и костер. Прыгали через запастись благополучием вратить болезни, верили, человек прыгнет над кост-; вырастет пшеница. По-;дали, когда костер погас-ешагнуть через кострище. пки перепрыгивали костер :жде вступить в брак в те-'оре тому, кто по неосто-эдал ногой в костер, это предзнаменованием. Не-\ такого жениха. » руки, прыгали через ко-я, отныне ничто не должно ь: кумовство Сен-Жана— [х родственных уз. Моло-; возлагали надежды на способности огня. В Ни-[ер, женщина, вышедшая (олько месяцев до празд- была сделать несколько костра, а затем прыгнуть охранить детей от зараз- матери качали их на ру-эющим кострищем или за-рыгать у костра. Во мно-(Пикардия, Бретань, Ан-;н, Эльзас) было в обычае [ад костром девушек, при тарались опустить их как к огню; это делалось, как эъясняют, «чтобы не болела радную пору». учение французские кре-1вали окуриванию скота, » его таким образом от бо-ха, колдовских наговоров. ры раскладывали у дорог, рогоняли стадо. В Бретани сохранялся до недавнего 1астухи в дыму костров привали свои кнуты в на-1ть им способность сделать :ным, отгонять змей и т. д. местностях земледельцы мо, прутья орешника, кото- на поля, чтобы «предот |
вратить грозу», «чтобы конопля выросла такой же высокой, как прут». Согласно народным представлениям, контакт с пламенем или дымом способен усилить естественные свойства любого растения. Поэтому особенно часто прибегали к окуриванию трав и цветов, чтобы снять вредоносную силу с одних и усилить защитные и целебные свойства других. Окуривали различные виды растений: укроп, ветки орехового дерева, букетики медвежьего уха, а также связки чеснока и лука. Букетики подвешивали над дверьми жилых домов и хлевов, где они висели до следующего праздника Сен-Жана. .Иногда цветы и растения сжигали в пламени костра. Есть мнение, что делалось это ради получения дыма, обладающего профилактическими свойствами. В Провансе в огонь бросали связки чеснока, избавляющего якобы от лихорадки; букетики тмина или белой полыни сжигали, «чтобы снять боль в пояснице во время жатвы». Возможно также, что растения сжигали в надежде получить хороший урожай их. В Провансе, например, где культура лаванды составляет одно из богатств края, было принято сжигать в костре ! букетики этого растения. Жнецы не забывали бросить в огонь пучок сена, несколько колосьев пшеницы или ржи. Подобные обряды объясняются так же, как реликты жертвоприношения огню9. ^ ; иногда в костре сжигали чучело, изо-; бражавшее, быть может, определенного | человека, который, по мнению сельского коллектива, заслуживал осмеяния или наказания. Таким образом, древний обряд приобретал злободневное общественное звучание. Иногда предавали огню жаб, ужей, «чтобы избавиться от всякой скверны». В некоторых городах средневековой Франции в день Сен-Жана устраивали жестокое зрелище: сжигали в огне костров живых черных кошек, а иногда и |
лисиц, так как верили, что в этих животных воплощаются ведьмы. Эти изуверские действия, характерные для пронизанной суевериями эпохи средневековья, возникли под влиянием ожесточенной борьбы с «ведьмами», которую вела церковь. Позже XVII в. упоминаний об этом уже не встречалось 10. Утром, когда костры догорали, каждый принимавший участие в игрищах старался унести домой головешку или уголек. У догорающего костра молодежь устраивала борьбу за угли и головешки от ритуального огня. Наибольшей силой магического воздействия обладали, как полагали, части от догоревшего центрального шеста, вокруг которого обычно укладывали топливо для костра. Головешки и угли бережно хранили в течение года как оберег от молнии, пожара и всяких бед. Чтобы предохранить посевы от града и других стихийных бедствий, головни разбрасывали на полях. Искрам, высекаемым из непогасшей головни, приписывали магическое свойство влиять на урожай. В Лимузене крестьяне ударяли головней по камню и приговаривали: «Сколько искр, столько повозок репы, большой, как головня, вкусной, как пирог»п. Тлеющие угольки бросали в колодцы, чтобы «очистить воду», чтобы «вода не иссякла». Профилактическое и благотворное действие приписывалось и золе от костров Сен-Жана, которую часто разбрасывали на полях, примешивали к семенному зерну. Пастухи посыпали этой золой дорогу, по которой прогоняли скот, «чтобы отвести болезни ног у скота». Пеплом костра метили животных. Все приведенные выше сведения об обрядах, совершавшихся у костров Сен-Жана, показывают, что побудительным мотивом их была вера в сверхъестественные свойства огня, прежде всего очистительные. Обычай разжигать костры в день Сен-Жана или в дни от Сен-Жана до 23 |
