Показатели концентрации продавцов на рынке кулинарных изделий

Рассчитаем показатели концентрации по фактическим данным о фирмах, производящих и продающих кондитерскую продукцию в городе Сов. Гавани. Их названия и доли на рынке в порядке убывания приведены в следующей таблице:

Номер

Название

Доля на рынке

1

ООО «Кулинария»

0,31

2

ООО «Торты и кексы»

0,23

3

Кулинария от ресторана «Чернов»

0,19

4

Кулинария от магазина № 36

0,17

5

ООО «Буданов»

0,1

 

Для удобства промежуточные вычисления занесем в следующую таблицу:


Номер фирмы, k

Доля на рынке,

Квадраты долей,

1

0,31

0,31

0,0961

1,171183

0,36306672

2

0,23

0,54

0,0529

1,469676

0,33802547

3

0,19

0,73

0,0361

1,660731

0,31553893

4

0,17

0,9

0,0289

1,771957

0,30123266

5

0,1

1

0,01

2,302585

0,23025851

Сумма

1


0,224


1,5481223


Укажем значения показателей концентрации и сделаем выводы.

1. Индексы концентрации можно рассчитывать для любой совокупности фирм, работающих на рассматриваемом рынке и делать выводы в зависимости от выбранной совокупности. Например, из таблицы видно, что две крупнейшие фирмы – ООО «Кулинария» и ООО «Торты и кексы» – вместе имеют долю на рынке 54%.

2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана  .  Значение этого индекса ближе к 0, чем к 1. Следовательно, можно считать рынок кулинарных изделий близким к рынку и идеальной конкуренцией.

3. Дисперсию долей фирм на рынке  выведем из ее связи  HHI: так как  ,  то . Дисперсия сравнительно небольшая, что говорит о том, что все фирмы имеют приблизительно одинаковые доли на рынке, что мы и можем наблюдать по таблице данных.

4. Индекс энтропии . Этот показатель сравнительно высокий. Значит, у продавцов сравнительно невысокие возможности влиять на рыночную цену кулинарной продукции.

5. Индекс Джини отобразим графически с помощью кривой Лоренца:

Данная кривая показывает неравномерность распределения долей рынка, а именно: несколько фирм имеют долю на рынке больше равномерного распределения.

Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность торговли

1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года №2300-1 (в редакции от 9 января 1996 года №2-ФЗ).

2. Закон Российской Федерации «О сертификации товаров и услуг» от 10 июня 1993 года №5151-1.

3. Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» от 10 июня 1993 года №5152-1.

4. Закон Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 года №2859-1.

5. Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг». Принят Государственной Думой 19 мая 1995 года. Утвержден Президентом Российской Федерации 19 июня 1995 г.

6. Закон Российской Федерации «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №147-ФЗ.

7. Постановление №8 Коллегии Госстандарта России о номенклатуре товаров и услуг, подлежащих сертификации, от 31 марта 1994 г.

Список литературы


1.              Медведков М.М. Потерянные миллиарды. // Журнал «Эксперт», №2, 2002, стр. 17-23.

2.              Торговое дело: учебник для ВУЗов. //  под ред. Брагина Л.А. – М.: Инфо-М, 2002.

3.              Трейвиш М.И. Управление ликвидностью при товарном кредитовании: роль и место факторинга. // Журнал «Аудит и финансовый анализ», № 12, 2000, стр. 37-46.

4.              Навигатор. Газета при Совгаваньском горсовете, №34, 2002.