и костер. Прыгали через

запастись благополучием вратить болезни, верили,

человек прыгнет над кост-; вырастет пшеница. По-;дали, когда костер погас-ешагнуть через кострище. пки перепрыгивали костер :жде вступить в брак в те-'оре тому, кто по неосто-эдал ногой в костер, это

предзнаменованием. Не-\ такого жениха.

» руки, прыгали через ко-я, отныне ничто не должно ь: кумовство Сен-Жана— [х родственных уз. Моло-; возлагали надежды на

способности огня. В Ни-[ер, женщина, вышедшая (олько месяцев до празд-

была сделать несколько

костра, а затем прыгнуть

охранить детей от зараз-

матери качали их на ру-эющим кострищем или за-рыгать у костра. Во мно-(Пикардия, Бретань, Ан-;н, Эльзас) было в обычае [ад костром девушек, при тарались опустить их как к огню; это делалось, как эъясняют, «чтобы не болела радную пору».

учение французские кре-1вали окуриванию скота, » его таким образом от бо-ха, колдовских наговоров. ры раскладывали у дорог, рогоняли стадо. В Бретани сохранялся до недавнего 1астухи в дыму костров привали свои кнуты в на-1ть им способность сделать :ным, отгонять змей и т. д.

местностях земледельцы мо, прутья орешника, кото-

на поля, чтобы «предот­

вратить грозу», «чтобы конопля вы­росла такой же высокой, как прут».

Согласно народным представлениям, контакт с пламенем или дымом спосо­бен усилить естественные свойства лю­бого растения. Поэтому особенно часто прибегали к окуриванию трав и цветов, чтобы снять вредоносную силу с одних и усилить защитные и целебные свой­ства других. Окуривали различные виды растений: укроп, ветки орехового дерева,   букетики   медвежьего  уха, а также связки чеснока и лука. Буке­тики подвешивали над дверьми жилых домов и хлевов, где они висели до сле­дующего праздника Сен-Жана. .Иногда цветы и растения сжигали в пламени костра. Есть мнение, что де­лалось это ради получения дыма, обла­дающего профилактическими свойст­вами. В Провансе в огонь бросали связки чеснока, избавляющего якобы от лихорадки; букетики тмина или белой полыни сжигали, «чтобы снять боль в пояснице во время жатвы». Воз­можно также, что растения сжигали в надежде получить хороший урожай их. В Провансе, например, где культура лаванды составляет одно из богатств края, было принято сжигать в костре ! букетики этого растения. Жнецы не за­бывали бросить в огонь пучок сена, не­сколько колосьев пшеницы или ржи.

Подобные обряды объясняются так же, как реликты жертвоприношения

огню9. ^

;   иногда в костре сжигали чучело, изо-; бражавшее, быть может, определенного | человека, который, по мнению сельского коллектива, заслуживал осмеяния или наказания. Таким образом, древний об­ряд приобретал злободневное общест­венное звучание.

Иногда предавали огню жаб, ужей, «чтобы избавиться от всякой скверны». В некоторых городах средневековой Франции в день Сен-Жана устраивали жестокое зрелище: сжигали в огне ко­стров живых черных кошек, а иногда и

лисиц, так как верили, что в этих жи­вотных воплощаются ведьмы. Эти изу­верские действия, характерные для про­низанной суевериями эпохи средневе­ковья, возникли под влиянием ожесто­ченной борьбы с «ведьмами», которую вела церковь. Позже XVII в. упомина­ний об этом уже не встречалось 10.

Утром, когда костры догорали, каж­дый принимавший участие в игрищах старался унести домой головешку или уголек. У догорающего костра моло­дежь устраивала борьбу за угли и голо­вешки от ритуального огня. Наибольшей силой магического воздействия обла­дали, как полагали, части от догорев­шего центрального шеста, вокруг кото­рого обычно укладывали топливо для костра. Головешки и угли бережно хра­нили в течение года как оберег от мол­нии, пожара и всяких бед. Чтобы пре­дохранить посевы от града и других стихийных бедствий, головни разбрасы­вали на полях. Искрам, высекаемым из непогасшей головни, приписывали маги­ческое свойство влиять на урожай. В Лимузене крестьяне ударяли головней по камню и приговаривали: «Сколько искр, столько повозок репы, большой, как головня, вкусной, как пирог»п. Тлеющие угольки бросали в колодцы, чтобы «очистить воду», чтобы «вода не

иссякла».

