Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле

Факультет

Региональная кафедра

«Учетно-статистический»

Философии, истории и права




Контрольная работа по деловому общению

На тему: «Деловое общение» и фундаментальные психологические теории

Вариант № 2



 

 

Студентка                                                

                                              (подпись)

Специальность                                         Бухгалтерский учет, анализ и аудит

№ личного дела                                       Образование                                            Первое высшее

Группа                                                           3 Бг-4

Научный руководитель                                          






Барнаул – 2007 г.

Оглавление:

I. Социальная психология как теоретическая основа науки «Деловое общение». Проблемы общения в социальной психологии……………..........................................................................2

 

II. Особенности анализа структуры психики индивида в современных психологических теориях. Покажите значение этих теорий для науки «Деловое общение».……………………....7

 

III. Примеры реализации взаимосвязи современных фундаментальных психологических теорий и науки «Деловое общение» в моей деловой практике …………………………………………………………………………20

 

IV. Список литературы…………………………………………….23


 
 
 













I. Социальная психология как теоретическая основа науки «Деловое общение». Проблемы общения в социальной психологии.

Развитие науки «Деловое общение» тесно связано с развитием такого фундаментального психологического направления, как социальная психология. Предметом ее рассмотрения стали такие психические процессы, которые характеризуют личность и группу как субъектов социального взаимодействия.

По мере развития социальной психологии сложился и довольно значительный блок ее проблем: изучение психических состояний и свойств личности, возникающих у нее при включении в различные социальные группы и в систему социальных отношений в целом; исследование психических процессов в малых группах и психических процессов межгруппового взаимодействия; рассмотрение межличностного общения и взаимодействия; исследование массовых психических явлений, возникающих в больших сообществах людей.

Проблемы социальной психологии и науки «деловое общение» тесно взаимосвязаны. Именно в рамках социальной психологии началось обстоятельное исследование такого важного социально-психологического феномена, как общение. Были установлены специфика общения, его структура, содержание и основные функции.

Несмотря на различные трактовки понятия «общение» в отечественной социальной психологии, можно выделить существенные его характеристики:

1.     это особая форма проявления активности субъекта;

2.     это особый вид реальности межличностных отношений;

3.     Общение всегда предполагает определенные формы совместной деятельности людей.

Одно из общепринятых определений общения предполагает его понимание как особой формы активности субъекта, результатом которой является не столько предмет, сколько межличностные отношения.[1]

В рассмотрении структуры общения доминируют два подхода. Один из них выделяет три уровня анализа общения: макроуровень (общение рассматривается как значимая для психического развития индивида системы его взаимосвязей с другими людьми); мезауровень (общение анализируется как динамическая система контактов, ситуаций, этапов общения) и микроуровень (общение рассматривается как совокупность элементарных единиц общения, под которыми понимается взаимодействие субъектов общения в каком либо поведенческом акте).[2]

Второй подход опирается на выделение в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной, перцептивной.[3]

Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией между коммуникаторами посредством двух знаковых систем, вербальной и невербальной, и единой или сходной системой кодификации и декодификации сообщений.

Интерактивная сторона общения предполагает реализацию регуляционно-коммуникативной функции, нацеленной на поведенческую сферу и организацию совместной деятельности субъектов общения.

Перцептивная сторона общения связана перцептивно-коммуникативной функцией, которая реализуется в межличностном восприятии друг друга субъектами общения.

В последнее время в социальной психологии предлагается расширить эту структурную классификацию общения до пяти составляющих, включив еще два структурных компонента:

Когнитивную составляющую, связанную с реализацией когнитивно-коммуникативной функции и характеризующую процессы межличностного познания и понимания субъектов общения;

Аффективную составляющую, которая выполняет аффективно-коммуникативную функцию и связана с регуляцией эмоциональных состояний субъектов общения. [4]

Таким образом, общение – это многомерный социально-психологический феномен, который включает в себя и определенные психологические механизмы познания и понимания субъектов общения. Были выделены четыре таких психологических механизма: идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция. Все они участвуют и в деловом общении.

