обычаям, основанным лльской церкви, адвент тривался как веселое и к пришествию Хри-шкакого покаянногоот-'/III в. франкская цер-романскую литургию, период веселья и ли-[л в состязание с ад-1М, значительно более •лавная черта—очищено прошествии несколь-. принята новая форма эдвента, примиряющая ^м принял пост и потер галликанского ад-< старый обычай галли-, по которому этот пе-ся на шесть-семь недель, римской традиции че- э поста . Франции он называется 1ает, как правило, четыре е. три полные недели | до шести дней, в зави-о, на какой день прихо- ю. е в различных диоцезах должительность адвента , в департаменте Од он дней, в Шаранте 10 дней, ригоре и области Руэрг [ается вечером со дня 13 декабря) и заканчи-л 24 и т. д. В департа-I этот период называется е рождество), в департа-Арьеж—Мао!а1е1, в Буш-уе1е1, в области Руэрг — «музене — Ауепагпеп 3. [ротиворечивые церковно- традиции, связанные юдом, наслоившиеся на 1ные представления, в ко- • увядание природы ассо-: разгулом зловещих сил •лили, по-видимому, двой-рактер народной обряд-периода. В некоторых об |
ластях Франции долгое время сохранялись представления об адвенте как об опасном периоде. Так, в Лотарин-гии верили, что в этот период бродят души тех, кто умер насильственной смертью. В Нормандии полагали, что это пора, когда особой властью обладают колдуны и колдуньи, в Пикардни считалось, что оборотни в это время бродят по полям и мешают людям идти к вечерне. В Франш-Конте и в некоторых местностях Бургундии строго соблюдался древний церковный запрет жениться во время адвента 4. И в то же время адвент — период развлечений. Именно во время адвента почти повсюду начинали распевать рождественские песни не только дома, но и на улицах. В некоторых городах местные власти оплачивали музыкантов, исполнявших рождественские песни на улицах города. В Бретани было принято, чтобы мальчики и девочки посылали друг другу куплеты рождественских песен. Мальчики, переодетые герольдами, каждое воскресенье ходили по деревням с рождественскими песнями. /^ЛВ Провансе развлечения молодежи •заключались в том, что в течение всех четырех недель адвента молодые люди исполняли серенады девушкам, которых они выбрали в невесты; каждая девушка готовила к сочельнику пирог, отмеченный особым номером и своим ' именем, и передавала его выборному \ руководителю молодежи. Два дня спустя после рождества молодежь со" , биралась на площади и устраивала торги, своеобразный веселый аукцион: самый молодой из собравшихся показывал пирог, называл имя его хозяйки, все провозглашали похвалы ее красоте и хозяйственным талантам. Деньги, , вырученные от этих торгов, шли на I оплату деревенского скрипача 5. Праздники отдельных святых, которые приходятся на период адвента, не связаны непосредственно с циклом ро |
ждественских обрядов. 1-го декабря— день св. Элюара-зимнего, покровителя кузнецов, каретников, ювелиров, это праздник корпоративный и профессиональный. Св. Варвара, чей день отмечают 4 декабря, считается защитницей от насильственной смерти, покровительницей пожарников, моряков, каменщиков и различных ремесленников. Покровительствует она якобы замужним женщинам. К св. Варваре обращаются во время грозы, предполагается, что она может защитить от молнии. 6 декабря — день св. Николая. С этим днем связаны приметы наступающей зимы. К св. Николаю обращаются молодые люди с просьбой устроить женитьбу или замужество. День св. Николая во многих провинциях Франции известен как детский праздник. Особенно популярен этот святой в Пикардии, Шампани, Аота" рингии, Эльзасе, Франш-Конте. От св. Николая ждут дети подарков. Накануне дня св. Николая, в ночь с 5-го на 6-е декабря они выставляют у камина свои башмачки и чулочки, которые утром оказываются наполненными сладостями. Св. Николай считается покровителем провинции Лотарингии, и здесь св. Николай не только даритель, но и воспитатель, который одаривает послушных детей и наказывает детей непослушных. В этом ему помогает его помощник отец Фуэтар — «отец секущий» (Реге РоиеИагс!). В некоторых городах, в Нанси, Меце, например, в дома, где есть школьники, приходили ряженые, в которых можно было узнать св. Николая и отца Фуэ-тара; они спрашивали детей об их успехах и по заслугам одаривали их или наказывали. Иногда родители платили лицам, исполняющим эти роли. Этот обычай, скорее буржуазный, чем народный, имел место еще в 1930-е годы0. День 8 декабря был посвящен св. Деве, и в народе сохранил название Г^о1ге Пате с1ев Ауеп(8. Народных обм- |
З* 35