Профилактическое  и благотворное действие приписывалось и золе от ко­стров Сен-Жана, которую часто разбра­сывали на полях, примешивали к семен­ному зерну. Пастухи посыпали этой зо­лой дорогу, по которой прогоняли скот, «чтобы отвести болезни ног у скота». Пеплом костра метили животных.

Все приведенные выше сведения об обрядах, совершавшихся у костров Сен-Жана, показывают, что побудительным мотивом их была вера в сверхъестест­венные свойства огня, прежде всего очи­стительные.

Обычай разжигать костры в день Сен-Жана или в дни от Сен-Жана до

23


ия совершались обряды,

обряды дня Сен-Жана. 'того дня собирали «вол-», освящали их в церкви, или дома весь год, суе-[, что они защищают от ни и т. д.40

наполеоновской империи )ный праздник отмечался ьный, так как дата празд-,а с днем рождения Напо- 1 эдах и деревнях к этому ;

двали ярмарочные бала- [ »ли тиры. Вечером устраи- • ты, танцы, иллюминация.

и народные обряды успе-нх областях Франции по- | 1а следующий день, посвя- '

Року. Канонизированный защитник от эпидемиче- , и, в период, когда в стра-

свирепствовала чума, этот 5рел огромную популяр­ных концах Франции были :численные молельни и ча-:ени. Постепенно, когда опа-емий уменьшилась, функ-расширились, его стали по-

покровителя домашнего 1ьные виды растений были '.вами св. Рока, букеты из

день св. Рока приносили ля освящения. Так же как 1-Жана, их подвешивали над ила, чтобы предохранить [зоотии, содействовать про"

)зяйства.

( областях страны 16 авгу-д скот: либо пригоняли его ук> площадь, либо священ­ном и «святой» водой обхо-гва прихожан. До начала

этого обряда сохранялась ювящать соль, пучки сена

хлеба, которые добавляли

'У. Рока считался датой, когда

осенняя вспашка. Фран-^оворка гласит:

Аргеэ 5аш1 КосЬ Д;([Ш5е 1оп вое.

После св. Рока Точи лемех41.

года. Среди

Иль-де-Франс этот святой считается покровителем многих приходов. В дру­гих областях виноградари обращались за покровительством к св. Урбану,

св. Агате, св. Марку и др.

Самый важный момент, завершаю­щий кропотливый труд винограда­рей, — сбор винограда, в котором уча­ствуют не только члены семьи, род­ственники и соседи, но и (в областях крупных виноградников) наемные ра­ботники из соседних и даже дальних областей. Сбор винограда всегда прохо­дит в атмосфере веселья. Излюблен­ное развлечение молодежи, дающее по­вод общему веселью, — обычай пачкать друг другу щеки раздавленным вино­градом.

Конец августа и сентябрь — пора

сбора винограда. Если жатва стала ис­точником целого комплекса обрядов, со­вершаемых либо из страха перед духом растительности, либо ради благополу­чия семьи и плодородия полей, то сбор винограда и виноделие в значительно меньшей степени сопровождались на­родными церемониями, И это несмотря на то, что культура винограда известна была в стране еще в галло-римскую эпоху и возделывали его даже в таких северных областях, как Нормандия и

, Пикардия.                            I |  Во всех виноградарских областях

' Франции со времени раннего средне­вековья   действовали  установленные церковными и светскими властями за­преты начинать сбор винограда ранее назначенного срока, называемого «ог­лашение  начала  сбора  винограда» («Ьап аеа уепс1ап§е5»). С начала XX в. установление сроков начала работ исхо­дит от объединений виноградарей и му­ниципальных советов. Начало работ ог­лашалось звоном колокола.