Большое значение для становления теоретических основ делового общения имела разработка в социальной психологии проблемы конформизма - изменение поведения или убеждений в результате группового давления. Конформизм проявляется в двух формах: внешней и внутренней. Внешний конформизм есть уступчивость – «внешнее следование за группой при внутреннем несогласии». Внутренний конформизм – одобрение, «полное соответствие убеждений и поступков групповому давлению».[5] Обычно выделяют две причины конформизма: нормативное и информационное влияние группы.

Исследование межличностных отношений в малых группах – еще одно достижение социальной психологии. Оно позволило установить очень важный для делового общения эффект социальной фасилитации – «усиление доминантных реакций в присутствии других».[6] Было установлено, что присутствие других улучшает выполнение простых задач, связанных с проявлением доминирующих психических реакций.

Одним из важных направлений социальной психологии является исследование психологических механизмов межгруппового взаимодействия. Разработка таких феноменов, как этноцентризм, внутригрупповой фаворитизм, внешнегрупповая дискриминация, способствовала выявлению причин межгрупповой агрессии и враждебности. Исследования американских психологов Д. Майерса, Д. Тернера показали, что «отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность и пристрастность межгруппового восприятия и оценивания».[7]

Особое место в социальной психологии занимает исследование психических процессов больших социальных групп и массовых явлений. Выделение таких сфер психических процессов, как когнитивная, мотивационная, аффективная и регулятивно-волевая, позволило установить роль общегрупповых мотиваций и потребностей в формировании направленности психики личностей, включенных в большие социальные группы.

В деловом общении значение когнитивной и потребностно-мотивационной сферы может проявляться в стремлении членов больших социальных групп (например, предпринимателей) к объединению в ассоциации, корпорации, союзы на основе общности своих интересов и потребностей.

Включение в предмет исследования социальной психологии психических процессов, характерных для массовых скоплений людей, сообществ, стало значительным шагом в развитии социально-психологической науки. Анализ психологии толпы, проведенный в работе Г. Лебона «Психология народов и масс», показал, что толпа представляет собой особый социально-психологический феномен. Для нее характерны такие психологические качества и черты, как доминирование бессознательных психических процессов, возрастание восприимчивости индивидов в толпе к внушению, психическому заражению, к аффективным эмоциональным реакциям и вместе с тем ослабление индивидуальной воли и осознанного контроля за своими действиями.[8]

На основе этих характеристик Лебон формулирует психологический закон духовного единства толпы, который обнаруживается в коллективных действиях толпы, ее коллективной воле и душе.[9]

Разработка психических процессов, характерных для массовых скоплений людей была продолжена в работах французского психолога Сержа Московичи. Справедливо отмечая, что возрастание роли электронных коммуникаций во второй половине XX века привело к «глобализации масс» - созданию массы мирового масштаба, Московичи обращает внимание на оборотную сторону этой глобализации – возможность без особых затруднений производить внушение масс и осуществлять психологическое господство над ними.[10] Для делового общения особенно важно замечание Московичи о том, что масс-медиа непрерывно меняют и трансформируют отношения между массами и социальными общностями людей. Экономические, профессиональные деления теряют свой традиционный характер и трансформируются прессой, которая смягчает их и облачает в форму общественного мнения, выходящего за пределы.[11]

Эти положения Московичи раскрывают психологические механизмы информационных технологий делового общения, использующих манипуляцию и внушение для изменений мнений и поведения людей.

Таким образом, развитие такой фундаментальной психологической теории, как социальная психология, способствовало созданию теоретического базиса науки «деловое общение».

 

 

II. Особенности анализа структуры психики индивида в современных психологических теориях. Их значение для науки «Деловое общение».

Описать психическую структуру личности пытались многие теории. Одни из них сделали попытку выявить ее биологическую детерминацию. Например, теории Кречмера и Шелдона связали характер психических реакций человека с его физической конституцией.[12] Другие теории сделали на выявление соотношения различных элементов, уровней и систем психической структуры. К таким теориям можно отнести психоаналитическую концепцию Зигмунда Фрейда и аналитическую психологию Карла Юнга. Они объясняют динамику личности на основе взаимодействия структурных элементов психики: бессознательных мотиваций, влечений, комплексов и архетипов.