ия совершались обряды, обряды дня Сен-Жана. 'того дня собирали «вол-», освящали их в церкви, или дома весь год, суе-[, что они защищают от ни и т. д.40 наполеоновской империи )ный праздник отмечался ьный, так как дата празд-,а с днем рождения Напо- 1 эдах и деревнях к этому ; двали ярмарочные бала- [ »ли тиры. Вечером устраи- • ты, танцы, иллюминация. и народные обряды успе-нх областях Франции по- | 1а следующий день, посвя- ' Року. Канонизированный защитник от эпидемиче- , и, в период, когда в стра- свирепствовала чума, этот 5рел огромную популярных концах Франции были :численные молельни и ча-:ени. Постепенно, когда опа-емий уменьшилась, функ-расширились, его стали по- покровителя домашнего 1ьные виды растений были '.вами св. Рока, букеты из день св. Рока приносили ля освящения. Так же как 1-Жана, их подвешивали над ила, чтобы предохранить [зоотии, содействовать про" )зяйства. ( областях страны 16 авгу-д скот: либо пригоняли его ук> площадь, либо священном и «святой» водой обхо-гва прихожан. До начала этого обряда сохранялась ювящать соль, пучки сена хлеба, которые добавляли 'У. Рока считался датой, когда осенняя вспашка. Фран-^оворка гласит: |
Аргеэ 5аш1 КосЬ Д;([Ш5е 1оп вое. После св. Рока Точи лемех41. |
года. Среди |
Иль-де-Франс этот святой считается покровителем многих приходов. В других областях виноградари обращались за покровительством к св. Урбану,
св. Агате, св. Марку и др.
Самый важный момент, завершающий кропотливый труд виноградарей, — сбор винограда, в котором участвуют не только члены семьи, родственники и соседи, но и (в областях крупных виноградников) наемные работники из соседних и даже дальних областей. Сбор винограда всегда проходит в атмосфере веселья. Излюбленное развлечение молодежи, дающее повод общему веселью, — обычай пачкать друг другу щеки раздавленным виноградом.
Конец августа и сентябрь — пора сбора винограда. Если жатва стала источником целого комплекса обрядов, совершаемых либо из страха перед духом растительности, либо ради благополучия семьи и плодородия полей, то сбор винограда и виноделие в значительно меньшей степени сопровождались народными церемониями, И это несмотря на то, что культура винограда известна была в стране еще в галло-римскую эпоху и возделывали его даже в таких северных областях, как Нормандия и , Пикардия. I | Во всех виноградарских областях ' Франции со времени раннего средневековья действовали установленные церковными и светскими властями запреты начинать сбор винограда ранее назначенного срока, называемого «оглашение начала сбора винограда» («Ьап аеа уепс1ап§е5»). С начала XX в. установление сроков начала работ исходит от объединений виноградарей и муниципальных советов. Начало работ оглашалось звоном колокола. Виноградари выполняли различные магические приемы, чтобы «защитить» виноградники от потравы, от вредных насекомых и гусениц. Они соблюдали обряд подношения церкви и отдельным святым—покровителям прихода первых плодов либо незадолго до сбора винограда, либо по мере созревания отдельных, самых ранних гроздьев. В некоторых виноградарских районах гроздья винограда (иногда высушенные) приносили в дар покровителю в день его праздника, независимо от времени |
Завершение сбора винограда, как и
завершение жатвы, отмечалось повсюду как праздник, с элементами карнавального веселья. Кульминационным моментом было возвращение в деревню повозки с последним собранным виноградом. Украшенную ветвями, цветами и гроздьями виноградную повозку сопровождал нередко кортеж ряженых из числа сборщиков винограда. Последним моментом этого праздника была трапеза с изобилием вина и мясных блюд, которую устраивал каждый хозяин виноградника для всех, принимавших участие в совместном труде.