Виноградари выполняли различные магические приемы, чтобы «защитить» виноградники от потравы, от вредных насекомых и гусениц. Они соблюдали обряд подношения церкви и отдельным святым—покровителям прихода пер­вых плодов либо незадолго до сбора винограда, либо по мере созревания от­дельных, самых ранних гроздьев. В не­которых виноградарских районах гроз­дья винограда (иногда высушенные) приносили в дар покровителю в день его праздника, независимо от времени

Завершение сбора винограда, как и

завершение жатвы, отмечалось по­всюду как праздник, с элементами карнавального веселья. Кульминацион­ным моментом было возвращение в де­ревню повозки с последним собранным виноградом. Украшенную ветвями, цве­тами и гроздьями виноградную повозку сопровождал нередко кортеж ряженых из числа сборщиков винограда. Послед­ним моментом этого праздника была трапеза с изобилием вина и мясных блюд, которую устраивал каждый хо­зяин виноградника для всех, принимав­ших участие в совместном труде.

Шутками и шумным весельем сопро­вождалось и завершение отдельных этапов последующих работ, связанных с изготовлением вина: последние вы­жимки, снятие пробы с сусла, первого

вина.

В отдельных местностях послед­ние выжимки отмечались шествиями с песнями, чествованием хозяев прессов. Их, восседающих на бочке как на троне, носили на руках, подносили им букеты цветов. Иногда букет прикреп­ляли у ворот погреба с прессом.

Виноградари, закончив выжимку ви­нограда, с нетерпением ждали первого вина, когда можно определить, удачно

^рсдп святых — защитников вино­градной лозы — особо почитается св. Венсен. В провинции Шампань и

33

ли оно. Соседи в этот период ходят друг к другу, пробуют вино, делают свои заключения. Крестьянин не может отказать кому-либо попробовать его .новое вино, особенно мужчинам. Группы молодежи устраивают по этому поводу вечеринки, собираясь каждый день то в одном, то в другом доме.

Бургундские виноделы для дегуста-,ции пользуются особым сосудом: пло­ской серебряной чашечкой с лунками, называемой тастевен (1а81еуш).

В современной Франции проба нового вина стала составной частью праздни­ков с различными ярмарочными увесе­лениями, организуемых в винодельче­ских районах для гостей и туристов. К окончанию сбора винограда во многих городах Франции приурочены народные праздники, выступления фольклорных групп различных областей Франции, с танцами и пением. В районах фран­цузского виноделия отмечаются между­народные праздники винограда, так на­зываемые осенние игры, и международ­ные фольклорные конкурсы. Самый большой праздник такого рода органи­зуется ежегодно в Дижоне, старой сто­лице Бургундии, в начале сентября и, продолжается несколько дней. Сюда стекаются участники конкурса народ­ных певцов и танцоров из многих стран. Конкурсные выступления идут весь день, наградой группе-победительнице служит золотое ожерелье и право за­жечь в следующем году символический огонь осенних игр.

Устроители праздника организуют прием в честь участников конкурса, ко­торые присутствуют на открытии фон­тана, бьющего новым вином; организу­ются и различные театрализованные представления. В программу праздника, кроме традиционных битв конфетти и бала, обязательно входят и шествия участников конкурса в национальных костюмах, ставшие традиционным эле­ментом многих современных народных празднеств.

34


В городе Боне, близ Дижона, центр!

бургундского виноделия, кроме между- , народного праздника вина в сентябре повторяющего дижонский, в ноябре еже годно проходит не менее грандиозны;' праздник, приуроченный к традицион­ному сроку оптовой продажи вина Празднично украшенный город, гдедл;

гостей приготовлены все виды ярмароч­ных увеселений, принимает бургундских виноделов и покупщиков из различных стран Европы. Праздник начинается с дегустации вин, организуемой в зале городской ратуши, где на стеллажах, за­нимающих все стены огромного зала выставлены образцы вин разных вла­дельцев. Приобретя входной билет за небольшую плату, каждый может попро­бовать любое вино, оценить его и вы­брать для оптовой закупки. На следую­щий день в торжественной обстановке устраивается аукцион вин, собирающий до тысячи участников и зрителей. Это мероприятие благотворительное — вино­делы получают от продажи вин строго установленную плату, весь доход от аукциона предназначается для город­ской больницы (Но1е1-01еих) и приюта для престарелых.

Завершается праздник торжествен­ным банкетом для почетных гостей и народными гуляниями для виноградарей и виноделов 42.