Психоанализ З. Фрейда.

Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области – системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых дух систем (сознательного и бессознательного) характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.

Система бессознательного «Оно».

Необходимой и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного. Именно она, по утверждению Фрейда, служит источником всех психических сил и энергий личности. В работе «Я и Оно» З. Фрейда эта система получила название Оно.[13]           Характеризуя бессознательное как «закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наша психическая деятельность»[14] Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как:

1.     Оно - несловесное (невербальное);

2.     «Оно никогда не умирает», не теряет своей динамической силы и энергии;

3.     Ему закрыт прямой доступ в сознательное;

4.     По динамике своего образования бессознательное есть вытесненное, формирующееся на протяжении всей жизни человека без всякого участия сознания;

5.     Законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное «как бы не обращает внимания» на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет «всевременно», - сразу прошлым, настоящим и будущим.

По своему содержанию бессознательное представляет внутреннюю стихию психических процессов, «кипящий котел» психических реакций, аффектов, врожденных эмоций, влечений.

В качестве важнейших структурных элементов бессознательного Фрейд выделяет:

1).Ошибочные действия, к которым он относит оговорки, обмолвки, описки, ошибки, забывание, затеривание, запрятывание являются психическими актами. Они возникают в результате интерференции (наложения) двух различных намерений.[15]

Для делового общения это имеет очень важное значение, затянувшиеся паузы перед некоторыми словами, оговорки, обмолвки делового партнера могут свидетельствовать о некоторой неискренности его речевых суждений, о скрытых и неосознанных его стремлениях.

2).Сновидения представляют собой психические реакции на действующие со сне раздражители. Они являются устранением нарушающих сон раздражителей путем галлюцинаторного удовлетворения.

3).Влечения, именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой, психические элементы внутренних раздражителей организма, имеющих телесный характер, влечения подразделяются на две группы:

1.     Влечения «Я», цель которых – самосохранение индивида;

2.     Влечения «libido», их цель – продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут никогда не угасающую жизнь в его психике.

В ситуации делового общения, так или иначе, происходит спонтанная психическая дифференциация партнеров по признаку пола. И в зависимости от того, кто ваш деловой партнер – мужчина или женщина, соответственно срабатывают механизмы психологической защиты, а также идентификации и стереотипизации.

На основе влечений происходит формирование комплекса Эдипа. Фрейд считал, что во всех жизненных ситуациях личность заимствует свою психическую энергию от этого первого, вытесненного в бессознательное, комплекса Эдипа.

Разработанная Фрейдом типология влечений подвергалась им существенной корректировке. Он ввел новое деление влечений и предложил более расширенное толкование содержания бессознатнльного. Фрейд исходил из того, что психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу между Эросом (влечением libido и влечениями «Я») и Танатосом (влечениями к смерти).

Система «Сверх-Я».

Таким образом Фрейд подходит к обоснованию второй области психической структуры личности «Идеал-Я», или «Сверх-Я», которое становится продуктивным источником психической силы и энергии для взаимодействия с реальностью, и прежде всего с явлениями моральной и культкрной жизни.

«Сверх-Я» формируется под влиянием социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения «добра» и «зла».[16]

К проявлениям «Сверх-Я» можно отнести «внезапное пробуждение совести» у человека, возникновение «безотчетного чувства вины», строгости и презрения к себе. «Природа человека, по утверждению Фрейда, как в отношении добра, так и зла превосходит то, что он сам предполагает о себе.[17]

Образование «Сверх-Я» Фрейд связывает с особым психическим механизмом – идентификацией (отождествлением).

Психические феномены «Сверх-Я» осуществляют нравственный контроль за поведением партнеров. Зачастую в психической структуре личности происходит столкновение нравственных и прагматических суждений.

Система предсознательного «Я» .

