Содержание


Введение.. 3

1. Теоретические и методологические основы сущности лесного фонда.. 5

1.1. Понятие и состав лесного фонда.. 5

1.2. Управление лесным фондом.. 8

1.3. Организация лесного хозяйства.. 11

2. Практика аренды участков лесного фонда.. 16

2.1. Правовое положение об аренде участков лесного фонда.. 16

2.2. Аренда участков лесного фонда.. 21

Заключение.. 27

Список использованной литературы... 29






Введение

Переход к рыночным отношениям способствовал восстановлению и развитию аренды недвижимости. В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, включая леса. Предоставление участков лесного фонда в аренду на договорной основе является одним из наиболее перспективных направлений по развитию рыночных отношений в лесном комплексе. При этом арендодателями определены низовые звенья управления - лесхозы. Порядок предоставления участков лесного фонда в аренду установлен "Положением об аренде участков лесного фонда", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1998 г. N 345. В соответствии с ним участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов Рослесхоза или по результатам лесных конкурсов.

Представления о передаче участков лесного фонда в аренду подготавливаются территориальными органами Рослесхоза с участием органов местного самоуправления и лесопользователей. Передача участка лесного фонда арендодателем и принятие его арендатором осуществляются на условиях, предусмотренных договором аренды, по передаточному акту, подписываемому сторонами.

По сути, установленный порядок заключения договоров аренды предусматривает формирование объектов недвижимости, по отношению к которым лесхозы выступают от лица государства в качестве собственников с осуществлением функций по распоряжению участками лесного фонда и контроля за обеспечением лесопользования по целевому назначению, а лесопользователи в качестве арендаторов недвижимого имущества - участков лесного фонда в конкретных границах и на определенной площади.

С переходом к рыночной экономике ранее созданные комплексные леспромхозы, совмещавшие функции управления, контроля и хозяйствования, прекратили свое существование. В новых условиях эти функции разграничили с закреплением их за различными структурными образованиями, в результате чего государственные органы управления стали не в состоянии осуществлять предпринимательскую деятельность с государственным имуществом. Эта роль отводится частным предпринимателям и юридическим лицам при наличии соответствующей лицензии, которым предоставлена возможность самостоятельно хозяйствовать с чужим имуществом. Арендатор по общему правилу становится собственником продукции, произведенной с использованием арендованного имущества.

Актуальность данной темы и послужила выбором данной темы.

Цель работы: рассмотреть порядок аренды участков лесного фонда.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. дать понятие и описать состав лесного фонда;

2. описать, как осуществляется управление лесным фондом;

3. дать характеристику организации лесного хозяйства;

4. описать правовое положение об аренде участков лесного фонда;

5. привести примеры аренда участков лесного фонда.


1. Теоретические и методологические основы сущности лесного фонда

1.1. Понятие и состав лесного фонда

Первое определение единого государственного лесного фонда дано Лесным кодексом РСФСР (1923 г.), который отнес к этому фонду "все леса и земельные площади, предназначенные для выращивания древесины и для нужд лесного хозяйства"[1].

Это понятие подчеркивает два момента:

1) принадлежность лесного фонда государству как его собственнику,

2) наличие в составе рассматриваемого фонда не только лесов, но также земель, предназначенных лесоразведения и для нужд лесного хозяйства.

Лесной фонд составляет более одной трети территории России. В его состав входят: леса, земли, покрытые лесом либо предназначенные для лесоразведывания, нелесные земли, но расположенные внутри земель лесного фонда (болота, дороги, гари, просеки и т.д.).

Центральное место в составе элементов лесного фонда занимают леса. Основы лесного законодательства РФ определяют леса как совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружаю щей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Данное определение имеет три недостатка, о которых необходимо знать в практической работе. Первый касается терминологии. Закон употребляет неизвестное слово окомпоненты окружающей природной среды. Закон РФ о «Об охране окружающей природной среды» такого понятия не знает. Он знает понятие объектов окружающей природной среды.

Второй недостаток относится к функциям лесов. Закон не раскрывает экологическую функцию лесов, ибо не подчеркивает воздействия, которое лес обязательно оказывает на состояние растительных и животных сообществ не только внутри, но и во вне - в окружающей его природной среде. Наконец, третий недостаток, который не позволяет лес как совокупность древесно-кустарниковой растительности отличить от других крупных растительных массивов типа парков, ботанических садов, дендрария. Такого признака Основы законодательства не указывают. А им должен стать правовой режим земель, составляющих понятие лес: произрастание растительности на землях лесного фонда. Отсюда следует определение леса как составная часть природной среды, представляющей совокупность земель, отнесенных к лесному фонду, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других объектов природной среды, биологически взаимосвязанных друг с другом и оказывающих влияние друг на друга в своем развитии и на окружающую природную среду.

