1ивается предрож-ступает кульмина-^них календарных ^тво. В различных [и рождество имеет названия. На юго-\ля, производные от : Са1епао—в Про-^ Дофинэ, Са1епо, е Ницца (сов р. де-ские Альпы). Италь-оизводное от латин-(«день рождения»), ш, в провинциях Ка-м Лангедоке приняло аскони и Лимузене— ^е-—в Жиронде, Ша-^жу — употребляют на^ паи, по. В остальной ^аще всего встречаются вариации от Мое1,Моие, ^ее время все это мно­

гообразие наименований вытесняется ставшим общефранцузским N001. Об­щего мнения об этимологии этого слова нет. Возможно, что оно происходит от 01ев Nа^а118 подобно NасЫ. Некото­рые ученые считают 1^оё1 производным от 1^о\'еиа, Ьоппе МоиуеНе по аналогии с пош-еаи («новый»), которое на старо­французском писалось пеие1, по\-е1 10.

Рождество — это во Франции один из важнейших праздников года. Однако многие французы лишь из рассказов стариков знают о том комплексе древ­них языческих обрядов, направленных на благополучие семьи, дома, хозяй­ства, переплетенных с церковно-хри-стианскими обрядами, которые прежде сопровождали этот праздник, так же как и другие основные праздники цик­ла: день Нового года и день Королей.

Христианский праздник рождества, приуроченный ко дню зимнего солнце­стояния, митраистскому празднику ро­ждения «Непобедимого солнца», пред­вещавшего близкое возрождение при­роды, всегда был окрашен радостными тонами. Хотя религиозное содержание рождества для многих утрачено, для всех французов это радостный празд­ник преддверия Нового года, надежд на лучшее будущее.

По старой традиции, в канун рожде­ства вся семья, близкие родственники стремятся собраться вместе за празд­ничным столом, для которого и в наше время готовят некоторые традицион­ные кушания. Задолго до праздника в деревнях начинают откармливать гу­сей и индеек, режут свиней, заготавли­вают кровяные колбасы. «Декабрь— месяц праздников и кровяных кол­бас»,—говорят французы. Запеченная свиная голова, кровяная колбаса, жа­реный гусь или  индейка—некогда ритуальные, а ныне традиционные ро­ждественские блюда. Горох, фасоль, бобы, чечевица — зерна, заключающие в себе зародыш ростка, непременно ис­пользовались для приготовления ри­

туальной еды и, так же как сладости, ритуальный хлеб, пироги,  фрукты, орехи, каштаны, были обязательной принадлежностью рождественской тра­пезы. и каждой местности издавна го­товят свои излюбленные блюда, ставят на стол фрукты и овощи из своего хо­зяйства. Изобилие блюд на празднич­ном столе считалось залогом благопо­лучия и богатства семьи.

Трапеза, которую совершали в ка­нун рождества, перед тем, как семья отправлялась к рождественской мессе, нередко готовилась только из постных и десертных кушаний, при этом со­блюдалось традиционное число блюд. и Провансе, например, для празднич^ ной трапезы, называемой здесь 1е §гоэ боирег, стол накрывали тремя скатертями, что, как полагают, должно было символизировать святую Троицу;

на столе обязательно стояли три блюда с зелеными всходами зерна и три свечи. В число семи традиционных блюд входили суп с шалфеем и чесно­ком, шпинат или кушание из трески, зеленые и черные маслины, приправ­ленные перцем, замаринованные в све­жем оливковом масле, жареная рыба, цветная капуста, сельдерей или кардон в анчоусном масле, улитки. Десерт­ных блюд было обычно тринадцать, «в память о Христе и 12 апостолах»:

это виноград, финики, миндаль, сливы, апельсины, зимние груши, яблоки, ма­ринованная цедра, конфитюр из айвы на виноградном мусте или виноград­ное варенье, нуга белая и черная, круг­лые лепешки на молоке и расщепленная в форме креста большая круглая плос­кая лепешка на растительном масле.

К рождеству готовился и специаль­ный рождественский хлеб (Раш Са1еп-с1а1), который украшали зеленью, остро­листом или омелой. Хлеб этот разре­зали на части: одну часть обязательно выделяли для бедных, выделяли также долю для домашних животных и долю для умилостивления водной стихии: ры-