Шутками и шумным весельем сопровождалось и завершение отдельных этапов последующих работ, связанных с изготовлением вина: последние выжимки, снятие пробы с сусла, первого
вина.
В отдельных местностях последние выжимки отмечались шествиями с песнями, чествованием хозяев прессов. Их, восседающих на бочке как на троне, носили на руках, подносили им букеты цветов. Иногда букет прикрепляли у ворот погреба с прессом.
Виноградари, закончив выжимку винограда, с нетерпением ждали первого вина, когда можно определить, удачно
^рсдп святых — защитников виноградной лозы — особо почитается св. Венсен. В провинции Шампань и |
33
ли оно. Соседи в этот период ходят друг к другу, пробуют вино, делают свои заключения. Крестьянин не может отказать кому-либо попробовать его .новое вино, особенно мужчинам. Группы молодежи устраивают по этому поводу вечеринки, собираясь каждый день то в одном, то в другом доме.
Бургундские виноделы для дегуста-,ции пользуются особым сосудом: плоской серебряной чашечкой с лунками, называемой тастевен (1а81еуш).
В современной Франции проба нового вина стала составной частью праздников с различными ярмарочными увеселениями, организуемых в винодельческих районах для гостей и туристов. К окончанию сбора винограда во многих городах Франции приурочены народные праздники, выступления фольклорных групп различных областей Франции, с танцами и пением. В районах французского виноделия отмечаются международные праздники винограда, так называемые осенние игры, и международные фольклорные конкурсы. Самый большой праздник такого рода организуется ежегодно в Дижоне, старой столице Бургундии, в начале сентября и, продолжается несколько дней. Сюда стекаются участники конкурса народных певцов и танцоров из многих стран. Конкурсные выступления идут весь день, наградой группе-победительнице служит золотое ожерелье и право зажечь в следующем году символический огонь осенних игр.
Устроители праздника организуют прием в честь участников конкурса, которые присутствуют на открытии фонтана, бьющего новым вином; организуются и различные театрализованные представления. В программу праздника, кроме традиционных битв конфетти и бала, обязательно входят и шествия участников конкурса в национальных костюмах, ставшие традиционным элементом многих современных народных празднеств.
34
В городе Боне, близ Дижона, центр!
бургундского виноделия, кроме между- , народного праздника вина в сентябре повторяющего дижонский, в ноябре еже годно проходит не менее грандиозны;' праздник, приуроченный к традиционному сроку оптовой продажи вина Празднично украшенный город, гдедл;
гостей приготовлены все виды ярмарочных увеселений, принимает бургундских виноделов и покупщиков из различных стран Европы. Праздник начинается с дегустации вин, организуемой в зале городской ратуши, где на стеллажах, занимающих все стены огромного зала выставлены образцы вин разных владельцев. Приобретя входной билет за небольшую плату, каждый может попробовать любое вино, оценить его и выбрать для оптовой закупки. На следующий день в торжественной обстановке устраивается аукцион вин, собирающий до тысячи участников и зрителей. Это мероприятие благотворительное — виноделы получают от продажи вин строго установленную плату, весь доход от аукциона предназначается для городской больницы (Но1е1-01еих) и приюта для престарелых.
Завершается праздник торжественным банкетом для почетных гостей и народными гуляниями для виноградарей и виноделов 42.