Как природный объект лес выполняет три жизнеобеспечительные функции: экологическую, экономическую, культурно-оздоровительную. Экологическая функция леса выражается в оказании влияния на окружающую (а не только природную) среду. Лес имеет средозащитное, климаторегулирующее, почвозащитное, водоохранное, санитарное, оздоровительное значение. Экономическая, функция леса состоит в том, что он является источником древесины и другой продукции народного хозяйства. Культурно-оздоровительная функция проявляется в том, что лес способствует укреплению здоровья, развитию познания человеком природы.

В понятие "лес" входят несколько видов природных ресурсов, которые сейчас активно используются в хозяйственной деятельности, науке, культуре, медицине: древесина, ягоды, грибы, лечебные травы, соки, смолы, ресурсы животного мира, сенокосные угодья и т.п.

Другим элементом лесного фонда является земля. Она представлена в двух значениях: как составная часть земельного фонда (ст. 3 ЗК РСФСР) и неотъемлемая часть лесного фонда. Отсюда следует и двойная правовая функция данной категории. В качестве составной части земельного фонда земля служит объектом правового регулирования со стороны земельного законодательства. В этом смысле ее охрана и использование должны соответствовать Земельному кодексу. Этот же документ определяет порядок возникновения и прекращения права пользования землями лесного фонда. В то же время в качестве составной части лесного фонда земля подвержена влиянию правовому регулированию использования охраны лесов.

Во втором значении наблюдается "сращивание" некоторых понятий. Например, рациональное использование лесов одновременно означает рациональное использование земель, занятых этими лесами. Охрана лесных земель от самовольного занятия рассматривается не только как земельное, но и лесное правонарушение. В этом смысле рациональное использование, земель лесного фонда есть прежде всего рациональное исполнение лесов, охрана их и защита.

Границы земель лесного фонда устанавливает государство, исходя из фактически занимаемой площади лесными деревьями и лесной растительностью, с учетом необходимости восстановления и воспроизводства лесных культур. Конкретное земельно-лесное пространство распределяется по субъектам федерации, владельцам лесного фонда и субъектам лесопользования, имеющим право на сдачу лесов в аренду.

Внутреннее распределение земель и лесов в рамках лесного фонда решается органами лесного хозяйства.

Из взаимосвязи земель и древесно-кустарниковой растительности определяется и собственность на лесной фонд.

Основы лесного законодательства РФ не дают ответа о праве собственности на леса в РФ. Согласно Конституции РФ, леса могут быть в собственности государственной, муниципальной и частной.

Основная часть лесного фонда находится в государственной собственности. К муниципальной собственности могут быть отнесены лесные участки городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребности городов и районов. В частной собственности закон допускает нахождение небольших лесных участков лесфонда.

Государственная собственность на леса в данный период развития российского общества является доминирующей среди других форм собственности на леса. Распределение объектов лесного фонда между федеральной собственностью на леса и собственностью субъектов Федерации производится на основе закона о федеральных ресурсах и договора Федерации с субъектами Федерации.

Третьей структурной частью лесного фонда является животный мир. Под ним понимается сообщество диких животных и птиц, насекомых, обитающих в лесах. Они органически связаны с лесом как со средой своего обитания. Вместе с тем (как и земля) животный мир лесов имеет самостоятельное значение и регулируется в аспекте его охраны и использования специальным законодательством.

1.2. Управление лесным фондом

Под управлением лесным фондом понимается совокупность функций по организации и ведению лесного хозяйства либо сама деятельность государственных и муниципальных органов, наделение их соответствующими полномочиями и отграничение их компетенции.

Согласно Конституции РФ владение, пользование, распоряжение лесным фондом отнесено к совместным полномочиям Федерации и субъектов Федерации.

К ведению Федерации Основы лесного законодательства относят следующие вопросы: определение основных направлений государственной поли тики в области лесного хозяйства; учет лесного фонда и ведение лесного кадастра; определение порядка организации и деятельности органов управления лесным фондом; установление порядка распределения лесов по группам и категориям защитности; назначение системы платежей за пользование лесным фондом; утверждение расчетной лесосеки; правил отпуска леса на корню, рубок леса, условий передачи участков лесного фонда в аренду и т.д.

В ведение субъектов Федерации Основы законодательства включают разработку региональных программ по развитию лесного хозяйства; участие в совершенствовании лесного законодательства; распоряжение сов местно с РФ лесным фондом; утверждение по районам лимитов лесосечного фонда в рамках расчетной лесосеки; экологическое воспитание и образование населения с обеспечением его необходимой экологической информацией и т.п. (ст. 4, 5.Основ).