Третьим пластом психической структуры  личности Фрейд называет предсознательное «Я». Оно находится между «Сверх-Я» и «Оно», связывая их как посредник. Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре. Принцип наслаждения, который господствовал в бессознательном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни – принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями «Оно»

Пройдя цензуру, которая лежит на границе бессознательного и «Сверх-Я», психические элементы получают вербальное (словесное) оформление и только после этого могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание «принципом реальности» психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного.

По своему содержанию предсознательное включает в себя прежде всего психические процессы мышления и памяти, которые осуществляют селективный отбор и сортировку желаний, влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообразуясь с реалиями внешнего мира.

Психические процессы, происходящие в предсознательном, имеют особое значение для делового общения: 1) они способствуют психической ориентации определенной ситуации делового общения, определяя пространственно-временные рамки общения и реальные условия коммуникации партнеров, 2) влияют на диалоговую информационную фазу общения партнеров.

Предложенная Фрейдом концепция психической структуры личности, состоящая из трех рассмотренных выше систем, может быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессознательного, «Сверх-Я» и предсознательного предстает более образно.









Схема показывает, что бессознательное может взаимодействовать одновременно с двумя системами – «Сверх-Я» и «Я» - и его самостоятельное проникновение в сознание исключено. Сами же эти системы представлены в сознании незначительно, в виде выступающих небольших вершин, так как большая часть процессов в психической структуре личности протекает на предсознательном и бессознательном уровнях.

Между тремя системами психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые способны дестабилизировать личность, если «Я» будет не способно восстановить между ними равновесие.

Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном «Я», которое может не только определить требования «Оно», но и преодолеть давления со стороны «Сверх-Я». Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям «Оно», то есть к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями (раздражением, тревогой и отчаянием). Фрустрации побуждают «Я» снимать напряжение с помощью разного рода «выпускных клапанов», к которым можно отнести и разработанные Фрейдом механизмы психологической защиты. Это подавление, отвергание, вытеснение, сублимация, проекция и рационализация.

Для делового общения наиболее значимы сублимация, проекция и рационализация.

·        Сублимация состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, замен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой.

·        Проекция, состоящая в наделении других людей собственными чувствами. Доброжелательность, улыбка, небольшой наклон головы в сторону партнера нейтрализует возможные негативные эмоции партнера, побуждая его к общению.

·        Рационализация – поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия, встречается довольно часто в диалоговой фазе делового общения.

Аналитическая психология К. Юнга.

Разделяя общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, Карл Юнг в отличие от Фрейда отвергает пансексуалистическую трактовку либидо как основу поведения людей. Основным проявлением психической структуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, выступает не либидо, а «психическая энергия как таковая». Под этим термином Юнг подразумевает все более или менее определенно выраженные и оформленные «душевные побуждения или силы», энергия которых рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физических явлений.[18]

Подчеркивая своеобразие психической энергии, ее несводимость к биохимическим процессам мозга, Юнг настаивает на ее личностной природе, которая, однако, не творится человеческим индивидуумом по произволу, а, напротив, сама преобразует его в процессе пробуждения феномена сознания.[19]

При этом в качестве фундамента психики индивида, придающего определенную форму ее содержанию, выступает коллективное бессознательное, составляющее наиболее глубинный уровень бессознательного и существенно отличное от личностного бессознательного.

Коллективное бессознательное и архетипы.

Гипотеза Юнга о коллективном бессознательном, ставшая качественно новым моментом в трактовке психической структуры личности, обусловила и своеобразие его подхода к пониманию соотношения и взаимосвязи элементов и систем психики индивида.

Характеризуя коллективное бессознательное как такую психическую систему, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов»[20], Юнг выделяет следующие его особенности:

1.     своим существованием оно обязано исключительно наследственности;

2.     оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;

3.     его содержание  в основном представлено архетипами – буквально предшествующим формам, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми.

Архетипы столь близки инстинктам, что можно предположить, сто они являются бессознательными образами своих инстинктов, или «образцами инстинктивного поведения»[21].