В других городах виноградарских областей праздники не носят массового характера, они рассчитаны на узкий круг ценителей вина, литературную и артистическую элиту. В подвалах известных замков собираются члены обществ виноделов, в парадном наряде, строго установленном для каждого общества, именуемого иногда орденом (например, орден Тастевен—так называется чашечка для пробы вина). Открывается праздник торжественным приемом новых членов, кавалеров ордена, которые получают право носить костюм ордена и тастевен, повешенный на шее на широкой ленте.
ФРАНЦИИ ^ ****** окровская •секнии церковный |ищения (]оиг с1е 1а 1ь свечей (]оиг с1е 1а юславном календаре ^ние. Как и в других э Франции по слу-[Я устраивались просо свечами в руках эдили по улицам и Особенно торжест-и бывали в средние 'ни прекратились— затем и в деревнях. местностях Бретани ^и шествие со све-иного рода: в пол-торжественно обхо-ы, надеясь, что этот 1гополучие. в деревнях долгое обычаи, сложив-ний о том, что свеча, шанделёр в церкви, апотропеическими эжет предохранить 'т несчастья, болез- 1ТИТЬ ОТ МОЛНИИ И яе в день шанделёр или весь год. Та-зили иногда знак 1верях для оберега ювобрачных. естьянин почитал н из самых значи-именно этот празд-редставлениям, от |
крывал весну, бо многих областях Франции с этой даты начинались земледельческие работы: А 1а СЬапс1е1ецг А 1а спаггие, 1аЬоигеиг. На шанделёр Берись за плуг, пахарь2. С этого дня было принято приступать к работам в поле, в саду, на виноградниках. Именно к празднику свечей приурочено множество примет и поговорок. Во многих французских провинциях считали, что хорошая погода в день шанделёр—признак того, что зима будет продолжаться еще сорок дней; плохая погода в этот день—радуйся: зиме конец. Как и во многих других европейских странах, крестьяне наблюдали в этот день за поведением животных: медведя, козы, волка. Чаще всего во французских поговорках фигурирует медведь. В народе говорили, что в день шанделёр медведь выходит из своей берлоги и не возвращается в неё, если стоит пасмурная погода, если же светит солнце, он забирается в берлогу еще на сорок дней3. Много примет, пословиц и поговорок приурочено и ко дню св. Блеза, 3 февраля. Считалось, что к этому дню прекращаются зимние холода, если же они держатся, не жди ранней весны. В некоторых деревнях Бургундии св. Блез считался покровителем виноградарей, в других—покровителем землепашцев. В честь него устраивались традиционные процессии: по улицам деревни провозили повозку с плугом, запряженную четырьмя волами. В более позднее время обряд изменился, плуг уже не возили, но разыгрывали сцены, имитирующие пахоту: мужчины волокли за руки упирающегося человека. В некоторых местах в этот день было принято освящать семена4. Окончание холодного сезона связывали и с днем св. Агаты. В Провансе |
в день св. Агаты устраивали маскарады, разыгрывали сцены изгнания «старухи», символизировавшей холодное время. По улицам города верхом на осле с пустым мешком в руках проезжала «старуха». Она останавливалась у каждой двери, прося милостыню. Мальчишки бегали за ней, били ее палками, осыпали бранью. «Старуха» была живучей, и эта церемония повторялась в конце февраля, иногда в конце марта и даже в мае5. В Провансе св. Агату наделяли властью заклинать стихийные бедствия. В Бургундии она считалась покровительницей матерей. Три последних дня февраля и три первых дня марта (в некоторых областях три последних дня марта и три первых апреля) считались несчастливыми днями, «днями старухи» (}оигэ с1е 1а \ЛеП1е), «одолженными днями» Ооигз сГЕтргипО, которые часто бывают ненастными. В разных областях Франции можно слышать варианты легенды об этих днях. В Провансе рассказывают, как одна старуха в конце февраля, считая, что холода миновали, подтрунивала над февралем. И тогда разгневанный