка. Независимо от количества паев каждый участник банка имеет на общем собрании членов банка один голос.

Небольшие кооперативные банки в основном занимаются финансированием мелких местных предприятий. Операции более крупных кооперативных банков во многом схожи с операциями обычных банков.

На данный момент в Италии существует 140 кооперативных банков.

Сберегательные банки — это юридические лица публичного права. Сберегательные банки учреждались в виде фондов или ассоциаций. Коллегиальным органом, управляющим ассоциацией — сберегательным банком является общее собрание участников ассоциации, во главе сберегательного банка — фонда стоит Совет директоров. Как в ассоциациях, так и в фондах ответственность за осуществление операций лежит на Совете директоров.

На сберегательные банки распространяется специальное правовое регулирование. Эти банки обычно предоставляют кредит под обеспечение недвижимости, учет векселей ограничивается векселями с двойным акцептом. Ссуды предоставляются под обеспечение ценных бумаг правительства или ценных бумаг, гарантии по которым предоставили государственные органы.

Крупнейшими сберегательными банками Италии являются: Касса ди Риспармио делле Провинция Ломбарде, Касса ди Риспармио ди Корино и Касса ди Риспармио ди Верона, Виченца е Беллуно.

Ссудные банки 1-го класса похожи на сберегательные банки: они предоставляют ссуды под залог движимого имущества. Ссудные банки подразделяются на две категории: ссудные банки 1-го и 2-го класса. Если первые осуществляют те же операции, что и сберегательные банки, то вторые подпадают под действие специального законодательства, им предоставлено право предоставлять авансы под обеспечение и давать ссуду под залог, а также предоставлять личные ссуды под залог, составляющий 1/5 от общей суммы заработка ссудополучателя.

На данный момент в Италии насчитывается 79 сберегательных банков и восемь ссудных банков 1-го класса.

Сельскохозяйственные и ремесленные банки — это кооперативные банки с ограниченной либо с неограниченной ответственностью. Их деятельность имеет четко выраженный местный характер. Такие банки осуществляют свою деятельность на основе принципа целевого специализированного кредитования. Они принимают вклады как от своих участников, так и от третьих лиц, однако совокупный объем вкладов, поступивших от третьих лиц, не может превышать 25% общей суммы вкладов.

Сельскохозяйственные и ремесленные банки с неограниченной ответственностью обязаны инвестировать по меньшей мере 10% их вкладов в государственные ценные бумаги или в облигации, обеспеченные закладной под недвижимость и сельскохозяйственные кредитные учреждения. Если речь идет о банках с ограниченной ответственностью, то на эти цели идет по крайней мере 20% вкладов.

На данный момент в Италии существует 701 сельскохозяйственный и ремесленный банк.

Центральные кредитные учреждения — это корпорации, создаваемые банками различных категорий. Кредитные учреждения выполняют многообразные функции — от оказания финансовой и технической помощи до координации деятельности банков. В частности, центральные кредитные учреждения направляют средства своих вкладчиков — акционеров на приобретение ценных бумаг и предоставление займов.

Финансовая и техническая помощь включает в себя также учет ценных бумаг, инкассирование векселей, участие в проведении подписки на ценные бумаги и размещение этих ценных бумаг.

В настоящее время в Италии пять центральных кредитных учреждений.

4. Специальные кредитно-финансовые институты

Специальные кредитные-финансовые институты предоставляют средне- и долгосрочные кредиты (на срок свыше 18 месяцев. Среднесрочными считаются кредиты, предоставляемые на срок свыше 12 месяцев).

Средства специальных кредитно-финансовых институтов формируются за счет вкладов, передаваемых этим учреждениям на срок не менее 18 месяцев, а также за счет выпуска бумаг с фиксированным процентом дохода. Специальные кредитно-финансовые институты осуществляют средне- и долгосрочное кредитование под обеспечение.

Заемщики специальных кредитно-финансовых институтов зачастую пользуются субсидиями, предоставленными правительством под процентные ставки.

В соответствии с законом о банковской деятельности 1936 г. все учреждения системы средне- и долгосрочного кредитования объединены в одну группу — “Специальные кредитные учреждения”, без учета существующих между ними различий. Для того чтобы провести различие между кредитно-финансовыми институтами этой системы, можно воспользоваться такими критериями, как правовая форма, географические пределы деятельности и выполняемые функции.

В зависимости от правовой формы специальные кредитно-финансовые институты подразделяются на следующие категории:

1) юридические лица публичного права, в том числе: специальные кредитные подразделения банков — юридических лиц публичного права, наделенные собственной правосубъектностью;

2) корпорации, обычно учреждаемые банками;

3) специальные кредитные подразделения банков — юридических лиц публичного права и сберегательных банков, не наделенные собственной правосубъектностью, но имеющие отдельный капитал.

Большинство специальных кредитно-финансовых институтов прямо или косвенно относится к государственному сектору — либо по своей правовой форме, либо в силу того, что контрольный пакет акций принадлежит государству или его органам.

Список литературы


1. Банковское дело. Под ред. О. И. Лаврушина, М., 1998

2. Волкова Г.М., Наумова Л.П. Мировая валютная система. СПб., Литера плюс., 1999

3. Деньги, кредит, банки. Под ред. О. И. Лаврушина, М., 1999

4. Купер Дж. Управление и регулирование банков. М., 1996

5. Матук Ж. Финансовые системы Франции и других стран. М., 1994.

6. Основы законодательства капиталистических стран о банковской системе. Под ред. В.В. Залесского М., 1992

8. Силаев В.П. Опыт Банка Италии: формирование рыночной стратегии и контроль финансовой деятельности// Банковское дело: 1995, № 9