К компетенции местных органов самоуправления лесным фондом относятся участие в разработке федеральных и региональных программ развития лесного хозяйства; согласование с вышестоящими органами управления лесным фондом принципов определения ставок и размеров лесных податей, арендной платы за пользование лесным фондом. Районные исполнительные органы совместно с владельцами лесного фонда принимают решения о передаче в аренду участков лесного фонда. Этим органам принадлежит право выбора лесопользователя на основе прямых переговоров, конкурса, лесных торгов. Они имеют право принимать решения о приостановлении, ограничении или прекращении права на пользование лесным фондом в случае нарушения закона, условий пользования, причинения вреда лесу.

Несколько иной перечень полномочий у исполнительных органов городов по управляемым ими городским лесам, лесопарковым зонам и иной растительности, отнесенной к категории лесного фонда. Лесная растительность внутри городов, пригородных, зеленых зон городов и крупных промышленных центров не имеет эксплуатационного значения. Основная функция этой категории лесов защитно-санитарная, рекреационная. Сообразно этому полномочия городских органов направлены на реализацию рекреационной и культурно-оздоровительной функции леса.

Государственное управление лесофондом состоит из органов общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции закон относит Президента РФ, Федеральное собрание, правительство, представительные и исполнительные органы субъектов федерации и муниципальных органов.

В систему специально уполномоченных органов управления лесным хозяйством входят федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз, имеющая подведомственные ей управления лесного хозяйства в субъектах Федерации, лесхозы в районах и городах, лесничества.

Федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз), согласно Положению, утвержденному Правительством РФ 5 июля 1994 г., разрабатывает основные направления государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и развития лесного хозяйства, обеспечивает непрерывное, неистощительное лесопользование, сбережение и приумножение лесных богатств.

С этой целью Рослесхоз ведет учет лесного фонда и организует владение лесного кадастра, классифицирует леса по определенным группам и категориям защитности, утверждает расчетные лесосеки, разрабатывает рекомендации по ведению побочных лесных пользований, организует управление национальными природными парками, учебными лесными и опытными лесными хозяйствами, ведает охотничьим хозяйством и регулированием охоты в тех лесхозах, на которые возложены данные функции.

Рослесхоз владеет государственным имуществом на праве оперативно го управления и вправе распоряжаться им только с согласия Росгосимущества.

В настоящее время правом владения, пользования и распоряжения лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами наделены[2]:

·                     Рослесхоз - 1110,6 млн. гектара, или 94,7 % от земель лесного фонда;

·                     Госкомэкология России - 18,8 млн. гектара, или 1,6 % от земель лесного фонда;

·                     Минсельхозпрод России - 43,1 млн. гектара, или 3,7 % от земель лесного фонда;

·                     Минобразования России - 0,4 млн. гектара;

·                     Минобороны России (леса, расположенные на землях обороны) - 4,1 млн. гектара (не входят в лесной фонд);

·                     органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (леса, расположенные на землях городских поселений, - городские леса) - 1,7 млн. гектара (не входят в лесной фонд).

1.3. Организация лесного хозяйства

Основная функция федеральной службы лесного хозяйства состоит в организации лесного хозяйства – работы, направленной на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов. В эту работу входят следующие показатели: основные требования по ведению лесного хозяйства, распределение лесов по группам и категориям защитности, расчетной лесосеки, владение лесным фондом.

Основные требования к ведению лесного хозяйства (ст. 12 Основ лесного законодательства) включают принципы лесохозяйственных отношений: сохранение и усиление экологической функций леса, повышение его природоохранного значения; воспроизводство леса и улучшение его породного состава; эффективность ведения лесного хозяйства.

Приоритет в перечне функций отдается экологическим, лесоохранным направлениям деятельности службы лесного хозяйства. Потребительское же значение леса в смысле удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине ставится в перечне на второе место (хотя на практике реализации закона все происходит на оборот).

Основные требования ведения лесного хозяйства, зафиксированные в ст. 12 Основ лесного законодательства, разумеется, относятся не толь ко к органам лесного хозяйства системы Рослесхоза. Они распространяются на всех лесопользователей в лесах Российской Федерации. Эти требования положены в основу подразделения лесов лесфонда по группам в соответствии с выполняемыми ими экологическими либо экономическими или культурно-оздоровительным функциями.

Все леса России по их экологическому, экономическому, культурно-оздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное деление существовало издавна. Действующее законодательство вновь подтверждает его правовое и организационное значение.

В ведении Федеральной службы лесного хозяйства России (Рослесхоза) находится 1110,6 млн. гектаров, или 94,7% от площади всех земель лесного фонда России, в том числе леса первой группы составляют 234,6 млн. гектаров, или 21,1% от площади земель лесного фонда, леса второй группы - 64,1 млн. гектаров, или 5,8% от площади земель лесного фонда, и леса третьей группы - 811,9 млн. гектаров, или 73,1% от площади земель лесного фонда[3].

