1ивается предрож-ступает кульмина-^них календарных ^тво. В различных [и рождество имеет названия. На юго-\ля, производные от : Са1епао—в Про-^ Дофинэ, Са1епо, е Ницца (сов р. де-ские Альпы). Италь-оизводное от латин-(«день рождения»), ш, в провинциях Ка-м Лангедоке приняло аскони и Лимузене— ^е-—в Жиронде, Ша-^жу — употребляют на^ паи, по. В остальной ^аще всего встречаются вариации от Мое1,Моие, ^ее время все это мно |
гообразие наименований вытесняется ставшим общефранцузским N001. Общего мнения об этимологии этого слова нет. Возможно, что оно происходит от 01ев Nа^а118 подобно NасЫ. Некоторые ученые считают 1^оё1 производным от 1^о\'еиа, Ьоппе МоиуеНе по аналогии с пош-еаи («новый»), которое на старофранцузском писалось пеие1, по\-е1 10. Рождество — это во Франции один из важнейших праздников года. Однако многие французы лишь из рассказов стариков знают о том комплексе древних языческих обрядов, направленных на благополучие семьи, дома, хозяйства, переплетенных с церковно-хри-стианскими обрядами, которые прежде сопровождали этот праздник, так же как и другие основные праздники цикла: день Нового года и день Королей. Христианский праздник рождества, приуроченный ко дню зимнего солнцестояния, митраистскому празднику рождения «Непобедимого солнца», предвещавшего близкое возрождение природы, всегда был окрашен радостными тонами. Хотя религиозное содержание рождества для многих утрачено, для всех французов это радостный праздник преддверия Нового года, надежд на лучшее будущее. По старой традиции, в канун рождества вся семья, близкие родственники стремятся собраться вместе за праздничным столом, для которого и в наше время готовят некоторые традиционные кушания. Задолго до праздника в деревнях начинают откармливать гусей и индеек, режут свиней, заготавливают кровяные колбасы. «Декабрь— месяц праздников и кровяных колбас»,—говорят французы. Запеченная свиная голова, кровяная колбаса, жареный гусь или индейка—некогда ритуальные, а ныне традиционные рождественские блюда. Горох, фасоль, бобы, чечевица — зерна, заключающие в себе зародыш ростка, непременно использовались для приготовления ри |
туальной еды и, так же как сладости, ритуальный хлеб, пироги, фрукты, орехи, каштаны, были обязательной принадлежностью рождественской трапезы. и каждой местности издавна готовят свои излюбленные блюда, ставят на стол фрукты и овощи из своего хозяйства. Изобилие блюд на праздничном столе считалось залогом благополучия и богатства семьи. Трапеза, которую совершали в канун рождества, перед тем, как семья отправлялась к рождественской мессе, нередко готовилась только из постных и десертных кушаний, при этом соблюдалось традиционное число блюд. и Провансе, например, для празднич^ ной трапезы, называемой здесь 1е §гоэ боирег, стол накрывали тремя скатертями, что, как полагают, должно было символизировать святую Троицу; на столе обязательно стояли три блюда с зелеными всходами зерна и три свечи. В число семи традиционных блюд входили суп с шалфеем и чесноком, шпинат или кушание из трески, зеленые и черные маслины, приправленные перцем, замаринованные в свежем оливковом масле, жареная рыба, цветная капуста, сельдерей или кардон в анчоусном масле, улитки. Десертных блюд было обычно тринадцать, «в память о Христе и 12 апостолах»: это виноград, финики, миндаль, сливы, апельсины, зимние груши, яблоки, маринованная цедра, конфитюр из айвы на виноградном мусте или виноградное варенье, нуга белая и черная, круглые лепешки на молоке и расщепленная в форме креста большая круглая плоская лепешка на растительном масле. К рождеству готовился и специальный рождественский хлеб (Раш Са1еп-с1а1), который украшали зеленью, остролистом или омелой. Хлеб этот разрезали на части: одну часть обязательно выделяли для бедных, выделяли также долю для домашних животных и долю для умилостивления водной стихии: ры- |