февраль занял три дня у своего брата марта и нагнал такого холода, что все стадо овец старухи погибло. Старуха утешилась, она купила коров и решила, что теперь ей ничто не грозит. Но история повторилась. Март, которого она стала дразнить, занял три дня у апреля и погубил ее стадо 6. - " В марте у крестьянина много забот. И как бывает в деревенском быту, сроки работ рассчитываются по датам церковного календаря. Землепашец в марте должен провести весеннюю пахоту, боронование, сев. Виноградарь—подрезать лозу, расставить жерди для подвязывания кустов, сделать прививку. Эти дела он стремится приурочить ко дню св. Григория—12 марта. Садовод заканчивает посадки, делает прививки. В марте выгоняют на пастбище скот. 31 |
ется с закалывания свиньи. В Арденнах открытие проходило под звуки барабана, призывавшего молодежь на площадь перед мерией, где их встречала музыка: все должны были прийти в масках, тот, кто не отзывался на призыв, расплачивался восемью кувшинами пива12. Атмосферу веселья создавали ряженые (та8^ие8, таэсагао^ез), с песнями и шутками обходившие дома, где они собирали яйца, сало, ветчину, вино, употреблявшиеся для грандиозной общей пирушки, р-^ногда процессия ряженых разыгрывала пародию на деревенскую свадьбу.) В отдельных местностях разыгрывалась пантомима, в которой представлены были двенадцать месяцев года. Каждый месяц исполнял свою песню. .''Самый простой и наиболее распространенный во Франции прием ряжения, создающий комический эффект, — это переодевание мужчин в женское платье, а женщин в мужские брюки и куртки, вывернутые наизнанку. Парни щеголяли в чепчиках, девушки — в каскетках, фетровых шляпах. Лица обмазывали ваксой, сажей, мукой.) Некоторые авторы считают, что этот прием ряжения дает наибольшую возможность выразить чувства человека, вернее то, что живет в нем подсознательно, не испытывая стыда или публичного посрамления. Один пол берет временный реванш над другим, может позволить себе по отношению к лицу другого пола вольности, даже непристойности, дать выход обычно подавляемым эротическим склонностям 13. Вероятно, мужское ряжение возникло раньше, чем женское, и главенствующая роль мужчин, особенно молодых людей, в празднестве, сохранявшаяся в отдельных областях Франции, не что иное, как отголосок обрядности более ранних эпох. В южных провинциях Франции женщины не принимали активного участия в карнавальных танцах, они были лишь страдающей стороной, против них были 34 |
направлены мужские проказы, их обливали водой, пачкали грязью, сажей 14. /Рядились также медведем или иным животным.' Иногда из дома в дом водили «лошадку» (Ыс1осЬе): несколько человек накрывались одной попоной, изображая лошадь. Такие «лошадки» — излюбленный персонаж в Нормандии15, /^ В южных провинциях Франции — ,' в Провансе, Лангедоке, в Баскской об-{ ласти одним из карнавальных развлече-( ний были игры и танцы с «лошадками», «всадниками на лошади». Но в целом в стране не было широко принято ряжение животными. Драматические сцены с животными масками характерны лишь для области Пиренеев16. В XIX в. вошли в обиход картонные крашеные маски фабричного изготовления. •Среди карнавальных шуток, от которых ждали благотворного эффекта, здоровья, богатства и пр., излюбленными были: обливание ьодой, грязью, обсы-пание мукой, сажей, золой, а в городах в XIX в. — драже или конфетти 1?.1 В конце XIX в. обычай ряжения стал постепенно исчезать, его оставило вначале старшее поколение, а затем и молодежь. После 1920 г. маскарады сохранялись лишь как детская забава18. Особое место в карнавальной обрядности занимали персонажи, олицетворяющие цикл в целом или отдельные его периоды. «Жирный период» олицетворял персонаж, носящий, так же как и праздник, имя Карнавал, Кармантран. Нередко его наделяли и пародийным именем (Рапзагс!, Сгараг!), содержащим намек на обжорство, которому все предавались в дни карнавала, — Пузан. Эта черта карнавала подчеркивалась нередко и обликом персонажа: его изображали с огромным пузом Центральную фигуру карнавала изображал человек, чучело, маска какого-нибудь животного, например медведя. В Пиренеях, например, инсценировались-драматические сцены охоты на медведя. Иногда главным персонажем была «ло |