Юнг отмечает, что архетипов ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуация. Активизация архетипа происходит, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу. Тогда, подобно инстинктивному влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле прокладывает себе путь. При этом конкретная форма архетипа реализуется символическим путем через архетипический образ в психике индивида. Архитипические образы коллективного бессознательного представляют интерес не только в смысле постижения особенностей спонтанных проявлений психики партнера, но и в том, что эти проявления помогают обнаружить определенный (свойственный именно данному партнеру) символизм передаваемой им информации.

Юнг связывает архетипические образы со спонтанным, непроизвольным проявлением нравственных эмоций, к примеру, совесть. В статье «Совесть с психологической точки зрения» Юнг отмечает, что моральная оценка какого-либо действия индивида не всегда может быть им осознана. Она может функционировать без всякого участия сознания на уровне символического образа, вызванного определенным архетипом.[22] При этом могут отсутствовать «муки совести», но сам символический образ может указывать на возможную нечистоту или аморальность какого-либо действия или поступка (например, в сновидениях).

Коллективное бессознательное неразрывно связано с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики образует единую психическую структуру личности.

Самость и четыре системы психики.

Интегрирующим центром единой психической структуры личности является архетип единства и целостности, Юнг обозначил как Самость.[23] Выступая как интегрирующее начало психики, Самость призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры, выразить психическую целостность личности и обеспечить ее реализацию в качестве субъекта. Становление Самости происходит в процессе индивидуализации – такого психического развития, которое реализуется лишь во второй половине жизни, когда индивид освобождается совсем от родительских уз и обретает новое единство сознания с бессознательным.

Согласно Юнгу, Самость объединяет четыре системы психики:

ü «Я»

ü «Персона», «Маска»

ü «Тень»

ü «Образы женщины и мужчины»

Первая система психики – система «Я», составляет самую малую часть психики, как целого, выступает центром сознания и именно к ней стекает весь поток осознаваемых психических переживаний. Для нее, по мнению Юнга, характерны узость, дискретность, степень ясности и малое информационное содержание.

В содержание системы «Я» входят психические процессы апперцепции (зависимость восприятия предметов от предшествующего опыта), чувствования, предвосхищения, а также процессы мышления, воли, влечений.

Процессы апперцепции связаны с личностными особенностями психической деятельности партнеров. Каждый из партнеров в деловом общении оказывается как бы между двумя противостоящими друг другу установками: между восприятием информации и пониманием личности партнера.

В некотором равновесии нуждаются психические процессы чувствования и мышления, возникающие в деловом общении. Разумная аргументация является возможной и перспективной до тех пор, пока эмоции партнеров не превысили некоторой критической для данной деловой ситуации точки.

Система «Я» включает в себя и психические процессы личностного самопознания.

Вторая система психики – «Персона» («Маска»). В нее Юнг включил психические процессы, связанные с социальным лицом личности, принятым ею по отношению к другим индивидам.

В отличие от системы «Я», представляющей собой монистическую фазу развития сознания, «Персоне» присуща двойственность, дуалистическое состояние. По своему содержанию «Персона» слагается из противоречивых элементов психики, одни из которых основаны на личностных пристрастия индивида, другие же образованы на основе социальных ожиданий от этой личности. Поэтому «Персона» всегда выступает как некий компромисс между этими двумя психическими процессами. Результатом этого компромисса становятся социальные роли, которые играет личность в обществе. В качестве психических элементов «Персоны» выступают персонифицированные аффекты, установки, идеалы, которые в свою очередь «овладевают» личностью и могут привести ее к сильнейшим потрясениям.

 К таким потрясениям можно отнести: «личностную инфляцию» (отчуждение личности путем ее отождествления с группой), «синдром ригидности» (проявление избыточной защищенности личности), «диссоциацию» (нарушение связи осознанных психических процессов с бессознательными, которое может привести к фрагментированию личности на отдельные комплексы).