В других городах виноградарских об­ластей праздники не носят массового характера, они рассчитаны на узкий круг ценителей вина, литературную и артистическую элиту. В подвалах изве­стных замков собираются члены об­ществ виноделов, в парадном наряде, строго установленном для каждого об­щества, именуемого иногда орденом (на­пример, орден Тастевен—так называ­ется чашечка для пробы вина). Откры­вается праздник торжественным прие­мом новых членов, кавалеров ордена, которые получают право носить костюм ордена и тастевен, повешенный на шее на широкой ленте.


ФРАНЦИИ

^ ******

окровская

•секнии  церковный |ищения (]оиг с1е 1а 1ь свечей (]оиг с1е 1а юславном календаре ^ние. Как и в других э Франции по слу-[Я устраивались про­со свечами в руках эдили по улицам и Особенно торжест-и бывали в средние 'ни прекратились— затем и в деревнях. местностях Бретани ^и шествие со све-иного рода: в пол-торжественно обхо-ы, надеясь, что этот 1гополучие.

в деревнях долгое

обычаи, сложив-ний о том, что свеча, шанделёр в церкви,

апотропеическими эжет предохранить 'т несчастья, болез-

1ТИТЬ ОТ МОЛНИИ И

яе в день шанделёр или весь год. Та-зили иногда знак 1верях для оберега ювобрачных.

естьянин почитал н из самых значи-именно этот празд-редставлениям, от­

крывал весну, бо многих областях Франции с этой даты начинались зем­ледельческие работы:

А 1а СЬапс1е1ецг

А 1а спаггие, 1аЬоигеиг.

На шанделёр

Берись за плуг, пахарь2.

С этого дня было принято приступать к работам в поле, в саду, на виноград­никах. Именно к празднику свечей приурочено множество примет и погово­рок. Во многих французских провин­циях считали, что хорошая погода в день шанделёр—признак того, что зима будет продолжаться еще сорок дней; плохая погода в этот день—ра­дуйся: зиме конец. Как и во многих дру­гих европейских странах, крестьяне на­блюдали в этот день за поведением животных: медведя, козы, волка. Чаще всего во французских поговорках фигу­рирует медведь. В народе говорили, что в день шанделёр медведь выходит из своей берлоги и не возвращается в неё, если стоит пасмурная погода, если же светит солнце, он забирается в берлогу еще на сорок дней3.

Много примет, пословиц и поговорок приурочено и ко дню св. Блеза, 3 фев­раля. Считалось, что к этому дню пре­кращаются зимние холода, если же они держатся, не жди ранней весны. В неко­торых деревнях Бургундии св. Блез считался покровителем виноградарей, в других—покровителем землепашцев. В честь него устраивались традицион­ные процессии: по улицам деревни про­возили повозку с плугом, запряженную четырьмя волами. В более позднее время обряд изменился, плуг уже не возили, но разыгрывали сцены, имити­рующие пахоту: мужчины волокли за руки упирающегося человека. В неко­торых местах в этот день было принято освящать семена4.

Окончание холодного сезона связы­вали и с днем св. Агаты. В Провансе

в день св. Агаты устраивали маскарады, разыгрывали сцены изгнания «старухи», символизировавшей  холодное время. По улицам города верхом на осле с пу­стым мешком в руках проезжала «ста­руха». Она останавливалась у каждой двери, прося милостыню. Мальчишки бегали за ней, били ее палками, осыпали бранью. «Старуха» была живучей, и эта церемония повторялась в конце фев­раля, иногда в конце марта и даже в мае5.

В Провансе св. Агату  наделяли властью заклинать стихийные бедствия. В Бургундии она считалась покрови­тельницей матерей.

