Показатели концентрации продавцов на рынке кулинарных изделий
Рассчитаем показатели концентрации по фактическим данным о фирмах, производящих и продающих кондитерскую продукцию в городе Сов. Гавани. Их названия и доли на рынке в порядке убывания приведены в следующей таблице:
Номер |
Название |
Доля на рынке |
1 |
ООО «Кулинария» |
0,31 |
2 |
ООО «Торты и кексы» |
0,23 |
3 |
Кулинария от ресторана «Чернов» |
0,19 |
4 |
Кулинария от магазина № 36 |
0,17 |
5 |
ООО «Буданов» |
0,1 |
Для удобства промежуточные вычисления занесем в следующую таблицу:
Номер фирмы, k |
Доля на рынке, |
Квадраты долей, |
|||
1 |
0,31 |
0,31 |
0,0961 |
1,171183 |
0,36306672 |
2 |
0,23 |
0,54 |
0,0529 |
1,469676 |
0,33802547 |
3 |
0,19 |
0,73 |
0,0361 |
1,660731 |
0,31553893 |
4 |
0,17 |
0,9 |
0,0289 |
1,771957 |
0,30123266 |
5 |
0,1 |
1 |
0,01 |
2,302585 |
0,23025851 |
Сумма |
1 |
|
0,224 |
|
1,5481223 |
Укажем значения показателей концентрации и сделаем выводы.
1. Индексы концентрации можно рассчитывать для любой совокупности фирм, работающих на рассматриваемом рынке и делать выводы в зависимости от выбранной совокупности. Например, из таблицы видно, что две крупнейшие фирмы – ООО «Кулинария» и ООО «Торты и кексы» – вместе имеют долю на рынке 54%.
2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана . Значение этого индекса ближе к 0, чем к 1. Следовательно, можно считать рынок кулинарных изделий близким к рынку и идеальной конкуренцией.
3. Дисперсию долей фирм на рынке выведем из ее связи HHI: так как , то . Дисперсия сравнительно небольшая, что говорит о том, что все фирмы имеют приблизительно одинаковые доли на рынке, что мы и можем наблюдать по таблице данных.
4. Индекс энтропии . Этот показатель сравнительно высокий. Значит, у продавцов сравнительно невысокие возможности влиять на рыночную цену кулинарной продукции.
5. Индекс Джини отобразим графически с помощью кривой Лоренца:
Данная кривая показывает неравномерность распределения долей рынка, а именно: несколько фирм имеют долю на рынке больше равномерного распределения.
Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность торговли
1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года №2300-1 (в редакции от 9 января 1996 года №2-ФЗ).
2. Закон Российской Федерации «О сертификации товаров и услуг» от 10 июня 1993 года №5151-1.
3. Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» от 10 июня 1993 года №5152-1.
4. Закон Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 года №2859-1.
5. Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг». Принят Государственной Думой 19 мая 1995 года. Утвержден Президентом Российской Федерации 19 июня 1995 г.
6. Закон Российской Федерации «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №147-ФЗ.
7. Постановление №8 Коллегии Госстандарта России о номенклатуре товаров и услуг, подлежащих сертификации, от 31 марта 1994 г.
Список литературы
1. Медведков М.М. Потерянные миллиарды. // Журнал «Эксперт», №2, 2002, стр. 17-23.
2. Торговое дело: учебник для ВУЗов. // под ред. Брагина Л.А. – М.: Инфо-М, 2002.
3. Трейвиш М.И. Управление ликвидностью при товарном кредитовании: роль и место факторинга. // Журнал «Аудит и финансовый анализ», № 12, 2000, стр. 37-46.
4. Навигатор. Газета при Совгаваньском горсовете, №34, 2002.