Разлад с «Персоной» может привести к конфликтным ситуациям. Он вызывает чувство неудовлетворенности, а поскольку его внутренний источник не осознается, то причины, как правило, проецируются на делового партнера. Коллизии и столкновения между партнерами могут быть вызваны различием и в темпах адаптации их «Персон» к ситуации делового общения или же проявлением направленного психического давления одного из партнеров.

Третья система психики – «Тень». С наличием в психике этой системы связаны имеющие существенное значение неосознанные, спонтанные психические воздействия, исходящие из внутреннего субъективного мира партнеров. «Тень» является первичным уровнем бессознательных психических процессов, представляя собой личностное бессознательное. По своему содержанию она включает такие представления и восприятия, которые либо потеряли свою силу и оказались забытыми, либо «из-за слишком малой интенсивности никогда не достигали сознания…»

Юнг считает, что личность никогда не может «перепрыгнуть» через свою собственную «Тень» или обмануть ее. Напротив, признание собственной «Тени» необходимо личности для осознания собственного несовершенства. А такое осознание требуется для установления человеческих отношений, для общения с себе подобными, понимания взаимной зависимости людей, нужды в их помощи и поддержке. Если же личность имеет «завышенные идеалы», считая себя более совершенной, то тем самым она непроизвольно унижает других или ставит их в подчиненное положение.

Четвертая система психики – «Образы женщины и мужчины» (Анима и Анимус). Тень, входящая в личностное бессознательное, неразрывно связана с коллективным бессознательным -  самой глубинной системой психики личности. Эта система включает многочисленные архетипические образы, в том числе и такие, как образы мужчины и женщины.[24]

Анима представляет собой автономный архетипический образ в мужской личности, воспроизводя в его психической структуре женское начало. Анимус – это первообраз мужчины в психике женской личности. Распознать эти образы можно тогда, когда они спроецированы в каком-либо индивиде и помимо его воли выражаются в нем.

 В деловом общении Анима может проявиться в порыве излишней эмоциональности у партнера-мужчины или жесткой аргументации и ригидности партнера-женщины.

Взаимосвязь всех четырех систем психики в модели психической структуры, обоснованной Юнгом, можно образно представить на схеме.









Схема наглядно показывает, что, в отличие от Фрейда, Юнг выводит сознание из бессознательных психических процессов, которые и «придают определенную форму содержаниям психики».[25] Возможные конфликты, возникающие на стыке систем, приводят к дестабилизации Самости, она может проявиться в утрате Персоны, в «личностной инфляции», в недооценке своей Тени, в одержимости Анимой или Анимусом и других возможных потрясениях личности.

Возникающие в психической структуре комплексы Юнг связывает с определенной направленностью психики личности, ее доминирующими установками. В качестве таких установок он выделяет интроверсию и экстраверсию, которые «характеризуют предрасположенное реагирование психики индивида и тем самым определяют не только образ действия и вид субъективного опыта, но и характер бессознательной компенсации».[26]

У экстраверта психическая энергия почти вся направлена в сторону объекта, поэтому он больше ориентировании на то, что происходит вне него. Он не только легко вступает в общение, но и может соотносить свои личностные суждения с мнениями других.

Для интроверта характерно некоторое негативное отношение к объекту. Он больше ориентирован на свои собственные ощущения и оценку объекта, чем на сам объект как таковой. Психическая энергия интроверта направлена вовнутрь, она рефлексивна.

У экстраверта ведущим является правое полушарие головного мозга, так как оно ориентировано на текущее время и пространство. У интроверта ведущим является левое полушарие, связанное с внешним миром опосредованно.[27]

С точки зрения делового общения: экстраверт активен, деятелен, его волевой импульс направлен на делового партнера. Он даже склонен идти на риск, но зависимость от внешних условий, объективных факторов деловой ситуации всегда ограничивает его возможности. Интроверт старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в свих решениях и поступках ориентируется на собственные установки.

Типология Юнга, включающая интровертированную и экстравертированную установки психики личности, была дополнена им введением дополнительных различий внутри этих типов четырех психических функций: мышления, эмоций, ощущения, интуиции.[28] Соответственно в типологии личностей он выделил: мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы.