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно экологические и природозащитные функции. Это почвозащитные, водоохранные, санитарно-гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных национальных парков. Данная группа лесов расположена по всей территории России. Она устанавливается Рослесхозом по согласованию с исполнительными органами субъектов Федерации. В лесах первой группы запрещена заготовка древесины на основе рубок главного пользования. Допускаются рубки ухода за лесом, санитарные рубки деревьев, если это не противоречит целям охраны леса.

Более трети лесов I группы относится к притундровым лесам. На площади 48,9 млн. гектаров, или 20,8% от площади лесов I группы, допускаются рубки главного пользования. На площади 185,7 млн. гектаров, или 79,2 % от площади лесов I группы, рубки главного пользования запрещены.

Наряду с высокой социально-экологической значимостью лесов I группы в них сосредоточен запас древесины в объеме 16,2 млрд. кубометров[4].

К лесам второй группы относятся лесные массивы с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где леса недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограниченно эксплуатационное значение. В соответствии с принципом неистощительности в пользовании лесным фондом заготовка древесины в лесах данной категории ведется на основе расчетной лесосеки.

В Основах лесного законодательства РФ расчетная лесосека определяется как норма подлежащей вырубке древесины. Это не совсем точно. Весь "расчет" лесосеки должен состоять в том, что норма ежегодной вырубки исходит из соответствия ее норме ежегодного прироста древесины по республике, области, краю, району, лесхозу. Причем невыборка древесины, в рамках расчетной лесосеки в одном году не дает оснований для сохранения этого количества на следующий год.

Лесами третьей группы считаются леса многолесных районов, где площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50% территории. Эти леса имеют преимущественно эксплуатационное значение. Они в основном предназначены для удовлетворения потребностей в древесине народного хозяйства и граждан. Вместе с тем эта группа лесов в силу занимаемого ею пространства выполняет важные экологические функции. Среди них прежде всего следует назвать тот удельный вес, который они имеют в пополнении кислородного запаса атмосферы.

В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть выделены особо охраняемые участки леса с ограниченным режимом лесопользования. В лесах первой группы – это леса заповедников и национальных парков, городов и зеленых зон, защитные, санитарные леса и т.д. В лесах второй и третьей групп такими особо охраняемыми зонами могут стать особо ценные участки леса, полезащитные насаждения, места обитания редких и исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Расчетная лесосека устанавливается органами лесного хозяйства по согласованию с исполнительными органами субъектов Федерации на основе принципов непрерывности и неистощительности лесопользования и с учетом рубок главного пользования при заготовке древесины по каждому лесному хозяйству. Расчетная лесосека утверждается федеральной службой лесного хозяйства по согласованию с органами власти Федерации и субъектов Федерации.

Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, производится в исключительных случаях с разрешения правительства РФ. Перевод лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведением лесного хозяйства (строительство дорог, предприятий по переработке лесной продукции и т.п.), производится с разрешения государственных органов управления лесным хозяйством области, края, Москвы и Санкт-Петербурга.

Леса России составляют 22% от мирового запаса лесов. Общая площадь земель лесного фонда Российской Федерации, по состоянию на 01.01.98 г., составляла 1172,9 млн. гектаров, или 69% территории России; покрытая лесом площадь составляла 770,7 млн. гектаров, общий запас древесины в лесах - 81,5 млрд. кубометров, в том числе спелых и перестойных насаждений - 43,9 млрд. кубометров, из них хвойных - 34,5 млрд. кубометров[5].

Леса России богаты хвойными лесами, имеющими высокое народнохозяйственное значение. Хвойные леса занимают 70% земель лесного фонда, здесь же сосредоточено более 70% запаса древесины.

Наиболее распространенной древесной породой в лесном фонде Российской Федерации является лиственница, затем идут сосна, береза, ель, кедр, осина, пихта, дуб, липа.

Лиственница произрастает на площади 263,2 млн. гектаров, или 29,5% от покрытой лесом площади, сосна - 115,2 млн. гектаров (или 10,4% соответственно), береза - 93 млн. гектаров (или 8,4%), ель - 76,3 млн. гектаров (или 6,9 %), кедр - 39,7 млн. гектаров (или 3,4%), осина - 19,8 млн. гектаров, (или 1,8 %), пихта - 14,4 млн. гектаров (или 1,3 %), липа - 3,2 млн. гектаров (или 0,3 %).

Группа твердолиственных пород занимает 17,5 млн. гектаров, или 1,6 % от покрытой лесом площади.