Три последних дня февраля и три первых дня марта (в некоторых обла­стях три последних дня марта и три первых апреля) считались несчастли­выми днями, «днями старухи» (}оигэ с1е 1а \ЛеП1е), «одолженными днями» Ооигз сГЕтргипО, которые часто бывают не­настными. В разных областях Фран­ции можно слышать варианты легенды об этих днях. В Провансе рассказывают, как одна старуха в конце февраля, счи­тая, что холода миновали, подтруни­вала над февралем. И тогда разгневан­ный февраль занял три дня у своего брата марта и нагнал такого холода, что все стадо овец старухи погибло. Ста­руха утешилась, она купила коров и решила, что теперь ей ничто не грозит. Но история повторилась. Март, кото­рого она стала дразнить, занял три дня у апреля и погубил ее стадо 6.      - "

В марте у крестьянина много забот. И как бывает в деревенском быту, сроки работ рассчитываются по датам церков­ного календаря. Землепашец в марте должен провести весеннюю пахоту, бо­ронование, сев. Виноградарь—подре­зать лозу, расставить жерди для под­вязывания кустов, сделать прививку. Эти дела он стремится приурочить ко дню св. Григория—12 марта. Садовод заканчивает посадки, делает прививки. В марте выгоняют на пастбище скот.

31


ется с закалывания свиньи. В Арденнах открытие проходило под звуки бара­бана, призывавшего молодежь на пло­щадь перед мерией, где их встречала му­зыка: все должны были прийти в ма­сках, тот, кто не отзывался на призыв, расплачивался   восемью   кувшинами пива12.

Атмосферу веселья создавали ряже­ные (та8^ие8, таэсагао^ез), с песнями и шутками обходившие дома, где они со­бирали яйца, сало, ветчину, вино, упо­треблявшиеся для грандиозной общей пирушки, р-^ногда процессия ряженых разыгрывала пародию на деревенскую свадьбу.)

В отдельных местностях разыгрыва­лась пантомима, в которой представ­лены были двенадцать месяцев года. Каждый месяц исполнял свою песню.

.''Самый простой и наиболее распро­страненный во Франции прием ряжения, создающий комический эффект, — это переодевание мужчин в женское платье, а женщин в мужские брюки и куртки, вывернутые наизнанку. Парни щеголяли в чепчиках, девушки — в каскетках, фет­ровых шляпах. Лица обмазывали ваксой, сажей, мукой.) Некоторые авторы счи­тают, что этот прием ряжения дает наи­большую возможность выразить чувства человека, вернее то, что живет в нем подсознательно, не испытывая стыда или публичного посрамления. Один пол берет временный реванш над другим, может позволить себе по отношению к лицу другого пола вольности, даже непристойности, дать выход обычно по­давляемым эротическим склонностям 13.

Вероятно, мужское ряжение возникло раньше, чем женское, и главенствующая роль мужчин, особенно молодых людей, в празднестве, сохранявшаяся в отдель­ных областях Франции, не что иное, как отголосок обрядности более ранних эпох. В южных провинциях Франции жен­щины не принимали активного участия в карнавальных танцах, они были лишь страдающей стороной, против них были

34

направлены мужские проказы, их обли­вали водой, пачкали грязью, сажей 14.

/Рядились также медведем или иным животным.' Иногда из дома в дом во­дили «лошадку» (Ыс1осЬе): несколько человек накрывались одной попоной, изо­бражая лошадь. Такие «лошадки» — из­любленный персонаж в Нормандии15, /^ В южных провинциях Франции — ,' в Провансе, Лангедоке, в Баскской об-{ ласти одним из карнавальных развлече-( ний были игры и танцы с «лошадками», «всадниками на лошади». Но в целом в стране не было широко принято ряже­ние животными. Драматические сцены с животными масками характерны лишь для области Пиренеев16. В XIX в. во­шли в обиход картонные крашеные маски фабричного изготовления.

•Среди карнавальных шуток, от кото­рых ждали благотворного эффекта, здо­ровья, богатства и пр., излюбленными были: обливание ьодой, грязью, обсы-пание мукой, сажей, золой, а в городах в XIX в. — драже или конфетти 1?.1

В конце XIX в. обычай ряжения стал постепенно исчезать, его оставило вначале старшее поколение, а затем и молодежь. После 1920 г. маскарады со­хранялись лишь как детская забава18.