С точки зрения практики делового общения:

ü Мыслительный тип личности более склонен анализировать информацию, требователен к своему партнеру, предпочитает скрывать свои эмоции и чувства.

ü Эмоциональный тип личности, напротив, способен воздействовать на партнера своими эмоциями и сам легко поддается такому воздействию. Он более склонен идти на компромиссы, но обидчив, и может воспользоваться этим средством воздействия на партнера.

ü Ощущающий тип быстро ориентируется в ситуации делового общения, уверен в себе, реалистичен и не склонен заключать такие соглашения, которые не обещают практических результатов.

ü Интуитивный тип долго размышляет при принятии решений, склонен к колебаниям, сомнениям, проявляет беспокойство о будущей реализации делового соглашения.

III. Примеры реализации взаимосвязи фундаментальных психологических теорий и науки «Деловое общение» в моей деловой практике.

Для меня, как будущего экономиста, большое значение имеет умение общаться с коллективом в целом, а также с отдельными личностями, с учетом особенностей психики каждого.

В трудовом коллективе очень часто случаются проблемы конформизма, когда определенная группа людей старается изменить собственное мнение человека для достижения нужных им целей, например, убеждают подписать жалобу на директора с целью его увольнения.

Существуют также примеры фасилитации, когда работник в присутствии членов коллектива или начальства делает свою обычную работу     лучше прежнего.

Для руководителя большое значение имеет искоренение таких феноменов как групповой фаворитизм, внешнегрупповая дискриминация, которые разлагают целостность и единство коллектива.

Зная основы социальной психологии, человек сможет правильно построить свои отношения с другими людьми, избегая ненужных конфликтов и ссор.

Также в деловой практике находит свое отражение структура психики по Фрейду. Например, при беседе с партнером затянувшиеся паузы перед некоторыми словами, оговорки обмолвки могут свидетельствовать о неискренности, о скрытых и неосознанных его стремлениях.

Также при деловой беседе происходит дифференциация партнеров по признаку пола и в зависимости от этого срабатывают механизмы защиты, стреотипизации или идентификации, т.е. человек, формирует определенное мнение о своем собеседнике.

Человеку очень часто в своей деловой практике приходится выбирать между нравственностью и выгодой и тогда психический феномен «Сверх-Я» осуществляет нравственный контроль и может вызвать у человека внезапное пробуждение совести и человек, выбирая нравственность, отказывается от удачной деловой операции.

В процессе делового общения благодаря предсознательной системе человек регистрирует и даже кратковременно запоминает информацию, которая в данный момент общения наиболее существенна.

Очень часто в моей деловой практике имела место сублимация, когда сотрудник идет на достижение одной цели, но заменяет ее другой, из-за недостижимости первой. (Например, продает мебель дешевле, чем было оговорено).

Представленная выше структура личности предоставляет прекрасную возможность более детального изучения поведения личности, анализ ее действий и поступков.  Работая с любым коллективом, мы непременно сталкиваемся с отдельными его членами, каждый из которых отдельная, непохожая на другую личность.

Аналитическая психология Юнга также находит свое отражение в моей деловой практике. Исходя из этого, можно сказать, что на работу, связанную с проведением деловых переговоров нельзя брать людей с завышенными идеалами, т.е. которые не признают свою «Тень», иначе такой сотрудник непроизвольно будет ставить себя выше партнера, тем самым ставя его в подчиненное положение, что может вызвать недовольство и агрессию.

Люди с экстравертированной установкой психики лучше проводят переговоры, т.к. они активны, деятельны, легко вступают в контакт, принимают правильные и продуктивные решения. Интроверты, наоборот, стараются огораживаться от большого количества информации, сложнее идут на контакт и в принятии решений более ориентированы на собственные ощущения и оценки, что может не лучшим образом отразиться на деятельности организации.