Завершая характеристику земель лесного фонда, следует указать на ряд особенностей:

·                     неравномерность в размещении лесов по территории России (от почти безлесных полупустынных районов до богатых лесом таежных районов);

·                     большое разнообразие породного состава и продуктивности лесных насаждений в силу географических условий;

·                     различная интенсивность освоения лесных массивов в зависимости от уровня экономического развития регионов;

·                     повышение социально-экономического фактора значимости лесов в связи с ростом промышленных центров и народонаселения: увеличение площади лесов I группы с 14,5% в 1961 г. до 21,1% от площади лесного фонда в 1998 г.

2. Практика аренды участков лесного фонда

2.1. Правовое положение об аренде участков лесного фонда

Аренда участков лесного фонда регулируется Лесным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда.

По договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (далее именуется – арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (далее именуется – арендатор) участок лесного фонда за плату на срок от 1 до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования[6].

Участки лесного фонда могут передаваться в аренду одному или нескольким арендаторам для осуществления следующих видов лесопользования[7]:

а) заготовки древесины;

б) заготовки живицы;

в) заготовки второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);

г) побочного лесопользования (сенокошения, пастьбы скота, размещения ульев и пасек, заготовки древесных соков, заготовки и сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбора мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша, других видов побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);

д) пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

е) пользования участками лесного фонда для культурно оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Не допускается аренда участков лесного фонда на территориях государственных природных заповедников.

Участки лесного фонда, переданные в аренду, по истечении срока аренды в собственность арендатора не переходят.

Выкуп и субаренда арендованных участков лесного фонда запрещаются.

Порядок предоставления участков лесного фонда в аренду

Предоставление участков лесного фонда в аренду должно осуществляться гласно с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов. Представления о передаче участков лесного фонда в аренду подготавливаются территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством с участием органов местного самоуправления и лесопользователей.

На основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации (без проведения лесного конкурса) участки лесного фонда предоставляются в аренду на срок от 1 года до 5 лет лесопользователям, длительное время осуществляющим свою деятельность на данной территории и имеющим производственные мощности для заготовки и переработки древесины и других лесных ресурсов, а также сельскохозяйственным организациям, расположенным на данной территории.

Граждане и юридические лица, имеющие право и желающие получить в аренду участок лесного фонда (без проведения лесного конкурса), направляют в лесхоз письменное заявление, в котором указываются:

а) для граждан – фамилия, имя, отчество, место жительства, паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан);

б) для юридических лиц – наименование (с указанием организационно-правовой формы), местонахождение, номер его расчетного счета в соответствующем банке;

в) место расположения участка лесного фонда, виды и цели лесопользования;

г) другие данные, необходимые для предоставления участка лесного фонда в аренду без проведения лесного конкурса.

К заявлению прилагаются копии документов, удостоверяющих государственную регистрацию юридического лица или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

При предоставлении участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы по решениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.

Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в порядке, определяемом указанным федеральным органом, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством.

В случае предоставления в аренду участка лесного фонда площадью свыше 200 гектаров для заготовки древесины на срок более 5 лет арендатор обязан в течение года после подписания передаточного акта представить арендодателю проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на переданном в аренду участке лесного фонда, а при сроке аренды от 2 до 5 лет – план рубок.

В случае предоставления в аренду на срок более 5 лет участка лесного фонда площадью свыше 200 гектаров для нужд охотничьего хозяйства арендатор обязан в течение года после подписания передаточного акта представить арендодателю проект организации ведения охотничьего хозяйства на переданном в аренду участке лесного фонда.

Проекты организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства, планы рубок и проекты организации ведения охотничьего хозяйства на арендованном участке лесного фонда разрабатываются за счет арендатора государственными лесоустроительными организациями федерального органа управления лесным хозяйством по типовым схемам и методикам, утвержденным этим органом.

Проекты организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства и проекты организации ведения охотничьего хозяйства на арендованном участке утверждаются территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации по согласованию с соответствующими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды. Порядок утверждения планов рубок устанавливается территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации.

Форма и условия договора аренды участка лесного фонда

Договор аренды участка лесного фонда заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного арендодателем и арендатором.

Договор аренды подлежит государственной регистрации в порядке, установленном гражданским законодательством, и считается заключенным с момента государственной регистрации.

Несоблюдение письменной формы договора аренды и требования о его государственной регистрации влечет недействительность договора.

В договоре аренды должны быть указаны[8]:

а) стороны договора аренды;

б) границы участка лесного фонда (которые должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах);

в) виды лесопользования;

г) объемы (размеры) лесопользования;

д) срок аренды;

е) размер арендной платы и порядок ее внесения;

ж) права и обязанности сторон по использованию, охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов;

з) порядок оплаты проведенных арендатором лесохозяйственных работ;

и) ответственность за нарушение договорных обязательств и порядок возмещения убытков;

к) основания расторжения и изменения договора аренды. Указанные условия являются существенными условиями договора аренды участка лесного фонда. В договоре аренды по усмотрению сторон указываются также иные условия, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации.