шадь», бык», кс цветами ДИЛИ ИЛ1 ния, воз1 ком — э" родской. вторник дины по Чело цузской вольно | КарнаВс Иногда наказан скую не ловека перевяз или вер женых ваясь : итоге, 1 утром : Лишь ; заменя экзеку! вешалг Чащ менное голого атриб^ Ор «суда рогати назыв. над К бурно тия, е случш В раз «казн все з, полнг В ( лись ные I Шал< кано1 ную |
церемонии сопровождались процессиями верующих, обходом полей. В некоторых местах в первый день молений «освящали» колодцы и источники. Дорогу, по которой следовала процессия, крестьяне усыпали ветками и цветами. В 'других местах одновременно с колодцами «освящали» и ульи, посыпали их солью, как очистительным средством. Моления были введены во Франции в 470 г. Они сохраняются в некоторых районах до сих пор, например в Шампани и в Лотарингии. Но процессии, которые их сопровождали, не совершаются с 1905 г., времени отделения церкви от государства57.
На сороковой день после пасхи отмечается праздник вознесения (Авсепзюп). В некоторых местностях (Перигор) его называли малой пасхой, так как пожилые люди причащались в этот день. Считается, что в это время кончаются весенние холода:
А ГАзсепэюп — Ье с1егтег Гпззоп.
На вознесенье — Последний озноб.
Плохой признак, если в этот день идет дождь58.
Обрядность троицы (Реп1есб1е), отмечаемой на пятидесятый день после пасхи, богаче, особенно в Эльзасе и Лотарингии. Многие обряды, связанные с майским циклом, приурочены в этих областях ко дню троицы. В средние века троица считалась одним из самых значительных церковных и народных праздников. Постепенно размах праздника уменьшился. Днями отдыха, увеселений, выезда в поле остались лишь воскресенье и понедельник троицы. В отдельных местностях Франции на троицу повторяются пасхальные обряды: в Лиму-
зене крестьяне выходили в поле «катать яйца», ели пасхальное кушанье— омлет (разсЬас1а). В Эльзасе дети водили хороводы и обменивались при этом подарками: девочкам дарили ленты, получали в обмен крашеные пасхальные яйца. Воде, «освященной» на троицу, приписывали то же благотворное свойство, что и пасхальной. Ею окропляли поля, виноградники.
Ко дню троицы в Тарасконе и некоторых других городах Прованса были приурочены церемонии с Тараской.
\ В фольклоре Прованса очень большое место занимали легенды о страшном чудовище — Тараске, пожиравшем скот и пастухов и державшем в страхе всех жителей этих мест. Заслугу избавления Прованса от Тараски легенда приписывала «святой» Марте и в память о «чудесном» избавлении в середине XV в. в Провансе был учрежден праздник Тараски. Церемония с Тараской состояла • в том, что огромное чучело дракона — Тараски—с головой быка-льва, с широко открытой пастью, с когтистыми лапами и чешуйчатым изогнутым хвостом носили по улицам, а оно выбрасывало огонь из ноздрей, придавалось неисто-^ вым скачкам, опрокидывало людей, обжигало их огнем.
Некогда церемонии с Тараской имели ритуальный смысл, они сопровождались шуточными играми, обливанием друг друга водой, обсыпанием мукой и:
сажей, в чем можно усмотреть сходство с карнавальными обрядами, связанными с магией плодородия.
Возобновленная в конце XIX в. церемония с Тараской утратила ритуальное значение. В наши дни процессии с Тараской, организуемые в Тарасконе, — это веселое зрелище, привлекающее нетолько местных жителей, но и туристов, отдыхающих 59.
Обрядами праздника троицы во Франции завершался весенний цикл календарных праздников.