           Ощущающий тип личности наиболее успешен в проведении переговоров, т.к.  быстро ориентируется в ситуации, уверен в себе, реалистичен и заключает только соглашения, которые обещают практические результаты. Такие умения могут положительным образом повлиять на деятельность компании.

Аналитическая психология Юнга помогает лучше разбираться в людях и вести себя соответственно их направленности психики, т.к. интроверты бывают очень чувствительными, а экстраверты слишком эмоциональными.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1.     Андреева Г.М. «Социальная психология» М.: Аспект Пресс, 2001.

2.     Годфруа Ж. «Что такое психология» М.: Мир, 1992.

3.     Дружинин В.Н. «Психология». СПб.: Питер, 2000.

4.     Душкина М.Р. «Психология влияния». СПб.: Питер, 2004.

5.     Лавриненко В.Н. «Психология и этика делового общения» М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6.     Лебон Г. «Психология народов и масс». СПб.: Макет, 1995.

7.     Майерс Д. «Социальная психология». СПб.: Питер, 2005.

8.     Морозов А.В. «Деловая психология». СПб.: Союз, 2002.

9.     Московичи С. «Век толп. Исторический трактат по психологии масс». М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.

10.           Филатова Е. «Соционика для Вас». Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.  

11.           Фрейд З. «Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.

12.           Фрейд З. «Психоанализ и русская мысль» М.: Республика, 1994.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

13.           Юнг К.Г. «Аналитическая психология.  Прошлое и настоящее».  М.: 1995.  

14.           Юнг К.Г. «Проблемы души нашего времени» М.: Прогресс / Универс, 1994.







[1] Душкина М.Р. «Психология влияния». СПб.: Питер, 2004.


[2] Дружинин В.Н. «Психология». СПб.: Питер, 2000.


[3] Андреева Г.М. «Социальная психология» М.: Аспект Пресс, 2001

[4] Душкина М.Р. «Психология влияния». СПб.: Питер, 2004.

 

[5] Майерс Д. «Социальная психология». СПб.: Питер, 2005.


[6] Майерс Д. «Социальная психология». СПб.: Питер, 2005

[7] Дружинин В.Н. «Психология». СПб.: Питер, 2000.

[8] Лебон Г. «Психология народов и масс». СПб.: Макет, 1995.

[9] Лебон Г. «Психология народов и масс». СПб.: Макет, 1995

[10] Московичи С. «Век толп. Исторический трактат по психологии масс». М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.


[11] Московичи С. «Век толп. Исторический трактат по психологии масс». М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.



[12] Годфруа Ж. «Что такое психология» М.: Мир, 1992.

[13] Фрейд З. «Психоанализ и русская мысль» М.: Республика, 1994.

[14] Фрейд З. «Психоанализ и русская мысль» М.: Республика, 1994.

[15] Фрейд З. «Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.


[16] Годфруа Ж. «Что такое психология» М.: Мир, 1992.

[17] Фрейд З. «Психоанализ и русская мысль» М.: Республика, 1994.


[18]Юнг К.Г. «Аналитическая психология.  Прошлое и настоящее».  М.: 1995.  

[19] Юнг К.Г. «Аналитическая психология.  Прошлое и настоящее».  М.: 1995.  

[20] Юнг К.Г. «Аналитическая психология.  Прошлое и настоящее».  М.: 1995.  

[21] Юнг К.Г. «Аналитическая психология.  Прошлое и настоящее».  М.: 1995.  

[22] Юнг К.Г. «Аналитическая психология.  Прошлое и настоящее».  М.: 1995.  

[23] Юнг К.Г. «Аналитическая психология.  Прошлое и настоящее».  М.: 1995.  

[24] Юнг К.Г. «Проблемы души нашего времени» М.: Прогресс / Универс, 1994.

[25] Юнг К.Г. «Аналитическая психология.  Прошлое и настоящее».  М.: 1995.  

[26] Юнг К.Г. «Проблемы души нашего времени» М.: Прогресс / Универс, 1994.

[27] Филатова Е. «Соционика для Вас». Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.  

[28] Юнг К.Г. «Проблемы души нашего времени» М.: Прогресс / Универс, 1994.