Арендная плата

Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование участком лесного фонда, размер и порядок внесения которой определяются договором аренды.

Размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок лесных податей за данный вид лесопользования[9].

Арендная плата устанавливается за весь арендуемый участок лесного фонда как сумма платежей по видам лесопользования, предусмотренным договором аренды.

При заготовке древесины в порядке рубок главного пользования арендная плата не может быть меньше размера, исчисленного по минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню.

Арендная плата взимается исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины (живицы) на участке лесного фонда, переданном в аренду.

В начальный период освоения участка лесного фонда, предоставленного в аренду для заготовки древесины (период создания и развития производственных мощностей), размер арендной платы устанавливается в соответствии с объемами заготовки древесины, которые определены договором аренды на этот период. Продолжительность начального периода освоения участка лесного фонда устанавливается в договоре аренды, но не может превышать 3 лет.

За древесину, заготавливаемую арендатором при рубках промежуточного пользования на участке лесного фонда, переданном ему в аренду для осуществления рубок главного пользования, арендная плата не взимается.

За пользование земельным участком лесного фонда арендатор выплачивает арендную плату.

Величина арендной платы зависит от количества и качества используемых лесных ресурсов, их вида, расположения. Принципы арендной платы разрабатываются субъектами Федерации, конкретные размеры – устанавливаются местной администрацией либо определяются на лесных торгах.

2.2. Аренда участков лесного фонда

За период между государственным учетом лесного фонда на 01.01.93 г. и государственным учетом лесного фонда на 01.01.98 г. из лесов I группы переведено в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, 83,3 тыс. гектаров лесных земель. В среднем ежегодно переводилось 16,7 тыс. гектаров.

Данные о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в 1993-1997 гг. приводятся ниже.

Годы

Всего (га)

В том числе

в Московской области

в Ленинградской области

1993

14330

786

509

1994

17189

707

221

1995

17910

1346

660

1996

16313

913

996

1997

17565

958

1637

ИТОГО

83307

4710

4023

В Ленинградской области леса I группы составляют 40,3% земель лесного фонда, леса II группы - 59,7% земель лесного фонда.

В Московской области за период с 1993 г. по 1997 г. переведено в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, 4,7 тыс. гектаров, в Ленинградской - 4 тыс. гектаров лесных земель.

Сведения о переводе лесных земель в лесах I группы в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного фонда, по основным лесофондодержателям приведены ниже.

(площадь в гектарах)

Лесофондодержатели

1997 г.

1998 г.

Всего, в т. ч.

13987,1 - 100%

4198,2 - 100%

Лесхозы Рослесхоза

12023,5 - 86 %

3956,6 - 94 %

Сельскохозяйственные организации

712,6 - 5 %

70,3 - 2 %

Земли Минобороны России

708 - 5 %

46,7 - 1%

Прочие

543 - 4 %

124,6 - 3 %

Цели перевода лесных земель в нелесные в лесах первой группы: организация коллективного садоводства - 6 % от площади, подлежащей изъятию; индивидуальное жилищное, дачное и коттеджное строительство - 5 % от площади, подлежащей изъятию; линейные сооружения (линии электропередачи, газо- и нефтепроводы, дороги) - 53 % от площади, подлежащей изъятию; карьеры под добычу полезных ископаемых - 26 % от площади, подлежащей изъятию; свалки и захоронения отходов - 1 % от площади, подлежащей изъятию; прочие цели - 9 % от площади, подлежащей изъятию.

Из общей площади лесных земель переведено в нелесные в постоянное пользование с исключением из состава лесного фонда 7,1 тыс. гектаров, или 40,5 % от общей площади, подлежащей изъятию, в том числе с правом вырубки насаждений - 2,6 тыс. гектаров лесных земель, или 14,8% от общей площади, подлежащей изъятию.

Число землеустроительных дел и площадь земель лесов I группы, переведенных в нелесные, в 1998 г. по сравнению с 1997 г. сократилось почти в 4 раза.

За этот период Правительством Российской Федерации были приняты распоряжения по переводу лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, на площади 622 гектара, в том числе покрытой лесной растительностью - 428 гектаров.

Цели перевода: организация коллективного садоводства -13 % от площади, подлежащей изъятию; дачное, коттеджное и жилищное строительство - 32 % от площади, подлежащей изъятию; линейные сооружения (линии электропередачи, газо- и нефтепроводы, дороги) - 19 % от площади, подлежащей изъятию; карьеры под добычу полезных ископаемых - 12 % от площади, подлежащей изъятию; свалки и захоронения отходов - 1% от площади, подлежащей изъятию; для прочих целей - 24% от площади, подлежащей изъятию.