Особое место в карнавальной обряд­ности занимали персонажи, олицетворя­ющие цикл в целом или отдельные его периоды. «Жирный период» олицетво­рял персонаж, носящий, так же как и праздник, имя Карнавал, Кармантран. Нередко его наделяли и пародийным именем (Рапзагс!, Сгараг!), содержащим намек на обжорство, которому все пре­давались в дни карнавала, — Пузан. Эта черта карнавала подчеркивалась нередко и обликом персонажа: его изо­бражали с огромным пузом

Центральную фигуру карнавала изо­бражал человек, чучело, маска какого-нибудь животного, например медведя. В Пиренеях, например, инсценировались-драматические сцены охоты на медведя. Иногда главным персонажем была «ло­

шадь», бык», кс цветами

ДИЛИ ИЛ1

ния, воз1 ком — э" родской. вторник дины по

Чело цузской вольно | КарнаВс Иногда наказан скую не ловека перевяз или вер женых ваясь :

итоге, 1 утром :

Лишь ;

заменя экзеку! вешалг

Чащ менное голого атриб^

Ор «суда рогати назыв. над К бурно тия, е случш В раз «казн все з, полнг

В ( лись ные I Шал< кано1 ную


церемонии сопровождались процессиями верующих, обходом полей. В некоторых местах в первый день молений «освя­щали» колодцы и источники. Дорогу, по которой следовала процессия, крестьяне усыпали ветками и цветами. В 'других местах одновременно с колодцами «ос­вящали» и ульи, посыпали их солью, как очистительным средством. Моления были введены во Франции в 470 г. Они сохраняются в некоторых районах до сих пор, например в Шампани и в Лотарингии. Но процессии, которые их сопровождали,   не   совершаются с 1905 г., времени отделения церкви от государства57.

На сороковой день после пасхи отме­чается праздник вознесения (Авсепзюп). В некоторых местностях (Перигор) его называли малой пасхой, так как пожи­лые люди причащались в этот день. Считается, что в это время кончаются весенние холода:

А ГАзсепэюп — Ье с1егтег Гпззоп.

На вознесенье — Последний озноб.

Плохой признак, если в этот день идет дождь58.

Обрядность троицы (Реп1есб1е), отме­чаемой на пятидесятый день после пасхи, богаче, особенно в Эльзасе и Ло­тарингии. Многие обряды, связанные с майским циклом, приурочены в этих об­ластях ко дню троицы. В средние века троица считалась одним из самых зна­чительных церковных и народных празд­ников. Постепенно размах праздника уменьшился. Днями отдыха, увеселений, выезда в поле остались лишь воскре­сенье и понедельник троицы. В отдель­ных местностях Франции на троицу по­вторяются пасхальные обряды: в Лиму-


зене крестьяне выходили в поле «ка­тать яйца», ели пасхальное кушанье— омлет (разсЬас1а). В Эльзасе дети во­дили хороводы и обменивались при этом подарками: девочкам дарили ленты, по­лучали в обмен крашеные пасхальные яйца. Воде, «освященной» на троицу, приписывали то же благотворное свойст­во, что и пасхальной. Ею окропляли поля, виноградники.

Ко дню троицы в Тарасконе и неко­торых других городах Прованса были приурочены церемонии с Тараской.

\ В фольклоре Прованса очень большое место занимали легенды о страшном чу­довище — Тараске, пожиравшем скот и пастухов и державшем в страхе всех жи­телей этих мест. Заслугу избавления Прованса от Тараски легенда приписы­вала «святой» Марте и в память о «чу­десном» избавлении в середине XV в. в Провансе был учрежден праздник Та­раски. Церемония с Тараской состояла • в том, что огромное чучело дракона — Тараски—с головой быка-льва, с ши­роко открытой пастью, с когтистыми ла­пами и чешуйчатым изогнутым хвостом носили по улицам, а оно выбрасывало огонь из ноздрей, придавалось неисто-^ вым скачкам, опрокидывало людей, об­жигало их огнем.

Некогда церемонии с Тараской имели ритуальный смысл, они сопровождались шуточными играми, обливанием друг друга водой, обсыпанием мукой и:

сажей, в чем можно усмотреть сходство с карнавальными обрядами, связанными с магией плодородия.

Возобновленная в конце XIX в. цере­мония с Тараской утратила ритуальное значение. В наши дни процессии с Та­раской, организуемые в Тарасконе, — это веселое зрелище, привлекающее не­только местных жителей, но и туристов, отдыхающих 59.

Обрядами  праздника  троицы во Франции завершался весенний цикл ка­лендарных праздников.