Анализ данных справки о переводе лесных земель в нелесные земли в Московской области показывает, что свыше 90% земель, подлежащих изъятию из лесного фонда Московской области, представлены землями лесного фонда Звенигородского и Наро-Фоминского пригородных лесхозов, а также Подольского районного управления лесами. Наряду с большим удельным весом земель лесного фонда, передаваемых под коллективное садоводство, в настоящее время значительные площади отводятся под жилищное строительство юридическим лицам, в интересах которых осуществляется указанный перевод, среди которых в основном коммерческие организации и акционерные общества.

В практике землеустроительных дел имеют место случаи, когда осуществляется перевод лесных земель в нелесные для использования в целях индивидуального жилищного строительства в лесах I и II поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения. Лесистость этих участков в 1,5 раза превышает среднюю по Московской области, а площадь отвода превышает нормативную более чем в 2,5 раза.

По данным проверки в Ленинградской области, за период, прошедший с момента введения Лесного кодекса Российской Федерации, принято 15 распоряжений Правительства Российской Федерации о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, на основании заключений Рослесхоза или Госкомзема России и материалов 84 землеустроительных дел, представленных по обращению правительства Ленинградской области.

Площадь изъятия лесных земель при переводе их в нелесные, предусмотренная распоряжениями Правительства Российской Федерации, составляет 2042 гектара, или 0,1% от площади лесов первой группы, составляющей 1807 тыс. гектаров. Покрытая лесом площадь составляет 1681 гектар, или 82 % от лесных площадей, подлежащих изъятию.

Анализ материалов землеустроительных дел показывает, что из лесных земель, подлежащих переводу в нелесные, площадью 2042 гектара в ведении Рослесхоза - 1656 гектаров, в ведении правительства г. Санкт-Петербурга - 207 гектаров, находившихся ранее во владении сельскохозяйственных организаций - 8 гектаров, на землях Минобороны России, не входящих в состав государственного лесного фонда, - 171 гектар лесных земель.

Цели перевода лесных земель в нелесные в лесах первой группы: организация коллективного садоводства - 8 % от площади, подлежащей изъятию; дачное, коттеджное и жилищное строительство - 5 % от площади, подлежащей изъятию; линейные сооружения (линии электропередачи, газо- и нефтепроводы, дороги) - 56 % от площади, подлежащей изъятию; карьеры под добычу полезных ископаемых - 24 % от площади, подлежащей изъятию; прочие цели - 8 % от площади, подлежащей изъятию.

Площадь лесов второй группы Ленинградской области - 2690 тыс. гектаров, из них покрытая лесом - 2001 тыс. гектаров. Площадь изъятия лесных земель при переводе их в нелесные в Ленинградской области, предусмотренная распоряжениями правительства Ленинградской области, составляет 220 гектаров, в том числе покрытая лесом - 202 гектара.

Перевод лесных земель в нелесные под прокладку линейных сооружений (линии электропередачи, газо- и нефтепроводы, дороги) составил 87 % от площади, подлежащей изъятию; карьеры под добычу полезных ископаемых - 13 % от площади, подлежащей изъятию.

По данным Рослесхоза за период, прошедший после введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, в Московской области передано в аренду 26 участков лесного фонда для культурно-оздоровительных целей общей площадью 21 гектар преимущественно в пригородных лесхозах. В Ленинградской области - 9 участков общей площадью 100 гектаров.

В целом по Российской Федерации передано в аренду для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей 4792 участка лесного фонда общей площадью 36521 гектар.

Более широкое применение передачи в аренду участков лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей является альтернативой перевода лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, и способствует сохранению земель лесного фонда Российской Федерации.

По данным Рослесхоза органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за небольшим исключением, не разработали нормативов платежей за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом и (или) изъятием земель лесного фонда с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляются указанные перевод и (или) изъятие. Отсутствует кадастровая оценка переводимых и (или) изымаемых участков леса как основа определения размера платежей.

По данным Московского управления лесами в 1997 году при переводе лесных земель в нелесные земли из лесного фонда Московской области на площади 539 гектаров в порядке возмещения потерь лесного хозяйства лесхозами получено 949 тыс. рублей, или 1760 рублей в расчете на 1 гектар. В Звенигородском лесхозе в порядке возмещения потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные на площади 115 гектаров получено по 1098 рублей в расчете на 1 гектар.

В 1998 году при переводе лесных земель в нелесные земли на площади 83 гектара получено 2030,8 тыс. рублей, или 24500 рублей в расчете на 1 гектар. По 18 из 23 землеустроительных дел оплата возмещения потерь лесного хозяйства не производилась.

В Ленинградской области по состоянию на 2001 год в аренде находится 65 % лесного фонда и на арендованной территории заготавливается 71% древесины по главному пользованию (леса МПР). Передача участков лесного фонда в аренду оформляется комплектом документов, в подготовке которых участвует лесоустройство. Для заключения договоров аренды лесоустроительное предприятие представляет материалы расчета размеров главного и промежуточного пользования на арендуемых участках лесного фонда.

Аренда леса - /клик для увеличения/


Заключение

В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

За период между государственным учетом лесного фонда 1993 г. и государственным учетом лесного фонда 1998 г. из лесов I группы переведено 83,3 тыс. гектаров лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. В среднем ежегодно переводилось 16,7 тыс. гектаров. Такие темпы перевода влекут за собой сокращение площади лесного фонда, носящее необратимый характер.

Анализ показателей перевода лесных земель в нелесные лесах первой группы за период после введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации показывает, что 12,5 % лесных земель переведено в нелесные в целях: организации коллективного садоводства, индивидуального жилищного строительства, дачного и коттеджного строительства, свалок и захоронения отходов.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за небольшим исключением, не разработали нормативов платежей за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом и (или) изъятием земель лесного фонда с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляются указанные перевод и (или) изъятие.

Отсутствует кадастровая оценка переводимых и (или) изымаемых участков леса как основа определения размера платежей.

В связи с перечисленными выше проблемами, можно внести следующие предложения.

Для упорядочения перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда, обеспечения сохранения земель лесного фонда и максимального получения денежных средств, направленных на возмещение потерь и убытков лесного хозяйства, с учетом изложенного необходимо принять следующие меры:

  • обеспечить контроль за исполнением федерального законодательства, регламентирующего перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, и соблюдением порядка изъятия земель лесного фонда;
  • обеспечить более требовательный подход к обоснованию размеров площадей при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, использованию альтернативных вариантов, предусматривающих возможность сокращения площадей изъятия;
  • обеспечить более широкое применение передачи в аренду участков лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, способствующее сохранению земель лесного фонда Российской Федерации;
  • прекратить безвозмездную передачу участков лесного фонда, являющихся федеральной собственностью, коммерческим структурам;
  • произвести кадастровую оценку участков лесного фонда как основу определения размера платежей за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом и (или) изъятием земель лесного фонда с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляются указанные перевод и (или) изъятие на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации и т.д.

Список использованной литературы

1.     Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. Экономика недвижимости. Учебник – М.: Филинъ, 1999.

2.     Информационно-аналитическая записка "Вопросы перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, в увязке с реализацией основных задач Счетной палаты Российской Федерации" // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации – 1999 №12

3.     Петров А.П., Ильин В.А., Николаева Г.Н. Экономика лесного хозяйства. Учебник для техникумов. М.: Экология , 1993 – 320 с.

4.     Петров А.П., Кулишкина С.Г., Логацкий В.Н., Майоров И.Г. Методические рекомендации по применению аренды (лицензирования) участков лесного фонда. М.: ВНИПИЭИлеспром, 1993 – 82 с.

5.     Петров А.П., Солдатова В.В. Методические рекомендации по формированию платежей за лесные ресурсы. Пушкино, ВИПКЛХ, 1993.

6.     Положение о порядке проведения лесных конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда Российской Федерации. Утверждено приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.09.97 N123, зарегистрировано в минюсте РФ 26.12.1997 г, рег.N1438.

7.     Положение об аренде участков лесного фонда от 24 марта 1998 года № 345 //“Собрание законодательства РФ”, 1998, № 14, ст. 1585, “Российская газета”, № 73, 15 апреля 1998 г.)

8.     Формирование лесного кадастра, системы плат за лесопользование и аренды лесов Урала/Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т леса; Отв. ред.: С. А. Мамаев, Р.П. Исаева. - Екатеринбург: Ин- т  леса УрО РАН, 1996. - 131 с.



[1] ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА "Вопросы перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, в увязке с реализацией основных задач Счетной палаты Российской Федерации" // БЮЛЛЕТЕНЬ Счетной палаты Российской Федерации – 1999 №12

[2] Там же

[3] ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА "Вопросы перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, в увязке с реализацией основных задач Счетной палаты Российской Федерации" // БЮЛЛЕТЕНЬ Счетной палаты Российской Федерации – 1999 №12

[4] Там же

[5] Там же

[6] Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. Экономика недвижимости. Учебник – М.: Филинъ, 1999. с.341

[7] Положение об аренде участков лесного фонда от 24 марта 1998 года № 345 //“Российская газета”, № 73, 15 апреля 1998 г.)

[8] Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. Экономика недвижимости. Учебник – М.: Филинъ, 1999. с.344

[9] Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. Экономика недвижимости. Учебник – М.: Филинъ, 1999. с.345